Нормальные люди краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Антон Долин, кинокритик

Второй вывод для нас менее комплиментарный: при всей прозрачности и горизонтальности сегодняшнего мира Россия все же находится в другой плоскости. У нас отношения молодых людей, их речь, мышление устроены иначе. А для интеллектуальной элиты, которая, как правило, и оценивает у нас литературу, этот язык немного чужой. И эту чуждость они объясняют тем, что написано не то и не о том.

Если культурный феномен получает широкую популярность, не связанную с рекламными бюджетами, то это не может быть всеобщей ошибкой. Значит, эта вещь попала в цайтгайст и отразила что-то важное в происходящем. Если кому-то в другой стране и в другой культуре это не очевидно, то он не знаком с цайтгайстом и в него не входит.

Катерина Рубинская, писательница

Одна из причин бурной реакции на книгу Руни: герои тут не пустые, просто вполне себе обыкновенные, но, наблюдая за ними, испытываешь постоянный сочувственный кринж. Молодость вообще не самое приятное время, потому что большинство из нас делает ошибки с умными лицами, и вспоминать об этом не хочется. Для кого-то (для меня, например) читать хорошо написанные книги об эмоциональном взрослении — терапевтический опыт. А кому-то непонятно, зачем вообще о таком писать, или искренне это неинтересно.

Бестселлеры обычно нравятся большому количеству людей, но ни один бестселлер не может понравиться абсолютно всем. Поэтому ожидания читателей — их собственная проблема, а не проблема книги. Здесь не стоит искать теорий заговора маркетологов или знаменитостей, которые якобы похвалили плохой роман за деньги. Вопрос не в том, что кому-то книга не понравилась (это совершенно нормально), а в удивительном для меня уровне личной обиды на нее и формах выражения этой обиды.

Лиза Биргер, литературный критик

Я писала про роман Руни, когда он только вышел, до реакции на него, которая меня поразила. Я и не представляла, что эта книга способна так сильно разделить читателей. Стиль, который мне видится стремлением к некоей абсолютно чистой, философической ясности, многим кажется пресным, а персонажи — картонными. Еще странная претензия о том, что герои не развиваются, хотя они только и делают, что развиваются.

Все второстепенные персонажи сводятся к какой-либо одной черте. Одна из девушек часто меняет сексуальных партнеров; другая много учится и мечтает переехать за границу; старший брат Марианны — абьюзер; мать Марианны ненавидит ее без какой-либо причины. Одномерные фигурки вокруг героев, они никак не раскрываются, и в итоге мы не верим, что они вообще существуют, кроме как в пространстве текста.

Исключительно благодаря созвучности темам вроде созависимых отношений, которые сейчас обсуждаются, роман попал в поле обсуждения. А не потому, что у него есть особые художественные свойства, которые определяют его как некий переломный роман. Если бы мы не знали, что это букеровский номинант, мы бы действительно так высоко его ценили? Этот вопрос продолжает меня беспокоить. Ответ на него — скорее всего, нет.

Ольга Брейнингер, писательница, литературный антрополог

История Марианны и Коннелла — это не столько история любви, столько попытка понять, где пролегает линия между личным пространством с его границами, то есть той самой свободой и готовностью быть с другим человеком. Как сегодня можно одновременно быть собой и с кем-то другим?


О чем книга

Сериал снят по одноименной книге писательницы Салли Руни: роман "Нормальные люди" вышел в 2018 году, и вы наверняка о нем слышали. Сюжет безумно оригинальным не назовешь: главные герои — старшеклассники, у которых разгорается тайный роман, несмотря на то, что они очень разные. Марианна Шеридан — одиночка, по сути изгой среди одноклассников (хотя в кратких описаниях сериала ее часто называют тихой и застенчивой, на самом деле она все же далеко не тихоня: на все имеет свое мнение и лихо возражает учителям). Коннелл Уолдрон — звезда школьной футбольной команды, пользующийся популярностью у девчонок. Слово "тихоня" можно применить скорее к нему, а не к Марианне: он умен, но не всегда может и решается выразить мысли вслух, а женское внимание заставляет его краснеть.

Кадры из сериала


Кадры из сериала "Нормальные люди"

Различие между главными героями еще и социальное: мама Коннелла подрабатывает уборщицей в доме матери Марианны.

У героев начинаются отношения, но, как часто и бывает с первой любовью, что-то идет не так. В итоге они перестают общаться, потом снова встречаются в колледже и понимают, что ничего не кончено. Ну а дальше нам предстоит наблюдать за тем, как будут развиваться отношения персонажей, как меняются они сами и к чему все-таки придут в финале. Он, кстати, в сериале немного отличается от книжного, но обойдемся без спойлеров.

Пол Мескал и Дэйзи Эдгар-Джонс


Исполнители главных ролей в сериале — Пол Мескал и Дэйзи Эдгар-Джонс

Главное об авторе

Ирландку Салли Руни можно смело назвать литературной сенсацией последней пары лет. Ей 29, и "Нормальные люди" — всего лишь второй ее роман. Первый вышел в 2017 году и носил название "Беседы с друзьями". Удивительно, какой ажиотаж вызвала книга дебютантки: за права на публикацию боролись на аукционе сразу семь издательств. А внимание знаменитостей уровня Сары Джессики Паркер, с восторгом сообщившей, что она прочитала книгу за день, гарантировало "Беседам с друзьями" кассовый успех. В первой книге Салли речь шла о бисексуальной студентке и "любовном многоугольнике", в котором помимо главной героини оказываются ее лучшая подруга (она же бывшая девушка), а также супружеская пара.

Салли Руни


Салли Руни

Сама Руни, по ее словам, с трудом могла поверить в собственный успех: дебютный роман круто поменял ее жизнь, а денег она на нем заработала столько, что могла бы уже "совсем не работать ближайшие пару лет".

Салли родом из городка Кастлбар в Ирландии. Она получала образование в дублинском колледже Тринити (там же учатся герои "Нормальных людей"): изучала политологию, но не окончила, а диплом получила по специальности "американская литература".

Писать Руни начала в подростковом возрасте: говорит, что поначалу это были "провальные романы". Но в студенческие годы ее рассказы изредка публиковала пресса. Как раз благодаря одной из таких публикаций молодую писательницу заметили: она получила электронное письмо от литературного агента, попросившего ее показать что-то из неопубликованного. Салли принялась дописывать черновик книги, которая позже и вышла под названием "Беседы с друзьями". Агент разослал рукопись издательствам — тогда между ними и развернулась уже упомянутая борьба за перспективного автора.


Что было дальше — мы уже знаем. В статьях о Салли только ленивый не назвал ее "Сэлинджером поколения Snapchat" (это определение придумал издатель ее дебютного романа — неплохой маркетинговый ход), "голосом миллениалов" и "Джейн Остин времен инстаграма".

Одним бестселлером Руни не ограничилась, и ее "Нормальные люди" еще до появления на полках книжных магазинов оказались в лонг-листе Букеровской премии. В шорт-лист роман, правда, не попал, зато удостоился звания книги года, собрал восторженные рецензии и занял 25-е место в составленном The Guardian списке "100 лучших книг века"! Ну а на Салли посыпались еще более громкие титулы. The New Yorker писал о ней так:

Первый великий романист поколения миллениалов, пишущий истории любви в эпоху позднего капитализма.


В чем секрет Салли? У журналистов на этот счет разные версии, вот, например, что пишет Vanity Fair:

Что делает книги Руни такими захватывающими — это то, как она описывает персонажей и их диалоги: иногда беседы героев так реальны, что вам начинает казаться, будто вы подслушиваете чужой разговор.

Салли живет в Дублине со своим бойфрендом Джоном, преподавателем математики. Они начали встречаться во время учебы в Тринити, и, как говорит Руни, до этих отношений она "не писала ничего хорошего". Шумиха вокруг ее имени писательницу, по ее словам, скорее пугает:

Мне повезло, что о моих книгах узнало столько людей, но быть объектом всеобщего внимания и обсуждения — один из моих личных страхов.

Почему все без ума от книги

Возможно, причина огромной популярности романа "Нормальные люди" даже не в сюжете (таких было уже тысячи), а в том, что писательница сделала своих персонажей очень похожими на нас самих и наших друзей. На самых обычных людей, которые стараются быть "нормальными", а потому порой слишком зависят от чужого мнения. На людей, которые борются с собственными страхами и комплексами, которые испытывают проблемы в общении, не могут разобраться в своих отношениях и которым никак не дадут покоя отголоски детских травм (Марианна признается Коннеллу, что ее папа бил маму).


Судя по отзывам и комментариям, то, о чем написала Руни и про что сняли сериал, многих задело за живое, потому что — ну кто из нас не вспоминает свою первую любовь, даже если это было не очень-то весело? А еще Салли, возможно, нашла "ключик" к сердцам поклонниц, воплотив в своем сюжете любимую женскую фантазию: о том, как спустя время ты являешься обидевшему тебя когда-то бывшему — заметно похорошевшей, гораздо более популярной и уже не одинокой. В общем, здесь немало моментов, заставляющих читателей и зрителей ассоциировать себя с главными героями, и это явно попадание в цель.

Сама Руни говорит, что часто ее герои — почти что она сама:

Книга "Нормальные люди" стала не просто хитом, а целым явлением. Обозреватель издания Vox в статье под названием "Культ Салли Руни" рассказывает, что в течение нескольких месяцев после выхода романа на событиях книжной индустрии все только и говорили что об этой книге. В той же публикации говорится, что в какой-то момент роман превратился в своего рода "Instagram-символ статуса": запостить в свой аккаунт узнаваемую обложку стало модным. Кстати, обложки книг Руни будто бы специально разработаны так, чтобы отлично смотреться в инстаграме.


Пресса книгу расхвалила — российская, кстати, тоже. Роман включили, кажется, абсолютно во все подборки в духе "что почитать на карантине". Литературный критик Галина Юзефович пишет, что "Нормальные люди" — это "очищенная от всего внешнего история про первую любовь, которая не зависит от коронавируса и страны". Журнал Esquire так характеризует роман: "Идеальный пример того, как писать о любви в XXI веке" и называет его "спасительным чтением для миллениалов". Почему так?

Ведь одна из главных бед времени — что все вдруг перестало иметь смысл, и любовь и дружбу надо очистить от шелухи и шума, чтобы пережить их по полной. Руни позволяет нам через само строение ее прозы переживать это все на пределе. Она словно возвращает смыслы пустым оболочкам истрепавшихся в цифровой век слов,

— пишет в обзоре Esquire литературный критик Лиза Биргер.


Впрочем, есть у книги и хейтеры, и равнодушные, считающие, что творчество Салли Руни — искусственно раздутая маркетологами история и никакой она не "новый Сэлинджер". "Нормальная книга — и не более", — подобных комментариев в сети тоже можно встретить немало, как и упреков в том, что у Руни бедный язык и плоские сюжеты, а ее книги — дословное следование всем заветам курсов "creative writing".

Экранизация

О том, что по книге "Нормальные люди" снимут сериал, стало известно в мае 2019 года: британский канал BBC Three и американская платформа Hulu запланировали 12 серий. Салли Руни принялась за работу в составе команды сценаристов. Режиссерами выступили Леонард Абрахамсон, снявший пять лет назад номинированную на "Оскар" драму "Комната" с Бри Ларсон, а также Хетти Макдональд, работавшая ранее над рядом сериалов.

Съемки проходили в Ирландии — в основном в Дублине и городе Слайго, откуда по сюжету родом оба главных героя. Некоторые сцены также снимались в Италии и Швеции.

Кадры из сериала


Кадры из сериала "Нормальные люди"



Пресса не всегда хвалит экранные адаптации популярных книг, но в данном случае рецензии в основном положительные. Обозреватель Elle вообще предполагает:

Сериал, возможно, даже лучше отмеченной наградами и горячо обсуждаемой книги-бестселлера Салли Руни.




Успех "Нормальных людей" сравнивают с популярностью романтической драмы 2017 года "Назови меня своим именем" Луки Гуаданьино по книге Андре Асимана. Тогда интернет тоже буквально сошел с ума по поводу и самого романа, и экранизации. В обеих историях много романтики, чувственности и сложностей отношений — различие лишь в сексуальной ориентации героев.

Несмотря на хорошие рейтинги, нельзя сказать, что от "Нормальных людей" в восторге абсолютно все. Основная претензия со стороны тех, кому сериал не понравился, — слишком уж меланхоличное повествование. Для кого-то фильм оказался скучным и затянутым — но тут уже, как говорится, на вкус и цвет.



Что касается сюжета, то создатели телепроекта адаптировали книгу близко к тексту — не зря в числе сценаристов сама Руни. Добавим, что BBC Three еще до премьеры "Нормальных людей" объявил, что будет экранизировать и первый роман писательницы — "Беседы с друзьями".



Откровенность и секс-консультант

Отдельная тема — откровенные сцены, которых в сериале "Нормальные люди" много, и сняты они довольно реалистично. Секс вообще играет далеко не последнюю роль в романах Салли Руни. Еще в первой ее книге можно было встретить яркие описания "горячих" сцен. Как говорит писательница, она старается писать о сексе нормальным человеческим языком, но без ухода в физиологию — чтобы все это не напоминало порнографические романы, при этом не звучало слишком невинно. И описывает такие сцены Руни предельно честно: раз уж у ее героини случается первый в жизни секс, логично, что все происходит слегка неуклюже. Кстати, издательство, публиковавшее "Нормальных людей", даже сомневалось, не слишком ли "стыдливыми" получились некоторые эротические сцены, на что Руни ответила, что в жизни на начальной стадии отношений именно так и бывает.


Продюсеры фильма решили, что подобным эпизодам следует уделить особое внимание, и поручили их координацию "консультанту по интимным сценам" — да, есть и такая профессия на съемочных площадках и в театре. Этот человек следит не только за тем, чтобы откровенные кадры были красиво сняты, но и за тем, чтобы во время съемок все оставалось в рамках приличия и никто не нарушал ничьи личные границы.

Как писала The Guardian, все подобные моменты в сериале тщательно продуманы Айтой О'Брайен, отвечавшей за то, чтобы актерам комфортно было сниматься. Айта в своем деле не новичок, ранее она уже режиссировала интимные сцены в самых разных сериалах, включая нашумевшее "Половое воспитание" от Netflix. Она с детства танцует, и это помогает ей в работе: как пишет пресса, постановка секс-сцен — это тоже своего рода хореография.



О'Брайен рассказывает, что перед съемками каждого сексуального эпизода беседовала с исполнителями главных ролей:

Мы с Дэйзи и Полом обсуждали все подробности — где прикасаться, как целовать. К примеру, в первых сериях Дэйзи снималась в парике, так что мы установили правило: Пол не должен был держать ее за волосы. Звучит банально, но очень важно: чтобы актеры ни о чем не переживали во время таких съемок, они должны быть расслаблены.


В итоге секс-сцены получились настолько жаркими, что смонтированную из них 22-минутную нарезку разместил у себя Pornhub. Продюсеры сериала выступили с требованием убрать ролик, так как это "не только нарушение авторских прав, но и, что еще важнее, неуважение к актерам и съемочной группе". Видео с портала удалили, однако оно успело разлететься по другим сайтам для взрослых.

К достоинствам сериала многие критики относят удачный подбор актеров на главные роли — при том, что продюсеры не стали делать ставки на звезд и предпочли новые лица.

Марианну сыграла 22-летняя Дэйзи Эдгар-Джонс. Актриса выросла в Лондоне, ее мама ирландка, а отец шотландец (кстати, не последний человек на телевидении — глава развлекательного вещания британской телекомпании Sky). До последнего времени на счету Дэйзи было всего несколько ролей в сериалах, более-менее заметная — в прошлогодней многосерийной фантастической драме "Война миров".

Дэйзи Эдгар-Джонс


Дэйзи Эдгар-Джонс






24-летний Пол Мескал, сыгравший Коннелла, вообще почти не имеет опыта съемок, правда, уже несколько лет выступает в театре. У актера много общего с его героем: Пол тоже ирландец, он серьезно увлекался футболом (пока не ушел из спорта из-за травмы) и даже учился в том самом колледже Тринити.

Пол Мескал


Пол Мескал


Конечно же, после участия в таком громком проекте Дэйзи и Пол стали знаменитыми буквально в одно мгновение и сами до сих пор не могут поверить в то, что с ними случилось.

Пол никогда раньше не снимался в сериалах, у меня тоже были только совсем маленькие роли, и это моя первая главная роль. Так что для нас обоих это был первый подобный опыт — довольно пугающий.

Сейчас практически ни дня не проходит без новостей об актерах в мировой прессе, а количество их подписчиков в инстаграме стремительно растет. Так, у Эдгар-Джонс фолловеров уже под полмиллиона, у Мескала — более 760 тысяч.

Как Салли Руни захватила мир не выходя из колледжа


Мальчик девочку любил


Как писать о любви в XXI веке

Кадр из сериала

Излечиться от современности

Осторожно, в тексте могут быть спойлеры.

Важно и то, что сюжет — вещь для первоисточника второстепенная. Историю двигают не столько события, сколько эмоциональные зарисовки. Руни проводит читателя словно по вспышкам воспоминаний; даже главы обозначены нетипично: такое-то число, такой-то год. Книга словно составлена из дневниковых записей, где основное место отведено диалогам. При этом разговаривают главные герои отчасти интонациями автора — человека вдумчивого и рефлексирующего, которого одинаково заботит и местная политика, и загубленная экономика, и классовое расслоение. Как и свои герои, Салли Руни не терпела школьную форму, считая её попыткой контроля, и с трудом вписывалась в академическое общество в колледже. Фоном для происходящего служит финансовый кризис в Ирландии, который не может не занимать мысли молодёжи, остро ощущающей неадекватность происходящего. Марианна и Коннелл каждый по-своему остроумны, не терпят речевые излишества, экономическую несправедливость и культурные пережитки традиционного прошлого.

Её заботливое отношение, как рассказывают Эдгар-Джонс и Мескал, помогло сделать эротические сцены невероятно реалистичными. Не в порнографическом смысле, а скорее бытовом: взаимодействие главных героев настолько интимно, что сложно поверить, что на съёмочной площадке в тот момент было несколько десятков человек. Особенно показательна неловкая сцена первого секса Марианны и Коннелла (по иронии снимали её одной из последних) — по сюжету всё ещё старших школьников. Паузы в разговоре насыщены напряжением — они знают, что сейчас произойдёт, — однако здесь нет лишней романтизации происходящего. Они раздеваются буднично, совсем не так, как это обычно делают на экране — без отрыва от производства. Девушка застревает в лифчике, оба смеются. Презерватив не вылетает как ковёр-самолёт по первому свисту — за ним нужно отойти к комоду. Коннелл не уговаривает партнёршу, а уточняет, точно ли она хочет продолжить. Химия между актёрами, не примелькавшимися пока на экране, очевидна, а их неузнаваемость только играет на руку сериалу — они идеально вживаются в своих персонажей и чутко отзываются на игру друг друга.

Все последующие интимные сцены между героями только наращивают подтексты: доверия, разобщённости, попыток примирения, — но ни одна не выглядит лишней или нарочитой. Режиссёр Абрахамсон и координатор О’Брайан хотели сделать так, чтобы секс в сериале выглядел открыто, обычно и естественно и в каком-то смысле был равен любому диалогу — такой подход почти дословно цитирует то, как сама Руни обращается с темой в книге. А оператор Сьюзи Лавелл рассказывает, что главным референсом на съёмках с точки зрения изображения наготы и цветовых решений была откровенная серия фотографий Нан Голдин.







Здесь у нас появляются четыре логичных вопроса:

1. Ну, у них же получилось держать связь тот год, когда Марианна была в Швейцарии. Почему сейчас не выйдет?

Будем откровенны, общались они это время так себе. К тому же, тогда девушка точно должна была вернуться в Ирландию по окончании учебы. Да и дружеское общение гораздо проще поддерживать на расстоянии, чем романтические отношения.

2. Тогда откуда такая уверенность, что Коннел не вернется после курсов?

Ну, ее так-то нет. Останется ли он в Штатах, или снова окажется в Ирландии – это не имеет значения. Если во время прошлых расставаний герои условно оставались теми же людьми, то за этот год ситуация точно изменится. К тому же, Коннел – точно не новый Джойс, и Нью-Йорк даст ему гораздо больше шансов для развития писательской карьеры.

3. Но почему Марианна не поедет с ним?

Все просто: это не ее будущее. В Дублине у девушки гораздо больше шансов реализовать себя, тем более, сейчас, когда Коннел помог ей пережить все душевные травмы. В США она же просто будет его девушкой, и если вы считаете, что ее это устроит, вы плохо смотрели сериал. Кстати, по той же причине парень отправляется на эти американские курсы – иначе он так и не станет тем, кем бы хотел себя видеть (да и Марианна тоже).

4. Так что, они все, больше никогда не будут вместе?

Ха! Как бы не так. Вполне вероятно, что по прошествии нескольких лет, судьба снова сведет их. Но это будет уже другая история. Конкретно этот сюжет заканчивается разрывом, и на то есть причина – они выполнили свои функции по отношению друг к другу. Как я уже сказала, Коннел помог Марианне справится с ее травмами, в то же время Марианна помогла Коннелу понять, кто он и кем хочет быть. То есть проблемы развития персонажей, поставленные в начале данного сюжета, герои решили к его концу, в первую очередь с помощью друг друга. Дальнейшее развитие их отношений выходит за рамки данной истории.

Понравился сериал? Читали книгу? Делитесь впечатлениями в комментариях, буду очень ждать)

Другие объяснения фильмов на моем канале:

Подписывайтесь на мой канал , чтобы не пропустить все-все пояснения за кино.

Читайте также: