Ноко в школе в соответствии с фгос

Обновлено: 05.07.2024

Качество образования становится ведущей темой образовательной политики.

Сегодня определены стандарты обучения, что является важным этапом национальной политики в области образования и оценки его качества как составной части. К вопросу о масштабах оценки качества относится вопрос о количестве и структуре набора показателей, по которым оценивается образовательная организация.

Анализ мирового опыта показывает, что уже существуют процедуры внешней оценки, с помощью которых можно производить оценку образовательных программ, образовательных организаций и образовательных достижений школьников и их динамики, обеспечивающие качественное образование.

Требования к качеству образования отражены в следующих документах:

Современные ученые под ключевыми параметрами систем оценивания качества образования выделяют следующие виды, соответствующие трем основным информационным потребностям или целям:

  1. оценивание в классе для получения информации в помощь совершенствованию преподавания
  2. экзамены для наблюдения динамики прохождения обучающегося через образовательную систему
  3. исследования для мониторинга для предоставления информации об общих уровнях результативности.

Проблема оценки качества образования обсуждается и меняется в связи с изменениями требований общества и личности к образованию. Сформировался методический подход к оценке качества ,который воплотил в себя социальный заказ, достижения педагогической науки.

Он отражает понимание целей каждого исторического этапа развития образования, содержание и средства оценки результатов школьного образования. В педагогической науке появляются теоретические модели оценки качества, требования к методическому обеспечению и документам.

Независимая оценка качества образования выражает характеристику состояния образования, основанную на оценку достижений обучающихся и способность удовлетворять потребности личности и общества. Главным показателем качества выступают достижения и успехи обучающихся за конкретный промежуток времени.

Способ оценки качества предусматривает вариативное управление качеством образовательного процесса, например:

  • применение разноуровневой системы критериев для сравнения фактических результатов с нормативными требованиями,
  • оценка результатов образовательного процесса и их возможные причины,
  • представление результатов оценки в итоговых документах.

Независимая оценка качества школьного образования конкретизирует условия внедрения методологического подхода в образовательную практику.

Основные ее элементы, на мой взгляд, это:

  • требования к методическим материалам и документам по управлению качеством,
  • критерии оценки достижений обучающихся по отдельным предметам ,например по истории или обществознанию.

Необходимо выделить важнейшие принципы контроля обученности:

  • объективность
  • систематичность
  • наглядность

Они и являются главными компонентами образовательного процесса.

Инструментом оценки качества образования в школе является мониторинг внутренний и внешний.
Каждый субъект образовательного процесса (учитель, обучающиеся. родители, администрация и другие) заинтересован в обеспечении качества образования.

При оценке качества образования необходимо выделить следующие положения:

  1. оценка качества не должна сводиться только к тестированию знаний обучающихся, хотя и остается одним из самых распространенных показателей
  2. оценка качества образования осуществляется комплексно, рассматривая образовательную организацию во всех направлениях его деятельности.

Независимой оценки качества образования можно достигнуть, используя следующие элементы:

  1. установление стандарта
  2. использование индикаторов (измеряемых величин)
  3. установление критерия
  4. сбор данных и оценка результатов
  5. принятие соответствующих мер, оценивание результатов в соответствии со стандартом.

На современном этапе ведущее место занимает описание критериев оценки качества, которые обеспечивают сравнение фактических результатов обучения с нормативными требованиями, которые по любому предмету осуществляются на основе стандарта и программ.

Независимая оценка качества образования предусматривает создание ряда комплектов контрольно- измерительных материалов, программ статистической обработки материалов, компьютерную базу данных специальную подготовку учителей-предметников. Организацию мониторинга по всем курсам.

По мнению инициаторов реформ российского образования, одним из эффективных инструментов оценки его качества является Единый государственный экзамен. Разработчики считают, что ЕГЭ способствует повышению объективности оценки результатов выпускных экзаменом ,создает предпосылки для становления и развития национальной системы контроля качества образования. Такая база данных становится ценным материалом для проведения анализа качества по регионам, стране в целом.

Такая независимая оценка качества образования возможна в открытом и демократичном обществе, каковым и является РФ, где все граждане заинтересованы в получении объективных данных. При таком подходе российская система оценки качества будет способствовать подъему отечественного образования.

Статья 95. Независимая оценка качества образования

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 256-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.03.2022 ч. 1 ст. 95 излагается в новой редакции (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

1. Независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.

2. Независимая оценка качества образования включает в себя:

1) независимую оценку качества подготовки обучающихся;

2) независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Независимая оценка качества образования осуществляется юридическими лицами, выполняющими конкретные виды такой оценки, предусмотренной пунктом 1 части 2 настоящей статьи (далее - организации, осуществляющие независимую оценку качества образования).

(в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Организации, осуществляющие независимую оценку качества образования, размещают в сети "Интернет" информацию о порядке проведения и результатах независимой оценки качества образования и направляют ее при необходимости соответственно в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления.

5. Поступившая соответственно в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления информация о результатах независимой оценки качества образования подлежит обязательному рассмотрению указанными органами в месячный срок и учитывается ими при выработке мер по совершенствованию образовательной деятельности и оценке деятельности руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

(в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

7. На основе результатов независимой оценки качества образования могут формироваться рейтинги организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) реализуемых ими образовательных программ.

Министерством просвещения Российской Федерации осуществляется работа по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности федеральными государственными образовательными организациями, а также иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Ролик о проведении независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями:

Приказ Минпросвещения России от 15 февраля 2022 г. № 78

Приказ Минпросвещения России от 07 июля 2021 г. № 423

Приказ Минпросвещения России от 29 декабря 2020 г. № 853

Приказ Минпросвещения России от 13 марта 2019 г. № 114

Приказ Минтруда России от 31 мая 2018 г. № 344н

Какие критерии качества образования проверяют региональные органы управления в ходе независимой оценки качества.

Что проверяют региональные министерства на независимой оценке качества образования

Оценка школы проводится путем анкетирования. Улучшить показатели НОКО директору и завучу поможет предварительная проверка и устранение выявленных недочетов.

Изучите, какие анкеты и система баллов используются проверяющими для сбора информации. Также Вам доступны для скачивания интерактивные шаблоны этих анкет для заполнения на компьютере.

Читать

4 критерия качества образования

1. Полнота и актуальность информации на сайте образовательной организации

Залог успеха:

Дион.Школа помогает разобраться со всеми тонкостями оформления школьного интернет портала. Мы проверим сайт на соответствие стандартам и подготовим исчерпывающий список рекомендаций.

2. Комфортность условий и доступность услуг

Во время НОКО эксперты анализируют материально-техническое и информационное обеспечение по материалам самообследования на сайте образовательной организации. В самой школе оценят комфортность условий обучения. Проверяющие сравнят показатели вашей школы со средними по городу/региону, выявят уровень обеспеченности компьютерами, интерактивными досками, мультимедийными проекторами, пособиями и прочими учебными материалами.

Будет проведен обход школьных помещений, таких как спортивный зал и площадка, столовая, медицинский кабинет, комнаты релаксации и психологической разгрузки.

Залог успеха:

  • На портале образовательной организации отражены актуальные сведения по материально-техническому и информационному обеспечению.

На заметку директору: Напишите, что было сделано в школе для доступа к информационным системам, расскажите о новых электронных ресурсах.

  • Созданы условия для укрепления и охраны здоровья, налажена психологическая, медицинская и социальная помощь ученикам. На сайте школы рекомендуется разместить фотографии помещений, чтобы эксперты оценили не только наличие, но и качество условий.

На заметку директору: Проверьте, как педагог-психолог консультирует детей, родителей, учителей. Изучите планы коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с учениками, программы оказания помощи учащимся в трудной жизненной ситуации, методики социальной адаптации, план профориентационной работы.

  • В школе ведется работа по развитию творческих способностей учащихся, предусмотрено участие в конкурсах, выставках, олимпиадах, предусмотрена индивидуальная работа со школьниками.

На заметку директору: Запланируйте мероприятия по сдаче норм ГТО. Проконтролируйте число призеров и победителей. Разместите информацию о победителях в отчете по самообследованию, публичном докладе, на отдельной странице сайта, чтобы проверяющие сразу могли ее найти.

  • На школьном портале размещен учебный план и аннотации дополнительных образовательных программ.
  • Обеспечена доступная среда для обучения детей с ОВЗ: беспрепятственный доступ в школьное учреждение, адаптированные учебники, дидактические материалы и технические средства. Детям с ОВЗ и инвалидностью своевременно оказывается психологическая и консультативная помощь.

3. Дружелюбие и компетентность сотрудников школы

Этот критерий оценки анализируется при помощи очного или заочного анкетирования учеников и их законных представителей.

  • Высокая доля учеников и их родителей положительно оценивают доброжелательность, вежливость и компетенцию педагогов.

4. Удовлетворенность качеством образовательных услуг

Эксперты попросят совершеннолетних старшеклассников и родителей несовершеннолетних учащихся оценить комфортность условий обучения.

Залог успеха:

  • Высокая доля учеников и их родителей, которых устраивает материально-техническое обеспечение, качество образовательных услуг.
  • Высокая доля рекомендаций учиться в вашей школе.

На заметку директору: В план подготовки к НОКО включите контроль качества образования по результатам ВПР, региональных и муниципальных проверочных работ, промежуточной и итоговой аттестации, а также проконтролируйте результаты участия школьников на олимпиадах.

Как использовать результаты НОКО

Сравните результаты проверки с максимальными значениями по каждому критерию, изучите рекомендации, подготовленные независимыми экспертами. Для устранения выявленных недочетов следует разработать план и разместить его на официальном сайте образовательной организации.

от 14 октября 2013 года

Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра образования
и науки Российской Федерации
А.Б.Повалко
14 октября 2013 года

Настоящие методические рекомендации подготовлены Министерством образования и науки Российской Федерации с целью содействия развитию системы независимой системы оценки качества работы образовательных организаций (далее - Методические рекомендации).

В Методических рекомендациях дано определение независимой оценки качества образования с указанием основных "потребителей" результатов работы соответствующей системы, описаны формы независимой оценки качества, указаны возможные направления применения системы в деятельности органов управления образованием - соответствующая обобщенная информация представлена в разделе "Общие положения". Также в методические рекомендации включены разделы, характеризующие объект, инструменты, заказчиков, участников независимой оценки качества образования, порядок использования инструментов независимой оценки качества образования для разработки и принятия управленческих решений.

I. Общие положения

Независимая оценка качества образования - оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования:

- потребностям физических лиц - потребителей образовательных услуг (в том числе, родителей несовершеннолетних, обучающихся по программам дошкольного, общего и дополнительного образования детей и иным программам, и совершеннолетних, обучающихся по соответствующим образовательным программам) в части оказания им содействия в выборе образовательной организации, образовательных программ, соответствующих индивидуальным возможностям обучающихся, а также определения уровня результатов освоения образовательных программ;

- потребностям юридических лиц (в том числе самой образовательной организации) в части определения качества реализации образовательных программ, необходимых корректировок этих программ по итогам экспертизы;

- учредителя, общественных объединений и др. в части составления рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур для последующей разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на повышение качества реализуемых ими образовательных программ.

Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе юридических или физических лиц с привлечением к этой оценке организаций, имеющих опыт в данной деятельности и использующих валидный инструментарий для проведения оценочных процедур. Вместе с тем, образовательная организация вправе выбрать сама те организации (общественные, общественно-профессиональные, автономные некоммерческие, негосударственные организации), которые будут содействовать получению ею независимой оценки деятельности.

Независимая оценка качества образования может осуществляться в форме рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур в отношении образовательных организаций всех видов, а также образовательных программ, в том числе с использованием методологии и результатов международных сопоставительных исследований в области образования.

В мировой практике разработкой и реализацией процедур независимой оценки качества образования, в том числе рейтингов организаций, предоставляющих образовательные услуги, занимаются, как правило, независимые организации.

На уровне региона, муниципального образования также может быть востребована сравнительная оценка (рейтингование) школ (например, в разрезе отдельных категорий: гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением ряда предметов).

Результаты оценки могут оказаться значимыми для широкого круга заинтересованных пользователей: родителей, руководства школ, органов управления образованием муниципального, регионального и федерального уровней.

Соответствующий рейтинг (или другие оценочные процедуры) может быть инициирован учредителем для последующего обсуждения параметров качества образования, соответствия запроса потребителей и предложений поставщиков на рынке образовательных услуг, места и роли продвинутых школ в развитии системы образования.

Инициатором проведения сравнительных оценочных процедур также могут выступать общественный совет при региональном (муниципальном) органе исполнительной власти, региональная общественная палата, общественные объединения.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, органы местного самоуправления могут инициировать проведение оценочных процедур с учетом перспективы их применения в интересах граждан.

Инициативу по проведению оценочных процедур, направленных на получение результатов, значимых для отдельных граждан, проявляют сами граждане при обращении с соответствующим заказом в организации (к экспертам), осуществляющие такие процедуры.

II. Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций

1. Методические рекомендации разработаны для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, в целях осуществления деятельности в интересах потребителей образовательных услуг и улучшения информированности потребителей о качестве работы образовательных организаций через:

С учетом результатов пилотных проектов по проведению независимой оценки качества в Астраханской области, Пермском крае.

- привлечение к оценке качества образования общественных и общественно-профессиональных организаций, негосударственных, автономных некоммерческих организаций, отдельных физических лиц в качестве экспертов, специализирующихся на вопросах оценки качества образования;

- координацию действий ведомств, негосударственных структур, общественных, общественно-профессиональных организаций по повышению качества условий образовательного процесса, реализуемых образовательными организациями образовательных программ, результатов освоения образовательных программ, определяемых федеральными государственными образовательными стандартами и потребностями потребителей образовательных услуг;

- совершенствование содержания и способов организации образовательного процесса в образовательных организациях для достижения соответствия результатов освоения образовательных программ современным требованиям в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

- мероприятия по повышению эффективности, качества и доступности образовательных услуг.

2. Система независимой оценки качества образования

2.1. Объект независимой оценки качества образования

Объектом независимой оценки качества образования могут быть:

образовательные программы, реализуемые образовательными организациями;

условия реализации образовательного процесса, сайты образовательных организаций и др.;

результаты освоения обучающимися образовательных программ;

деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление образованием, органов местного самоуправления в части организации текущего функционирования и развития образов.

2.2. Инструменты независимой оценки качества образования

Согласно принципам информационной открытости в соответствии с действующим Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) все образовательные учреждения обязаны представлять на своем сайте данные о своей деятельности (далее - открытые данные).

Данная норма расширяет возможности для формирования различных инструментов независимой оценки качества образования. В этой связи органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, могут осуществлять мониторинг информационной открытости образовательных учреждений или рекомендовать его проведение негосударственным организациям с целью стимулирования через публикацию его результатов выполнения соответствующей нормы Федерального закона.

Организации, осуществляющие оценочные процедуры, используют открытые данные, публичные доклады региональных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных организаций (при согласовании с образовательной организацией) для построения рейтингов (рэнкингов) по различным основаниям, в интересах различных групп потребителей образовательных услуг.

2.2.1. Рейтинги в образовании

Рейтинги в сфере образования являются популярным и востребованным инструментом управления и информирования потребителей образовательных услуг.

Вместе с тем, рейтинг - один из возможных в рамках независимой системы оценки качества образования подходов к представлению информации о результатах деятельности образовательных организаций. Для обеспечения качества и достоверности осуществляемых в субъектах Российской Федерации рейтингах необходимо соблюдение следующих рекомендаций:

- информация об осуществляемых в субъекте Российской Федерации процедурах независимой оценки качества образования была размещена в открытом доступе и содержать:

описание методов и индикаторов, используемых при построении рейтинга образовательных организаций;

сведения о баллах и весах для каждого отдельного индикатора, используемых для расчета итогового/комплексного индикатора;

анализ и интерпретацию полученных в ходе оценочных процедур результатов;

- при формировании системы рейтингов необходимо учитывать специфику характеристик и факторов, влияющих на качество предоставления образовательных услуг (территориальное расположение, направленность образовательных программ, особенности контингента обучающихся);

- все информационные источники, используемые для осуществления рейтинга, должны быть открытыми, а также предусматривать возможность уточнения и/или проверки представляемых данных (отчетные данные ведомственной статистики, базы данных, результаты внешних оценочных процедур, мнения школьников, учителей и родителей, и т.п.);

- результаты рейтинга должны быть направлены на удовлетворение запросов целевой аудитории (участников получения, предоставления образовательной услуги, заинтересованных организаций, ведомств) и представлены в открытом доступе в сети Интернет;

2.2.2. Публичные доклады и другие открытые данные

С переходом на новые образовательные стандарты образования расширено общественное участие в управлении образованием и оценке его качества, эффективности. Данные внешней и внутренней оценки публикуются образовательными организациями в публичном докладе, обсуждаются с участием представителей органов государственно-общественного управления образованием, СМИ, общественных объединений.

В настоящее время в 84,4% организациях общего образования Российской Федерации созданы и осуществляют свою деятельность органы государственно-общественного управления (советы образовательного учреждения, управляющие советы, наблюдательные советы). В 51,5% школ Российской Федерации действуют одновременно несколько форм государственно-общественного управления.

Необходимо обеспечить максимальное включение представителей данных органов в развитие региональной инфраструктуры независимой системы оценки качества образования, а также в совершенствование подходов к формированию содержания и форматов представления и обсуждения публичных докладов, используемых при оценке условий и результатов реализации образовательных программ соответствующего уровня.

Параметры представления информации в публичных докладах уточняются в соответствии с ожиданиями и запросами граждан - потребителей образовательных услуг, представителей заинтересованных структур (бизнес, общественные объединения, профессиональные объединения и ассоциации). Публичные доклады размещаются на официальных сайтах образовательных организаций, органов, осуществляющих управление в сфере образования.

В соответствии со статьей 97 Федерального закона органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают открытость и доступность информации о системе образования.

Данные официального статистического учета, другие сведения, характеризующие условия и процесс образовательной деятельности в образовательной организации, размещаются на официальном электронном ресурсе в информационно-коммуникационной сети "Интернет". При подготовке и размещении соответствующих данных необходимо руководствоваться Правилами размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации (постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 года N 582).

Размещенные в открытом доступе данные о деятельности образовательных организаций могут использоваться в процедурах независимой оценки качества образования при условии согласования участия самой организации в данных процедурах.

2.2.3. Измерительные материалы

Для определения уровня результатов освоения образовательных программ организациями, осуществляющими оценочные процедуры, разрабатываются соответствующие измерительные материалы (тесты, оценочные задания, др.).

В качестве основы для разработки измерительных материалов используются:

- требования соответствующих ФГОС к результатам освоения образовательных программ;

- измерительные материалы международных сопоставительных исследований результатов образования;

2.3. Заказчики независимой оценки качества образования

В качестве заказчиков процедур независимой оценки качества образования могут выступать:

- общественные советы, общественные объединения, региональные общественные палаты - формируют заказ на проведение сопоставительных оценочных процедур для определения качества работы и результатов деятельности образовательных организаций совместно с информационными агентствами, организациями, осуществляющими процедуры независимой оценки качества образования;

В составе общественного совета целесообразно обеспечить участие представителей профессиональной педагогической общественности в количестве не более 1/3 его членов, а также обеспечить формирование перечня задач и полномочий, обеспечивающих проведение процедур независимой оценки качества образования.

- учредитель образовательной организации - обращается к организации, осуществляющей процедуры независимой оценки качества образования, для включения подведомственной организации (с учетом согласия на участие в соответствующей программе со стороны органа государственно-общественного управления данной организации) в соответствующие программы оценочных процедур (в том числе рейтинги, формы общественно-профессиональной аккредитации, др.);

- органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления - согласовывают с общественным советом инициативу по проведению соответствующих оценочных процедур и совместно формируют заказ организациям, осуществляющим процедуры независимой оценки качества образования, обеспечивая открытость этапов обсуждения и согласования заказа;

- руководитель образовательной организации - обращается к организации, осуществляющей процедуры независимой оценки качества образования, а также экспертам в области оценки качества образования с целью независимой оценки качества реализуемых его организацией образовательных программ;

Читайте также: