Создание коллаборативной среды в школе

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Мастер - класс на тему:

"Создание коллаборативной среды на уроках русского языка и литературы"

Цель: создание атмосферы сотрудничества, образовательной среды, благодаря которой участники семинара будут активно участвовать в процессе работы.

- продемонстрировать способы создания коллаборативной среды;

- создать атмосферу сотрудничества для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой;

- организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности.

- краткая характеристика работы по созданию коллаборативной среды

2. Выполнение заданий в группах

3. Презентации работ

4. Оценивание работ экспертной группой и членами групп(составление критерий оценивания)

Ход мастер-класса:

Свое основное выступление я хочу начать словами известного педагога и психолога Ша́лва Алекса́ндрович а Амонашвили: "Если хочешь воспитать в детях силу ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мыслей, дай им возможность проявить себя." И я согласна с ним, потому что весь урок, его ход зависят от того, как ты настроишь детей к нему.

В аудитории сформировано несколько отдельных рабочих зон (по количеству участников, из расчета в группе 4- 6 человек). У каждой группы на столе постеры, фломастеры, стикеры, а также открытка.

Каждый участник, входя в аудиторию, получает фрагмент открытки, его задача найти в какую группу он попал, воспользовавшись целыми открытками, расположенными на столах.

Тренинг "Давайте познакомимся": два круга: внешний и внутренний, стоя напротив друг друга здороваются, пожимая руки и знакомятся с каждым участником.

Вот вы и одна команда! Как здорово, что наш мастер-класс объединил вместе активных, заинтересованных в своём профессиональном росте людей из разных школ нашей области!

Пора начинать наше новое путешествие - в мир Атмосферы сотрудничества!

Продолжать путь нам предстоит, работая в командах, потому что вместе учиться полезнее и интереснее. Вместе вы сможете успешно преодолеть все трудности, потому что команда – это на самом деле сила! А заодно на практике освоим такие технологии, как - учебное сотрудничество, работа в группах и т.д.

В процессе общения вам нужно придумать название команды, девиз.

Работу в группах начнём с распределения ролей.

Организатор – человек, который следит за тем, чтобы всем в группе было комфортно, за тем, чтобы все были услышаны, за тем, чтобы группа не отклонялась от темы.

Вторая роль – секретарь – тот, кто записывает ВСЕ мысли группы,

Третья роль – спикер группы, тот, кто будет высказывать мнение группы, именно группы, а не свое!

Четвертая роль – это человек, который следит за временем- тайммеккер, за тем, чтобы к исходу его группа смогла получить результат.

Пятая роль – человек, который будет оформлять мысли на постере.

После того, как работа в командах завершится, состоится презентация достижений команд. Отдельно создается экспертная группа, которая будет оценивать работу коллег.

Итак, пора приступать к активным действиям.

Сегодня мы попробуем выступить в роли учеников. Будем работать в двух группах. Роли в группах мы с вами распределили.

Участники группы № 1 должны будут подобрать прилагательные и вставить их на месте пропуска в предложенном тексте.(приложение № 1). Участники группы № 2 должны подобрать эпиграф к прочитанной притче и нужно объяснить, почему были выбраны именно эти слова.(приложение № 2)

Каждый сообщает друг другу свои решения. Стараются прийти к единому мнению. Формулируется ответ и записывается секретарем группы, далее по итогам данного этапа участники сообщают позицию своей группы.

Представление результатов работы, обсуждение.

Каждому участнику группы даётся карточка с заданием, которое он должен выполнить не говоря ни слова, т.е. молча. Задание друг другу не показываемВсю работу вы будете выполнять и оформлять на постере.

1) На башне должно быть только 6 окон.

2) Вокруг башни растут 3 дерева.

3) Башня состоит из 10 этажей.

4) Вся башня должна быть обведена синим контуром.

5) На небе сияет солнышко.

6) На вершине башни веет синий флаг.

Выполнение задания. Представление результатов работы, обсуждение.

Насколько вы можете друг друга дополнять, взаимодействовать друг с другом.

"Собери текст"

Каждому участнику группы раздаются листочки с предложениями. Ваша задача как можно быстрее из них составить текст.

1) Наступила весна.

2) Прилетели скворцы.

3) Папа с Арманом решили смастерить для них скворечник.

4) Они пробрались к старой яблоне, которая росла в саду и прикрутили проволокой к стволу яблони.

5) Скворцы поселились в домике, который сделали для них Арман с папой.

6) Мальчик был очень доволен.

Выполнение задания. Представление результатов работы, обсуждение.

Заключительное слово:

Таким образом, при создании коллаборативной среды, применяя групповую работу на своих уроках, хотелось бы отметить, что повышается учебная и познавательная мотивация учеников, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач, в группе выше обучаемость (взаимообучение- сильные-слабые), эффективность усвоения и актуализации знаний, при совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию взаимоуважения, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения. Создание коллаборативной среды на уроке способствует комфортному взаимосотрудничеству каждого члена коллектива. Но, используя групповую работу, мы должны исходить из её целесообразности.

И свое выступление я хочу закончить следующими словами:

- видеть в каждом ребенке в первую очередь личность, любить , уважать его интересы и потребности, узнавать эти потребности и помогать ему реализовать их;

- на уроках дифференцированно относиться к каждому ученику, учитывая уровень его развития, его способности и компетенции;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный учитель действительно творческий человек. К основным качествам творческой личности могут быть отнесены такие, как умение поставить творческую цель и её достигнуть, способность к быстрому переключению мыслей, умение планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль, стремление к повышению профессионального мастерства путём самообразования.

Такие условия я постаралась создать ученикам 7 класса, с которыми работаю не первый год, и на протяжении всего этого времени у нас сложились доверительные отношения. В данном классе обучается 23 ученика, 9 хорошистов, 2 отличника, остальные слабенькие, но подающие надежды.

Нестандартная обстановка, новое начало урока на первом этапе удивило учеников и заинтриговало. Главной моей задачей было создать такую обстановку, в которой ребята чувствовали себя уютно, расслабленно, свободно и безопасно в процессе обучения. Для этого все запланированные мною задания были ориентированы на среднего ученика, для того чтобы не ущемлять возможности более слабых учащихся. Все уроки были проведены в непринужденной обстановке, учащиеся не получали резкой отрицательной оценки ни со стороны учителя, ни со стороны одноклассников. На уроках применяла

совместное обучение - это подход, в рамках которого обучение построено на тесном взаимодействии между обучающимися, либо между обучающимися и преподавателем. Дети получают знания через активный совместный поиск информации, обсуждение и понимание смыслов. На протяжении всех последовательных уроках создавалась коллаборативная обучение.

Внедрение в процесс преподавания и обучения теоретических основ Кембриджского подхода к преподаванию, по моему мнению, действительно помогает учителю стать ближе к своим ученикам, уметь слышать их, понимать, оценивать их деятельность. Использование семи модулей данной Программы позволяет учителю глубже проникнуться во внутренний мир каждого учащегося, осознать свою роль не как лидера и диктатора, а как помощника, советника, наставника, создателя подмостков.

Для создания коллаборативной среды я использовала на уроках фрагменты видеороликов

Создание коллаборативной обстановки, погружение в тему помогло учащимся быстро освоиться на уроке, наладить контакт с партнёрами группы и при обсуждении быстро разрабатывать и оглашать цели и задачи урока, что мотивировало их на дальнейшую работу с более глубоким интересом.

Коллаборативная среда развивает взаимопонимание. Взаимопонимание – это наличие у всех участников группы обучения сходных знаний о процессе взаимодействия, сходных взглядов, предположений и допущений, т.е. разделение всей группой одних и тех же идей.

Тем не менее, к сожалению, не могу сказать, что все приложенные мною усилия принесли положительные результаты. По итогам каждого урока учащиеся на цветных стикерах писали свои замечания и пожелания к уроку. Проанализировав записи учащихся, я пришла к выводу, что уроки им понравились, детям интересна групповая работа, они хотят, чтобы таких уроков было больше. Но, я считаю, что изучение нового материала на моих уроках было неполноценным. Детям пока что тяжело самостоятельно изучать новый материал, хотя они стараются и делают вид, что им все понятно, возможно, это реакция на камеру, дети испытывали страх сказать что-то не так, хотя с моей стороны было сделано все, чтобы учащиеся чувствовали себя комфортно, не испытывали страха ни перед чем.

Проделанная мною работа показала, что на данном этапе, я не полностью владею методами, способствующими раскрепощению учащихся: внешние факторы все же сильно влияют на поведение учеников, поэтому в дальнейшей своей работе я постараюсь устранить все свои недочеты и буду стремиться к повышению профессионального мастерства путём самообразования.

СОЗДАНИЕ КОЛЛАБОРАТИВНОЙ СРЕДЫ на уроках.

Современный учитель действительно творческий человек. К основным качествам творческой личности могут быть отнесены такие, как умение поставить творческую цель и её достигнуть, способность к быстрому переключению мыслей, умение планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль, стремление к повышению профессионального мастерства путём самообразования.

Такие условия я постаралась создать ученикам 7 класса, с которыми работаю не первый год, и на протяжении всего этого времени у нас сложились доверительные отношения. В данном классе обучается 23 ученика, 9 хорошистов, 2 отличника, остальные слабенькие, но подающие надежды.

Нестандартная обстановка, новое начало урока на первом этапе удивило учеников и заинтриговало. Главной моей задачей было создать такую обстановку, в которой ребята чувствовали себя уютно, расслабленно, свободно и безопасно в процессе обучения. Для этого все запланированные мною задания были ориентированы на среднего ученика, для того чтобы не ущемлять возможности более слабых учащихся. Все уроки были проведены в непринужденной обстановке, учащиеся не получали резкой отрицательной оценки ни со стороны учителя, ни со стороны одноклассников. На уроках применяла

совместное обучение - это подход, в рамках которого обучение построено на тесном взаимодействии между обучающимися, либо между обучающимися и преподавателем. Дети получают знания через активный совместный поиск информации, обсуждение и понимание смыслов. На протяжении всех последовательных уроках создавалась коллаборативная обучение.

Внедрение в процесс преподавания и обучения теоретических основ Кембриджского подхода к преподаванию, по моему мнению, действительно помогает учителю стать ближе к своим ученикам, уметь слышать их, понимать, оценивать их деятельность. Использование семи модулей данной Программы позволяет учителю глубже проникнуться во внутренний мир каждого учащегося, осознать свою роль не как лидера и диктатора, а как помощника, советника, наставника, создателя подмостков.

Для создания коллаборативной среды я использовала на уроках фрагменты видеороликов

Создание коллаборативной обстановки, погружение в тему помогло учащимся быстро освоиться на уроке, наладить контакт с партнёрами группы и при обсуждении быстро разрабатывать и оглашать цели и задачи урока, что мотивировало их на дальнейшую работу с более глубоким интересом.

Коллаборативная среда развивает взаимопонимание. Взаимопонимание – это наличие у всех участников группы обучения сходных знаний о процессе взаимодействия, сходных взглядов, предположений и допущений, т.е. разделение всей группой одних и тех же идей.

Тем не менее, к сожалению, не могу сказать, что все приложенные мною усилия принесли положительные результаты. По итогам каждого урока учащиеся на цветных стикерах писали свои замечания и пожелания к уроку. Проанализировав записи учащихся, я пришла к выводу, что уроки им понравились, детям интересна групповая работа, они хотят, чтобы таких уроков было больше. Но, я считаю, что изучение нового материала на моих уроках было неполноценным. Детям пока что тяжело самостоятельно изучать новый материал, хотя они стараются и делают вид, что им все понятно, возможно, это реакция на камеру, дети испытывали страх сказать что-то не так, хотя с моей стороны было сделано все, чтобы учащиеся чувствовали себя комфортно, не испытывали страха ни перед чем.

Проделанная мною работа показала, что на данном этапе, я не полностью владею методами, способствующими раскрепощению учащихся: внешние факторы все же сильно влияют на поведение учеников, поэтому в дальнейшей своей работе я постараюсь устранить все свои недочеты и буду стремиться к повышению профессионального мастерства путём самообразования.

Рефлексивный отчёт Критическое мышление.

Критическое мышление - это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.

Учитель, который не может критически мыслить, никогда не сможет научить ученика мышлению. Отходя от традиционных методов обучения, выискивая новые пути, новые технологии, познавая новые стратегии, мы поможем себе и нашим ученикам развить то самое мышление..

Одной из новых технологий обучения является обучение критическому мышлению.

Учащиеся могут высказать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.

Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт.

Нам, преподавателям, очень сложно выступать в роли терпеливых слушателей своих учеников. Мы привыкли их поправлять, критиковать, морализировать по поводу их действий. Поэтому учителю предлагается две секунды для осмысления ответа и ещё семь для высказывания ребёнка. Ни в коем разе нельзя обрывать ученика и нервно реагировать на его ответ.

Иногда может возникнуть ситуация, когда заявленная тема незнакома учащимся, когда у них нет достаточных знаний и опыта для выработки суждений и умозаключений. В этом случае можно попросить ребят высказать предположения или прогноз о возможном предмете и объекте изучения. В случае успешной реализации фазы вызова у учеников возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.

Необходимо направлять, а не управлять процессами формирования знаний и исследований. И это будет более эффективно при условии активного вовлечения учеников в метод диалогического обучения. По наблюдениям Вольфа и Александера вовлечение детей в обсуждение, диалог и аргументацию, позволит им успешно участвовать в более широких коммуникативных процессах, к которым у них имеется увеличивающийся доступ.

Александер определил пять подходов в общении с учащимися, исследованных на практике: механическое запоминание(заучивание фактов при постоянном повторении), декламация (воспоминания, подсказки), инструкция/изложение (объяснение ученику, что делать, передача информации, фактов, принципов), обсуждение ( обмен идеями и решения проблем), диалог ( взаимопонимание через кумулятивный опрос и обсуждение).

Мерсер же определил три формы аргументирования при обсуждении в классе: диспутивная форма ( спор)- ученики дискутируют и не принимают и не принимают точку зрения других; кумулятивную форму – при которой ученики основываются конструктивно и доброжелательно на достижениях друг друга; исследовательская форма –поиск необходимой информации, аргументирование, встречное оспаривание. Эти идеи соответствуют конструктивисткой теории, которая позиционирует учеников в качестве активных участников процесса преподавания и обучения.

Критическое мышление представляет собой процесс целеустремлённого, саморегулируемого суждения.

Способ структурирования текста как оформление его в таблицу. Любая таблица представляет собой результат некоторой классификации, оформленный в виде нескольких столбцов и строк. Создание таблиц – важнейший метод структурирования, полезный как на стадии осмысления, так и переработки материала.

Еще один методический прием назван Таск-анализ. ТАСК – (это сокращение для слов Тезис — Анализ — Синтез — Ключ), его задача помочь ученикам научиться независимо размышлять об отдельных моментах текста. Метод этот представляет собой 10 последовательно заданных вопросов, над которыми в ходе чтения текста детям предстоит размышлять.

ИНСЕРТ – звуковой аналог условного английского сокращения (INSERT – Interactive Noting System for Effective Reading and Thinking) в дословном переводе означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления.

Прием осуществляется в несколько этапов.

1 этап: Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:





2 этап: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. Знакомство с текстом и его маркировка может производиться в аудитории, при этом педагог может давать свои комментарии по ходу чтения.

3 этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу.

Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии.

Правила написания синквейна:

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

Я выделила наиболее подходящие методы и стратегии критического мышлении, которые подойдут в использовании на уроке литературы.

В целом критически мыслящие ученики активны в процессе постановки вопросов и анализа доказательств, открыты для новых идей и перспектив.

И в результате: актуализированный опыт, знание сформированный мотив, укрепление целей, заявленных на стадии вызова, сформированное целостное представление о предмете, поставленные проблемы на дальнейшее продвижение.

Сборник тренингов для создания коллаборативной среды

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Сборник тренингов для создания коллаборативной среды

Сборник тренингов для создания коллаборативной среды

Сборник тренингов для создания коллаборативной среды

Участники становятся в круг, берутся за руки

Участники становятся в круг, берутся за руки

Затем проведите коллективный анализ и отметьте самые удачные выступления

Затем проведите коллективный анализ и отметьте самые удачные выступления

Возникший шорох соответствует ветру, предшествующему проливному дождю (фаза

Возникший шорох соответствует ветру, предшествующему проливному дождю (фаза

Но уверенные ответы хором, заставляют верить в реальность задуманной сказки

Но уверенные ответы хором, заставляют верить в реальность задуманной сказки

Начинает накрапывать дождь.

Начинает накрапывать дождь.

Хорошо подготовленный тренер получит замечательный результат, создав в группе приподнятое настроение и готовность работать дальше

Хорошо подготовленный тренер получит замечательный результат, создав в группе приподнятое настроение и готовность работать дальше

Загадка про двух братьев близнецов

Загадка про двух братьев близнецов

Дорисовывают недостающие на их взгляд детали

Дорисовывают недостающие на их взгляд детали

Пересказывает текст наизусть до первой ошибки

Пересказывает текст наизусть до первой ошибки

Ученик, выполнивший требования игры, получает фишку, ответивший неправильно – выбывает из игры

Ученик, выполнивший требования игры, получает фишку, ответивший неправильно – выбывает из игры

Омоним (homos – одинаковый, onyma – имя) – загадка, в которой задуманными являются одинаковые на вид и по звучанию слова, но с разными определениями, например:…

Омоним (homos – одинаковый, onyma – имя) – загадка, в которой задуманными являются одинаковые на вид и по звучанию слова, но с разными определениями, например:…

Руки вверх поднимем – раз Выше носа, выше глаз

Руки вверх поднимем – раз Выше носа, выше глаз

И поплыл, поплыл по речке движения руками

И поплыл, поплыл по речке движения руками

Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз)

Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз)

Посмотреть на контур материка, острова, моря, экономического района

Посмотреть на контур материка, острова, моря, экономического района

Перемещения глаза при этом могут быть произвольными и непроизвольными

Перемещения глаза при этом могут быть произвольными и непроизвольными

Попытайтесь подражать походке слона с раскачиванием

Попытайтесь подражать походке слона с раскачиванием

Поставьте указательный палец любой руки у себя перед носом

Поставьте указательный палец любой руки у себя перед носом

Упражнение 8 Медленно прогуливаясь, моргайте при каждом шаге, обращая внимание на то, что земля у ног кажется движущейся в сторону, обратную по отношению к направлению…

Упражнение 8 Медленно прогуливаясь, моргайте при каждом шаге, обращая внимание на то, что земля у ног кажется движущейся в сторону, обратную по отношению к направлению…

Муравей вползает на ножку розы и начинает медленно взбираться по ней, перелезая от одной веточки розы к другой, доползая до кончика

Муравей вползает на ножку розы и начинает медленно взбираться по ней, перелезая от одной веточки розы к другой, доползая до кончика

Выше руки поднимай, Вправо, влево покачай

Выше руки поднимай, Вправо, влево покачай

Потом глазки закрываем. Чтобы больше было силы

Потом глазки закрываем. Чтобы больше было силы

Педагогам предлагается по очереди закрыть глаза и ладони развернуть так чтобы можно было положить на них руки другому участнику, а остальные участники тренинга тихонько подходят…

Педагогам предлагается по очереди закрыть глаза и ладони развернуть так чтобы можно было положить на них руки другому участнику, а остальные участники тренинга тихонько подходят…

Учителям предлагается разделиться на две, три команды по 5-6 человек

Учителям предлагается разделиться на две, три команды по 5-6 человек

Сборник тренингов для создания коллаборативной среды

Сборник тренингов для создания коллаборативной среды

Онлайн вебинары и НПК для учителей

Бесплатный просмотр. Свидетельства участникам
для аттестации за минуту.


Создание коллаборативной обстановки, погружение в тему помогает учащимся быстро освоиться на уроке, наладить контакт с партнёрами группы и при обсуждении быстро разрабатывать и оглашать цели и задачи урока, что будет мотивировать их на дальнейшую работу с более глубоким интересом. Коллаборативная среда развивает взаимопонимание. Взаимопонимание – это наличие у всех участников группы обучения сходных знаний о процессе взаимодействия, сходных взглядов, предположений и допущений, т.е. разделение всей группой одних и тех же идей. Предполагаем, что во время уроков будут ситуации, когда придется отступить от запланированного материала и отвечать на вопросы, которые дети считают наиболее важными для себя на этом этапе урока. Это потребует от учителя более глубокого знания материала.

Учитывая опыт учителей, можем отметить положительные результаты по формированию коллаборативной среды в классе. Например, после окончания урока можно предложить учащимся на цветных стикерах написать свои замечания или пожелания к уроку. Проанализировав записи учащихся, можно сделать вывод об уроке – что детям понравилось, насколько интересна групповая работа и хотят ли они, чтобы таких уроков было больше. Однако, многие учителя, проанализировав свою деятельность, пришли к выводу, что детям самостоятельно изучать новый учебный материал трудно, хотя и стараются. Дети испытывают страх сказать что-то не так. Таким образом, многие учителя осознали, что не полностью владеют методами, способствующими раскрепощению учащихся: внешние факторы все же сильно влияют на поведение учеников, поэтому в дальнейшем необходимо стремиться к развитию коммуникативных навыков детей.

Необходимо обратить внимание учителей на:

• вовлечение в коллаборативное обучение: умение критически размышлять, рефлексировать над использованием новых подходов, сравнивать с существующей практикой, обсуждать их эффективность и планировать дальнейшее использование на своих уроках.

С этой целью успешно применяется стратегия индивидуально – пара-группа-аудитория, что позволяет учителям:

• понять и освоить навыки работы по обновленной методике на основе целеполагания, спиральности, дифференциации;

• обсудить и поделиться новыми идеями образования, новыми видами планирования.

В процессе проведения курсов повышения квалификации в рамках обновления содержания среднего образования возник вопрос: Групповая форма работы на уроках в начальных классах, ее плюсы и минусы. И возможно ли применять работу в группах на всех уроках в начальной школе?

На основе опыта создания коллаборативной среды в классе (школе), учитывая возраст первоклассников, мы пришли к выводу, что групповая работа на всех уроках в начальной школе просто не возможна. Следует определить один-два предмета, на которых можно систематически применять такую форму. Например, использовать групповую работу на уроках предмета Познание мира (Естествознание), где учащиеся привыкнут к такому виду деятельности и соответственно будут видны результаты. В дальнейшем можно планировать постепенное введение групповой и парной работ на других предметах.

Читайте также: