Физминутка на педсовете в школе

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Выступление на педсовете, физкультминутки.docx

Выступление на педсовете по теме:

Проведение учителем двигательных упражнений на уроках в целях физической разрядки, а также переключения детей с одного вида деятельности на другой оказывает благоприятное воздействие на обучающихся, положительно влияет на усвоение учебного материала.

Чем младше по возрасту дети, тем большую потребность они испытывают в движении. Занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала. В значительной мере этому содействуют физкультминутки. Наибольшая эффективность от них достигается тогда, когда они по форме и содержанию разнообразны и гармонично вписываются в ход урока. Одни и те же физкультминутки быстро надоедают.

Имеющие в распоряжении учителя упражнения для физической разрядки в основном делятся на две группы:

- двигательные упражнения, проводимые под счёт и

- двигательные упражнения со стихотворным текстом, в которых поэтическое слово выполняет роль ритмической организации движения.

Игры-минутки вносят в урок радостное оживление и являются средством не только физической, но и эмоциональной разрядки.

Самые популярные, самые распространённые физкультминутки - это двигательно-речевые. Дети коллективно читают стихи и одновременно выполняют движения:

Топай, мишка,

Хлопай, мишка,

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперёд и вниз.

Улыбайся и садись.

Или вот ещё комплекс упражнений с рифмованными строчками.

А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.

На носки поднимись, а потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре - вот летит ракета ввысь.

3-4- основная стойка)

Руки в стороны - в полёт отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд, левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре – полетел наш самолёт .

(И.п –стойка ноги врозь, руки в стороны.

1- поворот вправо; 2- и.п.; 3- поворот влево; 4- и.п.)

Наклоняемся вперёд, руки в стороны.

Ветер дует, завывает, нашу мельницу вращает.

Раз, два, три, четыре - завертелась, закружилась.

(И.п.- наклон вперёд, руки в стороны стойка ноги врозь.

1- правой рукой коснуться пола, левая рука назад в сторону; 2- смена положения рук.)

А теперь насос включаем, воду из реки качаем.

Влево - раз, вправо- два. Потекла ручьём вода.

Раз, два, три, четыре(3 раза). Хорошо мы потрудились.

Дружно помогаем маме, мы бельё полощем сами.

Раз, два, три, четыре - потянулись, наклонились(3 раза)

Хорошо мы потрудились.

(1-2- стойка на носках, руки вверх (потянулись); 3-4- наклон вперёд, покачивание руками вправо и влево (наклонились)

При работе над звуками помогают физкультминутки, которые сопровождаются произнесением определённых звуков, например:

- Вы, наверное, устали?

- И поэтому все встали.

Дружно вытянули шеи.

Пошипели, помолчали

И, как зайки, поскакали.

Поскакали, поскакали.

И за кустиком пропали.

(Дети подражают движениями лягушат, зайцев, обезьян и других животных)

Это - правая рука,

Это - левая рука.

Справа - шумная дубрава,

Слева - быстрая река…

Обернулись мы, и вот

Стало всё наоборот:

Слева – шумная дубрава,

Справа - быстрая река….

Неужели стала правой

Моя левая рука?

При счёте предметов такие:

Присядем столько раз,

Сколько бабочек у нас.

Сколько зайчиков у нас,

Столько мы подпрыгнем раз!

Сколько клеток до черты,

Столько раз подпрыгни ты!

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети. (приседают)

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали. (встают и поднимают руки)

Чтобы закрепить счёт от 10 до 1 дети перевоплощаются в лунатиков.

( К доске выходят или просто встают возле парты 10 обучающихся)

10 лунатиков жили на луне,

10 лунатиков ворочались во сне

И вдруг один лунатик упал с луны во сне

И 9 лунатиков осталось на луне.

9 лунатиков жили на луне,

9 лунатиков ворочались во сне

И вдруг один лунатик упал с луны во сне.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

На уроках письма не обойтись без физкультминуток для пальчиков

- Как живёшь?

- Вот так (Показ большого пальца)

- Вот так (Прошагать двумя пальцами по ладони)

- Вот так.( Согнуть руки в локтях и показать, как работают ими при беге)

- Ночью спишь?

- Вот так! (руки под щеку и положить на них голову)

- Как берёшь?

- Как шалишь?

- Вот так! (Надуть щёки и слегка стукнуть по ним ладонями)

- Вот так! (Погрозить пальчиком соседу)

Очень оживляются дети, когда на физкультминутку приходит какой либо герой из сказки или мультфильма.

У оленя дом большой (С движениями)

Он глядит в своё оконце

Зайка по лесу бежит

В дверь к нему стучит

Тук – тук дверь открой

Там в лесу охотник злой

Зайка, зайка забегай

Лапу мне давай.

Есть физкультминутки, в которых слова постепенно заменяются движениями.

- Колпак мой треугольный,

Треугольный мой колпак,

А если не треугольный,

То значит не мой колпак.

При проведении физкультминуток не забываем о их связи с уроком.

Спросить детей, любят ли они, когда к ним приходят гости. Гостей угощают чаем. Мы поставим большой чайник, чтоб всем гостям хватило.

Здесь уместна физкультминутка с заменой слов показом.

- Чайничек с крышечкой

Крышечка с шишечкой

Шишечка с дырочкой

Из дырочки пар идёт.

Необходимы детям и оздоровительно-гигиенические физкультминутки. Их можно выполнять как стоя за партой, так и сидя:

Прогнуть спину,

Повертеть головой.

Необходимо проводить зарядку для глаз, особенно на уроках чтения и письма. Это очень простые упражнения. Не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз.

Дети могут следить за движением руки учителя, пробежаться по контуру большого рисунка, а можно просто посмотреть вдаль, на комнатные цветы и т.д.

Войти через uID

Войти через uID

Зрение является самым важным инструментом для успешного обучения в школе. Электронные физминутки позволяют заниматься профилактикой, и не допустить зрительного утомления. Дети выполняют движения глазами в соответствии с музыкой воспринимаемой на слух, движением предметов на экране под расслабляющую музыку.


Костенко Наталья Владимировна (костенко0423)


09.11.2019

Динамичная физминутка может быть использована на любом уроке в начальной школе. Простые танцевальные упражнения помогут снять мышечное и эмоциональное напряжение учащихся.


Коковихина Надежда Николаевна (Надежда5993)


24.02.2019


Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления. Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока.


Фокина Лидия Петровна (Linda1190)


02.01.2018


Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления. Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока.


Фокина Лидия Петровна (Linda1190)


02.01.2018


Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления. Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока.


Фокина Лидия Петровна (Linda1190)


01.01.2018


Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления. Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока.


Фокина Лидия Петровна (Linda1190)


01.01.2018


Представлена физкультминутка для учащихся начальных классов. Известно, что если во время учебного процесса младших школьников регулярно использовать физкультминутки, то работоспособность учащихся будет иметь положительную динамику.


Матафонова Наталья Николаевна (tashenka-88)


30.11.2017


Физминутка предназначена для учащихся начальной школы.


Абрамова Надежда Юрьевна (Abramova5478)


03.08.2017


Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления. Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока. Иногда бывает целесообразным проведение физкультминутки дважды за урок (вначале учебного года и в последние дни четверти на последних уроках, особенно в конце недели). Дети выполняют движения глазами в соответствии с текстом, воспринимаемом на слух, движением предметов на экране под расслабляющую музыку.


Фокина Лидия Петровна (Linda1190)


19.07.2016

Данный видеоролик предназначен для использования на уроках математики в 8 классе. Именно в это время ребята знакомятся с началами анализа и начинают изучать элементарные функции и их графики. Физминутка поможет не только снять напряжение с глаз во время урока, но также будет полезна при изучении нового материала. Она поможет ребятам лучше запомнить графики и ориентироваться на оси координат.


Васильева Ирина Витальевна (Irina9337)


15.06.2016


Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления. Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока. Иногда бывает целесообразным проведение физкультминутки дважды за урок (вначале учебного года и в последние дни четверти на последних уроках, особенно в конце недели).


Фокина Лидия Петровна (Linda1190)


17.04.2016


Видеоролик "Шум моря" выполнен в программе ФотоШОУ PRO 8.0. Физминутки для глаз выполняются на уроках с целью снятия зрительной нагрузки. Дети выполняют движения глазами в соответствии с текстом, воспринимаемом на слух, движением предметов на экране под расслабляющую музыку.


Фокина Лидия Петровна (Linda1190)


17.04.2016



Фокина Лидия Петровна (Linda1190)


30.03.2016


Весёлая музыкальная физкультминутка создана для предупреждения утомляемости учащихся начальных классов. Она может быть использована во время минуты отдыха на уроке, а также во внеурочное время.


Анатольева Эльвира Васильевна (elvira67)


01.12.2015


Напряжённая зрительная работа с монитором оказывает большую нагрузку на зрение детей. Избежать данной проблемы поможет простая зарядка для глаз при работе на компьютере, занимающая минимум времени.


Пятникова Марина Геннадьевна (vfbif)


06.10.2015


В презентации использована детская песенка про лягушек, под которую дети вместе с лягушатами могут сделать зрительную гимнастику или подвигаться в такт с ними. Физминутка универсальная и может быть использована как зрительная, так и двигательная.


Носова Ольга Михайловна (OlgaNosova)


14.08.2015


Презентация из серии "Зарядка со Смешариками". Зрительную гимнастику будет проводить Лосяш. С его помощью ребята отдохнут и с удовольствием послушают веселую музыку. Использование такого ресурса возможно на любом уроке в начальной школе.


Носова Ольга Михайловна (OlgaNosova)


30.07.2015


Физкультминутка предназначена для организации минутки здоровья на уроках и занятиях по внеурочной деятельности. Поможет отдохнуть, снять напряжение, поднимет настроение. Будет полезна воспитателям детских садов и учителям начальных классов.


Анатольева Эльвира Васильевна (elvira67)


04.03.2015


Весёлая музыкальная физкультминутка предназначена для учащихся 1 класса. Танцевальные движения гусениц очень нравятся детям, и они с удовольствием их выполняют.


Анатольева Эльвира Васильевна (elvira67)


14.06.2014


Цель: сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на занятии. Главная героиня физминутки - Машенька (из мультфильма "Маша и Медведь"), что позволяет повысить интерес детей к выполнению упражнений.


Петрова Светлана Анатольевна (kitersss)


03.05.2014


Техника йоги по улучшению зрения для применения в специальных медицинских группах (СМГ). Техника также может использоваться лицами, желающими сохранить зрение в хорошей форме или улучшить его. Практика заимствована учителем на курсах в Индии. Описанный способ улучшения зрения проверен учителем на собственном опыте и на применении техники в группах СМГ. При систематическом использовании этой техники отмечаются положительные результаты.


Комова Ирина Васильевна (Комова)


23.03.2014


Электронные физминутки для глаз направлены на снятие зрительного напряжения во время работы на занятии. Будут полезны учителям начальных классов, воспитателям детских садов, логопедам, дефектологам.


Петрова Светлана Анатольевна (kitersss)


07.03.2014

Методические рекомендации к урокам хореографии и актерского мастерства:
Игры по сценречи и сцендвижению
1. Игра "Цапли и лягушки"
2. Игра "Муравьишки"


Мартемьянова ЯТатьяна Юрьевна (marta9019)


17.02.2014


Соколова Ольга Евгеньевна (СОЕ)


12.02.2014

Электронные физминутки способствуют эффективному переключению внимания и снятию утомления с глазодвигательных мышц.


Францева Галина Николаевна (gala_new)


12.02.2014


Матафонова Наталья Николаевна (tashenka-88)


16.11.2013

Презентация предназначена для проведения различных физминуток на уроках в начальной школе. она включает в такие виды упражнений как глазодвигательные траектории для снятия напряжения глаз, пальчиковую гимнастику для урока письма и активную физминутку с движениями под музыку.


Лесив Елена Ивановна (LenaL3897)


17.10.2013

Физкультминутки на занятиях представляют собой активный отдых, направленный на уменьшение утомления учащихся, снятие отрицательных воздействий от длительных статических нагрузок, активизацию внимания и повышение их способности к более эффективному восприятию учебного материала. Время проведения физкультурных минуток определяет учитель по внешним признакам утомления. Как правило, это происходит примерно на 10-й – 20-й минутах занятия.


Закутская Наталья Дмитриевна (NATALLIJA)


26.09.2013


Герасимович Раиса Владимировна (уда)


13.09.2013

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Первоочередной задачей в д/саду являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, улучшение физического развития, повышение умственной и физической работоспособности.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей за последние годы число здоровых дошкольников постоянно уменьшается и составляет лишь 10% всего контингента детей, поступающих в школу. Наряду с данной задачей ДОУ (охрана и укрепление здоровья детей) общей основой воспитания и обучения детей в д/саду является овладение ими речью. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Подобрать такие формы и методы, которые бы стимулировали двигательную и речевую активность дошкольников.

Об основных методах и формах развития активного словаря с помощью движений познакомит учитель-логопед Ермилова Елена Ядгаровна.

(Доклад прилагается)

Дети на любых занятиях не могут долгое время сосредотачивать внимание, подвержены быстрому утомлению, поэтому нужна двигательная активность. Какие виды двигательной активности используются на занятиях. Покажет совместно с детьми Шарипова Д. А.

(физминутки прилагаются)

Последнее время приходится все чаще сталкиваться с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки привычных представлений. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, но встречаются и малоподвижные дети. Такие дошколята нуждаются в определенном подходе при проведении занятий и режимных моментах.

Расскажет о двигательной активности детей в режимных моментах старший воспитатель ДОУ Кущевая Л. А.

(Доклад прилагается).

II Деловая игра.

1. Что такое здоровье?

По определению Всемирной организации здравоохранения: здоровье –

это состояние полного физического, психологического и социального

благополучия, а не только отсутствие болезни.

2. Как называется наука, занимающаяся изучением ЗОЖ?

3. Как вы понимаете, что такое здоровьесберегающиеся технологии? (Нетрадиционная методика оздоровления дошкольников, формирование у детей осмысленного отношения к здоровью через создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы).

4. Назовите виды здоровьесберегающихся технологий.

физическое развитие и оздоровление детей (закаливание, двигательный режим, упражнения, способствующие формированию осанки, плоскостопия, и развитие органов дыхания);

лечебно-профилактическая работа (лечебный массаж, физиотерапия и т. д.)

обеспечение психологического благополучия (музыкотерапия, коррекционно-развивающая работа).

6. Назовите малые формы активного отдыха детей.

(физминутки, минутки здоровья, массаж, пальчиковая гимнастика,

дыхательная гимнастика, релаксация и т. д.)

7. Назовите формы оздоровления детей с ОНР.

(артикуляционная гимнастика, самомассаж, дыхательные упражнения,

пальчиковая гимнастика, мимические упражнения, упражнения на

8. Назовите формы двигательной активности дошкольников в течение дня.

(физкультурные занятия, оздоровительный бег, гимнастика, прогулки с

включением подвижных игр, побудка)

9. Назовите компоненты ЗОЖ

(рациональный режим, систематические физкультурные занятия,

закаливание, правильное питание, благоприятная психологическая

обстановка в ДОУ и семье)

10. Что такое музыкотерапия? Когда она используется?

(утром, в момент приема детей, утренняя гимнастика, побудка, в

отдельных моментах занятия: в начале – для организации детей, в конце –

для снятия усталости)

11. Назовите праздники, способствующие оздоровлению детей.

12. Что такое каникулярный отдых?

( 2 раза в год: зимой – январь, весной –март – по 7 дней).

У каждой команды лист с текстом пальчиковой гимнастики. Командам нужно с помощью мимики, рук изобразить смысл текста для того, чтобы команда соперников отгадала и прочитала текст пальчиковой гимнастики.

одни спицы лежат.

Жил-был зайчик длинные ушки.

Отморозил зайчик носик на опушке.

Отморозил носик, отморозил хвостик

И поехал греться к ребятишкам в гости.

Там тепло и тихо, волка нет,

И дают морковку на обед.

Мои пальчики расскажут,

Что умеют – все покажут.

Их пять на каждой руке.

Все сделать смогут,

Пол подметают, щиплют, ласкают,

Пять и пять моих ловких пальчиков.

III. Педагогические ситуации:

1. Разговор двух мам:

- Мой ребенок стал ходить в детский сад и начал часто болеть. Я считаю, что

виноваты в этом воспитатели: не присматривают хорошо за детьми.

- Ты права, мой ребенок не болеет, потому что мы сидим с ним дома.

Прокомментируйте данный диалог.

2. Мама привела ребенка в детский сад и увидела, что в группе открыта

фрамуга, выразив недовольство воспитателю группы и выслушав доводы

воспитателя, она обратилась в администрацию детского сада.

Оцените действия мамы.

Что могла ответить воспитатель на вопрос мамы?

3. Мама сказала Свете: «Сегодня в бассейн не ходи, у тебя небольшой

купалась. Свое недовольство она выразила воспитателю.

4. Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали этого и после напоминания воспитателя.

Какова реакция педагога?

5. Ребенок все время выполняет в играх ведущую роль.

Каким образом дать возможность выполнить эту роль другим детям?

6. Дети не хотят играть в предложенную воспитателем игру.

Как поступить педагогу?

7. На занятии учитель-логопед проводит артикуляционную гимнастику. Коля

и Маша не хотят выполнять упражнения. Логопед заставляет детей.

Прав ли логопед? Как надо поступать в таких случаях?

8. В группе готовится открытый просмотр занятия. Вова, гиперактивный ребенок, по мнению воспитателей, будет мешать проведению мероприятия. В момент проведения открытого просмотра мальчика уводят в другую группу. Узнав об этом, родители идут с жалобой к администрации.

Разъясните эту ситуацию.

9. Очень часто педагоги, проводя занятия, не используют здоровьесберегающие технологии. На замечания старшего воспитателя объясняют, что занятие интересное, дети внимательны, активны, работоспособны. Поэтому педагог считает, что физкультминутки, аутотренинги и т. д. проводить не нужно.

Каждый член команды садится друг к другу спиной. Первому игроку дается лист и фломастер, последнему – лист, на котором графически изображено какое-то движение. Последний игрок передает это движение на спину сидящему впереди него и т. д. Когда очередь доходит до первого игрока, он графически изображает это движение и показывает рисунок команде. При совпадении двух рисунков, команде присуждается балл.

Участники команды получают карточку с именем сказочного героя. Необходимо мимикой и жестами объяснить другой команде, что это за герой.


Физкультминутка (ФМ) способствует снятию локального утомления. По содержанию ФМ различны и предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости.

Физкультминутки проводятся во время уроков и состоят из 2-3 упражнений, направленных на снятие напряжения мышц спины, пальцев рук, плечевого пояса, органов зрения.

Все общеобразовательные уроки в школе должны включать физкультурные “минутки” (1-2 минуты) и физкультурные паузы (3-4 минуты) для повышения внимания, умственной работоспособности и эмоционального тонуса. Кроме того, они помогают уменьшить статическую нагрузку на позвоночник и предупредить нарушение осанки.

Проводятся эти формы физкультурно-оздоровительных занятий в классе в период утомления детей на уроках (примерно на 10-й и 20-й минуте), за исключением контрольных работ и некоторых практических занятий.

Время проведения физкультминуток определяется учителем, ведущим урок.

Следует открыть форточку, ослабить стесняющую одежду (пояс, пуговицы).

Варианты выполнения комплексов физкультминуток различны: сидя за партой или стоя около нее. Темп выполнения упражнений медленный и средний.

Комплексы физкультурных минуток подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, их результативность.

Физкультминутки рекомендуется проводить также во время выполнения домашних заданий. Дома учащиеся повторяют уже знакомые им комплексы физкультминуток во время выполнения ими домашних заданий, во время занятий на компьютере, во время чтения книг или просмотра телепередач.

Ниже предлагаются варианты комплексов упражнений для снятия напряжения с глаз, для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук, для снятия утомления с туловища и ног, а также комплексы общего воздействия.

Комплексы упражнений для глаз

Упражнения выполняются сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

Вариант 1

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Вариант 2

1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз
2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо) вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

Вариант 3

1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.
2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1-4, затем налево на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25-30 см, на счет 1-4, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
4. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Приложение 8 к СанПиН 9-131 РБ2000 (рекомендуемое).

Комплексы упражнений физкультурных минуток

Физкультминутка общего воздействия

ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности. В комплекс упражнений общего воздействия можно также включить 1-2 упражнения для снятия напряжения с глаз.

ФМ общего воздействия (вариант 1)

1. И.п - о.с. 1-2 - встать на носки, руки вверх-наружу, потянуться вверх за руками. 3-4 - дугами в стороны руки вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки вперед., 1 - поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину. 2 и.п. 3-4 - то же в другую сторону. Упражнения выполняются размашисто, динамично. Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.
3. И.п. 1- согнуть правую ногу вперед и, обхватив голень руками, притянуть ногу к животу. 2 - приставить ногу, руки вверх-наружу. 3-4
- то же другой ногой. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

ФМ общего воздействия (вариант 2)

1. И.п. - о.с. 1-2 - дугами внутрь два круга руками в лицевой плоскости. 3-4 - то же, но круги наружу. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь, правую руку вперед, левую на пояс. 1-3 - круг правой рукой вниз в боковой плоскости с поворотом туловища направо. 4 - заканчивая круг, правую руку на пояс, левую вперед. То же в другую сторону. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
3. И.п. - о.с. 1 - с шагом вправо руки в стороны. 2 - два пружинящих наклона вправо. Руки на пояс. 4 - и.п. 1-4-то же влево. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Темп средний.

ФМ общего воздействия (вариант 3)

1. И.п. - стойка ноги врозь, 1-руки назад. 2-3 -руки в стороны и вверх, встать на носки, 4-расслабляя плечевой пояс, руки вниз с небольшим наклоном вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п.- стойка ноги врозь, руки согнутые вперед, кисти в кулаках. 1 - с поворотом туловища налево " удар " правой рукой вперед. 2 - и.п. 3-4 -то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Дыхание не задерживать.

ФМ общего воздействия (вариант 4)

1. И.п - руки в стороны. 1-4 - восьмеркообразные движения руками. 5-8 - то же, но в другую сторону. Руки не напрягать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. Дыхание произвольное.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки на поясе. 1-3 - три пружинящих движения тазом вправо, сохраняя и.п. плечевого пояса. 4 и.п. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание не задерживать.
3. И.п.- о.с. 1 - руки в стороны, туловище и голову повернуть налево. 2 - руки вверх. 3 - руки за голову. 4 - и.п. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Темп медленный.

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения

Наклоны и повороты головы оказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов, повышают их эластичность, раздражают вестибулярный аппарат вызывают расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют кровенаполнение сосудов. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.

ФМ для улучшения мозгового кровообращения (вариант 1)

1. И.п. - о.с. 1 - руки за голову; локти развести пошире, голову наклонить назад . 2 - локти вперед. 3-4 - руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - стойка ноги врозь, кисти в кулаках, 1-мах левой рукой назад, правой вверх - назад. 2 - встречными махами переменить положение рук. Махи заканчивать рывками руками назад. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3. И.п. - сидя на стуле. 1-2 отвести голову назад и плавно наклонить назад. 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

ФМ для улучшения мозгового кровообращения (вариант 2)

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1-2 -круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3-4 - то же левой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 - обхватив себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 - и.п.. То же налево. Повторить 4-6 раз. Темп быстрый.
3. И.п. - сидя на стуле, руки на пояс. 1 - повернуть голову направо. 2 - и.п. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук

Динамические упражнения с чередованием напряжения и расслабления отдельных мышечных групп плечевого пояса и рук, улучшают кровоснабжение, снижают напряжение.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук (вариант 1)

1. И.п. – о.с. 1 – поднять плечи. 2 – опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем пауза 2 – 3 с, расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.
2. И.п. – руки согнуты перед грудью. 1 – 2 – два пружинящих рывка назад согнутыми руками. 3 – 4 – то же прямыми руками. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.
3. И.п. – стойка ноги врозь. 1 – 4 – четыре последовательных круга руками назад. 5 – 8 – то же вперед. Руки не напрягать, туловище не поворачивать. Повторить 4 – 6 раз. Закончить расслаблением. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук (вариант 2)

1. И.п. - о.с. - кисти в кулаках. Встречные махи руками вперед и назад. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
2. И.п. - о.с. 1-4 - дугами в стороны руки вверх, одновременно делая ими небольшие воронкообразные движения. 5-8 - дугами в стороны руки расслабленно вниз и потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
3. И.п. - тыльной стороной кисти на пояс. 1-2 - свести вперед, голову наклонить вперед. 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук (вариант 3)

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки в стороны, ладони кверху. 1.- дугой кверху расслабленно правую руку влево с хлопками в ладони, одновременно туловище повернуть налево. 2 - и.п. 3-4 -то же в другую сторону. Руки не напрягать. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
2. И.п. - о.с. 1 - руки вперед, ладони книзу. 2-4 зигзагообразными движениями руки в стороны. 5-6 - руки вперед. 7-8 - руки расслабленно вниз. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
3. И.п. - о.с. 1 - руки свободно махом в стороны, слегка прогнуться. 2 - расслабляя мышцы плечевого пояса, "уронить" руки и приподнять их скрестно перед грудью. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук (вариант 4)

1. И.п. - о.с. 1 -дугами внутрь, руки вверх - в стороны, прогнуться, голову назад. 2 - руки за голову, голову наклонить вперед. 3 - "уронить" руки. 4 - и.п. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
2. И.п.- руки к плечам, кисти в кулаках. 1-2 - напряженно повернуть руки предплечьями и выпрямить их в стороны, кисти тыльной стороной вперед. 3 - руки расслабленно вниз. 4 - и.п. Повторить 6-8 раз, затем расслабленно вниз и встряхнуть кистями. Темп средний.
3. И.п. - о.с. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положение рук. Повторить 3-4 раз, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

Физкультминутка для снятия утомления с туловища и ног

Физические упражнения для мышц ног, живота и спины усиливают венозное кровообращение в этих частях тела и способствуют предотвращению застойных явлений крово- и лимфообращения, отечности в нижних конечностях.

ФМ для снятия утомления с туловища и ног (вариант 1)

1. И.п. - о.с. 1 - шаг влево, руки к плечам, прогнуться. 2 -и.п. 3-4 -то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
2. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - упор присев. 2 - и.п. 3- наклон вперед, руки впереди. 4 - и.п . Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону. 4-6 -то же в другую сторону. 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с туловища и ног (вариант 2)

ФМ для снятия утомления с туловища и ног (вариант 3)

1. И.п. - руки скрестно перед грудью. 1 - взмах правой ногой в сторону, руки дугами книзу, в стороны. 2 - и.п. 3-4 -то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь пошире, руки вверх - в стороны. 1- полуприсед на правой, левую ногу повернуть коленом внутрь, руки на пояс. 2 - и.п. 3-4-то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3. И.п. - выпад левой вперед. 1 - мах руками направо с поворотом туловища направо. 2 - мах руками налево с поворотом туловища налево. Упражнения выполнять размашисто расслабленными руками. То же с выпадом правой. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с туловища и ног (вариант 4)

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки вправо. 1 - полуприседая и наклоняясь, руки махом вниз. Разгибая правую ногу, выпрямляя туловище и передавая тяжесть тела на левую ногу, мах руками влево. 2-то же в другую сторону. Упражнения выполнять слитно. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
2. И.п. - руки в стороны. 1-2 - присед, колени вместе, руки за спину. 3 - выпрямляя ноги, наклон вперед, руками коснуться пола. 4- и.п. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко по вернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

Приложение 9 к СанПиН 9-131 РБ2000 (рекомендуемое)

Комплексы упражнений физкультурных пауз

Физкультурная пауза (ФП) - повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность.

Физкультурная пауза (вариант 1)

1. Ходьба на месте 20-30 секунд. Темп средний. 1. Исходное положение (и.п.) - основная стойка (о.с.) 1 -руки вперед, ладони книзу. 2 - руки в стороны, ладони кверху. 3 - встать на носки, руки вверх, прогнуться. 4 - и.п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - ноги врозь, немного шире плеч. 1-3 наклон назад, руки за спину. 3-4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3. И.п. - ноги на ширине плеч. 1 - руки за голову, поворот туловища направо. 2 - туловище в и.п., руки в стороны, наклон вперед, голову назад. 3 - выпрямиться, руки за голову, поворот туловища налево.4- и.п. 5-8 -то же в другую сторону. Повторить 6 раз. Темп средний.
4. И.п.- руки к плечам. 1 - выпад вправо, руки в стороны. 2- и.п. 3
- присесть, руки вверх. 4 - и.п. 5-8 -то же в другую сторону. Повторить 6 раз. Темп средний.

Физкультурная пауза (вариант 2)

1. Ходьба на месте 20-30 с. Темп средний. 1. И.п. - о.с. Руки за голову. 1-2 - встать на носки, прогнуться, отвести локти назад. 3-4 - опуститься на ступни, слегка наклониться вперед, локти вперед. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
2. И.п. - о.с. 1 - шаг вправо, руки в стороны. 2 - повернуть кисти ладонями вверх. 3 - приставить левую ногу, руки вверх. 4 - руки дугами в стороны и вниз, свободным махом скрестить перед грудью. 5-8 - то же влево. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь, руки в стороны. 1 - наклон вперед к правой ноге, хлопок в ладони. 2 - и.п. 3-4 то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
4. И.п. - стойка ноги врозь, левая впереди, руки в стороны или на поясе. 1-3 - три пружинистых полуприседа на левой ноге. 4 - переменить положение ног. 5-7 - то же, но правая нога впереди левой. Повторить 4-6 раз. Перейти на ходьбу 20-25 с. Темп средний.
5. И.п. - стойка ноги врозь пошире. 1 - с поворотом туловища влево, наклон назад, руки назад. 2-3 - сохраняя положение туловища в повороте, пружинистый наклон вперед, руки вперед. 4 - и.п. 5-8 - то же, но поворот туловища вправо. Повторить по 4-6 раз в каждую сторону. Темп медленный.
6. И.п. - придерживаясь за опору, согнуть правую ногу, захватив рукой за голень. 1 - вставая на левый носок, мах правой ногой назад, правую руку в сторону - назад. 2 - и.п. 3-4 - то же, но согнуть левую ногу. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
7. И.п. - о.с. 1 - руки назад в стороны, ладони наружу, голову наклонить назад. 2 - руки вниз, голову наклонить вперед. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

Читайте также: