Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой в доу

Обновлено: 02.07.2024

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Сегодня в номере:

Влияние художественной литературы на развитие

словаря старших дошкольников.

Роль художественной литературы в воспитании чувств

и развитии речи детей.

Кроссворды для родителей и детей

по художественной литературе.

Загадки про сказочных героев.

Влияние художественной литературы и

малых форм фольклора на развитие образности речи детей

Влияние художественной литературы на развитие связной

Приобщение к чтению детей.

Влияние художественной литературы на развитие словаря старших дошкольников

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5–6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Произведения для чтения ребенку нужно выбирать учитывая возраст, интересы и развитие. Детей старшего дошкольного возраста привлекает больше содержание текста, хотя и иллюстрации к книге они с удовольствием рассматривают. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Не обязательно это делать сразу, можно через некоторое время поговорить с ребенком о прочитанном. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе.

В результате общения с книгой к 6–7 годам ребенок обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. В этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, в результате приобретения ребенком новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения.

Поэтому проблемой нашего исследования стал вопрос, какие методы использования художественной литературы в воспитательно-образовательной работе будут влиять на развитие словаря старших дошкольников

Объект исследования: процесс развития словаря детей старшего дошкольного возраста.

В качестве предмета исследования заявлена художественная литература как средство развития словаря детей шести-семи лет.

Целью исследования явилось определение методов эффективного использования художественной литературы в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: Мы предположили, что художественная литература будет способствовать развитию словаря детей 6–7 лет при соблюдении следующих условий:

– Если в работе педагог будет использовать произведения художественной литературы адекватно возрасту детей:

1) наличие языковых средств выразительности;

2) наличие разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения);

3) наличие многозначных слов.

– Если произведения художественной литературы будут использоваться не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в повседневной жизни ребенка.

Задачи исследования:

1) Изучить теоретические основы развития словаря детей дошкольного возраста;

2) Изучить влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников;

3) Выявить особенности развития словаря дошкольников 6–7 лет;

4) Разработать и апробировать программу использования художественной литературы как средства развития словаря детей 6–7 лет;

5) Проследить динамику изменения уровня развития словаря детей 6–7 лет в процессе экспериментальной работы.

Методы изучения: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, программно-методического обеспечения дошкольного образования; диагностика уровня развития образной речи детей; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Методологической основой нашего исследования являются теории развития детской речи (О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Н.В. Гавриш), психолого-педагогические исследования особенностей речи (А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).

Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

Ответы. По горизонтали: 4. Телефон. 5. Бармалей. 6. Тараканище.

По вертикали: 1. Корней. 2. Путаница. 3. Айболит.

Кроссворд для родителей и детей по художественной литературе

Загадки про сказочных героев

Ждали маму с молоком,А пустили волка в дом…Кем же были этиМаленькие дети?

В детстве все над ним смеялись,Оттолкнуть его старались:Ведь никто не знал, что онБелым лебедем рожден.

Покупала самовар,А спасал ее комар.

Была она артисткойПрекрасной, как звезда,От злого КарабасаСбежала навсегда.

Уплетая калачи,Ехал парень на печи.Прокатился по деревнеИ женился на царевне.

Эта скатерть знаменитаТем, что кормит всех досыта,Что сама собой онаВкусных кушаний полна.

Сладкий яблок ароматЗаманил ту птицу в сад.Перья светятся огнём,И светло вокруг, как днём.

Как у Бабы у ЯгиНет совсем одной ноги,Зато есть замечательныйАппарат летательный.Какой?

И зайчонок, и волчица -Все бегут к нему лечиться.

В гости к бабушке пошла,Пироги ей понесла.Серый Волк за ней следил,Обманул и проглотил.

Всех важней она в загадке,Хоть и в погребе жила:Репку вытащить из грядкиДеду с бабкой помогла.

Вот совсем нетрудный,Коротенький вопрос:Кто в чернилку сунулДеревянный нос?

Красна девица грустна:Ей не нравится весна,Ей на солнце тяжко!Слезы льет бедняжка!

Лечит маленьких детей,Лечит птичек и зверей,Сквозь очки свои глядитДобрый доктор…

Влияние художественной литературы и малых форм фольклора на развитие образности речи детей дошкольного возраста.

Важнейшим условием воспитания общей и внутренней культуры человека является культура речи, владение литературным языком. Речевая культура составляет необходимый компонент образованности интеллигентного человека.Яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей.На современном этапе развития общества речь все чаще выполняет деловую и информативную функции, что ведет к потере индивидуальности речи, утрате ее эмоциональности. Поэтому проблема развития образности речи, ее выразительности приобретает все большую значимость. Добиться решения этой проблемы можно только при условии воспитания интереса к языковому богатству, формирования умения использовать в своей речи разнообразные выразительные средства с первых лет жизни.Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.Важным моментом в развитии речи детей дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у дошкольников отвлеченного мышления. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность. Необходимо отметить, что речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у дошкольников воспитывается интерес к речевому богатству, развивается умение осознанного словоупотребления.Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи.

ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Среди взрослых достаточно распространенным является мнение, что ребенок развивается сам собой, но это не совсем так. Конечно, зачастую обучение происходит в играх, наблюдениях, повседневной жизни, но одним из лучших способов является изучение книг.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного, эстетического воспитания. Ведь произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. По сути, литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок (т.е. маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка).

В рассказах дети познают лаконизм и точность языка, в стихах – музыкальность и ритмичность русской речи, а в сказках – меткость и выразительность.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

Литература помогает детям излагать своё отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. Кроме того, не следует забывать и о воспитательной функции речи, так как восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании, в воображаемом перенесении событий на себя.

Одна из самых важных задач обучения дошкольников – развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Являясь наиболее сложной формой речевой деятельности, связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в общем развитии, овладении родным языком, культурой общения, т.е. в ней как в зеркале отражается и логика, и богатство представлений, и другие качества личности.

Нередко родители под связной речью понимают отдельные фразовые высказывания. Однако, важно донести до их понимания то, что связная речь – это цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки, которые полезно пересказывать.

После этого можно переходить к пересказыванию маленьких рассказов Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н. Калинкиной и др. При пересказе прозы надо следить, чтобы ответы ребенка были как можно ближе к художественному тексту. Поэтому вопросы должны помогать ребенку использовать не только словарь, но и синтаксис текса.

На занятиях с ребенком пятого года жизни можно использовать совместный пересказ. Помощь взрослого будет заключаться в напоминании фразы, подсказке забытого слова. Это обеспечит плавность пересказа, предупредит разрывы произведения на отдельные куски.

Чтение книг можно сочетать с рассматриванием картины известного художника, прослушиванием музыкального произведения и т.д.

Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными способами:

• предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев

• написать письмо своему любимому герою или автору сказки

• сочинить разговор сказочных персонажей по телефону

• придумать сказку по опорным словам, например: ласточка, девочка, кот, людоед

• рассказать историю от лица любимого героя или предмета

• описать одно и то же событие с разных точек зрения (например, от лица веселого и грустного человека)

• очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребенку нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это будет толчком для развития детского творчества.

Обучение рассказыванию влияет на все стороны речевого развития дошкольника.

Приобщение к чтению детей от 4-х до 5-ти лет

Продолжать приучать ребенка внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие н простые по содержанию считалки. Помогать ребенку, используя разные приемы и ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.

Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию ребенка иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая иллюстрации. Познакомить с книгами, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ЧЕТЫРЁХ-ПЯТИ ЛЕТ

Фольклор народов мира

Произведения поэтов и писателей России

Произведения поэтов и писателей разных стран

Для заучивания наизусть

ДАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ПРОСЛУЩАТЬ ЗА ГОД И К КОНЦУ ГОДА ОН СМОЖЕТ:

Высказать желание послушать определённое литературное произведение.

С интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг.

Назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение, под контролем взрослого выбрать с помощью считалки водящего.

с помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.

1. Из каких произведений эти отрывки:

«Дети хлопали в ладоши и плясали от радости и опять стали бросать в воду крошки хлеба и пирожного. И дети, и взрослые говорили:

«Пошла Аленушка в огород, а в огороде-то хорошо. А в огороде-то жарко-жарко, а в огороде-то тихо-тихо, только пчелики жужжат, да комарики пищат.

«Шли они, шли. И день шли, и другой шли. Наконец все припасы у них кончились. Медвежата проголодались. Понурые брели они рядышком.

- Эх, братик, до чего же мне есть хочется, - пожаловался младший.

«Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.

- Как же это так? – спрашивает Митю отец.

Купит с горем пополам,

Повернется к зеркалам –

Вся портновская работа

Разъезжается по швам.

«Бабушка подала чай. За столом было тихо. Куски печенья быстро уменьшались.

3. Назовите особенности сказок.

Трехкратное повторение: три сына, три сестрицы, три медведя, три раза

Повторы: бежит-бежит не выбежит, течет-течет не вытечет, долго-долго.

Забавные прозвища: мышка-норушка, лягушка-квакушка.

Противопоставления: добро и зло, трудолюбие и лень, ум и глупость.

Почти во всех сказках счастливый конец.

Устойчивые выражения и эпитеты: слезами умывалась, как сыр в масле, добры молодцы, красны девицы.

Кто говорил такие волшебные слова?

- По щучьему велению, по моем хотению. (Емеля в Р.Н.С. «По щучьем велению).

- Сим- сим, открой дверь! (Али-Баба, арабская сказка «Али - баба и сорок разбойников).

- Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг…

- Кара-барас. (Мойдодыр К. Чуковского).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БУЗДЯКСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 6 МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БУЗДЯКСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

НОВЫЕ ПОДХОДЫ

В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ

С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Жиляева Альмира Шамильевна

2016г .

Цели: совершенствовать знания педагогов в области ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой

пополнить и уточнить знания педагогов в области ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой;

познакомить с социо-игровой технологией, используемой при ознакомлении дошкольников с художественной литературой;

формировать профессиональную компетентность педагогов в области речевого развития дошкольников.

Форма проведения: круглый стол

Ход мероприятия:

Вступительное слово старшего воспитателя

Вступительное слово ведущего

Книга служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен полюбить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.

К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению тал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте современные дети всё чаще проводят свое свободное время за просмотром телепрограмм, мультфильмов, за компьютерными играми и всё реже читают книги.

(2-ой слайд) Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

(3-ий слайд) На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека.

(5-ый слайд) Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения. Ведь он не только решает задачу приобщения дошкольников к книге, формирование интереса к процессу чтения, но и выступает как пропагандист книги, как консультант по вопросам семейного чтения, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на ребенка.

Дети дошкольного возраста – слушатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Поэтому овладение педагогом навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Ведь надо раскрыть замысел литературного произведения, вызвать у слушателя эмоциональное отношение к прочитанному.

Таким образом, чтение можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении человека.

(6-ой слайд) И вам было дано задание : подобрать высказывания известных писателей, педагогов, философов о месте книги и роли чтения в жизни человека. И сейчас я предлагаю вам их зачитать.

(Воспитатели зачитывают высказывания о книге)

Хорошая книжка глубоко затрагивает чувства ребенка, ее образы оказывают большое воздействие на формирование личности. (Е.А. Флерина.)

Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь – в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползет, как будто неизвестно откуда взявшееся, плохое. (В.А. Сухомлинский.)

Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослых доступны ее вершины. Удивительное искусство – детская книжка! (Лев Токмаком.)

Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело: им решается участь человека. (В.Г. Белинский.)

Действительно, в книге заключён огромный духовный мир человечества. Книга – самое могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений.

Чтобы книга стала верным спутником человека в течение всей его жизни, заложить основы интереса к чтению мы должны ещё в дошкольном детстве. Существенную роль в формировании у дошкольника интереса и любви к книге и художественной литературе играет книжный уголок. Уголок книги в обязательном порядке имеется в каждой возрастной группе.

- рациональное размещение в группе;

- соответствие возрасту детей;

- соответствие интересам детей;

(работа с презентацией с 9-ого по 15 слайд)

Знакомство с книгой, с художественными произведениями осуществляется в разных видах детской деятельности с использованием разнообразных методов обучения.

Давайте назовём методы ознакомления с художественной литературой:

словесный, наглядный и практический .

Сейчас вы снова делитесь на три группы, выбираете карточку с указанным методом и вам надо подобрать к нему приемы.

(Воспитатели называют приемы к каждому методу, рассказывают, как они используются в работе с детьми).

(16-ый слайд) Словесный метод:

- вопросы по содержанию произведений.

- беседа по произведению,

- прослушивание грамм- и аудиозаписей.

(17-ый слайд) Практический метод:

- использование разных видов театра,

- показ иллюстраций, картин, игрушек,

- движения пальцами, руками,

- просмотр видео - диафильмов,

В период пребывания детей в детском саду они знакомятся с произведениями многих авторов. И задача воспитателя познакомить детей не только с художественными произведениями, но и дать первые представления о писателях. Знакомя с новыми произведениями, вы в обязательном порядке называете автора, название произведения, показываете портрет писателя. Если собираетесь читать новое произведение уже известного детям автора, то обязательно вспоминаете о прочитанных книгах. А уже в старших группах детям специально рассказывают и жизни писателя и его книгах. Цель таких рассказов – вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребёнка.

Одной из форм работы по ознакомлению с жизнью и творчеством питателя являются тематические выставки. Вы в книжных уголках оформляли тематические выставки, посвященные творчеству многих детских писателей, проводили литературные викторины. Но чтобы рассказать детям об авторе, надо самому прежде познакомиться с биографией писателя.

Послушайте и назовите, кто из литературных и сказочных героев мог бы дать такие объявления. Назовите автора и название произведения

( При ответах указывается название и авторство произведений)

2. Несу золотые яйца. Дорого.

3. Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение.

5. Доставка пирожков бабушке.

6. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света.

7. Туристическая фирма организует путешествия по молочной реке с кисельными берегами.

8. Организую зимнюю рыбалку. Недорого.

9. Предлагаю услуги по выпечке хлебобулочных изделий любой сложности.

10. Меняю избушку на курьих ножках в лесном массиве, без удобств на отдельную квартиру в городе с доплатой.

(Воспитатели отвечают на вопросы викторины)

Наше время – время достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но, говоря словами М.Горького, одним из всех чудес, созданным человеком, наиболее сложным и великим является книга. Книгу называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в прошлое, настоящее и будущее.

А закончить мне хочется словами К.Г. Паустовского:

Гурович Л.М. Ребенок и книга. – СПб.: Акцидент, 1996.

Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-пресс, 2003.

Зябкина В.В. Эмоциональное освоение мира. – Воспитатель ДОУ. – 2009. – № 1.

Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: Линка-пресс, 2007.

Куликовская Н. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 5.

Автор: Рудикова Инна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 30
Населённый пункт: Невинномысск, Ставропольский край
Наименование материала: презентация
Тема: "Новые подходы ознакомления детей с художественной литературой"
Раздел: дошкольное образование

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В

ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ЛИТЕРАТУРОЙ

Подготовили

воспитатели


30
группы


3:
Рудикова

«ЧТЕНИЕ

ЭТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ

В
.
А
.
СУХОМЛИНСКИЙ
. 
Многие педагоги отмечает, что художественная литература открывает

и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих

чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение

ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского

литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и

эстетическое

окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает

умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

ПРОБЛЕМА

К

современные

предпочитая

просмотр мультфильма или компьютерные

сама по себе. Поэтому так важна серьезная,

продуманная работа с самого начала

приобщения ребенка к художественной

литературе. Необходима активная помощь

взрослых: воспитателей и родителей.

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ  Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка. Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений является индивидуальный подход к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника. Это даёт современному педагогу – воспитателю свободу в выборе форм и методов организации детской деятельности, главным результатом этого выбора должны быть личностные качества ребёнка, а не сумма его знаний, умений и навыков. Поэтому педагогическая деятельность, сегодня является качественно новой, более гибкой, инновационной, т. е. такой, при которой происходит развитие образовательного процесса (В. С. Лазарев).  Таким образом педагогу необходимо построить свою деятельность и организовать деятельность своих воспитанников так, что бы она соответствовала требованием времени и помогла добиться нужного результата.

В СЛОВАРЕ – СПРАВОЧНИКЕ «НАУЧНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

В.М. ПОЛОНСКОГО, ЕСТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
 •
Инновация,

трактуется как нововведение, - комплексный процесс создания,

распространения,

использования

практического

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕГОДНЯ

ОСНОВАНА НА ПЛАНИРОВАНИИ И СВОЕОБРАЗНОЙ

ИМПРОВИЗАЦИИ, С УЧЁТОМ СЛЕДУЮЩИХ

ПРИНЦИПОВ:

• Принцип психологической комфортности,

предполагающий психологическую безопасность,

защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального

комфорта, создание условий для активности,

самореализации дошкольника.

• Принцип активности, инициативности и субъективности

в развитии ребёнка.

• Принцип выбора.

• Принцип доверия и

ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ПЕДАГОГОВ –

НАХОДИТЬ ИНТЕРЕСНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО

ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ЧТЕНИЮ И НОВЫЕ

ПОДХОДЫ В ОЗНАКОМЛЕНИИ С

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ, УВЛЕКАЯ

ЭТИМ ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ.
Книга помогает педагогу: • развивать интерес детей к художественной литературе; • пополнять литературный багаж; • воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книг. • развивать чувство юмора; • совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ

3. УЗНАВАНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СТИЛИСТИЧЕСКИХ

Концепция восприятия книги ребенком:
книга – особый предмет развивающей среды, с которым работает взрослый. Для ребенка книга – не первый предмет необходимости, но становится источником положительных эмоций. Книги в руки детям раннего возраста не дают, книги находятся на полке (2) – одна новая, одна прочитанная.
Цель общения с книгой:
формирование положительной реакции на книгу – сенсорное воспитание детей средствами литературы, живописи и дизайна.

ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ

Концепция

ребенком
: книга –  источник наглядно-образных впечатлений, словаря и речи, организатор игр,  досуга и занятий (литературное занятие – 1 раз в неделю) 
Цель

книгой
: формирование интереса к книге (интерес – это встреча потребности с объектом); развитие психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи. 
Круг

чтения
: произведения, книги, сборники разного формата и  наполнения. Классика детской литературы для дошкольников, где  преобладает фольклор и поэзия. 
Читательская

деятельность

детей
:  слушание (3-7 минут);  выполнение живых картин: озвучивание ролей, повторение песенок героев;  рассматривание иллюстраций и элементов оформления книги;  раскрашивание картинок в книгах-альбомах;  запоминание малых текстов, отдельных словосочетаний и строк;  чтение книг-самоделок, изготовленных взрослыми.  Литературные занятия (15-20 минут).  1 этап: работа с книгой до чтения.  Ознакомительное рассматривание обложки – что видите, кого видите; пограничное рассматривание – предвосхищаем содержание по картинкам.  2 этап:  Выразительно чтение текста воспитателем. Активное общение с детской аудиторией.  3 этап:  Работа после чтения: перечитывание, озвучивание ролей, повторение песенок героев; рассматривание иллюстраций и элементов оформления книги; раскрашивание картинок в книгах-альбомах; запоминание малых текстов, отдельных словосочетаний и строк.

ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ

Концепция

ребенком
: книга – источник образов мира, источник знаний в виде представлений, средство саморазвития. 
Цель

книгой
: воспитание интереса к литературе разных видов и жанров, формирование полноценного восприятия книги. 
Круг

чтения
: состоит из художественной и познавательной литературы разных объемов и жанров, произведений отечественной и зарубежной литературы прошлого и настоящего, художественной азбуки, энциклопедии, учебных книг.  5 миров: мир детства, мир взрослых, мир природы, мир человеческих отношений, мир фантастический. 
Читательская

деятельность

ПРАВИЛА РАССМАТРИВАНИЯ

КНИГИ

Изучаем обложку, запоминаем книгу «в

сопоставляем 3 ориентира),

предполагаем тему чтения.

Постраничное рассматривание книги,

догадываемся о содержании по

иллюстрациям и заголовкам.

Считываем информацию с вводных

листов книги.

Решаем, что знакомое, понятное, а что

новое, неизвестное. Ищем повод для

МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ

К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
 словесный - чтение произведений;  вопросы к детям по содержанию произведений;  пересказ произведения;  заучивание наизусть стихотворения, потешки и т. п. ;  выразительное чтение художественной литературы;  беседа по произведению;  прослушивание аудиозаписи;  практический, наглядный - игры-драматизации;  игровой - дидактические игры;  словесный - театрализованные игры;  элементы инсценировки;  -наглядный - показ иллюстраций;  движение пальцами, руками;  показ схемы;  составление алгоритма;  просмотр видеофильмов;  оформление выставки, книжного уголка.

МЕТОДЫ РАБОТЫ
 Более эффективным является практический метод, а именно театрализованная деятельность, т. к. она способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи и многое другое.  Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.  Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.  Наглядные приемы - показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.  Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.

АКТИВИЗАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПОСОБСТВУЮТ СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДЫ, КОТОРЫЕ ПРИМЕНЯЕТ ВОСПИТАТЕЛЬ В СВОЕЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ:
 —
беседа,
предваряющая знакомство ребенка с прозой, поэзией, фольклором;  —
тематические

экскурсии
, подготавливающие детей к восприятию произведения;  —
выразительное чтение или рассказывание,
создающее эмоциональный контакт воспитателя с детьми, вызывающее у них сопереживание чувств героев, заставляющее активно работать мысль, развивающее эмоции;  —
беседа,
помогающая эстетически воспринять произведение в единстве его содержания и формы, и анализ;  —
творческие задания,
развивающие поэтический слух, способствующие пониманию образных слов и выражений русского языка;  —
упражнения
для совершенствования грамматической правильности и выразительности речи;  —
применение

репродукций,
книжных иллюстраций, технических средств, дополняющих и усиливающих воздействие слова на дошкольников.

С ЦЕЛЬЮ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ КАК ИСКУССТВОМ

И СРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА, РЕЧИ, ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ,

ЛЮБВИ И ИНТЕРЕСА К КНИГЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ

Автор: Виноградова Мария Александровна

Организация: Филинское МДОУ

Населенный пункт: д. Филино

В последние годы заметно снижается интерес к книге у взрослых и детей. У этого явления различные причины: влияние интернета и телевидения, что ведет к изменению жизненных ценностей и позиции взрослого по отношению к совместной читательской деятельности с детьми, утеря традиций семейного чтения. В 1980-е годы регулярно читали детям в 80% семей, в наши дни по анкетированию родителей сада в котором я работаю – около 12%. Это ведет к увеличению количества детей с трудностями овладения чтением.

Проблема сохранения интереса к книге и чтению сегодня очень актуальна. В современном обществе внимание к проблеме развития интереса к детской художественной литературе объясняется тем, что в контексте дошкольного образования больше внимания уделяется приобщению детей к чтению. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г., идет модернизация дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях. Определяются новые цели, задачи и направления в работе дошкольных образовательных учреждений, и одним из ведущих показателей готовности ребенка к обучению в школе является интерес к чтению.

Именно поэтому - это сейчас глобальная проблема.

«ЧТЕНИ–ЭТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ

В.А. СУХОМЛИНСКИЙ.

Я согласна со многими педагогами, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка. Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений является индивидуальный подход к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника. Это даёт современному воспитателю свободу в выборе форм и методов организации детской деятельности, главным результатом этого выбора должны быть личностные качества ребёнка, а не сумма его знаний, умений и навыков. Поэтому педагогическая деятельность, сегодня является качественно новой, более гибкой, инновационной, т. е. такой, при которой происходит развитие образовательного процесса

Таким образом, педагогу необходимо построить свою деятельность и организовать деятельность своих воспитанников так, что бы она соответствовала требованием времени и помогла добиться нужного результата.

трактуется как нововведение, комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, подхода, метода или концепции для удовлетворения человеческих потребностей.

Новое может выступать в разных формах:

1) Принципиально неизвестное новшество (абсолютная новизна);

2) Условная (относительная) новизна (следует отметить, что новизна всегда относительная как в личном, так и во временном плане);

4) Изобретательские мелочи

Педагогическая деятельность сегодня основана на планировании и своеобразной ипровизации, с учетом следующих принципов:

- Принцип психологической комфортности, предполагающий психологическую безопасность,

защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для активности, самореализации дошкольника.

- Принцип активности, инициативности и субъективности в развитии ребёнка.

- Принцип доверия и поддержки.

Одна из основных задач педагогов – находить интересные формы работы по приобщению детей к чтению и новые подходы в ознакомлении с художественной литературой, увлекая этим дошкольников и их родителей.

Книга помогает педагогу: развивать интерес детей к художественной литературе; пополнять литературный багаж; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книг; развивать чувство юмора; совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.

Основные методы работы по ознакомлению с художественной литературой, предложенные педагогами и психологами (В.А.Запорожец, Ф.А.Сохин, Л.Е.Журова, В.И.Лейбсон)

- Воспитатель (родители) совместно с детьми рассматривает, какими средствами писатель добивается соответствующего впечатления (картины природы, описания героев, их поступков, использование юмора, драматические повороты сюжета). Дети, пересказывая прочитанное или отдельные эпизоды, вносят необходимые акценты в суть переживаемого.

- Создают иллюстрации к отдельным эпизодам, лепят персонажей из доступных материалов, изготавливают маски, костюмы, атрибуты, сопровождают рассматривание готовых работ словесными рассказами и пояснениями.

- Подбирают с помощью взрослого подходящую музыку к литературному произведению или отрывку, учитывая место и характер действия.

- Сравниваются различные иллюстрации к одному и тому же тексту.

- Сопоставляются прочитанное литературное произведение с другими с целью актуализации читательского опыта.

3. Узнавание и воспроизведение стилистических особенностей

- Дети отбирают иллюстрации к ранее прочитанной книге или отдельно взятому эпизоду, что дает возможность почувствовать стиль автора, развивать эстетическую память и актуализирует содержание.

- Разыгрываются сценки из произведения (возможно в форме викторины). Зрители отгадывают,

какой представлен герой и из какого он произведения.

- Организуется литературный театр – синтетическая и свободная форма, включающая драматизацию, выразительное чтение, демонстрацию рисунков и поделок, прослушивание

музыкальных произведений (фрагментов), выставку книг писателя.

4. Эксперимент с художественным образом

- Дети сочиняют рассказ от лица одного из героев произведения.

5. Оценка и суждение

- Дети выбирают своего любимого героя (даже самые маленькие в состоянии, вспомнив прослушанное, аргументировано доказать достоинства своего героя).

- Рассказывают о любимом произведении, любимом авторе (развитие читательской культуры).

- Проводятся тематические беседы (индивидуальные или коллективные) о прочитанном.

- Беседы о жанре, об авторе.

Детская книга – это форма передачи человеческого опыта, знаний, чувств, синтез трёх искусств: Искусства слова, живописи и дизайна.

За период пребывания в детском саду будущие школьники прослушают и перескажут много

сказок, рассказов, стихов и т.д. При этом воспитатели постоянно привлекают внимание

детей и к самой книге – величайшему достижению человеческого ума.

Будущий маленький читатель во всем подражает взрослым. Если он видит, что воспитатель моет руки, прежде чем раскрыть книгу, никогда не перегибает ее, аккуратно переворачивает

страницы, а встретив мятые, разрисованные, выражает недовольство, ребенок и сам

постепенно становится защитником книги.

Пусть малыш не умеет еще читать, но его учат рассматривать книги не только совместно с

взрослым, но и самостоятельно. Дети уже в младшем возрасте должны усвоить: книги - наши

друзья. Терпеливо и настойчиво воспитатель учит, как нужно достать книгу с полки, как правильно ее рассматривать и как поставить на место.

Постепенно дети усваивают такие слова: переплет, обложка, страница, а немного позже –

Методы, приёмы и средства по приобщению детей к художественной литературе:

- словесный - чтение произведений;

- вопросы к детям по содержанию произведений;

- заучивание наизусть стихотворения, потешки и т. п.;

- выразительное чтение художественной литературы;

- беседа по произведению;

- практический, наглядный - игры-драматизации;

- игровой - дидактические игры;

- словесный - театрализованные игры;

-наглядный - показ иллюстраций;

- движение пальцами, руками;

- оформление выставки, книжного уголка.

Методы работы

  1. Более эффективным является практический метод, а именно театрализованная

деятельность, т. к. она способствует легкому и свободному осуществлению процессов

обучения и развития детей. Театрализованные игры дают возможность использовать их

как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во

время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик

персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка,

совершенствуется звуковая культура речи и многое другое.

  1. Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы:

словесные, наглядные и игровые.

  1. Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное

проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

  1. Наглядные приемы - показ иллюстративного материала, показ положения органов

артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

  1. Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка

интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.

Активизации восприятия произведений художественной литературы способствуют следующие методы, которые применяет воспитатель в своей педагогической работе:

- беседа, предваряющая знакомство ребенка с прозой, поэзией, фольклором;

- тематические экскурсии, подготавливающие детей к восприятию произведения;

- выразительное чтение или рассказывание, создающее эмоциональный контакт воспитателя с детьми, вызывающее у них сопереживание чувств героев, заставляющее активно работать мысль, развивающее эмоции;

- беседа, помогающая эстетически воспринять произведение в единстве его содержания и формы, и анализ;

- творческие задания, развивающие поэтический слух, способствующие пониманию образных слов и выражений русского языка;

- упражнения для совершенствования грамматической правильности и выразительности речи;

- применение сюжетных репродукций, книжных иллюстраций,

технических средств, дополняющих и усиливающих воздействие слова на дошкольников.

С целью ознакомления детей с художественной литературой, как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге используются следующие формы работы:

- оформление уголков чтения в группах детского сада. (в них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей, обязательно должен учитываться региональный компонент);

- оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей. (для их лучшей

организации должен быть составлен календарь памятных дат, позволяющий педагогам

ориентироваться в датах рождения писателей, к которым и приурочиваются выставки);

- занятия по ознакомлению с биографиями писателей. (детям интересны не только сами стихи А. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась);

- создание книг-самоделок, по произведениям детских писателей, или по сказкам, которые дети

придумывают сами (презентацию этих книг можно провести на родительских собраниях);

- оформление макетов по мотивам любимых сказок (над такими макетами могут работать сами дошкольники, их родители и педагоги);

- создание семейных библиотек позволит привлечь к работе родителей воспитанников. (они могут принести в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек, дети с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать.

Новые подходы и методы:

Знакомые герои в новых обстоятельствах: данный метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы, создает условия, при которых знакомые герои попадают совершенно в фантастические обстоятельства или реальные, но не характерные для них.

Истории из известных стихов, загадок, считалок, пословиц: дети учатся своими словами, в прозе передавать содержание знакомого произведения, дополнять его, давать объяснения поступкам героев.

Экстремальные ситуации в знакомых сказках рассказах: взрослые придумывают экстремальные ситуации, требующие различных вариантов решений по спасению того или иного героя. Кроме умения сочинять ребенок учится находить выход из трудных, непредвиденных обстоятельств.

Сказки из мусора: не игрушки, не предметы, а коробки, пластмассовые коробочки, стружки от

Истории о бытовых предметах: детям предлагается отгадать загадку о бытовом предмете, а

потом сочинить сказочное продолжение. Это развивает фантазию детей, заставляет детей интересоваться техникой и её возможностями, назначением.

Экологические сказки, истории о звуках, запахах, временах года: на основе знаний и

представлений детей об окружающем мире через сказку можно формировать отношение ребенка к природе, к поступкам человека по отношению к ней. Дети составляют небольшие рассказы, которые затем можно собирать в отдельные книги с детскими рисунками.

Коллаж из сказок: дети придумывают новый сюжет истории с участием знакомых героев, используя кукольный театр, театр картинок, иллюстрации в книжке, театр игрушек.

Истории и сказки по-новому: метод помогает поновому взглянуть на знакомые сюжеты. Привычные, любимые образы, много раз слышанные и виденные, уже с детства формируют стереотипы. И как полезно и нужно будет их ломать. За основу берется известная сказка или история, но детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами.

Читайте также: