Облачный полк краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Лёня Голиков – один из тех участников Великой Отечественной войны, чье имя и подвиг в советское время мифологизировались. Его именем называли улицы во многих советских городах, пионерские лагеря и корабли, ему установлены памятники, он неоднократно становился героем фильмов и книг. Мифологизация образа Лёни Голикова началась сразу после войны. Так, оброс легендарными подробностями его самый известный подвиг, когда в августе 1942 года юный партизан гранатой подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц, захватил и доставил в штаб партизанского отряда портфель с ценными документами (чертежи, описание новых образцов немецких мин и другие важные документы).

Как и многие ветераны, Митя практически ничего не рассказывал о пережитом на войне ни сыну, ни внуку, ни правнуку. Он так и не расскажет любопытному правнуку Вовке ничего – все останется лишь внутренним монологом героя, кадрами фильма, прокрученного в его сознании, что позволяет говорить о фрагментарности восприятия героем войны.

Сказочные истории, поведанные Санычем, о дремучих псковских лесах, где водятся фантастические летающие змеи, о деревне, где до революции жил народ, язычески поклонявшийся чудовищу по прозвищу Глот, нужны в романе не только для создания саспенса и привлечения юного читателя. Они напоминают, что мир полон опасностей, не только реально-сиюминутных, но и вечных, онтологических.

Мифологически-фантастический пласт в романе связан с образом художника Ефима Чистякова. Его прототипом был костромской художник Ефим Честняков (1874 – 1961), фамилию которого писатель лишь слегка видоизменил. Он работал в манере псевдонаивного искусства, создавал картины на сказочно-фантазийные сюжеты.

Повесть о герое Великой Отечественной войны Лене Голикове (его полное имя и фамилия упоминаются лишь дважды) перерастает рамки биографического повествования, обретая черты философской притчи и вызывая большой интерес детей начала ХХI века, о чем свидетельствуют многократные переиздания этой книги.


Жаркий ленивый август, субботнее утро в дачном поселке, река, залив. Димка наблюдает, как Вовка безуспешно стаскивает тяжелую лодку в воду. Только вот Димка давно не мальчишка, у него есть сын, а Вовка ему правнук. У каждого – свой взгляд на жизнь.
Сын без ума от своей новенькой машины, у него радикулит, и он интеллектуал, а вот Вовка без ума от приключений. Он сует свой любопытный нос повсюду, строит шалаши, охотится с самодельным луком, любит старину. И книжки читает. Ему интересно, как дед пережил войну.

Ребята вышли к своим, в отряде человек 50. Главный в штабе – командир Глебов. Большой человек, и большой зануда. Испанскую и Финскую войну прошел. Но первым их встретил бывший плотогон, сплавщик Ковалец, человек крутого нрава, щепетильно заботившийся о своей внешности. Он объявил, что Саныча, героя, убийцу немецкого генерала, ждет фотокорреспондент. Тот отказался позировать. Мол, в детстве его цыганка заговорила от пули, боли, неволи и фотоснимков.

Димка вспоминает, как он оказался в отряде. Он не сразу распознал налет вражеских самолетов. Город был сожжен. До контузии он думал, что война это игра. Все оказалось просто и страшно. Родителей с сестрой больше нет, только тетка из Новороссийска.

Саныч переживает за отправленного на задание Ковальца. А еще как-то слишком уж интересуется 17-летней девушкой-партизанкой Алевтиной и ее именинами. У него и подарок для нее припасен – деревянный красный гусь (ну или лебедь). Она из тех, кто на себе испытал блокаду Ленинграда.

Глебов пытается развивать ребят помладше. Потому что советский человек и под гнетом врага должен расти, учиться. А еще поручает ребятам шефство над Шуриком, чахоточным мальчуганом. Кстати, Димку опекал как раз Саныч. Вообще, в отряде немало ребятишек. Тот же 7-летний Щурый, например.

Саныч с Димкой под видом беспризорников расспрашивают у сухорукого парнишки, где можно переночевать. Тот указывает на избу чудака-художника. Ребята идут к нему мимо виселиц. Художник старый, на стенах в доме картины – звери сказочные, портреты детей да свадьбы. Саныч отчего-то сразу доверием к нему проникся, разболтал про отряд. Заспорили они о предателях: когда эти гады переведутся?

Саныча заинтересовала картина одна, где павшие воины живут в облаках. Хорошо живут, по словам художника. И много их, кто в кольчуге, кто в мундире, все вместе. Целый полк, одним словом. Художник Санычу ночью спать не давал, все про древнюю историю рассказывал, про греков разных. Сумасшедший, наверно. И Саныча нарисовал, как живого. В том самом полку. И будто с копьем (а на самом деле – с ухватом).

Ребятам дают своеобразный отпуск, можно наведаться к родным. У Саныча они еще остались. По дороге чего только не обсудили: и нападение марсиан из книжки Уэллса, и язычников из брошенной ближайшей деревни. Ночевать пришлось в пустой деревеньке. В ней еще жители крокодилу поклонялись. Ну, Санычу дед так рассказывал. А еще тут до сих пор топтун ходит. Вроде и ничего, а немножко страшно.

Щурый огорошил всех новостью: ему сам Сталин на письмо телеграммой ответил. Глебов пообещал мальчишке пистолет. Вот только Алевтина решила, что это Саныч Шурика в герои толкает. Тем временем Димку взяли на серьезное задание – подрыв поезда. Опытный Саныч на ходу различал – чей эшелон: наш или немецкий. Бомбу заложил Ковалец. Ну а Димка тогда пристрелил первого немца.

Димка размышляет о том, как жить после войны. Вернувшись, они видят партизан перебитыми. Но часть смогла уйти. Может, выдал предатель? Нет, невозможно. А убитые бойцы, они, как говорил тот сумасшедший художник, не умирают. Странно, но он даже имя Саныча угадал. Сказал, его тезка с горсткой людей армию персов удерживал. Наконец, ребята вышли к своим, раненым.

Шли на север. Вышли к деревне с полицаями. Пройти мимо ночлега в тепле – убить слабую Альку. Глебов потребовал, чтобы Голиков шел без оружия, просто в разведку. Пошли с Димкой вдвоем. Саныч травил байки про Ковальца, он знал его по школе. Знал, что Алька не вышла за него по одной причине: хотела стать женой Героя Советского Союза. Только вот пистолет он с собой все-таки взял. И ухлопал двух полицаев.

Ночь они провели в тепле и сытости, в обществе слепой старухи. Алька уже никого не узнавала. А к утру нагрянули егеря, фашисты. Уйти раньше было нельзя: Алевтина умерла только к утру. Остатки отряда прорвались к реке. Димку ранило.

Сюжет

1942 год, партизанский отряд, где много ребятишек-сирот. Димку опекает Саныч, Леня Голиков. Ему лет 17, и он пионер-герой. На разведке местности оба ночуют в доме художника Чистякова. Тот пишет картину, где в облаках вечно живут воины-защитники всех веков. В картину попадает и Саныч с копьем (ухватом). После успешного подрыва поезда отряд разбит немцами. Выжил только Димка. Он рассказывает историю своей юности правнуку Вовке.

Отзыв

Воспоминания партизана, дожившего до наших дней: о заговорённом напарнике, своём отряде, убитых немцах, трофейных обменах, загадочном художнике и его картине с падшими воинами, живущими в облаках.

Содержание

Действие романа происходит в двух временах — настоящем (XXI век) и прошедшем (1942 и 1958 годы).

Очень краткое содержание [ ред. ]

Полдень августовского дня. Прадед Митя со своим правнуком занимаются на реке, потом идут домой. Правнук разбирает антресоли, а потом лезет с прадедом на чердак, где стоит сундук с военными вещами. Эти вещи пробуждают в Мите воспоминания о партизанском прошлом.

В сентябре 1942 года Митя с напарником Санычем вели через лес предателя.

Митя (Дмитрий) — рассказчик; партизан шестьдесят седьмого отряда четвёртой бригады, умел и любил фотографировать, ходил в кружок до войны; прадед Вовки.

Дошли до своего лагеря, где Саныча ждал корреспондент для интервью и фотографий. Саныч стал Героем, обезвредив фашистского генерала. Ни фото, ни очерк не получились.

Как-то Саныч и Митя были на задании и искали ночлег. Им попался дом странного художника, который верил в иную жизнь после смерти. В доме художника висела картина с воинами в облаках. Почему-то художник нарисовал там и Саныча.

Митя вспомнил, как однажды его и Саныча послали на обмен с фашистами. Он боялся, но Саныч был опытный, и обмен прошёл успешно. Партизанам достались боеприпасы, шоколад и парфюм.

Однажды отпустили на побывку домой. Саныч позвал Митю к себе. Переночевали по дороге домой в пустом доме заброшенной деревни. Дома же у Саныча было ощущение мира. Мама сделала пирогов, и парни отправились рыбачить.

Митю взяли на подрыв эшелона. Первый раз в жизни он убил фашиста. После боя командир дал особое задание Санычу и Мите — проследить за фашистами.

Когда партизаны вернулись в лагерь, он был уже разгромлен фашистами, но некоторым удалось сбежать. Саныч с Митей нашли свой отряд. Потом все отправились в путь. В итоге немцы всё же обстреляли партизанов и все погибли, кроме Мити.

Через пятнадцать лет после этих событий к Мите приехал писатель. Это был тот молодой корреспондент из 1942 года. Теперь он хотел издать книгу о Саныче как Герое Советского союза.

Правнук нашёл альбом русского художника, изданный в Англии. В этом альбоме была та необычная картина с воинами в облаках. Каждый раз на Митю смотрел с неё Саныч. И все воины, изображённые там, которые пали в бою, были облачным полком.

Подробный пересказ по главам [ ред. ]

Названия глав — условные.

Глава 1. Война похожа на болезнь, или сундук с воспоминаниями [ ред. ]

Августовский субботний полдень. На песчаном берегу прадед с правнуком Вовкой занимались лодкой. После пошли домой через сосны.

Всё время надо куда-то идти. всё время ты… просыпаешься… Ты больной…бредёшь по снегу через вечный понедельник. При этом понимаешь, что вторника может и не случиться.

Глава 2. Партизаны ведут предателя [ ред. ]

Холодный сырой сентябрь сорок второго в псковских болотах. Партизаны Саныч и Митя вели в отряд предателя. Шли сложно: очень хотелось есть и было много грязи вокруг, в которой вязли ноги.

Подошли к старице, где Саныч расставлял неделю верши для ловли рыбы. Саныч полез в реку и достал много мелкой рыбы из верша.

Глава 3. Интервью у заговорённого Героя [ ред. ]

Все дошли до лагеря. Туда приехал корреспондент, чтобы сделать фото Саныча, потому что он обезвредил немецкого генерала и стал Героем. Фото у Саныча никогда не получались, ведь его заговорила цыганка в детстве. Тем более настало время обеда, а парни не ели больше суток.

Сначала Санычу приказывал идти Ковалец, затем пришёл командир, и Саныч подчинился.

Саныч рассказал корреспонденту о своём подвиге, немного нафантазировав. Фотография так и не получилась, затвор замкнуло.

Саныч с Митей повели корреспондента смотреть лагерь. Вдруг отдали приказ привести в порядок нужники, потому что там висели немецкие погоны, чего быть не должно.

Глава 4. Гусь на счастье [ ред. ]

Митя вспомнил, как фашисты напали на его город 27 июня 1941 года.

Поднялся ветер, он растащил пыль на отдельные вихри, и я увидел, как гибнет город. В тишине.

Его тогда сильно контузило. До сих пор Митя не помнил долго информацию.

Его воспоминания прервал Саныч. Парни пошли в штаб, где Глебов проводил школьные занятия. Потом Глебов отдал приказ присмотреть за Шуриком Щурым, который строил снежный батарейник.

Шурик Щурый (Александр Жилкин) — семилетний мальчик, болен туреркулёзом, живёт в землянке с Алевтиной.

Потом ребята пошли к Алевтине на именины.

Саныч подарил девушке гуся из дерева на счастье. Пришёл Ковалец и вручил Алевтине дорогой платок, который достался ему как трофей. Началась ругань. Ковалец смеялся над гусем. В итоге девушка выгнала Саныча и Митю.

Глава 5. Странный художник [ ред. ]

Саныч и Митя искали ночлег. Спросили у калеки, где можно найти ночлег. Им посоветовали идти к художнику. Шли через деревню. Саныч вспомнил свой хороший дом, как он учился отлично в школе. Когда он был в седьмом классе, его отец заболел, и пришлось работать на фанерке.

Дошли до дома художника. Долго стучали, им открыли. В доме были картины, посуда с затеями. Художник накормил партизанов кашей. Митя пошёл спать. Во сне он слышал, как Саныч говорил с художником про предателей и картину, на которой был изображён полк павших в боях в облаках.

Глава 6. Обмен трофеями [ ред. ]

Саныча и Митю отправили на обмен к фашистам. Обычно русские партизаны обменивали еду на боеприпасы. У парней был самогон, тушёнка и махорка. Пока ждали немцев, Саныч предложил съесть банку тушёнки напополам.

Подошли два фрица. С собой у немцев были гранаты, патроны, гросс-шоколад и парфюм. Вся операция по обмену прошла успешно. Санычу удалось даже обменять часы. Партизаны пришли в лагерь с трофеями.

Глава 7. На побывку [ ред. ]

Ковалец разбудил Саныча и Митю. Глебов дал семь дней на побывку домой. Саныч обрадовался и позвал Митю к себе. Идти туда двое суток, там три дня и обратно.

Пошли в мороз. Разговаривали о детстве, потом о книгах. Дело шло к ночи, и неожиданно загудела метель. Саныч повёл Митю в ближайшую деревню на ночлег.

Эта деревня была странная, до войны там происходили непонятные вещи, люди оттуда сбегали. Нашли дом для ночёвки в поле. Саныч рассказал, что недалеко было Тёплое озеро, где люди приносили жертвоприношения какому-то чудовищу.

Ночью Митя услышал странные шаги. Саныч тоже слышал и Мите сказал, что это ходит топтун. Ночь прошла и наступило утро.

Глава 8. Вкусные пироги и зимняя рыбалка [ ред. ]

Утром мама Саныча сделала чай и испекла разнообразные пироги. Митя ел с рыбой, а Саныч откусывал от разных пирогов по очереди. Потом Саныч позвал Митю на зимнюю рыбалку, которая, по его словам, сильно отличалась от летней и была гораздо интереснее.

Парни пришли на реку. Саныч сделал мастерски лунки и плюнул в них на удачу. Начали ловить окуней, они как раз были подо льдом. Улов шёл хорошо.

Вокруг звенело… Просто звон. Тонкий… Это чистота. Вокруг слишком много всего — снег, лёд, воздух, небо, мороз, — вот и звенит.

Потом окуни притихли и расплылись. Приплыла большая рыба — сом или щука. Эта рыба схватила блесну на леске, а потом резко потянула леску. Саныч, держась за леску, упал, поборолся и отпустил рыбу. Парни остались довольны рыбалкой.

Глава 9. Подрыв эшелона [ ред. ]

Митю брали на подрыв эшелона первый раз в жизни. Саныч был уже опытен в этом деле. Пока готовились к бою, Щурый торжественно заявил, что Сталин подписал ему телеграмму, а Глебов обещал настоящий ТТ. Алевтина разозлилась на Саныча, думая, что это он дразнил мальчика ТТ.

Отряд пришёл к месту боя. Заложили гранаты. Стали ждать. Сначала пошли вагоны порожняка, потом шёл эшелон с немцами. Стали взрывать и стрелять. Немцы побежали врассыпную. Митя убил первого фашиста. После боя у Мити была эйфория и его трясло, он упал в обморок.

Саныч сказал, что бой длился двенадцать с половиной минут.

Глава 10. Письма и засвеченная плёнка [ ред. ]

После боя в отряде смеялись. Это началось неожиданно, и каждый солдат дал волю эмоциям. Глебов поручил Санычу и Мите следить за действиями фашистов, чтобы в случае предупредить партизан.

Снова долго шли. В лесу на пне заметили замершего фрица. Это был корреспондент, в его сумке лежали письма и фотоаппарат. Мите удалось запечатлеть Саныча на плёнку, чему они удивились.

Саныч нашёл письма и немецкие, и русские. Он стал читать наши письма. В них описывали зверства фашистов. Саныч и Митя заплакали. Саныч приказал засветить плёнку, потому что не хотел быть в одном ряду с кадрами фашистов, и выстрелил в голову мёртвому фрицу несколько раз.

Глава 11. Разгром партизанского лагеря [ ред. ]

Митя думал о будущем. Как закончится война, как он пойдёт учиться. Подошли к своему лагерю. Его разгромили фашисты из миномёта. Саныч подумал о предателе в лагере. На земле лежала оторванная рука Ковальца. Саныч проверил землянки — было пусто. В стоге сена фашисты спрятали тела некоторых расстрелянных солдат.

Остались на ночь, а потом пошли разыскивать оставшихся в живых. Саныч шёл, петляя следы. Он был будто в безумии.

Дошли до оврага, в котором горел костёр. Там были оставшиеся из отряда. Глебова ранило. Алевтина лежала и смотрела сквозь. Щурого не было.

Глава 12. Дом предателей [ ред. ]

С утра отряд пошёл. Алевтину несли на носилках, Саныч поправлял ей руку, падающую в воздух. Вечером подошли к заброшенной делянке и остались на ночлег.

Митю разбудил Саныч. Отряд остановился возле деревни, нужно было проверить, кто там — фашисты или наши. Глебов заставил Саныча и Митю сдать оружие.

Партизаны пошли в деревню. Приблизились к низкому дому в синей краске, во дворе стояла откормленная лошадь. Саныч начал гладить лошадь. Вышел здоровенный мужик, и его сразу убил выстрелом Саныч. Затем застрелил старика. В этом доме жили предатели. Из живых осталась только слепая старуха.

Глава 13. Война продолжается [ ред. ]

Отряд остался на ночлег в доме со старухой. Алевтина бредила, Глебов поил её, потому что знал, что утром она умрёт. В рассветный час Глебов приказал собираться. Саныч сидел возле Алевтины молча и жевал трофейный немецкий шоколад.

Партизаны вышли из дома. На них сразу напали немцы. Начался обстрел.

Сбоку еще кто-то бежал, рвались мины, горела баня, с неба падали дрова, свистело и грохотало и неожиданно наступали необъяснимые моменты тишины.

Митю ранило в живот. Глебов помог ему добраться до безопасного места и велел бежать. Саныч остался и отстреливался. Митя в последний раз видел лежащего живого Саныча и Глебова, идущего в бессилии в солнечном свете к реке.

Глава 14. Книга о Герое [ ред. ]

Лето пятьдесят восьмого года. Митя ждал поезд, в котором ехал писатель. Тот самый корреспондент, что хотел сфотографировать Саныча, но засветил плёнку, и написать о нём очерк. Теперь писатель издавал книгу о Саныче как Герое Советского союза. Собирал сведения очевидцев. Митя рассказал, что в 1942 году всех убили: Глебова, Ковальца, Саныча, которого всё же не спас заговор цыганки.

Сели в машину, поехали в дом Саныча. В доме ждала сестра Лида. Она сидела спиной. Митя замер на месте. Ему почудился сам Саныч. Лида была сильно похожа на брата. Писатель сделал фотографию сестры с орденом и автоматом, будто бы самого Саныча.

Глава 15. И они… облачный полк [ ред. ]

Вовка хотел, чтобы прадед рассказал о войне для книги мемуаров, которую хотел когда-то издать.

С толстой глянцевой бумаги альбома на меня смотрит Саныч. Весёлый и злой… С копьём… За его спиной мгла… Угадываются смутные фигуры. Их много. И они…

За основу пересказа взято следующее издание: Веркин Эдуард. Облачный полк: [для ст.шк.возраста (для детей от 16 лет)]/Эдуард Веркин. — М.: КомпасГид, 2012.— 296 с.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Эдуард Веркин Облачный полк

Облачный полк: краткое содержание, описание и аннотация

Эдуард Веркин: другие книги автора

Кто написал Облачный полк? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Эдуард Веркин: Облачный полк

Облачный полк

Эдуард Веркин: ЧЯП

ЧЯП

Эдуард Веркин: Пепел Анны

Пепел Анны

Эдуард Веркин: Остров Сахалин

Остров Сахалин

Эдуард Веркин: Ночь летающих гробов

Ночь летающих гробов

Эдуард Веркин: Самовар, разлив, граната. Гид по неприятностям

Самовар, разлив, граната. Гид по неприятностям

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Дэвид Митчелл: Облачный атлас

Облачный атлас

Веркин Эдуард: Облачный полк

Облачный полк

Владимир Осинин: Полк прорыва

Полк прорыва

Эдуард Веркин: Через сто лет

Через сто лет

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Облачный полк — читать онлайн ознакомительный отрывок

Любое использование текста и иллюстраций разрешено только с письменного согласия издательства.

© Веркин Э. Н., текст, 2012

Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы.

Эти строки написал Николай Майоров. В феврале 1942 года двадцатидвухлетний поэт погиб в бою под Смоленском.

Двадцать два года – совсем немного. Но все же больше, чем довелось прожить герою книги, которую вы держите сейчас в руках.

У них, наверное, ничего общего не было, у того деревенского парня и у поэта, студента московского университета. Ничего общего. Разве что гибель на войне. И мифы. Один их предвидел, а другой стал их героем.

Стал не по своей воле – так получилось. Но уже миф зажил своей собственной жизнью. Теперь, чтобы прикоснуться к нему, требуется немалое мужество.

Как оказалось, Эдуард Веркин – очень мужественный человек. Он решился говорить с читателем на тему не то чтобы табуированную, но очень нелегкую. Он решился поднять в своей книге вопросы, которыми мало кто задается. Он решился говорить не так, как говорят об этом обычно.

Впрочем, Веркин, кажется, никогда и ни о чем не говорит так, как говорят об этом обычно. То есть и слова, вроде, обычные, и темы самые обычные, даже сюжеты порой обыкновенные. Но Эдуард Веркин чуть поворачивает обыкновенный сюжет, находит, с какой стороны подойти к обычной теме, придумывает, в каком порядке расположить самые обычные слова, – и получает невероятный результат. Собственно это и называется писательским талантом, подтверждение которому – пять побед подряд в крупных литературных конкурсах.

– Можно не свистеть, можно кричать.

– Издавать боевые кличи, – поясняю я. – Вот так примерно.

Я кричу. Кажется, получается не очень: пискляво, как-то даже капитулянтски. Я от себя такого не ожидал. Вовка хихикает.

– Не страшно, – говорит он. – Совсем-совсем. Надо могуче. Я про теннисистов видел передачу, они всегда кричат – так сильнее бить получается. И каратисты кричат. И штангисты – они тоже ведь толкают. Толкать, наверное, тоже с криком легче?

Вовка набирает воздуха, сводит облезлые от загара лопатки и с чужим криком срывается с места.

Перепрыгивая через корни сосен, выставив перед собой руки, несется по песчаному откосу, врезается в нос лодки. Бешено месит ногами песок, зарывается почти по колено, рычит, упираясь лбом в водорез.

Читайте также: