Неделя функциональной грамотности в школе

Обновлено: 02.07.2024

1. Разработка общих подходов к формированию и оценке функциональной грамотности учащихся основной школы.

2. Разработка учебно-методических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся основной школы, включающих в себя:

  • открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов)
  • методические рекомендации для учителей по использованию открытого банка в учебном процессе и в системе повышения квалификации педагогических кадров;
  • методическое сопровождение электронной платформы, на которой будет размещен национальный инструментарий для формирования функциональной грамотности.

3. Проведение апробации заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов. Обработка результатов апробации.

4. Доработка системы мониторинга формирования функциональной грамотности учащихся 5-9 классов по итогам апробации в части инструментария и технологии проведения.

Заказчик: Министерство просвещения Российской Федерации

Разработчики:

Особенности мониторинга формирования и оценки функциональной грамотности (далее МФФГ):

Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA (концептуальных рамок, заданий и результатов их выполнения российскими учащимися). При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.

Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга (в 2019 году – 5 и 7 классов, в 2020 году – 6,8,9), но с ориентацией на концептуальные подходы (рамки) PISA-2021.

Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.

Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.

Выполнение заданий проводится на компьютерах в режиме онлайн. Ответы учащихся проверяются автоматически компьютерной программой или проверяются экспертами.

За период реализации проекта (2019-2020 годы) разработано более тысячи заданий по различным направлениям функциональной грамотности.

В перспективе:

Разработка учебно-методических материалов для адресной поддержки совершенствования функциональной грамотности: для обучающихся, демонстрирующих низкий уровень функциональной грамотности

Разработка учебно-методических материалов для повышения уровня функциональной грамотности обучающихся, проявляющих интерес к инновационным областям деятельности

Разработка программы повышения квалификации педагогических работников по функциональной грамотности в режиме онлайн с учетом результатов диагностики их обучающихся.

Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования российской системы образования.

Все материалы, которые разработаны и будут в дальнейшем разработаны в ходе мониторинга формирования функциональной грамотности (например, учебно-методические материалы), после доработки по результатам апробации будут открыты для использования в учебном процессе и повышения квалификации учителей, также для дальнейших работ по мониторингу системы образования.

" data-placement="top" data-content width: 50px;" src="https://feosanschool.ru/images/Logo.jpg" alt="Подпись" />
ФИО: Потапов Александр Викторович
Должность: директор
Дата и время: 2022/01/26 08:04:38
Программный ключ: 7C98567358C9ED23B73F652CD21C3420B7DFD022" title="Подписано электронной подписью">

" data-placement="top" data-content width: 50px;" src="https://feosanschool.ru/images/Logo.jpg" alt="Подпись" />
ФИО: Потапов Александр Викторович
Должность: директор
Дата и время: 2022/01/26 08:15:01
Программный ключ: 7C98567358C9ED23B73F652CD21C3420B7DFD022" title="Подписано электронной подписью">

" data-placement="top" data-content width: 50px;" src="https://feosanschool.ru/images/Logo.jpg" alt="Подпись" />
ФИО: Потапов Александр Викторович
Должность: директор
Дата и время: 2021-11-02 11:07:13
Программный ключ: 7D6FE6B4D76054407E8219DBFFA4D88F034D6D95" title="Подписано электронной подписью">

" data-placement="top" data-content width: 50px;" src="https://feosanschool.ru/images/Logo.jpg" alt="Подпись" />
ФИО: Потапов Александр Викторович
Должность: директор
Дата и время: 2021-11-02 11:07:13
Программный ключ: 7D6FE6B4D76054407E8219DBFFA4D88F034D6D95" title="Подписано электронной подписью">

" data-placement="top" data-content width: 50px;" src="https://feosanschool.ru/images/Logo.jpg" alt="Подпись" />
ФИО: Потапов Александр Викторович
Должность: директор
Дата и время: 2021-11-02 11:07:13
Программный ключ: 7D6FE6B4D76054407E8219DBFFA4D88F034D6D95" title="Подписано электронной подписью">

  • Читательская грамотность
  • Математическая грамотность
  • Естественнонаучная грамотность
  • Глобальные компетенции
  • Финансовая грамотность
  • Креативное мышление

" data-placement="top" data-content width: 50px;" src="https://feosanschool.ru/images/Logo.jpg" alt="Подпись" />
ФИО: Потапов Александр Викторович
Должность: директор
Дата и время: 2021-11-15 08:53:10
Программный ключ: 7D6FE6B4D76054407E8219DBFFA4D88F034D6D95" title="Подписано электронной подписью">

НЕДЕЛЯ ФИНАНСОВОЙ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

(15.11.2021 г. - 19.11.2021 г.)

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Мониторинг уровня математической грамотности в 9 классе



Мониторинг уровня математической грамотности в 8 классе




ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Мониторинг уровня финансовой грамотности в 8, 9 классах





НЕДЕЛЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ И КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ

(08.11.2021 г. - 12.11.2021 г.)












Мониторинг читательской грамотности (9 класс)




Обучающий семинар с руководителями недель функциональной грамотности

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

имени Героя Российской Федерации И.В. Коробова г. Вязьмы Смоленской области

Региональная неделя математики (далее Неделя) проводится областным методическим объединением учителей математики в соответствии с мероприятиями реализации Концепции развития математического образования в Смоленской области на 2021 – 2025 годы.

Цель Недели: формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся.

Задачи Недели: - совершенствование профессионального мастерства педагогов посредством организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий, способствующих формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся: - вовлечение обучающихся в самостоятельную деятельность, повышение их интереса к предмету.

Проведение Недели математики сопровождается разнообразной наглядной информацией: выставками творческих работ, конкурсами газет, листовок, буклетов, плакатов, фотовыставками, книжными выставками.

Статистика недели математики (РНМ) 29.11.2021-04.12.2021

1. Количество обучающихся, принявших участие в 5-11 классах: 241

2. Мероприятия, проведенные в школе в рамках ШНМ

Открытие недели математики –выставка математических газет.

Математическая

грамотность

грамотность

Естественнонаучная

грамотность

Читательская

грамотность

9АБ (17 участников)

Учитель Агеева Т.М.

10-11 (29 участников)

Учитель Агеева Т.М.

Малышева И.Н

8АБ (39 участников )

Учитель Агеева Т.М.

Урок одной задачи

9 АБ (49 участников)

Учитель Агеева Т.М.

Решение нестандартных задач по математике

7Б ( 20 участников)

Учитель

Малышева И.Н

Решение практико -ориентированных задач

6АБ (35 участников)

Учитель

Малышева И.Н

watch ? v =8 VgwrBTwpTA

5-7 классы (110 участников)

Учитель Малышева И.Н

Шабалина М.А

7Б, 10, 11 (58 участников)

Учитель

Малышева И.Н

XVI Всероссийская олимпиада ФГОСТЕСТ (математический цикл)

6АБ, 7Б, 10, 11 (17 участиков)

Учитель Малышева И.Н

5-6 классы (98 участников)

Учитель

Малышева И.Н

Шабалина М.А

Учитель Шабалина М.А

5АБ (50 участников)

Учитель

Шабалина М.А

Создать условия для формирования функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, глобального и креативного мышлений)) обучающихся.

  1. Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников.
  2. Выявление затруднений и проблем, имеющих место в реализации ФГОС, для принятия своевременных мер по обеспечению успешного выполнения задачи повышения качества образования.
  3. Определение механизмов реализации системы мер по формированию функциональной грамотности школьников.
  4. Повышение квалификации педагогических кадров через ознакомление учителей с разрабатываемыми в Проекте подходами к формированию и оценке ФГ и банком открытых заданий .
  5. Совершенствование учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
  6. Укрепление материально-технической базы школы и организации системы дополнительного образования.
  7. Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников.

Перечень ожидаемых результатов

  1. Разработка модели формирования функциональной грамотности педагогами школы.
  2. Создание условий для формирования функциональной грамотности обучающихся.
  3. Создание банка заданий и межпредметных технологий для формирования функциональной грамотности обучающихся.
  4. Повышение функциональной (читательской, математической, естественнонаучной) грамотности обучающихся.

1 ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (сентябрь – ноябрь 2021)

Наименование мероприятия проекта

Срок реализации проекта

Результат реализации мероприятия

Проведение Единого методического дня:

Администрация школы, Руководители рабочей группы

Разработка и принятие локальных актов, обеспечивающих реализацию плана по формированию функциональной грамотности учащихся

Сентябрь 2021 г.

Комплекс утвержденных локальных актов

Заседания рабочей группы педагогов с целью обмена опытом реализации содержания и форм активизации межпредметных связей для формирования функциональной грамотности

Октябрь 2021 - май 2022 года

Корректировка созданной модели, методические рекомендации по реализации плана

Администрация школы, педагоги

2 ЭТАП ОПЫТНО - ПОИСКОВЫЙ (ноябрь - май 2021 года)

2.1. Рабочие программы учебных предметов – инструмент повышения качества образования

Технологические карты уроков, банк заданий по формированию функциональной грамотности учащихся.

Зам директора по УВР

2.2. Разработка или адаптация фонда тренировочных материалов, текущих проверочных работ, включающих задания по формированию функциональной грамотности

Разработка методических рекомендаций по организации урока (направленных на формирование функциональной грамотности)

Рабочая группа педагогов

Технологические карты уроков

Руководители МО, учителя-предметники

Создание банка заданий и межпредметных технологий для формирования функциональной грамотности обучающихся

Январь -март 2022

Банк межпредметных технологий, заданий, проверочных работ для формирования функциональной грамотности

Руководители МО, учителя-предметники

2.3. Системная трансляция инновационного опыта педагогов в области развития и оценки функциональной грамотности

Освоение педагогами методики . образовательного процесса в соответствии с целью и задачами плана

Зам.директора по УВР

Проведение открытых уроков, внеурочных занятий по формированию функциональной грамотности у обучающихся

Февраль - Март 2021 года

Администрация школы, педагоги

Внедрение в образовательный процесс разработанного материала из открытого банка заданий и технологий с целью формирования функциональной грамотности

Январь - апрель 2022 года

Администрация школы, Руководители групп, обучающиеся

Организация курсовой подготовки педагогов по изучению методологии и критериев оценки качества образования на основе практики международных сопоставительных исследований на базе ТОИУУ

Зам.директора по УВР

февраль 2022 года

Администрация школы, Педагоги школы

Освоение педагогами методики образовательного процесса в соответствии с целью и задачами плана

Обобщение инновационного опыта педагогов школы и представление опыта на заседаниях методических объединений

Март - апрель 2022 года

Администрация школы, Руководители групп, обучающиеся

2.4. Обновление форм внеурочной деятельности

Участие обучающихся школы в конкурсах, олимпиадах по развитию функциональной грамотности разных возрастных групп под руководством педагогов

Март - апрель 2022 года

Анализ результатов участия обучающихся по результатам оценивания компетенций учащихся

Зам. директора по УВР, Руководители рабочих групп

Мастер-классы от старшеклассников

Зам.директора по ВР, социальный педагог, кл. руководители

2.5. Мониторинг достижений учащихся

Проведение диагностики с целью мониторинга уровня сформированности разных видов компетенций в рамках функциональной грамотности

апрель 2022 года

Аналитическая справка по результатам уровня

Администрация школы, Руководители групп, обучающиеся

2.6. Информационно-просветительская работа с родителями

Информирование участников образовательного процесса по вопросам реализации плана формирования функциональной грамотности школьников

Директор школы, зам.директора по УВР – кураторы параллелей, кл. руководители

3 ЭТАП РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ (июнь-август 2021 года)

Обобщение инновационного опыта по реализации плана

Выпуск методического пособия материалов реализации плана по формированию функциональной грамотности

Администрация школы, Руководители групп,

Диагностика ожиданий педагогов от реализации плана, внесение корректировки в рабочие программы

Июнь - август 2022 года

Аналитическая справка по результатам диагностики, составление программы по дальнейшему продолжению работы

Администрация школы, Педагоги школы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

П Р О Е К Т Грамотность чтения как компонент функциональной грамотности

материалы использовать на уроках русского языка и литературы, на факультативных занятиях,во внеклассных мероприятиях.


Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Развитие функциональной грамотности обучающихся. Модуль "Естественно-научная грамотность". 5-9 классы.

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности развитие "Функциональной грамотности" по модулю "Естественно-научная грамотность" разработана в 2019 году и расчитана на 5 лет об.


План мероприятий «Неделя финансовой грамотности».


Сценарий внеклассного мероприятия по функциональной грамотности

Актуальность выбранной темы.Современный мир наполняется информацией, которая окружает и сопровождает человека в различных социально-бытовых и учебных ситуациях. Вопрос о том, как ориентироваться.


ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ МБОУ СОШ №2 «Формирование функциональной грамотности среди обучающихся

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ МБОУ СОШ №2«Формирование функциональной грамотности среди обучающихся.


ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в.


Cценарий внеклассного мероприятия по физике: "Физика, искусство и . медицина".Эта методическая разработка сценария актуальна для поднятия уровня функциональной грамотности учащихся и преследует широкий спектр целей обучения и воспитания.

Цели внеклассного мероприятия по физике:1. Показать универсальность и всеобъемлющий характер физики, которая служит не только научно-техническому прогрессу, но и миру чувств и вдохновения.2. Способств.

  • Нормативно-правовые документы по организации и проведению оценки функциональной грамотности обучающихся
  • БАНК ЗАДАНИЙ
  • ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

Что такое функциональная грамотность?

Составляющие функциональной грамотности

  • Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
  • Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
  • Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
  • Финансовая грамотность — знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия эффективных решений, направленное на улучшение финансового благосостояния человека и общества, обеспечивающее участие в экономической жизни.
  • Креативное мышление — умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление является способностью критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
  • Глобальные компетенции — это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений).

Неделя читательской грамотности и креативного мышления

Неделя финансовой грамотности

В рамках финансовой грамотности в 4️⃣ классе прошёл урок внеурочной деятельности по теме: 《Налоги и система налогообложения 》. Цель занятия: создания плаката-листовки с призывами к налогоплательщикам. Ребята узнали, что такое КАЗНА, НАЛОГ и кто такой налогоплательщик.
ЗАПЛАТИ НАЛОГИ И ЖИВИ СПОКОЙНО

Читайте также: