Научные школы и направления психиатрии

Обновлено: 02.07.2024

Рассмотрение этапов развития психиатрии и её основных научных направлений. Определение природы психических заболеваний (идеалистическая и материалистическая концепции). Клинические, психологические и биологические направления в научной психиатрии.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.11.2011
Размер файла 22,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

НУО КАЗАХСТАНСКО-РОССИСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра: психиатрии и наркологии с курсами неврологии, общей и медицинской психологии и педагогики

Реферат

На тему: Основные этапы развития и ведущие направления в психиатрии

Выполнила: Сатмагамбетова А.

Проверила: Якубова С.Ю.

Алматы

Развитие основных направлений в психиатрии

На протяжении всей многовековой истории развития психиатрии можно проследить борьбу представителей двух направлений в определении природы психических заболеваний: материалистического и идеалистического. Представители материалистического направления психические расстройства связывали с материальными изменениями в организме, головном мозге; представители идеалистического направления в попытках объяснить природу психической патологии исходили из положения о независимости или параллелизме психических и материальных (соматических) процессов. Для построения тех или иных конкретных гипотез привлекались распространенные в те или иные времена философские идеи, а также научные данные и наблюдения. В древние и средние века объяснение сущности психических заболеваний было или материалистическим (на раннем этапе психиатрии механистическое), или явно идеалистическим. Однако попытки материалистического толкования психических нарушений без учета диалектико-материалистического понимания, соотношения идеального и материального всегда оставляли повод и предпосылки для развития различных идеалистических концепций в психиатрии. Примером этого может служить школа соматиков, возникшая в середине прошлого столетия. В полемике со своими противниками -- школой психиков, объяснявшей психические болезни действием нечистой силы, они заявляли, что упсихически больных нарушены соматические системы. Поэтому "душа" не может правильно себя выражать в связи с расстройством соматики -- инструмента. А сама по себе душа не подвержена болезни.По мере общенаучного прогресса в психиатрии формировались отдельные направления, школы, использовавшие для своих теоретических позиций клинические наблюдения, результаты специальных научных исследований как в области психиатрии, так и других дисциплин. Однако и в рамках отдельных направлений вопрос о соотношении психического и соматического оставался центральным философско-методологическим вопросом, и в зависимости от того, как он решался, школы и направления в психиатрии делились на материалистические и идеалистические.

Клиническое направление

Наиболее представительным направлением в психиатрии является клиническое, так как психиатрия является клинической дисциплиной. Начало клинического направления в психиатрии следует связывать с реформой (1793) французского психиатра Ф. Пинеля, который, по образному выражению отечественного психиатра Н. Н. Баженова, ввел сумасшедшего в ранг больного.На основе клинических наблюдений строились гипотезы о природе психических расстройств, предлагались их систематики. Многие из этих гипотез-систематик имели ограниченное значение, и лишь отдельные из них оказывали заметное влияние на развитие психиатрии. Среди них концепция единого психоза (без выделения отдельных болезней), концепция вырождения -- дегенерации, согласно которой психические болезни, возникая под действием наследственных и внешних факторов, имеют особые стадии развития. В первых поколениях наследственное предрасположение и неблагоприятные факторы вызывают, по его мнению, лишь легкие психические расстройства и нарушения поведения, в последующих поколениях психические расстройства углубляются и завершаются слабоумием, параличами.Ж. Эскиролем была высказана идея о предрасполагающих и реализующих факторах в развитии психических заболеваний. Эта идея нашла отражение в трудах многих других психиатров и в известном отношении также созвучна современному понятию о факторах риска заболеваний. Предпринимались попытки выделения психических заболеваний по принципу соматических болезней. Французским психиатром Байлем в 1822 г. был выделенпрогрессивный паралич. Это явилось важным событием в психиатрии, подтвердившим ее родство с другими медицинскими специальностями. Следующим важным событием в клинической психиатрии было выделение С. С. Корсаковым полиневритического алкогольного психоза, названного позже корсаковским психозом.Описание нового заболевания с учетом этиологического фактора и особенностей клиники подтвердило методологическую общность психиатрии с другими медицинскими специальностями и перспективность клинического направления. Основываясь на особенностях клиники и исхода психических заболеваний, Э. Крепелин создал их систематику. Вместе с тем среди психиатров клинического направления были различия в понимании сущности психических заболеваний. У психиатров западных стран преобладали идеалистический и дуалистический подходы. Так, один из выдающихся немецких психиатров второй половины прошлого столетия В. Гризингер считал вопрос о превращении механических, электрических процессов в психические неразрешимым. Среди русских психиатров второй половины прошлого столетия получили распространение материалистические взгляды на природу психических расстройств. П. П. Малиновский в книге "Помешательство как оно является врачу в практике" (1843) писал, что психические расстройства возникают в результате прямого или опосредованного поражения мозга. Специально проводилось изучение соматического состоянияпсихически больных. И. П. Мержеевским была опубликована книга "Соматические исследования неистовых больных". Получили мировую известность и психопатологические исследования о псевдогаллюцинациях В. X. Кандинского. Наиболее полно попытки материалистического объяснения природы психических расстройств представлены в трудах С. С. Корсакова -- основоположника Московской школы психиатров. Он подчеркивал, что нервный механизм, составляющий субстрат психической деятельности, действует по типу сложного рефлекторного акта. С. С. Корсаков особое внимание уделял изучению течения заболевания. Им были выделены как отдельные периоды, так и формы течения психических болезней. С его именем связано создание динамической психиатрии, или психиатрии течения.Важным в теоретическом и практическом отношении этапом развития клинической психиатрии явилось создание нозологической классификации психических расстройств, предложенной немецким психиатром Э. Крепелином в период его работы в Юрьевском (Тартуском) университете. Он выделил первоначально как самостоятельное заболевание dementia praecox (раннееслабоумие), названное позже (Э. Блейлер)шизофренией. Э. Крепелин дал описание и других заболеваний. Одним из существенных принципов систематики Э. Крепелина было выделение исхода заболевания. Эта идея нашла отражение в названии такого распространенного заболевания, как dementia ргаесох, где делается акцент на неблагоприятный исход этой болезни. При систематике психических болезней С. С. Корсаков особое внимание уделял описанию начальных проявлений болезни, стадийности ее развития.Введение нозологического принципа в психиатрию утверждало ее как медицинскую специальность. Вместе с тем не везде нозологическая классификация психических расстройств получила признание. Так, в США А. Мейер активно выступал против нозологического принципа в психиатрии, так как полагал, что психические расстройства -- это по сути проявление реакции личности на те или иные факторы. Эти реакции определяются индивидуально, психобиологическими особенностями личности и характером вредностей (психические, соматические, инфекционно-токсические и т. д.). Это направление получило название психобиологического. В последующем психобиологическое направление трансформировалось в психодинамическую психиатрию, имеющую методологическую общность сфрейдизмом. В отдельных странах нозологическая систематика Крепелина была принята частично; в классификациях психических заболеваний были представлены традиционные синдромологические определения некоторых психических расстройств. Например, во Франции -- хронические бредовые психозы, галлюцинозы и т. д., в Скандинавских странах -- реактивные, конституциональные психозы.

Психологическое направление

С момента появления научной психологии возникали различные психологические школы с идеалистической и материалистической ориентацией. Психиатрия и психология являются близкими специальностями, хотя решают разные научно-практические задачи. Многие методики, разработанные представителями различных психологических школ, нашли применение в обследованиипсихически больных, а теоретические концепции -- для объяснения отдельных психопатологических проявлений.Однако психологические концепции, как правило, не являются единственной теоретической основой тех или иных психиатрических школ. Это и понятно, так как психология и психиатрия имеют дело с качественно разными состояниями -- проявлениями психики.Исключением является концепция глубинной психологии, ставшая теоретическо-методологической основой психодинамической психиатрии. Возникновение глубинной психологии связано с именем французского психиатра Месмера. В начале прошлого века широко были распространены идеалистические концепции Шелинга, Ницше, других философов о существовании "мировой души", о том, что людьми управляют иррациональные силы."Магнетическийсомнамбулизм" (особое состояние, вызываемое с помощью гипноза) рассматривался как способ общения с "мировой душой". В середине прошлого столетия в развитии глубинной психологии наступил кризис. Идеи магнетизма с мировой душой и иррациональными силами трансформировались в понятие "гипноз" (термин был введен английским врачом Дж. Брэдом).Новое развитие глубинная психология получила в концепции 3. Фрейда. В концепции 3. Фрейда ведущая роль в поведении человека также была отведена иррациональной силе. Произвольно, без убедительных научных доказательств психическая сфера человека была подразделена на ряд уровней: подсознательное "Я" и "сверх-Я" или "Оно", "эго", "супер-эго". Подсознательное является резервуаром иррациональных сил, управляющих человеком. Первоначально 3. Фрейд ассоциировал эти силы с желаниями и прежде всего сексуальными. Им было введено понятие "комплекс" -- внутриличностный конфликт между желанием личности (подсознательное) и невозможностью его реализации, так как это противоречит морально-этическим принципам, утвердившимся в обществе. Примером этого являетсяэдипов комплекс(согласно мифологии, царь Эдип убил своего отца и женился на своей матери) -- стремление, особая привязанность детей к родителям противоположного пола и усматривание в другом родителе своего соперника.Неосознанные желания могут проникать в сознание лишь в маскированном виде -- особых сновидений и ассоциациях. Позже к этим неосознаваемым влечениям, желаниям 3. Фрейдом были добавлены стремления к агрессии и смерти. Все психические и многие соматические заболевания 3. Фрейд и его последователи стали связывать с наличием у человека комплексов и слабости "эго". В качестве средства для лечения этих расстройств был предложен психоанализ -- выявление этих комплексов и отреагирование больным с помощью психоаналитика. Результаты специальных исследований показали, что психоаналитическая терапия не имеет никаких преимуществ перед другими психотерапевтическими методами лечения. С позиций концепций Фрейда стали объяснять социальные, культурные и религиозные стороны в жизни общества, причем между адекватными психологическими и патопсихологическими проявлениями его последователи не видели существенного различия, так как в основе одного и другого состояния, по их представлениям, лежат одни и те же механизмы: конфликты, подсознательные силы, взаимодействующие с остальными структурами личности.Интересно, что высказывания греческого философа-идеалиста Платона о душе перекликаются со схемой 3. Фрейда о психических сферах человека. Согласно учению Платона, душа человека подразделяется на три части. Эти части имеют поразительное сходство с такими психическими сферами (по Фрейду), как ИД (подсознательное), "эго" и "супер-эго". Однако Платон в отличие от Фрейда подчеркивал преобладание у человека рационального над иррациональным. Это еще раз свидетельствует об идеалистической направленности концепции 3. Фрейда.Концепция 3. Фрейда не получила широкого признания на его родине. Господствующее положение там занимала клиническая психиатрия с нозологическими принципами Э. Крепелина. Широкое распространение концепция 3. Фрейда получила в США, куда он выезжал для чтения лекций. Американцам импонировала концепция 3. Фрейда, проповедующая культ господства и доминирование влечений в поведении человека, так как это было созвучно идеям американского общества. Кроме того, концепция 3. Фрейда и психоанализ обеспечивали частнопрактикующим врачам большие доходы, так как лечение психоанализом индивидуальное и требует длительного времени -- месяцы и даже годы. психиатрия научный клинический

Стремление объяснить психические расстройства за счет особых функциональных состояний головного мозга можно найти в трудах философов и врачей глубокой древности. Однако специальные описания состояния нервной системы для нормальной психической деятельности и психических расстройств, а также рекомендации для их лечения впервые встречаются в трудах Галена. В иерархии различных органов человека ведущую роль он отводил нервной системе. Такие заболевания, как мания и сумасшествие, он объяснял необычным возбуждением мозга и соответственно этому предлагал лечебные рекомендации.Определенный интерес для психиатрии представили работы английского нейрофизиолога Дж. Джексона. Он развивал концепцию об особенностях структурно-функциональных отношений в ЦНС. Дж. Джексон отмечал, что развитие ЦНС характеризуется усложнением структуры и функций и контролем более высоких новых организованных структур над более старыми мозговыми структурами. При поражении ЦНС прежде всего страдают наиболее высокоорганизованные, молодые структуры и высвобождаются из-под их контроля более старые структуры. В одной из своих работ "О факторах помешательства" он описал глубину диссоциации высших мозговых центров в соответствии со степенью психических расстройств. Он выделил позитивные и негативные симптомы помешательства. Негативными он считал симптомы, указывающие на распад структуры и выпадение той или иной ее функции, позитивными -- активность сохранившихся нейрофункциональных уровней. Сюда были отнесены иллюзии, бред, нарушения поведения и некоторые эмоциональные состояния. Дж. Джексон употреблял как синонимы понятия диссолюции и автоматизации функций. В связи с этим он отмечал, что при помешательстве всегда имеется усиление субъективности сознания. Вместе с тем, согласно концепции Дж. Джексона, физические и психические процессы протекают параллельно и остаются полностью изолированными друг от друга. В философско-методологическом плане он занимал откровенно дуалистическую позицию. Его идея о негативных и позитивных или продуктивных психических расстройствах, а также уровнях поражения психики нашла применение и развитие в клинической психиатрии.Важнейшим этапом в развитии нейрофизиологии явилось учение о рефлексах, которое полностью является заслугой отечественной и советской физиологии. Гениальные мысли И. М. Сеченова о рефлексах были претворены И. П. Павловым в стройное, полностью экспериментально обоснованное учение об условных рефлексах головного мозга. Многочисленными исследованиями И. П. Павлова и его учеников было показано, что механизм условного рефлекса лежит в основе ряда функциональных проявлений организма животных и сложных форм их поведения. Особенно важно то, что И. П. Павловым и его учениками не только были продемонстрированы пути применения условнорефлекторных моделей, полученных в экспериментах на животных, для объяснения некоторых особенностей деятельности организма и поведения человека, но и было выдвинуто положение о второй сигнальной системе -- специфичной форме деятельности человека. Учение И. П. Павлова в 50-х годах получило широкое распространение в советской психиатрии. В некоторых случаях имело место упрощенное толкование с позиций учения И. П. Павлова сложных психопатологических проявлений. В целом учение И. П. Павлова, многие его положения, получившие развитие в работах его учеников, оказали огромное научно-методическое и практическое влияние на психиатрию. Интенсифицировались исследования по изучению этиологии и патогенеза многих психических заболеваний с методологических позиций, обеспечивающих наибольшую результативность. Использование данных экспериментальных исследований по условнорефлекторной деятельности в психиатрии много дало для понимания ряда психопатологических проявлений у больных, оцениваемых ранее сугубо психологически.Некоторые положения учения И. П. Павлова способствовали формированию особого подхода в терапиипсихически больных-- щадящего режима, охранительной терапии, особенно на ранних этапах развития болезни. Была разработана и активно внедрялась методика сонной терапии и, в частности, электросна, предложенная В. А. Гиляровским и М. Н. Ливенцевым. Учение И. П. Павлова послужило также стимулом к появлению бихевиоральной концепции в зарубежной психиатрии, ориентирующей на изучение стимулов и характера ответных реакций без учета особенностей нейрофизиологических механизмов, определяющих эти реакции. Эта концепция по своей природе эклектична. Для объяснения патогенеза ряда психопатологических проявлений представители этого направления применяют как механизмы формированияусловных рефлексов, так и принципы психодинамической концепции, рассматривая неврозы и некоторые другие проявления психических нарушений как результат закрепившихся в детстве патологических связей (неправильное обучение). Ими также предложен специальный вид лечения таких состояний -- бихевиоральная терапия, направленная наразрывэтих патологических, условнорефлекторных связей.

Подобные документы

История развития психиатрии в древности, ХIV-XV вв. Особенности и направления данного процесса в ХVI-XIX веках, а также оценка достижений науки на современном этапе. Выдающиеся представители психиатрии, оценка их значения и вклада в мировую науку.

Клиническое (феноменологическое, дискриптивное) направление психиатрии имеет свои истоки в глубокой древности. В частности, описание помешательства можно встретить в "Илиаде" и "Одиссее" Гомера, эпосах "Махабхарата", "Младшая Эдда" и "Калевала". Их можно найти также в священных текстах Библии, Корана и Талмуда. Метафизический опыт человека связан с религиозными практиками, случайным и направленным использованием психоактивных веществ, а также опытом переживания утрат, греха, боли, умирания. Он позволил почти 4000 лет назад установить границы души и тела, определить степень конечности существования и динамику душевных состояний. Теории структуры души различаются в иудаистской, буддистской, христианской, мусульманской и других религиозных традициях. Однако все они подчеркивают неотделимость психических явлений от окружающего мира, а также разделяют индивидуальный и коллективный духовный опыт.

Подробное описание психических расстройств, особенно эпилепсии и истерии, принадлежит Гиппократу (460-370 до н.э.), который придал некоторым мифологическим образам свойства, характерные для психических расстройств, — например, он описал манию, меланхолию. Им же выделено четыре основных темперамента, связанных с преобладанием одной из четырех жидкостей — крови, флегмы, черной или желтой желчи. Гиппократом показана зависимость психических расстройств от соотношения "жидкостей", в частности, меланхолию он связывал с черной желчью, он также утверждал, что истерия связана с блужданием матки. Это воззрение сохранялось вплоть до XIX века. Им описана типология эпилепсии и предложено диетическое лечение этого заболевания. Платон (427-347 до н.э.) выделял два типа безумия — одно, связанное с воздействием богов, другое — связанное с нарушением рациональной души. В платонической и неоплатонической традициях была введена классификация негативных и позитивных душ человека. Аристотель (384-322 до н.э.) описал основные эмоции, включающие страх, тревогу, и выделил понятие сверхсильной эмоции — аффекта. Гален из Пергама, живший в римский период, считал, что депрессия обусловлена избытком черной желчи. Св. Августин (354-430 н.э.) в своих посланиях из Северной Африки впервые ввел метод внутреннего психологического наблюдения переживаний (интроспекция). Описание переживания, по Св. Августину, позволяет понять его окружающим, разделить, сопереживать.

Его описания по праву можно считать первыми психологическими трактатами. Авиценна (980-1037 н.э.) в "Каноне врачебной науки" описывает две причины психических расстройств: глупость и любовь. Он также впервые описал состояние одержимости, связанное с превращением человека в животных и птиц и подражанием их поведению. А также описал особое поведение врача при беседе с психически больным пациентом.

В средневековой Европе состояния одержимости были описаны в многочисленных трактатах схоластов. Классификация расстройств носила демонологический характер в зависимости от стилистики поведения психически больного. Тем не менее период средневековья позволил подойти к классификации духовных феноменов. Парацельс (1493-1547) отрицал связь психозов с наследственностью, считая, что существует связь между минералом, звездой, болезнью и характером, он предложил лечение психических расстройств химическими препаратами. В эпоху Возрождения появились описания типологии эмоций при психических расстройствах, в частности, Леонардо да Винчи и Микеланджело принадлежат серии рисунков, иллюстрирующих изменение мимики и поведения при психических и физических страданиях. Уже Т. Bright (1551-1615) считал, что депрессия может быть вызвана психологическими факторами и страдание прямо связано с расстройством психики.

Интерес к классификациям в психиатрии и медицине шел параллельно со стремлением к дескриптивному подходу естественной истории, вершиной которого была классификация Карла Линнея. Родоначальником американской психиатрии является В. Rush (1745- 1813), один из авторов "Декларации Независимости", который в 1812 году опубликовал первый учебник психиатрии. Т. Sutton в 1813 году описал алкогольный делирий, A R. Gooch в 1829 году — послеродовые психозы. В 1882 году A. Beuel выделил прогрессивный паралич, который был первым самостоятельным психическим заболеванием, имеющим определенную этиологию и патогенез, то есть соответствующим принципу нозологии в медицине. R. Krafft-Ebing (1840-1902) описал гомосексуализм и аномалии сексуального поведения. С.С. Корсаков в 1890 году выделил психоз при хроническом алкоголизме, сопровождавшийся полиневритом с расстройствами памяти.

В конце XIX — начале XX века Е. Kraepelin в классификации психических расстройств выделяет олигофрению, раннее слабоумие, которое в 1911 году Е. Bleuler названо шизофренией. Он также впервые описывает маниакально-депрессивный психоз и парафрению. В начале XX века Е. Kraepelin заинтересовался этническими оттенками психозов, характерные для представителей различных народов. В дальнейшем его работы становятся предпосылкой этнической психиатрии.

В 1893 году была введена первая Международная статистическая классификация причин смерти МКБ (ICD) 1, последовательно в 1910, 1920, 1929 годах были введены МКБ 2-4, в 1938 — МКБ 5, в 1948, 1955 — МКБ 6-7. К началу XX века до 70-х годов можно было выделить три основные школы клинической феноменологии, хотя существовали оттенки различных школ психопатологии. Немецкая школа характеризовалась акцентом на нозологические единицы, которые включали синдромы и симптомы. Этой же точки зрения придерживались русские, а затем и советские психиатры. Французская школа, опиралась преимущественно на уровень симптомов и синдромов. Американская школа основное внимание уделяла реакциям, в том числе реакциям адаптации.

В 1952 году в США была введена оригинальная национальная классификация Diagnostic System Manual Mental Disorders (DSM I), которая отличалась от европейских классификаций тем, что наряду с осью клинических признаков выделялась ось социального функционирования и реакции на стресс. В 1968 году введена DSM II, в 1987 — DSM IIIR, в 1993 — DSM IV, в 2000 — DSM IVR.

В 1965, 1975 годах соответственно в Европе были введены МКБ (ICD) 8 и 9, а в 1989 — МКБ 10, ввод в практику которой государствами — членами ВОЗ произошел в 1994 году. В Украине переход на МКБ 10 произошел с 1999 года. Тем не менее наряду со стремлением к созданию единых между Европой и США клинических воззрений и намерениями объединить ICD и DSM, существуют противоположные попытки противопоставить единой системе классификации национальные школы.

Биологическое направление психиатрии основано на исследованиях связи между физиологией и биохимией мозга, генетикой с основными психическими расстройствами. G. Moreu de Tour в 1845 году описал на себе экспериментальный психоз с применением гашиша. G.T. Fechner в 1860 году обнаружил связь между интенсивностью стимула и сенсорной реакцией, которая легла в основу изучения восприятия в норме и патологии. В. Morel в конце XIX века причиной помешательства считал наследственную дегенерацию, которая усиливается от поколения к поколению от степени аномалии личности к психозу и слабоумию. Ch. Lombroso в это же время описал связь между гениальностью и помешательством, предполагая, что это звенья одной цепи. Ch. Darwin утверждал, что поведение, в частности выражения эмоций у психически больных и особенно лиц с умственной отсталостью (микроцефалов), являются одним из доказательств происхождения человека. Дегеротипы пациентов ему предоставил H. Maudsley. Этой же точки зрения придерживался нейроморфолог К. Vogt. W.R. White (1870-1937) показал, что при описании психоза необходимо интегрировать неврологические, психиатрические и психоаналитические концепции. Е. Kretschmer в 1924 году в работе "Строение тела и характер" устанавливает связь астенической конституции и шизофрении, а также пикнической конституции и маниакально-депрессивного психоза. В 1917 году J.W. Wager-Jauregg получил Нобелевскую премию за применение моляротерапии прогрессивного паралича. Это первая и единственная за всю историю науки премия, полученная за работы в области терапии психических заболеваний. В начале XX века И.П. Павлов в серии работ экскурса физиологии в психиатрию выявил связь между условными рефлексами и формированием патологического мышления. Им разработана оригинальная психофизиологическая классификация типов личности и первая физиологическая теория психодинамики. В результате развития его идей G. В. Watson создал бихевиоральное направление, а в дальнейшем бихевиоральную терапию психических расстройств. F. Kallman (1938) создал первую системную генетическую теорию развития шизофрении на основании изучения сходства болезни у близнецов и близких родственников. G. Delay и P. Deniker в 1952 году в результате развития идей искусственной гибернации синтезировали первый нейролептик хлорпромазин, с которого началась психофармакологическая эра в психиатрии. В 1981 году R. Sperry получил Нобелевскую премию за серию работ 60-80-х годов XX века, которые, в том числе, показали значение межполушарных взаимодействий в развитии психических расстройств. G. Bowlby (1907-1990) открывает зависимость психических расстройств у детей от факторов сепарации и депривации материнской любви. В дальнейшем его работы легли в основу описания нормы и феноменологии любви. Е. Kandel в 80-х годах создает синтетическую теорию связи между психиатрией и нейробиологией, изучая простые модели воздействия процесса обучения на изменение нейрональной архитектоники. N. Tinbergen [N. Tinbergen получил Нобелевскую премию совместно с М. von Frish и К. Lorenz.], один из основоположников этологии, в своей Нобелевской речи в 1973 году приводит первые данные о связи биологии поведения (этологии) с системой доминантности и территориальности. В качестве одной из моделей он берет детский аутизм. В 1977 году N.Mc. Guire вводит теоретическую модель этологической психиатрии.

История психоаналитического направления связана с именем S. Freud (1856-1939), который ввел психоаналитический метод лечения психических расстройств, а также обосновал значение структуры сознания и детской сексуальности для диагностики и терапии неврозов. P. Janet создает концепцию психастении, а также психологической диссоциации, которую применил для объяснения обсессивно-компульсивного и диссоциативного расстройств. A. Adler (1870- 1937) в своих теориях ("жизненного стиля", "комплекса неполноценности" и "мужского протеста") описывает индивидуально-психологические причины развития психических расстройств. C. Horney психоаналитически обосновывает развитие неврозов как результат социального окружения. М. Klein и A. Freud в 30-х годах создают систему психоанализа детского возраста. Е. Erikson описывает жизненные циклы как кризисы идентичности и вводит их в практику психоанализа и психотерапии. Н. Sullivan (1892-1949) создает интерперсональную теорию, согласно которой реализация бессознательных структур возникает в результате межперсональной коммуникации. С.G. Jung (1975-1961) основывает школу глубинной психологии, при описании психологических типов (интроверт, экстраверт) он интерпретирует аномалии личности и неврозы. Психоз им объясняется как результат нарушения индивидуации и искажение осознания архетипа. J. Lacan (1901-1981) вводит в психоанализ изучение структуры языка и метафор, указывая на то, что язык является моделью сознания и его искажения могут быть интерпретированы аналитическим методом.

Социальная психиатрия описывает системы отношения общества к психически больным, реабилитацию и эпидемиологию психических расстройств. Отношение к психическим расстройствам зависит от типа культуры. В архаической культуре аномальное поведение вызывало страх, священный трепет, отторжение или дискриминацию. В ряде культур лица с аномальным поведением становились шаманами, и сами производили ритуальные воздействия на других больных. Первым социальным обрядом воздействия на соматические и психические расстройства является trance-dance бушменов Калахари, в котором воздействие на аномальное поведение осуществлялось ритмическим пением и танцами. В Индии и юго-восточной Азии, а также в странах Африки всегда была высокая толерантность к аномальному поведению, в то время как в Европе в период средневековья принимались жесткие дисциплинирующие меры по отношению к психически больным. В частности, группы больных помещались на "корабли дураков", которые сплавлялись по рекам Европы. Пациенты подвергались пыткам инквизиции и сжигались на кострах, а первые психиатрические клиники напоминали тюрьмы, в которых больные содержались в кандалах. P. Pinel (1745-1826) первым указал на необходимость распространения принципов гуманизма на содержание и лечение психически больных. G. Conolly (1794-1866) ввел в психиатрию "принцип нестеснения" (nonrestrain).

В нацистской Германии в значительной мере под влиянием неверно интерпретированных генетических исследований психически больные подвергались систематическому уничтожению. А с середины XX века психиатрия стала применяться в политических целях для контроля инакомыслия. Реакцией на использование психиатрии как аппарата насилия государства над личностью стали работы Н.G. Marcuse и F. Szasz, которые создали антипсихиатрическое направление. Антипсихиатры считали, что психиатрический диагноз является формой дискриминации свободы личности. Они призывали к открытию дверей психиатрических больниц для активизации революционного процесса. Под влиянием антипсихиатрии в большинстве стран мира были введены демократические законы о психиатрии.

Психиатрическая школа СССР того времени ближе всего стояла к немецкой школе психопатологии и была представлена двумя основными группами исследователей: московская группа занималась большими психозами, как эндогенными, так и экзогенными. Ленинградская школа — пограничными психическими расстройствами. Основоположником московской школы можно считать М.О. Гуревича, к которой относились также В.П. Осипов и В.А. Гиляровский, а ленинградской — В.М. Бехтерев. В результате "Павловской сессии" 1952 года произошло разрушение указанных школ по политическим мотивам в связи с обвинением в "космополитизме". В результате в последующем новая московская школа оказалась тесно связана с политической системой, а в дальнейшем — с дискриминацией инакомыслящих.

Тем не менее отечественная психиатрия имеет свое оригинальное содержание и историю, в целом наполненную гуманистическим содержанием. Первое руководство по психиатрии и использование термина "психиатрия", предложенного немецким врачом Johann Reil (1803), в России опубликовал П.А. Бухановский в 1834 году. Оно называлось "Душевные болезни, изложенные сообразно началам настоящего учения психиатрии в общем, частном и практическом изложении". Вероятно именно П.А. Бухановский (1801-1844) был также родоначальником нозологического направления. Кроме того, он первым в России начал преподавание психиатрии в Харьковском университете с 1834 по 1844 годы на кафедре хирургии и душевных болезней. В дальнейшем руководства по психиатрии в России были опубликованы П.П. Малиновским (1843). Позже, в 1867 году И.М. Балинским создана отдельная кафедра психиатрии Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга, а в 1887 году А.Я. Кожевниковым — клиника психиатрии при МГУ. В 1887 году С.С. Корсаков описал алкогольный психоз с полиневритом (корсаковский психоз), который стал одной из первых нозологических единиц в психиатрии. В 20- 30-х годах XX века П.Б. Ганнушкин систематизирует динамику психопатий, а В.М. Бехтерев вводит понятие психофизики массовых психических явлений. Эти данные предвосхитил в своей диссертации "Физические факторы исторического процесса" (1917) А.Л. Чижевский при описании психических эпидемий на протяжении 2000 лет. Значительным явлением был выпуск в 1923 году учебника В.П. Осипова и нейрогенетические исследования 30-40-х годов С.Н. Давиденкова. Клинические и аналитические исследования расстройств мышления Е.А. Шевалева в 20-30-х годах превосходили лучшие образцы мировой науки того времени. Работы Л.С. Выготского и А.Р. Лурия, а в дальнейшем В.В. Зейгарник и Е.Ю. Артемьевой позволили создать оригинальную отечественную патопсихологию, которая значительно повлияла на диагностический процесс в психиатрии. В период второй мировой войны исследования М.О. Гуревича и А.С. Шмарьяна уточнили связь органических поражений и психопатологических расстройств и создали "мозговую" психиатрию, основанную на функциональной и органической морфологии. В клинике Корсакова и психиатрической клинике Казанского университета в конце 40-х — начале 50-х годов были проведены одни из первых психохирургических операций при шизофрении, в которых принимал участие А.Н. Корнетов. Основоположниками отечественной детской психиатрии считаются Г.Е. Сухарева и В.В. Ковалев, сексопатологии — А.М. Свядощ и Г.С. Васильченко, а психотерапии — Б.Д. Карвасарский.

Рассмотрение этапов развития психиатрии и её основных научных направлений. Определение природы психических заболеваний (идеалистическая и материалистическая концепции). Клинические, психологические и биологические направления в научной психиатрии.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.11.2011
Размер файла 22,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

НУО КАЗАХСТАНСКО-РОССИСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра: психиатрии и наркологии с курсами неврологии, общей и медицинской психологии и педагогики

Реферат

На тему: Основные этапы развития и ведущие направления в психиатрии

Выполнила: Сатмагамбетова А.

Проверила: Якубова С.Ю.

Алматы

Развитие основных направлений в психиатрии

На протяжении всей многовековой истории развития психиатрии можно проследить борьбу представителей двух направлений в определении природы психических заболеваний: материалистического и идеалистического. Представители материалистического направления психические расстройства связывали с материальными изменениями в организме, головном мозге; представители идеалистического направления в попытках объяснить природу психической патологии исходили из положения о независимости или параллелизме психических и материальных (соматических) процессов. Для построения тех или иных конкретных гипотез привлекались распространенные в те или иные времена философские идеи, а также научные данные и наблюдения. В древние и средние века объяснение сущности психических заболеваний было или материалистическим (на раннем этапе психиатрии механистическое), или явно идеалистическим. Однако попытки материалистического толкования психических нарушений без учета диалектико-материалистического понимания, соотношения идеального и материального всегда оставляли повод и предпосылки для развития различных идеалистических концепций в психиатрии. Примером этого может служить школа соматиков, возникшая в середине прошлого столетия. В полемике со своими противниками -- школой психиков, объяснявшей психические болезни действием нечистой силы, они заявляли, что упсихически больных нарушены соматические системы. Поэтому "душа" не может правильно себя выражать в связи с расстройством соматики -- инструмента. А сама по себе душа не подвержена болезни.По мере общенаучного прогресса в психиатрии формировались отдельные направления, школы, использовавшие для своих теоретических позиций клинические наблюдения, результаты специальных научных исследований как в области психиатрии, так и других дисциплин. Однако и в рамках отдельных направлений вопрос о соотношении психического и соматического оставался центральным философско-методологическим вопросом, и в зависимости от того, как он решался, школы и направления в психиатрии делились на материалистические и идеалистические.

Клиническое направление

Наиболее представительным направлением в психиатрии является клиническое, так как психиатрия является клинической дисциплиной. Начало клинического направления в психиатрии следует связывать с реформой (1793) французского психиатра Ф. Пинеля, который, по образному выражению отечественного психиатра Н. Н. Баженова, ввел сумасшедшего в ранг больного.На основе клинических наблюдений строились гипотезы о природе психических расстройств, предлагались их систематики. Многие из этих гипотез-систематик имели ограниченное значение, и лишь отдельные из них оказывали заметное влияние на развитие психиатрии. Среди них концепция единого психоза (без выделения отдельных болезней), концепция вырождения -- дегенерации, согласно которой психические болезни, возникая под действием наследственных и внешних факторов, имеют особые стадии развития. В первых поколениях наследственное предрасположение и неблагоприятные факторы вызывают, по его мнению, лишь легкие психические расстройства и нарушения поведения, в последующих поколениях психические расстройства углубляются и завершаются слабоумием, параличами.Ж. Эскиролем была высказана идея о предрасполагающих и реализующих факторах в развитии психических заболеваний. Эта идея нашла отражение в трудах многих других психиатров и в известном отношении также созвучна современному понятию о факторах риска заболеваний. Предпринимались попытки выделения психических заболеваний по принципу соматических болезней. Французским психиатром Байлем в 1822 г. был выделенпрогрессивный паралич. Это явилось важным событием в психиатрии, подтвердившим ее родство с другими медицинскими специальностями. Следующим важным событием в клинической психиатрии было выделение С. С. Корсаковым полиневритического алкогольного психоза, названного позже корсаковским психозом.Описание нового заболевания с учетом этиологического фактора и особенностей клиники подтвердило методологическую общность психиатрии с другими медицинскими специальностями и перспективность клинического направления. Основываясь на особенностях клиники и исхода психических заболеваний, Э. Крепелин создал их систематику. Вместе с тем среди психиатров клинического направления были различия в понимании сущности психических заболеваний. У психиатров западных стран преобладали идеалистический и дуалистический подходы. Так, один из выдающихся немецких психиатров второй половины прошлого столетия В. Гризингер считал вопрос о превращении механических, электрических процессов в психические неразрешимым. Среди русских психиатров второй половины прошлого столетия получили распространение материалистические взгляды на природу психических расстройств. П. П. Малиновский в книге "Помешательство как оно является врачу в практике" (1843) писал, что психические расстройства возникают в результате прямого или опосредованного поражения мозга. Специально проводилось изучение соматического состоянияпсихически больных. И. П. Мержеевским была опубликована книга "Соматические исследования неистовых больных". Получили мировую известность и психопатологические исследования о псевдогаллюцинациях В. X. Кандинского. Наиболее полно попытки материалистического объяснения природы психических расстройств представлены в трудах С. С. Корсакова -- основоположника Московской школы психиатров. Он подчеркивал, что нервный механизм, составляющий субстрат психической деятельности, действует по типу сложного рефлекторного акта. С. С. Корсаков особое внимание уделял изучению течения заболевания. Им были выделены как отдельные периоды, так и формы течения психических болезней. С его именем связано создание динамической психиатрии, или психиатрии течения.Важным в теоретическом и практическом отношении этапом развития клинической психиатрии явилось создание нозологической классификации психических расстройств, предложенной немецким психиатром Э. Крепелином в период его работы в Юрьевском (Тартуском) университете. Он выделил первоначально как самостоятельное заболевание dementia praecox (раннееслабоумие), названное позже (Э. Блейлер)шизофренией. Э. Крепелин дал описание и других заболеваний. Одним из существенных принципов систематики Э. Крепелина было выделение исхода заболевания. Эта идея нашла отражение в названии такого распространенного заболевания, как dementia ргаесох, где делается акцент на неблагоприятный исход этой болезни. При систематике психических болезней С. С. Корсаков особое внимание уделял описанию начальных проявлений болезни, стадийности ее развития.Введение нозологического принципа в психиатрию утверждало ее как медицинскую специальность. Вместе с тем не везде нозологическая классификация психических расстройств получила признание. Так, в США А. Мейер активно выступал против нозологического принципа в психиатрии, так как полагал, что психические расстройства -- это по сути проявление реакции личности на те или иные факторы. Эти реакции определяются индивидуально, психобиологическими особенностями личности и характером вредностей (психические, соматические, инфекционно-токсические и т. д.). Это направление получило название психобиологического. В последующем психобиологическое направление трансформировалось в психодинамическую психиатрию, имеющую методологическую общность сфрейдизмом. В отдельных странах нозологическая систематика Крепелина была принята частично; в классификациях психических заболеваний были представлены традиционные синдромологические определения некоторых психических расстройств. Например, во Франции -- хронические бредовые психозы, галлюцинозы и т. д., в Скандинавских странах -- реактивные, конституциональные психозы.

Психологическое направление

С момента появления научной психологии возникали различные психологические школы с идеалистической и материалистической ориентацией. Психиатрия и психология являются близкими специальностями, хотя решают разные научно-практические задачи. Многие методики, разработанные представителями различных психологических школ, нашли применение в обследованиипсихически больных, а теоретические концепции -- для объяснения отдельных психопатологических проявлений.Однако психологические концепции, как правило, не являются единственной теоретической основой тех или иных психиатрических школ. Это и понятно, так как психология и психиатрия имеют дело с качественно разными состояниями -- проявлениями психики.Исключением является концепция глубинной психологии, ставшая теоретическо-методологической основой психодинамической психиатрии. Возникновение глубинной психологии связано с именем французского психиатра Месмера. В начале прошлого века широко были распространены идеалистические концепции Шелинга, Ницше, других философов о существовании "мировой души", о том, что людьми управляют иррациональные силы."Магнетическийсомнамбулизм" (особое состояние, вызываемое с помощью гипноза) рассматривался как способ общения с "мировой душой". В середине прошлого столетия в развитии глубинной психологии наступил кризис. Идеи магнетизма с мировой душой и иррациональными силами трансформировались в понятие "гипноз" (термин был введен английским врачом Дж. Брэдом).Новое развитие глубинная психология получила в концепции 3. Фрейда. В концепции 3. Фрейда ведущая роль в поведении человека также была отведена иррациональной силе. Произвольно, без убедительных научных доказательств психическая сфера человека была подразделена на ряд уровней: подсознательное "Я" и "сверх-Я" или "Оно", "эго", "супер-эго". Подсознательное является резервуаром иррациональных сил, управляющих человеком. Первоначально 3. Фрейд ассоциировал эти силы с желаниями и прежде всего сексуальными. Им было введено понятие "комплекс" -- внутриличностный конфликт между желанием личности (подсознательное) и невозможностью его реализации, так как это противоречит морально-этическим принципам, утвердившимся в обществе. Примером этого являетсяэдипов комплекс(согласно мифологии, царь Эдип убил своего отца и женился на своей матери) -- стремление, особая привязанность детей к родителям противоположного пола и усматривание в другом родителе своего соперника.Неосознанные желания могут проникать в сознание лишь в маскированном виде -- особых сновидений и ассоциациях. Позже к этим неосознаваемым влечениям, желаниям 3. Фрейдом были добавлены стремления к агрессии и смерти. Все психические и многие соматические заболевания 3. Фрейд и его последователи стали связывать с наличием у человека комплексов и слабости "эго". В качестве средства для лечения этих расстройств был предложен психоанализ -- выявление этих комплексов и отреагирование больным с помощью психоаналитика. Результаты специальных исследований показали, что психоаналитическая терапия не имеет никаких преимуществ перед другими психотерапевтическими методами лечения. С позиций концепций Фрейда стали объяснять социальные, культурные и религиозные стороны в жизни общества, причем между адекватными психологическими и патопсихологическими проявлениями его последователи не видели существенного различия, так как в основе одного и другого состояния, по их представлениям, лежат одни и те же механизмы: конфликты, подсознательные силы, взаимодействующие с остальными структурами личности.Интересно, что высказывания греческого философа-идеалиста Платона о душе перекликаются со схемой 3. Фрейда о психических сферах человека. Согласно учению Платона, душа человека подразделяется на три части. Эти части имеют поразительное сходство с такими психическими сферами (по Фрейду), как ИД (подсознательное), "эго" и "супер-эго". Однако Платон в отличие от Фрейда подчеркивал преобладание у человека рационального над иррациональным. Это еще раз свидетельствует об идеалистической направленности концепции 3. Фрейда.Концепция 3. Фрейда не получила широкого признания на его родине. Господствующее положение там занимала клиническая психиатрия с нозологическими принципами Э. Крепелина. Широкое распространение концепция 3. Фрейда получила в США, куда он выезжал для чтения лекций. Американцам импонировала концепция 3. Фрейда, проповедующая культ господства и доминирование влечений в поведении человека, так как это было созвучно идеям американского общества. Кроме того, концепция 3. Фрейда и психоанализ обеспечивали частнопрактикующим врачам большие доходы, так как лечение психоанализом индивидуальное и требует длительного времени -- месяцы и даже годы. психиатрия научный клинический

Стремление объяснить психические расстройства за счет особых функциональных состояний головного мозга можно найти в трудах философов и врачей глубокой древности. Однако специальные описания состояния нервной системы для нормальной психической деятельности и психических расстройств, а также рекомендации для их лечения впервые встречаются в трудах Галена. В иерархии различных органов человека ведущую роль он отводил нервной системе. Такие заболевания, как мания и сумасшествие, он объяснял необычным возбуждением мозга и соответственно этому предлагал лечебные рекомендации.Определенный интерес для психиатрии представили работы английского нейрофизиолога Дж. Джексона. Он развивал концепцию об особенностях структурно-функциональных отношений в ЦНС. Дж. Джексон отмечал, что развитие ЦНС характеризуется усложнением структуры и функций и контролем более высоких новых организованных структур над более старыми мозговыми структурами. При поражении ЦНС прежде всего страдают наиболее высокоорганизованные, молодые структуры и высвобождаются из-под их контроля более старые структуры. В одной из своих работ "О факторах помешательства" он описал глубину диссоциации высших мозговых центров в соответствии со степенью психических расстройств. Он выделил позитивные и негативные симптомы помешательства. Негативными он считал симптомы, указывающие на распад структуры и выпадение той или иной ее функции, позитивными -- активность сохранившихся нейрофункциональных уровней. Сюда были отнесены иллюзии, бред, нарушения поведения и некоторые эмоциональные состояния. Дж. Джексон употреблял как синонимы понятия диссолюции и автоматизации функций. В связи с этим он отмечал, что при помешательстве всегда имеется усиление субъективности сознания. Вместе с тем, согласно концепции Дж. Джексона, физические и психические процессы протекают параллельно и остаются полностью изолированными друг от друга. В философско-методологическом плане он занимал откровенно дуалистическую позицию. Его идея о негативных и позитивных или продуктивных психических расстройствах, а также уровнях поражения психики нашла применение и развитие в клинической психиатрии.Важнейшим этапом в развитии нейрофизиологии явилось учение о рефлексах, которое полностью является заслугой отечественной и советской физиологии. Гениальные мысли И. М. Сеченова о рефлексах были претворены И. П. Павловым в стройное, полностью экспериментально обоснованное учение об условных рефлексах головного мозга. Многочисленными исследованиями И. П. Павлова и его учеников было показано, что механизм условного рефлекса лежит в основе ряда функциональных проявлений организма животных и сложных форм их поведения. Особенно важно то, что И. П. Павловым и его учениками не только были продемонстрированы пути применения условнорефлекторных моделей, полученных в экспериментах на животных, для объяснения некоторых особенностей деятельности организма и поведения человека, но и было выдвинуто положение о второй сигнальной системе -- специфичной форме деятельности человека. Учение И. П. Павлова в 50-х годах получило широкое распространение в советской психиатрии. В некоторых случаях имело место упрощенное толкование с позиций учения И. П. Павлова сложных психопатологических проявлений. В целом учение И. П. Павлова, многие его положения, получившие развитие в работах его учеников, оказали огромное научно-методическое и практическое влияние на психиатрию. Интенсифицировались исследования по изучению этиологии и патогенеза многих психических заболеваний с методологических позиций, обеспечивающих наибольшую результативность. Использование данных экспериментальных исследований по условнорефлекторной деятельности в психиатрии много дало для понимания ряда психопатологических проявлений у больных, оцениваемых ранее сугубо психологически.Некоторые положения учения И. П. Павлова способствовали формированию особого подхода в терапиипсихически больных-- щадящего режима, охранительной терапии, особенно на ранних этапах развития болезни. Была разработана и активно внедрялась методика сонной терапии и, в частности, электросна, предложенная В. А. Гиляровским и М. Н. Ливенцевым. Учение И. П. Павлова послужило также стимулом к появлению бихевиоральной концепции в зарубежной психиатрии, ориентирующей на изучение стимулов и характера ответных реакций без учета особенностей нейрофизиологических механизмов, определяющих эти реакции. Эта концепция по своей природе эклектична. Для объяснения патогенеза ряда психопатологических проявлений представители этого направления применяют как механизмы формированияусловных рефлексов, так и принципы психодинамической концепции, рассматривая неврозы и некоторые другие проявления психических нарушений как результат закрепившихся в детстве патологических связей (неправильное обучение). Ими также предложен специальный вид лечения таких состояний -- бихевиоральная терапия, направленная наразрывэтих патологических, условнорефлекторных связей.

Подобные документы

История развития психиатрии в древности, ХIV-XV вв. Особенности и направления данного процесса в ХVI-XIX веках, а также оценка достижений науки на современном этапе. Выдающиеся представители психиатрии, оценка их значения и вклада в мировую науку.

Читайте также: