Этика деловых отношений в школе

Обновлено: 02.07.2024

Этика делового общения как одна из важнейших основ профессиональной педагогической деятельности.

«Единственная настоящая роскошь –

Антуан де Сент – Экзюпери.

Этика делового общения - это совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их профессиональной деятельности.

Этика делового общения затрагивает в большинстве случаев все сферы и уровни человеческих отношений. В педагогической области она является одной из важнейших сторон профессиональной деятельности педагогических работников. Этика делового общения может проявляться в отношениях [ 1 ] :

  • между образовательным учреждением и социальной средой в целом (контакты с другими предприятиями и учреждениями),
  • между самими образовательными учреждениями,
  • внутри данного образовательного учреждения,
  • между руководителем и педагогическим коллективом,
  • между педагогами (членами данного педагогического сообщества).

Между сторонами того или иного вида делового общения существует своя специфика. Задача и состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали бы каждому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей в обществе.

Деловое общение всегда должно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него. При этом сделать этически правильный выбор и принять индивидуальное решение часто дело не совсем простое. Однако, несмотря на всю проблематичность и трудность выбора нравственной позиции, в деловом общении имеется ряд положений, соблюдение которых позволяет избежать ошибок [2]:

ü в морали нет абсолютной истины и высшего судьи среди людей;

ü в морали следует хвалить других, а предъявлять претензии к себе,

ü нравственное отношение окружающих к нам зависит, в конечном счете, только от нас самих;

В деловом общении можно выделить три основных вида отношений:

ü стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными принципами общения,

ü замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам,

ü укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства,

ü доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки,

ü привилегии, которые вы делаете себе, должны распространяться и на других членов коллектива.

ü не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им;

ü высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо;

Общий этический принцип данной формы общения:

ü не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого;

ü попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы;

ü не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить;

ü рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей;

ü не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более о проблемах,

ü не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле.

Каким бы ни было деловое общение, оно всегда должно соответствовать законам деловой этики. В любой форме делового общения должны присутствовать доброжелательность, уважение, конкретность, открытость, восприимчивость и эмпатия.

Список использованных источников:

1. Профессиональная этика педагога: Учебно-методическое пособие/ Сост. И.В.Тимонина.- Кемерово: 2014.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жизнь педагога, его рабочая деятельность протекает в постоянном взаимодействии, общении с другими людьми: учащимися и коллегами. Для того чтобы контакты не приво­дили к конфликтам, не нарушали социального равновесия, чтобы повседневное общение было гармоничным, приятным и полезным, со времен возникновения первых учителей и учеников вырабатывались правила этикета.

ЭТИКЕТ — установленный порядок, совокупность правил, регламентирующих внешние проявления человеческих отношений.

ЭТИКЕТ — установленный порядок, совокупность правил, регламентирующих внешние проявления человеческих отношений.

Великие об этикете

Великие об этикете

Великие об этикете

Деловое общение ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач.

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач.

Деловой этикет Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловым этикетом . Его основная функция - формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, т. е. целесообразность и практичность.

Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловым этикетом .

Его основная функция - формирование правил, способствующих взаимопониманию людей.

Второй по значению является функция удобства, т. е. целесообразность и практичность.

Деловой этикет включает в себя 2 группы правил: Нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные); Наставления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).

Деловой этикет включает в себя 2 группы правил:

Для того, чтобы коллектив, собранный из столь разных людей, мог работать как единое целое, необходима согласованность усилий всех его участников, обязательное условие соблюдения общих этических принципов делового общения.

ВложениеРазмер
prokaeva_zv_soblyudenie_eticheskih_printsipov_delovogo_obshcheniya_v_pedkollektive.docx 20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Зоя Васильевна Прокаева, воспитатель

Соблюдение этических принципов делового общения в педагогическом коллективе.

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ - это совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их профессиональной деятельности. Этика делового общения затрагивает в большинстве случаев все сферы и уровни человеческих отношений. В педагогической области она является одной из важнейших сторон профессиональной деятельности педагогических работников. Этика делового общения может проявляться в отношениях:

- между образовательным учреждением и социальной средой в целом

(контакты с другими предприятиями и учреждениями),

- между самими образовательными учреждениями,

- внутри данного образовательного учреждения

- между руководителем и педагогическим коллективом,

- между учителями (членами данного педагогического сообщества).

В отношениях между сторонами того или иного вида делового общения существует своя специфика. Задача и состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали бы каждому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей и обществе. Деловое общение всегда должно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него. При этом сделать этически правильный выбор и принять индивидуальное решение часто дело не совсем простое. Однако, несмотря на всю проблематичность и трудность выбора нравственной позиции, в деловом общении имеется ряд положений, соблюдение которых позволяет избежать ряда ошибок :

• в морали нет абсолютной истины и высшего судьи среди людей,

• в морали следует хвалить других, а предъявлять претензии к себе,

• нравственное отношение окружающих к нам зависит, в конечном счете, только от нас самих,

В деловом общении можно выделить три основных вида отношений.

• стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными принципами общения,

• замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам,

• укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства,

• доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки,

• привилегии, которые вы делаете себе, должны распространяться и на

других членов коллектива.

• не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо,

• будьте преданны и надежны, но не будьте подхалимом. Имейте свой характер и принципы,

• не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого,

• попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы,

• не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить,

• рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей,

• не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более о проблемах,

• не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле.

Одной из главных предпосылок успешного выполнения педагогом его профессиональных функций является личная педагогическая культура. Современные исследователи (В.Л. Бенин, К.М. Левитан Н.В. Седова и др.) рассматривают педагогическую культуру человека как интеграцию, синтез природных и приобретенных личностных свойств, обеспечивающих высокий уровень деятельности педагога


Общая культура педагога служит точкой отсчета его квалификации и профессионального роста. Что же входит в содержание общей культуры педагога? Это, прежде всего, жизненные установки и приоритеты общечеловеческих ценностей - истины, любви, добра, красоты, свободы и т.д. Ядром общей культуры личности являются образованность и воспитанность в их гармоническом единстве. Показателем общего развития педагога является уровень его познавательных процессов: мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения. Результативность профессиональной педагогической деятельности во многом определяется также степенью развитости эмоционально-волевой сферы, богатством и "дисциплиной" чувств, т.е. умением сдерживать себя, не поддаваться настроению, прислушиваться к голосу разума.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АУТОТРЕНИНГА

Рекомендуем взять за правило регулярно проделывать следующие упражнения, которые помогут Вам преодолеть барьеры и овладеть некоторыми сторонами культуры общения, стать более коммуникабельными, что так необходимо педагогу. И помните, что сказал Демокрит: "Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы". Тем более, что и Конфуций утверждал, что "побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра".
Упражнение 1 "Улыбка", вырабатывающее привычку "носить" приветливое выражение лица. Сначала проведите своеобразный тест: обратите внимание, часто ли к Вам обращаются посторонние люди с какой-нибудь просьбой или вопросом. Если нет, то у Вас, возможно, бывает угрюмое, неприветливое, слишком самоуглубленное выражение лица. Вы не располагаете людей к себе, а отпугиваете их. Надо срочно "менять лицо"!
Для этого каждое утро, как только встанете с постели, сразу же отправляйтесь к зеркалу и покажите себе язык. Это забавное зрелище вызовет у Вас улыбку. Постарайтесь сохранить такое улыбчивое выражение лица на весь день. А если не получается, то доставайте время от времени карманное зеркальце и незаметно показывайте себе язык. Честное слово, помогает! И помните, что сказал барон Мюнхгаузен: "Умное лицо это еще не признак ума. Самые большие глупости в мире делались именно с этим выражением лица. Поэтому улыбайтесь, господа, улыбайтесь!"
Упражнение 2 "Чужая судьба", позволяющее развивать способность быстро входить в положение другого. Проверьте себя: замечаете ли Вы, запоминаете ли лица людей на улицах? Скорее всего нет: слишком поглощены своими проблемами и поэтому в общении склонны больше рассматривать все "с собственной колокольни", не вдаваясь в проблемы собеседника.
Способность входить в положение другого развивается следующим упражнением. В очереди, в транспорте, на улице "выберите" какого-либо человека, внимательно, но незаметно вглядитесь в него и начните придумывать его судьбу: кто, откуда, чем занимается и т. д. Придумайте, как Ваш "избранник" повел бы себя в той или иной ситуации. Иными словами, привыкайте думать не только о себе и своих близких, но и о "дальних", чужих людях.

Упражнение 3 "Комплимент ", помогающее овладеть искусством эмоционально "согреть" собеседника, воздействовать на него через положительные эмоции, похвалу. Ведь заслуженная похвала - потребность каждого человека, в том числе и Вашего ученика, побуждающая его браться за все более сложные задачи.

Научиться этому можно. Понаблюдайте несколько минут за работающим человеком - продавцом в магазине, почтальоном на почте, землекопом на улице - а затем скажите ему что-нибудь приятное, похвалите его. Повторяйте это упражнение, пока не почувствуете, что оно не вызывает у вас смущения и затруднений.

Читайте также: