Белов за тремя волоками краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Проходят годы, отпадает шелуха сиюминутности, и всё более чётко видно, что Василий Белов написал роман философский, роман-предсказание… Предсказания его продолжают сбываться…

Странно, но именно этот роман я читал большее количество раз, чем все остальные произведения Белова (кажется, раз пять). Первый раз, чтобы увидеть, за что же его так ругают (почти никто не хвалил), а потом, что-то всё заставляло вернуться к этому роману – мысли, которыми он наполнен, события, предсказанные в нём…

Сейчас я ещё раз перечитаю этот небольшой, динамичный и очень ёмкий роман. И по ходу чтения буду записывать некоторые свои мысли…

События происходят в 1974-м и 1984-м годах.

История, вроде бы, действительно, бытовая и семейная: одноклассники влюблённые в одноклассницу, их семьи, отношения…

Невольно и задумаешься: если впереди идёт всё омертвляющий Бриш, то, что же впереди.

Развивающиеся события романа: развал семьи, смерть Грузя и т. д., дополняются размышлениями и разговорами героев. Многие свои мысли отдал Белов и Медведеву, и Иванову, и Жене Грузю…

Вот, например, разговор Иванова с Бришем на даче Медведевых (на этой даче происходят многие события романа, она, дача, как и Москва – тоже герой романа):

«Теперь разговор на веранде шел о том, считать ли человека составной частью среды обитания. Бриш говорил:

- Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник. Это еще Тургенев сказал.

- Сказал это не Тургенев, а всего лишь Базаров. Отнюдь не одно и то же. А во-вторых, кем ты хочешь видеть человека? Работником или мастером?

- Не вижу разницы.

- Я согласен, - натужно засмеялся Бриш. - Будем говорить не работник, а мастер.

- А согласен ли ты, что для настоящего мастера его мастерская и есть храм?

А вот мысли Медведева: «Оказалось, что ежедневно и едва ли не каждый час его дочь – это маленькое, самое дорогое для него существо – утрачивает черты и свойства младенчества, лишается то одного, то другого, что было так прекрасно и так дорого для него. Приобретения же не вызывали в нем никакого энтузиазма… Еще вчера она могла делать то, что ей хочется, сегодня половину своего дня она тратила на обязанности. А завтра не будет у нее и второй половины…

К слову, Белов часто цитирует украинские песни, вообще, любит украинцев (справедливо считая их такими же русскими людьми). Он говорил (и, кажется, где-то даже писал), что и украинского языка нет, а есть диалект русского (многие любимые им украинцы с ним не согласны).

Хороший человек Женя Грузь, весёлый, умный… И он погибает во время работы над суперкомпьютером (по этой причине Медведева осудили, и он отсидел шесть лет). Именно у матери Жени в подмосковном посёлке нашёл Дмитрий Медведев приют после лагеря и там читает письма и дневники Грузя (Белов, отдаёт им многие свои заветные мысли).

А тем временем, пока Медведев отбывал срок, Михаил Бриш женился на Любе, ставшей Любовью Викторовной Бриш, готовит документы на усыновление дочери и сына Медведева и собирается вместе с ними эмигрировать в США…

Всё это показал и предсказал Белов…

И каким же грозным предупреждением звучит рассказ о страшном урагане, пронёсшемся по центральным областям России в 1984 году (особенно пострадали Ивановская и Костромская области). Вид разрушаемых домой, поднимаемых в воздух машин, людей разрываемых на куски… Сама природа восстаёт против людей и их дел…

Иванов требует от Медведева действия, борьбы за справедливость…

Медведев, возможно, предвидит будущее и молчит…

« - Когда ты решишь, они будут уже в каком-нибудь Арканзасе. Ты предал своих детей!

- Прекрати, говорю тебе! В гневе мы теряем остатки мужества.

- И когда это ты научился говорить афоризмами? Залюбуешься… Это самое сделало тебя таким… жалким.

- Замолчи! - Медведев остановился и побелел. - Или я врежу тебе…

- Я сам тебе врежу! - тихо сквозь зубы произнес Иванов и, сжав кулаки, напрягая челюсти, придвинулся ближе.

Оба замерли. Они сверлили, пронизывали друг друга глазами. Их обходили, на них оглядывались, а они стояли, готовые броситься друг на друга. Это было как раз посредине моста…

Воспитание любви к творчеству В. И. Белова, к “малой родине” через анализ повести “За тремя волоками” и использование литературоведческих понятий в собственной письменной речи.

  1. развивать коммуникативную компетенцию;
  2. учить пользоваться справочной литературой и словарями;
  3. подготовить обучающихся к самостоятельному литературному творчеству.

Занятие представляет из себя учебное исследование. Оно построено так, что класс работает и по группам, и коллективно. При этом выполнение общего задания зависит от индивидуальных усилий отдельного школьника. Основная задача учителя состоит в организации исследования учениками. Действия педагога направлены на то, чтобы выявить возможности обучающихся и разбить их на группы, пробудить интерес к изучаемой проблеме, раскрыть многообразие содержания изучаемого материала и наметить варианты его изучения, указать пути и методы самостоятельного и коллективного исследования. Работа обучающихся ведется при консультировании и общем руководстве учителя. Решение проблем, затронутых в произведении, приводит к развитию у ученика исследовательских умений.

Предварительное домашнее задание.

  1. Подготовить рассказ о жизни и творчестве В. И. Белова (индивидуально).
  2. Всем прочитать повесть “За тремя волоками”, выполнить задания по группам. Записать – для себя, как в дневник – откровенно свое первое впечатление.
  3. Группе иллюстраторов – нарисовать рисунки к произведению, выбрав любой эпизод (желательно по сюжету).
  4. Карточки – задания по группам.

1. Слово учителя.

Нравственные проблемы в литературе конца 20 века осмыслялись в произведениях писателей так называемой “ деревенской прозы”: В. М. Шукшина, Ф. А. Абрамова, В.И. Белова. Все они так же, как и их герои, по происхождению своему люди деревенские и убеждены, что русский человек веками вырабатывал свое отношение к крестьянскому труду, к окружающему миру, к Родине. В. И. Белов – наш земляк. Вспомните, какие произведения этого автора вы читали раньше? А знаете ли вы, что он когда-то жил у нас на Вохтоге?

Василий Иванович Белов родился 23 октября 1932 года в деревне Тимониха Харовского района Вологодской области. Детство его пришлось на тяжелое военное время. В первые послевоенные годы трудился в колхозе, затем освоил специальность столяра в школе ФЗО (фабрично-заводского обучения) г. Сокола. До службы в армии (1952-1955) он успел поработать в строительно-монтажном управлении на станции Вохтога и получил там еще одну специальность – моториста-дизелиста, был также электромонтером на одном из заводов г. Ярославля. Являлся сотрудником грязовецкой районной газеты, публиковал в местной печати рассказы и стихи, занимал должность первого секретаря райкома комсомола. Учился в Литературном институте им. Горького, жил в Москве. В 1964 году обосновывается в Вологде и посвящает себя писательскому труду. Им написаны такие книги, как “Деревенька моя лесная. Стихи”(1961), “Привычное дело”(1966), “Лад. Очерки о народной эстетике”(1982), роман “Кануны”, “Все впереди”, “Час шестый”, пьесы, публицистические статьи. Повесть “За тремя волоками” появилась в 1965 году. (Цели урока называют учащиеся.)

3. Анализ произведения.

  • Что запомнилось вам в этом произведении?
    Ученики отмечают эпизоды “ Майор в родной деревеньке”, “ Встреча с Катериной”, а также описание природы, обилие просторечных слов и выражений, яркую, образную речь героев.
  • О чем эта повесть?
    О “малой” родине, об отчем доме, о гибели русских деревень, о сохранении традиционной деревенской культуры.
  • Схема анализа художественного произведения показана на слайде. Урок проводится с использованием мультимедиа.
  • Карточка-задание 1 группе.
  • Кто рассказывает эту историю? Обратитесь к названию произведения. Что обозначает слово “волок”? Найдите значение слова в словарях.
  • Ответ 1 группы. Повествование ведется от лица автора. Ему знакома сельская дорога: “ Она так далека, что, если не знаешь песен, лучше не ходи, не езди по ней, не поливай потом эти 60 километров”. “Волок-участок земли между двумя судоходными реками, через который в старину перетаскивали судно для продолжения пути”. (С. И. Ожегов. “Словарь русского языка”)
  • Карточка-задание 2 группе. Что называется композицией произведения? Выделите элементы композиции в повести.
  • Ответ 2 группы. Основанием выделения частей в этом произведении может быть смена характера действий. Из экспозиции мы узнаем, что у майора нет имени, он сошел на знакомой станции, пытается найти машину. Завязкой действия будет эпизод, когда герой наконец-то отправляется с попутчиками на машине в родную деревню Каравайку. Кульминация-встреча майора с Катериной, которую он когда-то любил. Женщина сообщает о том, что деревни больше нет. Развязкой действия является эпизод, когда майор дошел до косогора и увидел, что деревня не существует.
  • Учащиеся зачитывают эпизоды, которые отражают последовательность частей произведения, рассказывают, с каким трудом преодолевают путь люди.
  • Сюжет произведения не сложен. В. И. Белов показывает, как кадровый военный преодолевает постепенно путь длиной в 60 километров. По дороге знакомится с разными людьми, вспоминает свое детство, юность, видит знакомые места. Три волока пришлось проехать ему, чтобы добраться до “малой” родины. (Рассматриваем рисунки учащихся).
  • Карточка-задание 3 группе. Охарактеризуйте героев. Найдите детали портрета в тексте. Выпишите слова и выражения, которые раскрывают характер и поведение персонажей.
  • Ответ 3 группы. Героями повести являются майор, безволосый парень (“новоженя”), мужчина в соломенной шляпе (“соломенная шляпа”), парнишка в сереньком костюмчике (Николай), Катерина, толстуха с дрожжами.

Портрет – изображение внешности героя (черты лица, одежда, фигура, поза, особенности мимики, жестов, походки, манера говорить, держаться) является в повести, как и в других произведениях, средством характеристики. Майор любит свою “малую” родину, стремится увидеть Каравайку. Он добрый (“…жалость к Мите кольнула сердце”). В. И. Белов использует безличное предложение, чтобы выразить чувства майора (“…и смешно, и грустно, и радостно” было ему). Не боится грязной работы, когда вынужден помогать шоферу. “Он теперь знал, что жил и рисковал иногда жизнью из-за нее, ради этой родины, ради ее людей, и все, что было с ним до этого, наполнилось теперь новым смыслом”– пишет автор об этом кадровом военном. Разбудила воспоминания в нем и встреча с Катериной, которую когда-то любил.(Зачитываем эпизод). Совсем другим человеком предстает перед нами мужчина в соломенной шляпе. Он, “…намертво вцепившись в борт, сидел молча”, когда все помогали шоферу. Не смог выдержать такой трудной дороги, на середине пути возвратился назад, хотя его и ждали родные. Наверное, поэтому писатель с иронией называет его “соломенная шляпа”. “Новоженя”, беловолосый парень, и Коля, сын Катерины, трудолюбивы, приветливы. Беловолосый парень недавно женился (“новоженя”), рос в семье, где было девять детей. В.И. Белов, рассказывая о родителях юноши, подчеркивает роль семьи в жизни человека. Катерина одинока, “…красива последней бабьей красотой…”, оштрафована за “охапку” сена для скотины.

  • Задание для 4 группы. Найдите описание природы в повести. Какую роль оно играет?
  • Ответ 4 группы. Пейзаж в произведении имеет изобразительное значение и служит дополнительным средством для более выразительного изображения душевного состояния героев, способствует раскрытию замысла автора. В повести “За тремя волоками” несколько пейзажных зарисовок. (Зачитываем некоторые из них). “…необычная тишина утра и запах мокрой травы и деревьев поразили” майора. А “…хмель, словно назло безлюдью, …вился кверху”, когда военный стоял у разрушенной деревни.
  • Карточка-задание 5 группе. Найдите средства художественной выразительности в повести. Для чего они служат? Каков язык произведения?

Ответ 5 группы. В повести заметны признаки северного диалекта, разговорного языка: “ к секлетарю”, “ по ей”, “тамотка”, “пондравилось”, “опеть”, “заместо его”, “евонное”, “бонба”, “эко место”, “ноне”, “сулят”, “ишшо”, “зетя-то”, “тилиграму”. Эти слова принадлежат сельским жителям, простым труженикам. В. И. Белов помогает понять читателям, что народ не только создатель всей материальной культуры, но и творец поэтического мира. Писатель, изображая речь героев, передает свое отношение к действительности, свои мысли о самом важном для человека – о добре и зле, о мире. “А то все войну сулят. Хоть и не первый дождь на голову, а не надо бы, парень…Всем крышка”, – говорит старик майору. Смысл высказывания создается у В. И. Белова в повести средствами фонетики (интонацией в речи сельчан) и средствами словообразования (“Олешка”, “батюшко”, “новоженя” ). Средства художественной выразительности показывают отношение писателя к событиям, героям, усиливают выразительность речи. Метонимию “ соломенная шляпа” автор применяет, когда речь идет о мужчине в соломенной шляпе, угрюмом, ленивом. Сравнения “золотым блином висела в небе луна”, “хмельник еще бодро топорщился пиками нескольких кольев”, “хмель спиралями вился кверху” показывают красоту русской природы. Метафора “ луну пополам разрезало плоское слоистое облачко” и антитеза “…свистели ракеты, а здесь была тишина” словно подчеркивают одиночество майора, его боль. Эпитеты, инверсии, параллелизм в песнях, которые пел старик, придают тексту народно – поэтический колорит. Эпитеты в повести не только рисуют картины, но и выражают чувства героев, указывают на внезапность происходящих перемен. Такая окраска языка говорит о том, что утверждаемый В. И. Беловым идеал – это народная правда, выработанная веками.

  • Вопросы учащимся:
  • Почему это произведение можно назвать повестью?
    Сюжет менее сложен, чем в романе. Изображаемые события объединяются в основном вокруг майора, главного героя.
  • Каков конфликт в произведении?

Конфликт можно назвать психологическим. В. И. Белов ставит своих героев в ситуацию нравственного выбора. Майор, несмотря ни на что, находит свою родную деревеньку, мужчина в соломенной шляпе возвращается назад, не выдержав трудной дороги. Такие герои, как Катерина, родители “новожени”, честно трудятся на родной земле, не покидают ее.

  • Какие проблемы можете выделить?
    Проблемы гибели русских деревень, любви к родному краю, преемственности поколений.
  • Раскройте содержание понятия индивидуальный стиль писателя.
  • Перечислите элементы художественной формы, слагающие литературный стиль. (Обращаемся к слайдам.)

Для современного понимания литературно-художественного стиля существенно следующее:

Таким образом, главным стилевым принципом, закономерностью прозы В. И. Белова становится обращение к теме русской северной деревни, теме крестьянства, использование разговорного языка с целью создания мира сельских жителей в его природных, бытовых, речевых чертах.

  • Подводя итоги, сделаем выводы, расставим нравственные акценты. Любовью к русскому человеку, к русской деревне наполнено сердце В. И. Белова. Любовью и заботой о судьбе погибающей русской деревни. Герои повести выражают мысли писателя о жизни, об отношении человека к своей “ малой” родине. Человек будет жить до тех пор, пока жива его память об отчем доме. В повести “За тремя волоками” реальная дорога стала означать еще и путь в будущее, а родной “опечек” от дома майора символизирует отчий дом, который нужен каждому человеку, потому что придает силы, ведь сначала взрослые хранят детей, а потом молодые бережно заслонят стариков. Повесть “За тремя волоками” написана в 1965 году, но и сейчас стоят те же проблемы перед русской деревней. (Ученики называют такие села и деревни в нашей местности, как Сидорово, Демьяново, откуда люди вынуждены уезжать, так как нет работы.) А ведь совсем недавно это были большие поселения, и люди хотели там жить. Сейчас писатель по-прежнему занимает активную позицию. Он пытается осмыслить и запечатлеть в памяти сегодняшнего читателя вековые крестьянские традиции.
  • Рефлексия. Вопросы к классу. Что запомнилось сегодня на уроке? Что хотели бы узнать еще о творчестве В.И. Белова?

Учащиеся отмечают, что интересно было бы узнать о жизни писателя в Грязовце, о его работе в районной газете, о произведениях, написанных в последние годы.

Наш корреспондент стал первым посетителем в музее-квартире Василия Белова


Текст: Дмитрий Шеваров

Фото: Анатолий Заболоцкий, Дмитрий Шеваров

Нигде я не слышал, чтобы снег скрипел так звонко, как в Вологде.

Мы стоим с женой писателя Ольгой Сергеевной Беловой у окна в кабинете Василия Ивановича. Рябина стоит голая, без ягод. Пустынный двор занесен снегом. Вдали золотится луковка колокольни.

На рабочем столе - том писем Чехова, дореволюционное издание Гоголя в старой орфографии, книга о Паскале, атлас СССР. Над столом - скорбная Тихвинская. Лампада, не мигая, младенчески смотрит в сумерки.

Когда-то мать писателя Анфиса Ивановна, глядя в это зимнее окно, напевала, тоскуя о лете, о деревне своей Тимонихе:

Все прошло и все пропало,

Снегу белого напало…

А Тимониха - вот она, на стене, на картине. Серые пятнышки редких изб под низким небом, заснеженное поле, гребень синего леса вдали, Никольский храм. Белов поднимал его из руин в конце 1980-х годов. Сам плотничал, стелил полы, делал проводку, собирал иконостас. Сам вырезал и установил над куполом дубовый крест.

В 1992 году прошла первая за шестьдесят лет божественная литургия. Белов очень надеялся, что восстановление храма вдохнет жизнь в деревню. Но ушли последние старики, молодые приезжают лишь как дачники (от Вологды три, а то и четыре часа езды на машине), и вот уже не первый год Тимониха, как и все окрестные деревни, остается безлюдной с осени до весны.

И все-таки вера в то, что люди вернутся в Тимониху, не оставляла Василия Ивановича, потому и завещал похоронить себя на родине, близ могилы матери.

В этом завещании был его последний вызов урбанизации, губительной для русского лада агрессии города. Вызов разрухе и самой смерти.

Казалось бы, северной деревне и умирать уже дальше некуда. Но вот свежий факт страшной статистики: сельское население Вологодской области с 2004-го по 2014 год уменьшилось на 55 тысяч человек. Если учесть, что сегодня в редкой вологодской деревне живет более пятидесяти постоянных жителей, то получается, что за десять лет ушли в небытие 1100 деревень.

Белов пробовал себя в живописи, брал уроки у своего друга-художника, сохранился этюдник. Вот пейзаж на стене в коридоре.

— Он был недоволен этим этюдом, говорил, что облака не получились, - вспоминает Ольга Сергеевна.

А ОБЛАКА ПЛЫВУТ СЕБЕ И ПЛЫВУТ

Каждый из этих писателей создал миф о своей родине. Говорят, что и Белов создал такой миф о вологодской деревне - трагический и в то же время невероятно притягательный. Но, по-моему, миф - это не про беловские книги. То, что нам рассказал Василий Белов, - не коктейль экзотической реальности и изощренной фантазии. Его рассказы - запёкшиеся в слове кровь и пот надсаженных, надорванных поколений.

2 сентября 1943 года в бою близ деревни Плешково на Смоленщине погиб красноармеец 322-го стрелкового полка 32-й стрелковой дивизии Иван Федорович Белов. Пятеро детей остались сиротами. Васе было одиннадцать лет.

Он сам несколько раз погибал в детстве - падал с крыши и с необъезженной лошади, травился окисью углерода, проваливался под лед, умирал от голода и страха, заблудившись в лесу.

В середине 1960-х, через двадцать лет после войны, не от историков, а от Василия Белова, из его новомирских рассказов, городские жители узнали о том, что происходило в сороковые годы в северной деревне. Он дал выплакаться своим землякам, написав русскую книгу Иова.

Сейчас трудно представить, что эти горькие великие рассказы написал веселый тридцатилетний парень, вчерашний секретарь райкома комсомола, весельчак, не расстававшийся с гармонью.

…Ольга Сергеевна открывает папку с рукописями Василия Ивановича: удивительно красивый, ровный почерк. Издалека почему-то кажется, что это не буквы, а ноты. Ноты реквиема.

Как-то один читатель Белова приехал в Вологду из Москвы с мечтой просто увидеть писателя. Дело было летом, и ему сказали, что Василий Иванович в Тимонихе. Читатель шесть часов добирался до Тимонихи, нашел дом Белова. В нерешительности потоптался у калитки, и тут увидел мать писателя Анфису Ивановну. Попросил у нее попить. Старушка подала ему кружку воды. Читатель выпил воды, побродил по деревне, а потом так и уехал, не решившись тревожить любимого писателя.

Город невелик и все в Вологде Василия Ивановича знали. Два года и три месяца прошли со дня его ухода. Не забылся еще торопливый постук по тротуару его палки. Он и в старости не умел ходить медленно и важно, всегда поспешал.

Василий Иванович Белов скончался под этой иконой 4 декабря 2012 года, в день Введения во храм Пресвятой Богородицы.

+

10 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 10

Ответ

+

Автор вспоминает свое военное детство. Жил он в Белоруссии. Отец ушел на фронт, мать партизанам, ходила по селам, будто нищенствовала, а сама смотрела, что происходит у немцев.

Однажды ночью в ее избу пришли партизаны, а уходя, забыли фонарик. Мальчик любил его рассматривать.

А потом Белоруссию освободили. Но мать погибла от случайного осколка, а отец не вернулся с фронта. Мальчика взяла к себе соседка, но у нее самой было трое детей. И мальчик, услышав, что на станции открылся детский дом, ушел туда сам.

В детском доме ему было не очень-то хорошо, другие мальчишки задирались, пытались отнять у него фонарик.

Детей мало-помалу разбирали вернувшиеся в фронта и из эвакуации родители. Однажды пришел офицер-орденоносец, он искал свою дочку по всем детским домам Белоруссии. Но поиски были безуспешны.

И в нем мальчик узнал того партизана, который был у них в избе той ночью. И показал ему фонарик, тогда только военный вспомнил его. Вспомнил и решил взять к себе -- вместо дочки.

Ответ

+

Ответ

+

Персонажи, которые встречаются в сказке: главная героиня - принцесса Изольда; главный злодей (искуситель) - старик, предложивший убить цаплю в обмен за хохолок; персонаж второго плана - отец принцессы, добрый сердечный король; Сагир - жених; две белые цапли, оставшиеся в живых после массового убийства птиц людьми.

Краткий пересказ сюжета: Изольда собирается замуж и придумывает себе свадебный наряд. Для того, чтобы получить желанный головной убор, надо убить одну белую цаплю. Девушка дает согласие на эту жестокую меру и получает в срок свое украшение. После свадьбы она уезжает с мужем. Тоска по Родине приводит ее в отчий дом спустя несколько лет. Ночью она видит страшный сон о том, что ее желание заполучить хохолок привело к гибели всех птиц. Изольда полна раскаяния, теперь ее миссия - это сделать людей своей страны счастливыми.

А основную мысль для дневника читателя можно сформулировать на основе этого расширенного варианта, выделив наиболее важную для вас.

Или если кратко, то прежде чем браться за реализацию своей мечты, надо 100 раз подумать, к чему она может привести. Не бывает одной жестокости, ибо следует другая и т.д.. Череда из мерзких поступков приводит к гибели не только твоей души, но и целых народов.

Это произведение Телешова оставило во мне неизгладимое впечатление, т.к. погубленные птицы напоминают народы, которые также истребляются по прихоти более сильных государств, считающих себя Богом на планете. И закончить свое заполнение тетрадки предлагаю, на мой взгляд, подходящими строчками из басни Крылова:

Ответ

+

Прости но я не могу написать ответ

Ответ

+

Читайте также: