Нейропсихологическое исследование детей с трудностями в приобретении школьных навыков

Обновлено: 05.07.2024

Возможности выявления детей, нуждающихся в нейропсихологическом сопровождении, методом наблюдения. Варианты упражнений для развития и коррекции различных функциональных зон.

ВложениеРазмер
нейропсихологическая диагностика в условиях школы и сада 154.09 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Педагог – психолог, нейропсихолог Липницкая И.Л. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в условиях школы и сада

Нейропсихологический подход Выделение сильных и слабых компонентов ВПФ ребенка Определение направлений развивающей работы Пути проведения развивающей работы Определение сложности заданий, адекватных возможностям ребенка Оказание помощи, адекватной по качеству и мере Контроль динамики выполнения заданий Мотивация

Центральное место в нейропсихологическом подходе занимает знание того, какие зоны мозга работают, когда человек решает арифметическую задачу, пишет, читает, запоминает и припоминает, выполняет чертеж, узнает знакомые предметы и лица. Например , если ребенок неусидчив, отказывается от занятий в детском саду, испытывает трудности в овладении учебными навыками в школе, возможно предполагать, что имеются в разной степени выраженности функциональная несформированность либо отдельных звеньев психической деятельности, либо нарушение деятельности целых блоков мозга.

Три структурно-функциональных блока мозга по А.Р. Лурия Энергетический блок Блок приема, переработки и хранения информации Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм психической деятельности

Первичное обследование Выявление сильных и слабых звеньев Построение прогноза развития Разработка стратегий коррекционно-развивающего воздействия

Повторное обследование Полное (по завершению работы) Частичное (перед и после коррекции определенной функции)

Исследования нейропсихологов подтверждают важное влияние на формирование интеллектуальной и эмоционально-личностной сферы подкорковых структур. В нейропсихологии принято выделять подкорковые образования в первый функциональный блок мозга, обеспечивающий энергетический тонус психической деятельности.

Признаки дисфункции I блока Повышенная утомляемость; Низкий эмоциональный фон; Снижение мнестических функций; Колебания внимания; Гипер и гипо тонус; Сниженная работоспособность; Недостаточная сформированность речи; Эмоциональная лабильность.

Работа с I блоком мозга Дыхательные упражнения; Массаж и самомассаж ; Растяжки, релаксации; Повышение мотивации; Дозировка заданий; Обеспечение отдыха; Смена видов деятельности; Смена произвольной и эмоциональной регуляции.

Самое важное при коррекции первого блока – это соблюдение режима дня ! Сон : 3-5 лет 14 часов 5-12 лет 10-11 часов 12-18 лет 8,5-9,5 часов взрослые - 7,5-8,5 часов. Питание Бассейн (но не спортивная группа) или контрастный душ Спорт (но только в первой половине дня) Проветривания помещений Прогулки на свежем воздухе Аромотерапия и цветотерапия

Блок приема, переработки и хранения информации Функции переработки кинестетической информации Функции переработки слуховой информации Функции переработки зрительной информации Функции переработки зрительно-пространственной информации

Признаки дисфункции переработки кинестетической информации Проблемы право – лево; Плохое осознание тела; Негибкость; Дискоординация , неловкость; Частые падения; Часто сталкиваются с объектами, ударяются; Трудности определения границ (собственных, окружающих людей и пространства); Часто ломают вещи; Растягивают и крутят свою одежду; Трудности при подъеме и спуске с лестницы; Волочение ног во время ходьбы; Частое щелканье суставами пальцев; Не аккуратны при приеме пищи; Артикуляционные проблемы.

Тактильная дисфункция Гиперчувствительность : Очень боятся щекотки; Не переносят прикосновений; Не любят объятий, поцелуев; Не любят пачкаться; Чувствительны к одежде; Тревожная агрессивность из-за ветра; Привередливость в еде; Не любят ходить босиком; Не любят мыться, расчесываться И т.д. Гипочувствительность : Низкий мышечный тонус; Размытая речь; Пониженная чувствительность вестибулярной системы; Плохая чувствительность к слабым прикосновениям и боли; Небрежность в одежде; Могут причинять боль другим людям или животным.

Слуховая система Снижение слухового восприятия связано не столько с недостаточностью сенсорной составляющей, сколько с недостаточностью слухового внимания. Правый висок воспринимает фоновые шумы и разбивает шум на ритмы, затем левый висок выделяет конкретные звуки, после чего левый висок и затылок формируют четкое слово, затем правая затылочная область дает образ на это слово, затем левый висок формирует метафоричность восприятия (символизм)…

Признаки дисфункции слухового восприятия Ошибки фонематического восприятия; Снижение слухо-речевой памяти; Номинативная слабость.

Работа со слуховой системой Неречевые составляющие Опознание звуков музыкальных инструментов; Различные шумящие коробочки (поиск пары с таким же звуком); Звуки природы; Бытовые шумы; Отстукивание ритмов; Различные колокольчики. Речевые составляющие Поймай звук; Увеличение словарного запаса; Игры в города, в слова, в снежный ком; Испорченный телефон; Родственные слова; Из большого слова составляем маленькие; Скрабл (эрудит, словодел )

Работа со слуховым восприятием Цепочки слов из одинакового количества букв; Собери слово из рассыпанных букв; Словопрятки ; Я знаю пять…; Найди общий звук в словах; Кроссворды; Пересказы текстов; Ответы на вопросы по тексту И т.д.

Зрительное восприятие Операции зрительного восприятия Кодирование Анализ Обработка Запечатление Опознание Категоризация Оценка значимости каждой конкретной ситуации.

Признаки дисфункции зрительного восприятия Трудности перемещения фокуса (с доски на тетрадь, с объекта на объект); Трудности слежки за движущимся объектом; Потеря места чтения или письма; Ребенок забывает образ букв (например путает Н и К).

Работа со зрительным восприятием Глазо-двигательные движения; Клевер; Слежение за объектом (в том числе восьмерки); Идентификация цвета; Поиск соответствий по цветам; Идентификация простых распространенных изображений; Расширение категорий (разнообразные игры по типу лото); Мемори ; Далее черно-белые категории (в том числе контуры); Найди по теме; Перечеркнутые изображения; Наложенные изображения (цветные, затем черно-белые); Недорисованные изображения; Разрезанные картинки (цветные, затем черно-белые); Кубики; И т.д.

Зрительно-пространственное восприятие Эта система раньше всех начинает зреть и позже всех созревает  Третичная зона коры ( нижне-теменные отделы) Реализуется благодаря интегративной работе различных анализаторных систем.

Признаки дисфункции зрительно-пространственного восприятия Несоблюдение единого размера букв в письменных работах; Трудности удержания строки; Трудности ориентации на листе; Недооценка расстояний; Трудности определения право-лево и направления движения.

Работа со зрительно-пространственным восприятием Глазо-двигательные движения; Работа с мячами (любыми и любая); Игры с дотягиванием и схватыванием; Схема тела; Различные проприоцептивные игры; Твистер ; Перемещения по карте; Скульптуры; Собственные перемещения с озвучиванием; Шнуровки, узелки; Над, под, на, перед, за, ближе, дальше…; Классики; Конструирование ( лего , кубики и пр.); Тетрисы в кубиках; Муха, морской бой; Лабиринты, путанки ; Графические диктанты; Зеркальные рисунки; Временные последовательности И т.д.

Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм психической деятельности Произвольная регуляция деятельности Серийная организация движений и действий

Компоненты управляющих функций Постановка, формирование целей; Подавление преждевременных реакций (сопротивление импульсивному поведению), тормозный контроль; Переключения (смена установки, когнитивная гибкость); Контроль за протеканием собственной деятельности (возможность избирательного внимания, длительное поддержание внимания, подавление реакций, отслеживание и разрешение конфликтов собственной деятельности); Рабочая память и её ёмкость; Планирование; Нахождение решений в ситуации неопределенности; Обновление информации и её мониторинг; Отслеживание ошибочных реакций; Формирование понятий; Аргументация; Поддержание ответа (действие соответственно выбранного ответа на ситуацию).

Этапы созревания управляющих функций К 1 году формируется: избирательное внимание, поддержание внимания и подавление реакций; В 3-4 года: резко возрастает способность подавления импульсивных реакций; К 6 годам: возрастает способность сопротивления сильным побуждениям; В 6-8 лет: увеличиваются возможности тормозного контроля; В 10-12 лет: тормозный контроль развивается до максимума.

Этапы созревания управляющих функций Переключения начинают улучшаться с 2,5 лет; С 7 до 9 лет наблюдается скачок (время реакции уменьшается, точность увеличивается) Планирование начинает заметно развиваться в 5-8 лет и развивается до взрослого возраста До 12 лет незрелость способности к предвиденью последствий собственных действий. Контроль : развитие улучшается к 12-14 годам, активно зреет до 16-18.

Признаки дисфункции управляющих функций Гиперактивность ; Неусидчивость; Несдержанность; Импульсивность; Необдуманность действий; Неумение следовать правилам; + бывает: Замедленность; Вялость; недостаточная активность; Рассеянность.

Для рабочей памяти Что пропало? Что изменилось? В каком порядке было? Снежный ком с картинками; Придумывание историй с картинками; Мемори ; Повторение движений.

Развитие возможностей анализа информации Описание предмета; Подбор предмета по признаку (назови все красное, мягкое, тяжелое); Рисование предметов объединенных общим признаком; Цепочка сходств; Подбор подходящих по смыслу слов; Составление рассказа по серии картинок.

Развитие возможностей создание плана действий Любые стратегические игры; Перепутанные истории; Составление текста из разрезанных предложений; Умный робот; Рассказ последовательности действий, когда делаем что-то сложное (например бутерброд); Рисование по речевой инструкции; Графические диктанты; Спички с ширмой; Интеллектика А.Зака .

Развитие возможностей контроля и самоконтроля Проговаривание действий вслух; Игры – корректоры (исправление ошибок в словах, текстах, рисунках и т.д.)

Преодоление импульсивных реакций Проговаривание; Обучение системе тайм-аутов; Просим осознанно подавлять повторяющиеся реакции; Игры: кошки-мышки, прилетела сова, молчанки, гляделки, море волнуется; Рефлексия (для более старшего возраста).

Для поддержания распределения внимания Школа внимания Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной ; Школа умножения Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной ; Корректурные пробы.

Признаки дисфункции серийной организации движений и действий Сложности при выполнении незнакомых движений; Предпочтение знакомой двигательной активности; Трудности письма; Трудности составление рассказов или описание картин.

Работа с серийной организацией движений и действий Танцы; Игра на музыкальных инструментах; Восточные единоборства; Прыжки со скакалкой (разные); Резиночки ; Игры с мячом; Ритмические аплодисменты; вязание, вышивка; Удержание ритма и темпа в условиях помех; Скороговорки И т.п.

Отставание в развитии одного из компонентов влечет за собой системные изменения и компенсаторные перестройки в работе всей системы! Обычно более слабые звенья функциональной системы компенсируются более сильными, НО при выраженной неравномерности такого не происходит, что ведет к затруднению в адаптации к школьным требованиям и овладении учебной программой.

В данной статье рассматривается нейропсихологический подход к проблеме трудностей обучения у современных детей, научно обосновываются преимущества этого подхода перед другими. Выделяются причины нарушений, рассматриваются понятия трудностей обучения – дисграфии, дислексии, определяются основные направления коррекционной деятельности. Отмечается, что ряд нарушений можно определить, как пограничное состояние нормы и дифференцировать, как возрастные симптомы. В статье обоснована трудность установления причинно-следственных связей между нарушениями. В обзорной статье делается акцент на возможность полной коррекции нарушений у детей с нейропсихологическими трудностями при определении причин и правильно выстроенного индивидуального маршрута взаимодействия педагог – ребенок.

Ключевые слова: трудности обучения, неуспеваемость, дезадаптация, дисграфия, дислексия, дискалькулия, нейропсихология, нейропсихологическая коррекция.

THE CAUSES OF NEUROPSYCHOLOGICAL LEARNING DIFFICULTIES IN TODAY’S CHILDREN

Gabueva E.M. 1 , Kamneva O.A. 2 , Semenyak O.V. 3 , Taysaeva S.B. 4, *

1 ORCID: 0000-0000-0000-0000;

2 ORCID: 0000-0003-3366-851Х;

3 ORCID: 0000-0002-3657-7325;

4 ORCID: 0000-0002-6947-8606;

1 North Ossetian State Pedagogical Institute, Vladikavkaz, Russia;

2, 3 Astrakhan State University, Astrakhan, Russia;

4 Russian University of Economics, Moscow, Russia

Abstract

This article examines the neuropsychological approach to the problem of learning difficulties in modern children and scientifically substantiates the advantages of this approach over others. The article highlights the causes of learning difficulties, examines the concepts of such learning difficulties as dysgraphia, dyslexia as well as determines the main directions of correctional activity. It is noted that a number of violations can be defined as a borderline state of the norm and differentiated as age-related symptoms. The article substantiates the difficulty of establishing causal relationships between the disorders under study. The review article focuses on the possibility of complete correction of disorders in children with neuropsychological difficulties in determining the causes and correctly constructed individual route of teacher-child interaction.

Keywords: learning difficulties, academic failure, maladaptation, dysgraphy, dyslexia, dyscalculia, neuropsychology, neuropsychological correction.

Введение

Изучение трудностей обучения у детей как прикладная научная проблема в настоящий момент является предметом пристального изучения ряда прикладных областей психологии, педагогики и медицины. Несмотря на обилие теоретических и прикладных исследований, широкого спектра методических разработок, сделанных в последние годы, вопрос остаётся дискуссионным и рост интереса к нему не снижается. Это вызвано не только новыми социальными, экономическими и политическими вызовами, но и нерешённостью базовых проблем обучения [5]. Так, одной из комплексных базовых проблем в массовом общем образовании, обусловленной многими причинами, является неуспеваемость обучающихся. Довольно часто дети, не проявляющие признаков аномального развития, характеризуемого преподавателями, родителями, врачами как находящимися на уровне среднестатистической нормы, испытывают трудности в обучении [31]. Зачастую трудно выявить причины, которые приводят к тому, что такие дети сталкиваются с трудностями в учебе, а такие способы улучшения качества знаний, умений и навыков обучающегося как увеличение объёма занятий по предметам, в которых обучающийся показывает наименьшую успеваемость, прибегание к услугам репетиторов, ставшие традиционными, далеко не всегда приводят к предполагаемым положительным результатам, более того, зачастую такой подход может навредить [2], [19].

Основная часть

Необходимо отметить, что развитие современных детей проходит несколько иные этапы, нежели лет 15-20 назад.

Нейропсихологические исследования мозга в современной детской популяции показывают высокочастотное обновление дисгенного синдрома, т. е. развитие органической или функциональной дисфункции мозговых структур в младенчестве или наиболее рано созревающих подкорковых (в основном стволовых) структур мозга. Последствия этих изменений в развитии отрицательны для онтогенеза и нейропсихологически заключаются в нарушении или искажении развития подкорко-кортикальных и межполушарных взаимодействий, а также функциональной специализации правого и левого полушарий мозга [26].

На когнитивном уровне это отражается в структуре речевой активности как вариации дисонтогенеза речи, в психосоматическом компоненте это формирует синдромы гиперактивности и дефицита внимания в контексте с повышенной эпиподготовленности. Как результат – отсутствие произвольного саморегулирования, что приводит к образовательным и социальным проблемам [3], [8].

В связи с этим, необходимо применять методы работы с детьми, в зависимости от особенностей индивидуального развития. Несмотря на сходство многих симптомов, выявленных в ходе нейропсихологического обследования детей, каждый ребенок представляет собой уникальную оформленную личность, проявляющуюся в индивидуальных характеристиках его онтогенетического развития [19].

Методы можно разделить на два основных направления: методы моторной коррекции и когнитивные методы. Когнитивные методы в первую очередь направлены на преодоление трудностей, связанных с приобретением школьных знаний, путем развития умственных функций, формирования и развития неструктурированных или недостаточно развитых навыков и развития инструментальных навыков. Эти навыки включают в себя речь, слуховую память, подсчет голосов, письмо, справочные материалы и т. д.

Вторая линия коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности в обучении, использует методы двигательной коррекции (гимнастика, массаж, ЛФК, танцы и т. д.) и телеориентированные психологические методы, доказавшие свою эффективность в решении психологических проблем. Они используются для восстановления нарушенного или неподготовленного контакта между ребенком и его телом, снятия физической напряженности, осознания своих проблем в форме физических аналогий у детей старшего возраста и подростков и развития. Физические компоненты общения для улучшения психического здоровья ребенка и взаимодействия с другими людьми – родителями, сверстниками, учителями [27].

Нейропсихологические подходы к обучению неуспешных детей

Особое внимание следует уделять коррекционному и развивающему образованию, в рамках которого реализуется принцип индивидуального отношения к детям. В трудах Л. С. Выготского проблема обучения неразрывно связана с развитием ребенка [13]. Л. В. Занков рассматривал обучение как дидактическую систему, построенную на эффективности обучения для общего развития школьников [8]. Сейчас же обучение рассматривается с точки зрения освоения обучающимися образовательной программы, предполагающей овладение определенными компетенциями. Так, федеральный государственный образовательный стандарт начального образования второго поколения ориентирован на формирование личности обучающихся, овладение ими универсальными метапредметными умениями, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования [18].

Нейропсихологический подход к оказанию помощи детям с трудностями обучения Т. В. Ахутиной и Ж. М. Глозман опирается на индивидуальные характеристики детей, в том числе, на степень зрелости ребёнка как базовую характеристику, что сейчас немаловажно, поскольку в настоящее время отмечается тенденция к увеличению количества детей с трудностями в обучении различного генеза [3], [4], [5], [14].

М. М. Безруких, Н. В. Дубровинская и Д. А. Фармер при изучении проблем школьного образования относят к ним все проблемы, возникающие в процессе систематического обучения и приводящие к дизадаптации, социальному стрессу, ухудшению функциональных систем организма, нарушению эмоционально-волевой сферы и, как следствие, к снижению успеваемости [6].

По мнению Н. П. Локаловой, трудности в обучении следует рассматривать как несоответствие между предъявляемыми требованиями к образовательной деятельности обучающегося и его интеллектуальными возможностями. Именно это понимание причин неуспешности является центральной для эффективной нейропсихологической коррекции [23]. Например, трудности в обучении часто возникают в тех случаях, когда требования самого учебного процесса отличаются от требований, предъявляемых к уровню подготовки учащегося, и от требований, предъявляемых к формам, в которых учащийся осуществляет свою когнитивную деятельность; с реальным уровнем умственного развития [1]. На начальном этапе не учащегося адаптируют под учебный процесс, а наоборот. Учебный процесс оптимизируют под интеллектуальные возможности ученика.

В прикладной педагогической практике неуспеваемостью, чаще всего, считают неудовлетворительные отметки по какому-либо предмету (или по всем предметам сразу) за отчётный период [21]. Неудача может привести к школьной дезадаптации, что является конкретным состоянием учащегося, при котором учащийся не в полной мере понимает содержание учебной программы и испытывает трудности в общении со сверстниками и учителями. Правильным вариантом будет выставление оценок согласно прогрессу, показанным учащимся, а не общепринятому регламенту.

Для выстраивания индивидуальной маршрутной карты учащегося необходимо опираться на два подхода: психофизический и психологический.

Считать в уме, записывать буквы по порядку, запоминать стихи наизусть – даже такие простые действия с точки зрения взрослого могут быть выполнены несколькими разными способами, а не одним. Не все из них будут правильными, одинаково эффективными.

Ребенок, поступивший в школу и обязанный заниматься новой образовательной деятельностью, зачастую не в состоянии найти адекватные способы самостоятельной работы. Если он не обучится необходимым навыкам и методам, он интуитивно найдет их сам, и они не всегда будут правильными и эффективными навыками и методами. Задача педагога – помочь учащемуся самому разобраться в правильности действий через свои действия [22].

Дефекты когнитивной активности могут вызывать З фактора, согласно И. И. Капуновичу. Во-первых, недостаточный уровень образовательной деятельности; во-вторых, недостатки в развитии умственных процессов; в-третьих, недостаточное использование учащимися их стабильных индивидуальных и психологических характеристик. Дубровина И. Б. объединяет основные психологические причины неудач в две группы. В нем в первую очередь определяются недостатки когнитивной деятельности в широком смысле этого слова, а во вторую – недостатки в развитии мотивационной сферы детей. По мнению И. Б. Дубровиной, ученики, не преуспевшие в учебе, не ведут никакой образовательной деятельности. Автор ссылается на то, что эти учащиеся не обладают реальной способностью к обучению [25].

Нейропсихологи рассматривают трудности обучения через синдромы, с которыми предстоит работать педагогу. Авторы Т. В. Ахутина, Й. Глозман, Т. Г. Визель, А. В. Цветков объединяют симптомы в определённые синдромы и используют следующие понятия для определения трудностей: дислексия, дисколгания, дистракция [9] Речь идет о трудностях соответственно с чтением, письмом и счетом [10]. Новым направлением, по мнению А. В. Цветкова, является восстановительное обучение (интрацеребральный подход) [28], [29]. Основы такого обучения были заложены Т. Г. Визель, ей же была разработана экспресс-диагностика выявления нейропсихологических нарушений [11].

В дисграфии дети младших классов школы с трудом овладевают письмом: их диктанты, упражнения, которые они выполняют, содержат много грамматических ошибок. Они не используют буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средней и старшей школе дети пытаются использовать короткие фразы с ограниченным количеством слов в письменном виде, но они делают грубые ошибки в написании этих слов [7], [12].

Дискалькулия у детей характеризуется пониженной способностью изучать арифметику и другие математические науки. Сложно понять цифровые символы, сравнить значения, выполнить сложение, вычитание, умножение и операции деления. Позднее дошкольники начинают определять геометрические формы, размеры объектов. Ученики отстают по предметам, требующим количества и вычислений [30].

Первая группа трудностей связана с недостатками в развитии сложных в структурном отношении и многоуровневых моторных навыков письма и чтения (нестабильность графических форм, отсутствие связанных движений в письменной форме, низкий уровень понимания чтения, очень медленное темп и т. д.).

Вторая группа трудностей связана со специфическим формированием когнитивного компонента письменности, чтения и вычислительных навыков. Основными проявлениями трудностей, вызванных этой причиной, являются: замена букв, близких к артикуляции, пропуск букв, пропуск предложений, трудности в понимании слов, незнание отношений между смежными числами, трудности с переходом от конкретного плана к абстрактному плану, неспособность решить проблемы.

Третья группа трудностей связана с недостатками в регламентационном компоненте навыков письма, чтения и вычислений. Конкретной психологической причиной этой группы трудностей является отсутствие самоконтроля и саморегулирования.

Для исправления вышеуказанных трудностей в научной литературе можно выделить четыре подхода: педагогический подход (Ж. Коменский, А. В. Хуторская), психологический подход (В. В. Гладкая, Н. П. Локалова, Р. И. Лалалааева), нейропсихологический подход (Т. В. Ахутина, Ж. М. Глозман, Н. М. Пилайева), комплексный подход (М. М. Безруких, И. В. Дубровина, В. А. Козлова) [16], [20], [31].

Н. М. Пылаева упорядочила трудности, встречающиеся в обучении, по частоте встречаемости: чаще всего встречается сниженная работоспособность, колебания внимания, слабость мнестичеких процессов, недостаточная сформированность речи; на втором месте находятся недостаточное развитие функций программирования и контроля; третье место – зрительно-пространственные и квази-пространственные трудности; четвёртое и пятое место делят трудности переработки слуховой и зрительной информации. Недостаточная сформированность этих функций может проявляться как изолированно, так и в сочетании, что ведет к значительному снижению возможностей к обучению [26]. Данный подход позволит решить следующие задачи: выявлять сильные и слабые компоненты высших психических функций ребенка; предсказывать, до какой степени особенности обработки информации будут влиять на развитие психических функций и обучение; строить гипотезы об эффективных стратегиях коррекционного воздействия.

Таким образом, нейропсихологическая коррекция с детьми проходит исходя из диагностированных сложностей, задержки или дисгармоничного развития высших психических функций, а также исходя из компенсаторных возможностей ребенка. Результаты такой диагностики дают возможность для построения стратегии и тактики коррекционных или реабилитационных воздействий, где самым важным является определение зоны ближайшего развития [13], [28].

Дети, у которых страдает третий, программный и контрольный блок – это те школьники, которые обычно не принимают во внимание общие нормы поведения и правила. Они могут встать из-за стола во время занятий и ходить вокруг класса, играть в свою собственную игру в классе и прерывать соседа, забыть поднять руку, прежде чем что-то сказать в классе. Такие дети могут усердно работать лишь в течение короткого периода времени в классе. Следующим в ранжировании незрелости структур мозга является недостаточность второго блока, который вызывает проблемы с памятью у школьников, и сложность пространственной ориентации (и это неточное представление букв и цифр и их неправильное расположение в блокноте).

Современная нейропсихологическая коррекция направлена на стимуляцию развития и формирование слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга. Посредством специально разработанных двигательных упражнений и развивающих игр стимулируется формирование определенных компонентов психической деятельности: регуляция и контроль психической деятельности, моторные навыки, зрительное, слуховое, пространственное восприятие и многие другие [19].

В списке этих проблем мы видим как предпосылки трудностей в обучении, так и непосредственно сами трудности. Это обуславливает эффективность нейропсихологического подхода к коррекции трудностей в освоении образовательной программы младших школьников. Коррекционно-развивающая и формирующая работа включает в себя растяжки, дыхательные, глазодвигательные, кросс-рецидивные упражнения на теле, упражнения для мышц языка и челюсти, развитие тонких моторных навыков рук, развитие коммуникативной и когнитивной сферы.

Заключение

Материал статьи показывает, что, несмотря на множество подходов обучения и развития детей с нейропсихологическими проблемами, до сих пор не выработан единый подход к коррекции этих нарушений. Каждый подход демонстрирует свою состоятельность, свои методы и приемы диагностики и обучения. Это доказывает уникальность каждого из нарушений, которые невозможно скорректировать универсальным единым методом. Мультипарадигмальность подходов в нейропсихологии дает возможность специалистам грамотно выстроить маршрут коррекционной деятельности для конкретного ребенка.

Представленный в статье материал, может быть полезен для начинающих педагогов-нейропсихологов, для которых краткий обзор использованных в нейропсихологии подходов даст возможность определиться с выбором коррекционной работы с конкретным ребенком. Представленный обзор также позволяет сделать вывод об уникальности теории А. Р. Лурия о трех блоках мозга. Какие бы современные подходы и направления не рассматривались в статье, в основу их положено учение о трех блоках мозга А. Р. Лурии.

Список литературы / References

Список литературы на английском языке / References in English

Трудности учения вызываются парциальным отклонением в формировании высших психических функций (ВПФ), обусловленным обычно комплексом причин как нейробиологического, так и социального характера. При этом надо иметь в виду тот факт, что отрицательные факторы взаимодействуют. Например, нейробиологические проблемы, возникающие при малом весе ребенка при рождении, могут быть снивелированы в случае благоприятной социальной ситуации развития и, наоборот, значительно отягощены, если ребенок в раннем возрасте получает мало внимания от матери и окружающих взрослых.

Очень часто современные дети развиваются односторонне. Так, в одних случаях взрослые всемерно стимулируют развитие речи и речевого мышления, а на развитие ловкости движений, зрительно-моторных координаций, графических навыков, навыков саморегуляции обращают мало внимания. В частности, городские дети, по сравнению с детьми, выросшими в селах, деревнях, меньше играют в подвижные игры, игры с правилами, не всегда играют с кубиками и конструктором, мало рисуют.

В других – дети рано предоставлены самим себе, с ними мало общаются, им мало читают и редко беседуют о прочитанном.

Все это вместе с наследственными предрасположенностями ведет к выраженной неравномерности развития ВПФ, что на фоне высоких требований современной школы не компенсируется и, как следствие, приводит к трудностям учения.

В последние годы на фоне экологического и социального неблагополучия и продолжающейся интенсификации школьного образования отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей. Многие дети приходят в школу недостаточно готовыми к обучению с точки зрения их психологического развития. Попадая в условия систематических школьных перегрузок, они оказываются неуспевающими учениками, успехи которых в школе достигаются ценой здоровья. Постоянное пребывание в ситуации неуспешности или тревожного ожидания неуспеха усугубляет поведенческие и нервно-психические отклонения и нередко толкает к асоциальным формам поведения. Чтобы выйти из этого замкнутого круга, и требуются охраняющие здоровье технологии обучения.

При разработке технологий формирования базовых для обучения функций (чтения, письма, счета) педагогу важно принимать во внимание все входящие в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции. По данным нейропсихологии, при обучении, например, письму существенными являются:

· готовность переработки слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации;

· зрелость серийной организации движений и действий;

· уровень формирования программирования и контроля произвольных действий;

· возможности поддержания рабочего состояния.

По данным Н.М. Пылаевой, трудности обучения вызываются следующими причинами:

1. Сниженная работоспособность, колебания внимания, слабость мнестических процессов, недостаточная сформированность речи (как наиболее энергоемкой функции).

2. Недостаточное развитие функции программирования и контроля.

3. Зрительно-пространственные и квазипространственные трудности.

4-е и 5-е места делят трудности переработки слуховой (слухо-речевой) и зрительной (зрительно-вербальной) информации.

Что может противопоставить утомлению учитель? Повышение мотивации, обеспечение отдыха.

Для поддержания надлежащего психологического климата в школе учебные задания желательно строить так, чтобы не провоцировать появления ошибки, не создавать трудностей, которых можно избежать. К примеру, у многих детей, как только они начинают уставать, появляются трудности программирования и контроля или зрительно-пространственные трудности. Учитель, отметив у ребенка ошибку – замену Щ на Ш, предлагает ему в качестве работы над ошибками написать две строчки Ш Щ. Ребенок, склонный к упрощению программы написания, первые два раза пишет сочетания букв правильно, потом пишет две буквы Ш и к последней позднее пририсовывает хвостик, а потом и вовсе пишет пары букв Ш. Это задание было бесполезным и даже вредным и для сохранения мотивации к обучению и для здоровья.

Эмоциональная вовлеченность ребенка в процесс обучения позволяет значительно упростить проблему обеспечения прочного запоминания. Эмоционально-значимый материал проходит более глубокую обработку и лучше запоминается. Однако это не снимает с учителя необходимости организации повторения, что соответствует закономерностям работы механизмов удержания в памяти и забывания. В ходе обучения материал из кратковременной памяти переводится в долговременную семантическую и процедурную память.

Научно-обоснованная система повторения является необходимым условием доступности учебного процесса и сохранения учебной мотивации.

Обеспечение адекватного восстановления сил . Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимы во избежание переутомления детей. При этом следует иметь в виду, что даже сидение на парте без возможности активно двигаться может утомлять детей. Особенно это существенно для детей 6-7 лет. Нарушения осанки опорно-двигательного аппарата, ведущие к проблемам иннервации внутренних органов, – частое следствие чрезмерных требований авторитарного учителя, не задумывающегося об организации регулярных передышек и отдыха для своих учеников.

Для полноценного распределения сил и борьбы с утомлением желательны ритмичность работы, установление циклов: настройка на работу, реализация задачи, получение подкрепления.

Индивидуально-ориентированный подход к развивающему обучению может быть реализован при взаимодействии педагога и психолога, владеющего нейропсихологическими методами диагностики состояния высших психических функций и их развития и коррекции в обучении.

Определив направление развивающей работы, педагог и психолог намечают пути её проведения. В случае выраженных затруднений у ученика это может быть совместная работа учителя и психолога. При менее значительных трудностях развивающая работа проводится учителем в ходе обучения.

И для педагога и для психолога важно определение сложности заданий, адекватных возможностям ребенка. Слишком легкие и слишком сложные задания одинаково бесполезны. Оптимально, если ребенок делает задания без ошибок, но трудясь, прикладывая усилия. Психолог, занимающийся с детьми, имеющими сходные механизмы трудностей, в микро-группе (2-4 человека) или индивидуально, строит свои занятия в логике развития определенной функции.

При индивидуально-ориентированном подходе выполнение заданий на уроке строится интерактивно – учитель приходит на помощь в случае затруднения ребенка и меняет подсказку качественно в зависимости от выдвинутых вместе с психологом гипотез о механизмах трудностей ребенка. Так, если ребенок не приступает к выполнению задания, учитель, исходя из гипотезы об отставании функций программирования и контроля, предлагает ему стимулирующую или организующую помощь, при гипотезе о слабости зрительно-пространственных функций – оказывает ребенку помощь в ориентировке на странице тетради. Кроме выбора качественно адекватной подсказки, важно правильно находить меру подсказки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Научно-исследовательская работа на тему:

«Нейропсихологическая коррекция нарушений

ВПФ у обучающихся младшего школьного возраста,

Шепелева Светлана Викторовна

I квалификационная категория

План программы:

Цели и задачи программы.

Организационные условия проведения занятий.

Критерии отбора в коррекционную группу.

Направления, этапы реализации программы.

Описание методов и техник работы.

Описание структуры занятия.

Форма участия других лиц в коррекционной работе.

План одного занятия. Примеры упражнений.

Оценка результативности программы. Основные требования к результатам реализации программы.

Пояснительная записка

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Современная школа пришла к пониманию важности учета индивидуальных особенностей обучающихся и результатов их обучения. Он особенно необходим для детей, имеющих трудности адаптации к школе, трудности обучения. Такие дети составляют от 15 до 30% учащихся начальной школы, они учатся по основной общеобразовательной программе начального общего образования и по адаптированной программе начального общего образования. Новое веяние времени – создание инклюзивных (интегрированных) школ. В этих школах необходимость индивидуальных образовательных планов и индивидуального подхода к развитию и коррекции ребенка диктуется самим статусом школ.

На обучающихся, уже в начальной школе, ложится большая нагрузка. Умственная деятельность, связанная с процессом обучения, относится к числу самых трудных. Нервные клетки коры большого мозга детей обладают еще относительно низкими функциональными возможностями, поэтому большие умственные нагрузки могут вызвать их истощение. Учебная работа требует также длительного сохранения вынужденной рабочей позы, создающей значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и мышечную систему детей. В режиме дня школьника соотношение между динамическими и статистическими нагрузками резко изменяется в сторону преобладания наиболее утомительного статистического напряжения.

При интенсивной или длительной умственной деятельности у школьников развивается утомление. Его биологическое значение двойное: с одной стороны, оно является защитной, охранительной реакцией от чрезмерного истощения организма, а с другой – стимулятором восстановительных процессов и повышения его функциональных возможностей. В.В.Розенблат считает утомлением временное снижение работоспособности, вызванное интенсивной или длительной работой. По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье населения на 50% определяется образом жизни, на 20% – наследственностью, на 20% – воздействием среды обитания и на 10% – качеством медико-санитарной помощи. Отнимем проценты влияния наследственности, а остальные 80% поделим пополам. Получим 40%, которые можно и нужно корректировать.

Актуальность темы

Проблема школьной неуспеваемости при увеличении числа детей, которые не справляются с программой и уже в начале обучения попадают в разряд неуспевающих, является сегодня очень и очень актуальной.

Обоснование содержания программы

Возникает противоречие: чем больше требований предъявляет образование, тем больше разрыв между результатами обучения.

Чтобы эффективно помогать детям, чтобы строить адекватные их трудностям индивидуальные развивающие программы, нужно знать, что именно необходимо развить, чтобы помочь обучающемуся преодолевать не только имеющиеся сейчас, но и возможные в будущем трудности учения.

В последние годы педагоги отмечают катастрофическое нарастание детей неготовности к обучению: с задержками и искажениями психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, дисграфии и т.д.

Работа с учениками, имеющими трудности в освоении школьной программы, - одна из основных проблем, остро стоящая перед учителями в настоящее время. Круг возможных причин подобной неуспешности школьников широк.

Цель и задачи программы:

Настоящая программа имеет своей целью оказание действенной, эффективной помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении. Эффективностью данной программы будет являться выполнение заданий не ниже среднего уровня.

При проведении коррекционно-развивающих занятий были поставлены следующие задачи:

расширить границы возможностей деятельности мозга учащихся;

развивать умственные способности детей;

активизировать силы самих детей, настраивать их на преодоление жизненных трудностей.

Объект: слабоуспевающий ученик.

Предмет: нейропсихологические методы развития.

Гипотеза: если на занятиях слабоуспевающим обучающимся предлагать специальные задания с диагностической и коррекционно - развивающей направленностью методом нейропсихологической коррекции, то можно обеспечить положительную динамику их развития.

Коррекционные занятия направлены на преодоление трудностей в обучении у младших школьников и реализуются по единому плану, который предполагает:

• стартовую диагностику и динамическое диагностическое обследование детей в середине работы и по ее завершении;

• обязательную отработку в домашних условиях применяемых упражнений, неукоснительное выполнение их родителями в течение всего цикла (это требование является одним из главных условий эффективности психолого-педагогического сопровождения);

• постоянное консультирование родителей с подробным объяснением целей и задач формирующего обучения.

Организационные условия проведения занятий:

количество и возраст участников: возраст детей от 7 до 10 лет;

форма проведения занятий: групповая;

продолжительность всей программы: состоит из 12 занятий, которые носят модульный, а не тематический характер и строятся на основе выявленных трудностей группы обучающихся.

Регулярность и продолжительность занятий: продолжительность каждого занятия до 40 минут, 2 раза в неделю. В ходе проведения занятий необходимо учитывать следующее:

• оптимальный размер группы – 5-7 человек; состав группы должен быть постоянным;

• группы формируются на основании одинакового возраста детей;

• два-три первых занятия проводятся совместно с родителями;

• в ходе занятий важно получать и обсуждать осязаемый результат, продукт (рисунок, сложенную конструкцию и т.п.).

Критерии отбора в коррекционную группу: (из опыта работы)

Набор обучающихся 2016 года общеобразовательного 1 класса.

Были проведены: учителем - входная диагностика, педагогом - психологом - школьный старт, городское скрининговое обследование - методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС), диагностика ВПФ, наблюдение за выполнением заданий на развитие общей моторики на уроках физкультуры, пространственных ориентиров (право-лево, вверх-вниз).

Цель диагностик: выявить уровень развития различных сторон интеллектуальной деятельности и способности детей 6-7-8 летнего возраста.

На основе диагностик и наблюдений за обучающимися в урочное и внеурочное время выделена группа школьников с трудностями в обучении.

Первое диагностическое обследование (начало учебного года)

(ав. Т.В.Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая)

Срок проведения: сентябрь-октябрь 2015 г.

Инструментальная

Методика экспресс - диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) Вариант А.

Городское скрининговое исследование

Дата тестирования: сентябрь 2015 г.

Цель: выявить уровень развития различных сторон интеллектуальной деятельности и способностей детей 6-7-летнего возраста.

С У Б Т Е С Т Ы

Всего баллов

Уровень IQ

Общая осведомленность, словарный запас

Понимание количественных и качественных отношений

Выявление уровня логического мышления

Выявление уровня развития математических способностей

Результаты диагностического обследования внимания обучающихся

Дата обследования: ноябрь 2015 г.

Корректурная проба (букв.)

Тест переплетенных линий

Запомни и расставь точки

Цель: диагностика распределения внимания (400 знаков)

Цель: определение уровня развития устойчивости внимания

Цель: определение объема внимания

Кол-во ошибок

Воспроизведенные точки

100%=42 точки

Крайне низкая устойчивость

Были выявлены следующие трудности: невнимательность и рассеянность, не развита мелкая моторика руки, низкий уровень умственной работоспособности, несформированность пространственных представлений, трудность при выполнении самостоятельной работы, постоянная грязь в тетради, не находят ошибки в собственной работе, трудность в решении задач и математических выражений, в письменных работах пропускает буквы, испытывает затруднения при пересказывании текста. Трудности с ориентировкой пространственных ориентиров.

Для этой группы детей были составлены таблицы преодоления трудностей (Приложение 2.)

В настоящее время различными исследователями: Н.П.Локаловой, С.В.Вахрушевым, Л.А.Венгером уже разработаны диагностические таблицы типичных трудностей в обучении. Принципом построения таблиц было как выделение трудностей: общеучебных, обучения при письме (русском языке), чтении и математике. Таблицы включают конкретные коррекционные упражнения на развитие ребенка и ликвидацию имеющихся трудностей. Причем основной целью является оказание помощи ребенку таким образом, чтобы он в дальнейшем мог самостоятельно обучаться и самостоятельно контролировать своё поведение.

Направления, этапы реализации программы.

Результаты комплексной диагностики определили построение коррекционного процесса. Данная программа представлена в виде последовательной работы деятельности специалистов (педагог-психолог, учитель начальных классов, учитель по физической культуре) и направлена на преодоление трудностей в обучении обучающихся (математика, русский язык):

педагог-психолог/учитель начальных классов

Развитие высших психических функций (ВПФ) - внимание

Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, пространственные представления и развитие мелкой моторики

учитель начальных классов

Упражнения двигательного репертуара

учитель физической культуры/учитель начальных классов

Данная программа представлена в виде последовательных этапов:

диагностика (стартовая), анализ результатов комплексной диагностики;

выявление обучающихся, из числа респондентов, для коррекционной работы, разработка таблиц преодоления трудностей обучающихся;

система коррекционных и развивающих занятий по преодолению трудностей в обучении с использованием нейропсихологических методов;

Описание методов и техник работы (учитель начальных классов, педагог-психолог, учитель физической культуры).

Упражнения для развития артикуляции стимулируют работу тех систем мозга, которые отвечают за контроль высших психических функций – речь, мышление, поведение. В процессе упражнений у ребенка постепенно вырабатывается четкая координация движений артикуляционного аппарата, движения языка и губ становятся более точными.

Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия – это выполнение различных перекрестных движений. Регулярные упражнения способствуют развитию высших психических функций. Например, одну руку сжимать в кулак, в то время как другая находится в расслабленном положении – ладонь прижата к поверхности стола, потом одновременная смена движений. Одной рукой рисовать восьмерку, другой - круг.

Дыхательные упражнения улучшают ритмы повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, снижают соматические нарушения, успокаивают и снимают стресс. Происходит восстановление общего тонуса, снятие физического и эмоционального напряжения. Умение произвольного контролирования дыхания развивает самоконтроль над поведением и эмоциями. Такие упражнения особенно эффективны в коррекции детей с гиперактивностью и невнимательностью.

Двигательные упражнения на растяжение и сжатие мышц тела нормализуют гипертонус и гипотонус мышц. Любые негативные изменения оптимального тонуса плохо отражаются на общем развитие человека, его психической и двигательной активности. Обычно данная серия упражнений является любимой частью детей в коррекции. Широко используется в приемах лечебной физкультуры.

Развитие мелкой моторики влияет на работу левого полушария, преимущественно лобной доли, что отвечает за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков. Благодаря двигательным упражнениям для пальцев происходит компенсация левого полушария и активизация межполушарного воздействия, что способствует к детской стрессоустойчивости в обучении к школе.

Развитие продуктивности и устойчивости внимания. Выполнение заданий на развитие устойчивого внимания, памяти, мышления, рисование графических диктантов, работа с матрицами цифр, знаков.

Упражнения на пространственное представление. Рисование двумя руками проводится по плану по указанным направлениям:

1 строка сначала левая, потом правая рука.

2 строка сначала правая рука, потом левая.

3 строка обе руки одновременно слева направо.

4 строка обе руки одновременно справа налево.

5 строка от центра одновременно в разные стороны.

6 строка с разных сторон к центру одновременно.

Описание структуры занятия.

Система коррекционных и развивающих занятий по преодолению трудностей в обучении с использованием нейропсихологических методов реализуется во внеурочной деятельности на коррекционно-развивающих занятиях с обучающимися, испытывающими трудности в обучении. Отдельные упражнения подходят и для уроков.

Структура коррекционного занятия:

основной блок (развитие познавательной сферы, эмоционально-личностного развития детей);

рефлексия занятия (игры или игровые задания, направленные на развитие психофизических функций, личностных качеств).

Необходимые материалы

массажные шарики Су-Джок;

корректурная проба (бланки).

Использование системы в учебной деятельности

индивидуальные упражнения по плану преодоления трудностей можно давать на отдельных уроках на этапе закрепления;

для уроков физической культуры подходят упражнения двигательного репертуара;

на уроках математики в 1 классе выкладывание геометрических фигур из счетных палочек, имеющих разный цвет;

на уроках математики в 1-4 классах копирование геометрической фигуры Рея-Тейлора по образцу.

Вышеуказанные способы и методы работы эффективно действуют при устранении трудностей в обучении и получении положительных результатов работы, повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий.

Форма участия других лиц в коррекционной работе.

Успешная реализация системы коррекционных и развивающих занятий по преодолению трудностей в обучении с использованием нейропсихологических методов не возможна без активной помощи родителей, так как требуется повторение отдельных упражнений в домашних условиях.

Структура одного занятия. Примеры упражнений.

Психологический настрой

Здравствуйте, мои дорогие! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и слушайте меня и повторяйте за мной:

«Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому.

Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу.

Память моя крепка. Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.

Упражнение 1. "Кнопки мозга".

Находят три точки: пупок и две симметричные точки над вторым ребром сверху, в месте соединения с грудиной. Довольно плотно зажимая левой рукой пупок, правой - круговыми, направленными наружу движениями три раза массируют правую точку. Затем, так же поменяв руки три раза, - левую. После этого, зажав пупок, одновременно массируют обе верхние точки: три круговых движения в одну сторону и три - в другую, и так три раза. Массировать точки медленно с нажимом.

Упражнение 2. "Магические Восьмерки".

Нарисовать на доске или большом плакате 8 (восьмерку). Если упражнение практикуется вместе с детьми, то показать им этот рисунок. Потренироваться самим и предложить потренироваться детям рисовать в воздухе воображаемую восьмерку.

Основной блок (развитие познавательной сферы, эмоционально-личностного развития детей)

Внимание, произвольность
Копирование с доски сложных фигур (по клеточкам).

Составь рисунки из фигур.

Психологическая разгрузка

А) Голова поворачивается в ту-же сторону, что и тело.

Б) Голова поворачивается в противоположную сторону от тела, а язык поворачивается в туже сторону, что и тело.

5. Рефлексия занятия (игры или игровые задания, направленные на развитие психофизических функций, личностных качеств)

Отображение выбором пиктограммы своего эмоционального и смыслового состояния на конец занятия.

Оценка результативности программы. Основные требования к результатам реализации программы.

С группой обучающихся проводились коррекционные занятия в активном режиме в 1 классе (12 занятий), совместно с родителями. Далее нейропсихологические методы приёмы использовались во внеурочной и урочной деятельности для закрепления динамического успеха на протяжении нескольких лет обучения детей.

На первоначальном этапе работы мы столкнулись с трудностями:

с родителями, которые не были готовы к совместной работе. Результаты этих детей не оправдали наших ожиданий;

незначительные изменения наблюдались у обучающегося №4, который показывал с начала обследования крайне низкий результат и динамика не наблюдалась. После обследования в Детской областной клинической больнице у него выявлено заболевание и назначено долгосрочная медикаментозная терапия.

Вышеуказанные способы и методы работы эффективно действуют при устранении трудностей в обучении и получении положительных результатов работы, повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, что является критерием оценки эффективности выполнений заданий не ниже среднего уровня.

Промежуточный мониторинг

Психологическое обследование

Цель: выявить уровень развития различных сторон интеллектуальной деятельности и способностей детей.

Читайте также: