Недельная глава экев краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Недельный раздел Экев (ивр. עֵקֶב ‎ - "из-за") - 46-ой раздел Торы и третий раздел книги Дварим. Имя своё получил по первому слову текста. Содержит стихи с 7:12 по 11:25.

Структура и краткое содержание раздела

Значение раздела Экев в иудаизме

Строки с 13 по 21 11-ой главы входят во вторую часть Шма, в которой подчёркивается, что процветание Страны Израиля обеспечено только при условии соблюдения евреями Торы. В противном случае, их постигнет изгнание. В заключение сказано о том, что евреи обязаны передавать Тору следующему поколению, и о заповедях тфилин и мезузы.

hафтара

В Шабат, после недельного раздела читается Афтара из книги пророка Йешаяhу (49:14-51:3)

Завоевание страны Ханаан, продолжает Моше, будет проходить постепенно, без панического бегства местных племен, чтобы опустевшую территорию не заняли дикие животные и у сынов Израиля было достаточно времени для ее организованного заселения. Пророк велит евреям сжечь всех ханаанских идолов и подчеркивает, что Тора неделима и ее нельзя соблюдать выборочно.

Далее он красочно описывает изобилие Эрец Исраэль, страну, где растут пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранаты, маслины и финики, и призывает сынов Израиля не зазнаваться и не думать, что они завоюют Эрец Исраэль благодаря своему военному мужеству и таланту; все их успехи и богатство — от Б-га. Пророк напоминает, что Б-г изгоняет хананеев за их грехи и во исполнение обещаний, данных еврейским праотцам, а не в знак признания заслуг самих евреев, ибо они не отличаются праведностью — весь их 40-летний путь по Синайской пустыне отмечен крупными и мелкими прегрешениями, бунтами против Б-га и Моше.

Приводится хроника событий у горы Синай: от провозглашения Десяти Речений до получения второго комплекта Скрижалей Завета в Йом кипур после прощения греха поклонения золотому тельцу.

Моше вспоминает и другие события Исхода: смерть Аарона и возвышение колена Леви для служения в Храме. Из маленького племени численностью 70 душ, которые спустились в Египет, говорит он, произошел народ, многочисленный, как звезды на небе.

Еще раз описав несравненные достоинства Страны Израиля, Моше произносит слова, ставшие второй частью молитвы Шма, Исраэль! — в них он излагает концепцию вознаграждения за соблюдение законов Торы и наказания за пренебрежение ими.

На крепком фундаменте

Хафец Хаим так объясняет утверждение Вавилонского Талмуда: пусть лучше евреи будут вынуждены прекратить изучение Торы под внешним давлением, чем сами пренебрегут ею и забудут ее. Потому что, когда нееврейские власти преследуют их, издавая законы, запрещающие изучать Тору, евреи сопротивляются. В тех странах, где насильственно закрывали ешивы, возникали подпольные группы; они продолжали учебу — в подвалах, заброшенных домах, демонстрируя порой чудеса изобретательности. В результате, несмотря на все попытки антисемитов искоренить еврейскую ученость и еврейский образ жизни, им это не удавалось: Тора побеждала.

Спустя некоторое время мудрость и дальновидность Рава из Бриска стали очевидны для всех. Если бы воложинская ешива приняла ультиматум властей и внесла в программу двухчасовое изучение русского языка и арифметики (на первый взгляд, такое нововведение принесло бы только пользу), этим бы не обошлось: два часа превратились бы скоро в четыре, затем в шесть и, наконец, два часа оставили бы только для Торы. Ешива превратилась бы в гимназию.

Родительский дом, начало начал…

Рамбан поясняет: в отличие от Египта, расположенного на равнине, которую удобно орошать через систему каналов, Эрец Исраэль — страна гор и долин. Она нуждается в дождях, которые не текут по рукотворным каналам, а выпадают с неба. За дождевую влагу необходимо молиться. Эрец Исраэль, как путник в пустыне, постоянно испытывает жажду. Вода нужна ей круглый год. Поэтому, если евреи нарушают волю Творца, Он не дает дождей, и в стране начинается засуха: земля не принимает посевов, и на ней ничего не растет.

Эрец Исраэль — особая страна. Здесь, как нигде в другом месте, ощущается близость к Б-гу. Мы находимся здесь под Его постоянным наблюдением, как дети в родительском доме. И наше благополучие целиком зависит от нашего же поведения. Эта мысль неустанно, раз за разом, повторяется в книге Дварим: если будем жить по Торе — все будет хорошо, не будем — страшно даже представить, что с нами произойдет.

Соблюдение заповедей Торы — это не только условие жизни в Эрец Исраэль, но и сама цель. Религиозные евреи из западных стран репатриируются в Израиль не ради материальных благ, не из-за антисемитизма и не в силу национальной убежденности, что все евреи должны жить в своей стране. Просто здесь они могут дать своим детям еврейское воспитание, уберечь их от ассимиляции, а главное, пребывание в Эрец Исраэль дает им возможность выполнять больше заповедей, чем вне ее, и изучать Тору, что, по словам мудрецов, равноценно всем мицвот вместе взятым.

— Эймосай кооси мар? — Ликшейофуцу майанойсэхо хуцо!

Говоря об изгнании и освобождении, следует помнить талмудический принцип: правильный диагноз – половина исцеления. Чтобы победить изгнание, следует осознать свое положение и понять его причины. Если человек не знает, что он болен, его шансы на исцеление крайне малы; если народ не чувствует, что он в изгнании – ему трудно надеяться на освобождение и возвращение.

Таков диагноз, в чем же исцеление?

Прежде всего, надо избавиться от страха перед пустыней. Мы склонны придавать преувеличенное значение всем тем негативным явлениям, которые происходят вокруг нас. Мы должны помнить, что если еврей признает над собой власть Творца, уже никто другой не будет иметь над ним никакой власти, в том числе и стихия пустыни.

Порой достаточно просто подсказать ему: пей!

Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Посмотреть все фотографии серии Общая

Общая 21:16 09.07.2012 Фотографий: 8

-Поиск по дневнику

-Статистика

Дварим (Второзаконие),

7:12-11:25

Моше продолжает свою последнюю речь к еврейскому народу, обещая им, что если они будут соблюдать заповеди Торы, то их ждет процветание в Земле, в которую они вот-вот должны войти, чтобы поселиться в ней, как обещал Всевышний их праотцам.

Моше также упрекает их за совершенные грехи, напоминая о Золотом Тельце, о бунте Кораха, о грехе разведчиков и о том, как они гневили Б-га в Тавъэйре, Масе, и в Киврот-Атаава. "Вы бунтовали против Б-га, - говорит он, - с того дня, что я вас знаю". Но кроме этого он говорит также о прощении Всевышним их грехов и о Вторых Скрижалях, которые Б-г даровал им после их раскаянья.

Их сорокалетние скитания в пустыне, говорит Моше, во время которых Б-г питал их манной небесной, должны были научить их, "не только на хлебе живет человек, но на том, что исходит из уст Г-спода, живет человек".

Моше называет землю, куда им предстоит войти, "текущей молоком и медом", особо благословенной "семью видами" плодов (пшеница, ячмень, виноград, фиги, гранаты, оливки и финики), землей, находящейся в центре Б-жественного Провидения. Он велит им разрушить идолов тех племен, что жили там раньше, а также предостерегает евреев, чтобы они не возгордились и не решили, что "моя сила и мощь моей руки создала мне все это богатство".

Ключевым фрагментом этой главы также является второй параграф молитвы "Шма" ("Слушай, Израиль!"), повторяющий фундаментальные заповеди, перечисленные в первой ее части, и говорящий о награде за исполнение воли Всевышнего и о плачевных последствиях (голод, изгнание) пренебрежения ею.

Читайте также: