Нравственные отношения в семье и в детском саду родительское собрание

Обновлено: 04.07.2024

Актуальность темы – это взаимодействие и сотрудничество семьи и ДОУ вечные проблемы дошкольной педагогики. Сегодня очевидно, что невозможно воспитать ребенка изолированно от общества, надо научить подрастающее человека оценивать и взвешивать социальное воздействие, принимать позитивное, отторгать негативное. Влияние семьи на подрастающего человека гораздо сильнее других социальных институтов.

Далеко не все родители понимают или не хотят брать на себя первостепенную ответственность за воспитание детей.

Нехватка информации для родителей, связанной с одной стороны, с новым содержанием и новыми технологиями воспитания и обучения, с другой – удовлетворения нарастающего спроса родителей на психолого- педагогические знания.

По вопросам сотрудничества детского сада и семьи в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников была построена система работы, которая включает три этапа:

Первый этап помог выявить вопросы заинтересованности, содействия родителей по духовно-нравственному воспитанию детей, ошибки и коррекцию процесса, а также определить уровень знаний родителей в этом вопросе.

Второй этап: повышение компетентности родителей по данному вопросу. На этом этапе был разработан план работы по взаимодействию семьи и ДОУ.

Третий этап: духовно – нравственного воспитания детей использовались традиционные и нетрадиционные формы работы с семьями.

Повестка собрания по ZOOM

1. Приглашение родителей на запланированную конференцию родительского собрания.

2. Вступительное слово

3. Нравственное воспитание, понятие, сущность.

4. Методы и условия нравственного воспитания ребенка в семье.

5. Работа с ситуациями.

6. Тренинговое занятие с родителями.

7. Подведение итогов собрание.

Цель: создание социальной ситуации развития в формировании у родителей представления о нравственно составляющей в личностном развитии ребёнка, о способах и методах нравственного воспитания детей в детском саду и семье.

Задачи: создать условия для повышении педагогической компетентности родителей (законных представителей) по вопросам нравственного воспитания и формированию мировоззрения детей дошкольного возраста. Способствовать сплочению родительского коллектива и формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и детьми, родителями и педагогами.

Многих родителей, как гром среди ясного неба, поражает поведение их детей в подростковом возрасте. Был вроде нормальный ребёнок и вдруг грубит, хлопает дверью…

Нравственность подростка зависит от того, как его воспитывали в годы детства, что заложили в его душу от рождения….

Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры поведения? Об этом и пойдёт сегодня разговор. И надеемся, что вместе мы найдём ответы на многие вопросы.

Какие привычки культурного поведения имеет Ваш ребёнок?

У вас хорошее настроение. Как без слов подарить его другим людям, передать тепло своей души. Как без слов сообщить о своем прекрасном настроении. Конечно же, улыбкой! Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Это же главное оружие наших детей - улыбка - подаренная вам, которая делает счастливыми и всепрощающими за их шалости.

Предлагается родителям ответить на вопросы:

1) Какие нравственные качества присущи человеку? (Доброта, честность, бескорыстие, щедрость, дружелюбие, справедливость, патриотизм, гуманность, любовь и др.)

2) Какие нравственные качества вы хотели бы видеть в вашем ребенке?

Сегодня мы поговорим о главных нравственных качествах, тех, которые делают человека человеком.

Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у детей 4-5 лет

1. Умение считаться в игре с желаниями и намерениями других детей, играть вместе общими игрушками, уступать.

2. Регулярно участвовать в труде, в умении приготовить столы к завтраку, обеду.

3. Детей нужно научить соблюдению правил культурного поведения в автобусе, в общественных местах.

4. У детей должна быть воспитана привычка всегда говорить правду.

Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени особое значение, является формирование взаимоотношений с взрослыми и сверстниками: вежливое внимательное отношение к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного.

С чего начинать воспитание культуры?

Конечно же, с создания вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать его воспитание надо с создания духа игры, с приветливо-вежливой сказки.

Слайд № 4 Что, по-вашему, является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер?

Конечно же, одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер является личный пример взрослых, то есть вас, родителей. Именно вы авторитет для ребёнка. И именно с вас, в первую очередь, он берёт пример во всём.

Представьте такую ситуацию:

Вопросы к ситуации:

Какую цель преследует ребёнок своим поведением?

Какими должны быть действия мамы, чтобы такая ситуация не повторялась?

Пояснение к ситуации.

Ребенок ставит знак равенства между двумя различными понятиями – быть в центре внимания взрослого и быть любимым. Мальчик старается привлечь к себе внимание не совсем уместным образом, но относительно позитивным.

Когда же мама будет сильно раздражена его поведением, ребенок затаит в себе глубокую обиду, его претензии на внимание могут принять и более негативный оттенок.

Как же действовать родителям в данной ситуации?

Переориентация в данном случае состоит из четырех этапов.

1. Не заглядывайте в глаза ребенку, поведение которого Вас не устраивает.

2. Не разговаривайте с ним.

3. Сделайте что-нибудь, чтобы ребенок почувствовал, что его любят. Лучше всего погладить его по спине или волосам.

4. Немедленно приступайте к делу, пройдите первые три этапа — не заглядывайте в глаза, не говорите ни слова, сделайте что-нибудь, чтобы ребенок почувствовал, что его любят, как только его поведение начнет раздражать Вас.

А самое главное — для того что бы переориентация привела вас к успеху, нужно чаще общаться с ребенком тогда, когда он не борется за внимание к себе.

1. Как вы думаете, почему дочь это сделала?

2. Верной ли была реакция матери?

3. Как бы поступили вы в данной ситуации?

1 шаг – собраться и спокойно высказать свои чувства, сказать о том, что он поступил неправильно. Когда окончательно успокоитесь, переходите к шагу №2.

2 шаг — мысленно перечислите пять основных качеств, за которые Вы любите своего ребенка. Трудно припомнить такие качества человека, на которого Вы разозлились. Но необходимо. Размышления о качествах, за которые Вы любите своего ребенка, изменят Ваше негативное отношение к нему.

3 шаг — сделать что-нибудь, чтобы восстановить взаимоотношения с ребенком.

Воспользуйтесь своими внутренними ощущениями как руководством к действию и пониманию: проанализировав свои чувства и эмоции, остановитесь на том, что может чувствовать Ваш ребенок. Если Вы обижены на него и хотите отомстить — это верный признак, что и целью ребенка является месть.

- Как вы думаете, всё ли правильно было сделано со стороны привития ребёнку правил культуры поведения? (Нет, мама тоже должна была попрощаться с воспитателем и оставшимися детьми.)

1. Чтение книг с ярким примером хороших манер.

2. Общение с авторитетными для ребёнка людьми.

3. Постоянство и настойчивость в обучении.

4. Хорошее уважительное отношение друг к другу в семье.

5. Влияние общества.

Все эти методы, несомненно, имеют положительные результаты

Слайд № 6. В детском саду мы так же используем и следующее:

1. Игры-инсценировки, инсценировки с последующим разбором, беседой (разыгрывание детьми сценок на данную тему).

2. Решение проблемных ситуаций.

3. Пословицы и поговорки о добрых отношениях между людьми.

4. Речевой этикет.

Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.

Практическое задание родителям

Возьмите лист бумаги и сгибайте, в том случае, если вы поругали своего ребенка.

Вы ругаете своего ребенка, если …….

1. он испачкал одежду?

2. сломал вашу любимую вещь?

3. раскидывает игрушки и не прибирает их?

4. не выполняет ваши поручения?

5. закатывает истерики в магазине?

А сейчас отгибаем лист, вспоминая все хорошие и добрые слова, которые вы говорили детям.

Воспитатель: Лист бумаги вы расправили, но что на нем осталось? (линии сгиба) Вот так и в душе ребенка остаются раны, от обид, непонимания и несправедливости.

О поощрениях и наказаниях

Как и за что хвалить ребенка?

Возможно, он чувствует себя незащищенным, или у него низкая самооценка, или он хочет установить контакт, или ищет подтверждения правильности своих действий…

Теперь ребенок свободен и сам оценивает свою работу.

Вам показалось, как всегда, слишком длинно?

Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой. Дети, конечно очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Конечно, проще купить ребенку конфету, чем заняться с малышом. Проще, но далеко не лучше.

Но родители должны опасаться того, чтобы похвала не сыграла отрицательную роль. Захваливание очень вредно. Родители нередко говорят, что был ребенок послушен, трудолюбив, и вдруг резко отказывается от поручаемого дела; был всегда вежлив, внимателен и вдруг нагрубил. Это результат неумеренной похвалы, захваливания.

Не рекомендуется дарить подарки за отдельные поступки, за хорошие отметки, т.к. это в большинстве случаев ведет к развитию отрицательных черт характера.

1.Шлёпая ребёнка, вы учите его бояться Вас.

2. Поведение ребёнка будет в этом случае строиться на непредсказуемой основе, а не на понимании и принятии законов морали.

3. Проявляя при детях худшие черты своего характера, Вы показываете им плохой пример.

4. Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.

5. Шлепки могут только утвердить, но не могут изменить поведение ребёнка.

6. Задача дисциплинарной техники – изменить ЖЕЛАНИЯ ребёнка, а не только его поведение.

Постепенно мы добьёмся лучших результатов, если наберёмся терпения.

А самое главное говорите ребёнку о своей любви, направляйте и ненавязчиво будьте с ним рядом, незаметно сопровождая его во всех начинаниях.

1. Сегодня я узнал (-а)… ___________

2. Было интересно… ______________

3. Больше всего понравилось…_____

4. Я понял (-а), что… ____________

5. Теперь я могу…____________

6. Я почувствовал (-а), что… ____

7. Я хочу пожелать…._______

Правила поведения взрослого при воспитании детей.

1. Нельзя унижать ребенка

Унижения разрушают положительную самооценку. Ребенок начинает чувствовать вину за то, что он вообще живет на свете.

В результате может вырасти глубоко несчастный человек.

2. Никогда не нужно угрожать

Угрозы заставляют ребенка бояться и ненавидеть угрожающего ему взрослого.

3. Не следует вымогать обещания

Обещание, как и угроза, относятся к будущему — когда оно еще наступит? А ребенок живет в настоящем. Вымогание обещаний разовьет в нем либо чувство вины, либо циничность в словах и делах.

4. Неразумно требовать немедленного повиновения

Ребенок не робот и не зомби. Ему нужно время, чтобы понять и принять или не принять ваше наставление. Предупреждайте его, что время игры скоро закончится, Даже в безоговорочных обязанностях должна оставаться иллюзия самостоятельности.

5. Не нужно допекать, опекая

Иначе ребенок никогда не почувствует, что может что-то сделать сам. А это снижает самооценку и приводит к комплексам, Кроме того, излишняя опека приучает ребенка к мысли, что можно не напрягаться — и так все для тебя сделают.

6. Нельзя слепо потакать ребенку

1. Нравственные отношения в семье и в детском саду.

2. Подведение итогов за I – первый период работы (учитель-логопед).

3. Новогодняя квест-игра.

4. Профилактика короновирусной инфекции.

5. Ребенок в автомобиле.

6. О безопасности воспитанников в зимний период (пожарной безопасности, обращение с пиротехнической продукцией, безопасного поведения детей на водоемах, дорогах и улицах в зимний и каникулярный период).

7. О соблюдения закона Краснодарского края № 1539.

Воспитатель остановилась на вопросе нравственные отношения в семье и в детском саду. Воспитывая ребенка, и воспитатели, и родители надеются вырастить из него достойного человека. Каждый родитель хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание, ведь воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. Очень важно с малых лет учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Так считал В. Сухомлинский.

Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья.

В каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать на них глаза, а решать их. Увидеть проблему - это сделать шаг к ее решению. И не следует откладывать ее решение на более поздний период, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает. Откладывая ее решение, вы просто усугубляете ситуацию.

Рассказала о том, как в детском саду осуществляется нравственное воспитание, как детям прививают любовь и уважение к близким (семье) и сверстникам, воспитателям.

2. По второму вопросу слушали, учителя-логопеда, которая подвила итоги за первое полугодие. Рассказала о динамике развития каждого ребенка, о последующих задачах и содержания занятий. Елена Николаевна остановилась о требовании к речи детей.

3. Воспитатель объявила число новогодней квест-игры 24.12.2020г. в10.00. В связи с так сложившейся ситуацией мероприятие будет проходить без родителей.

4. остановилась на мерах профилактики коронавирусной инфекции:

- Не прикасаться руками к лицу. Ученые подсчитали, что в среднем человек за час 25 раз трогает свое лицо руками. При этом этими же руками люди касаются разных поверхностей, на которых может обитать вирус. В половине случаев заражение происходит посредством проникновения вируса через слизистые – глаза, рот, нос.

- Мыть руки. Такая вроде бы простая и элементарная процедура на настоящий момент считается самой эффективной профилактикой COVID-19. Руки надо мыть как можно чаще, причем делать это нужно в течение 40-60 секунд. Если вы моете руки в общественном месте, кран после мытья рук следует закрывать одноразовым полотенцем, которым вы вытерли руки. Рекомендуется использовать жидкое мыло, так как на твердом мыле могут остаться микроорганизмы.

- Использовать антисептики. Длительность обработки рук составляет 20-30 секунд. Но при покупке данных средств важно обращать внимание на состав. Рекомендуемая концентрация – 80% этанола, 1,45% глицерина, 0,125% перекиси водорода.

- Если во время чихания и кашля прикрывать рот и нос, экспансию COVID-19 можно предотвратить. Кашлять и чихать нужно в салфетку, а если ее под рукой нет – в сгиб локтя. После использования салфетки, ее нужно сразу же выбросить в мусорный контейнер. Многие люди прикрывают рот и нос во время кашля и чихания ладонями – это неправильно и достаточно опасно. Вирус попадает на руки, которыми человек впоследствии прикасается к различным предметам.

- Носить маску. Данное изделие предназначено для больных людей, а также для тех, кто ухаживает за больными. Маска должна плотно прилегать к лицу, зазоров не должно оставаться. Менять маску нужно каждые 2-3 часа, повторно использовать ее нельзя.

- Избегать близких контактов, оставаться на самоизоляции. Специалисты советуют держаться от других людей на расстоянии не менее 1 метра. О рукопожатиях, а тем более об объятиях следует пока забыть. Лучшим вариантом является домашняя самоизоляция.

- Проветривание помещения. Приток свежего воздуха снижает вирусную нагрузку.

5. По пятому вопросу, остановилась на вопросе ребенок в автомобиле. Каждый год в России в результате дорожно-транспортных происшествий погибает больше одной тысячи детей и около 25 тысяч получают ранения различной степени тяжести. Поэтому чтобы ваша машина была оазисом безопасности для вашего малыша, беспрекословно соблюдайте правила перевозки детей в автомобиле. Автокресло – единственное безопасное для ребенка место в автомобиле.

Дети, не достигшие двенадцати лет, могут перевозиться в машине лишь в специальном детском автомобильном кресле. Оно устанавливается исключительно на заднее сидение и крепится специальными фиксаторами до щелчка, а также ремнями безопасности. Ещё раз проговорила о нескольких правил перевозки детей в автомобиле:

- На каждого малыша отдельное место в машине.

- Все пассажиры автомобиля должны быть пристёгнуты.

- Все твёрдые и тяжёлые предметы в салоне машины должны быть закреплены.

6. По шестому вопросу выступила воспитатель

Новый год – самый веселый, самый долгожданный праздник. Но чтобы новогодние праздники ничем не омрачились, необходимо помнить, а также соблюдать правила пожарной безопасности.

- Не разрешайте детям самостоятельно включать электрогирлянды и пользоваться электроприборами.

- Не зажигайте на елках свечи и не украшайте их игрушками из горючих материалов.

- Установите елку на устойчивой подставке и вдали от отопительных приборов (печей и электрообогревателей).

- Не перегружайте электросеть. Пользуйтесь только исправными бытовыми электроприборами.

- Украшайте елку только исправными электрогирляндами заводского изготовления.

- Основной причиной в Новогодние праздники неосторожность при курении в нетрезвом состоянию.

- Не оставляйте без присмотра включенные в электросеть электороприборы.

- Не используйте в помещении пиротехнические изделия (хлопушки, бенгальские огни, петарды и т. д.).

Чтобы предотвратить несчастный случай, необходимо строго соблюдать правила пользования пиротехническими изделиями.

- Нельзя использовать пиротехнические изделия с поврежденным корпусом или фитилем.

Недопустимо: использовать пиротехнические изделия под низкими навесами и кронами деревьев, носить такие изделия в карманах, направлять ракеты и петарды на людей, подходить ближе, чем на 15 метров, к зажженным фейерверкам, бросать петарды под ноги, поджигать фитиль, держа его возле лица, использовать пиротехнику при сильном ветре.

Особенно внимательно нужно зимой переходить дорогу - автомобиль на скользкой дороге не сможет остановиться сразу!

Рассказала что делать, если ты провалился под лед и дала рекомендации по избежаниесерьезных травм при гололеде. Также учла то, что в нашей станице очень много транспортных средств, поэтому отметила некоторые правила для тех, кто за рулем.

Напомнила о снеге и сосульках и как себя вести, чтобы избежать несчастных случаев.

Чтобы праздничные дни не были омрачены, соблюдайте правила безопасности!

7. По седьмому вопросу слушали воспитателя, Всем участникам конференции она напомнила о необходимости соблюдения закона Краснодарского края № 1539. Не оставлять детей одних, а так же на несовершеннолетних детей в возрасте от 0 до 7 лет.

1. Использовать информацию, изложенную, о нравственном воспитании ребенка в семье и детском саду.

2. Способствовать более конструктивному взаимодействию учителя-логопеда, воспитателей группы и родителей в работе по преодолению речевых нарушений у детей.

3. Соблюдать меры по профилактике короновирусной инфекции.

4. Принять к сведению информацию о перевозке детей в автомобиле.

5. Использовать информацию, изложенную, по безопасности в зимний период времени (пожарной безопасности, обращение с пиротехнической продукцией, безопасного поведения детей на водоемах, дорогах и улицах в зимний и каникулярный период).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: вовлечь родителей в совместное осмысление нравственных ценностей; провести тренинг навыков нравственного отношения к людям и адекватной оценки себя и других. Все участники данного собрания должны получить опыт содержательного и конструктивного мышления.

Родительское собрание проводится в несколько этапов:

1этап. Подготовка

1 . Необходимо заранее провести анкетирование детей и родителей. Вопросы связаны с темой собрания и перекликаются по содержанию у детей и взрослых. Ответы нужно проанализировать и оформить в виде диаграмм.

Анкетирование проводится в строго индивидуальной форме для каждого ребенка в спокойной непринужденной обстановке воспитателем или психологом.

Вопросы для детей

1. Каким ты хочешь быть человеком?
2. Кем ты хочешь быть?
3. Что нужно, чтобы дома у вас было всем хорошо?
4. Без чего нельзя прожить человеку?
5. Если бы ты нашел клад, то чтобы ты сделал?
6. Если бы у тебя была волшебная палочка,
то чтобы ты сделал?

Вопросы для взрослых

Просим Вас ответить на вопросы предложенной анкеты

наиболее искренне и точно.

Прочитайте внимательно предложения и ответьте несколькими словами, которые первыми приходят на ум:

1. Качества необходимые вашему ребенку, как человеку…?
2. Вы хотели, чтобы ваш ребенок стал…?
3. В хорошей семье всегда…?
4. Нельзя прожить без…?
5. Если бы я нашел клад, то…?
6. Если бы я все мог, то…?

2. Заранее подготовить и раздать родителям памятки “Основы нравственных отношений в семье”:

Проявилась заинтересованность к жизни и проблемам ребенка, будьте искренним – подражая, он очень скоро вернет это вам.

Ваши показные вежливость и чуткость к окружающим легко распознаются ребенком, и он учится лжи и лицемерию.

Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливым к чужим недостаткам – это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.

Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребенок вырастет и станет отзываться так же о вас.

Поведение – это нравственное мерило человека. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Станьте примером для своего ребенка.

2 этап. Собрание

1. Вступительное слово

Ход собрания

Воспитывая ребенка, и воспитатели, и родители надеются вырастить из него достойного человека. Каждый родитель хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни. Софокл, древний драматург Греции, написал слова, которые остаются актуальными, и сей час:

Затем и молим мы богов о детях,
Чтоб супостатов наших отражали
И другу честь умели подавать”.

Великий композитор Бетховен завещал потомкам: “Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье”.

Ушинский К.Д. отмечал: “Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя”.

Нравственное воспитание – это сложный педагогический процесс в основе которого лежит развитие чувств. “Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания”, - писал А.В. Запорожец.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание, ведь воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. Очень важно с малых лет учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Так считал В.А. Сухомлинский.

Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья.

2 . Знакомство присутствующих родителей с результатами анкетирования, где сравниваются итоги опроса по диаграмме, в которой отражены приоритетные ценности родителей и детей.


“Мой стиль воспитания ребенка в семье”

1. Ребенок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы:

а) дадите ребенку другое блюдо;

б) разрешите выйти из-за стола;

в) не вступите из-за стола до тех пор, пока все не съест.

2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку – плюшевого медведя. Вы:

а) идете во двор и ищете игрушку ребенка;

б) погрустите вместе с ребенком о его утрате;

в) успокоите ребенка словами: “не стоит расстраиваться из-за пустяков”.

3. Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы:

а) без слов выключите телевизор;

б) спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание;

в) пристыдите ребенка за несобранность.

4. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:

а) уберете часть игрушек в недоступное для ребенка место: “пусть поскучает без них”;

б) предложите свою помощь в уборке, типа: “я вижу, что тебе скучно делать это одному…”, “я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя…”;

в) накажите ребенка лишением игрушек.

5. Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, “тянет” время. Вы:

а) отчитываете ребенка, показывая свое недовольство его поведением;

б) говорите ребенку, что когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него;

в) пытаетесь сами побыстрей одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.

4. Тренинг : обсуждение проблемных ситуаций.

Ситуация первая.

В автобусе одно места у окна занимает мальчик, рядом с ним сидит отец. На остановке входит женщина. Сесть некуда, и она останавливается возле отца с сыном.

Как дальше будет развиваться ситуация?

Кто должен уступить место?

Как вы учите вести своих детей в транспорте?

Ситуация вторая.

В семье устанавливают новогоднюю елку. Пятилетнему Игорю очень хотелось вместе со старшими наряжать елку. Но мама, боясь за красивые дорогие шары, не сразу согласилась на это и все время поглядывала настороженно на сына. От чрезвычайного усердия и волнения мальчик уронил и разбил самую большую и красивую игрушку. Мать стала кричать на сына, а он стоял опустив голову и плакал. Старшая сестренка постаралась вступиться за брата: “Мама, разве можно из-за какой-то игрушки так ругать Игоря?”

- Не твое дело, своих будешь воспитывать, тогда поймешь! – прервала она дочь и отправила сына в детскую.

В чем состоит педагогический просчет матери?

Как вы поступили в таком случае?

Ситуация третья.

В детстве Люда очень любила играть с отцом. Ей всегда было весело с ним. Как только отец приходил с работы, Люда обрадовано кричала:

- Ой, как хорошо! Значит, мы сейчас пойдем играть.

Однажды отец пришел с работы очень усталым. Люда, как обычно, встретила его восторженным криком, желая идти играть с ним во двор. Но отец неожиданно сказал:

- Сегодня не пойдем, я плохо себя чувствую.

- Нет, пойдем, все равно пойдем! – кричала девочка, цепляясь за отца и увлекая его к двери.

- Доченька, подожди, дай твою руку! – внезапно скомандовал отец.

Люда послушно подала отцу руку, отец приложил ее к своей груди и спросил:

- Слышишь, как сильно стучит сердце? Если мы пойдем играть, оно может не выдержать, и тогда у тебя не будет папы.

Дочь испуганно посмотрела на отца, взяла его за руку и повела к дивану:

- Ложись, папочка, и тихонечко лежи, я поиграю сегодня одна.

Каким образом в процессе общения отец воздействовал на дочь?

Какие чувства по отношения к отцу возникли у Люды?

Как вы учите своих детей проявлять к вам и окружающим чувства сострадания, жалости.

После обсуждения педагогических ситуаций подводим итог, какими же должны быть нравственные отношения в семье. Это:

Любовь и взаимное уважение.

Взаимопонимание и взаимовыручка.

Ценность и личная значимость каждого числа семьи.

Участие каждого члена семьи в ее жизни – труд, отдых, учеба.

Справедливое распределение материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

Какие выводы вы можете сделать по поводу просмотренного материала?

3этап. Подведение итогов

Формулируются положения, которые будут внесены в решение родительского собрания.

Подводя итоги собрания, подчеркиваю, что в каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать глаза на них, а следует решать их. Увидеть проблему – это сделать шаг к ее решению. И не следует откладывать ее решение на более поздний период, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает. Откладывая ее решение, вы просто усугубляете ситуацию.

Предложить продолжить данный разговор и поговорить о правилах жизни ребенка в семье, что “можно” и “нельзя”.на следующем родительском собрании.

Литература

Ушинский К.Д.: Избранное педагогическое сочинения, - Москва, 1974 – Т9, стр. 117-119.

Запорожец А.В.: “Эмоциональное развитие дошкольника”, - Москва, 1985, стр. 16.

Брюхова В.: “третий шаг к партнерству” журнал, директор школы № 3 – 2005, стр. 83.

Мохонева М.Д.: “Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста”. – Москва, 2004.

Арнаутова Е.П.: “Когда ребенок сводит взрослого с ума”, журнал Управление ДОУ №8 – 2005, стр. 83.

Время проведения: на усмотрение воспитателя.

Форма проведения: творческая лаборатория.

Продолжительность: 1-1,5 часа.

Цели: совместно с родителями осмыслить основные нравственные ценности; провести тренинг навыков нравственного отношения к людям и адекватной оценки себя и других; способствовать получению опыта содержательного и конструктивного мышления.

План проведения

1. Вступительное слово.

2. Педагогический всеобуч.

3. Анализ результатов анкетирования детей и родителей.

4. Выступление психолога.

6. Тренинг. Решение педагогических ситуаций (приложение Г).

7. Выступление педагога с опытом работы.

8. Подведение итогов собрания. Принятие решения.

Ход мероприятия

I. Подготовительный этап

1. Провести анкетирование детей и родителей (приложение А).

Вопросы связаны с темой собрания и перекликаются по содержанию у детей и взрослых. Проанализировать полученные ответы и оформить в виде диаграмм.

4. Оформить плакаты с цитатами:

II. Вступительное слово ведущего

Сообщает тему, цели собрания.

III. Этап педагогического всеобуча

Ведущий. Воспитывая ребенка, и воспитатели, и родители надеются вырастить из него достойного человека. Каждый родитель хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни (обращает внимание родителей на плакат с цитатами). Софокл, драматург Древний Греции, написал слова, которые остаются актуальными и сейчас:

Затем и молим мы богов о детях,

Чтоб супостатов наших отражали

И другу честь умели подавать.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание, ведь воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. Очень важно с малых лет учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Так считал В. Сухомлинский.

Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья.

IV. Этап социологического исследования

(Идет анализ анкет.)

А теперь я хочу предоставить слово нашему психологу (Ф.И.О.).

V. Выступление психолога

VI. Этап проведения тренинга

• Любовь и взаимное уважение.

• Взаимопонимание и взаимовыручка.

• Ценность и личная значимость каждого числа семьи.

• Участие каждого члена семьи в ее жизни - труд, отдых, учеба-

• Справедливое распределение материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

VII. Выступление старшего воспитателя

Старший воспитатель рассказывает о том, как в детском саду осуществляется нравственное воспитание, как детям прививают любовь и уважение к близким (семье) и сверстникам, воспитателям. Далее идет обсуждение памятки (предложить родителям обсудить памятку, которую они получили).

VIII. Подведение итогов

Ведущий. Предлагаем высказать родителям свое мнение о проведенном собрании.

(Идет обсуждение положений проекта, которые будут внесены в решение родительского собрания.)

Вопросы для детей

1. Каким ты хочешь быть человеком?

2. Кем ты хочешь быть?

3. Что нужно, чтобы дома у вас было всем хорошо?

4. Без чего нельзя прожить человеку?

5. Если бы ты нашел клад, то что бы ты сделал?

6. Если бы у тебя была волшебная палочка, то что бы ты сделал?

Вопросы для взрослых

1. Качества, необходимые вашему ребенку как человеку - .

2. Вы хотели, чтобы ваш ребенок стал.

3. В хорошей семье всегда.

4. Нельзя прожить без.

5. Если бы я нашел(-ла) клад, то.

6. Если бы я все мог(-ла), то.

• Проявляйте заинтересованность к жизни и проблемам ребенка, будьте искренним - подражая, малыш очень скоро вернет это вам.

• Ваши показные вежливость и чуткость к окружающим легко рас. познаются ребенком, и он учится лжи и лицемерию.

• Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливым к чужим недостаткам - это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.

• Не говорите о людях неуважительно, плохо. Ребенок вырастет и станет отзываться так же о вас.

• Поведение - это нравственное мерило человека. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Станьте примером для своего ребенка.

1. Ребенок капризничает за столом, отказывается есть то, что всегда ел. Вы:

а) дадите ребенку другое блюдо;

б) разрешите выйти из-за стола;

в) не выпустите из-за стола до тех пор, пока все не съест.

2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку - плюшевого медведя. Вы:

а) идете во двор и ищете игрушку ребенка;

б) погрустите вместе с ребенком о его утрате;

3. Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы:

а) без слов выключите телевизор;

б) спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание;

в) пристыдите ребенка за несобранность.

4. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:

а) уберете часть игрушек в недоступное для ребенка место: пусть поскучает без них;

в) накажете ребенка лишением игрушек.

а) отчитываете ребенка, показывая свое недовольство его поведением;

б) говорите ребенку, что когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него;

в) пытаетесь сами побыстрей одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.

Результат

Приложение Г. Педагогические ситуации для тренинга

Ситуация первая

В автобусе одно место у окна занимает мальчик, рядом с ним сидит отец. На остановке входит женщина. Сесть некуда, и она останавливается возле отца с сыном.

1. Как дальше будет развиваться ситуация?

2. Кто должен уступить место?

3. Как вы учите своих детей вести себя в транспорте?

Ситуация вторая

В семье устанавливают новогоднюю елку. Пятилетнему Игорю очень хотелось вместе со старшими наряжать елку. Но мама, боясь за красивые дорогие шары, не сразу согласилась на это и все время поглядывала настороженно на сына. От чрезвычайного усердия и волнения мальчик уронил и разбил самую большую и красивую игрушку. Мать стала кричать на сына, а он стоял, опустив голову и плакал. Старшая сестренка постаралась вступиться за брата:

- Мама, разве можно из-за какой-то игрушки так ругать Игоря?

- Не твое дело, своих будешь воспитывать, тогда поймешь! - прервала она дочь и отправила сына в детскую. Вопросы:

1. В чем состоит педагогический просчет матери?

3. Как вы поступили бы в таком случае?

Ситуация третья

В детстве Люда очень любила играть с отцом. Ей всегда было весело с ним. Как только отец приходил с работы, Люда обрадовано кричала:

- Ой, как хорошо! Значит, мы сейчас пойдем играть. Однажды отец пришел с работы очень усталым. Люда, как обычно встретила его восторженным криком, желая идти играть с ним во двор. Но отец неожиданно сказал:

- Сегодня не пойдем, я плохо себя чувствую.

- Нет, пойдем, все равно пойдем! - кричала девочка, цепляясь за отца и увлекая его к двери.

- Доченька, подожди, дай твою руку! - внезапно скомандовал отец. Люда послушно подала отцу руку, отец приложил ее к своей груди и спросил:

- Слышишь, как сильно стучит сердце? Если мы пойдем играть, оно может не выдержать, и тогда у тебя не будет папы.

Дочь испуганно посмотрела на отца, взяла его за руку и повела к дивану:

- Ложись, папочка, и тихонечко лежи, я поиграю сегодня одна.

1. Каким образом в процессе общения отец воздействовал на дочь?

2. Какие чувства по отношения к отцу возникли у Люды?

3. Как вы учите своих детей проявлять к вам и окружающим чувства сострадания, жалости?

Приложение Д. Литература

Арнаутова Е.П. Когда ребенок сводит взрослого с ума //Управление ДОУ. 2005. № 8.

Брюхова В. Третий шаг к партнерству// Директор школы. 2005. № 3. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М., 2004.

Читайте также: