Рогоносец по воображению краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Речевая характеристика персонажей помогает воссоздать облик и нравы провинциальных дворян.

Лирика Сумарокова обращена к человеку, к его природным слабостям. Несмотря на все еще условное изображение лирического героя, в песнях своих он стремится раскрыть внутренний мир, глубину и искренность чувств героя или героини. Его лирика отличается задушевной простотой, непосредственностью.

За 28 лет он написал 9 трагедий.

Трагедии Сумарокова имели огромное воспитательное значение. Зрители, сидящие в зале, получали уроки нравственности, внимали высоким словам о долге, благородстве, любви к Родине, учились негодовать против тирании. Рассчитанные на образование и воспитание дворянского сословия трагедии Сумарокова имели более широкий резонанс, более широкую сферу влияния.

Современники ставили комедии Сумарокова гораздо ниже его трагедий. Эти комедии не составили существенного этапа в развитии русской драматургии, хотя они обладали рядом достоинств, заставляющих историка литературы присмотреться к ним, – и прежде всего потому, что Сумароков все-таки первый начал писать в России комедии, если не считать интермедий полуфольклорного типа и передовых пьес.

Для третьей группы комедий Сумарокова характерен неприкрытый интерес автора к положению крепостных крестьян.

Гост

ГОСТ

Комедия характеров — это комедия, источник смешного в которой заключается во внутренней сути, смешной однобокости, гипертрофированных чертах характера персонажей.

Особенности ранних комедий Сумарокова

Творчество А. П. Сумарокова – это образец классицизма в русской литературе. Для писателя слово является не просто инструментом для создания образов. Он непрерывно размышляет и рассуждает о сути слова. по убеждению Сумарокова, каждое слово должно употребляться в одном значении, свойственном ему. И найти это значение означает понять, какое место занимает предмет, обозначаемый этим словом, в мировом порядке.

Сумароков был талантливым литератором, и оказал большое влияние на развитие русской литературы второй половины 18 века.

Современники ставили комедии А. П. Сумарокова ниже его трагедий. Они не составили важного этапа в развитии драматургии, хоть обладали целым рядом достоинства. Сумароков первым России начал писать комедии.

Всего он написал двенадцать комедий, которые хронологически можно разделить на три группы:

Писатель создавал комедии порывами и хватался за этот неблизкий ему жанр как за сильное сатирическое или полемическое оружие. Сумароков не работал долго и тщательно над своими комедиями, что видно и по их датам, и по тексту, и по пометкам автора.

Готовые работы на аналогичную тему

Если на сцене первых комедий Сумарокова нет единого действия, в них нет и подлинного быта. Сценическая площадка первых комедий, как условная сцена интермедий, представляет собой условное место, в котором никто не живет, и где только появляются действующие лица для демонстрации недостатков, также изображенных условно. В этих пьесах условно-гротескная манера исполнения. Сумароков любит фарсовый комизм – смешные пикировки персонажей, драки на сцене и т.д.

Состав действующих лиц первых комедий Сумарокова определен во многом составом масок итальянской народной комедии. В ранних комедиях Сумароков кроме традиции итальянской комедии масок использовал и драматургию Гольберга, и мотивы французских пьес, в частности, Мольера.

Комедии 1764-1768 гг.

Следующие шесть комедий Сумарокова отличаются от ранних произведений, хоть многое в них и остается прежним:

  • Метод условного изображения;
  • Условные имена;
  • Отсутствие жизни на сцене.

Кроме центральных образов, в комедиях А. П. Сумарокова нет других характеров. Остальные действующие лица являются положительными героями. Центральные характеры писатель вырисовывает с особой тщательностью. Он обставляет их бытовыми деталями реального типа. Все они связаны со злобой дня и замыслом, и отдельными намеками.

Само движение писателя от комедии положений к комедии характеров было обусловлено не столько личной эволюцией Сумарокова, сколько влиянием, которое он испытывал со стороны комедийного репертуара того времени. первые комедии писателя открыли ему дорогу в театр. В 1756 году был организован постоянный театр, и Сумарокову требовался репертуар, в том числе и комедийный.

Конец 60-х – начало 70-х годов характеризуется ростом оппозиционных настроений в среде разночинной интеллигенции и передового дворянства. Это был период, когда просветительская мысль была обращена к постановке крестьянского вопроса. Проблема взаимоотношений крестьян и помещиков стал решаться в разных жанрах литературы более осмысленно.

Нелепость жизни главных героев подчёркивается и завязкой комедии. Викул приревновал свою шестидесятилетнюю Хавронью к блистательному графу Кассандру, который влюблён в Флоризу. Викул упрекает Хавронью в неверности, считая, что она наставила ему рога. Вот короткий диалог:

Хавронья. Фу, батька! Как ты Бога не боишься? Какие тебе на старости пришли мысли; как это сказати людям, так они нахохочутся! кстати ли ты это вздумал.

Викул. Как того не опасаться, что с другими бывает людьми.

Хавронья. Я уже баба не молодая, так чего табе опасаться.

Викул. Да есть пословица, что гром-де гремит не всегда из небесной тучи, да иногда и из навозной кучи.

Речевая характеристика персонажей помогает воссоздать облик и нравы провинциальных дворян. Их речевая индивидуализация произрастает из незатейливого жизненного уклада с его повседневными деревенскими заботами, хлебосольством. Этим людям свойственна непосредственность в выражении чувств, язык их – яркий образец живой разговорный речи. Она насыщена пословицами и поговорками:

Дворецкий. Да вы же графа-то и не перетягаете; по пословице: с сильным не борись, а с богатым не тяжись. А с таким и богатым и знатным человеком где нам перетягаться?

Викул. Да диво, не так ли, друг мой: дороже кожуха вошка станет.

разговоров, которыми Хавронья старается занимать графа:

А я выпила за здоровье вашего великосиятельстаа чашечку кофию, да што-та на животе ворчит; да полно, это ото вчерашнего вечера: я поела жареной плотвы и подлещиков да ботвиньи обожралася, а пуще всего от гороху это. А горох был самый легкий; и на тарелочке тертой мне подали, да и масло к нему было ореховое, а не какое другое.

Значение комедийного творчества Сумарокова

В первых комедиях Сумарокова нет настоящего связующего сюжета. В них нет единства действия, следовательно, и нет подлинно быта, жизненного уклада. Вся манера в этих пьесах – условно-гротескная. Всё на сцене - сплошной фарс.

В последующий период своего творчества Сумароков переходит к типу так называемых комедий характеров (найти, что это такое. ) В каждой пьесе в центре внимания – один образ, все остальные персонажи создан либо для оттенения центрального образа, либо для фикции сюжета.

В 1765 г. В. И . Лукин писал по поводу комедий Сумарокова:

«Читал я некогда комедии, на старые наши игрища весьма похо

жие, о которых мне сказывали, будто бы они сделаны сими стро

положенными и порядочно в характерах выдержанными и пред

лагают их начинающим писателям в пример комических сочинений.

в них ни з а в я з к и , ни р а з в я з к и , а находят единственно то, что

они из чужих писателей неудачно взяты, и они-то, к стыду нашему,

Сумароков Рогоносец по воображению

Человек много думает о собственной персоне, принимая всё близко к сердцу. Стоит кому-то засмеяться за спиной, значит причина смеха может быть только в нём. А ежели кто поцелует руку жене, так тут стоит говорить о явной измене, скорее всего уже произошедшей. И не беда, если жене за шестьдесят. Мало ли в ней прыти? Двадцатилетние девушки рядом не стояли. Именно с таким воображением живёт дворянин Викул, не считаясь ни с чем: ни со временем на дворе, ни с разумным осмыслением понимаемого.

Принимая на себя, Викул не обращает внимания на повседневность. Сумароков не показал человека с твёрдыми убеждениями, представив вниманию аморфного персонажа, наделённого способностью ревновать. Викул не умеет гордиться и проявлять никаких других чувств, кроме сомнений в верности жены. Происходящее и без него могло быть показано зрителю, так как не так важны мысли хозяина дома, тем более ничего в действительности не представляющего.

Основное внимание уделяется обедневшей дворянке Флоризе и служанке жены Викула Нисе. Они интересны проживающим в соседнем имении графу Касандру и его егерю соответственно. Конфликта интересов между ними не происходит. Каждый понимает, какой выбор ему предстоит. Никто не мешает обоюдному счастью. Свадьбы будут легко сыграны, стоит о том объявить. Имеется единственное недоразумение, ни на что не влияющее. Речь о ревности Викула.

Но ничего просто не происходит. Отношениям следует зародиться. Достаточно сказать о намерении, как ответ скорее всего окажется положительным. Жизнь может внести коррективы, стоит того пожелать автору произведения. Будь в комедии пять действий, тогда бы нашлось место чему-то ещё. Для трёх же действий достаточно проявить интерес, поставить об этом в известность и устранить ряд возникших недоразумений, после чего занавес позволительно опустить.

Ревность Викула вносит дополнительную особенность в происходящие на сцене события. Он не выступает против и не создаёт интриг, всего лишь выражая беспокойство от кажущегося ему странным. Ведь неспроста жена взялась наводить дома порядок, готовить праздничные блюда и с нетерпением ждать приезда графа. К тому же известно, что ранее жена с графом встречалась в Москве, где они вместе посещали театральное представление. Да ещё жена говорит о положительном впечатлении от той встречи. От таких признаний не успокоишься. Не помогут обрести равновесие уверения жены в твёрдости прежней любви, якобы она не променяет мужа даже на принца.

Сумароков желал видеть улыбку умиротворения у посетителей поставленной по его комедии пьесе. Лёгкий сюжет без злого умысла — с целью показать важность добрососедства. Кажущиеся важным следует воспринимать более снисходительно. Решительным действиям быть позже, когда всё выяснится окончательно. Во всяком прочем случае лучше делать вид, словно ничего не происходит. Подумаешь: смеются за спиной, либо кто-то поцеловал руку жены. Объяснить то может миллион причин. Потому лучше утихомирить воображение, направив его в другое полезное русло, вроде написания назидательных комедий. Сумароков так и делал.

Автор: Константин Трунин

Дополнительные метки: сумароков рогоносец по воображению критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Alexander Sumarokov, analysis, review, book, content

Читайте также: