Об озеленении территории школы местный референдум

Обновлено: 21.07.2024

Местный референдум является одной из форм непосредственного местного самоуправления, которое выполняется населением — конкретно, решением вопросов местного значения, которое осуществляется голосованием граждан РФ, которые обладают правом на участие в таком мероприятии.

Такой референдум должен проходить исключительно на всей территории муниципального образования. Если действует военное/чрезвычайное положение, то такое мероприятие не проводится, а также не назначается на время их действия, а также в течение трех месяцев после их отмены.

Принципы/техника проведения местного референдума идентична используемым на выборах.

Местный референдум не относится к распространенным формам местного самоуправления, выполняемым непосредственно.

С 12.12.1993 года в Екатеринбурге не было зафиксировано ни одного такого референдума.

Основной причиной этого является то, что процедура проведения местных референдумов является слишком усложненной.

Вопросы, которые рассматриваются на местном референдуме

На таких референдумах могут рассматриваться исключительно вопросы, имеющие местное значение. В пределах этих границ вопросы, которые подлежат обязательному вынесению на местные референдумы, определяются конституцией (либо уставом), федеральными законами и законами субъектов государства, а также уставом муниципального образования.

Вопросы, которые выносятся на местный референдум, не должны ограничивать/отменять человеческие и гражданские права/свободы общепризнанного характера, а также конституционные гарантии их реализации. Также они не должны расходиться с законодательствами Российской Федерации и соответствующего ее субъекта. Вопросы должны иметь такую формулировку, которая исключает вероятность множественного толкования и неопределенность правовых последствий принятых решений.

Не могут выноситься на местный референдум следующие типы вопросов:

  • о досрочном прекращении/продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановке их полномочий, о проведении досрочных выборов или их отсрочке;
  • о персональном составе органов местного самоуправления;
  • об избрании депутатов/должностных лиц, их назначении на должность, утверждении или снятии с нее, включая дачу их согласия на это;
  • о принятии/изменении, исполнении/изменении финобязательств муниципального образования;
  • принятии чрезвычайных/срочных мер, направленных на обеспечение здоровья и безопасности граждан.

Прочие ограничения вопросов референдума не допускаются. При этом запрещается рассматривать в качестве таковых технические требования к оформлению вопроса.

Если объем текста рассматриваемого проекта муниципального правового акта свыше 200 слов, то формулировка вопроса должна содержать не более 50 слов описания, которое конкретно определяет содержание этого акта.

Принципы проведения местного референдума

Назначает местный референдум представительный орган муниципального образования (если его нет, либо его решение не принято, то эту функцию берет на себя суд). Этот орган имеет право отказа в назначении референдума, однако только в случае нарушений нормативных правовых актов (которые регулируют подготовку/ проведение референдума) в процессе выдвижения инициативы его проведения. Если такой референдум был назначен судом, то его организацией занимается избирательная комиссия муниципального образования, а проведением — исполнительный орган госвласти субъекта страны (допускаются иные органы, на которые суд возложил обеспечение его проведения).

Голосование на референдуме может проводиться только в воскресенье.

Предпраздничные и нерабочие праздничные дни, а также в день, который следует после нерабочего праздничного дня и воскресенье, которое объявлено рабочим днем, не допускаются для этой цели. Решение о назначении дня местного референдума должно быть официально опубликовано в СМИ (в срок не менее 45 дней до назначенного дня голосования).

Согласно законам субъектов государства, уставами муниципальных образований может назначаться срок, на протяжении которого нельзя проводить местный референдум по вопросу, имеющему такую же смысловую составляющую, как у недавно проведенного. Такой срок может длиться не более двух лет, начиная с дня, в который были официально опубликованы результаты референдума.

Статья 5 Закона Свердловской области №20-03 содержит в себе норму, имеющую отсылки к уставам муниципальных образований. Согласно ей, срок в 2 года можно устанавливать только относительно референдумов, проводимых в Свердловской области. Подобное вполне соответствует принципам, которые учитывают местные традиции и которые заложены в законодательстве местного самоуправления.

Установление прочих обстоятельств, которые могут исключить назначение/проведение местного референдума, не является допустимым. Согласно законодательству субъекта Российской Федерации, не позже, чем за 25 дней до установленного дня голосования на референдуме уполномоченный орган может перенести это голосование согласно уставу муниципального образования на более поздний срок, который, однако, не должен превышать 90 дней ради его совмещения с голосованием на выборах в государственные органы власти или органы местного самоуправления, а также с днем голосования на другом референдуме.

Инициаторами референдума могут выступать:

Проведение местного референдума не может быть инициировано представительным органом и главой муниципального образования раздельно друг от друга — важна именно их совместная инициатива. При этом стоит учитывать факт вероятности сомнения в правильности того, что инициатором референдума является представительный орган. В таких случаях продолжение процедуры оформления выдвижения инициативы проведения референдума не имеет смысла, ведь именно этот орган выносит решение о его назначении. И в таком случае возникает вопрос — сможет ли он отвергнуть свою собственную инициативу? Скорее всего — нет. Поэтому считается целесообразным исключение представительного органа из числа тех, кто может выдвигать инициативы проведения референдумов местного значения.

Чтобы инициатива проведения референдума была выдвинута гражданами, в ее поддержку формируется инициативная группа. Ее может организовать как отдельный гражданин, так и целая группа граждан РФ, которые имею право на участие в подобных мероприятиях. Количественный состав такой инициативной группы устанавливается законом того субъекта государства, в котором будет проводиться референдум.

Во всяком случае, граждане имеют право образовать подобную инициативную группу, состоящую не менее чем из 10 человек, которые обладают правом участия в местном референдуме. Чтобы назначить этот референдум, инициативная группа представляет в муниципальную избирательную комиссию подписи участников предполагаемого мероприятия в качестве поддержки инициативы его проведения.

Принципы действия решений, принятых на местном референдуме

Решение местного референдума можно отменить/изменить посредством принятия другого решения на референдуме, который проводится не ранее 2 лет с принятия прошлого решения или признания его недействительным в судебном порядке. Если на референдуме был принят нормативный правовой акт, то его можно изменить в том порядке, который прописан в этом правовом акте.

Если такового нет, то изменения вносятся в порядке, который предусматривается для внесения изменений в этот правовой акт. Подобные изменения должны вноситься не раньше, чем через 5 лет с момента принятия решения.

Отмена решения местного референдума в судебном порядке производится на следующих основаниях:

  • установленный порядок проведения референдума был нарушен, что повлекло невозможность изъявления действительной воли его участников;
  • закон субъекта страны или устав муниципального образования, на основании которых был проведен местный референдум, не соответствуют Конституции Российской Федерации, федеральным законам или законам ее субъекта, которые действовали в момент проведения референдума, что повлекло невозможность выявления действительной воли его участников;
  • решение референдума не соответствует Конституции страны, федеральным законам, а также законам субъекта государства.

Подобные нормы довольно трудны для исполнения, особенно касающиеся признания несоответствия нормативных актов Конституции, так как подобные полномочия имеет только КС РФ.

Если результаты проведенного местного референдума признаны недействительными, то комиссия, организовавшая голосование на нем, назначает повторное голосование.

Если для выполнения решения референдума необходимо издать нормативный правовой акт, то орган местного самоуправления/его должностное лицо (имеющее соответствующую компетенцию) должны в течение 15 дней с момента вступления решения в силу определить срок подготовки/принятия такого акта — такой срок не должен быть более 90 дней.

1. В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 165-ФЗ в часть 2 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Местный референдум проводится на всей территории муниципального образования.

3. Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования:

1) по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме;

3) по инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ в часть 4 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями, указанными в пункте 2 части 3 настоящей статьи, оформляется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ в часть 5 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

5. Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов, на основании которых назначается местный референдум.

В случае, если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или прокурора. Назначенный судом местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения местного референдума.

6. В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

7. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

8. Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования.

9. Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ часть 10 статьи 22 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

10. Гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, а также порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

  • 1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов МСУ, приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы МСУ либо об отсрочке указанных выборов;
  • 2) о персональном составе органов МСУ;
  • 3) об избрании депутатов и должностных лиц; об утверждении, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
  • 4) о принятии или изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;
  • 5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Также на местный референдум не могут быть вынесены вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования.

Местный референдум — это непосредственное осуществление гражданами муниципальных образований власти, источником которой, согласно Конституции РФ, является народ всей страны. Власть реализуется в данном случае путем прямого волеизъявления посредством голосования.

В местном референдуме принимают участие только те граждане, которые проживают на территории данного муниципального образования.

На местном референдуме решаются только вопросы местного значения.

Учитывая отличительные признаки местного референдума как одного из институтов реализации принципа народовластия, можно дать следующее его определение. Местный референдум — это осуществляемое в пределах муниципального образования посредством голосования прямое волеизъявление граждан, проживающих в границах МО, направленное на решение (обязательный референдум) или обсуждение (консультативный референдум) вопросов местного значения, отнесенных к компетенции МСУ, которое проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законодательством, законами субъектов РФ и уставами МО.

Можно выделить следующие принципы проведения референдума (в полной мере относятся и к выборам):

Контроль за реализацией принципа законности осуществляют органы МСУ, органы государственной власти, прокуратура и сами граждане МО, а также представители общественных организаций и движений, инициативных групп по проведению местного референдума, депутаты представительных органов различных уровней.

В местном референдуме (а также в муниципальных выборах) имеют право участвовать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

На основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку может быть образована инициативная группа по проведению референдума, состоящая из лиц, обладающих правом участвовать в референдуме, в количестве не менее 10 человек.

Инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию муниципального образования, которая со дня такого обращения действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы. Комиссия в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:

  • • в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям законодательства — о направлении их в представительный орган МСУ;
  • • в противном случае — об отказе в регистрации инициативной группы.

Представительный орган МСУ обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям законодательства. Если представительный орган МСУ признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям законодательства, комиссия осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом средствам массовой информации.

Основанием для отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации может быть только нарушение инициативной группой Конституции РФ, федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта РФ, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в суде.

Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы его проведения, является основанием для назначения референдума представительным органом МСУ в порядке, предусмотренном законом.

В случае, если местный референдум не назначен представительным органом МСУ в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта РФ или прокурора.

Финансирование местного референдума производится из двух источников:

  • 1) за счет средств местного бюджета (составляются списки участников, формируются комиссии по проведению референдума, оборудуются всем необходимым участки для проведения голосования и т. д.);
  • 2) за счет фонда инициативной группы, который создается для финансирования деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей в поддержку этой инициативы, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме.

Законом запрещается вносить пожертвования в фонды референдума:

Средства фондов референдума имеют целевое назначение и могут использоваться инициативной группой по проведению референдума только для деятельности, направленной на выдвижение инициативы проведения референдума, сбор подписей в поддержку этой инициативы и получение определенного результата на референдуме, а иными группами участников референдума — только для деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме.

Инициативная группа по проведению референдума обязана представить в комиссию по проведению референдума не менее двух финансовых отчетов (в том числе один из них — не позднее чем за 10 дней до дня голосования на референдуме, а итоговый — не позднее чем через 30 дней после опубликования его результатов) о размерах своего фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств фонда. Отчеты публикуются в средствах массовой информации.

Агитация. Граждане Российской Федерации и общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию за или против проведения референдума, за или против участия в референдуме, за или против вопросов, выносимых на референдум.

Агитация при проведении референдума может осуществляться:

  • • на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;
  • • посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);
  • • посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
  • • иными не запрещенными законом методами.

Агитационный период начинается со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях начинается за 30 дней до дня голосования.

Порядок голосования. Время начала и окончания голосования на референдуме устанавливается законом; продолжительность голосования не может составлять менее 10 ч.

Каждый участник референдума голосует лично, голосование за других участников референдума не допускается. Бюллетени выдаются участникам референдума, включенным в список участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации. Голосование проводится путем нанесения участником референдума в бюллетене любого знака в квадрате, относящемся к тому из вариантов волеизъявления, в отношении которого сделан выбор. Бюллетень заполняется участником референдума в специально оборудованной кабине или ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц. Заполненные бюллетени опускаются участниками референдума в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании.

Референдум признается комиссией референдума не состоявшимся в случае, если в нем приняло участие не более половины участников референдума, внесенных в соответствующие списки.

Комиссия референдума признает решение не принятым на референдуме в случае, если за это решение проголосовало не более половины участников референдума, принявших участие в голосовании.

Результаты местного референдума признаются недействительными:

  • • в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении его итогов нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума;
  • • в случае, если они признаны недействительными на части участков референдума, списки участников референдума на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем 1/4 часть от общего числа участников референдума в соответствующем округе;
  • • по решению суда.

Решение, принятое на местном референдуме, действует на территории соответствующего муниципального образования, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Это решение может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на местном референдуме, но не ранее чем через два года после его принятия либо признано недействительным (недействующим) в судебном порядке.

Если для реализации решения, принятого на референдуме, дополнительно требуется издание нормативного правового акта, орган МСУ, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия данного нормативного правового акта. Указанный срок не может превышать один год.

Важнейшим и необходимым условием полного и эффективного осуществления права граждан на участие в местном референдуме является гарантированность этого права со стороны государства. Действующее законодательство устанавливает систему правовых мер, направленных как на защиту нарушенных прав граждан на участие в референдуме, так и на предупреждение подобных нарушений. Особая роль в системе таких гарантий принадлежит конституционному праву на судебную защиту.

Местный референдум - утверждение публично-властных решений путем общего прямого голосования жителей, постоянно или преимущественно проживающих в границах муниципального образования (его отдельных территорий), по вопросам местного значения. Близок к референдуму опрос по вопросам местного значения, проводимый в форме голосования жителей. Однако выявленное в ходе опроса мнение жителей не имеет силы обязательного решения - органы местного самоуправления, государственные органы обязаны лишь учитывать выраженное путем опроса мнение жителей в своей деятельности. Иногда опрос в форме голосования называют консультативным референдумом.

Как элемент конституционной системы, местный референдум закреплен в ч. 3 ст. 3 Конституции РФ, Федеральных законах об общих принципах организации местного самоуправления (ст. ст. 3, 22 и др.), об основных гарантиях избирательных прав (ст. 2 и др.). Детально порядок организации и проведения местных референдумов определяют законы субъектов РФ, уставы муниципальных образований. Законы субъектов РФ регулируют местные референдумы в отдельных законах (Московская, Челябинская области и др.), законах, нацеленных на регулирование всех видов референдумов в субъекте Федерации (Свердловская область), законах, регулирующих наряду с референдумами иные вопросы (например, в Алтайском крае в одном кодексе определяются вопросы организации выборов, отзыва, референдумов).

Юридическая сила решений, принятых на референдуме. Решения, принятые на местном референдуме в пределах его компетенции, вступают в силу на следующий день после его официального опубликования (обнародования), если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на референдуме. Решения местного референдума имеют обязательный характер на территории соответствующего муниципального образования. Эти решения не нуждаются в утверждении органами государственной власти, их должностными лицами, органами местного самоуправления. Принятые на референдумах решения, например уставы муниципальных образований, подлежат государственной регистрации. Однако регистрация - это не утверждение акта, а форма проверки его законности.

Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение решений референдумов в пределах своей компетенции. Если для реализации решения референдума требуется издание иного нормативного акта, орган местного самоуправления обязан издать такой акт. Причем названный орган обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на местном референдуме, определить срок подготовки такого акта. Срок подготовки данного акта не может превышать один год.

Индивидуальное решение местного референдума может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на местном референдуме, но не ранее чем через два года после его принятия. Нормативные акты, принятые на местном референдуме, могут быть изменены не ранее чем через пять лет со дня их принятия. Однако в них самих может быть установлен иной порядок их изменения. Решение местного референдума может быть признано недействительным (недействующим) в судебном порядке по мотивам законности. От признания недействительным (недействующим) принятого на референдуме акта следует отличать признание комиссией референдума недействительным результата референдума. Во втором случае комиссия назначает повторное голосование.

Вопросы местных референдумов. На местный референдум могут выноситься только вопросы местного значения. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы: 1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов; 2) о персональном составе органов местного самоуправления; 3) об избрании депутатов и должностных лиц, утверждении, назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от нее; 4) о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования; 5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Вопросы, выносимые на референдум, должны быть сформулированы так, чтобы на них можно было дать однозначный ответ, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятых по ним решений.

Приведенные положения означают, что компетенция местных референдумов ограничена. И это правильно. Вряд ли разумно, например, выносить на референдум такие сложные вопросы, как утверждение местных бюджетов. Однако особо следует оговорить: перечень законодательно установленных изъятий из компетенции местных референдумов является исчерпывающим и не может толковаться расширительно.

К исключительному ведению представительных органов местного самоуправления отнесено федеральным законодателем принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования. Однако эту норму надо толковать ограничительно: как право муниципального образования в своем уставе на основании федерального законодательства и законодательства субъекта Федерации определять исчерпывающий перечень вопросов, нормативные акты по которым не могут принимать ни население на референдуме, ни исполнительные органы местного самоуправления.

Принципы проведения референдумов. Право гражданина на участие в референдуме строится на тех же принципах, что и право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Граждане участвуют в референдуме свободно, непосредственно, лично на основе всеобщего права, равенства, тайны голосования. Аналогом принципа прямых выборов является принцип непосредственного участия граждан в принятии решений по всем вопросам местного самоуправления, которые могут выноситься на референдумы.

В основном совпадают также принципы организации выборов и референдумов. Так, при проведении референдумов используется территориальный принцип. Территория муниципального образования структурируется под нужды голосования и разбивается на участки для голосования. Граждане осуществляют свое право участия в референдуме по месту своего проживания на соответствующих участках для голосования. Последние, как правило, совпадают с избирательными участками.

Обязательным для процедуры референдумов является принцип гласности. Все решения, касающиеся местного референдума, а также вопросов, выносимых на референдум, доводятся до сведения жителей, в том числе путем официального опубликования упомянутых решений средствами массовой информации.

Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в референдуме в зависимости от происхождения, расовой или национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, рода и характера занятий запрещаются.

Обстоятельства, исключающие проведение референдума. Местные референдумы не могут назначаться и проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на той территории, на которой предполагается проводить референдум, а также в течение трех месяцев после его отмены. Законом субъекта Федерации, уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса, что и на предыдущем референдуме, не проводятся. Указанный срок не может превышать двух лет со дня официального опубликования результатов предыдущего референдума.

Инициатива проведения референдума, исходящая от граждан, избирательных, иных общественных объединений, включает несколько этапов. Во-первых, необходимо образовать инициативную группу местного референдума в количестве не менее 10 человек. Ее может образовать один гражданин или группа граждан на собрании лиц, пользующихся правом участвовать в референдуме. Если инициатива проведения референдума исходит от избирательного объединения, иного общественного объединения, то в этом случае в качестве инициативной группы выступает руководящий орган объединения, его местного отделения, местной организации независимо от его численности. На собрании инициативной группы, заседании руководящего органа объединения утверждается текст выносимого на референдум вопроса.

Во-вторых, инициативная группа обращается в избирательную комиссию муниципального образования с ходатайством о ее регистрации. В ходатайстве должен содержаться вопрос референдума, фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, данные паспорта или заменяющего его документа, адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от нее. Ходатайство подписывается всеми членами группы. Избирательная комиссия в течение 15 дней со дня поступления ходатайства рассматривает его. В случае соответствия ходатайства требованиям закона она передает его в представительный орган местного самоуправления, в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы. Представительный орган местного самоуправления обязан в течение не более 20 дней проверить соответствие выносимого на референдум вопроса требованиям законодательства. Если названный орган признает законность формулировки вопроса, то избирательная комиссия муниципального образования в течение 15 дней со дня решения представительного органа регистрирует группу и выдает ей свидетельство о регистрации, о чем извещает средства массовой информации. Отрицательное решение представительного органа влечет отказ в регистрации инициативной группы со стороны избирательной комиссии муниципального образования в тот же срок. Отказ в регистрации должен быть письменным, мотивированным. Отказ по мотивам целесообразности не допускается. Он может быть обжалован в суд. После принятия решения о регистрации инициативная группа не вправе менять формулировку вопроса, предлагаемого на референдум, или вносить иные вопросы.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом местного самоуправления и главой местной администрации, оформляется их правовыми актами.

Принятие решения о проведении референдума. Представительный орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения документов о выдвижении инициативы референдума большинством голосов от общего числа депутатов назначает местный референдум. Если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки либо представительный орган отказал в назначении референдума, референдум при наличии к тому законных оснований назначается судом по обращениям граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта РФ или прокурора. В случае, если местный референдум назначен судом, он организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение проведения местного референдума осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации.

Решение о назначении местного референдума должно быть официально опубликовано.

Подготовка и проведение акта голосования. Референдум проводит избирательная комиссия муниципального образования, получающая статус комиссии местного референдума. В организации референдума участвуют также территориальные и участковые комиссии референдума. Комиссии референдума каждая на своем участке работы решают все практические вопросы организации референдума. Порядок деятельности комиссий референдума аналогичен порядку деятельности избирательных комиссий на выборах. Надо отметить, что в последнее время процедура референдума заметно приближена к процедуре выборов. В частности, это касается вопросов агитации. Также установлена обязанность инициативной группы референдума по созданию собственного фонда для финансирования своей деятельности, в том числе направленной на получение определенного результата на референдуме. Однако законом субъекта РФ может быть установлено, что на местном референдуме при числе участников референдума пять тысяч и менее создание инициативной группой фонда не обязательно при условии, что ею не производится финансирование подготовки и проведения референдума.

В случае вынесения на референдум проекта нормативного акта каждый участник референдума не позднее чем за 30 дней до дня голосования имеет право получить текст этого проекта в комиссии муниципального образования. Если референдум проводится по инициативе инициативной группы, то обязанность изготовления и распространения указанного текста возлагается на данную группу.

Результаты референдума. Референдум признается комиссией референдума несостоявшимся, если в нем приняло участие не более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума на территории проведения референдума. Решение по вынесенному на местный референдум вопросу считается непринятым, если за него проголосовало не более половины участников референдума, принявших участие в голосовании (получивших бюллетени). Результаты референдума могут быть признаны недействительными: а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума; б) в случае, если они признаны недействительными на части участков, списки участников референдума, на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем 1/4 часть от общего числа участников референдума, внесенных в списки участников референдума на момент окончания голосования в округе референдума; в) по решению суда.

Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Для изменения границ муниципального образования в ряде случаев, а также преобразования муниципального образования требуется согласие жителей, выявляемое посредством голосования. Закон от 6 октября 2003 г. (ст. ст. 12, 13, 24) определил, что данное голосование назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным и региональным законодательством о референдумах для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных законом. Таким образом, волеизъявление граждан по названным вопросам выявляется посредством процедуры местного референдума, но с рядом особенностей. Особенности эти таковы. Во-первых, не действует запрет проведения агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности. Во-вторых, не действуют положения, определяющие обязательную силу решения референдума.

Голосование считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования. Итоги голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Читайте также: