Навыки детей в умывании в доу

Обновлено: 02.07.2024

Цель: формирование основ здорового образа жизни у детей раннего возраста.

Тип занятия: интегрированное обобщающие.

- Обучающая: учить пользоваться средствами личной гигиены, формировать потребность мыть руки с мылом и насухо вытираться полотенцем.

- Развивающая: развивать умение самостоятельно замечать необходимость мыть руки.

- Воспитательная: воспитывать интерес к предметам личной гигиены.

Словарная работа: мыло, мыльница, намыливать, смывать, расческа, полотенце, зубная щетка.

Методы и приемы.

Словесный: рассказ воспитателя, чтение и обыгрывание потешки.

Наглядный: рассматривание предметов личной гигиены.

Воспитатель вносит его в группу.

Воспитатель: Ребята, вы хотите посмотреть, что в нем лежит?

Дети достают предметы из мешочка, называют их и по просьбе педагога рассказывают для чего они предназначены.

Предполагаемые ответы детей:

Мыло – мыть руки.

Расческа – расчесывать волосы.

Полотенце – вытирать руки и лицо.

Зубная щетка – чистить зубы.

Носовой платок – вытирать нос.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

А теперь, давайте, отберем только те предметы, которые нужны для умывания.

Из общей группы предметов дети отбирают полотенце и мыло.

Воспитатель: А что еще нужно?

Воспитатель ставит на стол тазик с водой.

Воспитатель: А какая же кукла у нас чумазая? Поищите ее.

Дети обнаруживают куклу Таню в кукольном уголке за столиком. Перед ней на блюдечке ягоды. Щеки и руки измазаны ягодным соком.

Ой, какие у тебя грязные щеки и руки (с укором говорит воспитатель)! Дети, давайте нашей кукле Танечки покажете, как вы умываетесь.

«Кран откройся, нос умойся.

Моем сразу оба глаза.

Мойтесь ушки, мойся шейка,

Шейка мойся хорошенько.

Мойся, мойся, отмывайся

По просьбе воспитателя все вспоминают правильные и последовательные действия умывания.

Дети, а кто поможет Тани умыться и стать чистой?

Затем желающий ребенок берет куклу Таню, сначала моет ей руки, затем лицо. Воспитатель с детьми следят за выполнением действий, при необходимости поправляют.

Ребята, посмотрите на нашу Танечку! Она умылась, стала чистая и приглашает нас потанцевать. Детки, вы хотите потанцевать с куклой Таней.

Воспитатель включает музыку и дети выполняют движения в соответствие с текстом.

Мишка с куклой пляшут полечку.

Слова и музыка Марии Качурбины

Перевод Н. Найденовой

Мишка с куклой бойко топают,

Бойко топают, посмотри!

И в ладоши звонко хлопают,

Звонко хлопают, раз, два, три!

Мишке весело, Мишке весело,

Вертит Мишенька головой.

Кукле весело, тоже весело,

Ой, как весело, ой, ой, ой!

Список используемой литературы:

2. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей дет. сада – М.: просвещение, 1986. – 96 с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Аналитическая справка

по итогам оперативного контроля

С целью определения уровня развития культурно - гигиенических навыков детей при умывании.

Срок проверки: 15.05.2017-17.05.2017

В данный период был осуществлён контроль:

1 младшая группа - воспитатели ФИО , младший воспитатель- ФИО

2 младшая-средняя группа - воспитатели: ФИО, младший воспитатель- ФИО

Старшая-подготовительная группа- воспитатели: ФИО., младший воспитатель- ФИО

В сферу контроля были включены:

· Гигиенические требования: санитарное состояние мебели для полотенец, размещение мебели, соблюдение режима дня, маркировка на полотенцах, наличие списка детей;

· Соблюдение правильной последовательности действий;

· Самостоятельность выполнения действий при умывании без помощи взрослого;

· Умение ребенка находить свое полотенце по картинке;

· Умение вытираться насухо;

· Умение детей вешать полотенце на место;

· Соблюдение правил поведения в туалетной комнате;

· Использование игровых приемов и методов при формировании КГН.;

· Условия для воспитания опрятности (наличие зеркала в туалетной комнате).

Анализ показал, что воспитатели всех возрастных групп знакомят с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков, приучают детей следить за своим внешним видом, формируют умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.

Все возрастные группы оснащены раковинами для умывания, кабинками для полотенец в соответствии с требованиями СанПин.

К концу учебного года можно отметить самостоятельность выполнения действий детей при умывании, средние и старшие группы обходятся без помощи взрослого - умеют вытираться насухо, вешать полотенце на место , а малыши (особенно вновь поступившие получают необходимую помощь со стороны воспитателей и младших воспитателей при умывании). Дети хорошо ориентируются в умывальной комнате и самостоятельно находят свое полотенце по соответствующей картинке (маркировке).

Воспитатели следят за соблюдением детьми правил в туалетной комнате, при умывании однако, следует более тщательно следить за дисциплиной детей ( некоторые дети во второй младшей-средней и старшей-подготовительной группах разбрызгивают воду).

Воспитатели используют игровые приёмы при формировании КГН у детей:

Однако, следует отметить, что во всех группах отсутствуют зеркала в

1. Все возрастные группы оснащены раковинами для умывания, кабинками для полотенец в соответствии с требованиями СанПин.

Отмечено, что санитарное состояние мебели в умывальной комнате, а так же полотенца соответствуют гигиеническим требованиям.

2. Воспитатели следят за выполнением КГН у детей, находят новые формы заинтересовать детей .

Рекомендации:

Воспитателям ФИО Младшим воспитателям: ФИО

- продолжать расширять представления детей о составляющих, важных компонентах здоровья;

- содействовать в расширении представлений детей об особенностях функционирования и целостности организма, о роли гигиены и режима дня;

- Заведующему хозяйством – Новиковой И.Г. оснастить умывальные комнаты все возрастных групп зеркалами.

- Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Для обеспечения полного согласования в требованиях к культурно- гигиенических навыкам организовать работу с родителями через индивидуальную работу, консультирование родителей.

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

Кроме того, воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Данная программа рассчитана на работу с детьми второй младшей группы (3-4 года) и взаимодействие с родителями по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей. Её содержание соответствует современным тенденциям обновления российского дошкольного образования и федеральным государственным требованиям.

Цель: формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в повседневной жизни в детском саду и в семье.

  • способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены;
  • познакомить с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков;
  • приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;
  • формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
  • создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;
  • формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома.
  • прямое обучение;
  • показ;
  • упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
  • систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.

Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).

Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
Содержание программы представлено циклом игровых тематических занятий (9 занятий на учебный год) – 1 занятие в месяц, занятия включены в серию познавательных, проводятся в I половине дня. Работа, проводимая на специально организованных занятиях, продолжается в совместной деятельности взрослых и детей, и самостоятельной деятельности детей, где педагог создаёт и предлагает игровые проблемные ситуации, совместно с детьми проживает события и, в то же время, решает свои педагогические задачи. В календарно-тематическом планировании представлена система работы с детьми и родителями по вопросам воспитания к.г.н. у детей второй младшей группы. В приложении представлены примеры дидактических игр на формирование гигиенических навыков, вопросы для анкетирования родителей, подборка потешек, используемых в режимных моментах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать КГН, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.

Педагогический проект по формированию

культурно-гигиенических навыков и навыков

самообслуживания у детей раннего возраста

Автор: Алиева А.В.


Актуальность и выявление проблемы……………………………………. 3

Цель, задачи педагогического проекта………………………………….. .4

Формы работы с родителями……………………………………………. 7

Этапы реализации проекта…………………………………………………7

Схема реализации проекта…………………………………………….….. .7

Перспективный план по формированию культурно-гигиенических навыков………………………………………………………………….…. 8

Взаимодействие с родителями ………………..……………………….…18

Дальнейшее развитие проекта…………………………………………… 18

Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов…………………………………………………………………21

Список используемых источников……………………………………….22

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна давать ощутимые результаты.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ.

Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.

Работая с детьми с детьми 1 младшей группы детского сада, я заметила, что у большинства детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. С первых дней поступления ребенка в группу я начала работать с родителями. Выяснилось, что 60% родителей не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

Задачи проекта:

Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.

Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;

Формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;

Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;

Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;

Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предполагаемый результат проекта для детей:

Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детьми раннего возраста:

Дети самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности.

Проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых)

Пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой)

Правильно пользуются столовой и чайной ложками; не крошат хлеб, пережёвывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом.

Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются после умывания.

Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.

Предполагаемый результат проекта для родителей:

Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.

Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.

Укрепление связей между детским садом и семьёй.

Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

СИСТЕМА РАБОТЫ

Тип проекта: долгосрочный, игровой.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2017 – май 2018г.

В ходе реализации проекта предполагается использовать элементы следующих образовательных технологий:

здоровье сберегающая ( проблемно-игровые, коммуникативные игры; динамические паузы, подвижные игры, пальчиковая гимнастика);

личностно-ориентированная ( игры, занятия, упражнения, наблюдения, образно-ролевые игры)

социоигровые ( игры-драматизации, игры с правилами, метод создания проблемных ситуаций)

В ходе реализации проекта используются такие методы и средства:

личный пример работников детского сада, родителей;

использование художественной литературы, фольклора;

схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);

Читайте также: