Некрасов повесть о бедном климе краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Некрасов Николай Алексеевич

Народу на Руси живется тяжело и плохо, но в нем есть силы, чтобы изменить это с помощью народного порыва (восстания).

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

Семеро временно обязанных крестьян из разных деревень идут каждый по своим делам по одной дороге. Завязывается спор – кому на Руси живется комфортнее и лучше всего. Предлагают разные варианты: лучше живут священники, купцы, помещики, чиновники, вельможи при дворе, министры, а то и сам царь. Крестьяне спорят до хрипоты, забывают о делах, но продолжают идти. Вечером замечают, что отошли от своих деревень на 30 верст (≈32 км).

Домой возвращаться поздно – решают заночевать в лесу, готовят нехитрый ужин, добывают водку. Алкоголь превращает спор в драку, которая тревожит даже зверей и птиц. Птенчик пеночки выпадает из гнезда, его подбирает Пахом. Мать-пеночка просит отпустить птенца взамен на секрет. Птичка рассказывает, где найти скатерть-самобранку, но предупреждает: просить у скатерти надо ровно столько, сколько хватит на один раз, иначе быть беде. Мужики отыскивают скатерть, наедаются и решают обойти всю Русь, чтобы решить спор.

* Временнообязанные – крестьяне, получившие личную свободу, но не выкупившие землю у помещика, поэтому обязаны платить за аренду оброком.

Наутро мужики отправляются по просторам родины, но их не радуют картины деревень и полей: во всем они видят нужду, нищету и тяжкий труд людей. Мастеровых, солдат, нищих даже не спрашивают о жизни –

и так ясно, что они плохо живут.

Встречается мужикам поп, его просят рассказать о своем житье. Оказывается, у попа нет ни покоя, ни почета, ни богатства. Вместо покоя – постоянная забота о прихожанах, душевная боль от вида людских страданий, вместо почета – оскорбительное отношение со стороны людей, вместо дохода – жалкие крестьянские копейки, отсутствие помощи от власть имущих. Мужики понимают: и попу нелегко живется. Отправляются дальше.

II. Сельская ярмонка

Проходя через деревни и села, мужики удивляются пустоте улиц. Узнав, что все ушли на ярмарку в село Кузьминское, они тоже отправляются туда – найти того, кто хорошо живет. В торговом поселке на каждом шагу питейные заведения, палатки кабатчиков, народ неустанно пьет.

В книжной лавке люди покупают портреты неизвестных генералов и вельмож и книги сомнительного содержания. Им не хватает образованности и понимания, что реально имеет ценность.

Путники смотрят представление народного театра: Петрушка обличает полицейских. Весь день на ярмарке пьют водку.

III. Пьяная ночь

Барин Веретенников рассуждает о том, как больно видеть спивающийся народ. Один из мужиков объясняет ему, что это происходит от тяжелой жизни и постоянной работы:

Мужику Якиму обидно, что барин меряет его своими мерками, не понимая, как плохо живется народу. И если бы не водка, было совсем невыносимо. Барин соглашается и даже пьет вместе с Якимом, признавая правоту его слов.

Путники хотят поскорее вернуться домой, поэтому, подкрепившись, идут искать, кому живется счастливо на Руси.

IV. Счастливые

Путники пошли на хитрость: сказали, что нальют вина тому, кто счастлив. Народ и знать не знает о счастье, но подходит, потому что хочется выпить.

Все же некоторым налили. Солдату – за то, что остался жив и оттого счастлив, бывшему каменщику – за то, что выжил в нечеловеческих условиях, крестьянину, уцелевшему после схватки с медведем.

Путникам советуют навестить Ермилу Гирина, уж он точно счастлив!

Этот человек снискал всеобщее уважение за то, что всегда был честен и помогал народу, когда служил старостой. Его настолько любили, что когда ему понадобилось выкупить свою мельницу, а денег не было, народ собрал ему за час тысячу рублей. Но поп утверждает, что Ермила после народных бунтов оказался в тюрьме, идти к нему бесполезно.

Под утро все расходятся, а мимо путников едет коляска помещика.

Путники останавливают коляску помещика Гаврилы Оболт-Оболдуева. Он сначала принимает мужиков за разбойников, грозится их застрелить. Но мужики просят рассказать, счастливо ли ему живется. Посмеявшись, помещик поведал им о своих печалях. Раньше помещичья жизнь была лучше. Роскошь, пиры на весь мир, охота, большой штат слуг, почет и уважение. Сейчас эти времена ушли в прошлое, крестьяне стали свободными, поэтому земля не обрабатывается должным образом, хозяйство вести сложнее, леса вырубаются, мужики беспробудно пьют, а помещику приходится самому во все вникать.

Трудись! Кому вы вздумали
Читать такую проповедь!
Я не крестьянин — лапотник —
Я божиею милостью
Российский дворянин!

Помещик плачет и жалуется мужикам, те ему сочувствуют.

ПОСЛЕДЫШ (из второй части)

Лето, жара, странники пришли на берег Волги. Неподалеку увидели большой покос, на котором крестьяне со своими семьями заготовляют сено.

Странники уже несколько месяцев не работали, им захотелось покосить траву. Женщины передали им косы, путники наработались всласть.

Вдруг послышалась музыка и к берегу пристали господские лодки – помещик Утятин с семейством приехал посмотреть на работы. Старик Влас скомандовал всем работать дружнее, кланяться ниже, не расстраивать помещиков.

Старый князь проверяет сено и находит, что оно непросушенное. Тут же работники раскидывают весь стог на просушку. Господа уходят завтракать.

У старого князя Утятина случился инсульт, после этого старик сильно изменился. Забывает про новые законы, не может отказаться от привычки командовать мужиками, хотя они стали вольными. Крестьяне зовут его Последышем.

Стрый князь разболелся, приехали его сыновья, желая прибрать к рукам поместье. Но старик не умер, зато лишился рассудка – прогневался на сыновей, отказался от них. Сыновья испугались, что их лишат наследства, и стали потакать отцу. Одна сноха зачем-то сказала князю, что крестьян вернули хозяевам. Тот поверил, выздоровел и стал еще безумнее. С тех пор пред ним ежедневно разыгрывается спектакль о том, что все идет по-старому. За это сыновья Утятина отдали крестьянам земли. Влас смотрит за хозяйством, но на роль управляющего выбрали Клима, которому не стыдно притворяться.

Рассказывают, что однажды крестьянин Агап не выдержал придирок князя и высказал ему все. Старик велел высечь Агапа, и это тоже превратили в спектакль: его поили водкой на конюшне, он кричал, а барин слушал. Небитый Агап все же умирает – люди думают, что от водки и унижения.

Власа зовут к господам.

Спустя время наследники начинают тяжбу с крестьянами, чтоб отсудить земли обратно.

КРЕСТЬЯНКА (из третьей части) (глава)

Путники решают, что надо спросить о счастливой жизни и женщин, не только мужиков. Многие женщины сразу отнекиваются, но зато направляют путников в село Клин. Там проживает умная, работящая и счастливая женщина – Матрена Корчагина. Странники идут ее искать, проходя через богатейшие поля пшеницы, ржи, льна и ячменя. Идет время сбора урожая, кругом поспевают овощи и фрукты.

Но в селе Клин бедственная обстановка – покосившиеся избы, нищета, беспорядок. Поместье осталось без присмотра, барин уехал за границу, а управляющий лежит при смерти. Крестьяне не справляются с хозяйством. Они слоняются голодные и неприкаянные, разбирают усадьбу, объедают плодовые деревья, ловят рыбу в прудике. Странники удивлены картиной разрухи.

В поле путники находят Матрену Тимофеевну с другими жнецами, просят ее выложить душу и поведать о жизни. Женщина соглашается только после того, как странники обещают помочь с жатвой. Вечером после работы крестьянка готова рассказать о себе.

I. До замужества

Матрена с детства росла в хорошей семье, родители были непьющими, баловали, любили дочь, легко приобщили ее к домашнему труду. Девушкой она была бойкой, красивой, нравилась парням, но сама никогда на них не вешалась, даже избегала их внимания.

Однажды к ней посватался чужак – питерский купец, Филипп. Поначалу Матрена его дичилась, но начала присматриваться и разглядела в нем человека по сердцу. Женщина считает, что была счастлива только в самом начале отношений:

Филипп обещает, что не будет обижать и Матрене не придется плакать. Мать девушки очень переживает о том, как ее дочь будет жить на чужбине. А отец быстро договаривается со сватами.

Поется песня о том, как тяжело живётся девушке в семье мужа среди всеобщего осуждения. Жена – последний человек в доме, все ее ругают, совестят, не дают спать и заставляют работать.

Матрена жалуется путникам на родственников мужа:

Филипп уезжал надолго по делам и велел Матрене терпеть. Так женщина и делала: молча терпела, работала, сносила все нападки родственников.

Когда приезжал муж, Матрене было комфортно и весело, она оживала.

Женщина с теплом вспоминает мужа, хотя он даже поднимал на нее руку, чаще из-за вмешательства родных.

Поется песня о том, как муж бьёт свою жену. Героиня песни обращается за помощью к свекрам, но те велят бить ещё сильнее.

III. Савелий, богатырь святорусский

Савелий похож на богатыря: массивный, рослый, высокий. По легендам, ему уже 100 лет. Он недолюбливает сварливую семью, а те его кличут каторжником. Матрёна часто берет работу и с сыном уходит к дедушке Савелию. Так он и рассказал ей про свою жизнь.

Когда Савелий был молод, село Корёгино жило без барской власти, само по себе, потому что в него было трудно добраться. Кругом густые леса, нет дороги, сложно контролировать мужиков. Оброк платили раз в три года, изредка помещик Шалашников пытался что-то получить с крестьян. Но мужики прикидывались нищими, чтоб сохранить свои деньги. Наказания и порка не помогали, мужики не платили оброк.

Когда барин умер, стало сложнее: на место приехал немец-управляющий. Он хитростью заставил мужиков сделать дорогу, втянул их в работы, заставил платить оброк и вконец разорил крестьян. Но люди терпели:

Как-то раз, когда немец ругал голодных мужиков, уставших от копания колодца, они столкнули его в эту яму и засыпали землей. После этого Савелий попал на каторгу на 20 лет, затем на поселение в Сибирь – еще на 20 лет. Ситников перестал докучать женщине, так как умер от холеры. Но позже у Матрены случилась настоящая беда.

Родня ругает Матрену и предлагает ей оставить сына дедушке Савелию, чтоб она смогла больше поработать. Но старик недоглядел за правнуком: по его вине погиб Демушка, его съели свиньи. Савелий умоляет Матрену простить его. Женщина сходит с ума от горя, для нее это страшная потеря.

Полиция допрашивает Савелия, затем мать. Женщину обвиняют в том, что она со стариком-сожителем сама решила погубить дитя. Матрена защищается от несправедливых обвинений, но ведет себя странно, кричит и плачет. Последней каплей для матери становится экспертиза тела ребенка – Демушку режут и проверяют лекари. Матрена ругает их, выкрикивая страшные проклятия. Люди решают, что она сошла с ума. Матрена теряет сознание, а после не помнит, что произошло.

Зайдя домой и увидев гроб, мать вспоминает о своем горе и в отчаянии ругает деда Савелия, а тот пытается ее успокоить. Он рассказывает, что общение с правнуком стало для него счастьем, от которого растаяло его каменное сердце. Женщина смиряется. Савелий и Матрена читают молитвы и верят, что Демушка окажется в раю.

Матрена три года не может прийти в себя после смерти сына. Даже сейчас, спустя двадцать лет, она все помнит. Дед Савелий после смерти правнука шесть дней не выходил из комнатки, а после ушел из дома – сначала одиноко оплакивал горе в лесу, затем ушел в монастырь. За несколько лет у Матрены родилось еще несколько детей и умерли родители, осталась она полной сиротой. Савелий приходил на могилку правнука и снова просил Матрену простить его. Женщина простила. Спустя какое-то время умер и Савелий, прожив 107 лет.

Однажды старшего сына Федота староста решает выпороть за то, что он отдал волчице овцу. Мальчик пас стадо и быстро заметил хищницу, стал ее преследовать и даже забрал у нее добычу. Но тут он увидел, что волчица худая и слабая, а ее молочные железы в крови. Мальчик понял, что она мать, и ей надо чем-то кормить волчат, да и овца уже погибла. Поэтому Федот отдал волчице овцу, а деревенские поняли его рассказ неправильно.

Матрена дерзко отстаивает сына, в итоге решено наказать мать, а не мальчика. После наказания Матрена уходит на реку, где горько плачет и призывает родителей на помощь.

VI. Трудный год

Матрена вспоминает год, когда жизнь стала совсем невыносимой: тогда выдался неурожай, все голодали. Кроме этого, пришла новая беда – теперь в солдаты могли забирать не одного сына из семьи, а сразу нескольких. Так Филиппу пришлось пойти служить, а Матрена со своими детьми стала совсем лишней в семье. Родня на нее озлилась и постоянно пеняла за то, что она с детьми объедает их. Матрена научила детей просить милостыню и подаяния, лишь бы не воровали и не грешили.

Соседи тоже стали относиться к Матрене хуже – и смеются за спиной, и бранят, а заступника-мужа у нее больше нет. Однажды темной зимней ночью Матрена решает пойти за помощью, хоть и должна была вот-вот родить ребенка.

VII. Губернаторша

Матрена спешно покидает деревню и вдруг чувствует свободу.

Холодный ветер, пустынное место, молитвы богу помогают ей обрести душевное равновесие. Женщина идет в город к губернатору – просить, чтоб отпустили ее мужа и главного кормильца семьи.

Поутру Матрена приходит в город и находит дом губернатора. Заплатив часовому и лакею, женщина узнает, что можно попасть к губернатору через пару часов. Матрена гуляет по городу, доходит до базара и видит страшную картину – повар ловит селезня, чтоб зарезать, а тот кричит и не дается.

В губернаторском доме она снова платит лакею, и тот приглашает ее пить чай в свою каморку, а после уходит по делам. Заскучав и открыв дверь, Матрена видит на лестнице роскошно одетую ламу – это жена губернатора. Не помня себя, Матрена бросается ей в ноги, торопливо просит помочь и от переутомления падает в обморок. Очнувшись, она узнает, что произошли роды. Губернаторша помогает Матрене, размещает ее у себя, пока мать с сыном не окрепнут, крестит ребенка и дает ему имя. А главное – распоряжается вернуть мужа-солдата. По весне Матрена с мужем и сыном возвращаются домой. Впервые вся родня ей кланяется. А она готова до конца жизни славить губернаторшу Елену Александровну, помощницу и заступницу.

VIII. Бабья притча

Странники пьют за здоровье Елены Александровны и просят рассказать еще.

Матрена подняла пятерых сыновей, испытала много горя, пережила болезни, пожары и людское осуждение. Она рада, что ей не пришлось пережить стыд из-за домогательств Ситникова. Но ее огромная внутренняя боль осталась с ней, ее трудно объяснить другим.

Матрена дает совет странникам не искать среди женщин счастливых, потому что на Руси не найдется ни одной, которая жила бы хорошо. Уже поняли, в чем счастье всего человечества, но про женское счастье по-прежнему мало известно:

ПИР НА ВЕСЬ МИР

Странники отдыхают с мужиками, которым до этого помогали косить сено да угождать старому князю Утятину. Все рассказывают страшные и удивительные истории, поют песни, делятся печалями. Выясняется, что веселых песен на Руси нет, потому что жизнь трудная.

После смерти князя крестьянам пришлось вступить в долгую тяжбу за земли, которые наследники захотели отобрать назад. Решили отдать земли старосте, чтобы с нее платить подать. Только вот работать от зари до зари теперь не придется, крестьянин будет работать, только если захочет.

Рассказывают историю про верного слугу Якова, который так и не дождался хорошего отношения от барина. Ему стало так тяжко жить, что он поехал с барином через лес, да и повесился. У барина был паралич, и ему пришлось кричать, ждать помощи и корить себя за смерть слуги.

Потом мужики решают, кто всех грешней, вспоминают лекаршу Евфросинью и сказ про двух грешников. Выясняют, что грешней всего мужики, за это и наказаны.

Мимо едет солдат, его останавливают, просят спеть и сыграть на ложках. Тот поет тоскливую солдатскую песню:

Старик рассказывает, как лишился ног и потерял здоровье на военной службе. Народ расчувствовался, по копеечке набрал старому солдату денег.

Утром, напившись вволю, все стали расходиться.

Братья Добросклоновы ведут отца домой и поют песню о счастье народа.

Эпилог. Гриша Добросклонов

Из любви к матери и родному краю выросло призвание юноши. Гриша с 15 лет решил, что посвятит жизнь тому, что постарается освободить русский народ от рабства и непосильного труда. Юноша выбирает трудный, но честный путь, цель которого – счастье людей.

Гриша идет по дороге и вспоминает разговоры минувшей ночи.

В его душе рождается песня:

Юноша встречает по пути работающих крестьянок, детей, собирающих грибы, видит картины сожженного города, в котором уцелела только тюрьма.

Григорий наблюдает, как работают мастеровые и торговцы, как бурлаки тащат по Волге груз. Он понимает, сколько силы заключено в русском народе, и верит, что Русь спасется, когда народ в едином порыве решит покончить с такой жизнью.

Герои, исходив Россию вдоль и поперек, так и не находят тех, кому бы жилось хорошо и счастливо. Даже дворяне недовольны своей жизнью и мечтают вернуть былые времена, когда крестьяне были крепостными, а помещики имели больше власти. Это говорит о том, что реформы застали все сословия врасплох, и люди оказались не готовы к переменам. Но какие-то сдвиги в мышлении уже произошли, так как русский мужик наконец задумался о счастье, о том, что жизнь народа должна стать иной. И в новую жизнь народ приведут такие люди, как Гриша Добросклонов, будущий революционер.

Читайте также: