Зачем нужна алгебра в школе

Обновлено: 05.07.2024

Да, и вообще все эти предметы, вроде геометрии, физики, химии, литературы и т.д. Ведь в реальной жизни мало кто пользуется этими знаниями. Кроме, конечно же, строителей, инженеров. писателей и т.д.

А простому обывателю, вроде Васи с соседнего двора, зачем он ему нужен?

Все эти, казалось бы, на первый взгляд, никчемные предметы, оказывается формируют стиль мышления.

Вспомните, кто в школе любил решать алгебраические задачи с несколькими не известными параметрами. Например: Найдите игрик, если икс один равен много букв, икс два мало букв, буква б равна достаточно букв.

Человек, который хорошо занимался алгеброй, начнет сразу же с построения цепочки, затем упростит это выражение и в конце решит задачу.

Т.е. алгебра помогает при обычной жизни следующим образом, на примере хаоса в комнате:

1. Увидеть полный хаос в комнате.

2. Вспомнить что, где и как должно лежать.

3. Разбить хаос на пункту и части.

4. Начать уборку по пунктам и частям.

Т.е. люди, которые любили алгебру. они упрощают задачу до такой степени, чтобы его было возможно легко решить. Кстати, моя жена любит алгебру:)

Геометрия - синусы, косинусы, биссектриса, медиана, давно уже забыл, что означают эти слова:) но в школе я обожал геометрию.И так,как же влияет геометрия на мышление?

Геометрия - это прежде всего, аксиомы и теоремы, которые прежде чем решать, надо доказать. Что, откуда, как и почему, и самое главное для чего - это их главный смысл. Т.к. я обожал геометрию, то у меня сложился такой стиль мышления:

1. Слышу высказывание

2. Начинаю размышлять, что оно означает

3. Откуда пришло это высказывание? Правдиво ли оно? Если нет, то почему?

4. Как она влияет на это?

5. Почему она влияет на это?

6. Для чего это высказывание?

Таким образом, когда приходится решать какую-либо задачу, например уборка комнаты, я вместо того, чтобы упростить и решить задачу, настолько сильно закручиваю, что жена прям в бешенство впадает. Но за то, после того, как все вопросы сняты, теоремы доказаны (почему носки должны лежать в одной коробке, а трусы в другой), аксиомы приведены (грязное белье лежит отдельно в ванной комнате, а чистое в шкафу), только после этого начинается решение задачи.

Т.е. человеку с геометрическим типом мышления, необходимо все разжевать и предоставить задачу, иначе Вы получите столько теорем и аксиом с решенной задачей, что сами запутаетесь:))) Если конечно, Вы не человек с физическим типом мышления.

Физика - формулы, доказательства, расследования, решения, опять формулы и т.д. Мой самый любимый предмет. Даже с такой простой формулой как скорость равняется расстояние деленная на время, я мог исписывать целые тетради, в попытке найти ошибку в формуле:) потому что у меня геометрический тип мышления:)))

Что могу сказать по поводу физиков. Эти ребята жесткие, все делают по правилам. А если правил нет, то создают его на основе других правил. На примере: Грязное белье отдельно, чистое отдельно.

1. Грязное белье отдельно от чистого, т.к. грязное с чистым не совместимы.

2. Если их совместить, то чистое превратится в грязное,и попадет в ваную комнату для стирки.

3. Если много вещей надо стирать, то придется потратить много времени.

4. Время это то чего постоянно не хватает.

5. Создаем промежуточный отдел для носки получистой одежды.

6. Тогда в ванной комнате не накапливается грязная одежда.

7. Если мало грязной одежды, то появляется время на что-то другое.

8. Раз уж появилось время, не сходить ли выпить пивка?

9. Пойду в одежде с промежуточного отдела.

Вуа-ля! Задача решена! Физики - это такой народ, которые находят то, что другой бы не нашел. Кстати, у сына по-ходу тип мышления физика, как начнет доказывать, что убирать мусор за младшей сестрой - это не его обязанность, так и согласиться не долго.

Впрочем, отец на то и отец, что его указы не обсуждаются:)))

Химия - химики, это те же физики, но на молекулярном уровне. Поэтому их разбирать не будем.

Ну, а литература нужна нам, чтобы мы могли культурно общаться между собой!

Это стало уже неким штампом, даже в анекдоты вошло:

- Кому в жизни пригодится алгебра?

- Будущему учителю алгебры.

Кстати, непонимание, для чего это нужно – тоже проблема нашего образования. Мы не объясняем детям и родителям, для чего нужны знания школьной программы. Плохо делали это раньше, а теперь это сделать совсем проблематично. Ведь сейчас зачем нужны знания? Сдать ЕГЭ. Зачем сдать ЕГЭ? Чтобы поступить в ВУЗ. А зачем поступить в ВУЗ? Этого сейчас почти никто не знает, но поступить нужно. На всякий случай. И пусть поступают, ничего плохого в этом нет.

Но всё-таки нужно понимать, что школа, точнее школьная учебная программа, даёт основы наук. Как раньше говорили, формирует научное мировоззрение. И очень правильно говорили. Науки, которые изучаются в школе – это основные науки, объясняющие устройство мироздания и общества, изученное на данный момент.

Когда-то люди выражали своё понимание мироустройства в мифах, сказках и т.д. Постепенно накапливались знания и методы познания мира. Сформировались науки. И именно постоянное стремление познать окружающий мир двигало человечество вперёд.

Помню недавний случай, когда один родитель возмущался плохими отметками ребёнка по информатике:

- Зачем вы на информатике ерунде всякой учите? Научите компьютером пользоваться, и всё!

Долго я и учитель объясняли, что такое вообще информатика, информация, компьютер… Не знаю, что он понял, но претензий больше не было.

Спасибо за проявленный ко мне интерес, однако, увы, мне совершенно не нравятся вопросы, в которых просят установить полезность какого-либо объекта (в особенности, если речь идет о математике); ко всему прочему, уже тысячу раз здесь спрашивали подобное, и ответы даны толковые, так что ничего оригинального я не скажу.

Все эти примеры я к тому привел, что язык алгебры никогда не перестанет быть актуальным, и в знании его -- великая польза. На нем говорили, говорят и всегда будут говорить (с той лишь поправкой, что как и любая другая научная категория, этот язык имеет свойство претерпевать изменения в ходе истории), и тенденция алгебраизации математики только растет. Путь изучения многих математических дисциплин, подчас даже близко не смежных с алгеброй, тем не менее все равно предполагает некую алгебраическую методологию, достаточно хорошо отражающую поведения объектов (в силу абстрактности). Казалось бы, перевод задач на язык алгебры только усложняет дело, и проще, наверное, искать окольные пути внутри заданной системы. Однако в действительности такой путь является весьма выгодным, а иногда и вовсе -- единственно разумным.

Кроме фундаментальной роли внутри самой математики, язык алгебры также имеет ключевое значение и для прикладных дисциплин. Физик отметит пользу теории групп в квантовой механике и кристаллографии, программист поблагодарит за теорию автоматов, а экономист и вовсе бесконечно будет благодарен за все (ну, хотя бы за линейное программирование).


1. Математика развивает мышление

Изучая математику и решая задачи, мы учимся обобщать и выделять важное, анализировать и систематизировать, находить закономерности и устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать и делать выводы, мыслить логически, стратегически и абстрактно.

2. Занятия математикой тренируют память

3. Математика закаляет характер

4. Музыка для математики, математика — для музыки

Комплексное исследование, проведенное Барбарой Хелмрич (Barbara H. Helmrich) из Колледжа Нотр-Дам в Балтиморе, выявило, что дети, которые играли на музыкальных инструментах в средней школе, ощутимо лучше успевают по математике в старших классах.

5. Математика помогает преуспевать в гуманитарных науках

Математика — наука междисциплинарная, она тесно связана с физикой, географией, геологией, химией. Социология и экономика неотделимы от математики, и многие выводы даже привычно гуманитарных наук, таких как лингвистика, журналистика, опираются на математические модели и понятия, математические и логические законы.

6. Математика развивает навыки решения бытовых задач

Чем сложнее становятся математические задачи, тем больше навыков требуется для их решения. Благодаря математике мы избавляемся от вредных привычек:

  • не домысливаем, а оперируем только точными терминами;
  • не просто механически запоминаем информацию и правила, а оцениваем их;
  • анализируем, размышляем, чтобы понять и усвоить новый материал, новый жизненный урок.

7. Математика — основа успешной карьеры

Если 10-15 лет назад перспективным считалось изучение иностранных языков, то сейчас свободным владением несколькими языками никого не удивишь. Теперь профессиональная востребованность во многом зависит от понимания технологий, умения мыслить, абстрагироваться и способностей к решению нестандартных задач. Крайне сложно обойтись без знания математики тем, кто хочет работать в сфере IT.

8. Решение задач вырабатывает психологическую стойкость

Решение математических задач помогает улучшить эмоциональный фон. Оно способно избавить от тревоги, помогает контролировать эмоции и предупреждает стресс.

Это, конечно, не все причины, по которым надо заниматься математикой и вообще другими науками. Науки — неотъемлемая часть развития и деятельности любого человека так же, как дружба, семья, спорт, здоровье, работа и так далее.

Читайте также: