Образовательная среда в школе в соответствии с фгос

Обновлено: 04.07.2024

Какие бы мы не взяли основополагающие государственные документы последних лет, касающиеся школы, или книги, статьи, выступления, комментирующие любые документы, исследования, мнения, представления о современной школе, ключевой в идеологии новой школы называют идею развития. Очевиден вывод о том, что альтернативы развитию нет.

Все сходятся на трёх важных постулатах:

– образование (школа) является важнейшим фактором развития личности;
– образование (школа) должно превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;
– систему образования и школу необходимо постоянно развивать. ( Речь, разумеется, идёт об управляемых процессах).

Школа не может развиваться никаким иным путём, кроме как создавая или осваивая новую практику образования, т.е. в результате организованного в ней и управляемого инновационного процесса. Современная школа вынуждена меняться, обновляться по мере обновления общества, изменения социального заказа. В первую очередь эти изменения касаются образовательной среды.

Образовательная среда средней школы (ОССШк) – это совокупность условий, процессов, явлений, технологий в средней школе непосредственно воздействующих на обучение и воспитание школьника, всестороннее развитие его личности и социализацию в целом. Школьная среда формируется как искусственно под воздействием субъектов управления, так и в результате спонтанной самоорганизации. Это двуединый процесс, в котором невозможно разделить его составляющие (Рис. 1).

  1. Материально - техническую, состоящую в первую очередь из школьного здания, оборудования, технических средств обучения, в том числе электронных. К этой подсистеме относится так же оборудование столовой, медицинского кабинета, спортивного и актового зала;
  2. Организационную подсистему, которая включает в первую очередь формальную организацию школы;
  3. Социально-психологическую подсистему. В нее входит структура неформальных взаимоотношений в школьных классах и преподавательском коллективе;
  4. Технологическую подсистему, состоящую из образовательных, воспитательных и диагностических технологий;
  5. Управленческую подсистему. В нее входят субъекты управления в рамках средней школы: директор учебного заведения, его заместители, руководители методических объединений;
  6. Эстетическую подсистему. Последняя включает в себя дизайн школьных помещений, их эргономические свойства.

Школьное здание, учебное оборудование, учебная и методическая литература, информационные образовательные технологии – все это материально-технический компонент. На его примере хорошо видна важность образовательной среды для формирования установки на учебную деятельность. В настоящее время подросток испытывает на себе воздействие целого ряда факторов. Компьютерные информационные технологии, в том числе Интернет и компьютерные видеоигры успели повлиять на социализацию одного поколения. Подобная ситуация была описана социологом и этнографом М. Мид: “Сегодня во всех частях света, где все люди, объединены системой Интернет, у молодых людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших. Этот разрыв между поколениями совершенно нов”. Преодолеть этот разрыв возможно, создавая в начальной школе технологическую среду, соответствующую требованиям XXI века.

Важной является проблема учебников. Содержание текстов, изучающихся на уроках и дома в качестве домашнего задания, приобретает особое значение в связи с тем, что объем книг, прочитанных школьником вне программы, в настоящее время сокращается. В настоящее время в структуре свободного времени ученика нашей гимназии значительное место занимает просмотр телевизионных программ, превосходя (к 7 классу) даже время прогулок с друзьями. В этой ситуации содержание учебных текстов становится фактором формирования установки на учебную деятельность.

Особое место занимает ситуация, при которой подросток бывает невосприимчив к вербальному воздействию, так как язык не является для ребенка родным. Такая проблема у нас тоже есть. Однако, при наличии устойчивой мотивации, данный фактор не действует длительное время, поскольку отроческий возраст отличает высокая восприимчивость к языку.

Возникает резонный вопрос: “Как определить степень комфортности образовательной среды?” Естественно, существуют традиционные методы, например индивидуальная беседа с учащимся, и мы не собираемся от них отказываться. В гимназии давно и с успехом применяется такой метод как цветонастроение. Все хорошо знают, насколько он эффективен, особенно в начальной школе. У этого метода есть, наверное, только один недостаток: отсутствие дифференцированного подхода. Ученику плохо, ему “не по себе”… Но что, явилось причиной дискомфорта? Ответить на этот вопрос может индивидуальная беседа, на которую не всегда есть время. К тому же результат индивидуальной беседы не представишь наглядно, графически для выступления учителя на родительском собрании, административном совещании и т. д. Таким образом, при всей их эффективности традиционные методы не позволяют организовать полноценный мониторинг образовательной среды.

Образовательная среда в целом и отдельные ее компоненты стали объектом диагностики с привлечением такого достаточно традиционного для школы метода как анкетный опрос. Его использование позволяет обратиться к главному субъекту школьной жизни – нашему ученику, оттолкнуться при принятии управленческих решений от искреннего (залогом этому является методика опроса), непредвзятого мнения об окружающей его школьной среде. Опрос дает возможность собрать большое количество информации (принимают участие все присутствующие ученики), обработать ее и сравнить результаты, полученные в разных классах и в разное время. Анкетный опрос позволяет дифференцировать ответы учащихся и выяснить их отношение к компонентам образовательной среды. Для проведения опроса в Гимназии была создана Анкета подростка “Я, мои друзья и школа” ( V – XI класс) (Рис. 2, Приложение 1). Данные мониторинга заносятся в Паспорт класса и позволяют классному руководителю использовать этот показатель для анализа. Ограничением для использования анкеты является только возраст. Младшие школьники, ученики пятого класса сталкиваются с трудностями в процессе дифференциации своего отношения. Поэтому в начальных классах применяют другие методики: Анкета школьника ( I – IV класс) (Рис. 3, Приложение 2). Паспорт класса, разработанный аналитико – диагностическим центром нашей Гимназии – важная составная часть технологии по изучению образовательной среды.

Главным результатом работы администрации должно стать создание таких условий, которые помогают ребенку, ученику нашей гимназии, занять по отношению к учебе, к другим людям и к самому себе определенную ценностную позицию – автора, творца собственной жизни, субъекта позитивной образовательной активности. Правильно организованная окружающая среда способствует усилению желательного мотива учебной деятельности. Ее формирование является необходимым условием для развития и закрепления устойчивой социальной установки.

Таким образом, анализ результатов работы нашей Гимназии за последние несколько лет позволяет мне с большой степенью уверенности рекомендовать коллегам те методики изучения образовательной среды, которые позволяют добиваться успеха (Рис 4).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная среда в условиях реализации ФГОС НОО.

Преподаватель: Рогатюк Г.Ф.

Образовательная среда – это психолого-педагогическая реальность, сочетание уже сложившихся исторических влияний и намеренно созданных педагогических условий и обстоятельств, направленных на формирование и развитие личности обучающегося.

Образовательная среда – это психолого-педагогическая реальность, сочетание уже сложившихся исторических влияний и намеренно созданных педагогических условий и обстоятельств, направленных на формирование и развитие личности обучающегося.

Взгляд Селестена Френе

Типы образовательной среды

Структурные компоненты образовательной среды

  • особенности субъектов образовательной среды (распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности обучающихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы и т.п.); коммуникационная сфера (стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среди субъектов образования, степень скученности и др.); организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп и др.).

Компоненты образовательной среды, обеспечивающие творческое развитие личности


- с какой целью вводятся образовательные стандарты?

- какие конкретные изменения должны произойти в школе?

- как обеспечить достижение трёх групп образовательных результатов?

К вопросу о творческом потенциале

- какие формы организации необходимо использовать для развития интеллектуально-творческого потенциала личности школьника?

- какие методы, методики, технологии, ориентированные на развитие личности, применять?

Каждая школа, решая эти задачи, находит свой продуктивный путь. Педагоги и руководство МБОУ СОШ № 4 города Миллерово Ростовской области смогли выстроить свою модель развивающего творческого пространства, чтобы эффективно выявлять и развивать интеллектуально — творческий потенциал каждого ученика и помочь особо одарённым детям.

Любое проектирование, согласно ФГОС, начинается с определения результатов и постановки целей, которые определяются в программах развития школы. Программы развития МБОУ СОШ № 4 на ступенях предшкольного, начального и основного образования прописаны прежде всего как ресурс развития творческого потенциала воспитанников школы.

Предшкольное образование

Один из содержательных разделов программы — речевое развитие, необходимое для осуществления коммуникации будущего первоклассника. Способность выражать свои мысли и чувства, описывать происходящие события, вести дискуссию — важные условия и показатели общекультурного развития ребёнка. В российской школе, в отличие от западных школ, преобладает обучение, построенное на общении через слово. К моменту поступления в школу ребёнок полностью усвоил грамматический строй языка, объясняется предложениями, понимает значение многих частей слова, охотно придумывает новые слова. Но при этом в детской речи преобладают существительные и глаголы — указания на то, кто действует и что происходит, а обстоятельства, условия происходящего чаще опускаются. Ситуативность, стремление описывать только наличные события без обобщения сказанного — возрастная особенность речи дошкольника. Мышление ребёнка конкретно, и это отражается в его речевой практике. Речевое развитие дошкольника протекает в ситуации общения с ним. Партнёр побуждает его уточнять собственное состояние, аргументировать мнение, давать обстоятельный, развёрнутый ответ на вопрос, делать выводы — то есть стремиться к контекстной речи в условиях постановки конкретной речевой задачи. Занятия по развитию устной речи ребёнка (игры для обогащения словарного состава, для развития воображения и речевой реакции, для установления понятийных связей, пространственного мышления, задания на формирование умения свободно выражать свои мысли, упражнения для развития литературной памяти проходят весело и увлекательно, тем более что период дошкольного детства характеризуется особой чувствительностью (сенситивностью) к языковой стороне общения и бурным словесным творчеством.

Готовясь к школе, ребёнок задумывается над тем, чем он там будет заниматься. Многие дошкольники знают, что в школе они научатся читать, писать и считать. Многие родители полагают, что заранее этому учить не следует. Что касается вопроса обучения дошкольников навыкам чтения, в педагогике он всё ещё остаётся спорным. Традиционный взгляд — читать дети должны научиться в школе. Учителя нашей школы, работающие по развивающим УМК, могут убедить в обратном. Они отметят, что, во–первых, одни дети научились читать в детском саду, другие учатся у старших братьев и сестёр — школьников. Но обязательно найдутся и те дети, которые ещё не умеют читать. Они сразу же могут оказаться в ряду слабоуспевающих, что негативно скажется на их психологическом состоянии. Второй аргумент в пользу раннего чтения — запаздывание учебной программы по отношению к естественному развитию ребёнка. Как считают психологи, надо учить ребёнка чтению, как только он начинает говорить. Период чувствительности и интереса к этой деятельности у малышей — 2–4 года и часто угасает, если остаётся нереализованным.

1 ступень — начальное образование

Главные векторы развития познавательного и творческого потенциала детей в начальной школе МБОУ СОШ № 4 определяет основная образовательная программа (ООП). Все её компоненты созданы с учётом особенностей и традиций учреждения. Учтены возможности социума, запросы детей и их родителей в сфере образования и развития, профессиональный уровень педагогов и особенности материально-технической базы. Программа опирается на инновационный опыт школы по внедрению современных технологий в образовательный процесс. Одним из приоритетов реализации ООП является развитие коммуникативных навыков детей и создание информационной образовательной среды.

Модель внеурочной деятельности младших школьников представлена следующей схемой:

Цели — принципы — задачи — содержание — технологии — педагогические условия — результат: социокультурный опыт, самореализация; социальная зрелость; творческая самореализация; навыки жизнедеятельности.

Пространственная модель внеурочной деятельности в начальном звене школы:

- Кружковая, студийная, клубная, секционная

- Деятельность классного руководителя: экскурсии, дискуссии, праздники, события

- Деятельность воспитателей ГПД: игры, прогулки, беседы

- Деятельность специалистов (зам. директора, психолога): уроки здоровья, тренинги, мероприятия

- Внешкольная работа в учреждениях культуры и спорта: праздники города, социальные акции, фестивали

Такая образовательная модель наилучшим образом отвечает индивидуальным потребностям младшего школьника и развитию его способностей. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, отличаются от урочной системы и проводятся в форме экскурсий, КВН, научных исследований. Результаты внеурочной деятельности отражаются в портфолио достижений каждого обучающегося.

Эффективность данной модели обеспечивается условиями, позволяющими:

- выявлять и развивать способности детей через систему клубов, секций, студий, кружков;

- организовать работу с одарёнными детьми, интеллектуальные и творческие соревнования, научно- техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность;

- реализовать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся;

- использовать современные развивающие технологии деятельностного типа.

Создание комфортной развивающей образовательной среды в МБОУ СОШ № 4 на этапе начального образования — интегративный результат реализации требований ФГОС и важное условие развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности, инициативности, мышления и творческих способностей. Школа определяет самоценность начального образования на основе тезисов, сформулированных по материалам профессора Асмолова А. Г.:

- Начальная школа — это школа развития мотивов, познания и творчества у всех участников образовательного процесса.

- Начальная школа — это школа позитивной социализации личности с установкой на развитие учебной самостоятельности и поиск решения проблем.

- Начальная школа — это школа игровой и проектной дидактики.

- Начальная школа — это школа диагностики успехов ребёнка, где главные ценности — услышать его, поверить в него и помочь ему реализовать себя в деятельности.

- Начальная школа — это зона ближайшего развития всего общества.

2-я и 3-я ступени образования

Читайте также: