Обобщение знаний об имени прилагательном 3 класс школа россии

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Обобщение знаний об имени прилагательном.

Урок повторения и обобщения знаний.

Описание исходного уровня знаний, умений, навыков:

Учащиеся знают и умеют различать части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Они знают их лексическое значение и основные грамматические признаки. Умеют по двум признакам - значению и вопросу , определять имя прилагательное, его род и число. Умеют выделять из предложения словосочетания: существительное + прилагательное.

Результаты
Личностные: ценностное отношение к совместной деятельности, понимание её значимости, учебно –познавательный интерес

Метапредметные:
регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; умение контролировать и оценивать свои и соседа действия; умение провести рефлексию своих действий на уроке; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
познавательные УУД: умение получать и анализировать информацию из разных источников; умение представлять результаты своей работы по предложенному плану;
коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; высказывать свою точку зрения; уметь работать в паре, в группе; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Предметные: Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении.

Цель урока: Обобщить знания учащихся об имени прилагательном

Задачи: Обобщение знаний учащихся об имени прилагательном, согласовании с именем существительным; Развитие познавательного интереса к языку, формирование орфографической зоркости, речевой культуры, мыслительных процессов.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном и его грамматических признаках; разбор имени прилагательного как части речи.

1. Обобщение и систематизация знаний учащихся об имени прилагательном, его грамматических значениях (роде, числе, падеже), о согласовании с именем существительным; формирование орфографической зоркости.

2. Развитие речи, познавательного интереса к языку, мыслительных процессов, речевой культуры, внимания, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы.

3. Развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности.

4. Воспитание любви к знаниям, русскому языку, к одноклассникам.

5. Использование здоровьесберегающих технологий.

Оборудование: доска, карточки для составления модели имени прилагательного, иллюстрация солнца, интерактивная доска, учебники для 3 класса (автор Т.Г.Рамзаева).

I. Мотивационно-целевой этап.

1) Организационный момент

- Ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости- учителя нашей школы. Повернитесь к гостям, улыбнитесь и поздоровайтесь головками. Ребята, желаю вам успехов и творческих удач на уроке..

- Садитесь. Начнем урок с любимого стихотворения:

Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели
И на доску посмотрели.

- Определите тему нашего урока по стихотворению.

Я имя ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Его называют ещё . (Прилагательное)

- Так как это последний урок по данной теме, определите учебную задачу.

- Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?

- Сегодня на уроке мы повторим и обобщим всё, что знаем об этой части речи. Я буду рада вашей активной работе на уроке и вашим правильным ответам.

3) Каллиграфическая минутка.

А) Подготовка руки к письму.

- А сейчас подготовим руку к письму в тетради.

Мы капустку рубим, рубим,
Мы морковку трем, трем!.
Мы капустку солим, солим,
Мы капустку жмем, жмем!

(Руками показываем движение “рубим”, “трем”, “солим”, “жмем”).

На доске записаны буквосочетания: ый_ий_ой_ая_яя_ое_ее_ые_ие.

- Что можно сказать об этих буквосочетаниях?

- Какие соединения букв использованы для безотрывного написания?

- Запишите их до конца строчки. Найдите самое правильное написание и подчеркните его.

4) Орфографическая минутка.

- Вставьте пропущенные буквы и над словами напишите номер орфограммы.

Б. рёза, х…роший, д…рогой, п. лянка, помощ. мес…ный, мя. кий, в. юга, под. езд, моро…, доч. д…журный.

- Индивидуальные ответы учащихся.

- Найдите прилагательные. Подчеркните их. Как вы определили? (Отвечают на вопрос: какой? И обозначают признак предмет)


- Выделите окончания и обозначьте род прилагательных. .

- На какой вопрос отвечают прилагательные мужского рода?

- Какие окончания они имеют?

II. Операционно-познавательный этап.

1) Наблюдение над именем прилагательным.

- Вы отлично справились с заданием и поэтому, посмотрите, вам засияло замечательное солнышко (иллюстрация солнца).

- Какие ещё прилагательные вы можете подобрать к слову солнышко?

Запишите: Солнышко (какое?) яркое, лучистое, теплое, жёлтое.

Улыбка (какая?) добрая, светлая, открытая.

Лучи (какие?) теплые, длинные.

- Выделите окончания прилагательных, определите род и число.

- На какой вопрос отвечают прилагательные среднего рода (женского рода, во множественном числе)? Какие окончания они имеют?

- Как же изменяются прилагательные? (По родам и числам)

- Ребята, солнышко спрятало в своих лучах все ваши знания об имени прилагательном. Хотите увидеть? Тогда расскажите солнышку, что такое имя прилагательное?

(У солнышка переворачивают лучики, на которых с обратной стороны написаны признаки прилагательных.) Проверка.

- Молодцы! Вы правильно назвали все признаки имени прилагательного.

Запись предложения на доске с комментированием. Подчеркнуть главные члены.


Каким членом предложения является имя прилагательное? (Второстепенным, определением)

Каждый день по утрам делаем зарядку!
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать, весело шагать,
Руки поднимать, руки опускать.
Приседать и вставать, приседать и вставать,
И головками кивать, и головками кивать.

3) Составление алгоритма определения числа и рода имени прилагательного.

A) Определение рода и числа имени прилагательного.

- Как определить число и род имен прилагательных.

Алгоритм

  1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.
  2. Определить род и число имени существительного.
  3. По роду и числу имени существительного определить род и число имени прилагательного.

Помни: Род имён прилагательных определяется только в единственном числе.

- Определите у имен прилагательных род и число.

Проверка в группах.

Б) Работа с устойчивыми выражениями.

- Запишите в тетрадь пословицы и объясните их значение, найдите прилагательные, обозначьте их род и число:

Белые ручки труд любят.
Пуганый заяц и пенька боится.
Из большой тучи да мала капля упала.

- Над какой темой мы сегодня с вами работали?

- Используя модель на доске, ваши записи, попробуйте рассказать все то, что вы знаете об имени прилагательном.


- Эта модель поможет вам сделать разбор имени прилагательного как части речи. Такой разбор называется морфологическим. Сделайте морфологический разбор прилагательных:

Рыжая (лисица) - прил. рыжая , относится к имени сущ. лисица, ед. чис., ж.р..

Добрые (люди) – прилаг., нач. форма –добрый, мн. чис.

III. Рефлексивно-оценочный этап.

1) Контрольный тест

1. Укажи имя прилагательное.

Б) морозный;

2.. Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному:

3. Укажи прилагательное, противоположное по значению данному: Зелёная нить тонкая, а красная .

4. Род и число имени прилагательного зависит от:

А) имени существительного;

5. Выберите верное утверждение:

А) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим;

Б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым.

В) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным членом предложения;

Проверка и оценка за тест.

А) – Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?

- Какие словарные слова повторили? (Береза мороз, хороший, заяц, солнце)

Б) Выставление оценок

3) Домашнее задание. Сделать морфологический разбор прилагательных: серый (заяц), синяя (лента), голубое (небо), высокие (сапоги).

- Спасибо за урок! Вы отлично сегодня работали. Я благодарю вас за урок. Мне с вами было приятно работать. Молодцы!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: закреплять и систематизировать знания об имени прилагательном; определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их определения; развивать память, речь, внимание; воспитывать самостоятельность.

Капустянская Татьяна Викторовна,

учитель начальных классов,

Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном.

Цели урока: закреплять и систематизировать знания об имени прилагательном; определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их определения; развивать память, речь, внимание; воспитывать самостоятельность.

Тип урока: - урок обобщения и систематизации знаний;

Организационный момент.

Слышите, звенит звонок,

Сегодня вы пришли в школу с хорошим настроением. Улыбнитесь друг другу, нашим гостям. А теперь за работу.

-Открываем тетради и записываем число, классная работа (на доске)

2.Самоопределение к деятельности.

-Я имя ищу, необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое,

Оно уменьшительное или ласкательное,

Ещё называют его … ( прилагательное )

-Эта часть речи очень важная. Без нее не обходятся писатели и поэты (прилагательное)

-На доске записаны буквосочетания:

ая яя ий ый ой ое ее ие

Что они напоминают? (окончания им. прилагательных)

- О чем пойдет речь сегодня на уроке? Так как это последний урок по данной теме, давайте, более точно определим тему урока.

Слайд 1. Обобщение знаний об имени прилагательном.

- Ориентируясь на тему урока попробуем определить его цели.

(Закрепить знания об имени прилагательном; проверить себя в умении определять изученные грамматические признаки имени прилагательного.)

3.Обощение и систематизация знаний учащихся.

-Прочитайте задание 1. Выполнять это задание вы будете, работая в группах.

Предлагаю вспомнить правила работы в группе.

-Задача – составить мини-проект об имени прилагательном. На вашем волшебном дереве по плану должны появиться грамматические признаки имени прилагательного.

(На доске большое волшебное дерево, на нем появляются пункты плана.)

-Командиры получают изображение волшебного дерева и карточку-помощник (тест).

Время выполнения мини-проекта 5 мин. Один представитель от группы выходит защищать проект.

Работа в группах.

Выберите нужное утверждение и запишите его в свой мини-проект.

1. Имя прилагательное - …

- часть слова; - часть речи; - член предложения;

2. Имя прилагательное обозначает …

- действие предмета; - признак предмета; - предмет;

3. Имя прилагательное отвечает на вопросы:

- кто? что? - что делать? - какая? какой?

что сделать? какое? какие?

4.Начальная форма имени прилагательного:

И. п., ед.ч, м. р.; И. п., ед.ч, ж. р.; И. п., ед.ч, ср. р.;

5. Имя прилагательное изменяется:

- по родам; - по числам; - по родам (в ед. ч.), по числам и падежам;

6. Имя прилагательное является:

- главным членом предложения; - второстепенным членом предложения;

7.Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже:

- с именем существительным; - с предлогом; - с глаголом;

Проверка выполненной работы: представитель от каждой группы отвечает по одному вопросу.

-Оцените каждый свою работу в группе, заполните лепесток 1 на вашем цветочке.

(Проекты прикрепляются на доску)

-Для чего мы употребляем в нашей речи имена прилагательные? (Чтобы речь была точной, яркой, выразительной, более понятной, образной)

- Прочитайте второе задание. (Устно выполнить)

-Ребята, прислушайтесь …кто-то разговаривает.

(К доске выходят заранее подготовленные ученики- Сущ. и Прил.)

Выступление ребят (Сценка-диалог имени существительного и имени прилагательного)

Имя прилагательное:

- Родилось я с очень покладистым характером, но нет у меня ни рода, ни числа. Что же мне делать? Может спросить у имени существительного?

- Имя существительное, одолжи мне свой род и число, а то мне скучно и грустно.

Имя существительное: С удовольствием, я буду с тобой дружить.

Имя прилагательное:

Вместе - служба, вместе - дружба!

Существительное с прилагательным живет на редкость дружно.

Изменит окончание, когда ему так нужно. Оно его не бросит в воде и на земле.

Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.

(Сущ. и Прил. на доске выкладывают модель взаимосвязи между сущ. и прил.)

-Спасибо вам Сущ. и Прил. Теперь ребята легко смогут выполнить задание 3. -Давайте вспомним родовые окончания имен прилагательных. Помощь-подсказка- буквосочетания на доске. (Коллективно, у доски)

Карточка: Что нарушено? Слайд 4

(Проверяем. Слайд 5)

Даны четыре словосочетания. Определи, что нарушено в каждом из этих сочетаний (род, число, падеж). Отметь свой ответ в каждой строке.


Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС.

Предметная область: русский язык

Тип урока: урок закрепления новых знаний и выработка умений

Содержимое разработки

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС.

Предметная область: русский язык

Класс: 3 класс

Тип урока: урок закрепления новых знаний и выработка умений

Учебные задачи :

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- развитие этических чувств, доброжелательности

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

- формирование умения взаимодействовать в группах

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Читайте также: