Нарушение прав ребенка инвалида в школе

Обновлено: 02.07.2024

С 01.09.2016 года вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения.

Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг. Включение детей с особыми образовательными потребностями - детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития - в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования.

Образовательная политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании.

Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.

Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе

Для детей с ограниченными возможностями здоровья доступны различные формы получения образования в различных образовательных учреждениях:

• обучение совместно с другими обучающимися,

• обучение в отдельном классе обычной школы,

• обучение в специальной школе,

• индивидуальное обучение на дому,

• обучение в негосударственном образовательном учреждении (организации),

Допускается сочетание различных форм получения образования.

Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МАОУ-СОШ №4 рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

• обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;

• организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;

• сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

• создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;

• совершенствование системы кадрового обеспечения.

В образовательной организации МАОУ-СОШ №4 созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:

• школа реализует специальные (коррекционные) программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

• по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;

• вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;

• в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает психолого-логопедическая служба;

• для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Какими нормативными правовыми актами детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья гарантировано право на получение образования?

Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.

В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч. дошкольном. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции.

Согласно Закону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения.

Локальные акты МАОУ - СОШ №4 г Асино:

• Положение об инклюзивном образовании (приказ от 30.08.2016 г. № 298)

• Положение об организации индивидуального обучении на дому (приказ от 05.11.2014 г. № 336)

• Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (приказ от 01.09.2013 г. №211)

Форма договора О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ С ОВЗ И ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ МУНИЦИПАЛЬНЫМ АВТОНОМНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

План работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, дети-инвалиды) в МАОУ-СОШ№4 г. Асино на 2021 -2022 учебный год.

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ВАРИАНТ 7.1)

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (Вариант 5.1)

Адаптированные рабочие программы для детей с ОВЗ (Вариант 7.1) основная школа

Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с ЗПР 5-9 классов (Вариант 7.1)

Я мама ребенка-инвалида, обучающегося в школе 8 вида. Директор школы заявила, что индивидуального подхода к ребенку искать не будут. Права ли она?

Я - мать ребёнка инвалида. Ребёнку 16 лет. Мы приехали в Санкт - Петербург из Псковской области, города Острова. Коррекционная школа Санкт-Петербурга ребёнка приняла, выслав письмо о приёме в школу города Острова. Имеет ли право коррекционная школа города Острова не переслать документы ребёнка в коррекционную школу Санкт-Петербурга?

Скажите пожалуйста куда обратиться, у меня первый ребёнок инвалид 1 группы учиться попрописки в школе в корекцыоном классе, в торого ребёнка записала тоже в 1 класс попрописки она дочка тоже инвалид 1 группы нас сночало взяли все оформели, потом пришли сошколы принесли документы и сказали оформлять в 6 школу интернат, мне второго ребёнка не выгодно возить такую даль в школу, имеют право они вернуть документы и куда оброщатся чтобы тоже 2 ребёнка оставили в школе попрописки.

Я мама ребёнка инвалида который обучается в школе. Имею ли я право получать денежные средство собрать ребёнка в школу. Куда я могу обратится и какая сумма должна быть.

Учитель ущемляет в школе права ребенка инвалида.

Имеет ли право руководство школы обязать ребёнка-инвалида посещать индивидуальные занятия в карантин, когда её одноклассники не посещают школу? Г. Красноярск.

Какие права у матери ребёнка-инвалида на работе? Работаю в школе.

Здравствуй. Скажите пожалуйста мальчик инвалид 8 вид. Находится в корекционной школе интернат. Имеет ли право школа избавится от ребенка если он не ходит в туалет по большому.

Директор школы заставил меня написать объяснительную из-за того, что я отсутствовала на предвыборной встрече с главой района. Я работаю в школе и воспитываю ребенка-инвалида. Прав ли он?

Имеет ли право учитель снимать истерику ребёнка в коррекционной школе. Учимся по адаптивной программе и говорить что подаст докладную директору школы что мешает остальным. У ребёнка статус инвалид. Съёмку велась при всем классе.

Мой вопрос такой у меня сын инвалид по слуху имеют ли право учителя обычной школы перевести ребенка в коррекционную школу без разрешения родителей.

Имеет ли право директор школы отказать в предоставлении учителя для индивидуального обучения ребенка инвалида? Врачи психиатр и невропатолог направили на обучение в простую школу, где он и обучался.

Семья имеющая 3 детей. Стрший обучается на бюджетной основе в колледже имеет ли право на льготу как многодетная семья?

Средний обучается в школе (ребенок-инвалид) имеет ли семья воспитывающая ребенка инвалида льготу по оплате за детсад на младшего 3 ребенка?

Являюсь опекуном ребенка, инвалида по зрению. Ребенок учится в специализированной школе в другом городе. Имеет ли право администрация предприятия отказать мне в очередном отпуске, если согласно графика мой отпуск с 01.09.12 и отпуск я именно беру для того чтобы отвезти ребенка в школу.

Имею ли я право попросить органы опеки дать мне разрешение на снятие ежемесячной пенсии опекаемого ребенка инвалида для ГСМ в размере 4800 рублей, так как каждый день я вожу девочку в школу и со школу в район находящейся от моего села в 15 км, расход бензина в день составляет 8 литров. В селе где мы проживаем специализированной школы нет, в интернате при школе она не может проживать по своему заболеванию эпилепсия. Спасибо.

Вопрос кассается образования. Я мама ребенка-инвалида (диагноз-лейкоз). Москвичи. По состоянию здоровья нам рекомендовано обучение на дому. Ребенок в этом году должен быть зачислен в первый класс обычной общеобразовательной школы. В школу по так называемой "прописке" мы идти не хотим. Я обратилась к директору школы, находящийся в двух шагах от дома, в которой бы мы хотели учиться, но директор, ссылаясь на то, что мы "не относимся к этой школе" и "что школа не резиновая",отказалась принимать у нас документы. Понятно, кому нужны такие проблемные дети! К нам же надо домой приходить! Директор предложила нам придти в эту школу в конце августа,"вдруг будут резервные места, а может и не будут". Объясните, пожалуйста, мои права. Спасибо.

Работаю в школе, учителем нач. классов по бессрочному договору, имею ребёнка инвалида. Имеют ли право меня сократить?

Я,являюсь матерью ребёнкаребенка-инвалида, который учится в обычной школе. Проживаю в Пскове, имеет ли мой ребёнок право на бесплатное питание?

Имею ли я право отдать ребенка инвалида в школу с 8 лет.

Моя дочь имеет ребенка-инвалида. От льгот отказалась в целях увеличения денежного пособия. Ездят каждый день в специализированную школу на городском транспорте и дочь оплачивает проезд за себя и ребенка-инвалида. Но мне кажется, право на бесплатный проезд хотя бы у ребенка всё равно сохраняется. Права ли я?

Я уже писала что у меня ребёнок инвалид и её обижает одноклассник. Спасибо за ответ но возникла проблема теперь моя дочь может посещять школу только при моём присутствие. Директор сказала что я должна находиться в школе при дочери (я вобщемто этим 5 лет занималась) или учиться домой тоесть директор нам дал быть в школе по доброте душевной (по индивидуальной програме реабилитации написано) общеобразовательная школа общего назначения, условия получения на дому. Если честно учились в школе всё время успевали всё только вот при сложившихся обстоятельствах все решили уйти от проблемы тем самым убрать мою дочь из школы. Подскажите как быть ведь с нами поступают не правильно ущемляя все права ребёнка. А ХУЛИГАНУ ВСЁ НЕПОСЁМ НАШЁЛ НОВУЮ ИГРУШКУ,

Имеет ли право мама ребенка-инвалида присутствовать в школе на занятии? Может ли директор категорически запретить данное присутствие?

Скажите если женщина не работает но воспитывает ребенка инвалида с детсва, который учиться в специализируемой школе-интернате. Ребенку сейчас 14 лет. Имеет

ли право на досрочную пенсию по достижению возраста 50 лет. Спасибо.

Скажите если женщина не работает но воспитывает ребенка инвалида с детсва, который учиться в специализируемой школе-интернате. Ребенку сейчас 14 лет. Имеет

ли право на досрочную пенсию по достижению возраста 50 лет. Спасибо.

Что делать если ребёнка инвалида бьют в школе одноклассники а классных руководитель заступается за одноклассников говорит что они правы.

Мой ребёнок инвалид по слуху 1 сентября мы пошли в школу спец.-ю.Когда мы проходили школьную комиссию ПМПК нас направили в школу №12 г. Челябинска. Четыре дня мы ходили в школу и тут меня вызывает завуч начальной школы и говорит вашему ребёнку рано идти в 1 класс вы не готовы вам надо в подготовительный класс в нашей школе этого класса нет переходите в школу№10.Как можно сделать такие выводы по истечении 4 дней. Почему они хотят от нас избавиться? Имеют они на это право?

Я инвалид 3 группы папа ребенка умер имеет ли ребенок право на бесплатные обеды в школе?

Из-за плохого поведения ребенка -инвалида школа отправила на домашнее обучение ,теперь требуют что бы его положили в психиатрическую больницу, без справки не возьмут в школу. Как быть,помогите. Какие права ребенка инвалида в школе?

Вы можете обжаловать решение школы через суд.

Статья 255. Решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, подлежащие оспариванию в порядке гражданского судопроизводства
[Гражданский процессуальный кодекс РФ] [Глава 25] [Статья 255]

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Здравствуйте, Ирина. Действия школы незаконны. Школа не вправе требовать перевода ребенка на домашнее обучение, тем более — помещения в психиатрическую больницу. Обратитесь с жалобой на нарушение прав несовершеннолетнего в прокуратуру (там есть отдел, осуществляющий надзор за соблюдением прав несовершенннолетних) и в отдел опеки и попечительства для принятия мер.

И, полагаю, лучше подыскать ребенку более подходящую школу, где более гуманное отношение к детям-инвалидам. А ребенка, все-таки, следует проконсультировать у психолога. Грамотный психолог поможет разобраться в причинах такого поведения и скорректировать его. Не стоит все объяснять заболеванием. Тем более, что ребенку нужно помочь социализироваться в обществе.

а ЕСЛИ Я САМА НАПИСАЛА ЗАЯВЛЕНИЕ НА ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ,НО НЕ ЗНАЛА ,ЧТО НА ВЕСЬ УЧЕБНЫЙ ГОД.В заявлении была написана дата с какого числа.

Ст. 42 ФЗ Об образовании, которую привожу не полностью ввиду большого объема:

1. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

3. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).

Из ч. 3 этой статьи следует, что школа не вправе навязывать вам обследование, тем более, в психиатрической больнице, ребенка.

Если вы считаете, что в школе подходящие условия для обучения ребенка, вы вправе требовать от школы, чтобы ребенок был принят на обучение. Тем более, если решение о домашнем обучении было принято под давлением. Вы являетесь законным представителем ребенка. И только вам решать, каким образом предоставить ему образование. Обучение ребенка на дому — ваше право. Заявление о переводе на домашнее обучение не запрещает перевести его снова на обучение в школу.

Ст. 19 ФЗ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.Поддержка общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов направлена на: 1) осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами; 2) развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей; 3) интеграцию в общество.Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования. Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации инвалидов. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают инвалидов и их родителей (законных представителей) информацией по вопросам получения общего образования, профессионального образования, профессионального обучения и реабилитации инвалидов. Органы государственной власти и организации, осуществляющие образовательную деятельность, оказывают психолого-педагогическую поддержку при получении инвалидами образования, в том числе при получении общего образования детьми-инвалидами на дому и в форме семейного образования. Инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

При невозможности обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, органы, осуществляющие управление в сфере образования, с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов обеспечивают организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому.

Основанием для организации обучения детей-инвалидов на дому являются обращение в письменной форме их родителей (законных представителей) и заключение медицинской организации, выданное в порядке и на условиях, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку и реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.Порядок регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов на эти цели определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Ст. 17 ФЗ Об образовании:

1. В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Ст. 79 ФЗ Об образовании установлены требования к получению образования детьми-инвалидами:

1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Международное законодательство в области закрепления права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования имеет более чем полувековую историю развития.

развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;

обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества;

доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;

предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;

создание условий для освоения социальных навыков;

обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.

Федеральные документы

Читайте также: