Научите себя думать эдварда де боно краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Информация
Информацию очень легко преподавать, а потом контролировать, как она усвоена учащимися. Неудивительно, что информации отводится столь важная роль в процессе обучения.
Мышление не заменяет информации, но информация может заменить мышление.
Большинство теологических учений приписывает Богу совершенное и полное знание обо всем – обладая таким знанием, думать не обязательно.
Пока же мы не обладаем абсолютной информацией, приходится думать, как извлечь максимальную пользу из имеющихся сведений. Получая с годами все больше информации от компьютеров и информационных технологий, люди по-прежнему вынуждены думать, чтобы ориентироваться в этом море данных.
Таким образом, одной лишь информации недостаточно – необходимо еще и мышление. К сожалению, здесь мы сталкиваемся со сложной дилеммой. Любая информация – это ценность. Каждый новый бит информации более ценен, чем предыдущий, – он обогащает уже накопленные знания. Требуется определенное мужество, чтобы сократить время, отведенное на преподнесение учащимся информации, и увеличить время обучения навыкам мышления, необходимым для оптимального использования той же информации.

Интеллект
1. Учащимся с высоким уровнем интеллектуальных способностей не нужна специальная подготовка – и без нее они станут прекрасными мыслителями.
Отождествление интеллекта и мышления привело к серьезным заблуждениям в сфере образования. Часто считают, что:
2. Учащимся с низким уровнем интеллекта ничего не поможет – они никогда не смогут мыслить на достаточном уровне.
Однако связь между интеллектом и мышлением такая же, как между машиной и ее водителем: можно неумело управлять мощной машиной, а можно великолепно вести скромный автомобиль. Мощность – это потенциал машины, так же как интеллект – это потенциал ума, но как поведет себя автомобиль, зависит от умения водителя.
У многих действительно умных людей часто вырабатывается собственный взгляд на определенные вещи, после чего их интеллект работает только для того, чтобы отстоять сложившуюся точку зрения. Обычно это им прекрасно удается, и у таких людей не возникает необходимости глубже разбираться в предмете или прислушиваться к альтернативным мнениям. Это и есть негативное мышление, ведущее в так называемую ловушку интеллекта.

Восприятие
Я бы сказал, что 85% мыслительных операций основано на восприятии. Многие издержки мышления – это издержки восприятия (ограниченности взглядов), а не результат слабой логики. Восприятие – это основа мудрости. Логика же важна для технических дисциплин и особенно для таких замкнутых систем, как математика.
Если мы предлагаем учащимся готовые ощущения и информацию, затем заставляем реагировать на них, естественно, мы обращаемся в основном к логике, так как уже имеются готовые предпосылки. Однако в реальной жизни людям приходится формировать собственное восприятие.
В мышлении важны и логика, и восприятие, как в автомобиле одинаково необходимы двигатель и колеса. Если бы пришлось выбирать что-то одно, я бы выбрал восприятие, потому что большая часть повседневных мыслительных операций связана именно с ним. С хорошим восприятием можно достигнуть многого, тогда как сочетание отличного логического мышления с бедным восприятием весьма опасно.

Плотники-мыслители
Мой любимый образец мыслителя – это плотник. Плотники делают вещи. Они работают последовательно, шаг за шагом. Плотники имеют дело с физической субстанцией – древесиной, и мы можем наглядно проследить процесс их деятельности.

Основные операции
Основных операций плотника не так уж много:
1. Разрезание.
2. Скрепление.
3. Формирование.
Разрезание означает отделение куска древесины необходимого размера. Оно соответствует таким мыслительным операциям, как выделение, анализ, постановка цели, направление внимания и т.д.
Под скреплением понимается соединение элементов при помощи клея, гвоздей или шурупов. Ему соответствуют следующие мыслительные операции: соединение, синтез, группировка, обработка и т.д.
Придавая форму своему изделию, плотник смотрит на него со стороны, сравнивая с первоначальным замыслом. В мышлении этому этапу соответствуют такие операции, как оценка, сравнение, проверка и соотнесение.
Таким образом, хотя основные операции плотника немногочисленны, с их помощью создаются сложнейшие объекты.

Как пользоваться шляпами
1. Самому. Вы можете выбрать шляпу нужного цвета и сообщить окружающим, какой тип мышления собираетесь применить.
– Надев черную шляпу, я хочу указать на неверные моменты данной идеи.
– Я собираюсь надеть красную шляпу, потому что у меня такое чувство, что тут есть какой-то подвох. Я не знаю, почему я так думаю. Это просто предчувствие.
– Мне хочется надеть желтую шляпу. Данная идея обладает следующими преимуществами.
Вы можете надевать шляпы различного цвета, работая над чем-то самостоятельно. Прорабатывая проблему, можно последовательно надевать несколько шляп.

2. При работе с другим человеком. Общаясь с человеком, вы можете попросить его надеть шляпу определенного цвета, снять ее или поменять на шляпу другого цвета. Таким образом, вы просите человека перейти к мышлению иного типа, не обижая его.
– Пожалуйста, наденьте черную шляпу. Не хотелось бы допустить здесь ошибку.
– Не думайте о том, что мы можем сделать в данной ситуации. Просто наденьте белую шляпу и скажите, какими фактами мы располагаем.
– Как насчет свежих идей? Давайте наденем зеленые шляпы и подумаем над этим.
3. При групповой работе. Лидер группы или кто-то из ее членов может попросить нескольких человек или всю группу надеть или снять шляпу определенного цвета. Здесь работа осуществляется по тому же принципу, что и при общении с другим человеком, с той лишь разницей, что в общение вовлечено большее количество людей.

РВФ: рассмотри все факторы
РВФ – один из приемов мыслительной программы CoRT, разработанной мною и широко применяющейся во всем мире.
РВФ – это прием направления внимания. Его цель – расширить восприятие.
Обучение приему РВФ заключается в том, чтобы научить пополнять список имеющихся факторов.
Что не было учтено?
Можно ли добавить еще один фактор к имеющемуся списку?
Что еще следует рассмотреть?
Безусловно, существуют важные и второстепенные факторы. Но основные усилия должны быть направлены на отыскание всех факторов. Очень часто мы начинаем размышлять, не применив предварительно прием РВФ.
Хотя РВФ и весьма простой прием, он может быть очень эффективным.

ПиР: последствия и результат
Если результатом ваших размышлений явилось какое-либо действие (решение, выбор, план), значит, оно будет проявлено в будущем. Вам следует обратить внимание на его последствия.
Сработает ли это?
Каковы будут выгоды?
Каковы будут недостатки и связанные с этим проблемы?
Каковы будут затраты?
Прием ПиР подразумевает как изучение, так и оценку. Это подобно ориентированию по карте. Увидев, что лежащая перед вами дорога плоха, вы выберете другую.

Акцент и цель
В мебельном салоне я решил купить новый обеденный стол. Мое внимание в основном сосредоточено на столе. Сначала я изучаю его ножки – достаточно ли он устойчив? Затем мой взгляд перемещается на поверхность – не останутся ли на ней следы от горячих предметов? Мое внимание привлекает царапина на лаке. Дело в том, что основная цель – это покупка обеденного стола. Однако в любой момент внимание может быть сосредоточено на каком-то менее значительном аспекте основной цели. Мое мышление акцентируется на царапине, и у размышлений об этом незначительном аспекте имеется своя цель (будет ли данная царапина бросаться в глаза?).
Недостаточно иметь представление только об основной цели размышления. Требуется время от времени применять синюю шляпу: на какой-то момент прерваться и как бы со стороны посмотреть, что происходит.

Думать – полезно!
Научить ваших детей думать – это, возможно, самое главное, что вы можете для них сделать. Когда они вырастут, то будут жить в сложном мире. Знаний, образования и профессиональных умений им будет недостаточно. Они должны будут обдумывать вопросы и принимать решения на деловом, профессиональном уровне и в личных отношениях. Это потребует от них больших умственных усилий. Лучше, если они0 овладеют конкретными приемами мышления, а не будут пытаться мыслить от случая к случаю.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

Данная книга молниеносно завоевала армию поклонников и смогла помочь миллионам людей научиться мыслить по-новому: правильно, эффективно и креативно.

Об Эдварде де Боно

Эдвард де Боно - автор книги

Эдвард де Боно – известный специалист по психологии и философии, человек, имеющий несколько докторских степеней по медицине. Работал в университетах Гарварда, Лондона, Кембриджа и Оксфорда.

Согласно мнению профессора физики Мюррэя Гелл-Манна, данная книга стала на десятилетия определяющей в тех областях математики, которые связаны с теорией хаоса, нелинейных и самоорганизующихся систем. Исследования де Боно послужили основой концепции и инструментов латерального мышления.

Книга состоит из нескольких вступительных глав, двадцати четырёх глав, раскрывающих основную тему, заключительной части и блока примечаний. Далее мы рассмотрим несколько базовых положений метода Эдварда де Боно.

Введение

Белая шляпа

Первая шляпа применяется для направления мышления на информацию, когда человека интересуют только цифры и факты. Здесь он задаётся вопросами на тему того, что ему уже известно, какие данные ему нужны ещё и как их собрать.

Красная шляпа

Вторая шляпа позволяет человеку высказать эмоции, интуитивные догадки и чувства по поводу интересующей проблемы без разъяснения того, почему дело обстоит именно так, кто является виновником и что нужно предпринимать.

Чёрная шляпа

Третья шляпа рассчитана на предоставление критических оценок и опасений. Её функцией является защита от необдуманных поступков и указание на возможные риски.

Жёлтая шляпа

Когда человек надевает четвёртую шляпу, он задумывается о преимуществах принимаемого решения, а также о перспективах и выгодах конкретных целей. Эта шляпа подразумевает переключение внимания к поиску достоинств предлагаемой идеи.

Зелёная шляпа

Под пятой шляпой человек начинает генерировать новые идеи, модифицировать существующие, искать альтернативы и исследовать возможности. Другими словами, здесь полностью задействуется креативность и творческое мышление

Синяя шляпа

Шестая шляпа отличается от остальных своим предназначением – она нужна не для работы над содержанием, а для того чтобы управлять всем процессом работы и реализации замысла. Обычно она используется в самом начале применения метода, чтобы определить предстоящие действия, а затем в конце, чтобы подвести итог и наметить новые цели.

Четыре типа использования шляп

Применение шести шляп эффективно, как уже и говорилось, в процессе любой умственной работы, в любых сферах и на самых разных стадиях. К примеру, в личной сфере метод может помочь написать письмо, спланировать дела, произвести оценку чего-либо, найти выход из сложной ситуации и прочее.

При групповом использовании методика может быть рассмотрена в качестве разновидности метода мозгового штурма. Кроме того, её можно использовать для разрешения конфликтов и, опять же, в планировании или оценке. Также можно применять как составляющую обучающей программы.

Четыре типа применения шести шляп:

  • Надеть шляпу
  • Снять шляпу
  • Сменить шляпу
  • Обозначить мышление

Правила метода

Процесс начинается с того, что все участники вместе надевают одну и ту же шляпу и оценивающе смотрят на ситуацию в порядке очереди, исходя из ракурса, который соответствует конкретной шляпе. Порядок, в котором будут надеваться шляпы, не имеет особого значения, однако следовать какой-то очерёдности всё-таки нужно.

Можно, к примеру, попробовать сделать так:

Как только проблема будет рассмотрена с каждого ракурса и будет собрано максимальное количество данных для последующего анализа, нужно надеть зелёную шляпу. Это позволит разглядеть новые особенности вне рамок уже имеющихся в наличии предложений. Важно усилить положительные моменты и ослабить отрицательные. Каждый из участников может выдвинуть своё собственное предложение.

Далее новые идеи подвергаются очередному анализу – снова надеваются чёрная и жёлтая шляпы. Но очень важно время от времени предоставлять участникам возможность разрядки (красная шляпа). Однако это должно происходить нечасто и ненадолго. Таким образом, примеряя все шесть шляп, используя разную последовательность, с течением времени у вас появится шанс найти самую оптимальную последовательность, которой вы и будете следовать далее.

В заключении группового параллельного мышления модератор должен подвести итоги и предоставить участникам результаты. Важно, чтобы он держал под контролем всю работу и не позволял участникам быть в нескольких шляпах одновременно – только так можно добиться того, чтобы идеи и мысли не запутывались.

В заключение

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Эта книга о мышлении. Ценности и чувства одина-
ково важны, но их недостаточно без мышления. Чувства не могут заменить мышление; мышление без
ценностей бесцельно. Эта книга рас-
считана на тех, кто заинтересован в дальнейшем раз-
витии навыков мышления, изложение простое и уделео больше внимания практическим аспектам.

Эта книга предназначена для тех, кому мышление
представляется чем-то ежедневным, практическим и
запутанным, кто хочет улучшить свое мышление, сде-
лав его проще и эффективнее.
Пять этапов мышления, описанных в этой книге, форми-
руют рамки практической операции мышления:
Этап К - Постановка цели. Куда мы направляемся?
Этап УЧ - Анализ ситуации. Что за ситуация? Что мы о ней знаем? Этот этап включает и восприятие.
Этап ПРО — это этап возможностей. Как нам сделать это? Какое принять решение?
Этап ТАК - выбор оптимального варианта, этап результата.
Этап ПО - воплощение идей в жизнь. Что вы собираетесь с этим делать? Какой шаг предпринять потом?


Для трейдера орудием производства является головной мозг. Каждый день приходится анализировать большое количество информации, которые нам дают графики. Потом ее необходимо структурировать и вывести некий алгоритм-план на текущий день, который будет давать четкое понимание при каких условиях будет открываться сделка. Без практики и соответствующих навыках делать это не просто и легко можно запутаться в различных “если”. Наш мозг это такая же мышца, которую можно тренировать. Уделяя такой тренировке не большое количество времени в течении дня, можно достигнуть потрясающих результатов.


Будет интересно тем, кому мышление представляется чем-то ежедневным, практическим и запутанным, кто хочет улучшить свое мышление, сделав его проще и эффективнее.

Не смотря на то, что интеллектуальные способности у людей разные, основные этапы мыслительного процесса у всех одинаковы (постановка цели, сбор информации и т. д). И если пропустить хоть один из этих этапов, или небрежно к нему отнестись, то результат размышлений будет не самым лучшим, даже если ваш IQ зашкаливает. В то же время, люди со скромными способностями при правильном направлении мыслей, способны принять мудрое решение. Мне понравилось сравнение, приведенное автором: интеллект — как автомобиль, а мышление — езда. Поэтому, плохой водитель, даже имея шикарную машину, далеко не уедет.

В книге подробно описан каждый этап мыслительного процесса, а также способы и упражнения для его совершенствования. Всё подкреплено красочными образами и примерами из жизни. Причем, можно выбрать именно тот способ, который вам больше всего подходит.

Книга оказалась для меня очень полезной. Я поставила перед собой ряд жизненных проблем и попыталась решить их рекомендуемыми способами. Процесс оказался захватывающим и интересным, а результаты порадовали. Поэтому принципы, изложенные в книге, можно взять на вооружение на долгие годы.

Из достоинств можно выделить: эффективно на практике, используются интеллект карты.

Недостатки: не для ленивых, нужно практиковаться,присутствует ненужная побочная информация в которой можно потерять основной смысл.

Читайте также: