Натуральная школа в русской литературе 19 века таблица

Обновлено: 02.07.2024

Условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 40-х гг. 19 в. Термин “Натуральная школа”, впервые употребленный Ф. В. Булгариным в пренебрежительной характеристике творчества молодых последователей Н. В. Гоголя (см. газету “Северная пчела” от 26 января 1846), был утвержден в литературно-критическом обиходе В. Г. Белинским, который полемически переосмыслил его значение: “натуральное”, т. е. безыскусственное, строго правдивое изображение действительности. Мысль о существовании литературной

“школы” Гоголя, выражавшей движение русской литературы к реализму, Белинский развил раньше (ст. “О русской повести и повестях г. Гоголя”, 1835, и др. ); развернутая характеристика Натуральной школы и ее важнейших произведений содержится в его статьях “Взгляд на русскую литературу 1846 года”, “Взгляд на русскую литературу 1847 года”, “Ответ “Москвитянину “” (1847).

Выдающуюся роль собирателя литературных сил Н. ш. сыграл Н. А. Некрасов, составивший и выпустивший в свет ее главные издания – альманах “Физиология Петербурга” (ч.1-2, 1845) и “Петербургский сборник” (1846). Печатными

органами Натуральной школы стали журналы “Отечественные записки” и “Современник”. Для Натуральной школы характерно преимущественное внимание к жанрам художественной прозы (“физиологический очерк”, повесть, роман). Вслед за Гоголем писатели Натуральной школы подвергали сатирическому осмеянию чиновничество (например, в стихах Некрасова), изображали быт и нравы дворянства (“Записки одного молодого человека” А. И. Герцена, “Обыкновенная история” И. А. Гончарова и др. ), критиковали темные стороны городской цивилизации (“Двойник” Ф. М. Достоевского, очерки Некрасова, В. И. Даля, Я. П. Буткова и др. ), с глубоким сочувствием изображали “маленького человека” (“Бедные люди” Достоевского, “Запутанное дело” М. Е. Салтыкова-Щедрина и др.).

От А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Натуральная школа восприняла темы “героя времени” (“Кто виноват? ” Герцена, “Дневник лишнего человека” И. С. Тургенева и др.), эмансипации женщины (“Сорока-воровка” Герцена, “Полинька Сакс” А. В. Дружинина и др. ). Н. ш. новаторски решала традиционные для русской литературы темы (так, “героем времени” становился разночинец: “Андрей Колосов” Тургенева, “Доктор Крупов” Герцена, “Жизнь и похождения Тихона Тросникова” Некрасова) и выдвигала новые (правдивое изображение жизни крепостной деревни: “Записки охотника” Тургенева, “Деревня” и “Антон-Горемыка” Д. В. Григоровича и др.).

В стремлении писателей Натуральной школы быть верными “натуре” таились различные тенденции творческого развития – к Реализму (Герцен, Некрасов, Тургенев, Гончаров, Достоевский, Салтыков-Щедрин) и к натурализму (Даль, И. И. Панаев, Бутков и др. ). В 40-е гг. эти тенденции не обнаружили четкого разграничения, порой сосуществуя в творчестве даже одного писателя (например, Григоровича). Объединение в Натуральной школе многих талантливых писателей, ставшее возможным на почве широкого антикрепостнического фронта, позволило школе сыграть важную роль в становлении и расцвете русской литературы критического реализма. Влияние Натуральной школы сказалось также в русском изобразительном (П.

А. Федотов и др.), музыкальном (А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский) искусствах. Булгарин в целях унижения новой литературной школы впервые презрительно назвал ее “натуральной”. “Бедные люди”, открывавшие “Петербургский сборник”, были восприняты не только соратниками Белинского, но и его противниками как произведение, программное для “натуральной школы”, воплотившее в жизнь важнейшие принципы руководимого Белинским демократического направления в литературе 1840-х годов, развивающего гоголевские реалистические и социально-критические традиции.

Поэтому в развернувшейся сразу же после выхода “Петербургского сборника” полемике вокруг “Бедных людей” дело шло не только об оценке романа Достоевского, но и об отношении к “натуральной школе”. Этим объясняется крайняя ожесточенность борьбы вокруг романа в 1846-1847 гг. В один день с извещением Булгарина издевательская рецензия на “Петербургский сборник” появилась в кукольниковской “Иллюстрации”. Анонимный рецензент писал о “Бедных людях”: “Роман не имеет никакой формы и весь основан на подробностях утомительно однообразных, наводит такую скуку, какой нам еще испытать не удавалось”.

Относя “Бедных людей” к “сатирическому роду” и выражая свое недовольство его успехами в литературе 1840-х годов, рецензент отдавал предпочтение вышедшим незадолго до этого “Петербургским вершинам” Я. П. Буткова (Иллюстрация. 1846. 26 янв. № 4. С. 59). Через четыре дня после “Иллюстрации” появилась рецензия на “Петербургский сборник” (Л.

В. Бранта) в “Северной пчеле”, где о романе говорилось: “Душевно радуясь появлению нового дарования среди бесцветности современной литературы русской, мы с жадностию принялись за чтение романа Достоевского и, вместе со всеми читателями, жестоко разочаровались. Содержание романа нового автора чрезвычайно замысловато и обширно: из ничего он вздумал построить поэму, драму, и вышло ничего, несмотря на все притязания создать нечто глубокое, нечто высокопатетическое, под видом наружной, искусственной (а не искусной) простоты”.

Рецензент возлагал вину за неудачу романа на Белинского и его влияние: “… не скажем, – писал он, – чтоб новый автор был совершенно бездарен, но он увлекся пустыми теориями принципиальных критиков, сбивающих у нас с толку молодое, возникающее поколение”.

Натуральная школа — условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 1840-х годов, возникшего под влиянием творчества Николая Васильевича Гоголя.

Содержание



Направления

В представлении современной ей критики натуральная школа таким образом являлась единой группой, объединённой отмеченными выше общими чертами. Однако конкретное социально-художественное выражение данных признаков, а значит и степень последовательности и рельефности их проявления были настолько различны, что натуральная школа как единое целое оказывается условностью. Среди писателей, к ней причислявшихся, в Литературной энциклопедии выделено три течения.

НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА - обо­зна­че­ние су­ще­ст­во­вав­ше­го в ли­те­ра­ту­ре 1840-1850-х годов ви­да русского реа­лиз­ма, пре­ем­ст­вен­но свя­зан­но­го с твор­че­ст­вом Н. В. Го­го­ля и раз­ви­вав­ше­го его ху­дожественные прин­ци­пы.

Сво­им ин­те­ре­сом к скры­тым при­чи­нам по­ве­де­ния че­ло­ве­ка, к за­ко­нам функ­цио­ни­ро­ва­ния об­ще­ст­ва как со­ци­аль­но­го це­ло­го натуральная школа ока­за­лась близ­кой западноев­ропейскому реа­лиз­му 1840-х годов. Пре­одо­ле­ние по­эти­ки натуральной школы, пре­ж­де все­го у Дос­то­ев­ско­го, а по­зд­нее - у пи­са­те­лей-шес­ти­де­сят­ни­ков, на­ча­лось с уг­луб­ле­ния в че­ло­ве­че­скую пси­хо­ло­гию, с оп­ро­вер­же­ния по­пы­ток фа­таль­но­го под­чи­не­ния пер­со­на­жа об­стоя­тель­ст­вам.

А.С. Пуш­кин

и воз­ни­ка­ет ощу­ще­ние, что ли­те­ра­тур­ная сцена несколь­ко опу­сте­ла. Но в этот же мо­мент на нее под­ни­ма­ет­ся новое по­ко­ле­ние пи­са­те­лей, ко­то­рые рож­де­ны были при­мер­но около 1820-го года. Кроме того, в этот же мо­мент из Моск­вы в Пе­тер­бург пе­ре­би­ра­ет­ся зна­ме­ни­тый кри­тик В.Г. Бе­лин­ский (рис. 3),

В.Г. Бе­лин­ский

Рис. 3. В.Г. Бе­лин­ский

ко­то­рый ста­но­вит­ся глав­ным идей­ным вдох­но­ви­те­лем и во­ждем этого круж­ка мо­ло­дых пи­са­те­лей, ко­то­рые, в свою оче­редь, по­рож­да­ют новое ли­те­ра­тур­ное на­прав­ле­ние.

На­зва­ние этого на­прав­ле­ния опре­де­ли­лось не сразу, хотя мы его знаем как на­ту­раль­ную школу. Хотя есть и дру­гие на­зва­ния: на­ту­раль­ное на­прав­ле­ние в ли­те­ра­ту­ре, го­го­лев­ская школа, го­го­лев­ское на­прав­ле­ние в ли­те­ра­ту­ре. При этом име­лось в виду, что учи­те­лем и непре­ре­ка­е­мым ав­то­ри­те­том для этих мо­ло­дых пи­са­те­лей был Н.В. Го­голь (рис. 4),

Н.В. Го­голь

Рис. 4. Н.В. Го­голь

От­ку­да же воз­ни­ка­ет сама идея изоб­ра­жать об­ще­ство во всех его де­та­лях? Имен­но такая идея, про­па­ган­ди­ру­е­мая Бе­лин­ским и под­дер­жан­ная мо­ло­дым кру­гом пи­са­те­лей (Некра­сов (рис. 5),

Н.А. Некра­сов

Рис. 5. Н.А. Некра­сов

 И.С. Тур­ге­нев

Рис. 6. И.С. Тур­ге­нев

До­сто­ев­ский (рис. 7),

Ф.М. До­сто­ев­ский

Рис. 7. Ф.М. До­сто­ев­ский

Гри­го­ро­вич (рис. 8),

Д.В. Гри­го­ро­вич

Рис. 8. Д.В. Гри­го­ро­вич

А.В. Дру­жи­нин

Рис. 9. А.В. Дру­жи­нин

В.И. Даль

и др.). Необы­чай­но важ­ным для этого круж­ка мо­ло­дых пи­са­те­лей ста­но­вит­ся среда, ко­то­рая по­ни­ма­ет­ся очень ши­ро­ко: и как непо­сред­ствен­ное окру­же­ние че­ло­ве­ка, и как эпоха, и как об­ще­ствен­ный ор­га­низм в целом. Так от­ку­да воз­ник­ла идея изоб­ра­жать об­ще­ствен­ный ор­га­низм во всех его до­сто­ин­ствах и недо­стат­ках? Идея эта при­ш­ла с За­па­да: во Фран­ции и Ан­глии в 1830-х – на­ча­ле 1840-х гг. та­ко­го рода про­из­ве­де­ния по­яв­ля­лись в мас­со­вом по­ряд­ке. А по­ро­ди­ло эту идею яв­ле­ние вне­ли­те­ра­тур­ное. При­чи­на этому – огром­ные, очень важ­ные от­кры­тия, ко­то­рые были со­вер­ше­ны в 1820–30-е гг. в об­ла­сти есте­ствен­ных наук. К тому вре­ме­ни несколь­ко ослаб цер­ков­ный за­прет на ана­то­ми­ро­ва­ние, воз­ник­ли ана­то­ми­че­ские те­ат­ры, и было узна­но необы­чай­но много об ана­то­мии и фи­зио­ло­гии че­ло­ве­ка.

Оноре де Баль­зак

Рис. 11. Оноре де Баль­зак

Дик­кенс в Ан­глии (рис. 12),

Ч. Дик­кенс

Рис. 12. Ч. Дик­кенс

Ф.В. Бул­га­рин

Рис. 14. Ф.В. Бул­га­рин

ко­то­рый также яв­лял­ся и вра­гом Пуш­ки­на, и про­тив­ни­ком Го­го­ля. Бул­га­рин в своих ста­тьях бес­по­щад­но осуж­дал пред­ста­ви­те­лей но­во­го по­ко­ле­ния, го­во­рил о низ­мен­ном, гряз­ном ин­те­ре­се к непри­гляд­ным де­та­лям об­ще­ствен­но­го бытия, на­зы­вал гряз­ным на­ту­ра­лиз­мом то, что мо­ло­дые пи­са­те­ли пы­та­лись сде­лать. Бе­лин­ский под­хва­тил это слово и сде­лал его де­ви­зом всего на­прав­ле­ния. Таким об­ра­зом, на­зва­ние школы, груп­пы мо­ло­дых ли­те­ра­то­ров и того, что они де­ла­ли, по­сте­пен­но усто­я­лось.

2. Первый этап натуральной школы

Л. Ж. М. Дагер

Рис. 15. Л. Ж. М. Дагер

фо­то­гра­фии в 1839 году. Его име­нем был на­зван пер­вый спо­соб фо­то­гра­фи­ро­ва­ния: да­гер­ро­тип.

Да­гер­ро­тип – это сни­мок, сде­лан­ный по спо­со­бу да­гер­ро­ти­пии.

Да­гер­ро­ти­пия – это спо­соб непо­сред­ствен­но­го по­лу­че­ния при съём­ке по­зи­тив­но­го изоб­ра­же­ния.

Очер­ко­вый метод ино­гда в Рос­сии на­зы­ва­ли да­гер­ро­тип­ным, т. е. это метод как бы пря­мо­го фо­то­гра­фи­ро­ва­ния бытия. Де­ла­ет­ся мо­мен­таль­ный сни­мок жизни, а даль­ше дело чи­та­те­ля, как к этому от­но­сить­ся. Глав­ная цель – по­зна­ва­тель­ная.

Но, ра­зу­ме­ет­ся, ху­до­же­ствен­ная ли­те­ра­ту­ра не стоит на месте, и без от­но­ше­ния ав­то­ра до­ста­точ­но труд­но было предъ­яв­лять все новые изъ­я­ны дей­стви­тель­но­сти. Автор дол­жен был вы­ра­зить свое внут­рен­нее от­но­ше­ние к про­ис­хо­дя­ще­му, этого ждали и чи­та­те­ли.

3. Второй этап натуральной школы

4. Третий этап натуральной школы

5. Подведение итогов

Оба эти ро­ма­на вы­хо­дят в 1847 году и зна­ме­ну­ют на­ча­ло тре­тье­го этапа на­ту­раль­ной школы.

Но мы го­во­рим о на­ту­раль­ной школе при­ме­ни­тель­но к 1840-м годам. А в конце 40-х про­ис­хо­дит целый ряд со­бы­тий: уми­ра­ет Бе­лин­ский, ока­зы­ва­ет­ся под аре­стом и при­го­во­рен­ным к казни, но затем со­слан­ным в да­ле­кий Ом­ский острог До­сто­ев­ский. И по­лу­ча­ет­ся так, что пи­са­те­ли идут те­перь своим путем и наи­бо­лее круп­ные клас­си­ки уже сами себе со­зда­ют опре­де­лен­ное на­прав­ле­ние. По­это­му мы го­во­рим, что пора уче­ни­че­ства, об­ще­го труда и вы­ра­бот­ки идео­ло­гии при­хо­дит­ся имен­но на 40-е годы XIX века.

Вопросы к конспектам

Со­ставь­те срав­ни­тель­ную ха­рак­те­ри­сти­ку ли­те­ра­ту­ры ро­ман­ти­че­ской и на­ту­ра­ли­сти­че­ской на ос­но­ве крат­ко­го ана­ли­за наи­бо­лее зна­чи­мых про­из­ве­де­ний этих двух пе­ри­о­дов.

Читайте также: