Родительское собрание про домашнее задание начальная школа

Обновлено: 05.07.2024

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию культуры выполнения домашних заданий у младших школьников.

Задачи: 1. Определение места домашних заданий в системе учебной деятельности младших школьников.

2. Выявление проблем взаимодействия родителей с ребенком по выполнению домашних заданий.

3. Отработка с родителями воспитательных и психологических приемов поддержки самостоятельной учебной деятельности ребенка дома.

Этап подготовки.

Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас. Легуве

Сила мягкого спокойного слова так велика, что с нею не может сравниться никакое наказание. Лесгафт

4. Подготовка тренинговых упражнений для групповой работы родителей.

5. Анкетирование родителей.

Этап проведения.

Наши дети – ученики!

Главный объект их труда – книга, тетрадь, а главный труд в школе – учение. Необходимо поддерживать их интерес к учению, помочь им почувствовать радость учебного труда, способствовать развитию у них любознательности, познавательной активности, наблюдательности, памяти, внимания.

Семья должна поддерживать интерес ребенка к учению, помочь ему включиться в учебный труд.

Как-то мне попалась очень интересная статья известного ученого, профессора Махмутова, посвященная проблеме интеллектуального развития школьников. В числе интересных фактов, приводимых в ней, меня поразило то, что, оказывается, более 2/3 неуспевающих потенциально способны, но эти способности, в свое время, не получили развития по разным причинам. Одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности, а особенно при выполнении ДЗ.

Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей по подготовке ДЗ и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности. Не секрет, что школьные знания – это база, основа. Главные же знания ученик обретает сам, в результате собственной деятельности. Если эта деятельность с помощью родителей правильно организована, то результат непременно будет.

С одной стороны, нужно помочь ребенку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить порядок выполнения уроков, а с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию погулять или поиграть, сформировать умение быстро включаться в работу, вести ее, не отвлекаясь и в хорошем темпе.

Доводить начатое дело до конца, добиваться поставленной цели, рационально распределять свое время, выполнять домашнее задание самостоятельно – всему этому нужно ребенка учить, учить тактично, ненавязчиво, не отбивая интереса к учебному труду. При выполнении детьми домашних заданий очень важно помочь им выработать навыки самоконтроля, умения работать самостоятельно.

Школа не снимает с себя ответственность. Обучать детей – наша прямая обязанность. Но материал, полученный на уроке, необходимо закрепить, порой, довести приемы до автоматизма, а этого можно добиться, лишь выполняя ДЗ. Поэтому нам необходима помощь семьи.

Шуточные диалоги.

Ах, дети, дети! Как они быстро растут, как быстро развивается их сообразительность. Они уже не задают вопросы, а на все вопросы готовы ответить сами:

- Какой предмет тебе больше всего нравится в школе?

- Наручные часы нашего классного руководителя!

- Кем ты будешь, когда вырастешь?

- Почему ты так думаешь?

- Учительница сказала, что с таким поведением я непременно попаду в историю.

Дети, дети! Наши развитые телевидением и Интернетом дети…

- Когда собираешься делать уроки?

- После кино поздно!

- Учиться никогда не поздно!

Дети, дети! Наши всё видящие и всё замечающие дети!

- Почему ты целый день валяешься на диване?

- Готовлюсь стать папой!

- Почему ты дома даже учебники не открываешь?

- Ну, ты же сама говорила, что книги надо беречь!

Недостаточная информация о том, как надо выполнять задание.

Недостаточное умение читать и понимать текст.

Отсутствие (в первую очередь у родителей) знаний о гигиенических нормах при выполнении заданий.

Незнание оптимальной последовательности выполнения заданий по предметам.

Отсутствие в учении опоры на желание и мотивы школьника.

Однообразие учебной работы, отсутствие ярких впечатлений, примеров.

Неосведомленность родителей в вопросах психологической поддержки детей в процессе выполнения заданий дома.

Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности?

Назовите самый любимый и самый сложный для вашего ребенка учебный предмет.

Часто ли вы обсуждаете с ребенком его учебу (трудности, успехи, взаимоотношения с педагогами)?

Назовите, какой предмет в школьные годы был самым любимым у вас и у вашего мужа (жены).

Назовите, что в течение последней недели читали (или прочли) вы и ваш муж (жена)?

Назовите, что в течение последней недели читал (или прочел) ваш ребенок?

Обсуждаете ли вы с вашим ребенком прочитанные книги, газеты, телепередачи?

Наказываете ли вы своего ребенка за промахи в учебе?

Нравится ли вашему ребенку учиться?

Из анализа видно, что многие из вас стремятся помочь ребенку, но не вполне ясно представляют, как это сделать. Думаю, что сегодняшняя встреча будет для вас полезной. Некоторые родители не всегда внимательно относятся к учебной деятельности своих детей. Им, наверняка, следует быть более бдительными в данном вопросе.

Советы (правила) для родителей.

Постарайтесь не особенно ругать ребенка, стыдить и наказывать его: плохая отметка уже воспринимается как наказание.

Выясните, за что именно была поставлена неудовлетворяющая вас и ребенка отметка (двойка, тройка, для кого и четверка), чтобы было ясно, над чем работать. Ведь ребенок порой не в силах понять, что в его работе не понравилось учителю – почерк, ошибки, то, что он вертелся, писал на листочке, а не в тетради, а может быть что-то еще.

Хвалите ребенка за то, что у него получилось то, что раньше не получалось. При этом, если вы уверены, что ребенок старался, стремился к тому, чтобы научиться, но принес всего лишь тройку, умейте обрадоваться и ей, приободрите ребенка.

Ставьте перед ребенком доступные цели и учите его самого контролировать, достиг он их или нет. Не настаивайте, чтобы он выполнил непосильное для него число дополнительных примеров или задач без ошибок и исправлений.

Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место. Дело в том, что у младшего школьника вырабатывается установка не только на определенное время, но и на определенное место работы. Когда такая установка у ребенка сформируется, то ему бывает достаточно усесться за привычный стол, как само собой приходит рабочее настроение, возникает желание приступать к работе.

Строго выполнять такое правило: до начала занятий со стола должно быть убрано все, что отвлекает. Хорошо бы установить четкий и постоянный порядок расположения предметов на рабочем столе, не меняющийся. Перед глазами – календарь и расписание уроков. Правильное освещение.

Для успешного выполнения домашнего задания необходим четкий ритм занятий. Например, работает 25 минут, а затем 10-15 минут отдыхает, делая при этом физические упражнения.

Установить порядок, в котором ребенку лучше всего делать уроки. С чего начинать: с устных или письменных, с легких или трудных, с интересных или скучных заданий? При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, его работоспособность.

Приступать к выполнению домашних заданий ребенку лучше всего через полтора-два часа после возвращения его из школы. Если ребенок посещает кружки, то, конечно, можно садиться за уроки позже. Но не откладывать на поздний вечер. Оптимальным для приготовления домашних заданий является время с 16 до 17 часов, если же школьник садится делать уроки в 18 – 19 часов, то такая работа малоэффективна и к тому же очень утомительна для ребенка. Это время резкого снижения работоспособности.

Выполнение письменных заданий следует чередовать с устными. Через 25-30 минут занятий следует делать 10-15 минутный перерыв для отдыха. В выходные дни надо постараться, чтобы ребенок действительно отдохнул. Известно, что большинство школьников хронически недосыпают, поэтому в эти дни, во-первых, ребенку необходимо хорошо выспаться, побольше побыть на свежем воздухе. Это создаст хороший запас сил на следующую учебную неделю.

В заключении хочу пожелать вам успеха на трудном пути поддержки детей в их самостоятельном учебном труде. Я уверена, что у вас, самых близких для детей людей, все получится. В любом случае помните, что нет в жизни маленького ребенка никаких психологических, поведенческих отклонений, не связанных в той или иной мере с особенностями семьи, окружающих его взрослых, их чувств и действий.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели: выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома;

познакомить родителей с гигиеническими требованиями к приготовлению домашних заданий; дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умения работать самостоятельно.

ХОД СОБРАНИЯ

I . Введение в тему собрания

Жила-была Красная Шапочка, такая хорошенькая да умненькая, что лучше ее и на свете не было. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше. Раз пошла Красная Шапочка к бабушке. Идет она лесом, цветочки собирает, кузнечиков слушает, и вдруг вспомнила, а уроки-то не сделала, а солнце к вечеру клонится…

Задание для родителей: продолжить сказку, составив 1-2 предложения по цепочке.

I I . Вступительное слово классного руководителя

Прочитайте эпиграф к нашему собранию. Наша задача – приучить ребенка трудиться правильно, не нанося вред здоровью, т. к. учеба – это главный труд школьника.

Домашнее задание выполняет различные функции.

Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел или много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.

Вторая функция домашнего задания – это стимулирование познавательного интереса учащегося, желания знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную, положительную роль играют дифференцированные домашние задания.

Третья функция домашнего задания – развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

II I . Игра ”Разброс мнений”

Раздаются карточки с началом предложения, а родители должны его продолжить.

- У нашего ребенка есть специальное место, где он …

- Самостоятельно справляется с …

- Готовит с трудом…

- Мы оказываем помощь ребенку в приготовлении домашних заданий. Эта помощь

- Когда ребенок учит уроки, мы …

- Если ребенок выполнил домашнее задание небрежно, то …

I V . Результаты анкетирования

Проблема глазами учеников

Выставка рисунков на тему: “Тихо! Я делаю уроки!”

(На доске устраивается выставка рисунков детей)

Результаты анкетирования учащихся

Анкета для учащихся:

Есть ли у тебя дома специальное место, где ты постоянно выполняешь домашние задания (подчеркни)?

2. Как долго ты выполняешь домашние задания (подчеркни)?

3. С какими предметами ты легко справляешься самостоятельно (перечисли):

4. Какие предметы ты готовишь с трудом (напиши): ______________________

5. Когда тебе трудно выполнить домашнее задание, оказывают ли тебе помощь родители

6. Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с плохой отметкой ?

7. Бывает ли так, что ты не выполняешь домашнее задание вообще?

Анкета для родителей

1. Оказываете ли Вы помощь ребенку при выполнении домашнего задания?

В чем она заключается?

2. В какое время Ваш ребенок садится за уроки?

3. Какие предметы ему даются легче, по каким испытывает затруднения?

4. Всегда ли есть у ребенка запись в дневнике о наличии домашнего задания?

5. Сколько в среднем уходит времени на выполнение письменных заданий ______;

устных заданий ___ .

V. Педагогическая ситуация

Однажды среди родителей возник такой разговор: “Мой Петя сидит за уроками 3 – 4 часа. Такой прилежный, такой трудолюбивый. Если бы это старание у него сохранилось до 10-го класса”.

Воспользовавшись приглашением Петиной мамы, учитель понаблюдал, как Петя учит уроки.

Петя занял рабочее место. Сидит за столом, значит, работает… Но нет, оказывается. Вот куда – то подевался циркуль и карандаш, тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да и самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут… Но вот все найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу… Вдруг ему захотелось попить воды, а еще через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика…

- На раскачку ушло более 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Петя за это время:

- дважды вставал из-за стола и ходил на кухню пить воду;

- один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать, не началась ли программа мультфильмов;

- дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;

- один раз доставал из стола альбом с марками и листал его.

Но вот работа закончена. Петя еще 10 минут бесцельно перекладывает с места на место учебники и тетради…

Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных Петей, только 1 час 27 минут использовано с толком, сколько и положено ученику 3-го класса.

Такая картина часто является типичной. Чуть ли не половина младших школьников проводит за приготовлением домашних заданий больше времени, чем положено.

VI . Советы родителям

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного для занятий времени.

Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости. Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место.

На столе все должно находиться на своих местах. Известный специалист по научной организации труда А.К.Гастев утверждал, что если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. И рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом.

Надо так же всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами – календарь и расписание уроков.

Не рекомендуется пользоваться тяжелыми ручками, так как увеличение ее веса даже на один грамм усиливает утомление.

Если жилищно-материальные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, то все равно необходимо выделить ребёнку какое-нибудь постоянное место, чтобы он мог там держать свои книги и тетради.

Нередко родители задают такой вопрос, с какого предмета лучше начинать приготовление уроков, с трудного или легкого? Лучше всего научить его самостоятельно определять трудности выполняемой работы и самому решать, с какого предмета стоит начать выполнение домашнего задания. Если ученик включается в работу сразу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и переходить к более легким. Если же он втягивается медленно, то ему следовало бы начать с более легких и лишь постепенно переходить к трудным.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими–либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.

Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:

- до 1 часа – в первом классе;

- до 1, 5 часов – во втором;

- до 2 часов – в третьем и четвертом классе.

Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования.

Для успешного выполнения задания необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий следует сделать перерыв на 5 – 10 минут, во время которого следует выполнить несколько физических упражнений.

У школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься, и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человечка. Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, короче говоря, что бы ни случилось, - уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть - это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.

Общие рекомендации к самоподготовке:
(распечатанные листочки можно раздать родителям)

выполнять домашнюю работу нужно начинать в точно установленное время;

прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места;

приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начнешь;

старайся все затруднения разрешить самостоятельно;

о задании узнай в дневнике или по закладкам в учебнике;

забыл правило, постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику;

начинай самоподготовку в определенном порядке, например: русский язык, математика, чтение.

Письменные задания:

внимательно прочитай задание;

повтори по учебнику, выучи определения, правила, связанные с выполнением данной работы;

после выполнения письменного задания внимательно проверь написанное;

ошибки исправляй аккуратно, в соответствии с рекомендациями учителя.

Устные задания:

посмотри, что задано, подумай, с чего начинать выполнять задание;

прочитай задание по учебнику;

выдели основные части, главные мысли текста;

прочитай задание вторично,

составь план прочитанного;

расскажи по плану;

следи за интонацией, темпом речи;

не спеши, говори ясно, четко,

К решению задач:

прочитай внимательно задание, если не понял содержания, прочитай еще раз, подумай;

повтори условия задачи и ее вопросы;

подумай, что известно из условия задачи, а что надо найти;

подумай, что нужно узнать сначала, что потом, чтобы ответить на вопрос задачи;

подумай, по какому плану будешь решать задачу; решай задачу;

проверь ход решения, ответ.

К выполнению заданий по русскому языку:

внимательно прочитай задание;

подумай, какими правилами можно воспользоваться при его выполнении;

если не уверен, знаешь ли ты правило точно, найди его в учебнике и еще раз повтори;

выполняя задание, сверяйся с правилами;

если обнаружил ошибку, аккуратно исправь ее.

К выполнению заданий по чтению:

если встретишь непонятные слова, выясни их смысл (у старших, в словаре);

если в чтении текста были затруднения, прочитай его еще раз;

прочитай весь текст, подумай над его содержанием, перескажи его.

Правила списывания:

прочитай предложение, прочитай каждое слово по слогам так, как оно пишется;

списывай, диктуя себе по слогам;

проверь списанное: читай слово в тетради и это же слово в книге

V II . Практическая работа (работа в группах) (СЛАЙД 15)

Старший ребенок у нас в свое время ходил в группу продленного дня. Уроки там делал кое-как, ну и успеваемость была соответствующая. Поэтому младшему строго-настрого наказала: без нас уроки не делать. Я прихожу после 18 часов, мы ужинаем и садимся за уроки. Я сижу рядом, при необходимости подсказываю или заставляю переделывать.

Должен ли ребенок дожидаться родителей, чтобы выполнить домашнее задание?

Как вы думаете, должно ли домашнее задание выполняться сначала в черновом варианте, а потом в тетради?

Задание № 2 (СЛАЙД 16)

Мы с женой сразу договорились: пусть Светлана учится сама, как может. Я и в тетрадки не заглядываю. Жена иногда интересуется. Но мы считаем, раз ученица – Света, то пусть и свои учебные проблемы решает сама. Что не понимает, у ребят, у учительницы спросит, а уж отметка – что заработает, то и получит. Двойку получит, значит, гулять не пойдет, а как иначе?

Как вы оцениваете поведение родителей?

Нужно ли помогать ребенку в учебной деятельности?

Если ребенок получит двойку, то какие будут ваши действия?

VI II . Итог собрания.

Безусловно, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий.

Практический материал

Метод ключевых слов

Этот метод может помочь ребенку при изучении большого по объему текста.

1. Ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова - сразу вспоминаешь, о чем сказано в нуж­ной части текста.

2. При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых (самых важных) слова. После этого выбранные слова записываются в нужной последователь­ности и к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответст­вующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов. В результате получается цепочка. Ее нужно записать и вы­учить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку.

1П - просмотри текст (бегло);

2П - придумай к нему вопросы;

ЗП - пометь карандашом самые важные места;

4П - перескажи текст (используя ключевые слова);

5П - просмотри текст повторно.

Решение родительского собрания

Учить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание и правильно оценивать результаты своей деятельности.

Использовать подготовленные памятки для наиболее рационального построения детьми работы по приготовлению уроков.

Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий.

Не скупиться на похвалу. Хвалить всегда исполнителя, а критиковать только исполнение.

Ставить совместно с ребенком реально достижимые учебные цели.

IX . Узелок на память

В конце собрания раздаются памятки.

Садись за уроки всегда в одно и то же время.

Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.

Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.

Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.

Приготовь письменные принадлежности для занятий.

Убери со стола все лишнее.

Пришло время начать работу. Сядь удобно, открой учебник…

Чтение. Один раз ребенок читает сам. Потом он пересказывает вам прочитанное. Если неточно перескажет какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов. Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди, а где возможно и по ролям.

Русский язык. При трудностях выполните все задания вслух, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При письменном выполнении ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он не выполнит задание, не стойте за спиной.

Окружающий мир – не только по книге. Выпишите дополнительные журналы. Делайте оттуда интересные вырезки и подбирайте тексты. Это пригодится в 5 классе.

Памятка контроля по выполнению домашних заданий

Не сравнивайте его умения с умениями других детей.

Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнять заданное упражнение.

Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.

Не пытайтесь выполнить за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.

Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.

Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.

Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, справочных материалов, правил и инструкций.

Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашнего задания.

Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.

Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, братьями и сестрами.

Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашнего задания, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.

Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.

Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.

Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка будет помошником классному руководителю в проведении родительского собрания.

Родительское собрание на тему "Выполнение домашних заданий в начальной школе"

- обсудить с родителями результативность выполнения устных и письменных домашних заданий обучающихся класса;

- определить причины некачественного выполнения домашних заданий отдельными учащимися;

- оказать поддержку и помощь родителям в преодолении трудностей в выполнении домашних заданий детьми.

1. Трудно ли тебе выполнять домашнее задание?

2. Какие задания тебе выполнять труднее, письменные или устные?

3. Бывает ли так, что ты не выполняешь задание вообще?

4. Помогают ли тебе делать домашние задания?

Нужна ли тебе помощь учителя в выполнении

2) Учащиеся отвечают на вопросы анкеты с помощью родителей. Вопросы анкеты необходимо напечатать и заранее раздать учащимся для обсуждения дома.

1. В котором часу ты обедаешь?

2. Сколько времени ты отдыхаешь?

3. В котором часу ты начинаешь делать уроки?

4. Ты делаешь уроки сам или тебе кто-то помогает?

5. В котором часу ты ложишься спать?

Вступительное слово учителя.

Учитель рассказывает о теме классного собрания и значении, объёме и особенностях выполнения домашних заданий в учебной деятельности учащихся.

Особенности домашних заданий в начальной школе

Домашнее задание – типичный пример самостоятельной работы учащихся, без которой невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников. Без домашних заданий невозможно полноценное усвоение и запоминание изложенного на уроке материала. Не менее важное значение эти задания имеют также для воспитания учащихся, поскольку способствуют формированию у них прилежания, самостоятельности и организации своего внешкольного времени.

Выделяют шесть главных целей домашних заданий:

1. Усвоение фактического материала. В первую очередь здесь предлагается закрепление знаний и навыков, полученных на уроке. Это достигается различными письменными упражнениями, решением задач, работой над текстом учебника, наблюдениями за окружающими явлениями.

2. Усвоение знаний в системе. Имеются в виду такие задания, которые требуют установления причинно-следственных и других связей и отношений между изучаемыми явлениями или процессами. Учащиеся должны выделить в изучаемом материале наиболее существенные понятия или закономерности, определить последовательность событий, классифицировать фактические данные.

3. Формирование обобщения. Здесь речь идет о сложной мыслительной работе, предполагающей достаточно прочные навыки и умения, связанные с применением мыслительных операций, особенно сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Ученик должен самостоятельно изучить материал, выделить из него существенное, установить имеющиеся связи между рассматриваемыми явлениями и сделать обобщающие выводы.

4. Применение знаний. Здесь речь идет о различных практических работах, позволяющих установить тесную связь между теорией и практикой. Обычно подобные задания завершают изучение теоретического материала и требуют от учащихся целого ряда практических умений и навыков, которые вырабатываются как в классной, так и во внеклассной работе.

5. Контроль знаний учащихся. Здесь предполагаются такие задания, которые специально предназначены для проверки знаний, умений и навыков. От учащихся требуется не только знание фактов и понятий, но и достаточно глубокое их осознание, умение применять знания в различных условиях, устанавливать необходимые связи и т.д.

6. Нравственное воспитание учащихся. Речь идет о заданиях; специально направленных на формирование научного мировоззрения учащихся и на нравственное воспитание их. Несомненно, что почти все виды заданий способствуют решению этой задачи, но в данном случае учитель подчеркивает специальную цель и при проверке задания акцентирует на ней внимание учащихся.

В школьной практике используют следующие виды домашней учебной работы:

одна на весь класс;

составление домашней работы для соседа по парте.

Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.

Задания, включающие несколько вариантов с правом самостоятельного выбора любого из них.

Одна на весь класс – самый распространённый вид домашней работы. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их не стоит , так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются различные навыки, формируются умения.

Домашние задания дают учащимся начальной школы с учетом возможности их выполнения, в следующих пределах:

Собрание проводится в форме деловой игры, родители работают в группах, у каждой свое задание. В архиве имеются сценарий собрания, презентация, задания для групп, анкеты и памятки для родителей.




Рекомендации:

Полноценный ресурс для проведения родительского собрания! Воспользуюсь в следующем учебном году. Спасибо, Ольга Анатольевна!

Спасибо за положительные отзывы! По этим материалам не раз проводили собрания коллеги, все проходило очень удачно. Рада, что его смогут использовать и другие учителя!

Ну, какая же Вы умница, Ольга Анатольевна! Снабжаете материалом, к которому нечего добавить! Всё, что необходимо для успешного проведения собрания в одной папке: сценарий, памятка, анкета, задания для групп, презентация, да ещё и музыкальный файл. Вот это помощь! Спасибо Вам огромное за щедрость и мастерство!

Спасибо большое за отзывы! Мне очень приятно, что Вам нравятся мои работы, что мои материалы принесут пользу не только мне!

Какая интересная форма проведения собрания. И тема очень актуальная. Ольга Анатольевна, спасибо за прекрасный материал!

Читайте также: