Предметно пространственная среда в средней школе

Обновлено: 05.07.2024

Перед современной школой остро стоит задача воспитания всесторонне развитой творческой личности, мотивированной на саморазвитие и самообразование, способной быть востребованной в современных условиях.

Это включает в себя не только степень обученности ученика, фиксируемой в различных формах контроля, но и степень достигнутой социальной развитости, готовности творчески реализовываться, личностной причастности к происходящему в стране.

Испытывая потребность в человеке активном, деятельном и творчески целеустремленном, общество сознает необходимость создания такой образовательной и культурной среды, которая могла бы способствовать решению этой задачи.

Среда обитания человека во все культурно-исторические эпохи была призвана способствовать формированию и совершенствованию человека как субъекта и объекта познания. В этом отношении среде воспитания и обучения принадлежит первостепенная роль в развитии личности отдельного человека и общества в целом.

Важнейшим условием обеспечения комфортной и стимулирующей школьной среды является грамотно организованное школьное пространство, его атмосфера и наполнение, поскольку правильно организованная среда способствует становлению личности учащегося.

Следовательно, школа нуждается в разработке современных дизайнерских технологий, которые позволят, с помощью создания определённого визуального образа, связать образовательную, воспитательную, эмоциональную и эстетическую среды в единое целое и целенаправленно использовать их формирующие личность возможности.

Развитие личности вообще, как и эстетическое развитие в частности, не может считаться целостным без включения в него субъекта этого развития. С философской точки зрения, быть субъектом эстетического развития - значит быть им не в качестве части культуры, а в качестве участника созидательной работы в искусстве, обязывающей личность саморазвиваться и развивать мир вокруг себя.

Школа - это институт социализации. Она учит детей адекватно воспринимать и вести себя в коллективе, вырабатывает представления о разных сферах жизни, помогает сформировать систему ценностей. И именно школа призвана воспитать эстетически развитого, внутренне красивого человека.

Традиционно, эстетический компонент, с целью повышения качества образования, используется непосредственно в учебно-воспитательном процессе. Однако существует возможность целенаправленной эстетизации пространства школы, оказывающего формирующее влияние на личность учащихся.

В контексте задач эстетического воспитания, можно рассматривать развитие личности как процесс, который характеризуется степенью формирования того характерного качества индивида, в котором выражен уровень его социальной зрелости, воспитанности и образованности. Социальное развитие не только опережает интеллектуальное, предшествует ему, но, определяет возможности перехода на каждую следующую ступень развития. Разумеется, данный процесс обусловлен как индивидуальными особенностями детей, так и системой воспитательных воздействий.

Задачи эстетического воспитания исключительно важны для формирования высокодуховной личности. Прежде всего - это формирование творческого отношения человека к действительности, так как сама суть эстетического развития - в творчестве и сотворчестве при восприятии эстетических явлений. Среди более конкретных задач - формирование эстетической потребности, которую можно определить как потребность человека в красоте и деятельности по законам красоты. Учитывая это, необходимо продумать реализовать имеющиеся возможности эстетизации учебно-воспитательного пространства школы средствами дизайна, один из видов которого представляет дизайн школьного интерьера. Школьный интерьер как элемент материальной и духовной культуры общества является предметом изучения различных наук: философии, педагогики, психологии, инженерной психологии, архитектуры, дизайна, физиологии, изобразительного искусства.

Современные исследования определяют интерьер пространства школы и, в частности, класса как одно из важнейших средств интенсификации и эффективности процесса обучения в школе, а также как предметно-пространственную среду, предоставляющую возможность гармоничной организации процесса работы и усвоения знаний учащимися.

Вместе с тем, значение воздействия интерьера в обучении педагогическим дисциплинам не получило глубокого теоретического и практического развития. Нередко предметно-бытовая обстановка помещения школы ограничивается решением утилитарной, технической задачи без попытки создать полноценную, эстетически организованную и облагороженную среду для занятий. Однако, в настоящее время образованность человека без понимания проектно-художественных, материально-пространственных и предметно-средовых характеристик и ценностей уже невозможна. И прежде всего, каждому учебному заведению любого типа и профиля необходимо грамотно, опираясь на законы дизайна, уметь организовать предметную среду, как основу эффективной работы учащихся.

Преимуществом эстетически организованного учебно-воспитательного пространства является его способность повышать мотивацию учителя к педагогической деятельности и мотивацию ребенка к обучению, развивать творческое отношение к собственной деятельности и адекватно ее оценивать, вырабатывать навыки саморазвития и самообучения, увеличивать коммуникативные навыки.

В современной педагогической литературе чаще всего, когда говорится об образовательной среде, имеется в виду конкретное окружение какого-либо учебного заведения. По мнению В.И.Слободчикова (7) образовательная среда не есть нечто однозначное и заранее заданное. Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося; где они совместно начинают её проектировать и строить. В процессе их совместной деятельности начинают выстраиваться определённые связи и отношения. Г.А.Ковалёв (5) в качестве единиц образовательной (школьной) среды выделяет физическое окружение, человеческие факторы и программу обучения. К физическому окружению им отнесены: архитектура школьного здания, размер и пространственная структура школьных интерьеров, лёгкость трансформации конструкций внутришкольного дизайна, возможность и диапазон перемещения учащихся в пространстве школы.

Интерьер - внутреннее пространство здания или любого помещения, которое имеет функционально эстетичную организацию. Школьный интерьер выступает как средство для осуществления учебно-воспитательной деятельности, и как объект, носитель определенных эстетических свойств.

К сожалению, много наших школ напоминают мрачные, безликие коробки. При их проектировании не всегда тщательным образом прорабатываются вопросы архитектурно-художественной выразительности школьной среды, не предусматриваются элементы монументального и декоративно-прикладного искусства, не закладываются малые архитектурные формы и элементы школьной наглядной агитации.

В учебно-воспитательном пространстве школы сильное воздействие на состояние человека, особенно на его зрение, оказывает видимая среда, её насыщенность зрительными элементами. Всю видимую среду условно можно поделить на две части - естественную и искусственную. Естественная среда находится в полном соответствии с физиологическими нормами зрения. Искусственная визуальная среда всё больше отличается от природной и иногда находится в противоречии с законами зрительного восприятия человека, поэтому может оказывать негативное влияние. По мнению учёных, в агрессивной видимой среде ребёнок, как и взрослый человек, пребывает в состоянии беспричинного раздражения. Кроме того, негативному воздействию подвергаются механизмы зрения детей, находящиеся в стадии формирования и развития. Следовательно, необходимо осознанно вмешаться в содержание окружающей нас визуальной среды.

Решением проблемы негативного влияния визуальной среды является создание комфортной визуальной среды, для которой характерно разнообразие элементов в окружающем пространстве - кривые линии различной толщины и контрастности, разнообразие цветовой гаммы, сгущение и разрежение видимых элементов.

В первую очередь, к комфортной среде можно отнести природу - лес, горы, море, облака. Находясь в этой среде, человек отдыхает, ничего пристально не разглядывая. Продолжительный взгляд на зелень листвы способствует отдыху уставших глаз, снижает напряжение. Зеленый цвет растений успокаивает человека, снижает артериальное давление.

Как показывает опыт, в зданиях современных школ практически полностью отсутствует декор не как "архитектурное излишество", а как функциональный элемент. Возможности формирования комфортной визуальной среды могут и должны быть использованы при моделировании эстетически грамотного учебно-воспитательного пространства школы как средства формирования зрительного восприятия, известного как доминирующего типа восприятия.

При проектировании искусственной среды, среды школы, ставится не только эстетическая, но и образная, художественная задача. Любую объемно-пространственную структуру - город, здание, интерьер - можно понимать как некую живопись в пространстве. Принципы решения такого пространства подобны принципам построения колорита картины.

Даже сравнительно скромные физические масштабы типовой школы позволяют формировать ее образ, особую среду как интегрированную ценность, ее психологическое состояние, родственное познавательной и творческой активности ребенка. Именно поэтому средства формирования среды школы не могут исчерпываться средствами формальной эстетики. Особая образовательная деятельность, включающая совместную проектную и творческую деятельность детей и взрослых - единственное основание и неформальный ход в "оживлении" или изменении качества школьного пространства.

Дизайн, как новое направление развития эстетики, создаёт новые методические возможности целенаправленной эстетической организации школьного пространства.

Эстетически правильно организованное пространство школы не только улучшает самочувствие детей - повышается качество обучения, возрастает интерес к учёбе. Не стоит недооценивать негативное влияние однообразно оформленных интерьеров.

Основное требование, которое нужно учесть при организации интерьера, это - помнить о назначении каждого школьного помещения. Особое внимание следует уделять цветовому решению помещений. Главная установка должна делаться на жизнерадостную палитру, впрочем, выбор цвета того или иного элемента помещения напрямую зависит от его назначения.

При проектировании учебно-воспитательной среды важно учитывать требования функциональной целесообразности, назначение помещений - будут ли здесь проводиться спортивные состязания, театральные представления, предназначено ли оно для учебных занятий, внеклассных мероприятий.

Особые требования предъявляются к цвету школьной мебели. Окрашенная поверхность должна отражать 25-30% падающего на мебель света - это позволяет повысить степень освещенности помещений, что имеет большое значение для здоровья учащихся.

Дизайнеры убеждены: в кабинете, где дети ежедневно проходят обучение, обязательно должны быть комнатные растения. Именно цветы помогают создать комфортную визуальную среду и дают отдых детским глазам. В оформлении других помещений школы так же необходимо использовать возможности фитодизайна. Они позволяют подчеркнуть стиль интерьера, помогая акцентировать внимание на том или ином предмете декора.

Организация учебно-воспитательного пространства школы в большой степени зависит от соответствия эстетических характеристик типу и профилю образовательного учреждения, так как только в этом случае оно может оказывать формирующее влияние на личность учащихся. Дизайн создаёт пространство исходя из целей и задач определённого образовательного учреждения, а дидактика позволяет целенаправленно использовать формирующие возможности, которые это пространство предоставляет. Таким образом, эстетически формирующая среда имеет множество моделей, использование различных вариантов которых позволяет добиться максимального результата в оказании формирующего влияния на развитие личности учащегося данного учебного учреждения.

В настоящее время в России создаётся много профильных и альтернативных общеобразовательных учебных учреждений, различных по приоритетным направлениям, которые способствуют более полному раскрытию внутренних индивидуальных резервов каждого ребёнка. Различные учебные заведения имеют характерные особенности и отличия, касающиеся учебных планов, внеучебных программ, формируемого типа личности.

Основой современного образования является принцип вариативности, не только признающий объективное существование разных типов обучения и учебных заведений, но и саму возможность управляемого развития образования.

В настоящее время в сфере педагогики существуют различные вариативные системы образования. В полной средней школе взят курс на профильное обучение (4), которое рассматривается в качестве средства индивидуализации образовательного процесса, позволяющего более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями продолжать образование. По своей сути профильные общеобразовательные предметы представляют собой повышенный уровень подготовки, так как формируют направленность конкретного профиля.

Из всего вышесказанного следует, что существует необходимость создания такого типа учебных учреждений, эстетизация учебно-воспитательного пространства которых полностью соответствовала бы их типу и профилю, отражалась в учебных планах, обеспечивала целостность воздействия на интеллект и эмоции ребёнка, а формирующие возможности пространства полностью использовались в учебном процессе.

В современных условиях движение педагогики и эстетики навстречу друг другу привело к пониманию мира образования как целенаправленно создаваемой действительности, создающей методологическую основу для проектного осуществления принципа вариативности. А с возникновением дизайна принципиально изменились возможности эстетики, превратив её из привлекаемого дополнительного средства в содержание образования.

Дизайн может стать содержательной основой целостного учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой в учебное и внеучебное время.

Дизайнер создаёт проект предметно-пространственной среды в соответствии с потребностями, обусловленными культурой общества. В связи с этим, дизайнер, проектируя отдельные предметы и предметную среду, оказывает влияние на человека. Отсюда следует, что дизайнер, изначально являясь педагогом, должен осознавать свою ответственность перед обществом как педагог, а профессиональный педагог в современных условиях призван подходить к осуществляемой деятельности с позиции дизайнера, стремясь всемерно использовать формирующие личность возможности, предоставляемые окружающей действительностью, осуществляя поиск путей повышения качества учебно-воспитательного процесса, преодоления таких негативных явлений как переутомление, потеря интереса к обучению.

Учитель должен не только понимать значение эстетизации школьной среды, работать над её организацией, основанной на знании основных принципов дизайна, а не интуитивном украшении помещений, но и вовлекать учеников в эту деятельность. В процессе совместной деятельности необходимо научиться формировать эстетический образ школьного интерьера через художественную выразительность и гармонизацию внутреннего пространства с одновременным обеспечением комфортности помещений.

Объединение эстетики и педагогики, создание на основе дизайна, формирующего школьного пространства способно повысить эффективность и качество отечественного образования.

В данной статье автор, опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и Профессиональный стандарт педагога, рассуждает о построении новой предметно - пространственной среды образовательной организации. Он формулирует принципы построения такой среды и говорит о необходимости вовлечения педагогов в этот процесс.

Ключевые слова

ФГОС, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА

Текст научной работы

На сегодняшний момент в сфере образования происходят серьезные перемены. Они касаются не только образовательных программ, но и всего образовательного пространства, а так же участников образовательного процесса. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования прописывает новые требования, но и одновременно с ними дает новые возможности. Нововведения касаются предметно-пространственной среды образовательной организации.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения отличают три составляющие – требования к результатам освоения общеобразовательных программ, структуре программ и условиям осуществления образовательного процесса.[4]

  • формирования готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирования и конструирования развивающей предметно-пространственной и информационной среды образовательной организации;
  • организации активной учебно-познавательной деятельности обучающихся;
  • построения образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

Следующий важный документ в образовательном процессе это Профессиональный стандарт педагога[3], который является:

  • инструментом реализации стратегии образования в меняющемся мире.
  • инструментом повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
  • объективным измерителем квалификации педагога.
  • средством отбора педагогических кадров в учреждения образования.

В этой статье мы будем говорить о предметно-пространственной среде образовательной организации как о среде, элементами которой выступают материальные, созданные человеком объекты, расположенные определенным образом в физическом пространстве образовательного учреждения и о том кто должен формировать и создавать эту среду. Мы понимаем, что комфорт, спокойствие, работоспособность, хорошее настроение, результативность и т.д. не может не зависть от условий, которые окружают всех участников образовательного процесса, и как следствие влияет на образовательный результат. Предметно-пространственная среда создается для конкретной группы людей, общности. Нельзя создать среду в никуда. Она должна:

  • сочетается с деятельностью пользователей и их потребностями;
  • вызывать эмоциональную удовлетворенность у пользователей здания;
  • усиливать продуктивность работы;
  • усиливать персональный контроль владельцев над пространством: чем больше пользователи здания имеют возможность изменять окружающую среду, чтобы она более подходила их нуждам, тем менее стрессовой будет для них эта обстановка;
  • способствовать общению людей друг с другом, если они хотят общаться, и давать возможность приватности, если они хотят побыть в одиночестве;
  • помочь учащимся создавать образ себя, ощутить свою индивидуальность и принадлежность данному пространству.
  • создавать условия для социализации и успешности.

Для того что бы ощущать себя в полной мере хозяином такой среды, необходимо принимать активное участие в ее создании и насыщении. Это нашло отражение, как в Профессиональном стандарте педагога, так и во ФГОС ООО.

Профессиональном стандарте педагога отмечается, что учитель должен принимать участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации.

Для того что бы учитель сумел создать новую предметно-пространственную среду образовательной организации, он должен понимать по каким принципам она должна строится.[1] Для этого выделим следующие принципы организацияи предметно-пространственной среды на ступени основного общего и среднего образования в условиях реализации ФГОС ООО:

  1. Принцип деятельностной среды — заключается в том, что предметно-пространственная среда школы стимулирует учащихся к самостоятельному приобретению знаний и получению их не в готовом виде (на уроке), а во внеурочной деятельности посредством созданных в образовательной организации лабораторий, мастерских, открытых пространств, стимулирующих творческую активность.
  2. Принцип целостности среды – среда должна подчиняться единой концепции развития образовательной организации и формировать у учащихся обобщенное системное представление о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
  3. Принцип безопасности - среда должна быть безопасна для ребенка и соответствовать всем санитарным нормам.
  4. Принцип психологической комфортности – среда образовательной организации позволяет учащимся чередовать режим труда и отдыха, снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса через организацию в школе приватного пространства и мест индивидуального пользования
  5. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  6. Принцип креативности – означает максимальные возможности среды по стимулированию творческого потенциала учащихся.
  7. Принцип целесообразности – соответствия ППС образовательного учреждения целям и задачам ООП, а так же общей концепции развития школы;
  8. Принцип доступности – даёт возможность всем учащимся, включая детей с ОВЗ, максимально использовать все помещения школы, а также холлы, рекреации, коридоры, лестничные марши для активного развития, познавательной деятельности, общения, внеурочной работы, дополнительного образования, а также для реализации своего творческого потенциала.

Необходимость вовлечения учителей в процесс построения и организации предметно-пространственной среды автор видит исходя из социологического опроса, проведенного в общеобразовательных школах г.Москвы. На сегодняшний день очень маленький процент учителей осознает необходимость самостоятельного участия в этом процессе, а так же привлечения учащихся и родителей. (см. табл. 1)

Таблица 1. Кто должен участвовать в проектировании предметно-пространственной среды образовательной организации?

Категории проектировщиков

В % от общего кол-ва (можно было отметить несколько вариантов ответа)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образовательный проект «Предметно-пространственная развивающая среда в основ.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Образовательный проект «Предметно-пространственная развивающая среда в основ.

Цель проекта Создать условия для всестороннего развития личности через органи.

Цель проекта Создать условия для всестороннего развития личности через организацию предметно-пространственной развивающей среды.

Задачи проекта способствовать разностороннему развитию обучающихся. создать у.

Задачи проекта способствовать разностороннему развитию обучающихся. создать условия для развития у обучающихся представления о здоровом образе жизни. обеспечивать разнообразие выбора обучающихся на основе их интересов и потребностей. создать условия для творческой деятельности обучающихся.

Предметно-развивающая среда выполняет информационную функцию; имеет стимулиру.

Предметно-развивающая среда выполняет информационную функцию; имеет стимулирующую функцию среды; развивающую функцию предметной среды.

Психологическая концепция Современная школа-это место, где обучающийся получа.

Психологическая концепция Современная школа-это место, где обучающийся получает опыт широкого эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Большую часть времени ребенок проводит в школе. Значит, развитие обучающегося во многом зависит от рациональной организации предметно-развивающей среды в школе. Здесь все имеет значение: цвет стен, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, наличие места для самостоятельных игр и уединения обучающегося.

Среда должна выступать не только условием творческого саморазвития личности р.

Среда должна выступать не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества педагога. Стремление к самостоятельной деятельности формируется в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. С учетом этого, пространство организуется так, чтобы одновременно могли действовать двое-трое обучающихся и взрослый.

Содержание образования Для осознанного осуществления и планирования обучающим.

Содержание образования Для осознанного осуществления и планирования обучающимися своей деятельности создаются Центры активности, способствующие исследовательской и самостоятельной деятельности. Среда должна быть неисчерпаема, информативна, удовлетворять потребность обучающегося в новизне, преобразовании, экспериментировании. Центры активности – это места, где материалы, оборудование подобраны для стимулирования идей и варианты информативных, развивающих, игровых видов деятельности. Материалы и оборудование нужно время от времени менять, дополнять, пересматривать.

Центр природы Центры активности

Центр природы Центры активности

Центр искусства Развитие творческого потенциала у обучающихся, развитие интер.

Центр искусства Развитие творческого потенциала у обучающихся, развитие интереса, внимания, любознательности к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности, развитие представлений об окружающем мире.

Центр искусства В коридорах уголок организуется по принципу полузамкнутых мик.

Центр искусства В коридорах уголок организуется по принципу полузамкнутых микропространств с рабочими местами для рисования, лепки; меловые доски наличием разнообразных художественных материалов, книг, пособий, картинками с надписью, журналами для аппликаций, карандашами, красками для рисования и т.д..

Центр конструирования и моделирования Развитие представлений о свойствах объе.

Центр конструирования и моделирования Развитие представлений о свойствах объемных геометрических форм, в приобретении умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости, развитие навыков сотворчества со сверстниками самостоятельного творчества, развитие мелкой моторики пальцев, рук, в приобретении умения строить мебель, дома и т.д.

Центр конструирования и моделирования В коридорах или в кабинете школы органи.

Центр конструирования и моделирования В коридорах или в кабинете школы организуем зону в котором должны быть материалы для конструирования, робототехники, легоконструирования, мягкие модули, разные виды конструктора (пластмассовые, гибкие) строительные наборы с деталями разных форм и размеров, силуэты, картинки, альбомы, схемы, коробки, бросовый материал: цилиндры, кубики, бруски, чурбачки и т.д.

Центр домоводства Развитие у обучающихся знаний о самостоятельной жизни, их п.

Центр домоводства Развитие у обучающихся знаний о самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам в применении интеллектуальных умения на практике (счет, чтение, письмо), а также практические навыки по шитью, ремонту дома и т.д.

Центр домоводства Для организации центра потребуется мини-кабинет, в котором.

Центр домоводства Для организации центра потребуется мини-кабинет, в котором необходимы средства: манекен женский, мужской, доска гладильная, машина швейная, утюг, весы настольные электронные кухонные, вытяжка, миксер, мясорубка, микроволновая печь, сервиз столовый, столовые приборы, столовые посуды, чайник электрический, электроплита с духовкой, стол для швейного оборудования, раскройный стол.

Центр природы Экологическое воспитание в котором ведется активное наблюдение.

Центр природы Экологическое воспитание в котором ведется активное наблюдение за объектами живой природы в естественных условиях, действия с различными объектами: мокрым и сухим песком, почвой, рассмотрение различных состояний воды, где обитают насекомые, рыбы, черепахи и т.д.

Центр природы В коридорах по этажам школы организуем живые уголки, в которых.

Центр природы В коридорах по этажам школы организуем живые уголки, в которых должны находиться комнатные растения, деревья, различные виды цветов с широкими, плотными листьями, аквариумы с рыбами, черепахами, а также попугай, кролик, шиншилла, дождевые черви, морская свинка, хомяк, можно содержать и разводить.

Сохранение духовно-нравственной самобытности народа саха, способствующей выра.

Сохранение духовно-нравственной самобытности народа саха, способствующей выработке новой системы воспитания, развитию и обучению, которое окажет влияние на развитие современного общества в условиях глобализации и межкультурной интеграции. Центр олонхо

Центр олонхо В школе через внеурочную деятельность создаются детские театры.

Центр олонхо В школе через внеурочную деятельность создаются детские театры, студии, кружки по олонхо, секции по национальным видам, научно-исследовательские объединения, детско-взрослое сообщество по педагогике олонхо. Программа по педагогике олонхо реализуется в различных внеурочных мероприятиях: праздники, викторины, выставки, игры, клубы и другое.

Центр находок Развитие познавательной активности, любознательности, творческо.

Центр находок Развитие познавательной активности, любознательности, творческого мышления, воображения, фантазии; нахождении в окружающем мире необычного, интересного, в умении объяснять чем интересен и необычен тот или иной предмет, усовершенствовании, видоизменению предмета, знании его назначения.

Центр находок По школе в коридорах, кабинетах, на дверях прикрепляются файлы.

Центр находок По школе в коридорах, кабинетах, на дверях прикрепляются файлы с вопросами, задачами, формулами, рисунками различного характера; на центральном входе или в холле должен стоять телевизор, где систематически можно изменять содержимое, которое стоит на заставке экрана весь день. В конце заданного вопроса, задачи, формулы, рисунки указывается учителем, у которого есть ключ ответа.

Игровой центр Приобщение обучающихся к здоровому образу жизни; развитие логич.

Игровой центр Приобщение обучающихся к здоровому образу жизни; развитие логического мышления, движений и совершенствование двигательных функций, предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата, развитие мелкой моторики кистей пальцев и рук; Создание условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных, парных, индивидуальных играх.

Игровой центр Для организации центра нужен уголок в коридоре или в спортивном.

Игровой центр Для организации центра нужен уголок в коридоре или в спортивном зале где необходимы: шашки, шахматы, хабылык, хаамыска, столы, полотно с изображением дорог, пешеходных переходов, светофор, дорожные указатели, небольшие фигурки людей, животных, макеты транспорта, домов и т.д.

Участники проекта Организаторами являются творческая группа учителей Мегино-К.

Участники проекта Организаторами являются творческая группа учителей Мегино-Кангаласского улуса. Участники: обучающиеся 5-9 классов.

Этапы реализации проекта Подготовительный этап (январь – февраль 2017г.) Изуч.

Этапы реализации проекта Основной этап (март – август 2017 г.): Организация ц.

Этапы реализации проекта Основной этап (март – август 2017 г.): Организация центров активности по направлениям . Постановка цели, задач, определение алгоритма действий, выбор методики. Разработка рабочих программ.

Этапы реализации проекта Заключительный этап (2017-2018 уч. г.) Апробация Цен.

Этапы реализации проекта Заключительный этап (2017-2018 уч. г.) Апробация Центров активности в основной школе. Анализ результатов деятельности, распространение педагогического опыта

Критерии оценки предполагаемых результатов Критерии качества- соотношений реа.

Критерии оценки предполагаемых результатов Критерии качества- соотношений реальных результатов деятельности с поставленными целями Критерии эффективности – отношение достигнутых результатов к затратам времени, усилий, финансов, других ресурсов. Критерии мотивации – самочувствие личности (учителей, обучающихся , родителей) в образовательной среде.

Кадровое обеспечение проекта Васильева Зоя Прокопьевна. Диодорова Туяра Васил.

Кадровое обеспечение проекта Васильева Зоя Прокопьевна. Диодорова Туяра Васильевна. Жирков Дмитрий Леонидович. Мохначевская Саргылана Николаевна. Пивоварова Ольга Пантелеймоновна. Соловьев Игорь Иннокентьевич.

Финансовое обеспечение при поддержке РУО Мегино-Кангаласского улуса; при соде.

Финансовое обеспечение при поддержке РУО Мегино-Кангаласского улуса; при содействии и поддержке администрации школы; при содействии, участии работников школы; при активном взаимодействии учитель- родитель- ученик.

Гост

ГОСТ

Предметно-пространственная среда образовательного заведения - это одна из составляющих всей среды образования , которая включает в себя организованное специальным образом пространство (участок, помещения и др.), оборудование, материалы, инвентарь, а также все то, что необходимо для развития обучающихся, учитывая особенности их возраста.

Предметно-пространственная среда дошкольного образовательного заведения

Младший дошкольный возраст. В данном случае, для того, чтобы потребности детей в активности и движении были удовлетворены, пространство должно быть большим. Если организовать правильную среду, каждый малыш сможет найти для себя занятие, проявить свои навыки и умения, обучиться взаимодействию с другими детьми и педагогами. При этом необходимо не исключать возможности проведения развивающих игр, так как это особенно благоприятно сказывается на эмоциональной составляющей ребенка.

Средний дошкольный возраст. В данной группе предметно-развивающая среда строится на основе предоставления детям места и времени для игр и занятий. Предусматривается определенное расположение игрушек и пособий, так как они не должны отвлекать их от свободного движения. Стоит оформить отдельное пространство, где ребенок мог бы остаться один для того, чтобы помечтать о чем-либо или подумать.

Старший дошкольный возраст. Когда дети достигают уровня старшей группы, у них происходят перемены с психологической точки зрения, так как теперь они для себя стали взрослыми, в сравнении с другими детьми из младших групп. Задача воспитателя в этом случае - помочь дошкольникам привыкнуть к их новому статусу. Среда для них оформляется с учетом предоставления каждому ребенку возможности заняться тем, что он любит. Оборудование и материалы располагаются зонировано, чтобы можно было заниматься в группах по интересам. Среди материалов должны присутствовать игрушки, развивающие игры, техническое оборудование и другое.

Готовые работы на аналогичную тему

Предметно-пространственная среда в школе

Когда ребенок поступает для получения образования в школу, меняется его социальный статус, изменяется его обычная деятельность. Именно поэтому обучение должно быть построено таким образом, чтобы, не нанося вреда здоровью учеников, достигать воспитательных и образовательных целей. Также если организовать все правильным образом, адаптация поступивших в первый класс школьников, будет протекать намного легче.

В пространстве начальной школы стоит обозначить места, которые дети смогут всегда посетить. Они должны иметь отличительные особенности в соответствии с их предназначением - для игры, общения, уединения, спокойной работы, поиска информации и пр.

Зона обучения. К сфере данного пространства относится доска, как правило магнитно-маркерная, парты и стулья, а также место, где работает педагог. Данная зона должна соответствовать требованиям предоставления детям возможности решать задачи и заниматься исследованиями. Также в ней должно присутствовать необходимое оборудование для работы по разным видам деятельности, как в группах, так и один на один. Также в рассматриваемом пространстве предусмотрено расположение современных материалов (для экспериментов, конструкторы и пр.).

Творческая зона. Данное пространство включает в себя все то, что связано с творчеством школьников (рисунки, лепка, музыкальные инструменты, конструирование, ремесла). Существование такой среды формирует в детях осознание своей значимости, а также повышает их самооценку.

Зона отдыха. Данная зона должна быть оснащена игрушками, игровым оборудованием, нужными доя игр материалами, а также столом и стульями для настольной игры, массажными мячами и ковриками, пластмассовыми гантелями, скалками и кеглями. Также уместным будет размещение мягких диванов для чтения и общения. Приветствуется создание зеленых уголков, в которых ученики смогут ухаживать и наблюдать за растениями.

Зона коррекции. Данную среду можно также охарактеризовать в качестве зоны развивающих игр. Она предусматривает большое количество стеллажей с дидактическими играми, развивающими играми, играми, которые развивают процессы познания, мозаиками, шнуровками, пазлами и прочим.

Предметно-пространственная среда, которая организована должным образом, помогает каждому школьнику найти любимое занятие, научиться взаимодействию, обрести веру в свои способности и силы, позволяет радоваться и эмоционально хорошо относиться к школе, обеспечивает активную работу на занятиях, формирует благоприятный учебный процесс.

Предметно-пространственная среда в высшем образовательном учреждении

Есть множество условий, которые так или иначе влияют на ход обучения студентов в высшем учебном заведении. Одним из таких условий, несомненно, выступает предметно-пространственная среда.

Так, предметно-пространственную среду вуза составляют следующие элементы:

  • планировка и архитектура здания, помещений и территории учебного заведения, прилегающей к основному зданию;
  • особенности цветовой отделки кабинетов, а также освещение в них;
  • комплектация и внешняя составляющая техники, мебели, учебных пособий;
  • озеленение и окружающая природа.

Существует ряд предложений, которые позволяют сформировать среду таким образом, чтобы она оказывала благоприятное воздействие на студентов, на их обучение и развитие их личностных качеств:

Читайте также: