Наказание в советской школе

Обновлено: 05.07.2024

Ленинградская учительница Ерофеева держала голову одного мальчика под струей холодной воды из крана, чтобы утихомирить расшалившийся класс. Учитель Куприн из Курска наводил порядок, лишая детей еды, ставя их в угол больше чем на час, а одного ребенка побил так сильно, что тот не мог ходить в школу. Учительница Ивановская заставила ученика лизать языком горячую печку за то, что он нагрубил уборщице .

Такое же беспокойство по поводу публичного унижения учеников видно в критике Крупской современной школы:

Из этих примеров, однако, сложно понять, насколько распространилась подобная практика в советских школах 1930-х гг. Широкой публике преподносились идеализированные образы и цензурированные описания, а легкая критика усиливала правдивость, потому что обычно любые негативные явления тщательно скрывались. Так целью было предостеречь учителей от подобных действий, выбирались, скорее всего, примеры, которые вызывали сострадание или позволяли по-новому взглянуть на подобные действия, а отнюдь не типичные для жизни школы[50].

Судя по опросам эмигрантов, телесные наказания и публичные унижения в предвоенных советских школах встречались редко. О поддержании дисциплины в классах определенно высказался один бывший учитель.

(Интервьюер: Какие меры воздействия на учеников одобрялись советской методологией обучения?) Советские педагоги категорически возражали против телесных наказаний учащихся. Если учитель бил ученика, он мог получить за это десять лет тюрьмы. (Интервьюер: На практике все тоже действовали в соответствии с законом?) Да, абсолютно никаких телесных наказаний в классах.

Хотя многие бывшие учителя жаловались в эмиграции на произвол чиновников, никто из них не сетовал на чрезмерные строгости или излишнее внимание к порядку в классах. Несмотря на недовольство слабой дисциплиной или своим низким авторитетом, никто из опрашиваемых не заявил о себе как о стороннике телесных наказаний. Очевидно, учителя не стремились строго наказывать учеников, но не прочь были пригрозить, что примут все необходимое для наведения порядка в классе.

Запрещение повышать голос, грубо обращаться с учениками, применять меры физического воздействия и угроза санкций со стороны властей в случае нарушения этих запретов, что исключало всякие попытки использовать эти методы, до предела сужали возможности учителей противодействовать давлению учеников. С нежелательностью телесных наказаний учителя в принципе соглашались. Однако у них вызывали разочарование правительственные постановления, которые, казалось, подрывали их авторитет в классе и ограничивали их возможности воздействия на учеников .

Как же удавалось добиться порядка в классах и вести уроки, имея такой небогатый арсенал дисциплинарных мер. Опытный московский учитель, Зеберг, рассказал на совещании 1936 г. о своей работе:

Важность взаимопонимания между учителем и детьми подчеркнута в описании урока в третьем классе с шестьюдесятью учениками, который вел молодой учитель Ромашев:

Хабаровский учитель Крюков держал в поле зрения одновременно сорок два второклассника, в то же время наблюдая за каждым из них. В результате, по мнению проверяющего, в классе было спокойно, дети с интересом занимались, а значит, хорошо усваивали урок .

Заслуженная учительница из Уфы Соколова применяла свои методы:

Московский педагог В. Потоцкая поделилась своим опытом:

Простым, но не менее эффективным приемом поддержания дисциплины пользовалась опытная учительница из Сталинградской области, которой достался класс так называемых трудных подростков:

Во всех этих случаях учителя работали с каждым учащимся по отдельности и со всеми вместе, в то же время не давая им воли. Зеберг, Ромашев и Крюков создали систему подчинения, и благодаря единому подходу весь класс находился в поле их зрения. А индивидуальный подход позволял необходимое внимание уделялось каждому ученику. Использование дневников, как рекомендовала Соколова, или выставление оценок, как советовала Потоцкая, делало учащихся ответственными за их поведение, и к тому же о их школьных делах узнавали дома. Сталинградская учительница, говоря нарочито тихо, создавала у учеников чувство коллективной ответственности за происходящее в классе, а благодаря тесным отношениям с детьми и их родителями побуждала каждого из ребят ответственно относиться к своим поступкам. При таких правилах, когда все подчинялись учителю сами, без принуждения, послушание и для самих учеников становилось вполне осознанным выбором стиля поведения.

Телесные наказания усилиями чиновников и учителей заменялись скрытыми механизмами контроля, а от учащихся требовалось безоговорочное послушание. Эти стратегии формировали точно такую же дисциплинарную власть, которую Фуко считал целью современной тюрьмы:

Контроль

Контроль Меня могут спросить – а почему ты веришь нашей статистике? Может и её надо сокращать на 6? Отвечу – сокращать её уже некуда. Без нас сократили. К примеру, Покрышкин считал, что сбил 70 самолётов, но ему считают, всё же только 59. Это не то, что у немцев. Не было у нас

Контроль

Контроль Меня могут спросить – а почему ты веришь нашей статистике? Может, и ее надо сокращать на 6? Отвечу – сокращать ее уже некуда. Без нас сократили. К примеру, Покрышкин считал, что сбил 70 самолетов, но ему считают все же только 59.[17] Это не то, что у немцев.Не было у нас

Учет и контроль

Учет и контроль Для правительства исход калмыков был крайне неприятной неожиданностью, поскольку в результате оголилась граница со Степью, и потому отреагировало оно оперативно, но без ненужной жесткости. Естественно, был заочно разжалован беглый Убаши, титул хана

Территориальный контроль

Территориальный контроль Вторая мировая война привела к колоссальным разрушениям во всей огромной Евразии и одновременным глобальным подъемом Северной Америки. По мере расширения зоны американского влияния в мире увеличивалась значимость аппарата федеральной

Контроль над ценами

Контроль над ценами Поскольку одним из главных страхов для людей средневековья был голодный мор, то цена на зерно, лежащая в основе цены на хлеб, подлежала строгому контролю со стороны муниципальных властей. Судя по очень неполным данным, которыми мы располагаем, похоже,

Управление и контроль

Управление и контроль 1. Внутренний контроль На военизированный характер партизанского движения указывает структура командования отдельно взятого партизанского отряда. Даже в 1942 году, когда по своей организации большинство партизанских отрядов мало чем напоминало

1. Внутренний контроль

1. Внутренний контроль На военизированный характер партизанского движения указывает структура командования отдельно взятого партизанского отряда. Даже в 1942 году, когда по своей организации большинство партизанских отрядов мало чем напоминало воинские подразделения,

4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ Повелевать толпой В последней главе мы увидели, что в республиканский период сильные мира сего — Помпеи, Крассы, Цезари — тратили свои богатства как для пользы общественной, так и своей собственной; и вполне успешно. Также мы отметили, что

Контроль и проверка

Контроль над спецслужбами

Контроль над спецслужбами Контроль за соблюдением спецслужбами конституционных норм, законов, прав и свобод граждан – не более чем декорум, реверанс в сторону демократии, пропагандистское прикрытие для некоего поддержания спокойствия общественного мнения. Временами

Территориальный контроль

Территориальный контроль Вторая мировая война привела к колоссальным разрушениям во всей огромной Евразии и одновременным глобальным подъемом Северной Америки. По мере расширения зоны американского влияния в мире увеличивалась значимость аппарата федеральной

Под государственный контроль

Под государственный контроль Императрица Екатерина II понимала, что нельзя позволять бесконтрольный промысел на землях Нового Света ни своим подданным, ни, тем более, иностранцам.Приоритет в освоении островов северной части Тихого океана и Аляски должен принадлежать

Контроль над культурой

Контроль над культурой Подобно своему предшественнику, Ост-Индской компании, голландское правительство осуществило как можно меньше культурных изменений. В 1903 г. едва 1 % местного населения был зачислен в государственные школы. Реформатская церковь мало вмешивалась в

Финансирование и контроль

Финансирование и контроль Россия, Франция и Германия требовали осуществления ими политического контроля, прав на разработку полезных ископаемых — фактически подлинного суверенитета — на территориях, где они имели интересы в области строительства железных дорог. Все

Глава 9 Контроль над СМИ

Глава 9 Контроль над СМИ Новые времена в России начались с гласности. Под этим именем мы узнали первую свободу – свободу слова, изменившую сознание масс, подготовившую перемены, сделавшую их желанными. М. Горбачев, подаривший советским гражданам гласность, мог какое-то

Глава 6. КОНТРОЛЬ НАД ОКЕАНОМ – КОНТРОЛЬ НАД МИРОМ

Глава 6. КОНТРОЛЬ НАД ОКЕАНОМ – КОНТРОЛЬ НАД МИРОМ В истории человечества лишь два государства пытались завладеть всем миром — Англия и США. А как же Гитлер и Наполеон? Да и Троцкий мечтал о победе коммунизма на всем земном шаре.Нет, Маркс, Ленин и Троцкий лишь утверждали,

Традиционное наказание

С распространением православия к наказаниям как необходимой мере добавились религиозные установки об изначальной греховности человека

В самом известном своде правил средневековой России — Домострое — наказанию детей были отведены отдельные пункты и несколько строк.

Домострой, XV–XVI века. Перевод В. В. Колесова:

Неотъемлемость жёстких мер для контроля за обучением даже попала в первый московский иллюстрированный печатный букварь. На гравюре-фронтиписе в начале книги был изображён класс, в котором учитель бьёт розгами одного ученика, пока остальные читают. Издание было напечатано в типографии Василия Бурцева в 1637 году. К розгам можно добавить и такие методы воспитания, как стояние коленями на горохе и удары верёвкой.


Уставное наказание

Во второй половине XVIII века наказания по-прежнему были распространены, но стали не столь популярны. Жалованная грамота дворянству 1785 года постановила, что к благородным сословиям не надо применять телесные наказания. Отменили этот запрет через десяток лет при Павле I и вернули после восхождения на престол Александра I.

Решение о наказании розгами принималось попечителями учебных заведений.

Существовала так называемая шкала наказаний — за каждый проступок следовало конкретное наказание

Из-за этого могли не учитываться реальные обстоятельства. В зависимости от настроений и методов, следящих за ученическим порядком, частота наказаний различалась. Известный противник телесных наказаний XIX века педагог Николай Пирогов приводил цифры, что от 13 до 27% всех учащихся Киевского учебного округа в 1857–1859 годах подверглись битью розгами.

Бывало, что общество родителей возмущалось методами воспитания приезжих в города и сёла учителей, выступая против наказаний как таковых или передачи этого права посторонним. В мужских и военных учебных заведениях насилие применялось чаще, чем в женских.

При домашнем обучении в привилегированных сословиях наказание тоже зависело от конкретной среды

В семьях российских императоров взгляды на дозволенность физического наказания не стояли на месте. При Екатерине II гуляли свободные идеи Просвещения и Жан-Жака Руссо. При Павле I юного будущего императора Николая и его брата Михаила воспитатель Матвей Ламсдорф бил розгами, линейками, ружейным шомполом, ударял их об стену.

Из записок Николая I, 1931 год:

Будущему Александру II Николай такого жестокого воспитателя определять не стал — Карл Мердер отличался рациональностью и вниманием к характеру ученика. К тому же ко двору был приглашён поэт Василий Жуковский. Вместо физических наказаний применились ограничения во встречах с родителями (дети жили в отдельной половине дворца), в питании (есть за обедом один суп) и, например, вправе входить в учебную комнату в воскресенье.

Обязательное для мальчиков военное обучение однажды отправило Александра на домашнюю гауптвахту за проскок на параде галопом вместо рыси

Дети Александра II тоже воспитывались без жестокости: выговоры, угрозы не пустить повидаться с родителями и пожаловаться императору, запрет есть сладкое, стояние в углу, не разрешение идти развлекаться. Известный семьянин Николай II, бывало, лично наказывал своих детей. Императорских детей шлёпали. Не доставалось только цесаревичу Алексею. Из-за гемофилии любой удар мог стать очень болезненным.

Советские наказания

В советской школьной системе бить детей было запрещено. Телесные наказания назывались буржуазным пережитком. Сторонники свободного воспитания, начавшие создавать свои общества ещё до революции, получили поддержку на правительственном уровне.

Нельзя было применять насилие не только в обычных школах, но и в учреждениях для трудных подростков. В крайних случаях педагог или руководитель могли неформально отвесить непослушным детям подзатыльники. В 1930-х свободные порядки в школах первых лет советской власти уступили место догматизации и унификации образования.




Многое из этого применяется до сих пор. С поправкой на ослабление дисциплины и технический прогресс

Теперь учителя пытаются сконцентрировать внимание учеников, отбирая мобильные телефоны, а на несерьёзные нарушения делового стиля в одежде не обращают сильного внимания.

В семьях в XX веке ситуация продолжала оставаться разной. В одних семьях детей часто били, в других нет. Но со стороны власти насилие не поощрялось. Напротив, физические наказания воспринимались чем-то старорежимным и спорным.

Уголовные наказания

Кроме попирания традиций предков, многие опасаются прихода диктатуры ювенальной юстиции

Этим страхом овеяны противники западных тенденций, когда сотрудники социальных служб могут забрать ребёнка из семьи за действия, которые в России считаются в порядке вещей. Зачастую страх основан на преувеличениях и пересказах уехавших за рубеж обиженных русскоговорящих родителей. При этом статистика по убийствам детей в России показывает угрожающие цифры, которые должны наоборот призывать усилить контроль за жизнями детей. Детей, в отношения которых совершено насилие, тоже много. По словам уполномочённого по правам детей Павла Астахова, только за один 2014 год потерпевшими были признаны почти 100 тысяч детей.

В 2008 году ФОМ провёл опрос об отношениях к физическим наказаниям. Оказалось, что только половину россиян (старше 18 лет на момент опроса) в детстве наказывали физически. С мужчинами это случалось чаще, чем с женщинами: 42% опрошенных признали — наказание было заслуженным. Но сами они считают, что физическое наказание для школьников со стороны родителей недопустимо (таких 67% против 26% сторонников), а в стенах учебных заведений такого не должно быть вообще (считают 90%). 63% из тех, кто имел детей, такие методы наказаний не применяли. Причём соотношения мало отличаются в зависимости от возраста, образования и местожительства респондентов. Самым популярным способом физического наказания были названы удары ремнём.

Современные школы сильно отличаются от тех, в которых учились советские дети. И дело не только в новых учебных программах, способах подачи материала и обучении вцелом, но и в правилах, которые должны соблюдать дети. Во времена СССР ко всему относились строже, а некоторые правила, которые должны были соблюдать ученики, скорее всего, покажутся нынешним школьникам слишком суровыми. О том, за что могли строго наказать в советских школах, рассказывает “Рамблер”.

Короткие юбки и джинсы

Слишком короткий подол сарафана или юбки и в современных школах не приветствуется, а в советских учебных заведениях за это могли наказать. Часто на входе в школу дежурили комсорги и проверяли длину школьных платьев на ученицах в прямом смысле слова с помощью линейки. По негласному правилу расстояние от коленки до подола одежды должно было составлять не более 10 сантиметров. Если значение было меньше, школьниц отправляли домой переодеваться.

Мальчикам же запрещалось носить в школу джинсы. Несмотря на то, что в СССР была школьная форма, многие все же пытались обойти правила и нарядиться в синие брюки из парусины. Джинсы в те времена было крайне сложно достать, стоили они очень дорого и были символом социального неравенства. Поэтому форсить в них на уроках считалось недопустимым.

Длинные волосы

Выражение “дергать за косички” пришло как раз из советских школьных будней. Просто за волосы девочку дернуть было нельзя просто потому, что приходить в учебное заведение с распущенными локонами не разрешалось. Волосы советским школьницам полагалось заплетать в косу или убирать в хвост (исключение составляли короткие прически, которые были редкостью). Длинные распущенные волосы считались тлетворным влиянием культуры Запада, на которую равняться ни в коем случае было нельзя.

Украшения

Кольца, серьги, цепочки, браслеты - все то, что сейчас совершенно спокойно (в пределах разумного) может надеть в школу любая школьница, - в учебных заведениях СССР были под запретом. Эти аксессуары считались признаками красивой жизни, которую демонстрировать в школе было недопустимо. В лучшем случае учителя заставляли модниц снимать украшения и прятать в ранцы, более строгие писали замечания в дневник или даже вызывали родителей для серьезного разговора.

Физические наказания? Психологическое давление? Порицание общества? Было все.


Emir Kaan Okutan / Pexels

Пожалуй, нет в жизни более важной миссии, чем воспитание детей. Сколько терпения, труда и сил нужно вложить, чтобы ребенок вырос настоящим человеком. При этом ни один родитель не застрахован от непослушания, строптивости и регулярно повторяющихся хулиганских выходок своего чада. Чтобы ребенок понял, что поступил плохо, ему надо преподать урок. В СССР тоже перевоспитывали нерадивых спиногрызов, однако применяли такие строгие меры, о которых в наше время даже неловко говорить. Мы вспомнили 5 примеров того, как наказывали детей в Советскую эпоху.

Пороли и лупили

Воспитание детей в СССР всегда отличалось строгостью. Ребенок должен был как можно скорее стать частью общества, не выделяться из толпы и перенять социальные нормы, диктуемые государством. Многие родители той эпохи совершенно нормальным и, главное, очень действенным способом наказания ребенка считали применение физической силы. Бесконечные подзатыльники, порка ремнем по мягкому месту — все это испытали на себе многие дети СССР.

Но непослушным доставалось больше всего. Ведь если проступок был серьезным, родители не обходились просто ремнем. Любимое чадо вполне могли хорошенько отколошматить.

Скоро на Femmie

Корреспондент новостного портала рассказывает:

Немало взрослых, детство которых пришлось на эпоху СССР, до сих пор вспоминают, как их нещадно лупили дома за малейшую провинность. Спустя долгие годы, обида на родителей все еще жива.

Прилюдно стыдили и внушали, что ребенок плохой

Корреспондент новостного портала комментирует:

В наше время встречается все реже семей, где родители считают, что чем больше стыдить и унижать ребенка, тем более успешно можно воздействовать на него и перевоспитать. Даже в тех семьях, где дети являются отпетыми хулиганами и здорово портят нервы своим родителям, на смену полному авторитету отца и матери и беспрекословному подчинению пришло равенство, стремление слышать и понимать свое чадо и совместно находить выход из трудностей. Даже к самому проблемному ребенку родители стараются проникнуться и понять причины его проступков.

Психолог Ирина Млодик объясняет:

Отправляли на пятидневку в детском саду

Еще один ужас всех без исключения детей, живших в Союзе — остаться в детском саду на пятидневку. Ребята боялись, что строгие родители отправят на целую неделю из дома и заберут только на выходные. Пресловутая пятидневка была классическим наказанием. Мамы и папы считали, что именно в условиях казенного учреждения из хулигана сделают настоящего человека, да и времени на проказы практически не останется.

Корреспондент исторического портала Юлия Яхина комментирует:

В наше время в некоторых детских садах еще остались группы, где можно оставить ребенка на ночь. Но явление это совсем нечастое и отнюдь не повсеместное, да и условия в садах иные, чем во времена СССР. Только те родители, которые работают по ночам и не имеют помощников в лице родственников, пользуются этой услугой дошкольного учреждения.

Пресс-секретарь департамента образования г. Москвы Александр Гаврилов комментирует:

Записывали в спортивную секцию

Всем известно, что нет более действенного способа закалить тело и дух, чем занятия спортом. Советские родители активно претворяли в жизнь этот постулат, благо государство сполна предоставляло возможности для физического развития детей. Спортивная секция считалась отличным вариантом, чтобы даже самого отпетого хулигана наставить на путь истинный. Ребенок был занят делом, преодолевал трудности и в жестких дисциплинарных условиях закалялся духом.

Журналист Светлана Голицына рассказывает:

Стоит отметить, что обстановка в спортивных секциях была строгая, чуть ли не спартанская. Тренеры держали юных воспитанников в ежовых рукавицах, в порядке вещей было повышение голоса, оскорбления и даже рукоприкладство.

Отправляли в трудовой лагерь на лето

Летний трудовой лагерь был явлением повсеместным в СССР. Дабы дети не болтались 3 месяца без дела и не приучались к плохому, многие родители отправляли своих чад в лагерь, где воспитанники работали на полях и огородах, помогали делать ремонты, пилили, красили и были правой рукой своих вожатых и руководителей.

Автор блога по истории СССР рассказывает:

При этом хулиганам, само собой, в наказание доставалось гораздо больше работы, а условия их пребывания в лагере были очень далеки не то что от идеальных, а просто удовлетворительных. Ребятам приходилось сталкиваться с бытовыми неудобствами, что, как считали взрослые, шло только на пользу, укрепляло выдержку и дух.

И по сей день существуют летние трудовые лагеря для подростков, где дети могут с пользой провести время. Однако сейчас это нечто сродни оздоровительным сменам, где ребята обучаются новым видам деятельности, находят друзей, насыщенно проводят досуг и, конечно же, находятся в достойных условиях пребывания. При этом дети еще и получают зарплату за свой труд — символическую, конечно, но вполне достойную, чтобы ощутить гордость за самого себя.

Невозможно воспитывать ребенка без наказаний, ведь тогда есть риск, что чадо вырастет эгоистичным и уверенным в том, что ему все дозволено. Однако следует всегда соблюдать золотую середину, ведь некоторые методы воспитания могут напрочь сломать психику ребенка и оставить след на всю жизнь.

Читайте также: