Никитины мы и наши дети краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Я в восторге. Прочитала оба тома. Буквально по тому за сутки. Читается на одном дыхании. Очень восхищает эта семья, её опыт, стремление к развитию, анализу. Уважаю людей, не стоящих на месте, развивающихся и размышляющих, как сейчас модно говорить, рефлексирующих. Семья Никитиных - именно рефлексирующая семья. Хотелось бы перенять их опыт!
Всем рекомендую!

Для тех, кто ещё сомневается: ОБЯЗАТЕЛЬНО ТАКАЯ КНИГА ДОЛЖНА БЫТЬ ДОМА! И в двух частях. Я думала, что 1ч нам будет уже не актуальна ( младшему 4г), купила из-за 2ч. Но обе книги максимально полезны и всегда будут востребованы. Считаю эти книги самой полезной покупкой в любом доме, где есть или планируются дети. (Можно иметь только этот двухтомник в домашней библиотеке и он заменит все другие книгу по материнству и детству, но никакие другие не заменят этот двухтомник, даже если их будет 100тыс) Это настоящий клад!, который будем передавать из поколения в поколение!
Спасибо, издательству САМОКАТ за хорошие книги и вклад в будующее поколение.

Спасибо издательству Самокат, что издают такие прекрасные книги. Мне, как молодой маме очень интересно читать труды таких известных людей. Книга однозначно полезная и нужная.

Интересная книга о семье Никитиных, которые были очень известны и популярны в СССР. В первой книге в основном приводятся выдержки из старых изданий, но в современной обработке. Читать было увлекательно. Давно хотела прочитать эту книгу (старого издания), но не смогла найти в продаже и поэтому обрадовалась, когда увидела что дети и внуки Никитиных выпустили новую книгу о себе и своих родителях.

Самая полезная книга для родителей!
Став мамой погодок, перелистала множество помогающей в родительстве литературы, и , наконец, нашла. Книга совершенно не похожа на обычные книги- инструкции по уходу за новорожденным, книга Никитиных - это как живая беседа с ними, книга - разговор, книга - приглашение побывать в их доме, познакомиться с детьми, посмотреть всё как есть, без прикрас. Вместе с тем в книге множество совершенно конкретной информации о том, каким может быть спортивный уголок, как организовать питание, об атмосфере в семье и о самом главном - как развивать детей без насилия, прислушиваясь к голосу природы и НАБЛЮДАЯ за ребенком.
Книгой заинтересовалась особенно после просмотра кадров из фильма, по-моему 1965 года о Никитиных "Правы ли мы?" На тот момент у них было трое маленьких детей, мама и папа работали, а дети вели себя как-то совершенно фантастично - сами играли, решали примеры, писали буквы, читали, работали строительными инструментами - не раскидывали игрушки, не висли на маме, и это при том, что старшему из них было не больше четырех лет. Вот и захотелось узнать - КАК такое возможно, как Никитины воспитывают детей. И в книге "Мы, наши дети и внуки" можно об этом узнать.
Одним словом - всем думающим родителям очень рекомендую.

Узнала о Никитиных когда ребенку уже исполнилось 8мес. И пожалела, что не узнала об этих книгах раньше. Прочла залпом оба тома. Никакого навязывания и "должна", "обязана", "стерильность" и пр. в книге нет. Все изложено в очень доступной форме! Спасибо большое издательству.
Так же рекомендую книгу Лены Никитиной "Я учусь быть мамой!"

Прилагаю фото к книгам.

Отличная книга! Жаль, что несколько лет назад ее не было в продаже - пришлось ее распечатывать и брошюровать. Дорого получилось и не так удобно:(( Для родителей думающих и заботящихся о здоровье своих чад.

У книг Никитиных очень хороший слог. Написано просто, по доброму. Книги Никитиных очень уютные и домашние. Жаль, что это издание не в твёрдой обложке.

И Вы мне будете что- то говорить про эту книжку. Она бедная до сих пор стоит у меня на полке, библиотечная, на вес золота, не отдаваемая, благо библиотекарь- подружка.. Сколько я ее искала, сколько заказывала тетке в Москве- днем с огнем, нет ее и все!! И вот сейчас, случайно, после стольких лет. Глазам своим не верю!! Подружка может вздохнуть, теперь отдам, ведь у меня будет СВОЯ, а потом пойдет внукам. Благодаря ей мой первый ходил на горшок с рождения, вторую немного разбаловала- памперсы, все такое.. Но Никитины не были забыты,и она с рождения тоже ходила на горшок,но только "по большому".. Не обязательно брать все, морозить- возьмите то, что Вам близко! А полезного там- вагон и маленькая тележка.

Огромная благодарность издательству за выпуск этого двухтомника! Опыт семьи Никитиных по воспитанию здоровых, самостоятельных, думающих детей с большим творческим потенциалом просто бесценен и проверен тремя поколениями. познакомилась с системой воспитания Никитиных и их развивающими играми в 1990 году и могу с уверенностью сказать, что эта книга будет полезна всем родителям, бабушкам и дедушкам!

Книга очень нужная и правильная. К сожалению узнал о ней только сейчас, когда старшей уже 7 лет и много упущено. Зато для младшенькой, которой только 8 месяцев, масса полезной информации можно почерпнуть из опыта родителей многодетной семьи Никитиных. Читается легко, изложено всё понятно и просто, в отличии от массовой литературы на эту тематику. В этой книге Никитины не советуют делать так или эдак, они просто делятся своим опытом, и, поверьте, у них такого опыта хоть отбавляй. Рекомендую к прочтению.
Всем добра )

Семья Никитиных - одна из самых известных "новаторских" семей в Советском Союзе, которые планомерно и вдохновенно искали новые пути физического и интеллектуального развития своих детей. Что-то из их опыта сейчас уже стало привычным, что-то перестало быть актуальным, но многое остается ценным и важным и сегодня. Но самая большая ценность книги не в совокупности конкретных советов, а именно в целостном, честном и "зажигательном" осмыслении семьей (и родителями, и выросшими детьми) своего многолетнего педагогического опыта, открытий, ошибок и т.п. Мне кажется, этот двухтомник должен прочитать каждый родитель, чтобы осознать свое родительство как уникальное поле для созидания и педагогического творчества.

Как жаль, что книга попала ко мне довольно поздно. И хотя интуитивно, практически всё делали как Никитины, момент с закаливанием мы упустили. Никитины первые авторы, которые говорят, что закаливание это просто. Еще
понравилась аргументация закаливания.
Идеи Никитиных о физическом, умственном и нравственном развитии мне очень близки. Это действительно работает. Считаю книга обязательна для прочтения всем!
Мы сами боролись с бабушками, которые считали, что мы угробим ребёнка. Эта книга нас очень поддержала бы:)

Книга Никитиных, как и вся их методика, далеко не однозначна. Тем не менее, при давнем прочтении она запала в душу - возможно, потому, что авторам не чужды сомнения, что выгодно отличает их от многих других "специалистов" по взращиванию детей. И чувствуются доброта и искренность авторов. В общем, несмотря на многие "но" и на то, что моя попытка закаливать ребенка закончилась поражением еще в возрасте месяца (и без всякого снега, разумеется), хотелось, чтобы книга стояла на полке. И интересно было узнать судьбу выросших детей Никитиных, а в этом издании они как раз рассказывают о себе.
Что непонятно абсолютно, так это цена более 800 руб. за два небольших тома в мягкой клееной обложке. Мне они достались по совпадению нескольких акций за половину суммы, иначе бы не купила. Пришлось также смириться со статьей Петрановской.

Смелый для своего времени метод воспитания детей стал доступен всем! Сейчас, когда темпы жизни все возрастают, а дел, требующих особого внимания становится все больше, молодые люди зачастую задаются вопросом: а что если рождение ребенка поставит крест на всех других занятиях? Ведь многие мамы и папы уверены в том, что невозможно воспитывать чадо, не посвящая ему все свободное время и не отдавая все силы. Семейство Никитиных, первопроходцев принципиально другого подхода к детям, вовсе не призывает забросить ребенка, оставив его на произвол судьбы. Суть их методики общения с детьми заключается в том, чтобы дать возможность пробудиться силам, заложенным в них самой природой. Мы ведь так мало знаем о том, что наш организм способен сам себя защитить, если научить его это делать.
Книга замечательна не только необычностью пережитого Никитиными и их детьми опыта, то и той теплой атмосферой, которая раскрывается на ее страницах. Начав знакомиться с ней, читатель с первых же страниц проникается особенным, поистине здоровым и счастливым духом этой семьи. Первая глава этой книги посвящена непосредственно личному опыту воспитания Лены и Бориса Никитиных, а вторая будет особенно полезна тем, кто планирует в скором времени стать мамой или папой. Интереснейшее чтение и полезные навыки в одной книге!

Сначала я наткнулась на видео в сети "Правы ли мы?", и это видео меня потрясло. Нашла в сети книги Никитиных и прочла их все взахлеб, хотя многое повторялось и переходило из книги в книгу, но вещи это действительно важные. Общение Никитиных с великим в моем понимании физиологом Аршавским - это просто клад для современных родителей, ведь и сейчас многое из известго полвека назад замалчивается. Врачи и сейчас опасаются голых спин, голых пяток, сквозняков, холодной воды - вопрос, почему? Да потому что дети "изнежены" нашим же воспитанием. Я с удивлением вспоминаю, что первенца своего одевала дома в носки, сандалии, вязаные кофты, и когда в год он случайно вышел из ванной в трусах и немного погулял так (без сквозняков!), тут же заболел. Климат в квартире все тот же, но теперь уже и он, и младший бегают дома босиком и в трусах, и все довольны. Именно опыт Никитиных помогает родителям расширить диапазон своей "зоны комфорта", начать с себя - в этом плане их опыт и сейчас неоценим, ведь даже нашумевший Комаровский не так вдохновляет, как пример настоящей семьи.

Огромное спасибо издательству Самокат и внукам/детям Никитиных за само издание и за неоценимые дополнения. Ведь сразу после знакомства с системой воспитания Никитиных я полезла в сеть, посмотреть, что стало с детьми Никитиных - и откровенно желчная, злая статья в МК меня озадачила. Теперь, когда есть нормальные интервью с каждым из детей, многое стало понятнее (в частности, меня удивила обособленность Алексея и Юлии, но думаю, теперь я разобралась немного в причинах). Комментарий Петрановской для меня не оценим (обожаю эту женщину). В общем, издание просто супер, и книга должна быть на полке каждой семьи. Можно не соглашаться, спорить, делать по-своему - но знать об этом опыте необходимо всем.

Для себя я еще выделяю книгу в соавторстве Лены Никитиной и еще двух прекрасных специалистов - педиатра и заведующей детсадом в Луганске - "Родителям 21 века", не думаю, правда, что ее переиздадут, просто рекомендую всем к ознакомлению.

Никитины — это семейная пара — Б.П. Никитин и его жена Е.А.Никитина, которые воспитали семерых детей. По профессии они педагоги. Свою методику они начали разрабатывать в конце 50-ых годов в одном из поселков Подмосковья. Ответственность и основательность с которой Никитины подходили к созданию своей методики и книги, обеспечила им широкую известность.

Семейство Никитиных раннее развитие

О книге

Книга состоит из двух томов, которые составлялись постепенно, в интервале с 1963 по 1989 год. Активно тиражировалась самиздатом во времена СССР.

Книга Никитиных мы, наши дети и внуки

Оглавление

Методика Никитиных

Книга описывает саму известную отечественную методику детского развития. Все, кто занимается детским воспитанием, как минимум слышали про нее. Она известна не только в России и на территории СНГ, но и в таких странах как Германия и Япония, где у нее были свои последователи (на момент написания книги авторами).

Методика Никитиных создавалась и тестировалась на их собственных детях, и поэтому они могли видеть ее воздействие практически постоянно.

Подробнее про саму методику вы можете прочитать в нашей статье Методика Никитиных, она дополняет данный обзор. А мы продолжаем дальше.

Так мы начинали 1963 г.

Вторая часть первого тома полностью сводится к медицинской тематике, беременности и родам.

Тем в данной части книги поднимается настолько много, что мы просто приведем ее содержание:

Никитины мы, наши дети и внуки. Содержание

Второй том. Так мы жили 1979 г.

С выпуска их первой публикации про воспитание проходит уже более 15 лет. За это время Никитины освоили много литературы по детскому развитию, опробовали и придумали новые методики. И вот они решают через 7 лет после рождения последнего ребенка, обобщить весь свой опыт воспитания в целостную методику. В нее входит ряд компонентов, которые и являются подглавами данной части книги:

  • Здоровье ребенка и закаливание
  • Физкультура с рождения, и до рождения!
  • Самостоятельное изучение мира и мир, окружающий ребенка
  • Движение и физкультура
  • Развитие интеллектуальных способностей и навыков (раннее развитие)
  • Трудовые обязанности и нравственность
  • Отношения между людьми

Частично это стало повторением истин первой части книги, которые во многом были дополнены и сформулированы более точно. Также добавляется много новых тем: развивающие методики, игры и игрушки (которые они создавали самостоятельно), описание творческих представлений устраиваемых дома, теплые отношения между членами семьи и т.д. Второй том является финальной точкой их методики.

О наших ошибках

Как и любая методика, она имеет свои плюсы и минусы. Отличие Никитиных от других авторов, является то, что они признавали свои ошибки в воспитании. Последняя часть книги в 25 страниц, посвящена именно им. Небольшой отрывок:

Подробнее про саму методику вы можете прочитать в нашей статье Система развития Никитиных, которая дополняет данный обзор.

Стоит ли книга прочтения?

Да. Данная книга уникальна. Это единственная полноценная методика развития, написанная для родителей во времена СССР. Вся книга — это набор жизненного опыта, практик воспитания и развивающих методик. В ней можно проследить как меняются взгляды родителей на воспитание детей и как меняются сами дети. С какими проблемами им приходится сталкиваться и какой результат получается, когда дети уже выросли (в книге приводится биография всех детей и их личное мнение по поводу своего детства).

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 171
  • КНИГИ 669 712
  • СЕРИИ 25 792
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 016

Содержание Мы и наши родители (Ю. Никитина)

Часть 1. ТАК МЫ НАЧИНАЛИ ("Правы ли мы?", 1963 г.)

Под одной крышей

Холод - доктор, холод - друг

А КАША ТУТ НИ ПРИ ЧЕМ

"Плохая" мама и "хорошая" бабушка

"А КИРПИЧ ВКУСНЫЙ?"

Горячий чайник в роли учителя

И поесть спокойно не дадут!

ЗАБОТЛИВЫЙ НАШ СЫНИШКА

ПОМОЩНИК НЕ В ШУТКУ, А ВСЕРЬЕЗ

В БАБУШКИНОМ "РАЮ"

Часть 2. ТАК МЫ ЖИЛИ ("Мы и наши дети", 1979 г.)

ПРЕДСКАЗАНИЯ НЕ СБЫВАЮТСЯ

КАК МЫ НАЧИНАЛИ

ТРУДНОЕ НАШЕ СЧАСТЬЕ

Главная забота - здоровье

ПЕРВЫЙ ЧАС, ПЕРВЫЙ ДЕНЬ

Кормить ли ночью?

УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ РЕБЕНКА

КАК БЫЛО РАНЬШЕ

Физкультура с пел?нок и. даже раньше

Гимнастика до рождения

Без специальных занятий

Ну-ка прыг из кроватки!

УЧИМСЯ ХОДИТЬ И ПАДАТЬ

"Всадники" и "кони"

ДВИЖЕНИЕ - ВСЕМУ НАЧАЛО

Малыш и те, кто с ним рядом

НА РУКАХ ИЛИ В КРОВАТКЕ?

МИР ПОЗНАЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО

Требуются бабушки и дедушки

ЭТО Нельзя, А ЭТО Можно

И МАМУ НАДО ПОЖАЛЕТЬ

ДВИЖЕНИЕ, ДВИЖЕНИЕ, ДВИЖЕНИЕ

Если хочешь быть здоров

НАС СПРАШИВАЮТ: А ЕСЛИ РЕБЕНОК ЧАСТО ПРОСТУЖАЕТСЯ?

НАША СПОРТИВНАЯ КОМНАТА

СИЛА, ЛОВКОСТЬ И ОСТОРОЖНОСТЬ

ДЕТИ ПОШЛИ В ШКОЛУ И.

ЧТО МЫ СЧИТАЕМ ВАЖНЫМ

Как рождаются способности?

ГЛАВНОЕ - СВОЕВРЕМЕННОЕ НАЧАЛО

И ШИРОКОЕ ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЛЮБИМЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

Что же такое развивающие игры?

ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ

ГАРАНТИЯ ОТ ПЕРЕГРУЗОК

ГЛАВНЫЙ ИТОГ - ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

А ВНИМАНИЕ, УСИДЧИВОСТЬ, ДИСЦИПЛИНА?

И ТРУДОВЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

ДЛЯ СЕБЯ ИЛИ ДЛЯ ДРУГИХ?

На свои трудовые

И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ДЛЯ ЧЕГО ЧЕЛОВЕК ЖИВЕТ

И ДЕТИ НАС УЧАТ

КТО КОГО НАКАЗАЛ?

СПАСИБО, ОТЕЦ, ЗА НАУКУ!

ЗАБОТА О ДРУГИХ

ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ИСКУССТВА

НАШИ СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ

О НАШИХ ОШИБКАХ (1988 г.)

КОВАРСТВО КОМФОРТА (Интервью с профессором И. А. Аршавским)

Часть 3. ЧТО МЫ УЗНАЛИ ("Ожидая малыша", "Первый день, первый год",

ПЕРВЫЙ ЧАС И ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ ЖИЗНИ

ПЕРВОЕ ПРИКЛАДЫВАНИЕ к груди

ЭТО ЧУДО ПРИРОДЫ - МОЛОЗИВО

ПОЧЕМУ ПРОПАДАЕТ МОЛОКО?

А ТЕПЕРЬ КОРОТКО О ГЛАВНОМ

Наш малыш в первый год

Современные опасности, угрожающие здоровью и жизни ребенка в первый год

НАШИ ПРОСЬБЫ К ВРАЧАМ И СЕСТРАМ РОДИЛЬНОГО ДОМА

НАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАБОТНИКАМ ДЕТСКИХ САДОВ

Часть 4. Б. П. Никитин. Ребенок способный не дар природы ("Гипотеза

возникновения и развития творческих способностей", 1969 - 1985 гг.)

Что думают ученые о способностях

СПОСОБНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ И ТВОРЧЕСКИЕ

ГИПОТЕЗА ОБЪЯСНЯЕТ ФАКТЫ

ОПЫТ И ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ

ШКОЛА И СПОСОБНЫЕ ДЕТИ

ДРУГИЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ПРАВИЛЬНОСТИ Гипотезы

ПОИСКИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СПОСОБНОСТЕЙ

И ВНУКИ (Наблюдения дедушки и размышления бабушки)

Мы и наши родители

За последнее время наше семейство просто истерзали. Стало еще меньше моментов собственной жизни, не наблюдаемой кем-то со стороны. Приезжающие перестали спрашивать разрешения не фотографирование, записи, съемку, и их отношение к нам почти целиком вошло в форму отношений зрителей к экспонатам. Стены нашего дома стали прозрачными, и мы сами стали как бы полупрозрачны - ощущение наблюдаемой породы ценных рыб. Вот в это-то время и готовилась к печати эта книга. Собственно, это не одна, а несколько книг, и каждая из них имеет самостоятельный взгляд на одни и те же вещи. Собранные вместе и никак не подработанные для своего соседства специально, они оказались просто подробно записанной историей приобретения человеческого опыта - опыта решения проблем, последовательно возникавших в семейной жизни, жизни с детьми. Они были написаны в разное время. Основу первой, "Правы ли мы?", составили непосредственно дневники Б. П. и Л. А., которые велись ими с первых дней жизни каждого из нас. 1962 год, детей всего двое. все еще почти безоблачно. Эта книга и есть лепет "новорожденных" родителей, которым все - открытие, все - радостно, нет никаких задних или далеко идущих - утилитарных - мыслей. О своих открытиях хочется немедленно рассказать и перевернуть таким образом весь мир. Мир не перевернулся, но с профессионально озабоченным окружением (педагогами и медиками) первые жесткие столкновения произошли. Вокруг имени Никитиных возник некоторый ажиотаж, подогреваемый любопытством журналистов и почти детским упорством самих Б. П. и Л. А. Было трудно с самого начала понять, что общественно ценного можно извлечь из этого странного явления, а самим Б. П. и Л. А. разобраться было еще сложней. Я хорошо помню, что, когда была еще воспитуемым - по возрасту - существом, слова "воспитание" в домашнем обиходе не существовало. Оно входило в ряд неких абстрактных понятий, которыми оперировали другие - люди "не мы", объясняя то, что происходило в нашей семье: "педагогика", "эксперимент", "закаливание", "разносторонний", "родители", "многодетность", "умственное развитие" и т. п. Действующая помимо нас совокупность полупонятных терминов была как бы невеселой поверхностью бурно живущего своей суматошной жизнью дома - той его стороною, которой ему пришлось открыться наружу. Другими словами, было нечто, называемое "воспитанием детей в семье Никитиных", и была еще наша собственная жизнь, полная совсем других проблем - не тех, которые с таким пылом решались за нас кем-то. И она, наша жизнь, настолько обросла легендами, что мы и сами подчас не можем разобраться, что было на самом деле, а что нет. Некий миф о семье Никитиных живет отдельно от нас. Книги самих Б. П. и Л. А. - нечто среднее между тем, что есть на самом деле, и тем, что пишут. Других слов для обозначения того, что в нашем доме происходит, и они не смогли найти. Однако они пользуются достоверными сведениями, внимательно слушают мнения "жертв эксперимента", то есть наши, и за точку отсчета всегда принимают главное: насколько их способы решения реально существующих проблем применимы в других условиях, в других семьях. На мой взгляд, многие из этих решений приближаются к оптимуму, то есть универсальны, либо указывают верное направление поиска. Есть и просто бесценные, проверенные практикой сведения (глава "Что мы узнали"), которые в свое время были вытеснены из жизни псевдонаучными утверждениями и рекомендациями. Мы и не подозревали, что были для своих родителей источниками столь ценной информации. С детства мы помимо воли втягивались в тот круговорот тем, разговоров, отношений с людьми, которые назывались в нашей семье уничижительным термином "никитинство". Нас тошнило от слов "раннее развитие". А поскольку каждый начинал выяснять собственные отношения с миром и обществом уже лет с десяти, не прекращались наши конфликты с Б. П. и Л. А. из-за поразительных несоответствий между "никитинством" и реальной семейной жизнью. Более того, как раз потому, что эти понятия относились к разным логическим и ассоциативным рядам, я в свое время была глубоко убеждена, что воспитывают-то нас как раз неправильно. Мы не скоро поняли, что речь шла об одном и том же. Однако в конце концов все семеро детей выросли и заново начали решать те же вопросы, теперь с точки зрения собственного родительства. Как и следовало ожидать, под этим углом многое стало выглядеть иначе. Оказалось, что абсолютное здоровье, самостоятельное постижение окружающего мира одновременно с полной уверенностью в своей защищенности, существование широкого спектра возможностей для каждого из нас, свободный их выбор, радость от жизни рядом взрослых и детей - то, в чем мы росли, чем дышали, что считали само собой разумеющимся - относятся к реальностям только нашей семейной жизни. Большинство же родителей и детей о них просто не подозревает, хотя именно эти невероятно важные вещи не особенны, не уникальны, а повторимы. И - нам ничего не оставалось делать, кроме как начать распространение информации по "семейному опыту" уже вполне сознательно - нам особенно доверяют, поскольку мы считаемся вроде как первоисточниками. Единственное, чему мы сопротивляемся, как и в давнюю эпоху нашего общего детства, - это процессу превращения нашего прекрасного единственного дома в полумузей-полуаквариум, потому что общественным достоянием должна стать, уж конечно, не наша семья как таковая. Смею вас уверить, у нас имеется куча неразрешимых семейных проблем, и в качестве образца мы никуда не годимся. Но существует опыт жизни с детьми в семье. Главная его ценность состоит, как мне кажется, в том, что из каждой проблемной ситуации Б. П. и Л. А. пытались найти выход САМОСТОЯТЕЛЬНО и на самом высоком уровне отношений: ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК, ЧЕЛОВЕК - МИР. При этом они наблюдали, вслушивались и пробовали, не перекладывая ответственности за свои решения на других. Они попытались избежать того распространенного варианта, когда вместо интуиции, любви, сознательности действуют самолюбие, тупое следование чужому опыту или столь же тупое его отрицание. Естественно, что все их конкретные решения конкретных ситуаций сложились в некоторую систему, суть которой - отказ от ложных или неверно понимаемых принципов и традиций, возвращение к ЕСТЕСТВЕННОСТИ в воспитании человека. И это тоже вполне повторимо. Ю. Никитина * Часть 1 *

Никитины мы и наши дети

Когда педагоги говорят о воспитании детей, то, как правило, вспоминают Сухомлинского и Макаренко, а простые люди - Никитиных. Их методика, которая стала известной еще в 60-е годы ХХ века, до сих пор захватывает и вооружает молодых родителей

Супруги педагогов Никитиных - Борис Павлович и Елена Алексеевна - имеют семерых детей. Но в отличие от большинства многодетных семей, где на первом плане стоят вопросы питания и выживания, у Никитиных было огромное желание обеспечить своим детям гармоничное развитие. Благодаря стараниям родителей, их сыновья и дочери уже в четыре года читали и писали, а в школе - перескакивали классы, потому что учиться им было легко. Дети почти не болели, хотя потребляли простую пищу и могли ходить по заснеженному двору в одних трусах.

В чем секрет Никитиных?

Никитины старались не повторять ошибок большинства родителей, которые проявляются в чрезмерной опеке, или, наоборот, в слишком мизерной виду к детям.

Базовыми принципами методики Никитиных является, во-первых, минимальное медицинское вмешательство и обязательное грудное вскармливание. Во-вторых, естественная физическая культура тела, предусматривает минимум одежды, физкультуру и закаливание с раннего возраста. В-третьих, раннее развитие.

Просто, но эффективно

Семья Никитиных жила бедно, все время находилась в затруднительном положении. Они жили в сельской хате, пытались все необходимое делать собственноручно, питались простой пищей. Ели дети, когда хотели, никто их к этому не заставлял. Кстати, одним из толчков для внедрения собственной системы воспитания и развития было то, что малыши имели диатез. В процессе наблюдения за ними, родители поняли, что дети лучше всего чувствуют себя на холоде, поэтому начали выносить малышей при любой погоде на веранду, увеличивая время пребывания на ней. Даже при морозах они спали там в спальниках. Так происходило постепенное закаливание. И диатез отступил.

- С первых дней появления ребенка Никитины создавали для нее окружение для различной деятельности, - рассказывает Анна Паращак, поклонница методики Никитиных. - Например, ради физического воспитания они оборудовали комнату различными тренажерами. Кроме того, дети сразу приучались к труду.

Отец многое делал в доме собственными руками и умел заинтересовать, увлечь этим трудом, как игрой, своих детей. Мама также всю домашнюю работу выполняла с детьми. Малыши, которые только научились ходить, уже помогали ей убирать, стирать, а впоследствии - шить, готовить и тому подобное.

- Очень важными, по мнению педагогов, были свобода и самостоятельность детей в занятиях и играх, - продолжает Анна Паращак. - В семье не было принято бежать сразу к ребенку, если она упала, однако благодаря этому в следующий раз дети уже была более осторожной. Принцип Никитиных - не делать за малыша то, что она может сделать сама. Однако это не означает, что родители занимаются своими делами, а дети - своими. Елена Алексеевна и Борис Павлович собственным примером пропагандировали искреннюю заинтересованность всеми делами сыновей и дочерей.

Знаменитые кубики

Дети Никитиных еще не умея говорить, уже знали буквы и могли их писать. То есть в 2-4 года они обучались чтению. Новаторы считали, что все проблемы с детьми возникают из-за созданных для них взрослыми ограничения. Родители зря говорят: ты этого не бери, не делай, ты маленький. В Никитиных ничего не запрещалось, но все делалось под бдительным оком взрослых.

- Кстати, знаменитые кубики Никитиных появились потому, что в семье не было других развивающих игрушек, - говорит поклонница методики. - Кубики разнообразны и предназначены для всех возрастов. В чем их преимущества? Во-первых, это игрушка, которую можно использовать в течение длительного времени, начиная с того возраста, когда ребенок может называть цвета. Взрослым часто не под силу составлять фигуры из таких кубиков, потому что они зажаты рамками, которых у детей нет, зато молодое поколение видит цель и постепенно идет к ней.

Важно, что кубики для интеллектуального развития, вымышленные Никитиными, не теряют своей актуальности, так как они развивают логику, воображение, усидчивость и творческое мышление.

В свою очередь, в большинстве обычных людей возникает логичный вопрос: если методика Никитиных так эффективна, чем их собственные дети не стали успешными?

- На самом деле я считаю, что они счастливы, - убеждена Анна Паращак. - Однако сказались рамки общества. Думаю, эти дети не чувствовали себя комфортно среди других именно потому, что они были иными, особенными. Это нисколько не умаляет значения методики Никитиных. Как по мне, детям надо поблагодарить за то, что они сделали все, что могли и, возможно, даже пожертвовали своими детьми ради того, чтобы дать нам так много материала для развития наших детей.

Методике Никитиных уже 60 лет, однако их книги, статьи, игрушки так же популярны, как и тогда, когда их дети были маленькими. Важно, что каждый из нас может использовать предложенную методику по-своему - то добавляя, то забирая.

В советские времена семья Никитиных была известна всем и каждому. Кто-то восхищался, кто-то возмущался, но равнодушных почти не было. Уж очень необычную систему воспитания выбрали Б.П. и Л.А. Никитины для своих семерых детей. Что ни ребенок, то вундеркинд получался.

Семья Никитиных

Ага, это именно они. Босиком по снегу, вот ужас-то, да? Нас всегда привлекает непривычное, непонятное, странное. Наверное, именно поэтому мне так захотелось прочитать эту книгу. Не в поисках рецептов по выращиванию вундеркиндов (моему киндеру скоро пять, и он, безусловно, вундер). Нет, у меня не педагогический интерес. Скорее, антропологический.

книга о семье Никитиных

Как был устроен быт Никитиных? Как справлялись работающие мама и папа с семью детьми, не посещавшими детский сад? Как жили, как растили детей, что ели-пили, какие книги читали, как дружили или ссорились? Ну и как по снегу бегали босиком, тоже любопытно было узнать. Не без того.

книга о семье Никитиных

О воспитании

В чем суть воспитания? В личном примере родителей. В бережном отношении друг к другу. А еще в том, что не надо всюду ходить за ребенком и оберегать его от каждого сквознячка или занозы. Ребенок должен научиться все делать сам, иначе всю жизнь так и будет беспомощно оглядываться в поисках поддерживающей руки.

книга о семье никитиных

А ты читаешь и примеряешь на себя. Жестоко это? Или правильно? Насчет иголок и костров не скажу, а вот когда мой Семен настырно лез к кошке, я тоже не особенно его удерживала. Понимала: пока один раз не получит царапину, не поймет, что лучше кошку не злить. Так, в общем-то, и вышло.

книга о семье Никитиных

О вундеркиндах

Дети Никитиных, безусловно, не были обычными детьми. Им все давалось быстрее, проще и раньше, чем среднестатистическим детишкам. Но, что важно, Никитины не думали, что их дети какие-то особенные. Наоборот, они считали, что такое раннее развитие – это НОРМА. Что абсолютно каждый ребенок несет в себе огромный потенциал, если с самых первых дней давать ему больше свободы, позволять самостоятельно получать свой жизненный опыт, учиться, анализировать, находить выходы из сложных ситуаций.

мастерская

Физическое развитие, закаливание, спортивные турники дома и на улице, много движения, легкая одежда и правильная пища, – все это тоже отлично помогает развиваться ребенку умственно. Ну и, разумеется, в детской должны быть правильные, развивающие игрушки и игры – конструкторы, инструменты, предметы для творчества, чуть ли не научные приборы и таблицы Менделеева.

Умеренность и простота – может, в этом и был секрет? Не заваливать ребенка готовыми развлекательными игрушками, чтобы он изобретал, придумывал, творил сам.

вундеркинды

О публичности

кружка

Подумалось: как хорошо было бы Никитиным жить в эпоху интернета. Они, со своим педагогическим потенциалом, открытостью и доброжелательностью к людям, со своим стремлением поделиться, научить, показать, – как они могли бы развернуться в сети!

Вели бы свой блог, показывали бы фото и видео, писали бы посты и книги. И вместе с тем – ограждали бы детей от переизбытка посторонних людей, ведь основной поток посетителей шел бы не в дом, а на сайт, и дети не ощущали бы себя рыбками в аквариуме, за прозрачным стеклом…

О выборе

Выбор этой семье приходилось делать постоянно. И если задуматься, то Никитины почти всегда выбирали то, что было тяжелее, непригляднее, непривычнее. Не жалели себя, взваливали на себя непомерные нагрузки.

еда

Каюсь, именно так рассуждаем и мы с мужем…

лейка

И получается, какой бы выбор ни делали Никитины, выбор был сделан в пользу детей. И, наверное, был правильным… Кто скажет теперь… Может быть, сами дети Никитиных?

О том, удался ли эксперимент

Семья Никитиных – это уникальный случай, когда есть не только краткосрочные результаты необычной педагогики, но и долгосрочные. В советские времена люди толпой шли к Никитиным, чтобы посмотреть на необычных детей-вундеркиндов. А потом эти дети выросли и сами стали родителями, а многие уже и бабушками-дедушками.

Состоялись ли они? Выросли успешными и счастливыми? Или злятся на своих родителей за украденное и исковерканное детство?

двор

И как бы ни сложилась судьба каждого из Никитиных-младших, одно можно сказать наверняка: каждый из них – Личность с большой буквы и невероятно интересный человек. А это ли не мечта многих родителей – вырастить Личность, воспитать Человека?

Читайте также: