Невербальное общение в доу

Обновлено: 04.07.2024

Сборник игр по формированию невербальных форм общения старших дошкольников.

ВложениеРазмер
formirovanie_navykov_neverbalnogo_obshcheniya_doshkolnikov..docx 436.01 КБ

Предварительный просмотр:

1. Формирование навыков невербального общения

Мимические и пантомимические игры и упражнения

“Как говорят части тела”

Цель : учить невербальным способам общения.

Ход . Воспитатель дает ребенку разные задания. Покажи:

как говорят плечи “Я не знаю”;
как говорит палец “Иди сюда”;
как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”;
как говорит голова “Да” и “Нет”;
как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”.

Остальные дети должны отгадать. Какие задания давал воспитатель.

“Здороваемся без слов”

Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.

Ход . Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов ( пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д .)

Затем пары по очереди демонстрируют способ приветствия.

Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.

Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.
Ход. Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

“День наступает, все оживает…”

Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.
Ход. Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.

Цель : развитие воображения, выразительности движений.

Ход . Воспитатель читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом.

“Люблю – не люблю”

Цель : развитие воображения и мимических движений.

Ход . Воспитатель, а затем и дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту.

Цель: развитие наблюдательности, выразительности движений.

Ход . Дети по заданию воспитателя изображают детеныша животного, а затем самого взрослого животного.

Цель: развивать способности понимать невербальные средства общения.

Ход. Ребенку предлагается представить, что он вошел в магазин зеркал. Все стоящие вокруг дети – это зеркала. Ребенок показывает разные движения, (страх, удивление, грусть, гнев), а все дети должны их повторить.

Цель : развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений, понимание мимики.

Ход. Дети располагаются по кругу. Ведущий показывает маски, изображающие разные эмоциональные состояния: грусть, радость, удивление. Дети мимикой воспроизводят эти состояния.

Цель: понимание мимики и жестов.

Цель: развитие реакции, навыков невербального взаимодействия.

Цель: учить невербальным способам общения.

Ход. Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами (воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку), когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает), когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь — тремся об него головой (показывает).

Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу; животные ходят друг к другу в гости; животные чистят свои шкурки и т. д.). При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, не принуждать детей играть, подбадривать новых участников и т. д. Если дети начинают разговаривать, воспитатель подходит к ним и прикладывает палец к губам.

Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.

Цель: развитие навыков невербального взаимодействия.

Цель: развитие умения детей изображать эмоциональные состояния, связанные с переживанием телесного и психического удовольствия или неудовольствия, с помощью выразительных движений и мимики.

Цель: развитие невербального взаимодействия, выразительности движений и мимики.

Цель : развитие воображения и мимических движений.

Цель : развитие воображения и выразительности мимических движений.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


"Коммуникативные танцы как средство развития навыков невербального общения дошкольников"

Данный методический материал поможет педагогам разнообразить повседневную детскую двигательную деятельность детей. Коммуникативный танец может стать одним из средств развития навыков общения дошкольни.


Презентация "Коммуникативные танцы как средство развития навыков невербального общения старших дошкольников"

Коммуникативные танцы как средство развития навыков невербального общения старших дошкольников.

Аннотация:Данная методическая разработка посвящена вопросу использования подвижной игры как средства развития навыков невербального общения для социальной адаптации воспитанников, определенных Ф.

Формирование навыков невербального общения у дошкольников.

Формирование навыков невербального общения, как важное составляющее успешной социализации дошкольника.


Презентация Коммуникативные танцы, как средство навыков невербального общения дошкольников.


Презентация для педагогов.


Картотека игр для формирования у детей навыков невербального общения.

Эти игры способствуют развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей детей.

1. Грехнев В.С. Культура педагогического общения: Кн. Для учителя. -М.Просвещение,1990
2. Данилова И.А.,Нуриева Р.Н. Социология и психология управления. Краткий курс. – М.:Окей-книга, 2010.
3. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.-М.Просвещение,1987
4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.:Просвещение, 1987
5. Нэпп М., Холл Д. Невербальное общение. Мимика, жесты, движения, позы и их значение. Полное руководство по невербальному общению. – М.: Прайм-Еврознак, 2007
6. Станкин М.и. Профессиональные способности педагога.-М. Московский психолого- социальный институт; Флинта,1998
7. Якобсон П.И. Психология чувств и мотиваций.- М.,1998

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Мимика должна быть вспомогательным инструментом для поддержания дисциплины. Чаще всего мимика педагога должна светиться доброжелательностью, уверенностью. Общее положение головы при общении с родителями и детьми обычно прямое, а не с высоко поднятым подбородком или взглядом из-под лобья.

Жесты оживляют речь, пользоваться ими нужно осторожно. Важно педагогу уметь пользоваться жестами , поскольку мимика и жесты играют большую роль в работе воспитателя и в оценке уровня воспитанности педагога. Чрезмерная жестикуляция это суета и показывает неуверенность в себе. Жесты должны направлять внимание детей и родителей на объект темы. Главное условие – искренность педагога, соответствие его невербальных реакций словам.

Прикосновения. В процессе своей деятельности воспитатель использует такое средство невербального общения как прикосновение. Каждое прикосновение имеет определенный смысл-пожалеть ребенка (погладить по спине, взять за руку), остановить(жест стоп ладонью), погрозить пальцем(так нельзя поступать),подбодрить(прикоснуться к плечу, легкое похлопывание по плечу). Успокоить родителя, взяв его за запястье.

Акустические средства общения. Сюда мы относим речевые паузы, темп речи, смех, покашливание. Как важно педагогу владеть интонацией в общении с детьми и взрослыми. Известно, что интонацию понимают дети еще с младенчества и реагируют на звучание речи – громко, тихо, вкрадчиво .

Хотелось бы сказать про позу педагога. Она должна быть свободной, без зажатости и психологической скованности. Стойка со скрещенными на груди руками не допустима при беседе с родителями. Дети и родители не должны видеть что воспитатель испытывает чувство стеснения. Он не принужден и полностью владеет собой! Педагогу необходимо четко осознавать особенности своей позы, жестикуляции. Правильно оценивать эффективность и адекватность каждого применяемого жеста в процессе работы с детьми и родителями.

Ольфакторные средства общения. К ольфакторным средствам общения относим естественные и искусственные запахи человека. Как говорили древние мыслители: Лучший запах человека-это отсутствие его. Ни каких резких , навязчивых запахов духов не должно быть у педагога, особенно в адаптационной группе раннего возраста.

Пространственные движения. Как правило по отношению к родителю при беседе собеседники стоят или сидят напротив друг друга. Это позволяет хорошо обозревать выражение лица ,а так же совершаемые жесты. Личностное расстояние в шаговой доступности. Важно при этом педагогу отметить позу родителя и попытаться ее отзеркалить. Педагог оценивает ситуацию,если родитель закрыт для общения не нужно навязчиво пытаться обсудить с ним что либо. А если же родитель открыт к общению ,то и мы открыты к нему. Диалог состоится.

Таким образом. Невербальные средства коммуникации не менее важны в процессе общения чем вербальные, они несут большой объем информации.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Актуальность этой темы определяется тем, что в дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Объект исследования – общение детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – средства и методы формирования невербальных навыков общения дошкольников.

Целью работы является изучение условий формирования невербальных навыков общения у детей дошкольного возраста и планирование системы работы по развитию невербальных навыков.

Изучить состояние проблемы в психологической и педагогической литературе.

Провести диагностику уровня развития невербальных навыков общения у детей среднего дошкольного возраста.

Создать систему работы по развитию невербальных навыков общения у детей среднего дошкольного возраста.

Общение может осуществляться с помощью вербальных (словесных) и невербальных (неречевых) средств.

Невербальное общение – это общение без помощи слов. Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию.

Вербальные средства общения передают нам логическую информацию, невербальное может либо дополнять и усиливать эту информацию, либо противоречить ей и ослаблять её.

Невербальные средства общения чрезвычайно разнообразны. Непосредственно контактное общение совершается не только с помощью речи, но и с помощью невербальных средств коммуникации – жестов, мимики, позы, голосовых, интонационных модуляций речи и т.д. Компоненты невербального общения играют большую роль в оценке окружающими уровня воспитанности собеседника, помогают определить его настроение, чего он хочет или ожидает.

Выделяют следующие основные функции невербального общения:

· выражение межличностных отношений;

· выражение чувств и эмоций;

· управление процессами вербального общения (разговором);

Развитие невербальных умений у детей создает дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников. Современная психология невербального поведения предлагает несколько методик, направленных на диагностику и формирование невербальных навыков общения.

В результате проведённого исследования выявилась у дошкольников низкая степень к адекватному опознанию эмоционального состояния. Общее количество вербальных обозначений эмоциональных состояний у детей не превысило 3 эмоций (радость, грусть, удивление). Практически все дети с помощью воспитателя опознали эмоции – страдания, счастья страха. Охарактеризовать опознанное эмоциональное состояние составило большую сложность. Ответы детей были односложными, присутствовали примитивные вербальные ответы, что обусловлено особенностями их интеллектуального и речевого развития и малым жизненным опытом. Задание выбрать эмоциональные состояния по типу положительные - отрицательные оказалось невозможным. Никто из детей не справился с этой частью методики.

После проведения диагностики была составлена система работы по формированию невербальных навыков общения. Был отобран комплекс игр, упражнений, пиктограмм, элементов психогимнастики на формирование навыков невербального общения и составлена картотека.

Проведенная работа подтвердила, что общение средних дошкольников можно оптимизировать с помощью специально организованной педагогической работы. В ходе работы по решению поставленных задач дети приобрели:

- навыки владения выразительными движениями – невербальными средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой);

- навыки владения повышенным уровнем самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, терпимостью к мнению собеседника;

Таким образом, рассмотренные направления работы, методы и приемы способствуют формированию способов невербального выражения эмоций и чувств, а также закреплению навыков межличностного взаимодействия и формированию коммуникативных умений.

Рекомендую использовать такие формы работы как: рассматривание картин, отражающих психоэмоциональное состояние людей, чтение художественных произведений целью которых является определение эмоционального состояние героя; слушание музыки с целью определения эмоциональной окраски музыкального произведения и передачи его через рисунок. Всё это будет способствовать развитию невербальных навыков общения и эмоциональной отзывчивости у детей.

Читайте также: