Математический диктант в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

Если с диктантом по русскому языку всё понятно, то что такое математический диктант? Ребенок приходит из школы и говорит: " Сегодня писали математический диктант. Я получил 3 ". Вы понимаете о чём речь? И за что тройка? Если нет и если хотите писать такие диктанты на пятёрки, тогда эта статья для вас. В конце будут примеры диктантов для 2, 3 и 4 классов за 1 четверть.

Я своим ученикам говорю, что сейчас у нас будет устный счёт , ответы будем писать в тетрадь самостоятельно. Такая формулировка легче воспринимается для детей в начальной школе.

Математический диктант - форма работы на уроке, в которой ученики воспринимают задание на слух и записывают только ответ.

Эта такая же работа для проверки знаний учеников, как и тест или контрольная. Но диктанты пишутся быстро, от 5, максимум до 15 минут от урока.

Учитель читает задание, где надо либо написать заданное число, либо вычислить, либо решить задачу. Ученики при этом не делают никаких записей, всё считают в уме. Задание читается несколько раз, оптимально 2-3. Дети записывают только ответ в столбик или в строчку с номером задания.

Это проверка умения считать устно , но проводится она сразу со всем классом и проверяется быстро. Удобная форма работы для учителя. Раз в две недели математические диктанты пишутся в тетрадях для контрольных работ, отметки идут в дневники и в журнал.

Помимо проверки умения считать устно такие диктанты развивают:

  • скорость
  • мышление
  • гибкость и точность мысли
  • закрепляют математические навыки
  • отрабатывают математическую терминологию
  • умение работать самостоятельно
  • самое главное - память
  • внимание
  • сосредоточенность
  • воображение

Часто бывает, что ребенок не может воспринимать задание на слух. Задачи он читает по учебнику, решает, но когда эти же задачи ему читают, он уже не может их решить и не понимает ни условия, ни решения.

Ещё дети привыкают к привычным контрольным и самостоятельным, записанным на доске или напечатанным на листочках, поэтому математический диктант, где ничего не записано, воспринимается у них с трудом. Отсюда бывают плохие отметки за устный счёт, при том, что за письменные контрольные работы отметки всегда хорошие. Вот поэтому учитель и проводит математические диктанты, чтобы развивать быстрое и качественное умение считать устно.

❺ Наша начальная школа/подготовка к школе ❺ запись закреплена

Дарья Койнова


Дарья Койнова

Наталья Шумкова

Любовь Тришина

👍🏻

Благодарю.

Анна Гарничева

🌹

Татьяна Александрова

😂

Где ж ты раньше,Свет была?когда мы двойки получали

Анна Апро

Ольга Ивахненко

Евгений Гаврилюк

Сергей Иванов

Ольга Денисова

Любовь Хмельниченко


Любовь Хмельниченко

подскажите где можно скачать О. Узорова и Е Нефедова "МАТЕМ ДИКТАНТЫ .ВСЕ ТИПЫ ЗАДАЧ И УСТНЫЙ СЧЕТ". очень нужно



Математический диктант — одна из испытанных временем форм активной самостоятельной работы школьников. Именно он позволяет включить в работу всех детей одновременно, выработать определенный темп. Такой вид деятельности формирует скорость, гибкость, глубину и точность мысли. Ученики овладевают терминологией, развивают воображение, внимательность и память. Как же правильно подготовить и провести математический диктант?

Диктант на уроке математики: что он собой представляет?

Математический диктант — короткая письменная самостоятельная работа, во время которой дети воспринимают задание на слух (полностью или частично), решают его или записывают только ответ. Это система связанных между собой вопросов. Продолжительность — 10-15 минут.

Как правило, школьникам проще разобраться с задачей, условие которой они могут прочитать. Но если диктанты проводятся часто, дети постепенно овладевают необходимым навыком.

Диктант — известная форма контроля знаний. Перед началом изучения новой темы стоит убедиться, что дети усвоили предыдущую порцию знаний. Целесообразно вместо опроса как традиционной формы проверки знаний провести математический диктант. Это будет более эффективно, поскольку большинству учеников устный ответ одноклассника у доски вовсе не помогает повторить пройденный материал. Получается, что работают только несколько человек, а остальные дети пассивны.

Применяя математические диктанты, педагог:

  • организовывает и управляет учебно-познавательной деятельностью школьников, включая в работу всех без исключения;
  • формирует и проверяет знания, умения и навыки;
  • реализовывает индивидуальный подход в обучении;
  • получает надежную информацию об уровне усвоения программного материала и возможность оперативно заполнить пробелы в знаниях;
  • повышает математическую культуру учеников;
  • способствует развитию математической речи школьников.

Особенности заданий математических диктантов

Каждое задание диктанта — независимая часть. Ребенок, который не справился с одним вопросом, должен иметь возможность найти ответ на другой.

Классификация заданий

Репродуктивные

Способствуют вырабатыванию основных математических умений и навыков. Выполняются на основе основных формул, теорем, определений, свойств математических объектов.

Реконструктивные

Это распространенный вид заданий, который встречается на всех этапах учебной деятельности. В условии указывается общий принцип решения (решите графически систему линейных уравнений) или сопоставление с изученным материалом (решите задачу, составив систему уравнений).

Школьник справится с заданиями, если сможет реконструировать их, соотнести с несколькими более простыми, репродуктивными упражнениями. Их характерная особенность заключается в том, что ученику придется проанализировать общие пути решения, выделить отличительные признаки объекта. Это упражнения на построение графиков, составление уравнений, задания, которые требуют от ребенка умения правильно применить несколько алгоритмов, формул, теорем.

Вариативные

Использование разных видов заданий способствует развитию детского мышления.

Типы математических диктантов

В основе классификации — дидактическая цель и форма заданий. Виды диктантов:

  • На проверку усвоения основных понятий или определений. Применяется во время проверки домашнего задания, первичного закрепления, формирования умений и навыков. Состоит из заданий, в которых нужно на место пропусков вставить нужные слова, знаки или символы.
  • На проверку сформированности умения выполнять графические изображения. Это набор заданий, в результате правильного решения которых получится диаграмма, рисунок или график.
  • На проверку усвоения некоторых этапов алгоритма решения задачи. Может состоять из заданий, в которых варьируется один шаг алгоритма. Второй вариант — первое задание проверяет умение применить первый шаг алгоритма, следующее — второй и так далее.
  • На проверку умения найти решение ключевой задачи. Состоит из заданий, предполагающих многократное повторение главных вопросов изучаемой темы.

Как провести и проверить математический диктант?

Технология проведения диктанта:

Целесообразно сразу же проверить диктант, заранее записав правильные ответы с обратной стороны доски. Если не сделать этого сразу, многие дети даже не заметят допущенных ошибок. В таком случае рациональные формы проверки — взаимопроверка и самопроверка.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит и историю мира.

— А.С. Макаренко

Математические диктанты. 1 - 4 классы

Математические диктанты. 1 - 4 классы
Автор: М.А. Остапенко
Название: Математические диктанты. 1 - 4 классы
Формат: PDF (в zip-архиве)
Размер: 5,45 Мб
Объём: 58 стр.
Аннотация:

Математические диктанты - одна из форм учебной работы. В школе на уроке учителя используют их с целью проверки усвоения детьми математических понятий, сформированности их вычислительных навыков.

Данный сборник диктантов составлен для индивидуальной работы взрослого с ребёнком. Главной целью этой работы является развитие мышления, внимания, памяти, речи. В большинстве диктантов есть задания типа: сравни, сделай вывод, найди закономерность, продолжи последовательность. Подобные задания активизируют мышление.

Помочь ребёнку самому осмыслить выполненную им работу, проверить правильность решения, а иногда и оценить результат - значит воспитать в нём чувство самооценки, без которой трудно быть успешным человеком. Поэтому большинство диктантов заканчивается заданием: проверь себя.

Время выполнения каждого диктанта - от 5 до 15 минут.

Сборник математических диктантов может быть использован не только родителями, но и учителями начальных классов на уроках математики.

Другие книги по теме

  • Нескучная математика для детей от 10 лет
  • Комплексный тренажёр по математике. 1 класс
  • Математические диктанты. Рабочая тетрадь для детей 6 - 8 лет
  • Арифметика. Самые простые примеры с картинками для дошколят и первоклашек
  • Математика легко и просто для детей 6 - 7 лет
  • Математика вприпрыжку. Программа игровых занятий математикой с детьми 4 - 6 лет
  • Тренажер по математике для дошкольников
  • Математика. Считаем уверенно
  • Математика. Итоговая аттестация за курс начальной школы
  • Разноцветные задачи. Учебное пособие по математике для 1 класса
  • Большая книга заданий по математике. 1 - 4 классы
  • Все правила по математике для начальной школы
  • Математика. Реши задачу. Самостоятельные работы. 1 класс
  • Математика. Найди ошибку. Самостоятельные работы. 1 класс
  • Для юных математиков. Веселые задачи
  • 2600 тестов и проверочных заданий по математике для школьников и поступающих в вузы
  • Ключ к пониманию математики. 5 - 6 классы
  • Кроссворды для школьников по математике
  • 19 игр по математике. Учебное пособие
  • Математика. Как подтянуть отстающего ученика. Методическое пособие. 5 класс
  • Решаем примеры по математике. Начальная школа
  • Задачник по математике. Ненаглядное пособие
  • 3000 примеров по математике. Счёт от 6 до 10. 1 класс
  • 5000 заданий по математике. 1 класс
  • Математика в сказках, стихах и загадках для детей 3 - 6 лет

Говорят Дети

Читайте также: