Обозначение звонких и глухих согласных в детском саду

Обновлено: 06.07.2024

Предлагаемые дидактические игры развивают умения дифференцировать звонкие и глухие согласные, выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости). Игры используются воспитателями на занятиях по обучению грамоте, родителями .

ВложениеРазмер
kopiya_zvonkie_i_gluhie_zvuki.docx 8.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Игры на дифференциацию звонких и глухих согласных звуков

Цель: развитие умения дифференцировать звонкие и глухие согласные. Закрепление знаний о парных звонких и глухих согласных.

Оборудование. У каждого ученика по два синих флажка, один из них с красной окантовкой.

Учитель произносит звук, ученики показывают соответствующий флажок: если звук глухой— синий, если звонкий — синий с красной окантовкой.

Цель: развитие умения дифференцировать звонкие и глухие согласные,

Педагог называет звонкий согласный - ребенок называет парный глухой, и наоборот

Сидящие в первом ряду называют звонкие согласные, во втором — парные глухие(каждый ребенок по одному звуку).

Произнесение звука можно совместить с определением его по глухости звонкости. В этом случае ребенок за правильный ответ получает 2 очка вместо одного.

За каждый неправильный ответ отнимается очко. Выигрывает ряд, получивший большее количество очков.

Цель: дифференциация звонких и глухих согласных.

I вариант. Педагог называет звонкий или глухой согласный и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, называет парный согласный и возвращает мяч учителю.

2 вариант. Педагог называет прямой открытый слог со звонким или глухим согласным и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, называя слог с парным согласным, и возвращает мячв зрослому.

Игра оценивается по количеству правильных ответом в каждом ряду.

Комментарий для упедагога. Эти игры, как и предыдущие, способствуют исправлению недостатков фонематического слуха.

Цель: дифференциация звонких и глухих согласных.

Дети делятся на две группы, каждая выбирает командира: одного из них называют Дима, другого Тима.

Далее педагог сообщает, что он будет называть упражнения, которые делали братья, а командиры вместе со своими командами будут повторять их: Тима— свои, а Дима— свои. Выиграет та команда, которая не ошибется.

Комментарий для педагога. Игра может повторяться несколько раз, имена командиров меняются, например: Сима и Зина, Боря и Поля, Беня — Феня, Клаша- Глаша.

Цель: дифференциация звонких и глухих согласных.

Цель: развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).

Оборудование. Наборы предметных картинок, цветные мелки.

Дети делятся на три-четыре группы по рядам или по звеньям. Дети каждой группы выходят по порядку к столу, берут верхнюю картинку из моей стопки, называют предмет, выделяют первый согласный звук в слове, определяют его как звонкий или глухой. Выигрывает тот ряд, ученики которого более правильно выделяли первые звуки в словах и точно охарактеризовали их по звонкости (глухости).

Цель: развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).

Оборудование. Большие карточки лото с тремя картинками: бочка, папка, ваза, фартук, гуси, кукла, домик, тыква, жук, шапка, зонтик, санки — в различных сочетаниях. Маленькие карточки с вышеперечисленными картинками у ведущего. У каждого ученика по три синих и три синих с красной окантовкой фишки.

Ведущий берет карточку и называет предмет, изображенный на картинке. Дети поднимают руку, если находят в своих карточках лото названный предмет. Ведущий спрашивает первого поднявшего руку. Отвечающий должен назвать слово, выделить первый звук, сказать, какой он — звонкий или глухой. После этого все, кто нашел у себя такую же картинку, закрывают ее соответствующей фишкой в зависимости от того, какой первый звук — глухой или звонкий. Выигрывает тот, кто первым закрыл все картинки в карточке лото.

Цель: развитие умения выделять первый согласный и слове и определять его по глухости (звонкости).

Оборудование. Домино с картинками: ваза — кукла, кукла —флаг, флаг — гуси, гуси —дыня, дыня — туфли, туфли — сова, сова —бусы, бусы — заяц, заяц — пальто, пальто — жук, жук — шишка, шишка — пусто — в таком количестве, чтобы каждому ученику хватило по три штуки; наборное полотно.

Цель: развитие умения выделять первый согласный звук в слове и определять его но глухости (звонкости).

Оборудование. Игрушки: кукла, грибок, собачка, зайка, волчок, фонарик, пушка, барабан, танк, дудочка; чеки-буквы.

Ведущий следит за тем, чтобы все дети правильно и отчетливо проговаривали слова.

Цель: развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).

Оборудование. Два картонных домика с кармашками для картинок, на одном кармашке синий квадрат, на другом —синий с красной окантовкой; предметные картинки, названия которых начинаются звонким или глухим согласным.

Ребенок выходит к доске, берет одну картинку, называет предмет, на ней изображенный, выделяет в слове первый звук, характеризует его и кладет картинку в соответствующий кармашек. Работа продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по своим домикам.

Комментарий для педагога: Если на занятии выделяется и дифференцируется определенная пара звуков, то на домики прикрепляется соответствующая пара букв. А цветные квадраты, символизирующие звонкий и глухой согласные, прикрепляются на итоговом занятии по этой теме.

Цель: развитие умения выделять первый согласный в слове-отгадке, характеризовать его по звонкости – глухости.

Ведущий загадывает загадку, а дети отгадывают ее, выделяя первый согласный в слове-отгадке и характеризуя ее по глухости-звонкости.

Смастерили из досок

И надели поясок.

И хранит посуда эта

С грядки собранное лето.

Кто по елкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

На потолке в уголке

Не руками свито.

Перед ними синий пруд,

Хорошо им будет тут.

С неба к нам он прилетел,

Покружился, тихо сел,

В шубу белую одел.

Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой,

Меня били, колотили,

Ледяной водой облили

И скатились все потом

С моего горба гуртом.

Все время стучит,

Но их не калечит,

Я с полями, с козырьком,

С лентой алой и цветком.

Я защищаю голову

От солнца и от холода.

Он признался ножу:

- Без работы я лежу.

Построгай меня дружок,

Чтобы я работать мог.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Игра - презентация на различение парных звонких и глухих согласных "Найди соседа"

Игра - презентация на различение парных звонких и глухих согласных "Найди соседа"Цель игры: учить детей на слух определять парные звонкие и глухие согласные, развивать фонематический слух.


Дидактическая игра для детей подготовительной к школе группы "Звонкие и глухие согласные звуки"

Дидактическая игра для детей подготовительной к школе группы "Звонкие и глухие согласные звуки".

Дидактическая игра "Четвертый лишний" (звонкие и глухие согласные звуки) содержит красочный картинный материал и поможет ребенку закрепить умение дифференцировать согласные звуки по звонкости-глухости.


Дидактическая игра "Четвертый лишний" (звонкие и глухие согласные звуки)

Цель: учить дифференцировать согласные звуки по звонкости– глухости.Ход игры: ребенок называет названия четырех предложенных картинок, выделяя голосом первый звук в каждом слове. Затем определяет лишн.


Презентация по теме: "Дифференциация звонких и глухих согласных звуков"

Этапы коррекционной работы по дифференциации звонких и глухих согласных звуков с детьми разновозрастной группы с нарушением зрения.


Дифференциация звонких и глухих звуков.

Речевой и наглядный материал по дифференциации звонких и глухих звуков [Б], [Б`] - [П], [П`].


НОД по РР "Звуки [В] и [Ф]. Звонкие и глухие согласные"

Тема: Согласные глухие и звонкие, их дифференциация.

Цели: познакомить детей с понятиями глухой и звонкий согласный звук.

Задачи: научить различать глухие и звонкие согласные звуки тактильно и на слух; развивать фонематические процессы, память, мышление.

Оборудование: кукла Незнайка; предметные картинки, в названии которых встречаются звуки, различающиеся по глухости-звонкости; мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Развитие фонематического слуха.

- Я буду произносить имена детей, а вы должны повторить их и назвать одно имя, которое отличается от других по звучанию:

Августина – Агния – Ангелина - Акулина.

Коля – Дима – Толя – Поля.

Полина – Наина – Люба – Галина.

Таня – Оля – Аня – Ваня.

Инна – Тина – Татьяна - Дина.

Евгений – Петя – Витя – Катя.

2. Объявление темы занятия. - Ребята, вспомните, из чего состоят слова, когда мы их произносим? (Из звуков)

- Какие две группы звуков вы уже знаете? (Гласные и согласные)

- Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, при произнесении которых губы не сомкнуты; ни они, ни язык, ни зубы не мешают выходить воздушной струе изо рта; при их произнесении участвует только один голос; их можно петь.)

- Все остальные звуки являются согласными. Но они бывают разными. Среди них встречается много похожих между собой звуков. Их нельзя путать, их нужно учиться различать.

Появляется кукла Незнайки. Он ведёт диалог с логопедом:

- Ребята, пойдёмте играть!

- Мы не можем, Незнайка. У нас важное занятие. Сегодня мы должны узнать, какими бывают согласные звуки.

- Да ерунда это! Зачем вам всё это нужно?

- А ты, Незнайка, умеешь различать согласные звуки?

- Вот поэтому-то твоё имя Незнайка. А наши ребята хотят всё знать! Они хотят в школе хорошо учиться. Посиди на нашем занятии, послушай. Может, и ты узнаешь для себя что-то полезное.

- Ну ладно, попробую.

3. Общая характеристика согласных звуков. - Скажите, ребята, а вы на кого-нибудь похожи? (Да. На маму, на папу)

- А вот многие согласные звуки тоже похожи друг на друга. Они тоже как будто братцы друг для друга. Звуки бывают, например, глухие и звонкие. А теперь давайте поподробнее поговорим об этом.

5. Закрепление знаний о глухости-звонкости звуков. Детям раздаются картинки, в названии которых в начале находятся глухие и звонкие звуки.

- Назовите картинку. Определите, какой звук в вашем слове первый? А теперь встаньте те, у кого в слове первый звук глухой.

- Как вы это определили?

- А теперь встаньте те, у кого в слове первый звук звонкий.

- Как вы это определили?

6. Динамическая пауза Выполнение движений по тексту стихотворения.

Вот мы руки развели,

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Чтобы всем проснуться,

7. Упражнение с мячом на дифференциацию звуков по глухости-звонкости. - Сейчас я буду произносить слова и бросать каждому из вас мяч. Вам нужно определить первый звук в слове (он будет глухим, заменить его на парный звонкий и произнести новое слово.

собор - (забор)

почка - (бочка)

финт - (винт)

- А сейчас наоборот первый звонкий согласный нужно будет заменить на парный глухой.

дачка - (тачка)

зайка - (сайка)

блещут - (плещут)

жест - (шест)

грот - (крот)

8. Игра "Догадайся, какого слова не хватает?". Произнеси его чётко и правильно.

В конце предложения ставим (точку).

Ведёт мама в садик малышку- (дочку).

У Андрея болит (зуб).

Есть он может только (суп).

Зимой мы строим ледяную (горку).

Мышонок грызёт хлебную (корку).

Расставаться с другом (жаль).

Бабушка связала (шаль).

9. Упражнение "Припоминай-ка".

- А теперь пусть каждый из вас вспомнит и назовёт нам слова, в которых первый звук согласный глухой.

Затем даётся то же задание для согласных звонких звуков.

10. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. - Давайте вспомним, на какие две группы делятся все звуки? (На гласные и согласные.)

- А какими бывают согласные? (Глухими и звонкими.)

- Ну что, Незнайка, ты что-нибудь понял?

- Да-а-а… Это целая наука!

- Ну ничего. Если ты будешь стараться также, как наши ребята, ты тоже сможешь научиться различать глухие и звонкие согласные звуки. Правда, ребята?

- А потом будешь хорошо учиться в школе. Желаем тебе удачи!

Согласные звуки в нашем родном языке – довольно коварные. Множество ошибок при письме возникает у детей, которые не умеют отличать звонкие согласные от глухих. Эту тему в школе проходят в начальных классах, но можно научить ребенка различать звонкие и глухие согласные еще до школы.

Развитие слуха у ребенка

Когда начинать обучение?

На самом деле начальный этап обучения происходит в еще более раннем возрасте, когда мы учим малыша различать разные звуки. Затем изучаем все буквы алфавита, даем понятие гласных и согласных, учим ребенка определять наличие каждой из них на слух. Только после этого малыш сможет понять разницу между звонкими и глухими, научится их слышать в словах.

То есть сначала нужно сформировать у дошкольника фонематический слух – ту самую способность вычленять из речи отдельные звуки. Как это сделать?

  • Научить реагировать на звучание погремушек, поворачивая в их сторону голову.
  • Подросшего карапуза учим слушать природу за окном: пусть закрывает глазки и описывает, что он слышит (гул ветра, шелест листьев, чириканье птиц, шум машин, лай собак и т. д.).
  • То же самое делаем с бытовыми приборами дома: пусть отличит звучание фена, пылесоса, чайника, холодильника.
  • Играем в зоопарк: мама изображает голоса разных животных и птиц, а ребенок угадывает их, а затем – наоборот.
  • Пусть малыш с завязанными глазами определяет, что звучит: колокольчик, бубен, свисток и т. д.
  • После того как он выучит все буквы, можно учить его определять их наличие в словах (например, пусть хлопает или встает, если услышит заданный звук).

Подготовка детей к школе

То есть перед тем как изучать звонкость – глухость согласных, дошкольник должен:

  • знать все буквы алфавита, их порядок, количество;
  • отличать гласные от согласных;
  • иметь развитый фонематический слух.

Все эти навыки вполне можно сформировать у дошкольника к 5–6 годам.

Чтобы фонематический слух развивался у малыша правильно, старайтесь как можно больше с ним общаться, а также следите, чтобы вокруг него не было постоянного звукового фона (не выключающийся телевизор, музыкальный проигрыватель).

Ребенок закрывает уши руками, чтобы услышать звонкие и глухие согласные

Беремся за согласные

Как же научить дошкольника отличать звонкие и глухие согласные? Просто заставить его заучить их наизусть (то есть зазубрить) – ход неверный. Ведь при таком подходе ему весьма сложно будет применять это знание на практике. Значит, нужно сделать так, чтобы он понял, какая между ними разница, научился слышать их, определять по конкретным признакам.

Как известно, информация запоминается намного легче, если при ее изучении человек задействует разные органы чувств: зрение, слух, осязание… Нужно объяснить ребенку, что согласные в русском языке разделяются на звонкие и глухие в зависимости от того, задействован ли при их произношении голос. Чтобы это легче было понять, подключаем осязание: пусть ребенок приложит ладошку к горлу и произнесет любой звонкий звук, а затем глухой (например, Д и Х). Звонкий образует вибрацию голосовых связок, что почувствует ладонь, а глухой – не образует.

Можно отличить их и на слух. Если закрыть уши ладошками, а затем произнести в полголоса звук, то звонкость можно определить по звуку, а глухость – по шуму. Обязательно произносить их именно с голосом, а не шепотом, иначе глухими окажется большинство звуков! Поиграв таким образом, ребенок поймет разницу.

Звонкие и глухие согласные звуки

Разбираем пары

Чтобы легче запомнить парные и непарные глухие и звонкие звуки, подключаем зрение. Визуализируем пары согласных в форме таблицы.

Для этой цели можно сочинить фонематическую сказку о том, как в русском языке жили гласные и согласные звуки, у одних согласных были братики, а у других – нет. Рисуем в левой части листа два значка, которые будут обозначать звонкость и глухость (например, колокольчик и наушники). Напротив колокольчика вписываем звонкие, напротив наушников – их глухих братишек. Посчитайте вместе, сколько пар братьев в нашем языке? Правильно, 6. Пусть ребенок визуально увидит, какие буквы имеют пару.

Иногда братики в словах меняются местами. Например, парный звонкий на конце слова становится глухим (зуб, берег, поезд), а парные глухие перед другими звонкими становятся звонкими (рюкзак, просьба).

Детский рисунок на тему звонких и глухих согласных

Закрепляем знания

Можно закрепить пройденный материал, попросив малыша самого составить и заполнить такую таблицу. Так подключится еще и моторная память.

Полезно поискать разные буквы в словах. Можно приводить ребенку примеры слов с глухими согласными, затем – со звонкими, показать, что на конце слов могут стоять как те, так и другие. Можно показать, как волшебница Фонетика превращает глухой в звонкий и наоборот.

Пусть табличка, нарисованная ребенком, всегда висит у него перед глазами, чтобы он мог периодически возвращаться к ней, повторять материал. Для ребенка, прежде всего, это будет игра, но с ее помощью он изучит важную тему, которая ему очень пригодится для учебы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект организованной учебной деятельности КПП

Воспитатель:

Образовательная область:

Коммуникация

Основы грамоты

Сквозная тема:

Трудимся вместе.

Учить различать звонкие и глухие согласные звуки. Уметь правильно держать карандаш и ручку, ориентироваться на поверхности бумаги, совершенствовать штриховку

Продолжать обучать умению в ыделять з в уки в сло в ах и различ а ть их признаки. ( г ласные у дарные б е з у дарные; со г ласные т в е р дые мягкие, г лухие з в онкие, правильно произн о сить их.

Упражнять в штриховке, рисовании по точкам .Развивать слуховое внимание , мелкую моторику.

Обеспечение ресурсами:

Иллюстрации, артикуляционная гимнастика, картинки с профессиями, звуковые карточки , задания.

бала- ребенок-

Ход организованной учебной деятельности

Организационная часть:

Подарите свою улыбку друг другу.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Игровая ситуация: мальчик решил, когда вырасту- буду разведчиком

Выставляет картинку мальчика , опрашивает детей, что должен умет разведчик?( наблюдательным, все замечать)

Мальчик хочет познакомиться с каждым из вас.

Мы тихонько посидим- на друг друга поглядим. Водит в тему: вы на кого-нибудь похожи? ( На маму, на папу )

Как вы думаете, согласные звуки тоже похожи друг на друга. Есть у них братцы? Как они называются? Вы хотите узнать, что за звуки- братцы?

Предлагает сесть тому, кто назовет слово, в котором первый звук согласный.

Проводит артикуляционную гимнастику.( приложение)

Основная часть:

1. Беседа по теме: Как узнать звуки- братцы? ( говорить)

Характеристика согласных по глухости-звонкости.

Выполнение движений по тексту стихотворения.

- Встаньте, покажите, как вы шли к полянке.

Мы к лесной полянке вышли, (Дети шагают)
Поднимая ноги выше, -
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Собирали ягоды, (Наклоны вперед)
И вели им счет:
Две ягоды в кружку, (Каждый палец поочередно касается большого пальца)
Две ягоды в рот.

Цель: з акрепление знаний о глухости-звонкости звуков.

Детям раздаются картинки, в названии которых вначале находятся глухие и звонкие звуки.

Первыми встают те, у кого в слове первый звук глухой, вторые - звук звонкий ( названия цветов).

5 .Игровое упражнение с мячом

Цель: дифференциация звуков по глухости-звонкости. Сейчас я буду произносить слова и бросать каждому из вас мяч. Вам нужно определить первый звук в слове (он будет глухим, надо заменить его на парный звонкий и произнести новое слово)

собор - ( забор )

почка - ( бочка )

финт - ( винт )

наоборот первый звонкий согласный нужно будет заменить на парный глухой.

дачка - ( тачка )

зайка - ( сайка )

блещут - ( плещут )

жест - ( шест )

грот - ( крот )

6.Задание : дети выполняют индивидуально.

Итоговая часть:

Предлагает детям высказаться, что нового узнали, что заметили, что поняли, пригодятся знания или нет.

Работа с лесенкой успеха.

Воспроизводят: различать звонкие и глухие согласные звуки.

Понимают : о глухих и звонких звуках.

Применяют : умение в ыделять з в уки в сло в ах и различ а ть их признаки. Уметь правильно держать карандаш и ручку, ориентироваться на поверхности бумаги, совершенствовать штриховку


Особенность согласных звуков — наличие или отсутствие голоса при произношении. По этой причине их разделяют по принципу звонкости-глухости. В этой статье расскажем, какие согласные звонкие, а какие глухие.

О чем эта статья:

Звуки русского языка

Сначала мы произносим звуки, а потом из них образуем слова — так получается речь, которая становится информативнее через предложения.

Звук — это основная единица языка, как слово и предложение. Звуки формируют слова на уровне фонетики. И именно благодаря звукам мы отличаем одно слово от другого:

Всего в русском языке сорок два звука. Их разделяют на гласные и согласные звуки, которые отличаются по способу формирования.

Например, гласные звуки [а], [о], [э], [у], [и], [ы] целиком состоят из голоса. В момент их произношения воздух свободно проходит через напряженные голосовые связки и рот. Гласные звуки можно долго тянуть и петь: а-а-а, о-о-о, у-у-у, ы-ы-ы, что часто используют музыканты и певцы.

С согласными немного сложнее: у них есть различие на звонкие (с участием тона — звука) и глухие (только с шумом).

Читайте также: