О лицее краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Императорский Царскосельский лицей был открыт по приказу Александра Первого 19 октября 1811 года. Царскосельский лицей работал с 1811 по 1843 год. Он являлся привилегированным высшим учебным заведением для дворянских детей.

Первый приезд Александра Пушкина в Царское село

В 1811 году Василий Львович Пушкин, известный в то время писатель, привез робеющего племянника, будущего великого поэта Александра Пушкина в Царское село, чтобы его племянник мог получить блестящее по тем временам образование.

Царскосельский лицей был обязан дать стране блестяще образованных, молодых людей с новыми взглядами на жизнь. Кстати, в этом учебном заведении могли учиться два младших брата императора, но, к сожалению, Александру Пушкину не довелось учиться рядом с членами императорской семьи.

В самом начале открытия учебного заведения во главе Царскосельского лицея стояли умнейшие люди России. Не просто преподаватели, но просветители: В.Ф.Малиновский (Малиновский был директором со дня открытия учебного заведения до 4 апреля 1814 года —даты своей смерти). и Е.А.Энгельгардт (писатель и педагог, назначенный на должность директора в 1816 году). Слушателям лицея преподавали науки настоящие профессора. В этом учебном заведении имелась прекраснейшая библиотека, денег на которую не жалели. Каждому воспитаннику в лицее полагалось отдельное помещение. Физические наказания запрещались.

Интересные факты

1. Система оценок

В лицее, где учился Пушкин, имелась совсем иная система оценок, отличная от современных школ. Например, в лицее за отличные знания преподаватели ставили единицу, за слабые знания четверку. Отсутствие всяких знаний каралось нулем. За каждый предмет лицеист получал три отметки, первые две менялись со временем, но первая отметка оставалась неизменной во время всего обучения.

2. Прозвища Александра Пушкина в лицее

3. Дружеский кружок лицеистов и первые журналы

Со временем в лицее образовался тесный дружеский кружок, состоящий из Пушкина, Дельвига, Кюхельбехера, князя Горчакова (будущего русского канцлера), Пущина, Малиновского, а также Илличевского.

В начале XXI века Лицеи име­ют­ся в ря­де стран Западной Ев­ро­пы, Латинской Аме­ри­ки и Аф­ри­ки. Во Фран­ции Лицеи - един­ст­вен­ный тип современной сред­ней об­ще­об­ра­зо­вательной шко­лы с 7-лет­ним сро­ком обу­че­ния (на ба­зе 5-лет­ней на­чаль­ной шко­лы); вы­пу­ск­ни­ки Лицеев сда­ют эк­за­мен на зва­ние ба­ка­лав­ра. В Ита­лии Лицеи де­лят­ся на клас­си­че­ские и ре­аль­ные (срок обу­че­ния 5 лет, на ба­зе 5-лет­ней на­чаль­ной и 3-лет­ней про­ме­жу­точ­ной шко­лы). В Швей­ца­рии, во фран­коя­зыч­ных кан­то­нах, Лицеями на­зы­ва­ют­ся 3-4-лет­ние стар­шие цик­лы сред­ней шко­лы, в Бель­гии - сред­ние шко­лы для де­во­чек, в Поль­ше - 4-лет­ние шко­лы, даю­щие пол­ное сред­нее об­ра­зо­ва­ние.

В Рос­сии в XIX веке бы­ло 6 Лицеев. Функ­цио­ни­ро­ва­ли Де­ми­дов­ский ли­цей, Алек­сан­д­ров­ский ли­цей, Не­жин­ский ли­цей, Ри­шель­ёв­ский ли­цей. Дей­ст­во­вал так­же Во­лын­ский (Кре­ме­нец­кий) Лицей, ос­но­ван­ный в 1805 году в городе Кре­ме­нец Во­лын­ской губернии польским дея­те­лем про­све­ще­ния Т.Чац­ким с це­лью рас­про­стра­не­ния польской куль­ту­ры сре­ди украинского на­се­ле­ния и для под­го­тов­ки чи­нов­ни­ков. До 1819 года на­зы­вал­ся Выс­шей во­лын­ской гим­на­зи­ей. Со­дер­жал­ся главным образом на по­жерт­во­ва­ния ча­ст­ных лиц. На­хо­дил­ся в ве­де­нии Министерства народного про­све­ще­ния. Со­сто­ял из двух от­де­ле­ний: низ­ше­го (4 клас­са по од­но­му го­ду) и выс­ше­го (3 клас­са по два го­да). В низ­ших клас­сах пре­по­да­ва­лись язы­ки (латинский, польский, русский, немецкий, французский), ариф­ме­тика, гео­гра­фия, уче­ние о нрав­ст­вен­но­сти; в выс­ших клас­сах - ма­те­ма­тические, сло­вес­ные и юри­дические нау­ки. В свя­зи с Поль­ским вос­ста­ни­ем 1830-1831 годов был за­крыт в 1831 году.

По­пыт­ки раз­ви­тия ли­цей­ской сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния в Рос­сии за­вер­ши­лись соз­да­ни­ем Кат­ков­ско­го ли­цея.

По ор­га­ни­зационной фор­ме и учеб­но-вос­пи­тательным це­лям ли­це­ями фак­ти­че­ски бы­ли Училищ е пра­во­ве­де­ния в Санкт-Пе­тер­бур­ге и Ла­за­рев­ский ин­сти­тут вос­точ­ных язы­ков в Мо­ск­ве.

Ученики лицеисты в форме на торжественном мероприятии

Юридический статус лицеев сегодня

Как работают современные российские лицеи

Несмотря на новый правовой статус и унификацию основных образовательных программ, на практике лицеи не превратились в обычные средние школы и по-прежнему сильно от них отличаются. Это верно даже в тех случаях, когда меняется название учебного заведения. В Москве, например, с некоторых пор все элитные учреждения среднего общего образования стали активно переименовывать в школы, но де факто большинство даже бывших лицеев свои преимущества сохранило.

Особенности учебного процесса

Чем же именно отличаются лицеи от обычных школ с точки зрения организации образовательного процесса? В основном – качеством и объемом программ, наличием профилей и повышенным вниманием к профориентации учеников.

Расширенные программы

Все учреждения среднего общего образования обучают по единому государственному стандарту. ФГОС – это минимум, ниже которого опускаться нельзя, а вот подняться выше – можно, причем для этого достаточно решения администрации школы. Поскольку программа дополняется, как правило, за счет увеличения количества часов, стоит понимать, что нагрузка в лицее наверняка будет выше, чем в обычной школе.

Помимо обязательной программы, ученикам предлагаются разнообразные дополнительные занятия: создаются кружки, секции, клубы и проекты, призванные вывести ученика за пределы унифицированных образовательных схем и помочь ему раскрыть собственный потенциал. Подобные курсы лицеисты чаще всего посещают по желанию и за плату, но даже если говорить про базовые дисциплины, то и они преподаются углубленно по сравнению с обычной школой. Особенно это касается профильных предметов.

Профили

Традиционно лицеи имеют техническую направленность, то есть поступать в них стоит в первую очередь тем, у кого есть способности и желание уделять повышенное внимание физико-математическим наукам и в дальнейшем получать связанную с ними профессию. Тем не менее такова лишь общая тенденция, но законодательных ограничений нет, поэтому некоторые учебные заведения остаются многопрофильными и набирают классы различной специализации, не только технической. Так, например, у знаменитой Бауманской инженерной школы № 1580, которая прежде именовалась лицеем, профилей целых 5:

  • технический (информатика, IT, программирование, робототехника);
  • физкультурно-спортивный (волейбол, танцевальный спорт, общефизическая подготовка, футбол, атлетическая гимнастика, баскетбол);
  • естественно-научный (физика, математика, химия);
  • социально-педагогический (история цивилизаций, русский и английский языки, речевая культура, социокультурная адаптация, обществознание, бизнес, экономика);
  • туристско-краеведческий (краеведение).

Подобных лицеев, однако, сравнительно немного. Чаще всего столь большого разброса в направлениях у подобных учебных заведений нет, но хотя бы 1 профиль обычно имеется.

Ранняя профориентация

Интернаты

Отдельного упоминания заслуживают учебные заведения, где школьники не только учатся, но и постоянно живут. Один из возможных примеров – Югорский физико-математический лицей-интернат, имеющий собственное общежитие, которое находится неподалеку от основного корпуса. Здесь большое внимание уделяется не только собственно учебной работе, но и дополнительному образованию, а также организации досуга. Основное преимущество интерната – непрерывность педагогического процесса. Кроме того, у лицея появляется возможность набирать талантливых ребят со всей России и таким образом поддерживать статус элитного учебного заведения.

Качество образования

Расширенные программы, профили, элективы, курсы дополнительного образования, которые характерны для большинства лицеев, – все это в совокупности делает подобные школы прекрасными площадками как для воспитания всесторонне развитых личностей, так и для подготовки будущих абитуриентов. Кстати говоря, некоторые лицеи (например, тот же Югорский интернат) организуют педагогический процесс в старших классах так, чтобы максимально приблизить его к вузовскому: проводятся лекции, семинары, практикумы и даже зачетные сессии. Неудивительно, что после столь серьезной подготовки лицеисты поступают в лучшие учебные заведения страны. Наконец, если обратиться к рейтингам, то будет видно, что лидирующие позиции по качеству образования наряду с гимназиями занимают именно лицеи. Они значительно опережают в этом смысле обычные школы, даже если номинально больше от них не отличаются.

Условия поступления

Особенность лицеев в том, что зачастую они не имеют начальной школы, то есть обучают, лишь начиная с 5, 6 или 7 класса. Это не железное правило, но тенденция именно такова и обусловлена она профильностью этих учебных заведений. Если при комплектовании 1–4 классов конкурс почти нигде не предусмотрен, то в среднюю и старшую школу лицеи уже проводят отбор, ориентируясь на успеваемость по профильным предметам и на результаты вступительных испытаний, форму которых определяет само учебное заведение. Например, Лицей научно-инженерного профиля города Королева в качестве экзамена проводит собственную олимпиаду по математике, физике и русскому языку и по ее результатам выбирает претендентов. Уже упомянутый Лицей имени Иогансона требует от поступающих художественное портфолио и вместе с тем проводит очные испытания по искусству. Республиканский лицей для одаренных детей в Саранске, имеющий 3 профиля (физический, математический и химико-биологический), принимает по результатам собеседования и предметного тестирования по выбранному направлению. Таким образом, в приличный лицей вряд ли удастся поступить на основании одного лишь заявления. Конкурс будет, причем, вероятно, серьезный. Скажем, в лицее при НИУ ВШЭ на каждое место претендует 7-8 человек, что сопоставимо с показателями престижных вузов. Все это лишний раз свидетельствует об элитарности таких учебных заведений даже в условиях декларируемой унификации среднего общего образования.

Материальное оснащение

Так как де юре лицеи сейчас ничем не отличаются от прочих общеобразовательных организаций, к ним предъявляются те же требования по техническому обеспечению, что и к обычным школам. Как и в случае с учебными программами, ФГОС устанавливает минимум, но развиваться самостоятельно, в том числе материально, закон не запрещает. Подобно прочим средним школам, лицеи делают это за счет родительской поддержки и платных услуг, о которых пойдет речь ниже. Если проанализировать сведения о материально-техническом обеспечении, представленные на сайтах разных образовательных учреждений, то выяснится, что в этом отношении государственные лицеи мало отличаются от обычных школ, а иногда даже уступают им. И все же наиболее престижные учебные заведения удивить способны. Например, в Президентском физико-математическом лицее № 239, который находится в Северной столице, имеется 6 компьютерных классов, 3 учебных лаборатории (электричества, электроники и нанотехнологий), 2 библиотеки, несколько спортивных залов (2 общих, тренажерный, настольного тенниса, ОФП, шейпинга) и даже 2 собственных музея. Кроме того, ученики пользуются возможностью безлимитного доступа к Интернету и в частности – к образовательной платформе Moodle с системой автоматической проверки заданий по информатике и ИКТ. Это пример солидного в плане материальной обеспеченности учебного заведения, но не стоит думать, что каждый лицей столь же хорошо развит в техническом отношении.

Плата за обучение

Минимальная программа, составленная согласно ФГОС, в любом государственном лицее преподается за счет бюджета, а вот дополнительное образование нередко приходится оплачивать родителям. Перечень и условия оказания коммерческих услуг определяет сам лицей, поэтому и разница между учебными заведениями в этом смысле может быть велика. Иногда школа предлагает платные подготовительные занятия для поступающих, но чаще – дополнительные уроки для самих лицеистов, в том числе по профильным предметам. Скажем, Лицей при ТПУ (Томском политехническом университете) проводит целый ряд платных спецкурсов: по геометрии, физике, химии, информатике, экономике, робототехнике, английскому и даже китайскому языкам. Если цикл занятий посвящается одному из базовых предметов, который в любом случае входит в программу, то на дополнительных уроках ребята изучают углубленно уже пройденные темы или рассматривают специфические вопросы, которым учителя в рамках общей программы внимания не уделяют.

В Волгодонском многопрофильном лицее платные программы не менее разнообразны и ориентированы на следующие группы детей и подростков:

  • дошкольников (подготовка к поступлению, робототехника, изобразительное искусство, театр);
  • учеников 3-4 классов (арифметика и математика, чтение, русский язык);
  • десяти- и одиннадцатиклассников (подготовка к Единому экзамену и сочинению).

Актуальный список дополнительных курсов и их стоимость всегда публикуется на сайте учебного заведения. Платные занятия обогащают и без того насыщенную лицейскую программу и помогают каждому школьнику выбрать собственный путь развития даже в условиях стандартизированного образования.

Профессиональные лицеи

В 90-е и нулевые лицеями стали называться не только многие школы, но и ПТУ – учреждения начального профессионального образования, куда можно было поступить, окончив лишь 8 классов, и получить специальность рабочего или служащего. Однако в 2012 году понятие начального профессионального образования из закона исчезло, а многие лицеи превратились в колледжи и техникумы. Некоторые же былое название сохранили, но относятся, как и последние, к профессиональным образовательным учреждениям. Например, петербургский Индустриально-судостроительный лицей открылся еще в 1975 году именно как профтехучилище (ПУ-116) и сегодня считается одним из лучших учреждений профессионального образования по подготовке судовых механиков. С годами перечень специальностей расширился: теперь здесь обучают в том числе парикмахеров, поваров, печников, штукатуров, – всего доступно 14 профессий. В зависимости от направления, учиться можно на базе 8, 9 или 11 классов. Вступительных экзаменов нет, прием ведется на основании заявлений, что роднит лицей с его предшественником – ПТУ. Хоть учреждение и относится к числу профессиональных, поступившие после 8 и 9 классов одновременно с ремеслами осваивают и школьную программу. Подобные учебные заведения сегодня и юридически, и фактически близки к колледжам и техникумам, а потому могут преобразовываться в них, не меняя существенно собственную структуру.

Это учебное заведение было сорганизовано для того, чтобы воспитывать дворянских детей, сделать их образованными и эффективными государственными чиновниками в будущем.

Царскосельский лицей был создан таким, что в нём применялись передовые методы воспитания и образования детей. В нём давали не только среднее, но и высшее образование.

История Царскосельского лицея

Инициатором учреждения был Михаил Михайлович Сперанский, известный государственный деятель во время александровского царствования.

Сперанский Михаил Михайлович

Лицей основали в 1811 году, в первый, либеральный, период царствования Александра I. В этом учебном заведении планировалось воспитывать детей из знатных родовитых семей, готовя их к будущей государственной службе. Был предусмотрен шестилетний срок обучения.

Лицей был задуман императором. Разрабатывать идею ему помогали Михаил Сперанский и Фредерик Лагарп. Это было время начала царствования императора, которое сопровождалось большими ожиданиями и планами. В это время было создано много новых учебных заведений, однако богатые дворянские семьи не торопились отдавать в них своих детей. Более популярными мерами были: поступить в учебное заведение за границей или нанять домашних учителей.

Решение об организации этого учебного заведения было принято Александром I 10 августа 1810 года. Для лицея был отведён один из флигелей дворца.

Герб лицея включал в себя дубовый и лавровый венки, которые символизировали Силу и Славу. В нём присутствовала сова в качестве символа Мудрости.

Герб Царскосельского лицея

Здесь преподавали талантливые педагоги. Время учёбы было разбито на два периода. Сначала был трёхлетний подготовительный период, затем следовала основная часть обучения такой же продолжительности.

За это время ученики получали как среднее, так и высшее образование. Последнее давалось в объёме юридического и философского факультетов университета. После выпуска бывшие лицейские ученики получали права такие же, как и выпускники университета.

Торжественное открытие Царскосельского лицея произошло 19 октября 1911 года. Оно проходило в актовом зале, который находился на третьем этаже.

Воспитанники жили на четвёртом этаже. В лицее первый этаж был занят хозяйственными службами, там проживали также некоторые работники лицея: гувернёры, инспектора и некоторые чиновники, в нём работающие.

Открытие Царскосельского лицея 1811

На втором этаже располагались больница (в ней имелась аптека), канцелярия, конференц-зал, и столовая, в которой питались воспитанники. На третьем находились классы для занятий, библиотека, а также помещения для самостоятельной работы учеников.

Комнаты лицеистов были обставлены скудно. Пушкин называл их кельями. Каждому воспитаннику было положено: железная кровать, таз для умывания и зеркало. В комнате также находились комод и конторка.

Лицейская комната

Пушкин, когда учился в этом лицее, жил в комнате № 14. Стены спален не доставали до потолка, поэтому в них можно было переговариваться, находясь у себя в комнате.

Форму для воспитанников выбирали лично император и Аракчеев, известный государственный деятель тех лет. Одним из правил, в соответствии с которыми производился выбор, было требование о том, чтобы цвета воспитанников невозможно было перепутать с использовавшимися в гвардейских полках. За образец была взята старая форма Литовского татарского полка, которая была давно отменена.

Царскосельский лицей с 1843 г. уже не находился в Царском Селе — его перевели в Петербург. Он получил новое наименование. Теперь это был Александровский лицей.

За всё время существования в этом учебном заведении было 74 выпуска.


Традиции образования в лицее

Для обучения принимали дворянских детей в возрасте 12 - 13 лет.

Пушкин лицеист

Считалось, что надо излагать кратко, а не запутывать учеников пространными объяснениями. Побуждать их ум к работе, а воспитанников — к действию.

Программа была лично составлена Михаилом Сперанским, биография которого свидетельствует о большом таланте государственного деятеля.

Читайте также: