Науменко г м фольклорный праздник в детском саду и в школе

Обновлено: 05.07.2024

Мир народной музыки окружает ребёнка с момента его рождения и на протяжении всей жизни. Это позволяет выделить музыкальный фольклор в основной раздел народного творчества. Это хороводные песни, припевки, считалочки, песенки-игры заклички, загадки, передающие основные представления народа о главных жизненных ценностях – труде, семье. Дружбе. Любви к Родине.

Осмысление детьми жизненных явлений, освоение окружающей действительности невозможно без игр, песен. Игровой музыкальный фольклор необходимо рассматривать как одно из средств воспитания детей, в основе которого лежит народная педагогика. Объединяя колыбельные, детские, игровые, лирические, исторические хороводные песни и попевки, музыкальный фольклор становится для ребёнка уроком истории, ознакомлением с краеведением, родной речью, уроком познания психологии человеческих отношений, так как музыкальный фольклор – это совокупность жанров народного творчества.

В играх или игровых песнях отражаются национальные традиции, представления человека о чести, смелости, мужестве, проявлении смекалки, творческой выдумки, находчивости..

Музыкальный фольклор является своеобразным мостиком приобщения к народным истокам, к самобытным традициям культуры России.

Таким образом – основная ЦЕЛЬ приобщения ребёнка музыкальному фольклору – это формирование у него познавательного интереса к быту и традициям своего народа ; развитие творческой личности через развитие музыкальных способностей.

Цель обуславливает следующие ЗАДАЧИ:

- приобщение детей к миру народной культуры через детский музыкальный фольклор ;

- изучение истории родного края, культуры, быта, традиций;

-развитие практических исполнительных навыков и умений в процессе изучения народных песен с использованием игровых действий;

-развитие творческой активности детей,

- формирование музыкальных способностей.

- воспитание чувства принадлежности к русскому народу, его истории и культуре;

воспитание уважения и любви к народной песне, как особо значимой области музыкально-народной культуры;

формирование интереса детей и их родителей к миру традиционной русской культуры и культур других народов;

В процессе проведения занятия дети должны знать:

- считалки, потешки, народные игры, прибаутки;

Исполнять вокальные упражнения на формирование звуков в народной манере пения;

План проведения занятия.

Распевание – 15 минут.

Разучивание песенного репертуара. -15 минут.

-исполнение потешек совместно с речевыми текстовками по разработанному сценарию- 15 минут;

Занятие проходит в течение 1 часа согласно расписанию.

- У пчелы полно забот.

Собирать ей надо мед.

Над цветком она кружит.

Про дела свои жужжит.

Разучивание песенного репертуара.

Где мы волка видели?

В огороде в яме!

Пора бабушка вставать!

Курам семечек давать!

На дубочек сели!

В организации обучения детей следует учитывать синкретичность музыкального фольклора – соединение в нём пения, слова и движения, т.е. можно говорить о развитии у детей основного вида творческой деятельности – импровизации. Включение детей в творческий процесс происходит постепенно. Сначала это ознакомление с материалом, затем воспроизведение и повторение, закрепление и уже потом предложение и поиск новых вариантов – всё это происходит в игровых формах, создающих у детей интерес к занятиям. Ритмичные хлопки, притопы в сочетании с игрой на детских музыкальных инструментах (шумовых) способствуют развитию музыкально-ритмического слуха, памяти, учат гармонично связывать пение с игрой. Эмоциональность в проведении занятий формирует у детей творческую активность. Музыкальные игры активизируют, создают необходимую атмосферу увлечённости. Связать вместе все эти аспекты можно в разработке сценария к музыкально-игровым композициям, где собирается воедино весь песенный материал совместно с устным фольклором и хореографическими движениями.

Подведение итогов.

Использование на занятиях игровых форм фольклора, делает занятия эмоциональными, интересными, что способствует лучшему усвоению материала. Потешки способны корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение ,считалки и игровые песни позволяют проявить самостоятельность, активность, развить фантазию и проявить инициативность, вокальные упражнения в игровой форме приводят к наиболее быстрому развитию музыкального слуха чувства ритма ,запоминанию мелодической линии, формированию народной манеры пения.

Материально-технические условия:

-кабинет для проведения открытого занятия;

- музыкальные инструменты для аккомпанемента –баян, фортепиано.

Методическая литература и интернет-ресурсы:

Методика преподавания в школе фольклора. / Под ред. Браз С.Л. М., 2002.

Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 1: младенчество. Детство/сост. В. Акинин.- М., 1991.

Браз С.Л. Песенный фольклор как основа репертуара народно-певческих коллективов. – М., 1984.

Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. - М., Линка - пресс, 2000, 224 с.

Обряды и обрядовые праздники. – Академия наук, 1988.

О детском голосе / Под. Ред. Н. Орловой. – М.: Просвещение, 1966.

Традиционные народные игры и забавы Рязанского края. Б.В. Горбунов, А.Е. Ефимов, Е.А. Ефимова. Рязанский этнографический вестник. Рязань 1994 г.

Фольклор в школе . В 3-х частях / Под общей редакцией Л. Шаминой. – М., 1993.

Интернет-сайты:

Приложение №1.

Из репертуарного плана 1-го года обучения

Приложение №2.

Система упражнений на развитие музыкальной памяти и интонационного слуха.

Первый этап обучения

ШКОЛА РУССКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ ПЛЯСКИ

ШКОЛА РУССКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ ПЛЯСКИ

ШКОЛА РУССКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ ПЛЯСКИ запись закреплена

☀

УНИКАЛЬНАЯ ПОДБОРКА КНИГ ПО ФОЛЬКЛОРУ - НАУМЕНКО Г.М.

✅

Науменко Георгий Маркович родился в Москве в 1945 году. Имеет музыкальное и педагогическое образование. Член Союза композиторов России. Всю творческую деятельность посвятил собиранию, изучению русского музыкального и поэтического фольклора. Наиболее активно ездил в творческие экспедиции в различные области и регионы России и записывал произведения народного творчества с 1967 по 1994 годы. Г.М. Науменко известен как фольклорист-музыковед, этнограф, писатель. Им издано более сотни книг и музыкальных сборников. В них опубликовано несколько тысяч произведений фольклора. Представляет большой интерес авторское творчество Науменко.

В российской фольклористике Г.М. Науменко отводится особая роль — собирателя, исследователя и популяризатора детского музыкального и поэтического фольклора. Науменко показал в своих публикациях и исследованиях все богатство и разнообразие детского фольклора. Открыл доселе неизвестные жанры произведений детского народного музыкального творчества и фольклора для детей. Впервые были опубликованы с нотами родильные и крестинные песни, пестушки и потешки, сказки с напевами, мелодизированные скороговорки, детские заговоры и гадания, звукоподражания голосам птиц и песни о животных, детская обрядовая, инструментальная и хореографическая музыка.

✅

Делитесь с друзьями и сохраняйте себе на стену чтобы не потерять.

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Георгий Маркович Науменко (род. 5 ноября 1945, Москва) — русский фольклорист-музыковед, этнограф, писатель. Член Союза композиторов России и Союза московских литераторов.

Имеет музыкальное и педагогическое образование. Всю творческую деятельность посвятил собиранию, изучению русского музыкального и поэтического фольклора. Наиболее активно ездил в творческие экспедиции в различные области и регионы России и записывал произведения народного творчества с 1967 по 1994 годы. Им издано более сотни книг и музыкальных сборников. В них опубликовано несколько тысяч произведений фольклора.

В российской фольклористике Г. М. Науменко отводится особая роль — собирателя, исследователя и популяризатора детского музыкального и поэтического фольклора. Науменко показал в своих публикациях и исследованиях всё богатство и разнообразие детского фольклора. Открыл доселе неизвестные жанры произведений детского народного музыкального творчества и фольклора для детей. Впервые были опубликованы с нотами родильные и крестинные песни, пестушки и потешки, сказки с напевами, мелодизированные скороговорки, детские заговоры и гадания, звукоподражания голосам птиц и песни о животных, детская обрядовая, инструментальная и хореографическая музыка. Во всей своей полноте и красоте было раскрыто творчество взрослых для детей, явление огромной важности, целый пласт фольклора. Его основная функция — воспитание и развитие ребёнка — физическое, художественное, эстетическое.

Библиография

Науменко Г. М. Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами. М.: Советский композитор, 1977.

Науменко Г. М. Жаворонушки: Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. М.: Советский композитор. Вып. I. — 1977; Вып. II. — 1981; Вып. III. — 1984; Вып. IV. — 1986; Вып. V. — 1988.

Науменко Г. М. Родничок. Русские народные песни, игры, сказки. М.: Музыка, 1980.

Науменко Г. М. Гуленьки. Русские народные прибаутки, заклички, приговорки. М.: Малыш, 1982.

Науменко Г. М. Шут, Фома и Ерёма, солдат, пошехонцы и другие… Русский народный юмор. М.: Детская литература, 1984.

Науменко Г. М. Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское музыкальное творчество. М.: Советский композитор, 1988.

Науменко Г. М. Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры, загадки. М.: Детская литература, 1988.

Науменко Г. М. Котенька-коток. Русские народные детские песни. М.: Дом, 1990.

Науменко Г. М. Золотой серпок. Русские народные сказки. М.: Малыш, 1993.

Науменко Г. М. Солнышко-вёдрышко: Детский музыкальный фольклор Архангельской области. Архангельск: Белая горница, 1994.

Науменко Г. М. Фольклорная азбука. М.: Академия, 1996.

Науменко Г. М. Велижские песни. Музыкальный фольклор Смоленской области. М.: Гусляр, 1997.

Науменко Г. М. Русские детские страшилки. М.: Классика плюс, 1997.

Науменко Г. М. Этнография детства. М.: Беловодье, 1998.

Науменко Г. М. Детский музыкальный фольклор. М.: Композитор, 1999.

Науменко Г. М. Детские ужастики. М.: Планета детства, Астрель, АСТ, 1999.

Науменко Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. М.: LINKA-PRESS, 2000.

Науменко Г. М. Загадки, пословицы, скороговорки. М.: Астрель, АСТ, 2000.

Науменко Г. М. Колодец мертвеца. М.: Планета детства, Астрель, АСТ, 2000.

Науменко Г. М. Народная мудрость и знания о ребёнке. Этнография детства. М.: Центрополиграф, 2001.

Науменко Г. М. Народное детское поэтическое творчество. Записи 1967—1994 гг. М.: Центрополиграф, 2001.

Науменко Г. М. Русские народные детские песни и сказки с напевами. М.: Центрополиграф, 2001.

Науменко Г. М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках. М.: Центрополиграф, 2001.

Науменко Г. М. Кот Баюн, Баба Яга и их друзья. Народные сказки, загадки, страшилки, дразнилки, смешилки, небылицы, скороговорки. М.: Дрофа, 2001.

Науменко Г. М. Коготь дракона. М.: Планета детства, Астрель, АСТ, 2001.

Науменко Г. М. Призраки ночи. М.: Планета детства, Астрель, АСТ, 2001.

Науменко Г. М. Духи чёрного леса. М.: Планета детства, Астрель, АСТ, 2001.

Науменко Г. М. Новый год — вокруг ёлки хоровод. М.: Кифара, 2001.

Науменко Г. М. Чёрный череп. М.: Планета детства, Астрель, АСТ, 2002.

Науменко Г. М. Страшная книжка для храбрых детишек. М.: Глобулус, 2002.

Науменко Г. М. Молодёжные посиделки. М.: Рифмэ, 2002.

Науменко Г. М. Тайны сознания. Путь к здоровью. М.: Алетейа, 2002.

Науменко Г. М. От Рождества до Покрова. Народные духовные песни. М.: Кифара, 2002.

Науменко Г. М. Русские народные детские игры с напевами. М.: Либерея, 2003.

Науменко Г. М. Игры, приметы, пословицы, и загадки. М.: Астрель, АСТ, 2003.

Науменко Г. М. Котинька-коток. Колыбельные песни, потешки, прибаутки. М., ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.

Науменко Г. М. Праздники в народных традициях. М.: Рифмэ, 2004.

Науменко Г. М. Гадания, колядки, веснянки, русские песни и сказки. М.: Астрель, АСТ, 2004.

Науменко Г. М. Вся славянская мифология. М.: Астрель, АСТ, Люкс, 2004.

Науменко Г. М. Детские смешилки. М.: Астрель, АСТ, Люкс, 2006.

Науменко Г. М. Народная кладовая. М.: Рифмэ, 2007.

Науменко Г. М. Инопланетяне и земляне. Свидетельства контактов. М.: Хобби-книга, АСТ, 2007.

Науменко Г. М. Все об НЛО. Правда и ложь об инопланетянах. М.: Хобби-книга, АСТ, 2007.

Науменко Г. М. Сказания, песни, пословицы, игры народов России. М.: Астрель, АСТ, 2007.

Науменко Г. М. Явное о тайном. Наука о рождении, деяниях, воскресении Христа. М.: Беловодье, 2008.

Науменко Г. М. Большая хрестоматия мифологических и сказочных персонажей для детей. М.: Астрель, АСТ, 2008.

Науменко Г. М. Энциклопедия практической эзотерики. М.: Хобби-книга, АСТ, 2009.

Науменко Г. М. Пришельцы из прошлого. М.: ВЕЧЕ, 2009.

Науменко Г. М. Великая тайна бытия. М.: Беловодье, 2009.

Науменко Г. М. Большая хрестоматия народных детских песен, загадок, сказок, игр, смешилок… М.: Астрель, АСТ, 2009.

Музыка, эскизы костюмов, шумотека и многое другое для детского спектакля

Общение


СКАЧАТЬ!

ПЬЕСЫ С МУЗЫКОЙ


ПЬЕСЫ
ДЛЯ
КУКОЛЬНОГО
ТЕАТРА

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

Апдейт : Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

От Зимы до Осени. Фольклорный праздник в школе

Г. НАУМЕНКО З. НОВЛЯНСКАЯ

Читайте также: