Нанайцы рисунок в школу национальная одежда

Обновлено: 02.07.2024

Наглядность: орнаменты нанайских изделий, трафареты, видео, музыкальное сопровождение, нанайские сказки, карта Дальнего востока.

Предварительная работа:

Сегодня на уроке мы познакомимся с искусством народов Приамурья – нанайцев.

Нанайцы населяют среднюю часть Нижнего Амура, долины рек Уссури, Сунгари, Тунгуска, Кур, Урми.

Нанайцы, современных Нанайского и Хабаровского районов, употребляют второе самоназвание ХЭДЕН – не придавая ему никакого значения.

Язык нанайцев относится к тунгуской ветви – тунгусо-манчжурской семьи языков.

Об этом нам напоминают легенды, раскопки, записи Григория Ходжера (нанайского писателя). Что в 17 – 18 веках было могущественное племя Мохе, государство Бохай и Джурчжений. Они занимали обширную территорию на Среднем и Нижнем Амуре, начиная с реки Шилки вплоть до озера Ханка в Приморье.

Это государство имело своё ремесло, культуру, традиции, было очень сильным. Но, несмотря на это всё - таки пострадало от нашествия чужеземцев. В 13 веке оно было разгромлено Чингисханом. Эту территорию сейчас занимают эвенки, нанайцы, ульчи, негидальцы, орочи.

Но так как сегодня мы говорим о нанайцах, мы возьмём во внимание село Троицкое, где проживают нанайцы. Село расположено на берегу Амура, недалеко от города Комсомольска – на – Амуре. Существуют три версии названия этого села.

Учитель: Ребята, какие версии вы знаете?

Учитель: Культура и искусство нанайцев не изменилась на протяжении многих веков и сохранилась до нас. Одежда нанайцев делится на несколько видов.

- Ребята, вы были в музее и можете ответить на этот вопрос.

1. На какие виды делится нанайская одежда?

  • повседневная;
  • свадебная, праздничная;
  • охотничья;
  • погребальная.

2. Из чего она изготовлялась?

  • из рыбьей кожи;
  • шкурок зверей;
  • хлопчатобумажной ткани, парчи, шёлка.

3. Какие виды одежды и принадлежности вы уже знаете?

Ответ: халаты, рукавицы, тапочки, торпаса, шапочки, сумочки, ковры и т.д.

4. Что считалось у нанаек женской красотой и богатством?

Ответ: это длинные, красивые волосы.

А сейчас поговорим немного о нанайской одежде и орнаменте.

Когда девушка вырастала, мать шила ей свадебные, традиционные одежды-халаты.

У самой не богатой невесты было, всего пять, халатов, каждый халат имел своё назначение. Халаты украшались орнаментом, каждый по разному.

Орнамент отражал окружающую действительность из растений, цветов, насекомых, рыб, добрых зверей и птиц. Он выделялся своеобразной формой и имел своё назначение.

Например: 1.Поцелуй рыбок – это оберег материнства.


2. Птицы и звери, насекомые и змеи, бабочки – символ семейного счастья.


Халат, на котором изображено древо жизни с птицами и зверями – говорит о богатстве и достоинстве молодых.


А птички – это души не родившихся детей.

Когда невеста выходила замуж, и рождались дети, эти души поселялись в них.

Узор в виде чешуи – это чешуя доброго дракона – носит защитную функцию, отгоняет злых духов.


Также халат украшался подвесками из бисера, бубенчиков, колокольчиков и когда невеста шла к дому жениха, или исполняла свадебный танец – этот звон отгонял злых духов.

(Просмотр на видео, обряд свадебного танца).

Ребята, прежде чем перейти к практической части нашего урока, послушайте рассказ и найдите в нём нанайские слова, их перевод есть на доске.

Солнце уже опускалось за КАДУ, разливая по небу яркие краски. На Амуре слышался плеск вёсел, да изредка крупная рыба, всплеснув хвостом, уходила в глубину воды.

Нэнхи сидела на берегу Амура, ждала отца и играла разноцветными камешками, которые выплёскивала волна, одна за другой, нежно лаская берег.

Волны приносили всё новые и новые кремешки. Нэнхи любила играть с камнями. Они перекатывались в ладонях, как застывшая смола, или были похожи на слезинку, круглые, прозрачные. А вот этот чёрный, гладкий похожий на глаза Нэнхи. Она бережно переложила его на ладошку.

Рядом кружились чайки, что-то кричали, но девочка то знала, что чайки зря кричать не будут, значит, будет богатый улов у отца.

Она вглядывалась в даль, на ней был новый халат, расшитый яркими узорами, это мама подарила ей сегодня на день рождения. А что – же подарит отец?

Плеск вёсел нарушил тишину. Это возвращались рыбаки. У ДЭРЕН показались оморочки.

Ребята, какие нанайские слова вы заметили в этом рассказе?

Дерен – исток реки.

Нэнхи – имя девочки.

Оморочка – лодка, выдолбленная из дерева.

А сейчас мы нанесём узоры на ваши изделия.

(Работа с трафаретами) Практическая работа.

1. С какими народами Приамурья мы с вами познакомились?

Ответ: нанайцами (гольды)

2. О чём рассказывают узоры на нанайских изделиях?

Ответ: о природе, о её богатстве, о животном мире.

3.Какие вы запомнили узоры, и что они обозначают?

  1. Поцелуй рыбок – оберег материнства.
  2. Птицы, звери, насекомые – символ семейного счастья.
  3. Дракон – оберег от злых духов.
  4. Птички – души не родившихся детей.
  5. Чешуя – защищает, отгоняет злых духов.
  6. Ребята, вы выполнили узоры, а можете ли вы рассказать, что означают ваши узоры на изделиях?

На следующем уроке мы продолжим работу.

Урок второй

  • продолжить знакомство с искусством народов Приамурья;
  • воспитание любви к народам другой национальности;
  • учить работать акварелью, гуашью.

Сейчас ребята, мы продолжим урок изобразительного искусства. Вы нанесли узоры на изделия. Мы уже знаем, какие защитные функции носят узоры. Но мне хочется рассказать вам, что узоры носят не только защитные функции, но они рассказывают о мифах и легендах, о нанайских богах и полубогах.

Недаром в каждом нанайском доме имеется хранитель очага – идол. Вы его видели в музее. И нанайцы просят у него для дома и семьи благополучия, хорошего улова рыбы, удачи для охотников. Посмотрите на это панно, и послушайте легенду о трёх листьях.


- Верхние три листа – указывают о религиозной нанайской ступени, о богах и полубогах.

Эти листья семейство Хурантэ его жены Ляминдзи и дочери Юруди.

В далёкие времена, когда на земле было три солнца, то отец уничтожил два солнца из трёх, которые сжигали землю. Его жена спасла рыб для людей, чтобы рыбы не выплывали на поверхность кипящей воды, она загружала в мозг рыбы два камушка. А их дочь вышла замуж, родила смертного сына, сын с возрастом умер, и Юруди исправила ошибку отца.

В своё время отец камнем закрыл вход в потусторонний мир, чтобы люди не умирали, а их дочь беспокоилась, что будет перенаселение на земле. После смерти сына, она открывает камень, вход в потусторонний мир и пропускает душу своего сына.

Вот такая легенда о трёх листьях. А сейчас вспомним, каким цветом изображаются узоры, и что данный цвет обозначает.

жёлтый – цвет солнца

красный – цвет огня

зелёный – цвет травы

голубой – цвет воды, воздуха,

а также используются белый, чёрный и их оттенки.

Работа в цвете

Напоминаю технику работы акварелью.

Итог урока: Мы уже сказали, что нанайский народ покоряет всех своим искусством, ремеслом. Они по праву гордятся многими видающимися представителями своей национальности, среди которых герой Советского Союза Александр Пассар.

Кого ещё вы можете назвать?

Ответ: писатель – Григорий Ходжер, поэты Аким Самар и Андрей Самар, лётчик авиа отряда Бельды Юрий Николаевич.

Многие нанайцы стали учителями, врачами, юристами, инженерами, техниками, геологами, механизаторами, строителями. Всем известен и любим певец Кола Бельды. Нанайский народ по праву гордится ими.


У всех народов есть свои традиции и своя культура. И национальный костюм зачастую отображает обычаи своего народа, его быт и условия жизни. Познакомиться с различными национальными костюмами для детей можно в этой статье.


Набросок карандашом.


Молодец и красавица.


Саратовский народный костюм.


Простым карандашом.


Рисунок карандашом.


Раскраска.


Цветными карандашами.


Модель национального мужского и женского наряда.


Картинка для детей.


Образец для раскрашивания.


Рисунок национальных нарядов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Одежда и декоративно- прикладное творчество коренных малочисленных народов Пр.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Одежда и декоративно- прикладное творчество коренных малочисленных народов Пр.

Одежда и декоративно- прикладное творчество коренных малочисленных народов Приморья Региональный компонент Выполнила учитель технологии МБОУ СОШ № 61 г. Владивостока Ударцева Елена Михайловна

Каждый народ, даже самый маленький, - неповторимый узор на ковре человечества.

Каждый народ, даже самый маленький, - неповторимый узор на ковре человечества. Чингиз Айтматов

Содержание Методические рекомендации Места проживания Традиционная одежда - о.

Методические рекомендации Презентация предназначена для использования в качес.

Коренные малочисленные народы Приморского края российского Дальнего Востока п.

Коренные малочисленные народы Приморского края российского Дальнего Востока представлены удэгейцами (907 чел.), нанайцами (115 чел.), орочами (16 чел.) и тазами ( 204 чел.) эвенки (тунгусы). В основном аборигены проживают в четырех районах Приморского края: Тернейском удэгейцы, 1 ороч: Терней, Перетычиха, Агзу; Пожарском: Лучегорск (удэгейцы), Красный Яр (удэгейцы, нанайцы, орочи), Верхний Перевал (удэгейцы), Ясеневый (удэгейцы), Соболиный (удэгейцы), Олон (удэгейцы, нанайцы), Охотничий (удэгейцы); Красноармейском удэгейцы: Дальнереченск, Дальний Кут, Санчихеза, Новопокровка, Вострецово, Рощино, Тимохово, Мельничное, Богуславец, Таборово; Ольгинском: Михайловка - тазы (см. карту современного расселения коренных народов Приморского края).

Традиционная одежда - один из самых массовых видов художественного творчества.

Традиционная одежда - один из самых массовых видов художественного творчества, сочетающий в себе искусство кроя, аппликации, обработки кожи сложилась в глубокой древности и изменялась на протяжении веков. На характер и тип одежды аборигенов повлияли климатические условия, промысловая деятельность народов; полностью соответствовала требованиям сурового климата края, географической среды и хозяйственной деятельности. Зимой она предохраняла людей от мороза, а летом от дождя, солнца, кровососущих насекомых. Основным материалом для изготовления одежды служили шкуры животных и рыбья кожа, благодаря которой аборигенов региона и называли туземцами, одетыми в рыбью кожу. После соответствующей выделки рыбья кожа становиться прочной, непромокаемой, ноской и удобной для обработки. Одежда окрашивалась растительными и минеральными красками. Традиционные цвета – синий, красный, черный, желтый. Основа мужского и женского костюма – халат, в качестве украшения использовалась аппликация. Согласно половозрастному разделению труда изготовление одежды из шкур животных, рыбьей кожи и впоследствии из покупной фабричной материи полностью лежало на женских плечах. Одежда удэгейцев, нанайцев и орочей Уссурийского края и впоследствии Приморья входит в уникальный комплекс одежды коренных народов и отличается своеобразной красотой.

Одежда коренных жителей Приморского края - подразделялась на повседневную, п.

Одежда коренных жителей Приморского края - подразделялась на повседневную, праздничную, свадебную, ритуальную и погребальную. Наиболее интересны халаты из рыбьей кожи. Их носили весной, летом и в начале осени. Одежда мужчин состояла из верхнего халата, коротких штанов, длинных штанов, нательного белья, ноговиц, нарукавников, накидки на голову и плечи, шапки, наушников, обуви, меховых чулок. Одежда женщин отличалась от мужской более длинными халатами, была более украшена орнаментом и дополнялась некоторые элементами: наколенниками, берестяной шапкой и т.п. Особая ценность - свадебная одежда, которая имеет большое количество украшений в виде подвесок, орнамента, меховой опушки. Обязательно изображение на халате родового дерева, которое символизирует продолжение рода. Сидящие на ветвях птички - это души не родившихся детей. В целом материальная культура аборигенов Приморского края соответствовала их хозяйственным занятиям, образу жизни и является важным вкладом в общемировую культуру.

Обувь Изготавливалась из шкур животных и рыбьей кожи (собгома ота) отличалась.

Обувь Изготавливалась из шкур животных и рыбьей кожи (собгома ота) отличалась хорошей теплоизоляцией. Для прочности использовали кожу с чешуей. Зимой в обувь вставляли подстилку из осоки. Современные обувь из рыбьей кожи

Декоративное искусство коренных жителей Приморского края тесно связано с хозя.

Декоративное искусство коренных жителей Приморского края тесно связано с хозяйственной деятельностью Ремесла подразделялись на мужские и женские Художественной обработкой изделий из бересты, кожи, меха, ткани занимались женщины, особенного распространения достигло искусство вышивки и аппликации, которое находило применение прежде всего в оформлении одежды. При оформлении мастерицы использовали разнообразные технико-художественные приемы: аппликацию и вышивку, тиснение и роспись, меховую мозаику и плетение. Удэгейские, нанайские и орочские женщины украшали орнаментом одежду и головные уборы, обувь, сумочки и различные коробки для утвари и посуды На рубеже XIX-XX веков в традиционной национальной одежде и орнаментике нанайцев, удэгейцев и тазов произошел коренной перелом, связанный с внедрением шелковых ниток и фабричных тканей. Русские и китайские ткани принесли в облик традиционной одежды аборигенов края повышенную насыщенность и разнообразие цвета. Орнамент имеет некоторые особенности и делится на 4 вида: зооморфный, растительный, облаковидный, геометрический. Важное место в декоративном искусстве коренных жителей края играли и изображения применяемые в ритуальных целях: изображения духов, шаманские атрибуты, амулеты и т.п.

Декоративно- прикладное творчество в предметах быта коренных жителей Приморск.

Декоративно- прикладное творчество в предметах быта коренных жителей Приморского края Плетение и художественной обработкой изделий из бересты .

Большим разнообразием отличались головные уборы Головным убором летом служила.

Большим разнообразием отличались головные уборы Головным убором летом служила войлочная или берестяная коническая шляпа (Вырезали круг из бересты, на нем делали радиальный разрез и сворачивали по этому разрезу низкий конус. По разрезу бересту прошивали нитками, борт шляпы закрепляли, обшивая его корнем, как при изготовлении посуды из этого материала. Снизу к шляпе пришивали узкий (3-4 см) берестяной обруч, завязки, скреплявшиеся под подбородком. Верх шляпы украшали аппликацией из тонких слоев бересты, выкрашенной в черный или красный цвета). Зимние шапки делали из ткани на вате или на меху либо целиком меховые. И у мужчин, и у женщин они имели одну форму капора, но тем не менее женские шапки сильно отличались от мужских. Женские шапки чаще имели конусообразную форму, тканевые шапки украшали вышивкой или аппликацией. Зимой надевали наушники сиаптун, а поверх - теплую меховую шапку элдумэпсэ, подбитую мехом соболя или белки. Охотники носили маленькие шапочки, размером с тюбетейку и пришитыми маленькими орнаментированными ушками. К макушке шапки пришивали султан из беличьего хвоста. Под шапку надевали шлем из белой ткани (орнаментированный вышивкой или аппликацией) для защиты от комаров и мошки, и снега зимой шею охотника (в зимней шапке). Шлемы носили и женщины, работавшие в тайге или поблизости от нее. У нанайцев особенными были шапки для невест. Их шили целиком из ткани, обычно синего цвета, на вате, красиво простегивали, делая при этом амурские завитки. Сзади на шапке делали своеобразный "хвостик" (из той же ткани), загнутый крючком вверх. Спереди шапку украшали нашитыми в виде ромба мелкими белыми пуговицами, а сзади - красными лентами; на макушку пришивали свернутый в узелочек красный шнурок. Старинная свадебная шапка

Нанайцы носили одежду запашного типа с удвоенной левой полой Нанайский халат.

Нанайцы носили одежду запашного типа с удвоенной левой полой Нанайский халат для повседневной носки обычно шили из насыщенной по цвету переливчатой ткани. Издавна для халатов шли шёлковые и легкие парчовые двусторонние ткани с многоцветными ткаными рисунками. В дореволюционное время эти материалы завозились в города и села, но в связи с дороговизной таких тканей, применяли хлопчатобумажные ткани или цветной подкладочный шелк, цветной бархат, или вельвет. Борта халата и подол отделывались широкими цветными каймами. Нижняя кайма состоит из двух соприкасающихся полос: красной (кумачовой) и черной (обычно черное сукно). Прикрепленные к кайме на кожаных или матерчатых петельках бляшки повисают свободно и, колеблясь во время движения, производят легкий звон. Одежда подразделялась на повседневную, промысловую, праздничную, ритуальную, для погребения. Характерной чертой покроя нанайского халата являются глубоко запахивающиеся полы (причем широкая левая пола заходит за правую- застежкой на правом боку), кимонообразный крой, пояс, с длинные рукава. Обычно сверху носили халат на подкладке или зимой (на вате или меху -бараньем, лисьем, или из различных мехов - "меховой мозаики") сшитый из шерстяных или хлопчатобумажных тканей, а под ним - другой халат, нижний, из ткани без подкладки короче верхнего. Зимой, выходя на улицу, иногда надевали сразу 2-3 халата.

Одежда нанайских женщин Старинная женская одежда нанайцев. 1 - халат из рыбье.

Одежда нанайских женщин Старинная женская одежда нанайцев. 1 - халат из рыбьей кожи, 2- головной убор из бересты. 3 - обувь. Халаты для молодых женщин шили из однотонных более ярких тканей (голубые, зеленые, синие, желтые), для пожилых женщин - из тканей темных тонов. Халаты для молодых женщин больше украшали орнаментами, чем для пожилых. Повседневные халаты реже украшали вышивкой или аппликацией, чем праздничные Женские халаты были несколько длиннее мужских. Женщины под халаты надевали длинные, от шеи до колен, нагрудники, украшенные бисером и металлическими подвесками. Женское платье с национальным орнаментом

Традиционная женская одежда нанайцев Халаты женские свадебные – сикэ Вид сзад.

Традиционная женская одежда нанайцев Халаты женские свадебные – сикэ Вид сзади. XIX в. Ткань, аппликация, вышивка Женская национальная одежда Нанайцев На белом фоне вышиты гладью симметричные изображения разветвляющихся деревьев с птицами, сидящими на ветвях, и животных, охраняющих их подножье.

Одежда из рыбьей кожи Нанайский мужской костюм из рыбьей кожи Из рыбьей кожи.

Одежда из рыбьей кожи Нанайский мужской костюм из рыбьей кожи Из рыбьей кожи Халат детский из рыбьей кожи. Автор Чикуэ Золонговна Киле. 1981. Кожа кеты, ткань, аппликация из искусственной кожи Халат из натуральной рыбьей кожи. Нанайцы, низовья Амура, нач. ХХв. Носить - не сносить Халаты из рыбьей кожи в зависимости от назначения делали из разных материалов: из кожи кеты, горбуши шили рабочие мужские и женские халаты без всяких украшений, из кожи сазана, сома шили тонкие, белые, богато украшенные, праздничные. Их украшали аппликацией: узоры, вырезанные из рыбьей кожи, наклеивали и нашивали на основу тончайшими швами, мелкими стежками. Узоры окрашивали в синий (реже - в красный, желтый) цвет, пришивали на спинку (тут создавали из них своеобразные композиции). Нанайцы покрывали орнаментированными узорами всю спинку, от низа до верха. Небольшие орнаментальные полосы помещали также по всему низу подола, вокруг ворота, на верхней части левой полы, в верхней и нижней частях рукавов

Мужской костюм подвергся модернизации раньше женского и его основные части вы.

Мужской костюм подвергся модернизации раньше женского и его основные части вышли из употребления, национальная декоративно оформленная обувь, зимняя и летняя, сшитые из материи чулки, наколенники, рукавицы, применяемые рыболовами и охотниками, продолжают входить важной составной частью и в современный европеизированный костюм. Рыбаки поверх одежды — юбки или фартуки из рыбьей кожи или ткани. Мужской рабочий костюм. Нач. XX в. Дальневосточный край. Нанайцы Одежду и обувь для охотников и рыбаков изготовляли из различных шкур и кож таёжных животных, некоторые предметы этих комплектов одежды были из тканей. Носили также тканевые верхние и нижние халаты из сукна, замши, ноговицы, меховые шапки-капоры.

Нанайцы являются коренным малочисленным народом Дальнего Востока. Народность принадлежит к носителям антропологического байкальского типа, с небольшой примесью китайского северного антропологического компонента. Всего в мире около 16 000 нанайцев.

Где живут

Нанайцы проживают на территории Китая и России вдоль берегов реки Амур и ее притоков Сунгари и Уссури, в Сахалинской области, в Приморском и Хабаровском крае.

Название


Внешность

Одежда

Обувь и одежду нанайцы изготавливали из волокон крапивы и конопли, рыбьей кожи, шкур животных. Для нарядной одежды использовали шелк и парчу. Повседневные вещи шили из простых тканей.

Традиционная одежда этого народа состоит из штанов, халата кимонообразной формы с запахом на правую сторону, невысокой обуви и наговиц. Повседневная одежда состоит из нижнего и верхнего белья: рубашка энгэрэдэ, штаны пэру, наговицы гаро, обуви и головного убора. В качестве верхней одежды носили халат с подкладкой и без, зимний халат с ватной подкладкой. Мужской халат шили выше колен, чтобы не мешал при ходьбе. В летнее время вместо халата надевали короткую безрукавку кандял. В качестве головного убора мужчины носили берестяную шляпу конической формы из пропаренного куска бересты. Крепился убор на голове с помощью двух тесемок. Зимой носили меховую шапку элдумэпсэ.

Пошитая из рыбьей кожи обувь очень теплая и называется согбома ота. Обувь из обработанных шкур животных носит название нантама ота. По покрою обувь нанайцев делилась на тунгусскую и амурскую.


Повседневная одежда нанайских женщин отличается некоторыми особенностями. Халат был длиннее мужского. Штаны носили двух типов: для незамужних они выкраивались с нагрудником, закрывающим грудь, который стягивался на поясе шнурком. Штаны для замужних тоже были с нагрудником, но он закрывал только нижнюю часть груди, чтобы женщине было удобно кормить грудью детей. Для работы у нанайцев была отдельная одежда, которая отличалась практичностью и прочностью.

Одежда праздничная отличается отделкой и украшениями. Обязательный элемент праздничного наряда мужчины — пояс омол, ширина которого 10-15 см, а длина до 4 метров. Им оборачивали талию 2 или 3 раза, а концы с орнаментом оставляли свободно свисать.

Жизнь

Из всех хозяйственных занятий самым важным было рыболовство. У нанайцев были высокоспециализированные орудия для этого промысла. Охота раньше занимала одно из основных мест в хозяйстве, но к 19 веку уже не была столь значительной. Охотились ради мяса и меха. На копытных охотились с помощью ямы-ловушки и засек, использовали самострелы. Для охоты на медведя делали петли из толстой шкуры лося и применяли копье гиду.

Нанайцы держали ездовых собак, передвигались на берестяных, дощатых и долбленых лодках, лыжах и санях нартах. Развито было у народа кузнечное ремесло. Мужчины занимались обработкой кости, металла и дерева, женщины вышивали, шили одежду и обувь, плели циновки и корзины.


Жилище

У нанайцев существует 2 типа поселений: сезонные и постоянные. При постройке жилища было важно расположить его неподалеку от источника воды: реки или озера. Самый древний вид жилища этого народа — землянка серома и полуземлянка хурбу. Землянки строили на откосе берега и обрывах террас.

Наземное распространенное жилище — дом хагдун. Стены для него изготавливали из жердей, камышовых плетеных фашин и тальника. Их обмазывали смесью из глины с шерстью или травой. Основная конструкция дома — это отопительная лежанка накан. Именно по ней определялись размеры жилища. Накан был основным местом, где жили люди. Там они работали, ели и спали.


Кухня нанайцев довольно специфичная, но сытная. Для приготовления блюд используется мясо, рыба, крупы, бобовые и картофель, который начали выращивать в конце 19 века. Из ягод в пищу употребляют голубику, клюкву и бруснику, делают из них напитки и добавляют в салаты. Из дрожжевого теста и теста, приготовленного из ягод черемухи, пекут лепешки. Нанайцы готовят холодец, мясные супы, заправленные травами, свежие салаты из диких растений. Раньше они выменивали у русских муку и крупу в обмен на пушнину.

Рыбу сушат, вялят, жарят, варят, замораживают и едят в сыром виде. В 19 веке нанайцы научились коптить и засаливать рыбу. В сыром виде едят головы некоторых видов рыб, основную часть тушек сазанов, почки, печень, костный мозг крупных животных.


Религия

Издавна традиционным верованием нанайцев был шаманизм. Они одухотворяли и одушевляли силы природы, верили в гармонию отношений между природой и человеком. Основой верования нанайцев были анимистические представления, которые сочетались с магией, фетишизмом и тотемизмом. Они верили, что в тайге, на небе, земле и в воде живут духи, влияющие на судьбы и жизни людей. Нанайцы изготавливали фигурки духов, которые играли важную роль в религиозных обрядах.

Мировоззрение нанайцев делилось на три сферы:

Связующим между духом и людьми был шаман. Он лечил больных, предсказывал будущее и доставлял умерших в мир мертвых. Шаманы делились на категории:

  • сиуринку саман занимался врачеванием;
  • нигмантэй саман лечил и проводил обряды при первых поминках;
  • касса саман доставлял души умерших в загробный мир.

Первыми двумя категориями шаманов могли быть женщины и мужчины. Шаманом третьей категории мог быть только мужчина.

Во второй половине 19 века народ был обращен в православие, но продолжал сохранять традиционные верования и обряды.

Нанайский язык принадлежит к группе тунгусо-маньчжурских языков. Проживающие на территории России нанайцы используют письменность на основе кириллицы. В Китае этот язык практически бесписьменный. В отдельных изданиях, в которых обсуждается нанайский язык, используют для транскрипции пиньинь — систему романизации для путунхуа.

В нанайском есть два наречия и три диалекта:

  1. бикинский
  2. горинский
  3. кур-урмийский

Культура

У нанайцев богатое и разнообразное устное народное творчество. Основные фольклорные жанры:

  • тэлунгу — мифологический рассказ или миф, легенда, предание;
  • сиохор — сказка, заимствованная у других народов;
  • нингман — волшебная сказка, сказка-миф;
  • деуруэн — приговорки, скороговорки;
  • намбокан — загадки, шаманские песнопения, плачи, песни дярин.

Очень развито у народа песенно-танцевальное искусство. У нанайцев существует много ансамблей, проводятся различные фестивали песни и танца.


Традиции

Хозяйственный календарь нанайцев включает в себя 5 месяцев с названиями рыб, что говорит о важности рыбного промысла в жизни этого народа.

Нанайцы пользовались различными амулетами, чтобы уберечь себя от злых духов. Особенное внимание уделялось беременным женщинам и новорожденным. Они носили специальные обереги.

По умершему проводили ряд поминок. Первые — сразу после смерти, затем на седьмой день. Считалось, что в эти дни душа умершего возвращается после обхода всех мест, где он был при жизни. Все родственники умершего принимали участие в похоронном обряде. Хоронили человека на 2 или 3 день после смерти. Дальние родственники и соседи клали в гроб умершего нож, топор, котелок, нож, блюдце и тарелку. Женщинам кроме этого клали ее ножницы.

Существуют у нанайцев также и свадебные обряды и традиции. Родители заранее выбирали детям невесту и жениха, заключали с их родственниками соглашение. Жених должен был отдать отцу невесты большой выкуп в виде денег или дорогих тканей, драгоценных металлов. На разницу в возрасте между будущими супругами не обращали внимания, нередко она могла достигать и 25 лет, причем старше иногда был не только жених, но и невеста.

У народа была традиция, согласно которой девочку в малолетнем возрасте забирали в семью будущего мужа и растили до половозрелого возраста, приучали к традициям своей семьи.


Свадьба состояла из сватовства, выкупа, получения приданого, праздничного застолья и переезда жены в дом мужа. Между договором и сватаньем мог пройти год и больше, так как для мужчины законным брачным возрастом было 17-19 лет, для женщины — 16-17 лет. Согласие на свадьбу давала мать невесты, но сразу ответ давать было неприлично.

Во время свадьбы нанайцы проводили обряды с жертвоприношениями божествам. Проводились свадебные обряды, которые приносят в дом молодых достаток и благополучие. Например, невеста должна два раза ногой ступить в котел, первый раз у себя дома, второй — в доме мужа. После свадьбы невеста не могла уйти сразу жить в дом мужа. Еще 3 дня или даже год после свадьбы она жила с родителями, потом уходила в новый дом навсегда. У представителей нанайской знати могло быть много жен.

Когда речь идёт об аборигенном декоративно-прикладном искусстве Дальнего Востока, смысловым стержнем всегда будет его самобытный орнамент, это один из ведущих компонентов данного искусства. В его структуре, композиции, стиле заложена основа художественного творчества. Такое значение обусловлено долгим развитием, корни которого уходят в эпоху неолита. Орнамент присутствует практически на всех бытовых предметах, но наиболее выразителен он в текстильных изделиях нанайцев. Про нанайские узоры, орнаменты и их смысл рассказывает специалист Дальневосточного художественного музея Антон Ковальчук.

Нанайские узоры: из коллекции Дальневосточного художественного музея

Условно можно разделить орнаментальные мотивы на три основные группы: геометрический, растительный и спирально-ленточный. Геометрический орнамент украшает изделия из бересты, лозы, ткани и дерева.

нанайские узоры

Коробка. Геометрический орнамент. Автор: Актанка М. Е.

Коробка с чёрным орнаментом и плетёным краем

Растительный орнамент мало распространен. Как правило, композиция строится на извивающейся тонкой линии, ответвления которой оканчиваются цветком с 1, 2 или 3 лепестками. Исполняются эти узоры в основном в технике вышивки и используются в декорировании повседневной одежды.

нанайские узоры

Растительный орнамент. Неизвестный мастер. Женские нанайские туфли

нанайские узоры

Образец нанайского орнамента

Основу же амурского орнаментального искусства составляют спирально-ленточные мотивы, которые, в свою очередь, можно классифицировать на абстрактные и зооморфные. Двух одинаковых композиций нет, есть однотипные элементы, которых не так много. Основы нанайского орнамента: спираль, зооморфные изображения и узкая лента или линия. Спираль присутствует везде, на предметах любого назначения и в любом материале. Любовь к этому элементу вызвана каноном, сформировавшимся из глубины веков.

нанайские рисунки

Фрагмент петроглифа с Сикачи-Аляна

нанайские узоры

Спирально-ленточные мотивы. Фрагмент ковра. Автор: Самар А.А.

Вторым элементом нанайского орнамента являются зооморфные образы. Изображение зверей, птиц, рыб вплетены в спирально-ленточные узоры так лаконично, что становятся неотъемлемой частью композиции. Почти всегда они стилизованы, но при этом сохраняют характерные узнаваемые черты. Следует отметить одну важную художественную особенность изображения животных в нанайском орнаменте. В большинстве случаев мастер изображает их профильный силуэт. Это относится к изображению птиц (кроме орла), лесных животных (оленя, изюбря, зайца, соболя и т.д.), рыб. Мелкие представители фауны: пресмыкающиеся и насекомые (ящерицы, лягушки, пауки, черепахи, стрекозы, бабочки и др.) – изображаются сверху, как бы распластанными.

нанайские узоры

Зооморфный орнамент. Ковер красный с зооморфным орнаментом. Автор: Актанка (Оненко) М.Е.

Третьим элементом, выполняющим функцию объединения, является узкая лента или линия. Благодаря ленте обеспечивается непрерывность – одна из характерных качеств нанайского орнамента.

нанайские узоры

Читайте также: