Название музейного кружка в школе
Обновлено: 02.07.2024
Детские студии и кружки могут существовать не только при культурных центрах, но и при музеях и галереях. Плюс последних в том, что ребенок учится среди уникальных экспонатов и постоянно обновляющихся экспозиций. Подробнее о музеях, при которых открыты детские студии, в обзоре "Летидора".
В поисках подходящего детского кружка имеет смысл заглянуть в любимый музей. В последнее время именно при музеях, галереях и культурных центрах появляются самые удивительные и нестандартные программы. К тому же занятия здесь проводят лучшие специалисты-профессионалы, а ребенок учится не в тесных застенках очередного детского центра, а среди уникальных экспонатов и постоянно обновляющихся экспозиций.
"Мусейон" в ГМИИ им. Пушкина
Государственный музей им. А.С. Пушкина - ветеран в области создания кружков на основе экспозиции музея. Некоторые музейные кружки и клубы работают здесь уже более 50 лет. Большинство программ рассчитано на школьников, которым интересна история искусства.
Студия при ГМИИ А.С.Пушкина
В Клубе любителей искусства школьники 5-7 классов существенно расширяют и углубляют знания полученные на уроках истории, как следует штудируя при этом соответствующие залы ГМИИ.
А для тех, кто в школу еще только собирается, есть Изостудия (5-6 лет), где малыши вдохновляются увиденным в музее, а потом рисуют сами, и Семейные группы (5-7 лет), где вместе с малышами приобщаются к искусству позволено и родителям. К сожалению, попасть сюда не так-то просто: желающих очень много, а прием проводится лишь раз в году, в сентябре месяце.
Детская студия в ММСИ славится любовью к свободе творчества, здесь не приемлют жесткие рамки и отказываются от каких-либо стандартов. Молодые дарования 5-12 лет рисуют, лепят, готовят перформансы, посещают мастер-классы художников, а также приобщаются к выставочной деятельности музея. Учебный год длится с октября по май, и хотя основная запись идет в сентябре, вклиниться в учебный процесс можно практически в любое время. К тому же сразу после новогодних праздников в Московском музее современного искусства в главном здании на Петровке открылся новый детский центр, а это значит, что не за горами и новые творческие и образовательные программы для детей и их родителей.
Детский центр при Музее Пушкина
В Музее А.С. Пушкина тоже есть свой Детский центр, а в нем огромный выбор разнообразных программ для детей от 5 до 15 лет. В первую очередь здесь стараются приучить молодежь к чтению и хорошей литературе, через театрализированные представления, интерактивные игровые программы, танец и рисунок. Дети рисуют сказки Пушкина, участвуют в импровизированных балах, учат стихи и показывают литературные спектакли, осваивают правила хорошего тона, существовавшие в дворянском обществе, и даже изучают историческое фехтование. При этом знакомство с Пушкиным, Лермонтовым и Толстым проходит в компании с режиссерами, художниками, филологами, историками, психологами, театроведами, поэтами и писателями.
Практическое занятие в лаборатории
Тем, кому больше по душе научные гипотезы,а не литературные сюжеты, стоит заглянуть в Детский Лекторий Политехнического музея. Тут главное не запутаться, все детские программы Политеха проходят не в самом музее, который сейчас закрыт на реконструкцию, а в культурном центре "ЗИЛ". А программ очень много - лекции обо всем на свете и множество практических занятий в научных лабораториях, тут исследователи, экспериментаторы и механики программируют роботов, молоко превращают в йогурт, устраивают сверчковые бои и проводят самые невероятные химические и физические опыты.
Детский центр при Музее Москвы
В Детском центре Музея Москвы готовят новое поколение археологов и краеведов. Здесь можно принять участие в импровизированных раскопках и квестах по выставкам "Древняя и средневековая Москва" и "Московская битва", пройтись вместе с экскурсоводом по старинным московским улочкам, узнав много нового об их истории и архитектуре,а также пообщаться с известными горожанами и представителями различных профессий. А сейчас открыта запись в кружки по живописи, архитектуре, скульптуре, колористике и истории улиц, большая часть занятий рассчитана на детей от 3-х лет.
Абсолютно уникальная программа реализуется сейчас в культурном центре "Гараж". Организаторы сделали ставку на семейные занятия, на которых родители не просто присутствуют, а полностью включаются в процесс. Иногда это даже больше занятия для родителей, а не для детей. Например, на семейных занятиях по арт-терапии, взрослые с помощью творчества учатся выстраивать взаимоотношения друг с другом и с ребенком. Однако детям тоже есть, чему научиться: они создают художественные фотографии, делают мультики, вместе с родителями изучают архитектурные стили и формы, развивая при этом пространственное мышление, и знакомятся с миром современного искусства.
Занятия построены таким образом, чтобы новые знания получали как маленькие, так и большие ученики, и при этом никто не скучал. Обновленная программа стартует в этом году с февраля месяца, и если поторопиться, то можно еще успеть приобрести абонемент, ведь на некоторые курсы запись уже закрыта.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное общеобразовательное учреждение
ул.Центральная, 73, с.Старый Кавдык, Ялуторовский район, Тюменская область, 627037,
тел./факс (34535) 45-135.
Руководитель: Долинская А.С.
Пояснительная записка
Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.
Сегодня как никогда остро перед школой встает задача возрождения утраченных духовных ценностей. Патриотическое воспитание наряду с краеведческим – это сложная социально-педагогическая деятельность, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, сохранению и приумножению лучших традиций народа, его культурных ценностей. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников по истории села, региона, окружающей природы, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка- сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением
Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего города, школы, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Школьный музей - это не просто собирание памятников (хотя без этого нельзя обойтись), это не только создание экспозиций (хотя без них музей немыслим), а это еще и многогранная деятельность, направление на повышение образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм музейной деятельности, в том числе массовой научно-просветительной работы.
Данная программа представляет собой систему работы по внеурочной деятельности добровольного объединения учащихся различных возрастных групп: 1-9 классов.
Цель музейной кружковой деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.
Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
- формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, готовности приносить пользу обществу и государству;
- формирование учащихся социально-ориентированных норм поведения, культуры межнационального общения;
- утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;
- проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для гражданско-патриотического воспитания школьников;
- передача жизненного опыта от поколения к поколению;
- активизация творческого потенциала воспитанников, родителей, педагогов.
Основные направления и содержания деятельности программы
*Экскурсионное: экскурсии в музеи, по историческим местам своего района, Организация экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных. Проведение экскурсий для взрослых, посещающих школьный музей.
*Исследовательское: сбор информации о родном крае, ветеранах и тружениках тыла Великой Отечественной войны, работа над рефератами, участие в районных конференциях, участие в интеллектуальных играх и конкурсах, работа с архивными документами в исследовательских целях
*Архивное: ведение летописи школы, оформление и учёт материала об экспонатах, ведение архивной документации;
*Экспозиционная: оформление экспозиций, передвижных выставок, постоянных стендов и витрин;
*Культмассовая работа: проведение мероприятий, творческих конкурсов, викторин, конкурсов проектов;
*Нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на основе экспозиционной, экскурсионной и научно — просветительской деятельности музея;
Образовательной областью данной программы является изучение исторического и культурного наследия своей малой родины.
Предметом изучения являются культура, быт и духовн ые традиции, история села, судьбы людей, тесно связанные с историей села .
Возраст занимающихся – 6-15 лет.
Методы обучения
Словесный - передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
Наглядный - просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций и выставок музея.
Поисковый - сбор информации по интересующей теме.
Исследовательский - изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально- познавательной деятельности.
Средства обучения: научный и практический опыт музеев мира, богатства музейных экспонатов и достижения цивилизаций.
Формы организации работы :
литературные и исторические гостиные;
встречи с интересными людьми;
исторические игры, викторины;
проектная и исследовательская деятельность;
использование интернет – технологий;
посещение школьных музеев и музеев города;
оформление выставок, обновление экспозиций;
встречи с ветеранами войны.
Прогнозируемые результаты:
1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории села, района, области, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.
2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.
3 ) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
Формы подведения итогов: исследовательские работы, выставки, экспозиции, публичные выступления.
Связи с общественностью: работа со СМИ, сотрудничество с музеями других учебных заведений района, а так же с музеями города Ялуторовск.
Социальные партнеры:
Школьные музеи школ района;
Администрация с. Старый Кавдык;
Сельский Дом Культуры;
Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на детей;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
-организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия в музее.
Содержание проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости ее решения средствами школьного музея
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаний подхода невозможна.
Новое время требует от учреждения форм и методов, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Ключевым условием жизнеспособности государства, эффективного функционирования его институтов, консолидирующей силой, способствующей духовному единению народа, является патриотизм, составляющий основу национального самосознания народа.
Патриотизм выражается в любви и преданности своей Родине, родной земле и своему народу, его истории, культуре и природе. Актуальность патриотической проблематики присуща не только современности. Она привлекала большое внимание мыслителей-философов, ученых, политических деятелей, педагогов на протяжении всей истории человечества.
Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. В связи с этим приоритетными направлениями и составными частями образовательного процесса является гражданско-правовое, патриотическое воспитание подрастающего поколения.
События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы.
В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Деятельности школьного музея в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций.
Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Такие музеи возникли как межпредметные кабинеты для хранения учебно- наглядных пособий по истории и природе родного края.Школьные музеи в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение – в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность
Задачи:
Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда.
Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы, микрорайона, города, края;
Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка;
Оформление и экспонирование материалов;
Организация экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных. Проведение экскурсий для взрослых, посещающих школьный музей.
Организация научно-исследовательской работы
Развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики.
Концепция авторской дополнительной образовательной программы заключается в изменении содержания образовательного курса на основе изучения истории родного края через методическую систему занятий, позволяющих создавать музейные экспозиции различных типов и форм, которые впоследствии служат ассоциативным рядом для создания итоговой композиции частнопредметной итоговой технологии — музейной педагогики.
Ачинская общеобразовательная школа- интернат№2
Автор: учитель истории
Голубева Анна Сергеевна
Ачинск 2014-2015г
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Автор:Голубева А.С, учитель истории и обществознания
Целевые группы: учащиеся 9 классов школы (14-16 лет).
4 .Цель программы:создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность
5.Направленность: музееведение
6. Срок реализации программы: 1 год
7. Вид программы: модифицированная
Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.
Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, Индивидуальности, Личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо.
У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной. Народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.
С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.
Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Такие музеи возникли как межпредметные кабинеты для хранения учебно- наглядных пособий по истории и природе родного края:собрания оформленных учащимися краеведческих материалов – гербариев, минералов, фотографий, воспоминаний и других предметов и документов. Школьные музеи в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение – в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.
Школьные музеисуществовали во многих российских гимназиях вXIX веке. Вопрос о целесообразности создания школьных музеев историко – краеведческой тематики был впервые поставлен в начале XXвека в специальной педагогической литературе. С развитием школьного краеведения в 20-е гг. XX века в России началось массовое создание школьных музеев. Наибольшее развитие этот процесс получил во 2-й половине 50-х гг. и особенно в 70-е гг. прошлого столетия под влиянием широкомасштабных акций, проводившихся по случаю празднования юбилейных дат Советского государства.
В разные периоды истории школьные музеи переживали подъёмы и спады, их то признавали главнейшим резервом для развития государственной музейной сети, то боролись с ними как с рассадниками отжившей идеологии.
Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы, создаются по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школ. Они возникают как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисково – сибирательной и исследовательской деятельности. В музеях школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальными учебными подразделениями образовательных школ, музеи школы выступают как своеобразная часть музейной сети страны.
Пояснительная записка
В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования.
Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования. Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их родителей.
Минобразование России рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи, рекомендует образовательным учреждениям, органам управления образованием всех уровней уделять внимание педагогическим и памятникоохранительным аспектам организации и функционирования музеев в образовательных учреждениях, осуществлять необходимое взаимодействие с органами и учреждениями культуры, местными и государственными архивами, отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность
Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда.
Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы, микрорайона, города, края;
Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка;
Оформление и экспонирование материалов;
Организация экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных. Проведение экскурсий для взрослых, посещающих школьный музей.
Организация научно-исследовательской работы
Развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики.
Концепция авторской дополнительной образовательной программы заключается в изменении содержания образовательного курса на основе изучения истории родного края через методическую систему занятий, позволяющих создавать музейные экспозиции различных типов и форм, которые впоследствии служат ассоциативным рядом для создания итоговой композиции частнопредметной итоговой технологии — музейной педагогики.
Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
-организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.
Практическая культурно-образовательная деятельность музея
Осуществляемый в музее процесс передача культурных значений и смыслов, целью которого является восприятие информации учащимися, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных экспонатов, реализуется образовательно-воспитательная и другие функции музеем.
Интеграция музейной педагогики, основного и дополнительного образования через основные направления работы:
Информирование. Первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных экспонатах. Создание электронных презентаций, электронных архивов-описей документов, информационных справок об отдельных экспонатах на уроках истории, литературы, географии, создание информационного киоска на страничке сайта школы.
Обучение. Передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков. Обязательный фактор – неформальность и добровольность. Обучение осуществляется в форме экскурсий, уроков, занятий кружка, проектных работ. Возможно привлечение уроков истории, литературы, географии, технологии.
Творчество. Создание условий для стимулирования творческого процесса. Это направление реализуется с помощью педагогов дополнительного образования, проектной деятельности, викторин, исторических игр, фестивалей и встреч.
Общение. Встречи с целью знакомства и общения с художниками, писателями и поэтами, ветеранами ,первостроителями города.
Отдых. Организация свободного времени учащихся и взрослых. Дни открытых дверей (1 раз в четверть), концерты, чаепития для ветеранов.
По основной направленности программа является развивающей (построена на выявлении и развитии научно-исследовательских способностей учащихся, освоение ими методов и способов познания мира средствами музейной культуры) и социально-адаптивной (помогает приобрести ребенку социальный опыт в познании материальных, духовных культурных ценностей, направлена на формирование ценностных ориентиров в сохранении, развитии и возрождении культурных традиций и воспитании нравственных качеств личности). Обучение строится на основе наблюдения, поиска и освоения окружающей действительности. Это помогает учащимся построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций.
По сложности программа является интегрированной, т.е. объединяет знания из областей: истории, краеведения, литературы, географии, культурологии с высокой степенью межпредметных обобщений.
Направления деятельности:
• Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.
• Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
• Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
• Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно.
• Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного образования.
Формы организации работы с музейной аудиторией:
• лекции;
• экскурсии;
• консультации;
• литературные и исторические гостиные;
• киносеансы;
• встречи с интересными людьми;
• исторические игры, викторины;
• проектная и исследовательская деятельность;
• использование интернет – технологий;
• создание видеопрезентаций;
• посещение школьных музеев и музеев города и области;
• оформление выставок, обновление экспозиций;
• встречи с ветеранами войны.
Прогнозируемые результаты:
1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории г. Ачинска, Красноярского края и страны, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.
2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.
3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
1. Работа по нормативно - правовому и организационно - методическому обеспечению развития сети школьных музеев в городе
1. Разработка и утверждение программ по работе с активом школьных музеев
2. Разработка и утверждение программ по работе с активом школьных музеев, с руководителями школьных музеев
Занятия начинаются в конце сентября и заканчиваются в конце мая, проходят они один раз в неделю. Стоит кружок 10 тысяч рублей за учебный год или 6 тысяч рублей за семестр. Оставить заявку можно на сайте Московского зоопарка.
Биокружок при Государственном Дарвиновском музее
Фото: Геодакян Артем/ТАСС
Занятия стартуют в начале сентября. Первый месяц для всех новичков – пробный, по его окончанию ребенок должен решить, хочет он остаться или нет. Если да, то ему предстоит пройти собеседование и доказать, что месяц учебы не прошел даром. Запись проводится с начала сентября по середину октября на занятиях кружка. Занятия бесплатны и проходят раз в неделю.
Кроме кружка юного биолога в Дарвиновском музее также есть студия анималистической живописи для детей с пяти лет. Программа обучения рассчитана на семь лет, стоимость – 3500 рублей за учебное полугодие.
Астрономический кружок Московского планетария
Помимо занятий в кабинете ребят ждут экскурсии, выездные наблюдения, экспедиции в обсерватории России, встречи с космонавтами и учеными. Дети узнают об истории астрономии, законах движения небесных тел, научатся работать с различными типами телескопов.
Клуб юных геологов Геологического музея имени Вернадского
Фото: Ivtorov/Википедия
По сути кружок нацелен на воспитание будущих научных кадров в области геологии. В течение года ребята создают свои исследовательские проекты и принимают участие в олимпиадах, образовательных конференциях, а также конкурсах, учрежденных Межвузовским академическим центром навигации по специальностям горно-геологического профиля на базе ГГМ РАН совместно с отраслевыми вузами Москвы. Причем победители получают приоритет при поступлении в вузы-учредители: МИСиС, Российский государственный геологоразведочный университет имени С. Орджоникидзе, Московский государственный университет геодезии и картографии, Губкинский университет.
Палеонтологический кружок в музее имени Тимирязева
В Государственном музее им. К.А. Тимирязева есть детский Палеонтологический кружок. Ребят знакомят с основами теории эволюции, геодезии и других геологических дисциплин, особенностями палеоэкологии и палеофаунистики Подмосковья и некоторых других регионов России. Детей научат вести полевой дневник, писать научные заметки и рефераты, а также навыкам проведения полевых исследований.
Двухчасовые занятия проводятся в залах музея один раз в неделю с сентября по май. Запись проводится в начале учебного года. Кружок бесплатный.
Востоковедение в Государственном музее Востока
Фото: Шарифулин Валерий/ТАСС
История и археология в Историческом музее![Музейное образование: 10 познавательных кружков для детей]()
Университет детей в Политехническом музее
Фото: Шахиджанян Сергей/ТАСС
Центр эстетического воспитания Мусейон в ГМИИ им. Пушкина
Детей 5-6 лет, которых приглашают вместе с родителями, вводят с изобразительное искусство, знакомят с мировыми шедеврами и учат проводить время в музее с удовольствием. Обучение самых младших ребят проходят раз в месяц, курс из 16 занятий рассчитан на два года. С набором кружков можно ознакомиться на сайте ГМИИ им. Пушкина.
Фото: Красильников Станислав/ТАСС
Абонементы в кружки появятся в онлайн-продаже в начале сентября. Желающих много, поэтому на сайте музея указаны даты и время старта продаж конкретных абонементов, а также рекомендации, как успеть провести оформление максимально быстро. Обратите внимание, что для части кружков требуется собеседование.
Фотография, монтаж и звукорежиссура в Мультимедиа Арт Музее
Фото: Смертин Павел/ТАСС
Читайте также: