Насколько целесообразно и результативно используется школьный компонент

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

на педагогическом совете

о формировании компонента образовательной организации и части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

1. Общие положения.

1.1.Настоящее положение разработано в соответствии:

1.3 Школьный компонент – это образовательные услуги, предоставляемые образовательным учреждением, направленные на удовлетворение образовательных запросов учащихся, их родителей (законных представителей).

1.4. Школьный компонент может включать учебные предметы по выбору и элективные курсы.

1.5. Предметы школьного компонента, направленные на расширение и углубление содержания базовых учебных предметов, освоение дополнительного содержания образования, отражают специфику образовательного учреждения, позволяют более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги.

2.Особенности организации и содержания школьного компонента

2.1.Ежегодный набор предметов школьного компонента на учебный год рассматривается педагогическим советом с учетом:

- образовательных программ, реализуемых ОО;

- кадровых и финансовых возможностей ОО;

- образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей).

2.2 В школьный компонент входят учебные предметы и элективные курсы.

2.3 .Учебные предметы выполняют три основные функции:

- реализуют учебные программы, необходимые для изучения в данном профиле, но не вошедшие в базовую часть учебного плана в соответствии с ФК ГОС;

- реализует учебную программу, востребованную обучающимися и их родителями (законными представителями), не вошедшие в обязательную часть учебного плана;

- дополняют, расширяют, углубляют учебные программы инвариантной части.

2.4. Элективные курсы решают задачи углубления, расширения содержания учебных предметов, входящих в обязательную (базовую) часть учебного плана, а также способствуют удовлетворению познавательных интересов обучающихся в различных областях деятельности человека.

2.5 Учителя разрабатывают программно-методическое обеспечение предметов школьного компонента.

Если школьный компонент является дополнением к обязательным учебным предметам, то учителем разрабатывается одна учебная программа на все часы данного предмета в совокупности. Если предмет школьного компонента представлен элективным курсом, то рабочая программа такого предмета школьного компонента составляется оформляется с учетом локального нормативного акта ОО.

3.Оценивание.

3.1.Оценка учебных предметов по выбору, курсов школьного компонента в осуществляется по следующей системе:

- элективные курсы, изучаемые менее 64 часов оцениваются по зачетной системе.

оценивается по пятибальной системе

3.2.В аттестате об основном общем или среднем общем образовании делается запись об изучении элективных курсов, учебных курсов (полное название в соответствии с учебным планом школы).

Основой для разработки базисного учебного плана конкретного образовательного учреждения, где учитывается его специфика и условия функционирования, является региональный базисный учебный план.

Региональный базисный учебный план разрабатывается региональными органами управления образованием на основе федерального базисного учебного плана и несет нормативную нагрузку на уровне региона.

  • инвариантная часть (ядро) – обеспечивает приобщение учащихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;
  • вариативная часть – обеспечивает индивидуальный характер развития школьников, учитывает их личностные особенности, интересы и склонности.

Разделение компетенции в области образования отражается в учебных планах посредством выделения федерального, регионального и школьного компонентов.

Федеральный компонент: – обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения; – создает условия для развития учащихся, овладения выпускниками общеобразовательных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и навыков.

  • отвечает потребностям и интересам в области образования народов нашей страны;
  • позволяет организовать занятия, направленные на изучение национального (родного) языка и литературы, а также природных, экономических и социокультурных особенностей региона.
  • обеспечивает вариативность образования;
  • отражает специфику конкретного образовательного учреждения;
  • позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги.
  • федеральный компонент – не менее 75% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;
  • региональный (национально-региональный) компонент – не менее 10%;
  • школьный компонент – не менее 10%.
  • устава учреждения;
  • образовательной программы;
  • кадрового состава;
  • учебно-методического обеспечения;
  • материально-технического обеспечения.

Необходимыми требованиями при составлении учебного плана отдельно взятой школы является соблюдение минимального количества часов на изучение каждой образовательной области, которое определено в инвариантной части регионального базисного плана, и предельно допустимая нагрузка учащихся, с учетом режима работы школы (пятидневной или шестидневной учебной недели).

Особенности образования на каждой ступени обучения подробно излагаются в пояснительной записке к учебному плану. Варианты составления пояснительных записок к учебному плану приведены в Приложении 1 и зависят от статуса общеобразовательного учреждения.

Елена СОВЕТОВА, директор школы № 901,
г. Москва

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Варианты обоснования учебного плана общеобразовательного учреждения

Учебный план должен соответствовать статусу учреждения (статус должен иметь подтверждение в приказах МО РФ, региональных органов управления образованием, в уставных документах учреждения).

Пояснительная записка к учебному плану строится на обосновании выбранных приоритетов образования в данном образовательном учреждении.

Рекомендуется для гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением иностранных языков, Центров образования, Центров исторического, математического и др. образования.

Пояснительная записка строится в соответствии со следующей логикой:

  • Целевая направленность: образовательный процесс ОУ направлен на развитие рефлексии учащихся. Внимание учителя направлено не только на получение правильного ответа (заучивание) от учащегося, но и на процесс понимания (развитие мышления), каким образом этот ответ получен.
  • Стратегические и тактические ориентиры обновления содержания образовательного процесса: в основе отбора содержания

– усиление вариантной части содержания образования в 8–9 классах курсами по выбору для организации предпрофильного образования.

  • Приоритетность (гуманитарного, или математического, или лингвистического и т.д.) образования позволяет решить следующие задачи: (перечислить).
  • Содержание образования в этой (гуманитарной, или математической, или лингвистической и т.д.) области разворачивается последовательно на трех уровнях:

– указать количество часов, выделенных в учебном плане на изучение предметов (гуманитарного, или математического, или лингвистического и т.д. направления);

– создание интегративного комплекса изучения предметов (гуманитарного, или математического, или лингвистического и т.д. направлений). Основной источник интеграции в этом случае – прямые межпредметные связи. Создается основа для профильно-ориентированной координации в преподавании отдельных предметов;

в) на уровне горизонтальной преемственности в изучении предметов (гуманитарного, или математического, или лингвистического и т.д. направления) в базовом, школьном компонентах и дополнительном образовании.

4. Характеристика компонентов учебного плана (обоснование увеличения базового уровня изучения отдельных предметов (за счет чего?), описание предметного наполнения образовательных областей).

5. Характеристика учебных программ (государственные, авторские; интегрированные, линейные, концентрические и т.д.). 6. Особенности регионального компонента (отдельные часы или интегрированно с другими предметами; соответствие выбранному направлению).

7. Особенности школьного компонента (обоснование распределения часов в 1-й и 2-й половинах учебного дня).

8. Прогноз педагогических результатов нововведений учебного плана(переориентация содержания образования при обязательном сохранении базового уровня предполагает (ожидаемые результаты).

Пояснительная записка к учебному плану строится на основе описания особенностей образовательных областей.

Рекомендуется для школ с углубленным или расширенным изучением отдельных предметов, школ с лицейскими и гимназическими классами, школ с этнокультурным компонентом содержания образования.

Реализация данного плана позволит повысить качество образования в ГБОУ СОШ № 862 и выполнить социальный заказ в 2013-2014 учебном году.

Использование школьного компонента в ГБОУ СОШ №862.

5.1. Использование школьного компонента представлено в Приложениях 1,2.

5.2. Школьный компонент реализуется в учебном плане ОУ № 862 в следующих направлениях: в урочном блоке учебного плана, во внеурочном блоке учебного плана (инвариативно и вариативно).

Часы школьного компонента используются как для усиления базового образования, так и для обеспечения регионального компонента (5-11 классы), для элективных курсов (9-11классы). Большое количество часов школьного компонента отводится для консультаций по основным общеобразовательным предметам по подготовке домашних заданий с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и в связи с необходимостью обеспечения достаточного уровня базового образования, для отработки ОУУН, для расширения образовательного пространства.

Использование интегрированных учебных дисциплин в учебном плане.

В 5-11 классах предмет москвоведение интегрирован в литературу, окружающий мир, историю, обществознание, географию и МХК.

Выполнение санитарно-гигиенических нормативов в учебном плане ОУ.

7.2. В вариативной части учебного плана в 5-6 классах увеличено количество часов на занятия активно-двигательного характера.

7.3. Определен объем обязательных домашних заданий с учетом проведения домашней самостоятельной работы достаточного объема. Сдваивание уроков по ряду предметов по цикло-блочной системе позволяет сократить объём домашних заданий и снять аудиторную перегрузку. Утверждены локальные нормативы текущей и рубежной аттестации; в календарном планировании определены Дни здоровья в ОУ; установлено соответствие сроков осенних, зимних и весенних школьных каникул распоряжениям Департамента образования города Москвы.

Режим организации учебно-воспитательного процесса в ОУ № 862

в 2013/2014 учебном году.

Учебный год начинается первого сентября. Продолжительность учебного года 34 учебные недели.

Учебный год представлен следующими учебными периодами – учебные триместры (1-9 классы) и учебные полугодия (10-11 классы).

Календарные сроки учебных периодов: 1 триместр с 1 сентября по 30 ноября; 2 триметр с 1 декабря по 28 февраля; 3 триместр с 1 марта по 24 мая;

1 полугодие с 1 сентября по 30 декабря; 2 полугодие с 1 января по 24 мая.

В связи с организацией учебного процесса по триместрам, в рамках реализации программ внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, культурно-досуговой деятельности утверждены следующие календарные сроки каникулярных периодов:

осенние каникулы – 28 - 03 октября 2013г.;

зимние каникулы – 31 декабря 2013г. – 08 января 2014г.;

весенние каникулы – 17 – 23 февраля 2014г.;

весенние каникулы – 07 – 13 апреля 2014г.

Окончание учебного года: 1 класс – 24 мая; 2-8, 10 классы – 24 мая; 9, 11 классы – 24 мая; ГПД – до 24 мая включительно (или в сроки, установленные Министерством образования и науки РФ).

По окончании учебного года в ОУ № 862 проводится трудовая практика в 5-8 и 10 классах; для юношей 10 классов в конце мая (предпоследняя неделя) – обязательно проходят 5-дневные военные сборы.

Итоговая аттестация обучающихся 9, 11 классов проводится в сроки, установленные МО и науки РФ.

Многообразие целостной системы основного и дополнительного образования позволяет сократить пространство дивиантного поведения учащихся, обеспечивает воспитание и развитие творческой личности, а также реализовать основную цель расширения базисного инвариативного и вариативного образования – сохранение должного уровня преподавания и выполнения социального заказа.

Образовательное учреждение успешно внедрило и использует в организации учебно-воспиттальной работе казачий компонент.

ВложениеРазмер
nashe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_odno_iz_pervyh_shkol_rayona_nachali_vnedryat_kazachiy_komponent_v_vospitatelnuyu_rabotu.docx 17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Практически во всех мероприятиях, которые проводятся в хуторе, школе, принимает участие данный коллектив-это Уроки мужества, празднование Дня Победы, Масленицы. Ребята выступали на выборах;

Многие выпускники ансамбля продолжили дело своего наставника, став профессиональными работниками культуры- это – Чувашина Елена –Мухина Инна, Мыльцева Марина , Каргина Ксения , Лунёва Татьяна.

Для реализации казачьего компонента в школе сложилась определенная система, которая нашла свое место и в урочной и внеурочной деятельности и на таких предметах как литература- учитель Каргина Л.В.; история- учитель Богданова Е.Р. Ребята занимаются исследовательской работой , основы православной культуры-учитель Михайлина Г.В. Ребята активно участвуют в предметной олимпиаде по православию, факультатив история казачества- преподаватель Мухин Ф.М.,

Много интересного и полезного из истории казачества узнают ребята на внеклассных занятиях, которые проводят классные руководители.

В результате краеведческого расследования ребятам удалось собрать очень интересную информацию о жизни и быте потомственных казаков,были найдены старинные фотографии.

Материал обобщен и силами учителей, учащихся и родителей в школе был открыт музей, работающий по комплексно-краеведческому профилю.

Оформлен информационный стенд где отражаются все достижения учащихся и учителей по данному направлению.

В 2012 г. на базе нашего образовательного учреждения проводилась ШПО для завучей, где учителя делились опытом работы с коллегами всего района.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


История исследования России. Программа школьного компонента.

При изучении географии России важно знать, как происходило формирование современных границ государства, кто были люди, исследовавшие и изучавшие территорию страны.Рамки школьной программы не поз.

Планирование школьного компонента п в 6 классе "Проектнтая деятельность :великие личности Древней Руси"

Планирование представляет собой алгоритм проектной деятельности по теме " Великие личности Древней Руси" .Предназначен для работы в группе. В ходе подготовки ребята учаться исследова.

"Об использовании школьного компонента".

В статье описывается опыт работы образовательного учреждения по внедрению казачьего компонента в органихацию учебно-воспитательного процесса.


Рабочая программа для 5 класса по школьному компоненту "страны и континенты".


Выступление на Педагогическом совете" Результаты адаптации обучающихся, воспитанников с умеренной умственной отсталостью посредством реализации коррекционных технологий школьного компонента учебного план"а

Результаты адаптации обучающихся, воспитанников с умеренной умственной отсталостью посредством реализации коррекционных технологий школьного компонента учебного плана.

Выступление на педагогическом совете "Результаты адаптации обучающихсяс умеренной умственной отсталостью, посредством реализации коррекционных технологий школьного компонента учебного плана.

Школьный компонент в реализации экологического образования и воспитания обучающихся

В МБОУ Багаевская СОШ №2 экологическое образование и воспитание обучающихся- одно из приоритетных направлений образовательной стратегии. Особую акт.

Читайте также: