Образовательные подходы в общеобразовательной школе

Обновлено: 07.07.2024

Перед учителем XXI века стоит вопрос: Какие образовательные модели использовать в своей работе? Как обучать?

Образовательная модель – это обобщенная схема, которая включает в себя действие учителя по организации и управлению учебной деятельностью.

Каждая модель включает в себя набор профессиональных компетенций современного учителя. Для этого нужно знать теорию и практику, особенности психологических процессов, структуру учебной деятельности, методики развития. Учитель должен ориентироваться на личность школьника, помочь раскрыть индивидуальные познавательные возможности каждого учащегося.

В современной науке представлено множество подходов. Их можно расклассифицировать по разным основаниям, например, по научным дисциплинам: философский, психологический, педагогический, антропологический, междисциплинарный и т.д.; по объекту приложения: деятельностный, культурологический, личностный и т.д.; по организации рассмотрения (анализа): системный, комплексный, структурный и т.д. Разные подходы не исключают друг друга, а реализуют разные планы рассмотрения.

Более подробно рассмотрим одну из классификаций современных подходов обучения.

При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно – исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др.. В этом случае фактические знания станут следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему. Параллельно с освоением деятельности ученик сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности.

Личностно-ориентированное обучение основывается на понятии того, что личность являет собой совокупность всех её психических свойств, которые составляют её индивидуальность. Технология личностно-ориентированного обучения основана на принципе индивидуального подхода, при котором учитываются индивидуальные особенности каждого ученика, что, позволяет содействовать развитию личности ученика.

Предполагается, что учителя в коммуникативном обучении играют несколько ролей, основными из которых являются две. Первая заключается в содействии процессу речевого общения между всеми учащимися класса, а также обеспечении разнообразия видов деятельности и предъявляемых обучаемым текстов. Согласно второй роли, учитель должен действовать как независимый участник в группе, где происходит процесс обучения. Последняя роль непосредственно связана с целями первой роли. Эти главные роли, в свою очередь, подразумевают систему второстепенных ролей для учителя, во-первых как человека, способного организовывать учебный процесс таким образом, чтобы содействовать максимальной мобилизации возможностей, и, во-вторых, как человека, контролирующего внутриклассные действия и процедуры.

Социокультурный подход опирается на учение о ценностях (аксиологию) и обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. На передний план выступает идея развития ребенка через присвоение общекультурных ценностей, понимание им природы и человека как величайших ценностей, желание жить в гармонии с окружающим миром в соответствии с его законами. Предполагается формирование культуросообразного содержания образования, воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм жизни. Это означает ориентацию педагогического процесса на общечеловеческие культурные ценности, мировую и национальную духовную культуру.

Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по- иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель школы — формирование ключевых компетентностей.

Среди большого числа и разнообразия подходов к организации процесса обучения в школе каждый вид или тип решает определенный набор дидактических задач и выполняет свое назначение. Их разнообразие на практике говорит о творчестве и мастерстве учителей школ, заинтересованных в результативности своей работы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Краткие характеристики современных подходов организации учебного процесса.

Исследовательский подход.

предполагает:

введение общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех этапах (от восприятия до применения на практике);

организацию учебной и внеучебной поисково-творческой деятельности.

способствует:

развитию интеллектуальной сферы личности, формированию умений и навыков самообразования, т.е. формированию способов активной познавательной деятельности.

Ценностно-ориентированный подход.

Ценностно-ориентированный подход к обучению – это способ организации и выполнения учебной деятельности, получения и использования ее результатов с позиции определенных ценностей.

систему ценностей личности обучающегося.

Ценностные ориентации – это способность (качество) личности выбрать в качестве ориентира в своей деятельности сформированные:

В качестве ценностей среднего образования определены:

казахстанский патриотизм и гражданская ответственность;

труд и творчество;

образование в течение всей жизни.

Личностно-ориентированный подход.

индивидуализация учебного процесса,

гармоничное формирование и всестороннее развитие личности обучающегося,

полное раскрытие его творческих сил с учетом его индивидуальных особенностей психического и физического развития, потребностей и мотивов поведения с учетом потенциальных возможностей.

Деятельностный подход.

Обучающийся:

получает знания не в готовом виде, а добывает их сам,

осознает содержание и формы своей учебной деятельности,

понимает и принимает систему ее норм, что способствует активному и успешному формированию его знаний, учебных умений и навыков и навыков широкого спектра.

предполагает самостоятельный поиск, интерпретацию, анализ, обобщение и оценку различных источников информации, графических данных и других обучающих ресурсов.

Дифференцированный подход.

Специализация учебного процесса для различных групп обучаемых, создание разнообразных условий обучения для различных групп с целью учета особенностей обучающихся.

организацию учебной деятельности различных групп, обучающихся с помощью специально разработанных средств обучения предмету и приемов дифференциации деятельности.

применение дифференцированных заданий, которые различаются по сложности, по познавательным интересам, по характеру помощи со стороны учителя.

Компетентностный подход.

не усвоение суммы сведений, а освоение учениками таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.

мотивиция учащихся на проявление инициатив и самостоятельности.

Способствует: организации самостоятельной деятельности учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы.

усвоение обучающимися знаний и умений в комплексе, а не отдельно друг от друга.

Системный подход:

строится на основе организации самостоятельных учебных действий учащихся,

обеспечивает возможность формирования и развития у них системы универсальных учебных действий

обеспечивает возможность организации учебного процесса в режиме самообучения, саморазвития, самоорганизации.

предполагает изучение разделов курса не изолированно, а в их взаимосвязи.

Коммуникативный подход.

способность осуществлять общение посредством языка в процессе взаимодействия с другими участниками общения, правильно используя систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватное ситуации общения.

Интегративный подход.

включает в себя много видов двигательной активности: физкультминутки, подвижные паузы, театрализованные игры.

способствует:

обогащению словаря обучающихся, развитию коммуникативных умений;

развитию эстетического вкуса,

умению понимать и ценить произведения искусства.

воздействию на психические процессы,

на новом, более эффективном, доступном уровне освоить учебный материал.

Проектный подход.

Учебный проект – учебно-познавательная деятельность, направленная на решение обучающимся или группой обучающихся научно-исследовательской, творческой или практической проблемы.

Характеризуется общей целью, согласованностью методов и действий, расширенным решением проблемы.

обучающийся ставит перед собой проблему и самостоятельно находит пути ее решения.

реализуется с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Художественно-технологический подход.

обеспечивает учебно-познавательную деятельность ученика или группы учеников, направленную на использование знаний о свойствах материалов и инструментов, о закономерностях композиции, основах цветоведения, конструирования, технологической последовательности изготовления объектов художественного труда для преобразования исходных материалов в творческий продукт.

обеспечивает согласованные методы обучения, последовательность действий, результаты, оформленные определенным способом.

Краткое описание документа:

Представлена краткая характеристика описания современных подходов организации учебного процесса в начальной школе:системный, деятельностный, компетентностный , проектный, исследовательский, коммуникативный, дифференцированный,личностно-ориентированный, ценностно-ориентированный и др.

В рамках обновления содержания образования ,развитие функциональной грамотности школьников данные подходы в образовании являются актуальными

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 206 человек из 53 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 590 460 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 05.06.2018 2264
  • DOCX 17.8 кбайт
  • 34 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Сподина Алла Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Университет им. Герцена и РАО создадут портрет современного школьника

Время чтения: 2 минуты

В России действуют более 3,5 тысячи студенческих отрядов

Время чтения: 2 минуты

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки создаст для вузов рекомендации по поддержке молодых семей

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Основная цель современного подхода в образовательном процессе : становление индивидуальной личности, добросовестного гражданина, человека, способного самостоятельно и быстро решать возникшие проблемы.

Актуальным вопросом в системе образования всегда является о его качестве. На современном этапе оно понимается как уровень надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности. Знания приобретаются в контексте модели будущей деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования фиксирует не только новые результаты образования, но и требования к этим результатам. Они не ограничиваются только предметными (опыт получения, преобразования и применения предметных знаний система знаний – основа научной картины мира, как при ЗУНовском подходе. К ним присоединяются еще метапредметные (универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) - основа умения учиться межпредметные понятия) и личностные (ценностно-смысловые установки личностной позиции, социальной компетентности, основы российской гражданской идентичности, саморазвитие, мотивация) результаты.

Какие документы включает Федеральный государственный образовательный стандарт?

Федеральный государственный образовательный стандарт – это совокупность требований к

- условиям реализации

Конкретизируют, дополняют, регламентируют, создают правовую основу ФГОС

1. Базовые образовательные программы (которые описывают когда, что и сколько изучать)

2. Фундаментальное ядро (по которому определяют, что знать к окончанию школы)

3. Модель оценки (в котором моделируется как оценивать результат)

4. Примерные рабочие программы по предметам (в которых расписывается, что должно быть изучено)

5. Программа развития Универсальных Учебных Действий (чему должны научиться на всех предметах)

6. Федеральный перечень учебников (какими книгами пользоваться)

7. Требования к кадрам, финансам, оборудованию и и т. д.

8. Программа духовно-нравственного развития и воспитания (какие ценности вырастит в себе ребенок)

Федеральный государственный стандарт образования — это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основные требования к обеспечению процесса образования.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

- анализировать свои действия;

- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

- быть способны к сотрудничеству;

- обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Методологической основой ФГОС является системно – деятельностный подход. Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими универсальных учебных действий.

Новые задачи, которые необходимо выполнять учителям в условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС

- формирование универсальных действий для всех учебных предметов,

- формирование компетенций, необходимых ученикам для деятельности в новой обстановке и на качественно высоком уровне.

Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который базируется на положениях концепции П. Я. Гальперина, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, придерживается основных психологических закономерностей процесса обучения и воспитания, раскрывает структуру образовательной деятельности учащихся с учетом условий их возрастного развития. Системно – деятельностный подход выступает методологическим основанием ФГОС ООО, как системообразующий компонент; ориентирован на результаты образования. Он предполагает воспитание и развитие качеств личности обучающихся в соответствии с требованиями информационного общества, на основе стратегии социального проектирования и конструирования системы образования посредством разработки содержания и технологий, которые определяют пути достижения социально желаемого результата, личностного и познавательного развития школьников.

Целью системно – деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Деятельностный подход к обучению предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Системно - деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий (УУД) позволяет обеспечить реализацию идеи непрерывного образования на уровне школы. В программе ОУ в соответствии с ФГОС планируется формирование

универсальных учебных действий основного общего образования. Виды УУД:

- Регулятивные – обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка)

- Познавательные - общеучебные (смысловое чтение, рефлексия, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, логические (анализ, синтез, классификация, установление причинно – следственных связей, подведение под понятие, умение ставить и решать проблемы.

- Коммуникативные –планирование учебного сотрудничества, лидерство и согласование действий с партнёром, умение участвовать в коллективном обсуждении.

- Личностные – личностное самоопределение, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

В связи с этим, актуальной становится проблема поиска новых технологий обучения. Новые технологии должны помогать учителю организовывать учебную деятельность так, чтобы обучающиеся являлись субъектами собственной деятельности: осознавали и сами могли вычленить проблему, сами могли поставить цель изучения того или иного вопроса, сами формулировали задачи, решали их, применяли полученные знания на практике. Для этого учителям необходимо овладевать современными образовательными технологиями :

информационно – коммуникационными технологиями,

педагогическими технологиями проблемного, проектного обучения,

игровыми технологиями (деловые, ретроспективные игры, интеллектуальные турниры,

технологией критического мышления,

технологией исследовательской и проектной деятельности и др.

Для достижения учеником планируемых результатов в рамках системно – деятельностного подхода к обучению применяется четыре типа уроков: урок открытия нового знания, урок построения системы знаний, урок развивающего контроля, урок рефлексии.

При построении учебного процесса в рамках ФГОС ОО независимо от типологии урока, важно учитывать ряд критериев результативности урока:

- цели урока выстраиваются с опорой на тенденцию передачи функции от учителя к ученику;

- учитель систематически обучает детей самим обнаруживать незнание, находить причины затруднений;

- владеет технологией диалога, обучает учащихся формулировать и задавать вопросы;

- согласно цели урока сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески;

- формирует контрольно-оценочную деятельность у обучающихся: задает четкие критерии самоконтроля и самооценки;

- поощряет и поддерживает даже минимальные успехи каждого ученика; обучает корректным формам выражения учеником собственной позиции;

- стиль, тон отношений на уроке, должны создавать атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта;

Остановлюсь на структуре урока и особенностях некоторых его этапов. Структура урока в технологии системно – деятельностного подхода содержит следующие этапы:

1. Организационный момент.

• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

• включение детей в деятельность;

• выделение содержательной области.

• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);

• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;

• самопроверка домашнего задания по образцу.

II. Актуализация знаний.

2. Возникновение проблемной ситуации.

• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

• создание проблемной ситуации;

выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

III. Постановка учебной задачи.

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

Способы: диалог, групповая или парная работа:

Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

• организация самостоятельной исследовательской деятельности;

Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.

В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов.

V. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Способы: фронтальная работа, работа в парах;

Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

• выполнение заданий с проговариванием в громкой речи. В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);

Методы: самоконтроль, самооценка.

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.

При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;

• Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

• Какую задачу ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

• Какие получили результаты?

• Что нужно сделать ещё?

• Где можно применить новые знания? В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

Важным условием реализации системно – деятельностного подхода являются личностная позиция и профессиональная подготовка учителя, его готовность к работе по новым образовательным стандартам. Показателями владения педагогом системно – деятельностными технологиями обучения является следующее:

- имеет гуманистическую позицию по отношению ко всем детям;

- мотивационно-целевое пространство уроков создает на основе развития личностных потребностей учеников;

- системно видит школьные дисциплины в иерархии внутрипредметных и межпредметных связей и отношений;

- организует поисковую, проектную деятельность детей;

- формирует у детей навыки самоконтроля и самооценки своей деятельности в соответствии с выработанными критериями; владеет способами организации рефлексии;

- осуществляет самоанализ своей педагогической деятельности с позиции достижения личностных, метапредметных и предметных результатов и др.

Таким образом, системно-деятельностный подход в обучении как основа реализации ФГОС позволяет развивать мышление через обучение деятельности (самоопределение, самореализация, рефлексия, формировать систему культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах, формировать целостную картину мира, адекватную современному уровню научного знания.

Прикреплённые файлы:

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Проектная деятельность в условиях ДОУ как инструмент практической реализации ФГОС I. Проектный метод в деятельности ДОУ 1.1 Метод проектов как инструмент практической реализации ФГОС Сегодня государством поставлена.

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Стандарт устанавливает требования.

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.

Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.

Гост

ГОСТ

Компетентностный подход

Цели образования традиционно определялись тем набором умений, знаний, навыков, которые приобретал выпускник учебного заведения. На сегодняшний день такой подход оказывается недостаточным. Проведенные исследования показывают, что учащиеся сегодня не могут:

  • распознать реальные проблемы в повседневной жизни;
  • давать формулировку выявленной проблемы;
  • трансформировать проблемы в задачи;
  • соотносить проблему с приобретенными знаниями;
  • оценивать и анализировать результаты принятого решения.

Компетенции представляют собой то, чем необходимо овладеть для выполнения той или иной деятельности.

Компетентность – это умение применить полученные знания на практике для решения теоретических и практических проблем.

Проблематика отбора основных компетенций является важнейшей задачей для модернизации общего образования.

Основные требования к ключевым компетенциям выглядят следующим образом:

  • многофункциональность,
  • междисциплинарность,
  • значительное интеллектуальное развитие,
  • многомерность.

В мире в сфере образования развивается следующие ключевые компетенции:

  • компетенции в области познавательной деятельности, которые основаны на усвоении способов самостоятельного обретения знаний;
  • компетенции в области общественной деятельности;
  • компетенции в области трудовой деятельности;
  • компетенции в области бытовой деятельности;
  • компетенции в области культурной деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Компетентностно-деятельностный подход

В процессе преподавания различных общеобразовательных предметов в учебных заведениях следует осуществлять компетентностно-деятельностный подход. Это позволяет значительно усилить практическую направленность изучаемых предметов, развивать мыслительную деятельность, а также выработку практических навыков. При таком подходе необходимо увеличивать количество самостоятельных работ поискового, творческого, исследовательского, экспериментального характера.

Поисковый подход

Основной моделью поискового подхода служит модель обучения в качестве творческого поиска. Процесс начинается с видения и постановки проблемы, а заканчивается выдвижением предположений и гипотез, их проверкой и познавательной рефлексией над результатами познания.

Структура урока при таком подходе должна быть следующей:

  • включать такие этапы учебной деятельности, как постановка учебной задачи, непосредственно учебные действия, самооценку и самоконтроль;
  • обеспечивать прохождение таких этапов усвоения знаний, как мотивация, материализованное действие, создание ориентировочной основы действия, внешняя и внутренняя речь, а также автоматизированное умственное действие.

Аксиологический подход

Воспитание является социальной деятельностью, которая обеспечивает передачу базовых ценностей старшим поколением младшему, от одного человека к другому. Ценности нематериальны, они есть у человека тогда, когда они принимаются через совместную деятельность. Принятие ценности является ключевым фактором человечности, который обеспечивает устойчивость личностному существованию. Так как ценности – это смыслы, соответственно их принятие вносит определенный смысл в жизнь человека и открывает жизнь перед ним в ее духовном качестве.

Ценности – это основной смысл воспитания и социализации.

Аксиологический подход определяет систему социализации и воспитания подрастающего поколения. В его основе лежит национальный воспитательный идеал как высшая педагогическая ценность.

Аксиологический подход в воспитании делает человека носителем базовых национальных ценностей. Он дает возможность выстроить на нравственных основах уклад жизни человека и противостоять моральному релятивизму окружающей социальной среды.

Системно-деятельностный подход

Данный подход является главным для основной образовательной программы общего и начального образования. Его содержание раскрыто в ФГОС. Одним из основателей системно-деятельностного подхода является А.Н.Леонтьев. При данном подходе принятие ценностей ребенком происходит непосредственно через его личную деятельность.

При системно-деятельностном подходе недопустимо локализовывать воспитание в рамках отдельных предметов или образовательной области.

Системно-деятельностный подход предусматривает, что деятельность разных субъектов социализации и воспитания, при ведущей роли общеобразовательной школы, должна быть обязательно согласована.

Системно-деятельностный подход является методологической базой организации всего уклада школьной жизни. Он дает понимание, что представляют из себя воспитание и социализация в плане структурно-методологическом.

Развивающий подход

Данный подход дает понимание многоукладной системно-деятельностной технологии духовно-нравственного развития ребенка.

Основой такой программы являются:

  • система морально-нравственных ценностей, установок;
  • многоукладность программы, охватывающей различные виды образовательной, социально-педагогической деятельности;
  • содержание в программах технологий воспитания и социализации по характеру и числу своих базовых ценностей.

Развивающий характер воспитания достигается, если ценности формулируются в качестве вопроса, поставленного педагогом, обязательно принимаемого учеником и обращенного к содержанию обучения, семейной и социальной жизни, а также к самому себе.

Читайте также: