Народная драма барин краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока

2) воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к отечественной культуре

3) развивающая: формировать умение выдвигать и подбирать аргументы, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, формулировать выводы, вести диалог; развивать творческие способности; совершенствовать коммуникативно-речевые умения

Основные термины и понятия

Фольклор, народная драма, народный театр

Образовательные

Предметные результаты

1) понимание темы и идеи произведения, особенностей его формы;

2) владение литературоведческой терминологией;

3) создание творческих работ, связанных с тематикой и проблематикой изучаемых произведений

4) умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать идею литературного произведения, характеризовать его героев;

5) восприятие на слух литературного произведения, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

Личностные результаты

1) уважительное отношение к отечественной культуре; 2) приобретение социального и духовного опыта;

3) использования для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Метапредметные результаты

1) умения понимать проблему, самостоятельно организовывать собственную деятельность и оценивать её;

2) умение формулировать выводы, вести диалог;

2) работать с информацией; 3) коммуникативно-речевые умения и др.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Основные виды деятельности учителя.

Методы и приемы обучения

Осуществляемые виды

деятельности учащихся

Формируемые способы

деятельности

Этап 1. Организация урока

Постановка учебных задач:

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с русской народной драмой, выявим особенности этого жанра и попробуем сами побывать в роли актёров

1) слушают и осмысляют сказанное учителем.

1) умение самостоятельно организовывать собственную деятельность.

Этап 2. Подготовка к восприятию нового материала (актуализация опорных знаний)

1. Репродуктивная беседа.

– Давайте вспомним, что такое фольклор?

– Какие жанры фольклора вам известны?

– Каковы особенности театра Петрушки?

2. Рассказ учителя,

Фольклорный театр на протяжении многих веков играл важную роль в духовной жизни народа, был неотъемлемой частью праздничных гуляний и, несомненно, любимейшим зрелищем. Фольклорный театр уходит корнями в древние обрядовые ритуалы и действа (свадьба игралась, похоронный обряд).

3. Проверка домашнего задания.

– Дома вы должны были составить словарик устаревших слов, пользуясь толковым словарём. Проверим его.

БАРИН


1 Исторический вестник, 1906, № 9, с. 856.

Барин, в красной рубахе и пиджаке; на плечах соломенные эполеты; на голове соломенная шляпа с вырезанными фигурками из бумаги; в руках трость, украшенная фигурками из бумаги. У барина большое брюхо и пиджак не застегнут на пуговицы.

Откупщик, на плечах армяк, в руках погонялка, на голове шапка держима - обыкновенная.

Панья, кумачник - красный сарафан, белая рубаха и белый передник, пояс двоерядный, шелковый; на голове "перевязка" с лентами, в руках "корегушка" - веер и платок.

Конь, человек, к нему подделан хвост из соломы.

Удивительные люди: полдесятка или семеряга парнишек лет по двенадцати; лица в саже.

Бык, особенно не одевается, а подсунется из фофанцев.

Просители, обыкновенно фофанцы из публики.

В Тамице играющих "Барина" берут обыкновенно из разных "четвертей" селения (селение разделено на четыре "конца", имеющие особые названия), - Барина, например, из Заречья, Откупщика хоть из Верховья, Панью, положим, из Серечья, Коня, положим, с Низу. Делается это для того, чтоб никакому концу села не обидно было.

Начинается игра так: подходят играющие к дому, где происходит, например, вечеринка. Отворяют дверь, и первый вбегает в избу Конь и хлыщет публику погонялкой; все находящиеся в избе становятся на лавки, часть залезает на полати, и, таким образом, изба становится свободной для действий. За Конем в избу входит и вся компания и идут с песнями в передний угол; перед ними несут фонарь. В переднем углу Барин становится лицом к народу, рядом с ним по одну руку Панья, по другую Откупщик. Народ и фофанцы (ряженые) с улицы входят за играющими и становятся по всей избе.

Барин. Хозяин, хозяюшка,
Наместник, наместница,
Добрые молодцы,
Красные девицы,
Здравствуйте!
Все (отвечают). Здравствуй, здравствуй, господин барин, здравствуй!
Барин. Хозяин, хозяюшка,
Наместник, наместница,
Добрые молодцы,
Красные девушки,
Нет ли у вас промежду собой просеб каких?
Все. Есть, есть.
Барин. Подходите, подходите!

Кто-нибудь из фофанцев подходит, изображал просителя.

Проситель. Господин барин, прими мою просьбу.
Барин. Ты кто?
Проситель (называется вымышленным именем, - именем какого-нибудь парня в селе). Владимир Воронин.
Барин. Об чем просишь?
Проситель. На Парасковью прошу: по летам Парашка любит меня, а по зимам другого парня - Василья.
Барин. А подойди-ко, Парасковья, сюды. Пошто же это ты двух сразу любишь?

Парасковья также настоящее имя какой-нибудь девицы на селе. Вместо нее на зов Барина подходит кто-нибудь из фофанцев и начинает спорить и ругаться с просителем. Говорят кто что вздумает; кто сильнее и остроумнее выругается, тот и больший успех имеет у публики. Барин и Откупщик советуются вслух, кто из судящихся виновен и кого наказать: парня или девку; признают виновной, например, девицу. Барин говорит: "Давай-ко, Парасковья, приваливайся-ко спиной-то!" Парасковья подчиняется решению суда и подставляет спину. Откупщик наказывает ее плетью. За первым просителем является другой и выкладывает еще какую-нибудь просьбу про соседа, про жену и прочее. В основание просьб кладется обыкновенно какой-нибудь действительно существующий в селе факт, который, конечно, преувеличивается, доводится до смешного, до абсурда, и, таким образом, суд является сатирой на местную жизнь и нравы, иногда очень злой, порой жестокой. Когда просителей больше нет и все просьбы рассмотрены, приведены решения суда и исполнены приговоры, начинается продажа коня.

Барин. Купчинушка, нет ли коня продать?
Откупщик. Есть, есть.

Приводят Коня. Барин водит Коня по избе, смотрит, как он бегает, смотрит в зубы, тычет под бока, заставляет прыгать через палку и надумывает купить.

Барин. Сколько за коня хошь?
Откупщик. Сто рублей деньгами,
Сорок сорокушек
Соленых п.
Сорок анбаров
Мороженых тараканов,
Аршин масла,
Кислого молока три пасма,
Михалка Тамицына нос,
Нашей Кожарихи хвост.
Барин. Сто рублей найду у себя в кармане,
А сорок сорокушек
Соленых п.
Сорок анбаров
Сухих тараканов
Взыщите ли, миряне?
Все. Взыщем, взыщем.

Барин отдает деньги и берет коня.

Барин. А что, купчинушка, нет ли у тебя быка на мясо продать?
Откупщик. Как нет, есть, есть.
Барин. А сколько за быка хочешь?
Откупщик. Сто рублей деньгами.
Сорок сорокушек
Соленых п.
Сорок анбаров
Сухих тараканов.

По-старому идет торг до конца. Когда торг кончается, Быка - человека в вывороченной шубе и с крынкой на голове, подводят, и Барин бьет его поленом по голове, крынка ломается, Бык падает; на него накидываются фофанцы и мнут бока; выпускают кровь.

Барин. А что, купчинушка, нет ли у тебя Удивительных людей продать?
Откупщик. Есть, есть. Эй, Удивительные люди, выходите!

Удивительные люди выскакивают, кривляются, пляшут, плюются во все стороны, затем уходят.

Барин. Эй, малой, подай водки алой.

Кто-нибудь из фофанцев идет и несет бутылку воды. Запевают песню "Во лузях", и Барин под руку с Паньей несколько раз проходят по избе. Уходя из избы на другую вечеринку, прощаются.

Барин. Хозяин, хозяюшка,
Наместник, наместница,
Добрые молодцы,
Красные девицы,
Прощайте!
Все. Прощайте. Прощайте!

Вся компания уходит на другую вечеринку, которых в вечер обходят три или четыре.

Комментарии

Записано в с. Тамица Онежского у. Архангельской губ. в 1905 г. от И. К. Герасимова, 37 л. Текст впервые опубликован в сб.: Ончуков Н. Е. Северные народные драмы // Сборник Н. Е. Ончукова. – Спб., 1911, с. 113-117. Печатается по: Берков П. Н. Русская народная драма XVII-XX веков: Тексты пьес и описания представлений / Ред., вступ. ст. и коммент. П. Н. Беркова. – М., 1953, с. 46-49.

Семеряга - семеро, семерка.

- Господин барин, прими мою просьбу. - дальнейший диалог, как правило, импровизировался. Разнообразие просьб отмечено в записях экспедиций МГУ 1965-1966 гг. Так, исполнительница Ю. И. Зотова привела пример из своей жизни. У нее была соседка Фенька, очень худая. Она завидовала полноте Юлии Ивановны и обратилась к Барину с просьбой:

Господин барин! Прими просьбу!
Юлька баба добра,
А Фенька - кость да ребра.
Что делать?

Обычно жаловались на кражи, на измены, на мужиков и на девок. Просьбы часто носили эротический характер (Фольклорный архив кафедры русского народного творчества МГУ, 1966 г., т. 20, № 57).

Соленых… - Пропуск у Н. Е. Ончукова из-за нецензурности текста. В детском фольклоре распространен вариант:

Сорок кадушек
Соленых лягушек
Сорок амбаров
Сухих тараканов.

Михалка Тамицына нос. — Н. K. Ончуков указывает в примечании на варьирование текста: "Пробирают жителей села, выделявшихся какими-нибудь физическими недостатками или пороками. В Нижмозере, например, говорят: "Куричей зоб, Улькин лоб, Ахонькина изба, Матрешкина. большой нос, через Нижму-реку можно будет поставить мост. " (Северные народные драмы. Сборник Н. Е. Ончукова. Спб., 1911, с. 116, примечание).

- Эй, Удивительные люди, выходите! - Ончуков приводит фрагмент варианта, записанного им в с. Нижмозеро: "В Нижмозере играют так: Барин. Нет ли у вас , господин купчина, удивительных людей? Купчина. Есть. Барин. А дорого ли стоят? Купчина. А так как барин хорош, то отдам за две рюмки водки. Барин. На таких дешевых надо посмотреть. Куачина (кричит). Удивительные люди, покажитесь! Удивительные люди соскакивают с лавок, начинают плясать перед барином и плюются на стороны. Барин. Прогонить таких дураков! Конь прогоняет удивительных людей прочь ременной погонялкой" (Северные народные драмы. Сборник Н. Е. Ончукова. Спб., 1911, с. 117, прим.).

Барин, в красной рубахе и пиджаке; на плечах соломенные эполеты; на голове соломенная шляпа с вырезанными фигурками из бумаги; в руках трость, украшенная фигурками из бумаги. У барина большое брюхо и пиджак не застегнут на пуговицы.

Откупщик, на плечах армяк, в руках погонялка, на голове шапка…

Конь, человек, к нему подделан хвост из соломы.

Удивительные люди: полдесятка или семеряга парнишек лет по двенадцати; лица в саже.

Бык, особенно не одевается, а подсунется из фофанцев (ряженых участников игры).

Просители, обыкновенно фофанцы из публики.

Начинается игра так: подходят играющие к дому, где происходит, например, вечеринка. Отворяют дверь, и первый вбегает в избу Конь и хлыщет публику погонялкой; все находящиеся в избе становятся на лавки, часть залезает на полати, и, таким образом, изба становится свободной для действий. За Конем в избу входит и вся компания и идут с песнями в передний угол; перед ними несут фонарь. В переднем углу Барин становится лицом к народу, рядом с ним по одну руку Панья, по другую – Откупщик. Народ и фофанцы (ряженые) с улицы входят за играющими и становятся по всей избе.

Барин.

Все (отвечают). Здравствуй, здравствуй, господин барин, здравствуй!

Барин.

Нет ли у вас промежду собой просеб каких?

Все. Есть, есть.

Барин. Подходите, подходите!

Кто-нибудь из фофанцев подходит, изображая просителя.

Проситель. Господин барин, прими мою просьбу.

Барин. Ты кто?

Проситель (называется вымышленным именем, именем какого-нибудь парня в селе). Владимир Воронин.

Барин. Об чем просишь?

Проситель. На Парасковью прошу: по летам Парашка любит меня, а по зимам другого парня – Василья.

Барин. А подойди-ко, Парасковья, сюды. Пошто же это ты двух сразу любишь?

Барин. Купчинушка, нет ли коня продать?

Откупщик. Есть, есть.

Приводят Коня. Барин водит Коня по избе, смотрит, как он бегает, смотрит в зубы, тычет под бока, заставляет прыгать через палку и надумывает купить.

Барин. Сколько за коня хошь?

Откупщик.

Сто рублей деньгами,

Кислого молока три пасма,

Михалка Тамицына нос,

Нашей Кожарихи хвост.

Барин.

Сто рублей найду у себя в кармане,

А сорок сорокушек

Взыщете ли, миряне?

Все. Взыщем, взыщем.

Барин отдает деньги и берет Коня.

(Далее Барин покупает быка и Удивительных людей.)

Вся компания уходит на другую вечеринку, которых в вечер обходят три или четыре.

Вопросы и задания


1. Почему эту пьесу-игру фольклористы назвали сатирической драмой?

2. Опишите главных героев представления, их внешность, характеры.


1. Решите, чего в этой пьесе больше – сценического представления или игры.

Народные бытовые сатирические драмы ("Барин", "Мнимый барин", "Маврух", "Пахомушка" и др.) примыкают к святоч­ным и масленичным играм. В их основе — драматические сцен­ки, которые разыгрывались и ряжеными.

Иногда одно представление содержало две-три сценки. Так, в "Барине", кроме суда Барина, разыгрывались сценки покупки коня и убоя быка на мясо. При этом Барин и суд вершит, и покупает коня, и убивает быка. Сатирически изображались мес­тная жизнь и нравы,, сам Барин.

Вот как игралась сценка суда. Барин выслушивает просьбы и вместе с Откупщиком вершит суд.

Проситель (называется вымышленным именем — например, какого-нибудь парня в селе) жалуется на Парасковью: она, дескать, летом лю­бит его, а зимой другого парня — Василия. Барин подзывает Параско­вью и спрашивает, почему она сразу двух любит. "Парасковья также

настоящее имя какой-нибудь девицы на селе. Вместо нее на зов Барина подходит кто-нибудь из фофанцев и начинает спорить и ру­гаться с просителем. Говорят кто что вздумает; кто сильнее и остроумнее выругается, тот и больший успех имеет у публики. Барин и Откупщик советуются вслух, кто из судящихся виновен и кого наказать: парня или девку; признают виновной, напр., девицу. Барин говорит: "Давай-ко, Парасковья, приваливайся-ко спиной-то!" Парасковья подчиняется ре­шению суда и подставляет спину. Откупщик наказывает ее плетью. За первым просителем является другой и выкладывает еще какую-нибудь просьбу про соседа, про жену и пр. В основание просьб кладется обык­новенно какой-нибудь действительно существующий в селе факт, кото­рый, конечно, преувеличивается, доводится до смешного, до абсурда и, таким образом, суд является сатирой на местную жизнь и нравы, иногда очень злой, порой жестокой. Когда просителей больше нет и все просьбы рассмотрены, приведены решения суда и исполнены приговоры, начина­ется продажа коня"[197].

Следует отметить, что на Святки ряженые отдельно разыгры­вали сценки с конем и быком.

В драме "Мнимый барин" (другие названия: "Барин и старо­ста", "Афонька малый и барин голый") в сатирическом плане изображен помещик, который разорился, но об этом не знает и сохраняет старые привычки. Из разговора Барина с Трактирщи­ком, Слугой, Старостой, которые откровенно издеваются над ним, зрители узнают, что "король-то голый", а крестьяне живут в большой бедности. В деревне на семь дворов один топор; кре­стьяне строят большие дома собачки бежат, в окошечко глядят; на пашню выезжают всей деревней на одной сохе и то на козе; у крестьян урожай велик бывает: колос от колосане слышно челове­ ческого голосу; сноп от снопа — столбовая верста, а копна от копны — день езды; тихо едешь — два проедешь. Копны — курица перешагнет, коровы дают мало молока, курицы плохо несутся и т. д. Дальше оказывается, что барский жеребец помер, а мать Барина поколела, трехэтажный дом сгорел и т. д., т. е. Барин совсем разорился. Выслушав Старосту, Барин спросил: "Где ты по сие время шлялся?" Староста: "Я на вашей красной шлюпочке катался". Барин: "Видите ли: у барина петля на шее, а он на красной шлюпочке катался!" На это Староста ответил: "Если бы была у вас, барин, петля на шее, я взял бы тримбамбули-бом да и задавил бы". В заключительной фразе — прямая угроза поме­щику[198].

Картины бедности крестьян, разорения Барина, отношения к нему Трактирщика, Слуги, Старосты были созданы на основе богатого юмористического и сатирического фольклора (быто­вых сказок, анекдотов, пословиц и поговорок). Богат и вырази­телен язык драмы.

Драма "Маврух" возникла на основе святочной игры "в по­койника". Во время игры рядили "покойника" и ряженый "поп" отпевал его. Покойник оживал. На связь со святочной игрой указывает и то, как был наряжен "покойник", а также реквизит "попа".

"Маврух в белой рубахе и подштанниках, на голове белый же куколь, как у савана, лицо закрыто, на ногах бахилы. Маврух лежит на скамье, которую носят четыре офицера. Поп, в ризе из портяного полога, на голове шляпа, в руках деревянный крест из палок, книга "для приви­легия" и кадило — горшочек на веревке, а в нем куриный помет"[199].

"Поп" отпевал не просто "покойника", а героя известной песни "Мальбрук в поход собрался" — Мальбрука (Мавруха). В драме осмеивались служители культа и сам обряд отпевания, что и привело к ее запрету.

Крестьянин Я. С. Бородин рассказывал Н. Е. Ончукову, что в их селе Нижмозеро (Онежский у. Архангельской губ.) "Мавруха" бросили играть с тех пор, как местный священник запретил играть, сказав, что играющих в "Маврухе", в случае их смерти, он отпевать не будет, так как они уже "отпеты" в игре[200]. Запрет привел к тому, что "Мавруха" перестали играть и забыли. Пьеса известна лишь по публикации Н. Е. Ончукова.

Рассмотренные бытовые сатирические драмы представляют лишь часть репертуара фольклорного театра, однако по ним можно судить, что именно подвергалось осмеянию.

В народных бытовых сатирических драмах сложилась своя система образов, выработались относительно устойчивые тек­сты и приемы изображения.

Читайте также: