Неделя права в школе

Обновлено: 02.07.2024

Ежегодно 12 декабря в нашей стране отмечается День Конституции. Это одна из значимых памятных дат Российского государства.

Целью правового просвещения в образовательной организации является формирование правовой культуры, правовых знаний, включая позитивные правовые убеждения и ценности всех участников образовательных отношений.

Задачи просветительской работы в этом направлении следующие:
— создание условий для раскрытия и развития гражданского самоопределения и самореализации в интеллектуальном, нравственном, культурном и физическом развитии;
— формирование гражданской ответственности и правового самосознания;
— формирование высокой нравственной культуры;
— формирование активной гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры;
— профилактика правонарушений.

Основными направлениями работы по формированию правовой культуры и профилактике правонарушений среди обучающихся в образовательной организации выступают:

  1. Изучение основ правовых знаний в рамках основных учебных предметов (обществознание, право, ОБЖ) с разъяснением административного и уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних за совершение правонарушений.
  2. Включение в учебный план образовательной организации внеурочных программ по правовому воспитанию.
  3. Использование педагогами образовательной организации современных педагогических технологий правового обучения и воспитания – тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности.
  4. Организация участия обучающихся в социально значимых проектах, конкурсах, акциях, направленных на формирование гражданско-правового сознания.
  5. Привлечение общественных организаций, учреждений культуры, науки, спорта, здравоохранения, а также родительской общественности для проведения мероприятий по профилактике правонарушений несовершеннолетних.
  6. Использование информационных материалов и различных электронных ресурсов, в том числе МЭШ, для организации и проведения классных часов, внеклассных мероприятий, декад правовой культуры и др.
  7. Размещение на публичном пространстве образовательной организации информации, посвящённой аспектам гражданско-правовой культуры.
  8. Использование школьных служб примирения в вопросах правового просвещения обучающихся, родительской общественности и педагогических работников.

В неделе могут принимать участие обучающиеся 1–11-х классов, студенты колледжей в возрасте до 18 лет, родители и педагоги образовательных организаций города Москвы.

Цель профилактической недели: формирование правовой культуры и профилактика правонарушений среди обучающихся.

Задачи:

— повышение уровня информированности всех участников образовательных отношений об основных правовых аспектах современного общества;
— развитие правового самосознания и правовой культуры обучающихся;
— создание условий для обеспечения защиты прав несовершеннолетних.

— привлечение к организации и проведению мероприятий профилактической недели всех участников образовательных отношений (обучающихся, родителей, педагогов);
— тщательный отбор информации и форм воздействия на учащегося с целью предотвращения провоцирования интереса к негативным воздействиям макро- и микросреды;
— возрастная особенность учащихся при организации профилактической недели.

Примерный регламент недели правовых знаний

  1. Знакомство учащихся с нормативными правовыми документами.
  1. Беседы, лекции на правовую тематику с привлечением работников правоохранительных органов.
  2. Творческие формы (представление проектов, проведение конкурсов). Проектная форма деятельности предусматривает подготовку творческого задания, презентации, проведение социологических исследований и обязательное представление материала. Форма представления результатов может быть различной (изделие, макет, презентация, видеофильм и т. д.). Индивидуальная работа каждого обучающегося при такой форме становится частью коллективной работы.
  3. Интерактивные методы – это методы, обеспечивающие личное участие, непосредственную включенность обучающихся в предлагаемую деятельность.

Например, дискуссия (диспут) – одна из наиболее интересных форм повышения правовой культуры. Она позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретённые навыки и накопленный опыт.

  1. Игровые формы – ролевые и деловые игры, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, взятых из реальной жизни или художественных источников, инсценировки судебных процессов, жизненных правовых ситуаций. Методика игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры.

Использование инсценировок и ролевых игр позволяет разнообразить процесс обучения, мотивировать обучающихся к самостоятельному поиску информации, формировать ответственное отношение к выполняемому делу, учит работать в коллективе, выражать и грамотно отстаивать своё мнение.

  1. Информационно-дидактические материалы – буклеты, брошюры, справочные материалы по изучаемым правовым темам, подготовленные самими учащимся.
  2. Электронная форма правового просвещения.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие проведение профилактической недели

Литература:

Методические разработки с использованием электронных ресурсов:


Неделя Равноправие

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Автор проекта: Учитель Филькова Е.А.

hello_html_m37ceb97c.jpg

Учитель Филькова Е.А.

Рождение ребенка, его социально-нравственное развитие и приобщение к общественно полезной деятельности всегда являлись насущными заботами семьи, общества и государства, от эффективного решения этих задач во многом зависит как семейное, так общественное и государственное благополучие.

Развитие детей в любви и обеспеченности, получение ими гарантированного образования и необходимой правовой защиты свидетельствуют о нравственном здоровье общества и социально-правовой направленности государственной политики.

Дети в любом государстве находятся в особом привилегированном положении. Не является исключением и наше государство: забота о подрастающем поколении проявляется в самых различных областях его деятельности.

Несовершеннолетние наряду с престарелыми, инвалидами, беременными женщинами, душевнобольными относятся к числу лиц, которые значительно чаще подвергаются негативному воздействию со стороны общества, а потому нуждаются в особой защите своих прав и законных интересов.

Гражданско-правовое образование – неотъемлемая часть общей культуры гражданина, условие формирования правовой культуры и правового сознания, гражданственности и патриотизма.

- формирование у учащихся правовых компетенций, обеспечивающих успешность в обществе, способностей к анализу правовых ситуаций, способностей строить собственное поведение в рамках имеющихся прав, свобод и обязанностей;

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к правам другого человека; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

- развитие интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы; слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения; эстетических эмоций, положительного отношения к правомерному поведению.

Цель: обобщить знания учащихся по правовому воспитанию.

Задачи:

Приложение 1. Слайд 1

Слайд 2

Шапокляк: Обождите-погодите! Меня позабыли! А вот и я! Всем привет!

Ведущий 2: Здравствуй, Шапокляк! А что это у тебя в руках?

Шапокляк: Я к вам в гости спешила, да не с пустыми руками, я вам подарок принесла. Кто знает, что это такое? (показывает календарь)

Дети: Это календарь.


Шапокляк: Верно. А вот смотрите: в календаре одни числа – синие, а другие – красные. Как вы думаете почему?

Дети: Красные числа – это праздники и выходные дни, а синие числа – это будни.

Шапокляк: Верно. Только вот красных чисел так мало, все синие, да синие, а надо чтоб было наоборот: все красные или только чуть-чуть синих чисел. Не дело это! Мало того, что праздников мало, да еще все они придуманы для взрослых. А вот у детей своих праздников вовсе нет!


Ведущий 1: Ты не права, Шапокляк. Такой праздник есть. Ребята, назовите какой праздник есть у детей.

Дети: День защиты детей!

Ведущий 2: Правильно, молодцы! День защиты детей отмечают 1 июня.

Шапокляк: Ой, до этого праздника ждать ещё долго! А я хочу устроить праздник прямо сегодня и сейчас! Хочу-хочу-хочу!

Дети: Да!

Ведущий 2: Шапокляк, а ты знаешь, какие права есть у детей?

Шапокляк: Конечно, знаю! Вот слушайте:

Слайд 3

У ребёнка право есть
Кашу манную не есть,
Да ещё просить при этом
Шоколадную конфету.

Слайд 4

Право прыгать и шалить,
На салфетку чай пролить,
Драться с братиком подушкой,
Разбросать свои игрушки.


Слайд 5

Исчеркать картинки в книжке,
Дёрнуть за ухо братишку,
Вот такие есть права!
Я, конечно же, права!

Слайд 6

Ведущий 2: «Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

Ведущий 1: Ребята, а вы знаете, какие права есть у детей?

Слайд 7

Ученики:

1. В своих правах мы все равны:
И взрослые и дети.
Все расы, веры, языки –
Все люди на планете.

2. На любовь имеют право
Все ребята на Земле,
На заботу и на ласку,
Право жить в своей семье.

3. В дом без спроса к вам никто
Заходить не может.
Ваши вещи и добро
Брать не может тоже.


4. Сохранить своё здоровье –
Право есть у нас такое.
Заболев, когда случиться –
Каждый вправе полечиться.

5. В школу ходят все детишки –
Это право есть у нас.
Пишем там, читаем книжки,
Всему учат в школе нас.

6. Никто не может вас пытать,
Делать больно, обижать.
Вы запомните одно –
Бить детей запрещено.

7. О правах своих послушав,
Ты запомни крепко их.
Только знай, что очень нужно
Уважать права других.

Ведущий 2:

Этих прав лишить не может
Вас никто и никогда.
Право каждое поможет
Быть счастливым вам всегда!

Ведущий 1: Шапокляк, вот такие права есть у детей. А теперь предлагаем всем вам посмотреть видеосценку о мальчике Сереже. Внимательно посмотрите и решите: прав ли мальчик?!


Серёжа:

В школе пробыл я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе –
Мысли только о еде.


Мама:

Кто с порога – и за ложку?
Руки вымыл бы, Серёжка!

Серёжа:

Нет, ты, мама не права,
Знаю я свои права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!

Бабушка:

Ой, с давлением прям беда.
Внучок, покушаешь, когда,
То в аптеку ты сходи,
И таблетки мне купи.

Серёжа:

Что ты, бабушка, детей
Эксплуатировать нельзя.
Одевайся потеплей
И иди скорей сама.

Мама:

Сынок, тогда помой посуду.
Можешь это или нет?

Серёжа:

Что ты, мама, нет, не буду:
Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь на кровати.

Мама:

Прав у мам, как будто, нет!
Завтра сам готовь обед!
И задачу номер пять
Будешь, сын, ты сам решать!

Бабушка:

Да и брюки завтра к школе
Сам, внучок, погладишь, что ли?!


Мама:

Твои права мы уважать,
Конечно же, должны.

Бабушка:

Ты должен только это знать –
Права у всех равны!

Бабушка:

Права ребенка надо знать,
Не только знать,
И соблюдать!

Все (хором):

Тогда легко всем будет жить,
Играть, дружить и не тужить.

Ведущий 1: Ребята, прав ли был Сережа? О чем он забыл?

Шапокляк: Конечно же, мальчик прав. Я бы тоже так сделала!

Дети: Нет, мальчик не прав!

Ведущий 2: Шапокляк, правы ребята, а не ты. Мальчик забыл, что у детей есть не только права, но и обязанности. Назовите обязанности каждого школьника.

Слайд 8

Дети: Помогать старшим и младшим, хорошо учиться, содержать в чистоте дом, следить за своим внешним видом, хорошо вести себя в школе, не нарушать дисциплину на уроках и переменах, охранять природу.

Ведущий 1: Правильно, ребята! А ты все запомнила, Шапокляк?


Слайд 9

Ведущий 2: Молодец! Ребята, запомните: Человек, который знает свои права и уважает права других людей, знает и выполняет свои обязанности – этот человек уверенно идёт по жизни!


Слайд 10

Слайд 11

Ведущий 2: Наша линейка подошла к концу. Надеемся, что сегодня вы запомнили азы правовых знаний. Счастья и солнца вам, дети! Спасибо за внимание!

Ведущий 1: До новых встреч на мероприятиях правовой недели.

Слайд 12


п/п

Мероприятие

Дата проведения

Ответственные

Открытие недели правовых знаний: тематическая линейка.
Выставка плакатов учащихся 5-10 классов

16.12.15 в 13.20 (актовый зал)

17.12.15 в 14.30 (актовый зал)

18.12.15 в 12.30 (актовый зал)

Учитель начальных классов

18.12.15 в 15.00 (краевая библиотека)

Заведующая библиотекой школы

14.12.15.-18.12.15.
(по расписанию библиотечных часов)

Заведующая библиотекой школы

Закрытие недели: тематическая линейка.
Оформление итогов проведения правовой недели на сайт школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Оформление уголка правовых знаний в вестибюле школы

3. Тематическое оформление библиотечного стенда.

Директор МБОУ СОШ № 56:

_________________ И.В. Малюк

в МБОУ г. Мурманска СОШ № 56

с 10.11.2014 по 15.11.2014 г.

Название мероприятия

Ответственные

Оформление уголка правовых знаний в вестибюле школы

Тематическое оформление библиотечного стенда

Читайте также: