Образ снегурочки в школу

Обновлено: 05.07.2024

Исследовательская работа решает следующие задачи: узнать историю возникновения образа Снегурочки; - провести анкетирование среди учащихся 2-6 классов и выявить их представления об образе Снегурочки через детский рисунок; - развивать способности к наблюдению и анализу, поиску путей решения проблемы; - развивать умения оформлять результаты своих исследований.

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дятьковичская основная общеобразовательная школа

Исследовательская работа

Выполнил: Абакун Марат,

учащийся 4 класса,

МБОУ Дятьковичской ООШ

Руководитель:Дмитриева Ольга Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ Дятьковичской ООШ

с. Дятьковичи, 2019 г

Теоретическая часть

Снегурочка. История возникновения образа…………………….5

Экспериментальная часть………………………………………..10

Список использованной литературы………………………….13

В праздник Нового года мы с радость ждём встречи с Дедом Морозом и Снегурочкой, которая сопровождает Дедушку Мороза в его новогоднем путешествии по стране, помогает ему веселить детей, одаривать их подарками. Новый год - это один из ярких, светлых и любимых праздников, отмечаемых ежегодно. В связи с быстрыми темпами развития научно-технического прогресса и течением времени у современных школьников появляются другие любимые образы, персонажи этого праздника. В данной работе отражены результаты исследования по выявлению уровня знаний у школьников о новогоднем персонаже Снегурочке. Вот и решили мы узнать, как современные школьники относятся к образу Снегурочки, какой её представляют.

Цели исследования: выяснить, как появился образ Снегурочки, как современные дети относятся к образу Снегурочки.

Задачи исследования:

- узнать историю возникновения образа Снегурочки;

- провести анкетирование среди учащихся 2-6 классов и выявить их представления об образе Снегурочки через детский рисунок;

- развивать способности к наблюдению и анализу, поиску путей решения проблемы;

- развивать умения оформлять результаты своих исследований;

Объект исследования: Снегурочка

Предмет исследования: отношение современных школьников к образу Снегурочки

При выполнении исследования были использованы следующие методы:

изучение литературы, поиск материала, общение.

Эксперимент и обобщение полученных данных в ходе исследования.

Данная работа актуальна, так как праздники являются неотъемлемой частью нашей жизни, и мы должны быть заинтересованы в том, в чем принимаем непосредственное участие. Мы должны знать историю своих праздников и традиций.

На начальном этапе нашей творческой деятельности была выдвинута гипотеза: мы предполагаем, что несмотря на научно-технический прогресс, Снегурочка как сказочный персонаж вызывает интерес у современных школьников.

Теоретическая часть

Снегурочка. История возникновения образа

В России без Снегурочки не обходится ни один Новый год. Эта сказочная красавица является воплощением чистоты, юности, веселья и делает зимний праздник более ярким и радостным. С самого детства мы привыкли видеть ее рядом с Дедом Морозом на всех новогодних мероприятиях.

В фольклоре с давних пор упоминаются три сказочных героя, принимающих непосредственное участие в новогодних празднествах – Дед Мороз, Снеговик и Снегурочка. И если добрый старик имеет своих прототипов во многих других странах мира, то у милой светловолосой девушки такого прообраза не существует ни в мифологии, ни в легендах и сказках иных народов.

Снегу́рочка (Снегурка, Снежевиночка) — русский сказочный и новогодний персонаж, внучка Деда Мороза, его постоянная спутница и помощница. На праздниках выступает как посредник между детьми и Дедом Морозом. Возраст варьирует: иногда изображается в образе маленькой девочки, иногда — девушки.

Существует несколько версий происхождения Снегурочки. Одна из них связана с древним славянским обрядом похорон Костромы – ритуального персонажа, символизирующего плодородие. По другой версии, истоки появления снежной красавицы восходят к языческим поверьям о мифологическом боге вод и ночного неба – Варуне, который в некоторых легендах является прообразом Деда Мороза. Считается, что Снегурочка – это воплощение скованных льдом речных вод, таящих в себе наступление теплых весенних дней.

Хотя в народном фольклоре Снегурочка была известна еще в языческие времена, впервые о ней заговорили по всей стране во второй половине XIX века, когда в России была опубликована сказка о девочке Снегурке, или Снежевиночке, вылепленной из снега. Согласно этой истории, когда-то в одном русском селе жили крестьянин Иван и жена его Марья. В их доме всегда царили мир и любовь, однако прожили они вдвоем до самой старости, так и не сумев обзавестись детьми. Однажды зимой в их селе выпало много снега. Иван и Марья вышли во двор и принялись лепить снежную куклу. Неожиданно Снегурочка зашевелилась, словно живая, и семейная пара приняла это чудо как благословение Бога, пославшего им ребенка. Сказка имеет печальный финал: прыгая с подружками через костер, снежная девочка растаяла.

Однако со временем образ Снегурочки прижился в народном сознании, а с конца XIX века стал активно использоваться в сценариях на новогодних елках. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов. Интересно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. Почему – до сих пор неизвестно.

В военный период о Снегурочке вновь забыли. В качестве обязательной постоянной спутницы Деда Мороза она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок.

На протяжении продолжительного времени в жизни нашего народа существовала, жила и доставляла радость и создавала грустное, но светлое настроение девочка Снегурочка, которая была представлена как:

- внучка Мороза и Вьюги-Метелицы;

- дочери Снеговика и Весны – Красны;

- Дочери Мороза Ивановича и Весны.

Таким образом, существуют несколько версий происхождения образа Снегурочки. Некоторые из них спорные, но точной версии нет. Снегурочка – это исконно русское достояние, своего рода ангел, способный уговорить даже застенчивого ребенка не робеть перед Дедом Морозом и рассказать стишок или спеть песенку. Женских персонажей, связанных с Новым годом и елкой, на Западе не существует…

. Костюм Снегурочки

Как выглядела Снегурочка, продемонстрировали художники Васнецов, Врубель и Рерих. Именно благодаря их картинам мы узнали, что Снегурочка носит бледно-голубой кафтан и шапочку с опушкой, а иногда — кокошник.

Со временем образ внучки Снегурочки в шубке и шапке (либо кокошнике) больше прижился. В основе костюма — белое, серебряное или голубое платье, поверх которого одета длинная шубка, короткая шубка (жакет) или жилет, отороченные мехом. На ногах — валеночки или белые сапожки, на руках — варежки либо меховая муфточка, на голове — шапочка с меховым отворотом, венец, украшенный жемчугом и мехом или красивая корона (коруна, как называли ее в русских костюмах), также украшенная камнями и бисером.

Так что же в итоге мы можем отметить, какой костюм будет самым правильным для Снегурочки?

По преданиям других народных сказаний о снежной девчушке, слепленной дедом и бабой, это костюм девочки в белом или голубом пушистом наряде, украшенными мехом.

По наследию советских елок начала 20-х годов — это девушка (ведущая елки), в нарядном костюме, ассоциируемом с зимой, праздником и, главное, с Дедом Морозом. А значит, этот костюм обязательно будет нарядным, богато украшенным.

Родина Снегурочки.

Легенда гласит, что место рождения Снегурочки – Берендеево царство в Костромской области. В Ярославской губернии, которая граничит с Костромской областью, есть деревня Берендеевка. По преданию, именно там живет Снегурочка.

Домашний адрес Снегурочки.

Россия, 156000, г. Кострома, ул. Лагерная, д. 38. Терем Снегурочки

Экспериментальная часть

Исследование по теме проходило поэтапно:

На подготовительном этапе была составлена основная информационная работа.

На следующем втором этапе провели анализ эксперимента между обучающимися 2-6 классов: анкетирование и выставка детских рисунков;

На третьем и заключительном этапе были сформулированы выводы, оформлены результаты работ.

Анкетирование.

Для выявлений знаний у школьников по данному вопросу мы использовали метод анкетирования. Анкеты были сконструированы с учетом возрастных особенностей респондентов. Анкетирование проводилось по месту учебы респондентов и носило аудиторный характер.

В исследовании принимали участие обучающиеся 2-6 классов. Всего в исследовании приняло участие 11 человек Анкета (См. приложение 1) заполнялась опрашиваемыми самостоятельно. Анкетирование было очным, то есть анкетер выступал в качестве инструктора по заполнению анкет.

вопрос. Кто такая Снегурочка?

вопрос. Как выглядит Снегурочка?

100% учащихся отметили синий цвет одежды (платье, шубка).

вопрос. Откуда ты узнал про Снегурочку?

вопрос. Какая страна является родиной Снегурочки?

100% учащихся отметили родиной Снегурочки Россию?

Вывод: все дети симпатизируют Снегурочке, имеют представление о том, как одета Снегурочка, большинство современных детей придерживаются мнения, что Снегурочка – внучка Деда Мороза, знают, что родина Снегурочки Россия. Свои положительные симпатии к образу Снегурочки могут выразить через рисунок.

О Снегурочке еще много чего не известно, но точно понятно одно - во всем мире народ только нашей страны придумал такую прекрасную и добрую богиню. Новый год остаётся одним из ярких, светлых и любимых праздников современных школьников.

Исследовательская работа позволила нам изучить происхождение загадок, их виды и ценность этого жанра устного народного творчества. Мы овладевали методами научного исследования, анализа и синтеза, расширяли кругозор, учились работать в группах, оформлять результаты своей работы, повышали познавательный интерес к образу Снегурочки. А главное мы нашли подтверждение своей гипотезы: несмотря на научно-технический прогресс, Снегурочка как сказочный персонаж вызывает интерес у современных школьников.

Список использованной литературы:

1. Даль В.. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. Т. 4.

2. Душичкина Е. В. Дед Мороз и Снегурочка//Отечественные записки, М.: 2003, № 1

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выбор и обоснование проекта Изучение и исследование образа Снегурочки в изобр.

Выбор и обоснование проекта Изучение и исследование образа Снегурочки в изобразительном, декоративно- прикладном искусстве, мультфильме, кинофильме и др…

Цель: Раскрыть свое понимание глубокого смысла доброй поучительной истории-ск.

Этапы реализации проекта. Поиск и обработка информации. Выбор методики и её р.

Этапы реализации проекта. Поиск и обработка информации. Выбор методики и её реализация на практике. Оценка полученных результатов.

Содержание Истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян. Варианты нар.

Уже много лет одним из любимых и всеми обожаемых персонажей Нового года явля.

Уже много лет одним из любимых и всеми обожаемых персонажей Нового года является прекрасная и милая девушка – Снегурочка. Еще древние славяне почитали образ Снегурочки, дочери Снежной Царицы и Мороза. Однако в народных обрядах такой персонаж не фигурировал. К нам Снегурочка пришла из русского народного фольклора как девочка, сделанная из снега и оживающая в народной сказке.

Впервые, этот образ исследовал А. Н. Афанасьев. А немного позже, вдохновленн.

Впервые, этот образ исследовал А. Н. Афанасьев. А немного позже, вдохновленный такой идеей выдающийся драматург А. Н. Островский воплотил образ Снегурочки в одноименной пьесе. По замыслу автора, Снегурочка – светловолосая девушка, родителями которой были Дед Мороз и Весна – Красна. Она выглядела очень бледной и такая же под стать была и ее одежда, бело – голубая шубка с меховой шапкой и рукавичками. Пьеса была написана в форме драмы, прекрасная и милая девушка погибает летом во время проведения древнего славянского ритуала в честь бога Солнца Ярилы.

До сих пор Снегурочка очень популярна и является обязательной спутницей Деда.

До сих пор Снегурочка очень популярна и является обязательной спутницей Деда Мороза. В конце девятнадцатого и в начале двадцатого веков образ Снегурочки очень часто начали использовать в сценариях для проведения различных детских новогодних мероприятий. Фигурками Снегурочки украшали елки, а для девочек готовили костюмы Снегурочки . Большой популярностью пользовались небольшие инсценировки популярных народных сказок, пьес и опер, где главным персонажем была Снегурочка. Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в московский Дом Союзов.

Образ прекрасной Снегурочки, внучки Деда Мороза еще более загадочен, чем сам.

Образ прекрасной Снегурочки, внучки Деда Мороза еще более загадочен, чем сам Дед Мороз. Как таковой он отсутствует в пантеоне славянских богов (по крайней мере, в дошедшем до нас виде) и не имеет аналогов в мифологии других народов. Этот уникальный образ встречается лишь в русском фольклоре. Истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян. По вопросу о происхождении Снегурочки существуют 2 версии: 1. образ дочери Мороза 2. символ застывших вод

Снегурочка – новогодний персонаж русских легенд, внучка Деда Мороза. Однако.

Снегурочка – новогодний персонаж русских легенд, внучка Деда Мороза. Однако у славян Снегурочка считалась дочкой Мороза и Снежной Царицы. Образ Снегурочки уникален для русской культуры. Истинные корни родства Снегурочки уходят в дохристианскую мифологию славян. В северных областях языческой Руси существовал обычай изготавливать идолов из снега и льда. И образ ожившей ледяной девочки часто встречается в преданиях тех времен. Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила. Эта снежная девочка летом идет с подружками в лес по ягоды и либо теряется в лесу, либо тает, прыгая через костер (по всей видимости, купальский)

Последний вариант более показателен и, скорее всего, является исходным. В не.

Последний вариант более показателен и, скорее всего, является исходным. В нем нашел отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона.Здесь обнаруживается связь с календарным обрядом прыганья через костер, который является инициационным (в этот момент девочка превращается в девушку). Снегурочка как сезонный персонаж погибает с приходом лета. По многим вариантам сказки она, по сути, ожившая снежная баба. Двины (Ардви древних иранцев). Таким образом, Снегурочка – воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности. Она одета только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Орнамент выполняется только серебряными нитями. Головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

Снегурочка - один из самых интересных и известных героев всех времён .Она ге.

Снегурочка - один из самых интересных и известных героев всех времён .Она герой не одной , даже не двух , а десятков интереснейших сказок, рассказов ,пьес ,опер ,песен , картин Русского народа. Снегурочка любимица всех детей и взрослых.

Общие выводы. Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Одн.

Список использованной литературы и интернет ресурсов: 1.Настольный справочни.

Краткое описание документа:

Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Таким образом, возможно, что родиной Снегурочки может быть Щелыково.

Но с другой стороны, родиной Снегурочки можно считать и Абрамцево.

В 1882 Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.

Огромная заслуга в конкретной реализации образа Снегурочки принадлежит В.М. Васнецову. Успех спектакля и оперы был в значительной степени обусловлен его изумительными декорациями, которые являются одной из вершин творчества художника.

Таким образом, родиной Снегурочки можно считать два места: Абрамцево и Щелыково.

А свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов

снегурочка

СНЕГУРОЧКА — дочь или внучка Мороза. Представлялась в виде девушки-красавицы, белолицей и печальной. Снегурочка добрая. К ней ласкается все лесное зверье. Иногда она живет с людьми, детям приносит подарки. Но у нее холодное, неспособное любить, хотя она к этому и стремится, сердце. И если она полюбит, то неизбежно погибнет, т. к. сердце ее должно растаять, растопиться. Тает она и от лучей возбуждающего любовь Ярилы-солнца.

sk-snegurochka-06

Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики.

В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов (т.е. на самую главную ёлку Советского Союза).

snegurochka

Откуда взялась Снегурочка

Снегурочка (Снежинка, Снегурка) каждый год рождается из самого чистого снега, поэтому и носит такое имя. Девушка Снегурочка относится к облачным существам, покрывающим весеннее небо после таяния льда и снега. Снегурочка является частой гостьей русских народных сказок.

Белокожая, белолицая Снегурочка с белыми ресницами, бровями и косой может соперничать по красоте, чистоте и свежести с самой снежной хозяйкой, Богиней Мареной. Дочь Лады, Мара-Марена очень любит девушку Снегурочку и пестует ее, как свою Родную дочь.

У Снегурочки нет Отца и Матери среди Богов. Ее каждый год создают из снега люди. Поэтому человек, лепящий Снегурочку из снега, пользуется особым покровительством Всесильной Марены, получает от нее дополнительный срок жизни и избавление от хворей и болезней.

Хотя у Снегурочки нет своих Отца и Матери, у нее есть свой Дедушка. Среди людей его знают, как Деда Мороза или Карачуна. А Бог Карачун, как известно, является одним из воплощений (инкарнации) Премудрого Бога Велеса.

В наше время Снегурочка относится к самым известным и самым загадочным новогодним персонажам. Вместе с Карачуном-Дедом Морозом она пользуется огромным и неизменным успехом, как у самых маленьких детей, так и у взрослых. Сегодня мы уже не можем себе представить Деда Мороза без своей верной спутницы Снегурочки.

По вопросу о происхождении Снегурочки существуют 3 версии, причем 1-й и 2-й пункты связаны.

  1. образ дочери Мороза
  2. образ Костромы
  3. символ застывших вод

1. Образ Снегурки известен по народной сказке о сделанной из снега и ожившей девочке. Эта снежная девочка летом идет с подружками в лес по ягоды и либо теряется в лесу (и в этом случае ее спасают звери, привезя ее на себе домой), либо тает, прыгая через костер (по всей видимости, купальский).

Последний вариант более показателен и, скорее всего, является исходным. В нем нашел отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона (рожденное зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко). Здесь обнаруживается связь с календарным (купальским) обрядом прыганья через костер, который является инициационным (в этот момент девочка превращается в девушку). Снегурочка как сезонный (зимний) персонаж погибает с приходом лета…

снегурочка

2. Сказка о Снегурочке возникла из древнего славянского обряда похорон Костромы. Кострому хоронят по-разному. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, или топят в реке, или сжигают, подобно Масленице на костре. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер. Сожжение Костромы — это одновременно проводы зимы. Обряд призван обеспечить плодородие земель. Так же и Снегурочка дожила до весны и погибла на костре.

Происхождение Снегурочки

Вспомним о происхождении Снегурки. По многим вариантам сказки она, по сути, ожившая снежная баба.

Это значит, что Снегурочка была одним из символов зимы/смерти, сила, враждебная людям и почти потусторонняя, связанная с загробным миром. Ведь Кострома тоже имеет два значения. Это, с одной стороны, аграрная богиня, чья смерть необходима для будущего урожая. С другой, Кострома — это еще и заложный покойник, то есть покойник, умерший неестественной смертью и опасный для живых.

По представлению славян, человек, умерший не своей смертью, неожиданно или покончивший с собой, превращается в особый вид нечистой силы — заложного.

Заложный покойник доживает положенный ему на земле срок после смерти и при этом всячески старается вредить людям, особенно своим родным и близким. Заложными становятся не только самоубийцы, но и некрещеные младенцы, дети, проклятые родителями, люди, умершие от пьянства.

Обряд похорон Костромы и похожая детская игра были зафиксированы фольклористами на приволжских землях вплоть до первой половины XX века. В некоторых вариантах обряда Кострома изображалась внезапно умершей. Как правило, умирала она, опившись вина на веселом пиру, то есть была заложной покойницей.

В одной из обрядовых песен поется так: “Как Костромин-то отец стал гостей собирать, большой пир затевать, Кострома пошла плясать. Костромушка расплясалась, Костромушка разыгралась. Вина с маком нализалась. Вдруг Костромка повалилась. Костромушка померла”.

Слияние в образе Костромы и аграрной богини, и заложного покойника вовсе неудивительно. Ведь заложный покойник — это одна из разновидностей умершего предка. А почитание умерших предков и мнение, что они воплощение огромной силы доброй или злой, характерны для всех архаических мифов.

Конечно, после принятия христианства, вытеснившего язычество на Руси, покойники стали рассматриваться исключительно как злые, дьявольские силы. О пантеоне славянских богов известно крайне немного. И поэтому сложно сказать, какое место занимала в нем Кострома.

Судя по сохранившимся до недавнего времени играм с элементами древних ритуальных действий, Кострома могла быть олицетворением злых, враждебных человеку сил. Отсюда ее роль заложного покойника. Но может быть и иначе.

Поскольку Кострому сжигали или топили во имя грядущего плодородия и урожая, она вполне могла принадлежать к числу умирающих и возрождающихся добрых божеств. Культы таких богов существовали во всем мире. Вспомним хотя бы египетского Осириса.

Как бы то ни было, Кострома была явно могущественным существом. Но могущество ее постепенно забывалось. Сама она со временем превратилась из грозной богини в нежную Снегурочку. А ее торжественное сожжение стало случайным прыжком через костер.

Сейчас обрядовое значение всей этой истории забыто. Из древнего аграрного мифа выросла печальная романтическая сказка.

Существует и другая интерпретация Костромы, которая также относит ее к заложным покойникам, но дает иную историю образа.

Кострома — дочь Купальницы и Симаргла, сестра Купалы. Однажды, когда Кострома и Купала были еще маленькими, то побежали они в чисто полюшко слушать птицу смерти Сирина, и там случилось несчастье. Птица Сирин унесла Купалу в Темное царство.

Прошло много лет, и вот Кострома (сестра) гуляла по берегу реки и сплела венок. Ветром венок сорвало с головы и унесло в воду, там его подобрал Купала. Купала и Кострома полюбили друг друга и поженились, не зная о своем родстве, а когда узнали — решили утопиться. Кострома стала русалкой или мавкой.

Образ Костромы связан с празднованием “Зеленых святок” — проводов весны и встречи лета, обрядами, иногда принимающих форму похорон.

Кострому могла изображать молодая женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. При ритуальных похоронах Костромы её воплощает соломенное чучело. Чучело хоронят (сжигают, разрывают на части) с обрядовым оплакиванием и смехом, но Кострома воскресает. Ритуал призван был обеспечить плодородие.

3. Поскольку образ Деда Мороза берет начало в древнем мифологическом Варуне — боге ночного неба и вод, то и исток образа Снегурочки, постоянно сопровождающей Деда Мороза, надо искать рядом с Варуной.

Судя по всему, это мифологизированный образ зимнего состояния вод священной реки арьев Двины (Ардви древних иранцев). Таким образом, Снегурочка — воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности. Она одета только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Орнамент выполняется только серебряными нитями. Головной убор — восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

Родина Снегурочки

В России родиной сказочной снежной девочки считается древняя Кострома.

Само название города говорит о родстве со Снегурочкой. По популярной версии, название города произошло от славянского обряда похорон и воскрешения сезонного духа растительности — Костромы, который явился прообразом сказочной героини — Снегурочки — ледяной девушки, растаявшей от любви.

Так что, приезжая в Костромской край, обязательно нужно побывать в Щелыкове — имении Александра Островского. Побродить по тенистым лесным тропкам, отведать студеной воды из никогда не замерзающего ключика, в котором по преданию бьется сердце внучки Деда Мороза.

В самой Костроме гостей ожидает прогулка по Терему Снегурочки и Резиденции Снегурочки. Тут морозная волшебница встречает гостей вместе со своими помощниками.

Так что познакомиться со Снегурочкой не только зимой, но и жарким летом, прикоснуться к известной сказке можно только в древней Костроме.

Художник Виктор Михайлович Васнецов создает свою картину маслом в 1899 году явно под влиянием сказки Островского и оперы Римского-Корсакова.


Сказочно красивая ночь: заснеженный лес, залитый лунным светом, звездное небо. Снегурочка только что вышла из леса, она уже готова сделать первый шаг навстречу людям. Вдали виднеются огни деревни. В эту минуту она, испуганная, бледная, но решительная, последний раз оглядывается на свой дом — лес. Кажется, что глаза ее полны слез, а в следующее мгновение понимаешь, что Снегурочка не может плакать.

Перед героиней, едва заметная ловушка или капкан. Деревья окружены сиянием, в котором можно разглядеть глаза и широко раскрытые рты. Родной лес предупреждает Снегурочку об опасности. Слева, за спиной сказочной героини, легко читается человеческий силуэт. Мать ли Весна ее провожает, отец ли Мороз…

Тревога наполняет картину, предчувствие беды. Нет, Снегурочка минует ловушку для зверя. Но скоро она попадет в совсем другую ловушку. Ярило-Солнце убьет дочь Мороза и Весны за то, что познала любовь не будучи человеком.

Огни деревни смотрят недобро, словно чудище из темноты. Нелегко Снегурочке сделать выбор. Но уже в следующий момент она смело шагнет навстречу новому, чужому, неизвестному.

Ее наряд (шубка, рукавицы, шапка) вобрал в себя все оттенки снега, леса, неба. Ослепительно белый снег, сине-зеленая ночь, молодые елочки на переднем плане — все в картине прописано с необыкновенной точностью, достоверностью. Сказка не терпит лжи.

Советский полнометражный рисованный мультипликационный фильм 1952 года по мотивам одноимённой пьесы А. Н. Островского на музыку Н. А. Римского-Корсакова в обработке Л. А. Шварца. Мультфильм показывался в кинотеатрах. Один из первых советских фильмов, выпущенных на видео в начале 80-х годов.

Текст:

— Расскажи, Снегурочка, Где была? Расскажи-ка, милая, Как дела? — За тобою бегала, Дед Мороз, Пролила немало я Горьких слез. — А ну-ка, давай-ка, плясать выходи! — Нет, Дед Мороз, погоди! — Ты меня, любезная, извини, И свою любовь ко мне Сохрани. — Как же не любить тебя, Милый дед?! — Сколько зим потрачено, Сколько лет! — А ну-ка, давай-ка, плясать выходи! — Нет, Дед Мороз, погоди! — Ждет мои подарочки Ребятня. И тебе достанется От меня! — Наконец, сбываются Все мечты. Лучший мой подарочек — это ты! — А ну-ка, давай-ка, плясать выходи! — Нет, Дед Мороз, погоди!


Стихи про Снегурочку

Татьяна Гусарова

Она в сапожках белых
И в шубке голубой
Букет снежинок спелых
Приносит нам с тобой.

Белым-бела до пояса
Роскошная коса
И теплые-претеплые
Лучистые глаза.

В прозрачных льдинках шапочка
И варежки на ней.
Нам свет и радость даришь ты,
Любимица детей.

Е.Благинина Снегурка

Я вылепил снегурку,
Поставил на виду
Снегурушку-девчурку —
Под яблоней в саду.

Стоит моя царевна
Под круглым деревцом —
Царевна-королевна,
Пригожая лицом.

В парчовой душегрейке
Стоит светлей зари,
И крупные на шейке
Играют янтари.

Она мой сад оставит,
Лишь солнце припечёт:
Расплещется, растает,
С ручьями утечёт.

Но кликну — отзовётся
Снегурушка моя
То эхом из колодца,
То голосом ручья.

Ольга Беляевская Снегурочка

Ночью Дед Мороз колдует,
То завьюжит, то задует,
Реки сковывает льдом,
Покрывает серебром,
А потом идет к домам
И огромной кистью
Он рисует тут и там
Сказочные листья.

Увидала внучка,
Говорит Морозу:
— Дедушка, а можно я
Нарисую розу?

Засмеялся дедушка:
— Подрасти немножко!
Ты ведь не дотянешься
Даже до окошка!
На тебе лопатку,
На тебе ведерки,
Налепи куличиков
Да катайся с горки.

Заплакала Снегурочка,
Уронила слезы,
И в снегу сейчас же
Распустились розы!

Даже Дед развел руками:
— Ну и внучка у меня!
Надо сделать ей подарок
Ради праздничного дня!
И достал он из мешка
Новые снегурки:
— Надевай, скорей, коньки,
Да рисуй фигурки!

Андрей Парошин Снегурочка

Гирлянды сосулек на крышах,
На горке полно детворы.
Снегурочка мчится на лыжах
С высокой-высокой горы.

Елена Стеквашова Снегурочка

Внучка Дед Мороза,
Снежная принцесса
На веселый праздник
К нам спешит из леса.

А за нею следом
Зайчики и волки,
Им, наверно, тоже
Хочется на елку.


Новый год любимый праздник жителей всей Земли. Ребятишки начинают мечтать о подарках и неожиданных чудесах. Но, самое главное, это, конечно, сказочные персонажи – любимые и долгожданные всеми детишками Дедушка Мороз и его внучка Снегурочка.

Ключевые слова: Образ Снегурочки.

А нам захотелось узнать о его помощнице и постоянной спутнице, Снегурочке. Кто она, Снегурочка, кто ее родители, куда она исчезает после праздников – это стало нам интересно, и мы решили заняться исследованием этого вопроса.

Цель исследования: показать своеобразие и уникальность образа Снегурочки в культуре русского народа.

Задачи: – изучить историю происхождения Снегурочки;

– узнать, откуда к нам приходит Снегурочка, кто ее родители;

– познакомиться с произведениями разных видов искусства, связанных со Снегурочкой

Снегурочка – это русский новогодний персонаж, внучка Дедушки Мороза. Но древние славяне считали её дочерью Мороза и Древней Снежной Царицы. Сам по себе образ Снегурочки удивителен и уникален для русской культуры, а история образа Снегурочки в языческой культуре славян начинается ещё в дохристианской мифологии, когда славяне верили в многобожье.

На севере на Руси был обычай зимой строить фигуры из льда и снега. В старинных приданиях очень часто встречается упоминание об одной ожившей ледяной скульптуре молодой красивой девушки. Зимой эта девушка ходит по домам и всех радостно поздравляет, а весной отправляется в лес с подружками по ягоды и теряется, либо прыгает через костер и тает. Так в нашем фольклоре и появилась Снегурочка.

Последний вариант более правдоподобен, так как в древней мифологии существует миф, который гласит, что многие духи погибают при смене сезона, как злые, так и добрые. Так ледяная красавица исчезает с приходом лета.

Существует еще одна версия происхождения Снегурочки. Если заглянуть глубоко в языческую историю Древней Руси, то станет известно, что существовала так называемая богиня Кострома. Согласно многочисленным утверждениям, ее имя связанно со словом костер. Отсюда и связь со Снегурочкой, ведь она растаяла, прыгая через костер. Эта Кострома не имеет ничего с милой спутницей Деда Мороза. По языческим поверьям, это была злобная богиня, олицетворяющая зиму и саму смерть. С приходом весны люди изображали ее в виде уродливого чучела и либо топили, либо сжигали.

Мне больше нравится богиня Кострома как символ плодородия. Она является на землю весной, то есть тогда, когда закладываются основы будущего урожая. Едва-едва травка первая только проклюнется на пригорках, едва зазвенят ручьи, едва первые подснежники покажутся не поверхности по большей части черной еще земли, так тут богиня и появится.

Только раз в году в славянских странах, только ранней весной и можно видеть Кострому. Счастливыми весь год будут те, кому доведется лицезреть богиню плодородия в поле ли чистом, на опушке ли леса, а то и прямо на сельской улице. Ну а тот, на кого Кострома взглянет, тот получит в этом году какое-то просто невиданное и небывалое счастье.

Как оказалось, точной версии о том, кто родители Снегурочки на самом деле, не существует. Ведь, как уже было сказано, она была создана людскими преданиями и сказками, которые, в свою очередь, имеют свойство постоянно видоизменяться. Поэтому каждый человек верит в то, что ему больше всего по душе. Ведь главное в Новый год – это радость, счастье и веселье.

Кем бы ни была Снегурочка, образ ее уникален. Ни у одного из заморских Дедов Морозов нет такой очаровательной спутницы. Разве что, итальянский Баббо Натале приходит в гости в сопровождении феи Бефаны, вот, пожалуй, и все. Поэтому можно смело сказать, что Снегурочка – бесценное достояние русской культуры и один из самых ярких и красивых символов Нового Года.

В наше время прекрасная Снегурочка и Дедушка Мороз делают все, чтобы праздник был именно таким, каким его хотят видеть большинство людей в новогоднюю ночь.

Наша Снегурочка – это послушная и прилежная внучка самого волшебного в мире Деда Мороза. Она его неутомимая помощница и постоянная спутница. На расписных санях они вдвоем летят над лесами, полями и горами, чтобы успеть принести счастье в каждый дом, каждому маленькому и взрослому человеку.

Основные термины (генерируются автоматически): Кострома, Снегурочка, русская культура, образ Снегурочки.

Читайте также: