Концепция преподавания литературы в школе

Обновлено: 06.07.2024

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание темы

Методика преподавания литературы как научная дисциплина (предмет, содержание, структура, методы исследования). Специфические методы исследования: целенаправленное наблюдение за учебно-воспитательным процессом по литературе, обобщение передового опыта словесников, теоретическое изучение актуальных проблем, естественный эксперимент, метод срезов и др.

Взаимосвязь методики преподавания литературы с общественными науками, литературоведением, лингвистикой, методикой преподавания русского языка, педагогикой, психологией, эстетикой, социологией, искусствоведением.

Взаимосвязь методической теории и школьной практики. Открытие закономерностей учебно-воспитательного процесса по литературе с целью его совершенствования путем общих и конкретных рекомендаций. Роль передового опыта учителей-словесников в развитии методической науки.

Основные этапы развития методики преподавания литературы. Творческое развитие методических традиций – одно из условий совершенствование образовательного процесса. Зарождение словесности как школьного предмета и методики как науки.

Изучение словесности в Древней Руси. Школьное преподавание в ХVIII веке. Методические идеи М. В. Ломоносова, Н. И. Новикова, А. И. Радищева.

Преподавание словесности во второй половине XVIII в. Идеи Н.И. Новикова.

Развитие школьного преподавания в XIX веке. Филологическое чтение Ф.И. Буслаева. В.Я. Стоюнин как создатель системы изучения литературных произведений в школе. Образовательно-воспитательное направление методических работ В.И. Водовозова. Теория и практика эстетического воспитания в трудах В.П. Острогорского.

Развитие методики преподавания литературы в ХХ веке. Значение трудов А.Д. Алферова, Ц. Балталона, В.В. Данилова и др. Актуальность теоретического наследия М.А. Рыбниковой, В.В. Голубкова, Н.М. Соколова. Проблемы соотношения эмоциональных и логических начал в школьном изучении литературных произведений, речевой деятельности школьников (Н.И. Кудряшев, Н.О. Корст, Н.В. Колокольцев, Н.Д. Молдавская, В.Г. Маранцман, Т.В. Чирковская и др.).

Современный этап развития школьного литературоведения и методической науки.

Литература как учебный предмет в современной средней школе. Статус литературы как учебного предмета, его место в базисном учебном плане. Многообразие социальных, духовных и эстетических функций литературы как учебного предмета. Содержание литературы как учебного предмета и современная методология литературного образования. Принципы отбора литературного материала. Проблема целеполагания в современной методике преподавания литературы.

Нормативное и научно-методическое обеспечение предмета. Государственный образовательный стандарт по литературе: структура и содержание. Стандарт и вариативные программы литературного образования.

Понятие о литературном образовании. Этапы литературного образования и их содержание. Профильное литературное образование в старшей школе. Компетентностный подход в литературном образовании.

Основные принципы преподавания литературы в современной школе. Основные положения педагогической и методической теории и практики, определяющие успешность осуществления процессе литературного образования в школе. Общедидактические и собственно методические принципы преподавания литературы.

Концепции современного литературного образования. Дискуссия о целях и системе литературного образования. Современные концепции преподавания литературы и их реализация в школьных программах и УМК.

Методы и приемы обучения литературе. Метод преподавания литературы, его дидактическая основа и предметная специфика. Основные системы методов в дидактике и методике. Метод и прием. Классические и современные классификации методов и приемов обучения литературе, их сильные и слабые стороны. Приемы обучения литературе в основной и средней школе.

Средства обучения литературе. Средства обучения как обязательный элемент оснащения процесса литературного образования. Классификация средств обучения Дидактическая роль и функция средств обучения. Мультимедийные средства обучения литературе. Дидактические требования по подготовке урока с использованием средств обучения. Методика применения средств обучения в процессе изучения литературы.

Учебно-методический комплекс по литературе для основной и средней школы. Учебно-методический комплекс по литературе и его составляющие. Типы учебных книг. Учебник литературы и его функции. Дискуссии о современных школьных учебниках.

Активные формы организации обучения литературе. Активные формы обучения как формы, способствующие личностно ориентированному творческому обучению. Формы организации обучения как определенный вид занятия (лекция, семинар, практикум, экскурсия и т.д.). Классификации форм организации обучения. Активные формы обучения литературе. Виды лекций и семинаров по литературе. Методика проведения лекций и семинаров.

Средства оценивания достижений учащихся по литературе. Диагностика обучения как обязательный компонент образовательного процесса. Формы контроля. Способы выражения оценивания. Функции оценки (мотивационная, диагностическая, воспитательная, информационная). Оценка и отметка. Виды контроля. ГИА и ЕГЭ как формы государственного (итогового) контроля по литературе.

Содержание заданий

2) Изложите этапы становления методики преподавания русской литературы и перспективы ее развития.

3) Дайте характеристику каждой группе принципов в методике преподавания русской литературы.

4) Какие литературоведческие концепции вы предпочитали бы использовать в будущей профессиональной деятельности?

5) Назовите известные вам основы классификации методов обучения литературе.

6) Перечислите и дайте характеристику организационным формам урока русской литературы.

7) Назовите этапы планирования работы по русской литературе.

8) Раскройте сущность урока русской литературы как основной организационной формы обучения предмету: психологические особенности, функции урока.

9) Типология уроков русской литературы с учетом разных оснований классификации. Этапы урока. Структура уроков.

10) Последовательность подготовки учителя к уроку русской литературы. Анализ урока русской литературы.

11) Каким образом вы будете планировать деятельность учащихся в процессе чтения лекции учителем?

12) Чем обусловлен выбор структуры и формы урока?

Содержание темы

Этапы изучения художественного произведения.

Чтение произведения и ориентировочные занятия. Работа по усвоению текста художественного произведения. Работа над планом и пересказом.

Анализ как основной этап изучения художественного произведения. Анализ как необходимый этап изучения литературного произведения. Литературоведческая концепция – основа анализа художественного произведения в школе. Школьный анализ и анализ литературоведческий (отличие по целям, объему, средствам изучения художественных текстов). Основные аспекты школьного анализа. Пути и виды школьного анализа. Анализ и интерпретация. Сочетание общих, групповых и индивидуальных задания. Активизация познавательной деятельности учащихся. Проблемные вопросы и задания.

Анализ художественного произведения в его родовой специфике.

Анализ эпических произведений. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений. Специфика изучения эпических произведений в их жанровой специфике в средних и старших классах. Сюжет и повествователь. Работа над эпизодом и образом персонажа. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Индивидуальный стиль писателя. Методический инструментарий для анализа эпических произведений. Наглядность при изучении эпических произведений. Виды творческих заданий. Проблемные вопросы и задания. Виды деятельности учащихся и формы ее организации. Виды уроков по изучению эпических произведений.

Анализ лирических произведений. Взаимосвязь восприятия и анализа лирических произведений. Специфика изучения лирических произведений в средних и старших классах. Формирование умений многоуровневого анализа поэтического текста: использование теоретико-литературных понятий и историко-бытового комментария, а также культурологического и мифологического комментариев, осмысление образно-композиционной и лексико-семантической специфики стихотворения. Методический инструментарий для анализа лирических произведений. Наглядность при изучении лирических произведений. Виды творческих заданий. Проблемные вопросы и задания. Виды деятельности учащихся и формы ее организации. Проблема интерпретации лирических произведений.

Анализ драматических произведений. Взаимосвязь чтения, восприятия и анализа драматических произведений. Специфика изучения драматических произведений. Трудности выявления авторской позиции при восприятии драмы. Активизация деятельности воображения. Мизансценирование. Выявление конфликта в драме и способов создания характеров. Сценическая история пьесы. Методический инструментарий для анализа драматических произведений. Наглядность при изучении драматических произведений. Виды творческих заданий. Проблемные вопросы и задания. Свобода читательской интерпретации. Виды интерпретации драматических произведений. Виды деятельности учащихся и формы ее организации.

Содержание заданий

2) Перечислите основные особенности изучения драматических произведений

3) Какую роль играет обращение к сценической истории пьесы на уроках чтения и анализа текста драмы?

4) Разработайте варианты организации чтения большого по объему эпического произведения.

5) Как можно построить работу над текстом эпического произведения в процессе изучения творческой биографии писателя или обзорной темы?

6) В какой мере методика анализа лирического текста может опираться на своеобразие рода произведения?

7) Какова роль выразительного чтения на уроках изучения художественных произведений различной видовой специфики?

Содержание темы

Вопросы теории литературы в школе. Теория литературы и ее значение в литературном образовании. Система теоретико-литературных понятий, изучаемых в школе. Теория литературы в разных программах и учебниках. Последовательность в формировании теоретико-литературных понятий. Методический инструментарий для изучения литературоведческих категорий. Роль наглядности в формировании теоретико-литературной грамотности.

Методика изучения систематического курса литературы в старших классах.

Изучение литературно-критических статей. Литературная критика и ее место в литературном образовании. Основные подходы к работе с литературно-критическим материалом. Основные этапы изучения литературно-критических статей. Типы и виды уроков по критике.

Внутрипредметные и межпредметные связи в системе литературного образования. Внутрипредметные, межпредметные и интегративные связи на уроках литературы: их цель и функция. Интегрированный урок литературы как методическая проблема. Словесность как интегративный курс, основные концепции курса. Внутрипредметные связи и уровни их реализации (художественно-универсальные связи, межтекстовые взаимодействия, историко-биографические связи). Методический инструментарий для изучения внутрипредметных и межпредметных связей на уроках литературы.

Содержание заданий

1) Назовите принципы изучения элементов теории литературы в школе, которые наиболее соответствуют вашим убеждениям.

2) Опишите систему и последовательность работы по теории литературы в школе.

3) Раскройте последовательность изучения в школе одного из теоретико-литературных понятий.

4) Раскройте содержание и определите структуру курса литературы в IX-XI классах.

5) Раскройте динамику работы в старших классах в ходе изучения обзорных тем.

6) Дайте характеристику одной из монографических тем (тема на выбор слушателя).

7) Раскройте содержание одной из обзорных тем и особенности анализа художественного текста на соответствующем уроке.

8) Приведите пример планирования деятельности учащихся в ходе изучения обзорной или монографической темы.

Содержание темы

Проблемы речевого развития. Развитие речи и речевая деятельность. Основные подходы. Модель порождения речевых высказываний. Виды упражнений, способствующие повышению уровня языковой и литературной креативности школьников. Ведущие принципы формирования и совершенствования речевой деятельности в процессе изучения литературы. Основные направления работы по развитию речи учащихся. Критерии речевого развития учащихся средней школы.

Развитие устной речи как социальная и методическая проблема. Основные направления Развития устной речи. Понятие о речевой деятельности. Методы и приемы развития устной речи. Особенности речевых ситуаций на уроках литературы. Способы стимулирования речевой деятельности обучающихся на литературном материале.

Развитие письменной речи учащихся в системе литературного образования. Виды упражнений по развитию письменной речи учащихся средних классов: сочинение, изложение. Изложение ак форма овладения основами письменной литературной речи. Виды изложений. Сочинение как основной вид письменных работ по литературе. Тематическая классификация сочинений. Жанровая специфика сочинений. Виды сочинений по литературе. Система обучения сочинениям разных видов и жанров. Требования к ученическому сочинению. Подготовка учащихся к написанию сочинения.

Специфика работы с художественным текстом в режиме ГИА и ЕГЭ. ГИА и ЕГЭ как формы государственной (итоговой) аттестации обучающихся по литературе. Задачи ГИА и ЕГЭ. Контрольно-измерительные материалы по литературе. Система оценивания. Типичные ошибки при выполнении заданий итоговой аттестации. Художественный текст как основа экзаменационной модели. Методика подготовки к ГИА и ЕГЭ.

Содержание заданий

1) Разработайте методику урока по обучению девятиклассников изложению с элементами сочинения. Подберите текст для такого изложения.

2) Разработайте конспект урока обучающего сочинения, желательно с использованием материала сочинения, написанного лично вами.

3) Проведите урок обучающего сочинения, соберите, проверьте и проанализируйте работы учащихся. Подготовьте конспект урока по анализу написанных сочинений, руководствуясь требованиями к сочинениям на литературную тему.

Содержание темы

Содержание заданий

1) Познакомьтесь с вариантами списков литературы для внеклассного чтения, рекомендательными указателями книг для школьников. Составьте свой вариант списка литературы для внеклассного чтения для каждого класса.

2) Подготовьте вариант планирования системы уроков внеклассного чтения в одном из классов, учитывающий разнообразные виды связи классного и внеклассного чтения.

Содержание темы

Информационные технологии в системе литературного образования. Процесс обучения литературе в информационно-образовательной среде. Базовые психолого-педагогические понятия образовательных технологий. Специфика использования образовательных технологий в процессе обучения литературе. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Урок литературы и интерактивные формы организации обучения.

Медиатехнологии в литературном образовании. Медиаобразование как одно из направлений педагогики и методики. Средства медиаобразования (средства массовой информации – печать, радио, телевидение; видео; компьютерные обучающие программы и игры; мультимедиа; информационные сети Интернет). Составляющие содержания медиаобразования. Учебные компакт-диски. Электронные учебники. Образовательный веб-сайт. Образовательные веб-квесты. Урок литературы и современные мультимедийные технологии. Методика использования медиаматериалов.

Содержание заданий

1) Создайте презентацию к уроку обзорного изучения творчества писателя

2) Разработайте веб-квест.

Для создания веб-квеста необходимо:

– сформулировать проблемную ситуацию по изученной теме, которая в ходе работы над веб-квестом будет разрешена с разных точек зрения (по ролям);

– определить конечный результат выполнения каждого ролевого задания с указанием конкретных параметров, форм, объёмов и т.д.;

– подобрать необходимые ссылки на ресурсы сети Интернет (веб-страницы, тематические форумы, сетевые сообщества и т.д.), составить списки ссылок для выполнения заданий по каждой роли;

– написать пояснения для учеников по процессу работы над веб-квестом: этапы, конкретные сроки выполнения заданий, форма представления результатов, требования к оформлению презентации, порядок представления решений веб-квеста;

– опубликовать критерии оценивания работы каждого члена группы и всего проекта в целом;

– подготовить вспомогательные материалы (различного рода таблицы, инструкции, примеры и др.) для повышения эффективности выполнения веб-квеста.

Разработка структуры Веб-квеста:

– продумайте и схематично изобразите структуру своего Веб-квеста с учетом подобранных вами ранее материалов;

– Введение (формулировка темы, описание главных ролей участников, сценарий квеста, план работы или обзор всего квеста);

– Центральное задание (задание, вопросы, на которые учащиеся должны найти ответ в рамках самостоятельного исследования, какой итоговый результат должен быть достигнут).

– Список информационных ресурсов (средства, которые можно использовать при выполнении заданий, включая информационные ресурсы Интернет).

– Заключение (итоги исследования, вопросы для дальнейшего развития темы и пр.).

Литература не укладывается в рамки школьного предмета, а всё время выплёскивается за край: искусство с одной стороны, и жизнь - с другой.

Концепция педагогической деятельности имеет философскую основу. В статье отражены цели, задачи, методы и приёмы преподавания литературы в современной школе

ВложениеРазмер
obosnovanie_kontseptsii_prepodavaniya_literatury.docx 20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Обоснование концепции преподавания литературы

Литература не укладывается в рамки школьного предмета, а всё время выплёскивается за край: искусство с одной стороны, и жизнь - с другой.

Реализация воспитывающей и обучающей функций уроков литературы возможна только на основе творческой деятельности учащихся.

Работа читателя должна определяться двумя задачами. Первая - понять произведение так, как понимал автор. Вторая - включить произведение в свой, чужой для автора контекст. Ребёнок учится творчески читать художественное произведение.

Цели обучения и воспитания определяются двумя факторами:

— в процессе преподавания литературы цели воспитания и обучения

сливаются в единое целое, причём первое доминирует;

— под литературным образованием понимается освоение

литературы как искусства слова.

Цель литературного образования - формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературного произведения и подготовленного к самостоятельному общению с художественным текстом.

Основной путь - развитие личности ребёнка на основе творческой деятельности.

Метод - проблемно-поисковый , суть которого состоит в совместной исследовательской деятельности по добыванию знаний. Суть метода:

-погружение в мир произведения, темы, создание мотивации учебной деятельности;

-первоначальная формулировка проблемы, выделение предмета исследования;

-выбор видов деятельности, путей исследования;

-анализ проблемы выбранным способом;

-поиск и выдвижение гипотез, вариантов решения проблемы на основе анализа текста;

-обсуждение вариантов, поиск взаимосвязей;

Далее в зависимости от задач:

-выработка заключительных выводов - выдвижение новых проблем.

Основной способ работы - учебный диалог (используются анализ, синтез, сведение, восхождение, проблематизация).

Приёмы обучения носят исследовательский характер. Стараюсь реже использовать приёмы демонстрации, показа действий. Все приёмы обучения обьединяет:

Формы общения и обучения:

-дискуссия на уроке;

-устный литературный журнал;

-инсценировки на уроке;

-литературно-познавательные игры, викторины.

Диалоговый характер обучения, где общение является неформальным, приводит к развитию речи учащихся, а не только к формированию речевых навыков. Речь учащихся свободна, естественна, они обмениваются не только информацией, но и своими мыслями, чувствами.

Литература занимает центральное место в формировании и утверждении культурного самосознания российского общества, это сокровищница духовно-нравственных ценностей, олицетворение нации, отражение истории народа.

Изучение литературы способствует формированию у подрастающего поколения нравственных начал, которые являются необходимым условием устойчивого развития и безопасности общества и государства.

Качественное литературное образование необходимо каждому гражданину России и должно стать государственным делом.

Изучение художественной литературы формирует творческое (созидательное) мышление, которое совместно с образным и словесно-логическим мышлением полагаются в основу формирования личности.

Самосознание человека предполагает способность постигать идеи и образы и знать, что есть образ. Это – самая глубокая часть педагогической деятельности, которая неслучайно названа образованием.

Воспитание создает условия для развития личности, самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения.

Высшие нравственные ценности, такие, как добро, любовь, верность, мужество, честность, долг, милость, справедливость, – усваиваются через произведения художественной литературы и задаются конкретными примерами.

Русская литература на протяжении тысячелетия была важнейшим звеном, соединяющим культурные традиции народов России – единого культурного пространства.

· уяснение и познание через классические произведения литературы основ национальной и мировой культуры;

· развитие навыков работы с художественным образом и развитие образного мышления, эстетического вкуса;

· обретение осознанной гражданской позиции на основе понимания тех нравственных ценностей, которые составили наиболее глубокое содержание русской литературы.

2. Необходимостью преобразования и совершенствования духовно-нравственного состояния современного российского общества.

3. Непосредственной и долгосрочной перспективой развития российского общества в евразийском культурном пространстве.

Сложившаяся в настоящее время ситуация выявляет следующие основные проблемы современного преподавания литературы в школе и вузе:

1. Влияние современных внешних условий: проблема противостояния литературы и телевидения, Интернета и, как следствие, резкое снижение интеллектуального и нравственного уровня учащейся молодежи из-за отсутствия у многих современных школьников навыка и привычки к чтению литературы.

2. Недостатки ФГОС. Негативные последствия внедрения ЕГЭ по литературе. Обилие программ и учебников, в которых во многом сохранились идеологические штампы и навязанные интерпретации литературных произведений школьной программы.

Для реализации мер по совершенствованию методик преподавания литературы, прежде всего, требуется обратить самое пристальное внимание на подготовку учителя и преподавателя вуза.

1. Современный учитель – это человек нового информационного общества, владеющий новыми формами коммуникации, но это также человек, призванный к общению с учениками, который сам должен быть для учащихся образцом нравственной и словесной культуры.

В ходе изучения школьного курса литературы необходимо, чтобы ученик осознал такие понятия, как: слово, язык, речь, стиль речи.

Отобранный для изучения по учебной программе текст художественного произведения должен быть культурно значимым, давать нравственно-этические ориентиры, увлекать интеллектуально и эстетически.

Именно тексты литературной классики встраивают сознание школьника в отечественный культурно-исторический контекст и закладывают основы восприятия мира и традиционных ценностей.

Но без непосредственной связи учителя и ученика преподавание литературы становится формальным, обезличенным. Только личный пример учителя создает авторитет предмета и побуждает ученика к занятиям.

2. Деятельность сегодняшнего учителя осложнена теми недопустимыми перегрузками информацией, к которым побуждает нас компьютеризация общества. Ошибочными являются, по крайней мере, две установки:

· большое количество бюрократической информации и документации для деятельности современного учителя и преподавателя, ученых-специалистов. В результате ограничивается возможность реальных контактов между учителями и учениками, преподавателями и студентами;

· установка на самостоятельность обучения: современному ученику предлагается создавать самостоятельные проекты. Современному студенту предложено проходить курс в большей самостоятельной работе – прочитать или послушать лекцию в Интернете.

Необходимо, чтобы преподаватель литературы был обеспечен условиями для устно-письменного и словесно-литературного творчества. Для этого требуются:

· учитель и преподаватель вуза в своей деятельности должны быть освобождены от излишнего бюрократического компонента и иметь больше возможностей для учительского творчества.

Это – проблемы педагогической деятельности, без решения которых не осуществить идею эффективного обучения в школе.

Задача курса литературы в школе на современном историческим этапе – соединить литературно-художественное и словесно-речевое образование с нравственно-этическим воспитанием, а сверхзадача учителя – посредством литературы взращивать в ученике Человека в самом высоком понимании этого слова.

1. Единство историко-литературного процесса. В истории литературы нет периодов незначимых или лишенных содержательной и художественной ценности. Достижения каждого предшествующего периода лежат в основе последующих, литература суть единое историческое и культурное целое.

2. Единство формы и содержания литературного произведения. Среди множества дидактических принципов, на которых основано обучение (научность, доступность, систематичность, преемственность и т.д.) важен принцип изучения литературы в единстве формы и содержания.

Идейное содержание произведения должно быть в центре внимания учителя и ученика, поскольку оно обеспечивает воспитательную, личностно образующую, творческую функцию литературного образования.

3. Историко-мировоззренческий принцип. Линейная система (хронологическая) построения программы, как показывает многолетняя практика, дает результаты в плане понимания учеником картины мира, русской и мировой истории, формирования логического мышления, духовного стержня, патриотизма. Литературные произведения должны изучаться в единстве.

1. Преподавание литературы в школе должно создавать мотивацию для основательного чтения литературных произведений. Программа современной школы должна включать обучение культуре чтения и пониманию идейно-философского содержания и художественных особенностей произведений, формирование художественного вкуса.

2. Одна из главных задач преподавания литературы в школе состоит в нравственном воспитании и формировании гражданского сознания учащихся.

3. Каждое художественное произведение занимает свое определенное место в истории литературы, и его понимание требует знания социально-исторического, литературного и в целом культурного контекста, в котором оно создавалось. Осмысленное изучение истории и других дисциплин гуманитарного цикла невозможно без знания художественной литературы.

Школьная программа по литературе для начальных и средних классов должна ориентироваться на изучение отдельных произведений. Изучению подлежат литературные произведения высокого нравственного достоинства, совершенные в художественном отношении, содержание которых доступно учащимся.

В старших классах изучение литературного процесса в России должно завершить формирование устойчивого мировосприятия в рамках традиционной системы ценностей, сформировать целостный взгляд на разнообразие художественных проявлений, привести к ясной и твердой нравственной позиции учащихся.

4. Преподавание литературы в школе требует высокого профессионализма учителя, единства методологических принципов и содержания предметной и методической подготовки учителя. Поэтому линейка школьных учебников должна быть дополнена линейкой учебников и учебных пособий для педагогических вузов и самообразования. В этой связи необходимо кардинально пересмотреть действующие образовательные стандарты.

5. Необходимо научить учеников вдумчивому чтению, пониманию авторского замысла, идейно-художественного содержания произведения, навыкам воспроизведения в собственной устной и письменной речи предметного и идейного содержания литературного произведения.

Поэтому творческое устное обсуждение изучаемых литературных произведений, написание сочинений, изложений являются главными формами классной работы учащихся.

Программа педагогических вузов должна содержать написание изложений и сочинений, освоение их методик и алгоритмов, аналитическое чтение художественного текста произведения и выразительное чтение.

Чрезвычайно важным компонентом преподавания литературы является заучивание наизусть стихотворных и прозаических произведений и их декламация.

6. Произведение должно изучаться в полном объеме. Необходимо увеличение количества учебных часов на преподавание литературы (минимум 4 часа в неделю).

7. Система школьных учебных руководств должна включать значительный объем творческих заданий, аудиовизуальные и интерактивные компоненты в виде электронных курсов.

В школах должны быть организованы интернет-кабинеты учителей, инструменты для проведения интернет-конференций по литературе, материалы реальных и интернет-экскурсий, дискуссионные интернет-клубы. Но использование интерактивных средств не должно заменять главное в преподавании литературы – знакомство с текстом художественного произведения , непосредственного контакта учителя и ученика.

1. Формирование нравственного общества и единого культурного пространства через изучение отечественной литературы может быть достигнуто лишь в том случае, если образование – это дело государственного значения, процесс по формированию личности, а не сфера услуг.

2. Множество программ и линий учебников по литературе привело к потере единого образовательного пространства, к отсутствию возможности государственного контроля над образовательным процессом.

Единое культурно-образовательное пространство обеспечивается наличием четкой единой программы и линии учебников.

· создать единую программу по литературе, рассчитанную на базовый уровень, освоить который должен каждый ученик;

3. Необходимо отказаться от формализма ФГОС . Технологичность перебивает содержание урока. Невозможно литературу преподавать при помощи технологий, которые подразумевают только действия по заданному алгоритму.

4. Развитие и государственная поддержка действующих филологических вузов является главным условием успешного преподавания литературы в школе. Необходимо изменить содержание и стиль описания задач филологического образования :

· филология – наука и искусство владения словом. Она изучает правила создания, передачи, хранения и воспроизведения словесных произведений (текстов).

· филология – главный инструмент передачи и формирования человеческой культуры, потому что любое проявление культуры описывается через слово.

Все рассмотренные обстоятельства предполагают необходимость создания единой системы учебных руководств по литературе.

В современных условиях необходимо создать единую линейку учебников и учебных руководств по литературе для дошкольного и школьного образования, высшей школы, дополнительного образования и самообразования.

Представляется целесообразным совмещение единства и разнообразия в представлении истории литературы и в истолковании литературного произведения путем сочетания:

· учебных пособий монографического характера, посвященных творчеству отдельных авторов, художественных направлений, литературных школ, родов и видов словесности.

Литературное образование должно стать непрерывным процессом: на дошкольном этапе – знакомство с книгой; в начальной школе – обучение и развитие интереса к чтению; в средней школе – подготовка хорошего читателя, умеющего понимать высокую литературу; в вузе – профессиональное литературное образование; в течение всей жизни – самообразование личности.

В духовной и культурной жизни России литература занимает особое место. Она формирует нравственные идеалы, передает новым поколениям богатый духовный опыт народа, тем самым этот народ сохраняя.

Государственная политика в области образования и культуры должна быть основана на признании огромного воспитательного и просветительского потенциала литературы и необходимости его максимального использования в процессе формирования личности, укрепления семьи и общества в целом, исходить из понимания важнейшей общественной миссии литературы как инструмента передачи новым поколениям свода нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности.

Поэтому цели и задачи современного преподавания литературы предполагают проведение комплексного анализа и экспертной оценки существующих учебных и иных программ.

После обсуждения и принятия основных положений предлагаемой КОНЦЕПЦИИ преподавания литературы необходима выработка современной ПРОГРАММЫ преподавания литературы в непрерывной системе образования: школа – среднее специальное – высшее учебное заведение, а также подготовка новых УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ по литературе, удовлетворяющих современным требованиям.

Согласно Концепции государственного стандарта общего образования РФ, стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания и достижении нового качества его результатов.

Один из главных факторов, влияющих сегодня на развитие российского образования – это поворот к личности обучаемых (развитие личности – смысл и цель современного образования). Поэтому актуальность нового взвешенного подхода к преподаванию литературы, основанного на традиционных ценностях в контексте отечественной культуры, постоянно возрастает, поскольку литература является одним из основных учебных предметов, способствующих гармоничному развитию личности российского школьника.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня российское общество по целому ряду обстоятельств (экономических, демографических, кадровых и т.д.) столкнулось с совершенно новой ситуацией в образовании. Возникла необходимость изменения условий, форм и механизмов обучения, особенно в профессиональной сфере.

Современный подход к преподаванию литературы.

Сегодня российское общество по целому ряду обстоятельств (экономических, демографических, кадровых и т.д.) столкнулось с совершенно новой ситуацией в образовании. Возникла необходимость изменения условий, форм и механизмов обучения, особенно в профессиональной сфере. В ситуации перехода к ФГОС российское образование все чаще рассматривается в компетентностной парадигме. Главной задачей образования становится формирование у студентов способности к самостоятельному получению знаний и применению их в разноплановых видах деятельности.

Актуальные задачи, стоящие перед современным образованием, определяют и главные проблемы литературного образования. В основе концепции которого, лежит идея гуманизации, обеспечивающая в процессе становления личности выбор жизненного пути и способствующая поиску человека смысла жизни в познании самого себя и окружающего мира.

Современное литературное образование ориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей. Необходимо формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности студентов, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Обучение, основанное на компетенциях, направлено на активность студента, который сам осваивает знания и умения в их целостности, взяв на себя управление собственным обучением. Оно наиболее эффективно реализуется через применение активных методов обучения, создания условий для самоуправляемого обучения с максимальной опорой на практическое приобретение нового опыта, что требует организации эффективной обучающей среды, обеспечивающей интеграцию теории и практики, и переосмысление роли и функции, как самого преподавателя, так и студента.

Важное значение имеет, прежде всего, профессиональная компетентность педагога, заключающая в себе единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности; способность педагога к самоаналитической деятельности соотнесения уровня притязаний и действительных возможностей; выражает единство теоретической и практической готовности педагога в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм. Именно педагог, владея педагогической и преподавательской компетенцией, мотивирует обучающихся к освоению знаний. Большая ответственность возлагается именно на педагогов – словесников.

Сегодня, когда техника отодвигает на задний план книгу и чтение, встает вопрос о поиске новых подходов к преподаванию литературы.

Возникают определенные теоретические проблемы:

Проблема чтения, восприятия художественной литературы как искусства слова; формирование читателя, его духовного мира. Здесь нельзя не заметить опасности своеобразной инерции, неполноценности восприятия, свойственной значительной части молодежи, выражающейся и в выборе средств для чтения, и в оценках прочитанного, и в тех жизненных идеалах, которые формируются под воздействием многих причин. Не следует забывать и о суверенности читательского восприятия.

Углубление связей между восприятием произведения, его интерпретацией, анализом и самостоятельной деятельностью студентов.

Проблема изучения литературного развития обучающихся, причем не только в исследовательском аспекте, а как основы преподавания литературы, выбора программ, концепций, технологий уроков на разных этапах литературного образования.

Историческая смена методов и приемов изучения литературы, конструирование новых, опора на традиционные.

Формирование нового типа взаимоотношений между педагогом и студентом, воспитание творческих начал личности.

Поиск новых структур уроков и моделирование других форм проведения занятий.

Для решения данных проблем педагоги-словесники обращаются к поиску новых методов, подборов педагогических технологий.

Но главное, выйти на сотрудничество между преподавателем и студентом, именно способность к сотрудничеству - важное для творчества и самостоятельности качество личности. Педагог должен выступать в роли консультанта – направлять, ориентировать, содействовать.

С этой точки зрения становится интересным открытое в педагогике и психологии явление фасилитации (от англ. to facilitate – облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия).

В науке принято выделять два вида фасилитации: фасилитация социальная и фасилитация педагогическая. Социальная фасилитация – это повышение скорости и продуктивности деятельности личности в условиях ее функционирования в присутствии других людей, которые в сознании субъекта выступают в роли либо простого наблюдателя, либо конкурирующего с ним индивида или индивидов. 1 Педагогическая фасилитация – это усиление продуктивности образования (обучения, воспитания) и развитие субъектов профессионально-педагогического процесса за счет особого стиля общения и личности педагога. 2 Можно сказать, что педагогическая фасилитация представляет собой современную образовательную стратегию.

В этом активно помогает использование технологии фасилитации.

Фасилитация – это развивающий образовательный метод. Его использование содействует тому, чтобы люди обменивались идеями, мнениями, критически анализировали стоящие перед ними задачи и определяли пути их реализации. Фасилитация как образовательная стратегия предполагает широкое использование открытых вопросов, адресованных студентам. Для направления дискуссии и расстановки акцентов педагог должен использовать парафраз. Вопросы, парафраз и управление дискуссией – необходимые элементы фасилитации. Предпосылкой для овладения технологией фасилитации является достаточный уровень развития таких качеств, как эмпатия, рефлексия, лидерство и коммуникабельность.

Педагог, выступающий в роли фасилитатора, должен стремиться быть, прежде всего, человеком, переживать мысли и чувства текущего момента. Когда эта подлинность включает одобрение, заботу, доверие, уважение к ученику, тогда создается атмосфера, способствующая учению.

На осуществление данного принципа, кроме технологии фасилитации, направлены и технологии критического и ассоциативного мышления.

Ассоциативное мышление представляет собой способность обобщать отражение действительности, облекать в форму конкретного индивидуального явления, основанного на объектах и связях между ними, взятых из жизни.

Критическое мышление демонстрирует способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные подкрепляющие аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Данные технологии содействуют тому, чтобы:

-научить студентов самостоятельно добывать информацию;

- создавать учебную среду для развития самопознания и самовыражения личности;

- развивать творческие и аналитические способности;

- создавать атмосферу партнерства;

- формировать у студентов навыки самообразования.

В современной психологии существует ряд концепций, показывающих процесс усвоения знаний отдельным человеком.

восприятие учебного материала (литературное произведение);

осмысление доведенного до понимания внутренних связей и противоречий в учебной информации;

запоминание и сохранение в памяти учебной информации;

применение усвоенной информации в практической деятельности.

В рамках ассоциативно-рефлекторной концепции разработана теория формирования понятий, сущность которой в том, что процесс обучения понимается как обобщения получаемых знаний и образование определенных понятий. Под понятием в этом случае понимается результат ассоциаций по смыслу, абстрагирование и обобщение знаний, которые относятся к изучаемому явлению. Большое внимание в этой теории уделяется овладению понятием, обучению приемам умственной деятельности – сравнению, обобщению, абстрагированию.

Наивысший результат в обучении при использование технологий критического и ассоциативного мышления достигается при соблюдении следующих условий:

1. формирование активного отношения к обучению со стороны обучаемых;

2. подача учебного материала в определенной последовательности;

3. демонстрация и закрепление в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности;

4. применение знаний на практике.

Данные технологии являются связующим звеном с проектной деятельностью.

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы студентов и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию к учебе.

Проектная технология предполагает: наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска её решения; практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов; самостоятельную деятельность студента; структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов; подведение итогов, корректировку, выводы.

Кардинальное отличие проектного обучения от классических методов заключается в том, что в основном на разных этапах студенты действуют самостоятельно (педагог может выступать в роли консультанта): ставят цели и определяют пути их достижения, осуществляют поиск, отбор, анализ и обобщение необходимой им информации.

Методика организации проекта предполагает несколько этапов: планирование работы над проектом; аналитический этап (этап исследовательской работы студентов и самостоятельного получения новых знаний); этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков); презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности студентов).

Работая над проектом, необходимо помнить, что основным критерием успешности является радость и удовлетворение всех участников от осознания собственных достижений и приобретённых навыков. В центре внимания – разнообразие учебной и практической творческой деятельности студентов, основанной на индивидуально-личностном подходе к обучению. Это позволяет поддерживать высокий уровень познавательной активности и позитивной исследовательской мотивации.

Литература как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Педагоги-словесники часто сталкиваются с такими проблемами как отсутствие читательского интереса среди студентов, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а преподавателю - решить перечисленные проблемы.

Проектная деятельность в доступной для студентов форме может быть использована на любом уровне. Когда самостоятельно обдумываешь и отбираешь нужную информацию, ненавязчиво происходит закрепление необходимого материала. Использование метода проектов доказывает свою эффективность. Это связано с повышением интереса студентов к изучению предметов, развитием у них навыков самостоятельной, поисковой и творческой работы.

Актуальность применения метода определяется повышением проектирования в образовательном учреждении, повышением качества образовательного процесса и компетенции педагога и студента.

Накопив опыт использования проектной деятельности, научившись работать в рамках использования технологий критического и ассоциативного мышления, студенты смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им в дальнейшем не только стать востребованными специалистами, но и занять достойное место в обществе.

Читайте также: