Понимание значения труда библиотекаря в особенности школьного

Обновлено: 05.07.2024

Важно понимать, что личностные свойства человека, его качества, характер в целом – это не только его забота и его личное дело: необходимость совершенствования личности является всеобщей задачей, исходя из взаимосвязи и взаимозависимости всего и вся, должного и сущего [1] . Человек, совершенствуясь сам, много пользы приносит и окружающим. Жизнь наглядно показывает, что характер школьного библиотекаря, т.е. совокупность его личностных характеристик, опосредованно, а иногда и прямым образом, влияет на общий психологический климат всего школьного коллектива – детей и взрослых.

Какие специфические качества присущи школьному библиотекарю, какие из них необходимо развивать в первую очередь и зачем, а также как и каким образом это можно осуществлять непосредственно в жизни, речь пойдет ниже.

Качества личности – это наиболее типичные черты поведения людей, выступающие как свойства человеческого характера. Самые разнообразные и многочисленные они могут быть как ценными, так и вредными для личностного развития и связаны с привычками – малыми, не контролируемыми сознанием действиями и поступками, которые составляют основу характера человека и самым непосредственным образом определяют его судьбу.

Характеризуя особенности личности школьного библиотекаря, его профессиональные качества, прежде всего, обозначим главное из них – качество нравственное – любовь и уважение к детям, без которого все остальные характеристики теряют смысл. Весьма вредным для общества будет работа в школе человека, обладающего многими умениями и способностями к механической работе, но не проявляющего интереса и внимания к детям, к душе ребенка, подростка, не умеющего работать с ними. Это качество выходит на первый план исходя из главной цели деятельности школьного библиотекаря – привлечение детей к чтению и знаниям, развитие интереса к чтению.

На картинах художников, посвященных школьному библиотекарю (см. илл.), подчеркиваются такие его качества, как отзывчивость, заботливость, внимательность, стремление помочь, и это вполне справедливо.

Худ. Е.А. Афанасьева

В целом о свойствах личности школьного библиотекаря говорится и пишется много – о его знаниях и умениях, способностях, внешнем поведении и внутреннем отношении к своей работе. Среди них: память, внимание, умение работать с потоками информации, начитанность, ответственность, работоспособность, сочетание усидчивости и способности к быстрой смене деятельности, этические и эстетические качества, коммуникабельность и др.

При всем этом исследователи справедливо отмечают один особо важный момент – то, что продуктивность библиотечного труда во многом зависит от стремления специалистов этой профессии к самопознанию и саморазвитию [2] . Иначе говоря, зависит от желания и готовности данного конкретного человека к самосовершенствованию – по сути, от мотивов его деятельности. Мотивы эти, в свою очередь, определяются мировоззренческими основами: каковы жизненные позиции человека, убеждения, идеалы, ценностные ориентации – таковы импульсы и основания к тому или иному действию и поступку.

Действуя в этом направлении, человеку прежде всего необходимо осознавать мотивы своих действий – вывести их из подсознательного уровня на уровень сознания, т.е. осмысленности, поскольку, как известно, не контролируемые сознанием поступки – привычки к тем или иным, добрым или недобрым делам, властвующие над людьми, – определяют будущее человека. Психология как наука о мысли [4] должна войти в практику каждого дня.

Именно качества нравственной сферы личности определяют и влияют в целом на профессиональную характеристику специалиста, работающего в школьной библиотеке. Какие же это качества?

В данном случае, не востребованность нравственных качеств грозит невосполнимыми потерями для общества.

Не случайно определяющим фактором во все времена являлись нравственно-духовные ориентиры личности (как принцип выживания). По мнению исследователей, человек, который лишен нравственно-духовных основ существования, теряет свою целостность и в своем существовании распадается на множество социальных ролей, носителем которых он является. Неопределенность моральных ценностей ведет в итоге к кризису духовности, потере смысла собственного бытия, деформации личности и нарушению ее социализованности [7] . Вечные нравственные принципы, которые сосредоточены в памяти сердца, обеспечивают целостность и стойкость моральных ориентиров личности в обстоятельствах, которые постоянно изменяются.

Среди нравственных качеств, которые необходимо осознавать как ценность и развивать в себе и в детях, также: уважение к человеку, доброжелательство, чуткость и внимательность, терпимость, искренность, благодарность (признательность), доверие.

Качество дружелюбие отметим как особо важное. Необходимо познать его не только как сердечное чувство, но и как основу жизни, как основание здоровья и сильнейшее противоядие (Живая Этика). Никакое творческое достижение, никакое сотрудничество невозможно без дружелюбия. Сохраните дружелюбие, как факел во тьме, – давали наставление потомкам мыслители древности. Надо учитывать, что дружелюбие – огненное чувство, оно свойственно сильным личностям, и его не следует принимать за безволие или жалкое лицемерие.

Силу характера, его жизнеспособность и влияние на людей и события определяет развитость волевой сферы личности. К этой сфере психологическая наука относит совокупность волевых качеств, характеризующих личность человека со стороны его способности достигать поставленных целей в условиях реальных трудностей. Основные из этих качеств: сила и стойкость воли, целеустремленность, а также терпение, собранность, самообладание.

Надо иметь в виду, что развитию лучших качеств в человеке препятствуют такие свойства человеческого характера, как раздражительность, недовольство и гнев. Тем, кто любит сердиться, необходимо напомнить: сердце не любит этого корня. Требуется постоянный контроль за своими мыслями, чтобы вовремя заметить развитие их в нежелательном направлении и тотчас переменить его.

Во многом этому поможет развитие чувства достоинства, понимаемого не как гордыню, но как совокупность высоких моральных качеств, уважение этих качеств в самом себе. Достоинство – это неотъемлемое свойство человека, принадлежащее ему независимо от того, как он сам и окружающие люди воспринимают и оценивают его личность.

Отмечая его исключительную значимость, необходимо подчеркнуть, что благодаря осознанию и развитию в людях именно этого качества можно реально решать самые острые проблемы, как личные, так и общественные. Оно помогает победить и многие привычки обихода, чаще всего заключающиеся в мелочности и суетливости и чрезвычайно задерживающие духовное развитие [8] .

Человека формирует всё великое, – писал Гёте. Не может человек без обращения к высоким понятиям, к возвышенному стать лучше, достичь каких-либо высот в своем развитии, добиться достижений – об этом говорили во все времена выдающиеся люди. О необходимости Высшего, надличностного начала в жизни, приобщающего личность к всеобщему, мировому мечтал А. Блок [9] . На это Высшее начало как на жизненный принцип указывалось еще в глубокой древности [10] . Обособленность в сознании от Высшего мира может привести образование и само общество к вырождению, – об этом писал выдающийся ученый-педагог С.И. Гессен [11] .

Тем самым, путь возвышенный предопределен человеку, но предназначен он тому, кто устремлен в духе – ведόмому огнем сердца. Именно такое, сердечное устремление приведет человека к вершинам, к истинной свободе, к жизни вечной. На холодном же зеркале разума, живя в бессердечии, Вечность не сложишь, как не смог сложить это слово из льдинок юный герой сказки Андерсена, оказавшись в снежном королевстве.

Развитие духовно-нравственных качеств личности в их единстве с волевой сферой важно еще и потому, что обеспечивают человеку духовное здоровье, а оно, как известно, является основой здоровья психического и физического – то, к чему так стремятся люди! Но в стремлении к физическому здоровью не учитывается главное, не берутся во внимание основы, а именно: нужна забота о собственном духовном росте, о мысли, ее чистоте и широте, ее решающей роли как исходном начале и причине всех наших поступков и дел, наших состояний.

Каждый человек может создавать и множить красоту вокруг себя и в этом проявлять творчество. Рутинная, механическая работа, которой пока еще предостаточно в работе школьного библиотекаря, может быть уравновешена созидательной деятельностью – творческим процессом создания книжных выставок. Здесь, как правило, специалист школьной библиотеки старается проявить максимум выдумки, вложить часть своей души, своих профессиональных знаний, внося красоту и радость. И каждый посетитель библиотеки оценит это, радуясь красоте обнаруженной.

Завершить приведенный здесь далеко не полный перечень важнейших духовно-нравственных качеств, над которыми необходимо работать каждому устремленному к совершенству, можно гимном трудолюбию – качеству, реально присущему школьному библиотекарю, где красота и знание сочетаются в духовной гармонии.

В связи с вышесказанным необходимо уяснить – совершенствование личности есть основа психопрофилактики.

По мере того, как становится ясно, какие качества и зачем нужно развивать, возникает вопрос – как, каким образом это можно делать в повседневной жизни?

Ответ на него довольно простой: требуется контроль за мыслью, чтобы не допускать проявления ненужных привычек – таких, чаще всего проявляющихся в жизни, как обидчивость, нетерпимость, несдержанность, самомнение, осуждение, многословие, легкомыслие, неискренность, лень… Они, наряду с упомянутыми выше раздражительностью и недовольством, не только мешают развитию личности и хорошим отношениям с людьми, сотрудничеству, но и, в соответствии с действием духовных законов, являются расточителями жизненной энергии. Совсем не случайно великий педагог К.Д. Ушинский называл привычки рычагом воспитательной деятельности (что можно отнести и к самовоспитанию), подчеркивая этим самым работу над ними как мощную движущую силу.

Искренность и простота – эти качества ценятся в людях больше всего, и именно они являются началом великого творчества отношений между людьми. Работа над собой приносит большую радость.

Поднимая этическую планку в процессе самовоспитания, развивая в себе и в юном поколении качества человека культуры – свободной, гуманной, творческой личности, способной к самоопределению в мире культуры, – уделим внимание формированию лучших свойств характера. Пусть мерило красоты будет в основе всех наших действий и мыслей. И пусть процесс воспитания юного поколения всегда сочетается в жизни педагога, библиотекаря с самовоспитанием, когда девизом каждого дня становится стремление стать лучше себя вчерашнего.

[2] Бруй Е.В. Свойства личности библиотекаря в системе его коммуникативной культуры //

Библиотековедение и документальная информация. – 2016. – No 3 (62). – С. 57-62

[4] Учение Живой Этики. Аум, 287.

[5] Учение Живой Этики. Община, 230; Озарение. Часть 2, V, 12.

[6] Спящая книга // В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. – М.: Педагогика, 1991. – 303 с.

[7] Бильчук Н.Л. Кордоцентризм как методологический принцип целостного понимания человека и его места в обществе. Автореф. диссерт. … канд. филос. наук. Харьков, 2001.

[10] Платон. – М., 2000 (Антология гуманной педагогики) – с.26.

[11] Гессен С.И. Основы педагогики. – М.: Школа–Пресс, 1995. – С. 207, 210.

[12] Коменский Ян Амос // Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. М.; 1993-1999.

[13] Учение Живой Этики. Братство, п. 295.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад на тему:

Составитель: педагог- библиотекарь

Симакова Вероника Васильевна

Магнитогорск 2021г

Ключевые слова:

Педагогика, библиотечная педагогика, педагогическая профессия, педагогическая деятельность, педагогика сотрудничества, миссия школьной библиотеки, библиотечные ресурсы, педагог-библиотекарь

В зависимости от классификационных оснований, положенных в основу деления педагогики, в ней выделяют разные виды, такие как возрастная (педагогика раннего детства, дошкольная, школьного возраста, андрагогика, геронтология), внешкольная, коррекционная и др. Среди прочих делений есть деления по отраслям педагогики: педагогика социальной работы, семейная, музейная, театральная. Названные виды входят в число прикладной педагогики. В этот ряд входит и библиотечная педагогика — интеграционная дисциплина, осуществляемая в условиях библиотеки — информационного, культурного и образовательного учреждения, сконцентрировавшего в себе документальные источники на традиционных и электронных носителях, в том числе на сетевых, предоставляющих доступ к внутрибиблиотечным и удаленным ресурсам.

— реализация информационного обеспечения образовательного процесса в школе, содействие самообразованию учащихся и учителей;

— содействие развитию творческих способностей школьников, формированию духовно-богатой, нравственно здоровой личности;

— организация библиотечного обслуживания всех членов школьного сообщества независимо от возраста, расы, пола, вероисповедания, национальности, языка, профессионального или общественного положения;

— обеспечение организации доступа к местным, региональным, национальным и глобальным информационным ресурсам;

— формирование информационной культуры через организацию информационной подготовки школьников, включая обучение навыкам поиска, извлечения, критического анализа и самостоятельного использования информации для удовлетворения многообразных информационных потребностей (приобретения знаний, досуг и т. п);

— интеграция усилий педагогического коллектива и родительского сообщества в области приобщения к чтению и руководства чтением школьников, воспитание и закрепление у школьников потребности и привычки к чтению, учебе и пользованию библиотеками на протяжении всей жизни.

Библиотечная педагогика применительно к детям базируется на добровольности ребенка, на его потребности в общении, свободном читательском самовыражении и развитии. Идя от того, что значимо для ребенка, и соотнося его потребности с книгой, уча ориентироваться в книжном и информационном пространстве, библиотекарь выполняет важную социальную миссию — вводит ребенка в мир знаний, культуры и информации.

Библиотечная педагогика интегрирует в себе все составные части педагогики: образование, обучение, воспитание, развитие, социализацию и гуманизацию.

Отличительная особенность библиотечной педагогики состоит в том, что она осуществляется средствами универсальных библиотечных ресурсов, то есть печатных изданий, сосредоточенных в фондах библиотеки и предназначенных для чтения, а также средствами информационных технологий, которыми располагает современная библиотека, работающая с детьми. Определенным образом влияет на посетителей библиотеки и сама библиотечная интеллектуально насыщенная среда. Важным педагогическим преимуществом библиотеки является возможность неформального, свободного, личностно-ориентированного общения с читателем, исключающего какое бы то ни было принуждение. Особенность этого общения состоит в том, что оно происходит с опорой на книги.

В отличие от предметного обучения, бытующего в современной школе, библиотечной педагогике свойственен надпредметный, универсальный характер, нацеленный на поддержку и развитие как учебной, так и внеучебной деятельности детей, связанной с самообразованием. Библиотечная педагогика, в отличие от классноурочной системы, не стандартизирована, не оперирует оценками и обеспечивает равенство возможностей для развития как успевающих, так и неуспевающих учеников.

Педагогическая профессия — одна из самых древних и не проходящих сфер человеческой деятельности. Возникновение педагогической профессии связано с появлением потребности развивающейся человеческой общности и трансляции социального опыта от старшего поколения к младшему. Первоначально эту потребность осуществляла семья. В процессе цивилизации, с появлением экономических отношений и политической организации общества возникают специальные институты образования, системы воспитания. Возникает класс людей, которые профессионально занимаются этой деятельностью.

Назовем некоторые действия библиотеки в интересах школьного сообщества:

— школьная библиотека приобщает детей и взрослых к чтению лучшей литературы, без чего не может вырасти культурный человек;

— ей присущ особый демократизм взаимодействия с детьми и взрослыми, обеспечивающий свободу общения, свободу выбора литературы и форм поведения и отличающийся от стандартизированного диалога учителя и ученика на уроке;

— школьная библиотека инициирует и проводит родительские собрания по организации семейных чтений, содействуя тем самым семейным связям, душевному общению взрослых и детей;

— видит в ребенке не столько потребителя информации в помощь учебе, сколько носителя культуры и члена общества;

— раскрывая свои интеллектуальные и эмоциональные богатства, ориентируясь на творчество ребенка, библиотека способна неуспевающего ребенка сделать успешным, обездоленного защитить, у агрессивного погасить строптивость, пришедшему с вопросом дать нужный ответ, одинокому подарить друзей;

— это гостеприимная открытая среда для детей и взрослых, обеспечивающая связь поколений, их культурное взаимодействие;

— готовит школьников к пользованию публичными библиотеками.

Когда педагогическая деятельность основывается на целенаправленном, специально организованном взаимодействии с ребенком и осуществляется лицом, основным содержанием деятельности которого является образование, обучение, воспитание и развитие личности учащихся и воспитанников, то эту деятельность называют профессиональной педагогической деятельностью. Отличие педагогической деятельности от любой производственной заключается в ее духовном характере. Род деятельности педагога связан с высшей ценностью — личностью ученика, который является субъектом своей собственной деятельности по саморазвитию, самосовершенствованию, самообучению. Без обращения к ее внутренним силам, потенциям, потребностям педагогический процесс не может быть эффективным. Объектом педагогической деятельности, как он понимается современными теоретиками педагогики, является ее направленность на формирование и развитие личности, а продуктом — духовные ценности: образованность и воспитанность ученика.

Основными компонентами педагогической деятельности являются: субъект, объект(предмет), средства и результат. Субъектом считается тот, кто совершает эту деятельность. В данном случае это педагог-библиотекарь. Объект деятельности — формирование и развитие личности учащегося. В объект включаются механизмы саморазвития, самообразования школьника. Средства, если иметь в виду библиотекаря, — книжные, электронные и библиографические ресурсы библиотеки, система профессиональных методов, направленная на читательское развитие школьника, на формирование его информационной культуры, и сама личность библиотекаря-профессионала. Продуктом педагогической деятельности являются духовные ценности: образованность, воспитанность ученика, его информационная и читательская культура, познавательная и гражданская активность, выбор жизненного пути.

Библиотекарь, как и любой другой педагог, имеет дело с высшей ценностью — личностью ученика, который является субъектом собственной деятельности по саморазвитию, самосовершенствованию, самообучению. Без обращения к его внутренним силам, системе ценностей, потребностям педагогический процесс не может быть эффективным. Данное требование особенно касается школьного библиотекаря, имеющего дело с разными возрастными группами детей — младшими школьниками, подростками и старшеклассниками. Каждая из этих групп обладает своими психофизиологическими особенностями, которые надлежит учитывать. Переход учащихся из начальной в основную, а затем старшую школу сопряжен с перестройкой социальных отношений, необходимостью адаптироваться к новым предметам и учителям, к новым требованиям, связанным с увеличением нагрузки, повышением доли самостоятельной работы в процессе обучения. В этом отношении библиотекарь в школе имеет преимущество — он один на всех учащихся, на все годы обучения. Независимо от того, в каком классе школьник учится, он приходит в ту же библиотеку, с какой начал свой ученический путь, он общается с тем же библиотекарем, с каким встретился в первом классе. Это постоянство делает для ребенка библиотеку родным домом, а библиотекаря — значимым взрослым, который не ставит оценок, не вызывает к доске, и с которым можно поделиться самыми сокровенными мыслями.

Серьезные изменения, происходящие в развитии личности ученика от одной возрастной группы к другой, порождают множество проблем, позитивное решение которых во многом зависит от библиотекаря, от его индивидуальной помощи каждому ребенку. Библиотекарю, работающему в школе, надо быть готовым к постоянной смене отношений и ролевых позиций, потому что он имеет дело с детьми, находящимися в ситуации интенсивного социального взросления и индивидуально-личностного развития, и становления.

Уровни педагогической деятельности связаны с ее гуманистической природой, побуждением педагога к постоянному поиску и решению сложных педагогических задач. Поэтому творческий потенциал педагога во многом зависит от степени его креативности — способности создавать нечто новое, оригинальное, принимать нестандартные решения. Обычно выделяют несколько уровней педагогической деятельности:

репродуктивный уровень — уровень воспроизводства готовых рекомендаций, освоения того, что создано другими;

уровень оптимизации — умение выбрать и сочетать известные методы и формы обучения;

эвристический уровень — поиск нового, обогащение известного своими собственными находками;

творческий уровень, личностно самостоятельный уровень — продуцирование собственных идей, конструирование педагогического процесса, создание новых способов педагогической деятельности, соответствующей его творческой индивидуальности.

Педагогическая деятельность школьного библиотекаря — специфическая часть библиотечной педагогики и разновидность педагогической деятельности в целом. Ее специфика определяется тем, что школьная библиотека — структурное подразделение школы и, в отличие от детских библиотек Министерства культуры, принадлежит к сфере образования. В условиях развития информационного общества школьная библиотека становится ресурсным и содержательным центром образовательного процесса. На образовательный процесс направлена преимущественно и педагогическая деятельность школьного библиотекаря. Библиотека в школе становится ресурсной инновационной площадкой, местом, где идет работа школьников и преподавателей с разного рода информацией — печатной, электронной, мультимедиа, Интернетом, где библиотекарь курирует выполнение проектов, консультирует детей и взрослых, формирует информационную грамотность и культуру. Пользуясь присущими библиотеке ресурсами и библиотечными методами, школьный библиотекарь как педагог участвует вместе с учительским составом школы во всех видах педагогической деятельности и в реализации ФГОС. Он раскрывает закономерности образовательного процесса, изучает процессы социализации, гуманизации и индивидуального развития личности, распространяет основные положения современной отечественной педагогики: отношение к учащемуся как равноправному партнеру, утверждение отношений сотрудничества, взаимодействия, учение без принуждения, идеи свободы выбора и индивидуально-личностного подхода, использование средств и способов сбережения физического и духовного здоровья учащихся.

Педагогическая деятельность школьного библиотекаря в соответствии со статусом педагога-библиотекаря — составная часть библиотечной педагогики, сопровождающая образование и воспитание школьников на протяжении всех лет обучения в школе. Реализуя свои ресурсы, педагог-библиотекарь направляет их на поддержку чтения детей, на развитие их информационной культуры, на содействие социально-культурной деятельности школы.

Педагогическая деятельность — ведущая деятельность педагога-библиотекаря, обеспечивающая возможность познавательного, личностного и деятельностного развития ребенка, один из видов социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, подготовку детей к выполнению определенных социальных ролей в обществе, создание условий для развития и саморазвития их личности и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения. До принятия статуса школьного библиотекаря как педагога-библиотекаря этот специалист по роду профессии тоже занимался педагогической деятельностью, ибо вся школьная библиотечная система, помогающая средствами своих ресурсов детям учиться, так или иначе осуществляет педагогические функции. Однако профессионально школьный библиотекарь не числился в штате педагогов и аттестовался как библиотекарь без учета выполнения им педагогической деятельности. Неадекватность выполняемой работы ее официальному статусу отрицательно влияла на профессиональное сознание школьного библиотекаря.

Для обозначения вида профессиональной деятельности, основным содержанием которой является воспитание, обучение, образование и развитие учащихся, существует более точное определение — профессионально-педагогическая деятельность. Именно ее мы будем иметь в виду, говоря о педагогической деятельности школьного библиотекаря, ибо она значится в настоящее время узаконенной составной частью его профессии.

Гуманистический потенциал педагогической деятельности школьного библиотекаря заключается в создании возможностей для развития и личностного роста самого педагога-библиотекаря, удовлетворения его собственных базовых потребностей в самореализации своего творческого потенциала как предпосылки развития творческого потенциала всего школьного сообщества.

Синдром эмоционального выгорания сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки.

В основе синдрома эмоционального выгорания лежит стресс.

Что же провоцирует СЭВ?

Внешние факторы, провоцирующие профессиональное и эмоциональное выгорани

Глобализация и урбанизация. Все больше людей становятся жителями крупных мегаполисов. Вдумайтесь: за один день современный горожанин видит за день столько же людей, сколько житель викторианской эпохи за всю прожитую жизнь. С точки зрения психологов крайне негативное влияние на современного человека оказывает однообразная, бесцветная, прямоугольная архитектура современных городов.

Внутренние факторы, провоцирующие профессиональное и эмоциональное выгорание

Диктаторский стиль руководства. Именно такой стиль руководства чаще всего приводит к выгоранию не только отдельных людей, но и целых коллективов.

Небольшая зарплата. Одним из основных критериев мотивации современного человека является достойная заработная плата. Человек, труд которого не оценен по достоинству выгорает в первую очередь.

Уровень профессиональной подготовки. Чем выше ваш профессиональный уровень, тем выше ваши шансы в профессии. XXI век требует от человека высокого уровня профессионализма.

Какие работники составляют группу риска в том случае, когда мы говорим о профессиональном выгорании?


1) Трудоголики, готовые выкладываться по 24 часа в сутки, отдаваться работе без остатка, без перерывов, входных и отпусков, - первые кандидаты на полное психологическое выгорание, приводящее в результате к ранней смертности.

4) Профессиональному выгоранию больше подвержены работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места. На постсоветском пространстве к этой группе относятся, прежде всего, люди старше 45 лет, для которых вероятность нахождения нового рабочего места в случае неудовлетворительных условий труда на старой работе резко снижается по причине возраста.

5) На фоне постоянного стресса синдром выгорания проявляется в тех условиях, когда человек попадает в новую, непривычную обстановку, в которой он должен проявить высокую эффективность (испытательный срок, будущая аттестация, смена работы). Например, после лояльных условий обучения в высшем учебном заведении на дневном отделении молодой специалист начинает выполнять работу, связанную с высокой ответственностью, и остро чувствует свою некомпетентность. В этом случае симптомы профессионального выгорания могут проявиться уже после шести месяцев работы.

6) Синдрому выгорания больше подвержены жители крупных мегаполисов, которые живут в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах. Не менее сложная ситуация у жителей небольших населенных пунктов, где найти новую работу практически невозможно.

8) Крайне тяжело работать специалисту, который либо перерос уровень работы, либо профессиональная деятельность которого не оценена должным образом.

10) К группе риска относятся сотрудники, подверженные возрастным кризисам. В трудоспособный период жизни люди могут быть подвержены кризису профессионального самоопределения, кризису смысла жизни и кризису среднего возраста.

С меньшим риском для здоровья и менее выраженным снижением эффективности синдром профессионального выгорания переживают работники, которые характеризуются следующими особенностями. В первую очередь это люди, имеющие хорошее здоровье и сознательно, целенаправленно заботящиеся о своем физическом состоянии (они постоянно занимаются спортом и поддерживают здоровый образ жизни). Это люди, имеющие высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Необходимо также подчеркнуть, что профессиональное выгорание меньше касается людей, имеющих опыт успешного преодоления профессионального стресса и способных конструктивно меняться в напряженных условиях.

Если говорить о характере таких людей, то необходимо выделить такие индивидуально-психологические особенности, как высокая подвижность, открытость, общительность, самостоятельность и стремление опираться на собственные силы.

Симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три основные группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие.

Психофизические симптомы профессионального выгорания:

чувство постоянной, не проходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
ощущение эмоционального и физического истощения;
снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
резкая потеря или резкое увеличение веса;


Социально-психологические симптомы профессионального выгорания:


Поведенческие симптомы профессионального выгорания:


Итак, мы рассмотрели теоретические аспекты синдрома профессионального выгорания, как же выглядит эта проблема в библиотечной сфере?

Психологические особенности труда библиотекаря

Это описание – не вопрос юмористической викторины и не цитата из художественного произведения. Это – блестящий пример широко распространенного стереотипа о библиотекаре, приведенный американскими исследователями.

Стереотипы о представителях библиотечной специальности отличаются чрезвычайной устойчивостью и универсальностью.
Проблема стереотипного восприятия библиотекарей является предметом изучения многих ученых по всему миру: этому вопросу посвящаются отдельные исследования, создаются специализированные ресурсы в Интернет.

При этом усредненные социальные представления о библиотекарях можно описать следующими тезисами:

- работа библиотекаря очень спокойная;
- библиотекари начитаны и знают ответы на все вопросы;
- работать в библиотеку идут самоотверженные специалисты, наделенные особой любовью к книгам и людям;
- библиотекари часто одиноки, раздражительны, строги и лишены чувства юмора.

Наверняка, каждому хотя бы один раз приходилось слышать (или высказывать) подобные суждения. И хотя опровержений стереотипным взглядам мы встречаем в жизни не меньше, чем подтверждений, стереотипы разделяются большинством, запускаются автоматически и зачастую существенно влияют на наше восприятие того или иного явления. При этом мы редко задумываемся о причинах и внутренних разногласиях принятых стереотипов.

Почему, при спокойной работе, библиотекари становятся придирчивыми и раздражительными?

Каким образом соотносится любовь к людям с одиночеством, требовательностью и раздражительностью при общении с читателями?

Почему на спокойную работу идут только самоотверженные люди?

Так, библиотекари называли следующие негативные особенности своей профессиональной деятельности:

1. Однообразие физического окружения. Высказывались жалобы о том, что работники устали постоянно находиться среди неизменных книжных стеллажей.
2. Невозможность полного раскрытия своего потенциала и применения имеющихся профессиональных навыков.
3. Слабый контроль над своей карьерой. Библиотекари сообщали о субъективном ощущении полного отсутствия их участия в управлении дальнейшим карьерным ростом.

Особенности труда школьных библиотекарей

Статья 54. Иные работники учреждений образования
1. К иным работникам учреждений образования относятся лица, осуществляющие административно-хозяйственные, инженерно-технические, производственные и иные вспомогательные функции.
2. Права и обязанности иных работников учреждений образования устанавливаются законодательством, уставами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждений образования, их трудовыми договорами.

Повышенные физические и эмоциональные нагрузки при обеспечении учебниками. Я думаю, что тот, кто однажды сталкивался с проблемой приема-сдачи учебников, разделит мое мнение, что эмоциональная и физическая нагрузка на библиотекаря в период май-июнь, август-сентябрь возрастает многократно.

Ограниченное время для обслуживания. В отличии от массовых библиотек, пик обслуживания учащихся приходится на перемену и это вносит свои особенности в характер обслуживания.

Несоответствие между фондами школьных библиотек и запросами читателей. По данным российских исследователей фонды школьных библиотек только на 30% соответствуют запросам читателей.

Несовпадение читательских интересов библиотекарей и учащихся. Многие библиотекари, особенно из числа тех,кто не владеют компьютером, не владеют информацией о новинках литературы для детей, а также об их преопочтениях в художественной литературе, что создает огромные проблемы в обслуживании.

Сильное шумовое загрязнение в течение рабочего дня. Библиотека – это тишина и уют – это устойчивый стереотип, справедливый в отношении массовых библиотек. Специфика работы школы совсем иная. Шум во время школьной перемены накладывает свои особенности на работу школьного библиотекаря.

Различие в степени освоения компьютером между библиотекарем и учеником. Оставим это без комментариев.

Замкнутое пространство для общения. В школьной библиотеке состав читателей может меняться только из класса в класс. Выпускники уходят, первоклассники приходят. Однако вовлеченность библиотеки в учебный процесс предполагает тесное общение с учителями и восприятие их, как коллег по работе. Итак, в небольшой массовой библиотеке количество работников обычно варьируется от 2 до 10. В школьной библиотеке вы завязаны на весь педколлектив.

Одной из профессиональных проблем, приводящих к выгоранию, можно считать отсутствие устойчивых контактов с массовыми библиотеками, а также отсутствие в школьных библиотеках профессиональной периодики. Сложно идти вперед, не изучив опыт коллег по определенным проблемам.

Психолого-педагогические проблемы, возникающие в работе школьного библиотекаря с детьми

Неприязнь к библиотеке. Такое отношение часто появляется оттого, что библиотеки, помимо своей основной функции, не могут предложить ребятам, что-то большее потому становятся скучными и неинтересными для детей.

Игровые интересы. Дети всегда остаются детьми и любую, даже учебную деятельность они хотят превратить в игровой процесс. Отсутствие в библиотеке игрового процесса также может стать для ребят, особенно начальных классов, камнем преткновения, из-за которого они редко посещают школьную библиотеку. Вследствие этого ребенок может оказаться в изоляции, уходит в себя.

Отсутствие интересных программ. Любая детская деятельность интересна тогда, когда она хорошо организована. В этой связи существенное значение приобретает методичная, целенаправленная работа школьного библиотекаря с детьми. Причем здесь важно также учитывать половозрастные характеристики детей.

Некомфортность. Отсутствие комфорта в библиотеке часто является причиной для ее непосещения. Ощущение "домашней" обстановки, уюта и тепла является очень важным фактором для формирования положительного эмоционального настроя.

Отсутствие у библиотекаря умения работать с детьми. Это и нежелание понять ребенка, выслушать его, и отсутствие этики поведения, и отсутствие опыта общения с детьми, как такового (например, в силу молодого возраста библиотекаря) и т.д.

Неумение библиотекаря разрешить все вышеперечисленные проблемы очень часто приводят к полному психоэмоциональному выгоранию библиотекаря.

Быть доброжелательным и чутким.
Разбираться в особенностях психологии детей, чувствовать их потребности и интересы.
Иметь высокий уровень интеллектуального развития.
Иметь широкий круг интересов и умений.
Иметь помимо основного еще какое-либо образование (например, психологическое).
Быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с работой с детьми.
Иметь живой и активный характер.
Обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму).
Проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.
Иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение.
Обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью.
Иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.

Кроме общекультурных навыков, библиотекарю необходимо развивать и другие качества, необходимые для его профессиональной деятельности. Так, для библиотекаря важны функции внимания, уровень настройки на прием и переработку поступающей информации, способность длительное время сохранять устойчивое внимание и умение переключать его с одного вида деятельности на другой. Особенно важно умение оперативно выбрать из большого объема информации именно те сведения, которые необходимы для решения конкретных задач.

Библиотекарю необходимо самостоятельно развивать волевые качества: умение работать по инструкции, выполнять предписания. К коммуникативным качествам относятся умение найти верный тон, целесообразную форму общения, способность установить контакт с собеседником. Важен эмоциональный уровень профессии: уравновешенность, уступчивость, доброжелательность, умение выявить привлекательные стороны в библиотечной профессии. Библиотекарю необходимо уметь четко излагать свои мысли, вести беседу на интересующие читателя темы, аргументировать свою точку зрения.

Как же уберечься от столь опасного состояния, как синдром ПЭВ?

Важно продолжать образование, самообразование, развивать профессиональные навыки. Нужны добрые, дружеские отношения с коллегами. В процессе получения новых знаний, будучи в окружении других профессионалов, личность получает возможность обсуждать с другими профессиональные проблемы.

- уход в лежащую рядом профессиональную область, где прежние знания, умения, навыки найдут новое применение;
- сохранение рода занятий, которые станут отныне инструментом для достижения глобальных целей;
- смена рабочих приоритетов, попытка овладеть в профессии новыми навыками и умениями.

В деле психологической разгрузки помогают: культивирование интересов, не связанных с профессиональной деятельностью, поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации, активная социальная жизнь и, конечно же, общение с друзьями, не имеющими отношения к вашей работе.

Качества, которые помогают поддерживать эмоциональную стабильность: стремление к исполнению желаний без надежды стать победителем во всех случаях, умение проигрывать без самоуничижения и агрессии; способность к объективной самооценке без стремления понравиться всем; открытость новому опыту; умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни.

Хороший климат внутри коллектива, ощущение эмоциональной поддержки коллег и администрации – это мощный ресурс предупреждения и устранения профессионального стресса. Чувство защищенности в коллективе, наличие надежной опоры среди коллег, возможность доверительно обсуждать вопросы, связанные со стрессом в работе, позволяют уменьшить напряженность, тревогу, а также агрессивные проявления.

Почаще вспоминайте, что работа лишь часть жизни. А вот семье и близким людям ваше здоровье, надежность и внимание всегда будут нужны. Баланс очень важен, поскольку люди часто чрезмерно вкладываются в работу, делают ее огромной, чересчур значимой частью своей жизни. Необходимо найти для себя другие виды занятий, хобби, увлечения, новые интересы, чаще переключаться на что-то приятное, радовать себя, получать новые впечатления, заниматься спортом.

Итак, поведем итоги.

Чтобы быть любимым, здоровым, счастливым профессионалом необходимо:

Будьте счастливы.

Список рекомендуемой литературы:

1. Алтухова Г. Беседы об этике и имидже // Библиотека. – 1998. - Ν 2. – С.39 – 41.
2. Алтухова Г.А. Речевая культура библиотекаря: Учебное пособие. – М., 2002. – 96 с.
3. Библиотечное обслуживание: теория и методика: Учебник / под ред. А.Я. Айзенберга. – М., 1996.
4. Ванеев А.Н. Конфликты в библиотеке: предупреждение и разрешение. – СПб., 2002. – 128 с.
5. Комисарова Л.Д. Социально-психологические технологии в работе современной публичной библиотеки: Методическое пособие. – М., 2003. – 150 с.
6. Психологический климат в коллективе библиотеки: Практическое пособие / Рос. гос. б-ка; Сост. : Е.В.Губина, О.В. Решетникова, Г.Н. Сартан. – М., 1996. – 152 с.
7. Трушина И., Фирсов В. Еще раз о профессиональной этике //Библиотека. – 2002. - Ν 11. – С. 68 – 72.

Новый статус поднял престиж школьного библиотекаря, ввел его в состав педагогического коллектива школы. Этот факт повлиял на профессиональное сознание школьного библиотекаря и побудил его решать вопрос о расширении поля своей профессиональной деятельности. Педагогическую деятельность предстояло осмыслить не как одну из функций профессии, ее факультативную часть, а как ее сущность, ее ядро. Сложность положения состояла в том, чтобы совместить две разные области знаний – педагогическую и библиотечную – в единое целое.

Чтобы войти в состав педагогического коллектива школы на равных и найти с учителями-предметниками общий язык, надо было освоить педагогическую терминологию, осознать свои новые компетентности и задачи, включиться в основные виды педагогической деятельности школы, вписать в них функционал новой должности, не дублируя при этом роль других участников педагогического процесса. Надо было осмыслить философию современного образования, понять, как оно связано с традициями, каков его вектор движения, разобраться в видах образовательной деятельности, найти в них свое место, понять, как распорядиться своими универсальными ресурсами, чтобы органично включиться в модернизацию школы.

С другой стороны, надо было сохранить значение библиотечной составляющей профессии, довести ее значение до администрации школы, до сознания каждого учителя и ученика, проявить себя уникальным помощником в учебно-образовательном процессе, показать ценность библиотечных ресурсов и библиотечных методов, их незаменимость при изучении учебных дисциплин и во внеклассной работе учителя. В этой связи одной из первоочередных задач, вставших перед школьным библиотекарем, стала задача наполнения содержанием новой профессии и повышение ее престижа. Степень целесообразности введения новой должности связана с определением новых функций, прав и обязанностей педагога-библиотекаря, с пониманием его миссии и значения.

Новое название профессии само по себе проблемы не решало, библиотекарю предстояло повышать педагогический авторитет в школе конкретными делами. При отсутствии руководящих указаний со стороны государства единственной опорой в становлении новой профессии, в осмыслении ее миссии стала Русская школьная библиотечная ассоциация (РШБА), возглавляемая ее президентом – подлинным энтузиастом библиотечного дела и борцом за судьбу школьных библиотек России, кандидатом педагогических наук Татьяной Дмитриевной Жуковой. РШБА сразу осознала необходимость в создании учебного пособия, раскрывающего сущность педагогической деятельности школьного библиотекаря в сегодняшнем информационно-образовательном пространстве школы, привести ее в соответствие с мировыми тенденциями и данными наук.

Пропагандируя ценности чтения для развития учеников, я как автор искала путь к взаимодействию педагога-библиотекаря с учительским персоналом школы и с родителями учеников, стремилась раскрыть уникальные ресурсы библиотеки, превратить ее в лабораторию активного обучения и познания. В этой связи особое внимание в связи с поставленными задачами обращено мной на психологическую и литературоведческую культуру педагога-библиотекаря как основу для повышения качества чтения учащихся и выявления ценностей разных видов и жанров литературы и их воспитательного потенциала.

К программным документам относится и Декларация школьных библиотекарей России (Школьная библиотека. – 2014. – № 5, вкладка), в которой библиотека рассматривается как пространство библиотечной педагогики и определяется новая гуманистическая функция школьных библиотек.

Для осмысления концепции пособия много дали мне лекции и личные встречи с крупными специалистами разных областей знаний: психологов (ТА. Черниговская, Л. И. Засорина, Н. Л. Карпова, О. Л. Кабачек), философов (К. К. Колин), библиотековедов (A. B. Соколов, С. А. Басов, Ю. Н. Столяров, В. А. Бородина, Н. И. Гендина), педагогов (Т. Г. Браже), личная переписка с коллегами (Г. С. Ганзикова, Г. М. Пальгуева, Н. М. Плохотник, С. А. Езова), чьими добрыми советами я смогла воспользоваться. Все это расширяло горизонты профессиональных знаний и рождало новые аспекты в содержании пособия.

Особое значение для понимания специфики традиционной библиотечной работы школьного библиотекаря имели труды нейропсихологов, раскрывших огромную роль феномена чтения в развитии мозговой деятельности ребенка, что укрепило убеждение в необходимости усиления руководства чтением детей и повышения психологической грамотности самого школьного библиотекаря.

Книга снабжена вопросами к читателям, которые могут помочь осмыслению ее концепции. Список литературы расширяет диапазон профессиональных знаний школьного библиотекаря в рамках рассматриваемых проблем.

Осознаю, что в пособии отразилась моя приверженность к гуманитарной миссии школьной библиотеки и вытекающему отсюда акценту, сделанном мной на руководстве чтением художественной литературы. Я осталась верна своим собственным, во многом традиционным представлениям о назначении библиотеки в нашем противоречивом мире, устремленном в будущее.

Глава 1. Сущность и специфика педагогической деятельности школьного библиотекаря

1.1. Педагогическая деятельность школьного библиотекаря в структуре общей и библиотечной педагогики

Ключевые слова:

Педагогика, библиотечная педагогика, педагогическая профессия, педагогическая деятельность, педагогика сотрудничества, миссия школьной библиотеки, библиотечные ресурсы, педагог-библиотекарь

В зависимости от классификационных оснований, положенных в основу деления педагогики, в ней выделяют разные виды, такие как возрастная (педагогика раннего детства, дошкольная, школьного возраста, андрагогика, геронтология), внешкольная, коррекционная и др. Среди прочих делений есть деления по отраслям педагогики: педагогика социальной работы, семейная, музейная, театральная. Названные виды входят в число прикладной педагогики. В этот ряд входит и библиотечная педагогика – интеграционная дисциплина, осуществляемая в условиях библиотеки – информационного, культурного и образовательного учреждения, сконцентрировавшего в себе документальные источники на традиционных и электронных носителях, в том числе на сетевых, предоставляющих доступ к внутрибиблиотечным и удаленным ресурсам.

– реализация информационного обеспечения образовательного процесса в школе, содействие самообразованию учащихся и учителей;

– содействие развитию творческих способностей школьников, формированию духовно-богатой, нравственно здоровой личности;

– организация библиотечного обслуживания всех членов школьного сообщества независимо от возраста, расы, пола, вероисповедания, национальности, языка, профессионального или общественного положения;

– обеспечение организации доступа к местным, региональным, национальным и глобальным информационным ресурсам;

– формирование информационной культуры через организацию информационной подготовки школьников, включая обучение навыкам поиска, извлечения, критического анализа и самостоятельного использования информации для удовлетворения многообразных информационных потребностей (приобретения знаний, досуг и т. п);

– интеграция усилий педагогического коллектива и родительского сообщества в области приобщения к чтению и руководства чтением школьников, воспитание и закрепление у школьников потребности и привычки к чтению, учебе и пользованию библиотеками на протяжении всей жизни.

Библиотечная педагогика применительно к детям базируется на добровольности ребенка, на его потребности в общении, свободном читательском самовыражении и развитии. Идя от того, что значимо для ребенка, и соотнося его потребности с книгой, уча ориентироваться в книжном и информационном пространстве, библиотекарь выполняет важную социальную миссию – вводит ребенка в мир знаний, культуры и информации.

Библиотечная педагогика интегрирует в себе все составные части педагогики: образование, обучение, воспитание, развитие, социализацию и гуманизацию.

Отличительная особенность библиотечной педагогики состоит в том, что она осуществляется средствами универсальных библиотечных ресурсов, то есть печатных изданий, сосредоточенных в фондах библиотеки и предназначенных для чтения, а также средствами информационных технологий, которыми располагает современная библиотека, работающая с детьми. Определенным образом влияет на посетителей библиотеки и сама библиотечная интеллектуально насыщенная среда. Важным педагогическим преимуществом библиотеки является возможность неформального, свободного, личностно-ориентированного общения с читателем, исключающего какое бы то ни было принуждение. Особенность этого общения состоит в том, что оно происходит с опорой на книги.

В отличие от предметного обучения, бытующего в современной школе, библиотечной педагогике свойственен надпредметный, универсальный характер, нацеленный на поддержку и развитие как учебной, так и внеучебной деятельности детей, связанной с самообразованием. Библиотечная педагогика, в отличие от классноурочной системы, не стандартизирована, не оперирует оценками и обеспечивает равенство возможностей для развития как успевающих, так и неуспевающих учеников.

Педагогическая профессия – одна из самых древних и не проходящих сфер человеческой деятельности. Возникновение педагогической профессии связано с появлением потребности развивающейся человеческой общности и трансляции социального опыта от старшего поколения к младшему. Первоначально эту потребность осуществляла семья. В процессе цивилизации, с появлением экономических отношений и политической организации общества возникают специальные институты образования, системы воспитания. Возникает класс людей, которые профессионально занимаются этой деятельностью.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

Читайте также: