Натуральная школа в русской литературе 19 века таблица
Обновлено: 02.07.2024
Условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 40-х гг. 19 в. Термин “Натуральная школа”, впервые употребленный Ф. В. Булгариным в пренебрежительной характеристике творчества молодых последователей Н. В. Гоголя (см. газету “Северная пчела” от 26 января 1846), был утвержден в литературно-критическом обиходе В. Г. Белинским, который полемически переосмыслил его значение: “натуральное”, т. е. безыскусственное, строго правдивое изображение действительности. Мысль о существовании литературной
“школы” Гоголя, выражавшей движение русской литературы к реализму, Белинский развил раньше (ст. “О русской повести и повестях г. Гоголя”, 1835, и др. ); развернутая характеристика Натуральной школы и ее важнейших произведений содержится в его статьях “Взгляд на русскую литературу 1846 года”, “Взгляд на русскую литературу 1847 года”, “Ответ “Москвитянину “” (1847).
Выдающуюся роль собирателя литературных сил Н. ш. сыграл Н. А. Некрасов, составивший и выпустивший в свет ее главные издания – альманах “Физиология Петербурга” (ч.1-2, 1845) и “Петербургский сборник” (1846). Печатными
органами Натуральной школы стали журналы “Отечественные записки” и “Современник”. Для Натуральной школы характерно преимущественное внимание к жанрам художественной прозы (“физиологический очерк”, повесть, роман). Вслед за Гоголем писатели Натуральной школы подвергали сатирическому осмеянию чиновничество (например, в стихах Некрасова), изображали быт и нравы дворянства (“Записки одного молодого человека” А. И. Герцена, “Обыкновенная история” И. А. Гончарова и др. ), критиковали темные стороны городской цивилизации (“Двойник” Ф. М. Достоевского, очерки Некрасова, В. И. Даля, Я. П. Буткова и др. ), с глубоким сочувствием изображали “маленького человека” (“Бедные люди” Достоевского, “Запутанное дело” М. Е. Салтыкова-Щедрина и др.).
От А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Натуральная школа восприняла темы “героя времени” (“Кто виноват? ” Герцена, “Дневник лишнего человека” И. С. Тургенева и др.), эмансипации женщины (“Сорока-воровка” Герцена, “Полинька Сакс” А. В. Дружинина и др. ). Н. ш. новаторски решала традиционные для русской литературы темы (так, “героем времени” становился разночинец: “Андрей Колосов” Тургенева, “Доктор Крупов” Герцена, “Жизнь и похождения Тихона Тросникова” Некрасова) и выдвигала новые (правдивое изображение жизни крепостной деревни: “Записки охотника” Тургенева, “Деревня” и “Антон-Горемыка” Д. В. Григоровича и др.).
В стремлении писателей Натуральной школы быть верными “натуре” таились различные тенденции творческого развития – к Реализму (Герцен, Некрасов, Тургенев, Гончаров, Достоевский, Салтыков-Щедрин) и к натурализму (Даль, И. И. Панаев, Бутков и др. ). В 40-е гг. эти тенденции не обнаружили четкого разграничения, порой сосуществуя в творчестве даже одного писателя (например, Григоровича). Объединение в Натуральной школе многих талантливых писателей, ставшее возможным на почве широкого антикрепостнического фронта, позволило школе сыграть важную роль в становлении и расцвете русской литературы критического реализма. Влияние Натуральной школы сказалось также в русском изобразительном (П.
А. Федотов и др.), музыкальном (А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский) искусствах. Булгарин в целях унижения новой литературной школы впервые презрительно назвал ее “натуральной”. “Бедные люди”, открывавшие “Петербургский сборник”, были восприняты не только соратниками Белинского, но и его противниками как произведение, программное для “натуральной школы”, воплотившее в жизнь важнейшие принципы руководимого Белинским демократического направления в литературе 1840-х годов, развивающего гоголевские реалистические и социально-критические традиции.
Поэтому в развернувшейся сразу же после выхода “Петербургского сборника” полемике вокруг “Бедных людей” дело шло не только об оценке романа Достоевского, но и об отношении к “натуральной школе”. Этим объясняется крайняя ожесточенность борьбы вокруг романа в 1846-1847 гг. В один день с извещением Булгарина издевательская рецензия на “Петербургский сборник” появилась в кукольниковской “Иллюстрации”. Анонимный рецензент писал о “Бедных людях”: “Роман не имеет никакой формы и весь основан на подробностях утомительно однообразных, наводит такую скуку, какой нам еще испытать не удавалось”.
Относя “Бедных людей” к “сатирическому роду” и выражая свое недовольство его успехами в литературе 1840-х годов, рецензент отдавал предпочтение вышедшим незадолго до этого “Петербургским вершинам” Я. П. Буткова (Иллюстрация. 1846. 26 янв. № 4. С. 59). Через четыре дня после “Иллюстрации” появилась рецензия на “Петербургский сборник” (Л.
В. Бранта) в “Северной пчеле”, где о романе говорилось: “Душевно радуясь появлению нового дарования среди бесцветности современной литературы русской, мы с жадностию принялись за чтение романа Достоевского и, вместе со всеми читателями, жестоко разочаровались. Содержание романа нового автора чрезвычайно замысловато и обширно: из ничего он вздумал построить поэму, драму, и вышло ничего, несмотря на все притязания создать нечто глубокое, нечто высокопатетическое, под видом наружной, искусственной (а не искусной) простоты”.
Рецензент возлагал вину за неудачу романа на Белинского и его влияние: “… не скажем, – писал он, – чтоб новый автор был совершенно бездарен, но он увлекся пустыми теориями принципиальных критиков, сбивающих у нас с толку молодое, возникающее поколение”.
Натуральная школа — условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 1840-х годов, возникшего под влиянием творчества Николая Васильевича Гоголя.
Содержание
Направления
В представлении современной ей критики натуральная школа таким образом являлась единой группой, объединённой отмеченными выше общими чертами. Однако конкретное социально-художественное выражение данных признаков, а значит и степень последовательности и рельефности их проявления были настолько различны, что натуральная школа как единое целое оказывается условностью. Среди писателей, к ней причислявшихся, в Литературной энциклопедии выделено три течения.
НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА - обозначение существовавшего в литературе 1840-1850-х годов вида русского реализма, преемственно связанного с творчеством Н. В. Гоголя и развивавшего его художественные принципы.
Своим интересом к скрытым причинам поведения человека, к законам функционирования общества как социального целого натуральная школа оказалась близкой западноевропейскому реализму 1840-х годов. Преодоление поэтики натуральной школы, прежде всего у Достоевского, а позднее - у писателей-шестидесятников, началось с углубления в человеческую психологию, с опровержения попыток фатального подчинения персонажа обстоятельствам.
и возникает ощущение, что литературная сцена несколько опустела. Но в этот же момент на нее поднимается новое поколение писателей, которые рождены были примерно около 1820-го года. Кроме того, в этот же момент из Москвы в Петербург перебирается знаменитый критик В.Г. Белинский (рис. 3),
Рис. 3. В.Г. Белинский
который становится главным идейным вдохновителем и вождем этого кружка молодых писателей, которые, в свою очередь, порождают новое литературное направление.
Название этого направления определилось не сразу, хотя мы его знаем как натуральную школу. Хотя есть и другие названия: натуральное направление в литературе, гоголевская школа, гоголевское направление в литературе. При этом имелось в виду, что учителем и непререкаемым авторитетом для этих молодых писателей был Н.В. Гоголь (рис. 4),
Рис. 4. Н.В. Гоголь
Откуда же возникает сама идея изображать общество во всех его деталях? Именно такая идея, пропагандируемая Белинским и поддержанная молодым кругом писателей (Некрасов (рис. 5),
Рис. 5. Н.А. Некрасов
Рис. 6. И.С. Тургенев
Достоевский (рис. 7),
Рис. 7. Ф.М. Достоевский
Григорович (рис. 8),
Рис. 8. Д.В. Григорович
Рис. 9. А.В. Дружинин
и др.). Необычайно важным для этого кружка молодых писателей становится среда, которая понимается очень широко: и как непосредственное окружение человека, и как эпоха, и как общественный организм в целом. Так откуда возникла идея изображать общественный организм во всех его достоинствах и недостатках? Идея эта пришла с Запада: во Франции и Англии в 1830-х – начале 1840-х гг. такого рода произведения появлялись в массовом порядке. А породило эту идею явление внелитературное. Причина этому – огромные, очень важные открытия, которые были совершены в 1820–30-е гг. в области естественных наук. К тому времени несколько ослаб церковный запрет на анатомирование, возникли анатомические театры, и было узнано необычайно много об анатомии и физиологии человека.
Рис. 11. Оноре де Бальзак
Диккенс в Англии (рис. 12),
Рис. 12. Ч. Диккенс
Рис. 14. Ф.В. Булгарин
который также являлся и врагом Пушкина, и противником Гоголя. Булгарин в своих статьях беспощадно осуждал представителей нового поколения, говорил о низменном, грязном интересе к неприглядным деталям общественного бытия, называл грязным натурализмом то, что молодые писатели пытались сделать. Белинский подхватил это слово и сделал его девизом всего направления. Таким образом, название школы, группы молодых литераторов и того, что они делали, постепенно устоялось.
2. Первый этап натуральной школы
Рис. 15. Л. Ж. М. Дагер
фотографии в 1839 году. Его именем был назван первый способ фотографирования: дагерротип.
Дагерротип – это снимок, сделанный по способу дагерротипии.
Дагерротипия – это способ непосредственного получения при съёмке позитивного изображения.
Очерковый метод иногда в России называли дагерротипным, т. е. это метод как бы прямого фотографирования бытия. Делается моментальный снимок жизни, а дальше дело читателя, как к этому относиться. Главная цель – познавательная.
Но, разумеется, художественная литература не стоит на месте, и без отношения автора достаточно трудно было предъявлять все новые изъяны действительности. Автор должен был выразить свое внутреннее отношение к происходящему, этого ждали и читатели.
3. Второй этап натуральной школы
4. Третий этап натуральной школы
5. Подведение итогов
Оба эти романа выходят в 1847 году и знаменуют начало третьего этапа натуральной школы.
Но мы говорим о натуральной школе применительно к 1840-м годам. А в конце 40-х происходит целый ряд событий: умирает Белинский, оказывается под арестом и приговоренным к казни, но затем сосланным в далекий Омский острог Достоевский. И получается так, что писатели идут теперь своим путем и наиболее крупные классики уже сами себе создают определенное направление. Поэтому мы говорим, что пора ученичества, общего труда и выработки идеологии приходится именно на 40-е годы XIX века.
Вопросы к конспектам
Составьте сравнительную характеристику литературы романтической и натуралистической на основе краткого анализа наиболее значимых произведений этих двух периодов.
Читайте также: