Наиболее ранним представителем отечественной исторической школы является

Обновлено: 05.07.2024

11. Какое русское историческое произведение было впервые издано типографским способом в 1674г.?

в) Степенная книга

12. Наиболее ранним представителем отечественной исторической школы является:

Главным редактором и одним из авторов какого исторического произведения был Петр 1?

15. Особенности исторического пути Росси Н.М. Карамзин объяснял:

а) главной целью – созданием мощного государства; .

б) спецификой хозяйствования экономики;

в) религиозным фактором

16. Представителем отечественной исторической школы позитивизма является:

17. Кто из выдающихся русских историков Х1Хв. выдвигал на первый план историю государства?

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.007)

11. Какое русское историческое произведение было впервые издано типографским способом в 1674г.?

12. Наиболее ранним представителем отечественной исторической школы является:

Главным редактором и одним из авторов какого исторического произведения был Петр 1?

15. Особенности исторического пути Росси Н.М. Карамзин объяснял:

а) главной целью – созданием мощного государства; .

16. Представителем отечественной исторической школы позитивизма является:

17. Кто из выдающихся русских историков Х1Хв. выдвигал на первый план историю государства?

Кто из русских историков Х1Хв. был сторонником теории официальной народности?

Кто из выдающихся русских историков стремился показать в своих работах историю народа и отказался от традиции освещать историю России по царствованиям?

Чьим учеником был В.О.Ключевский?

Какая книга принесла известность В.О.Ключевскому?

24. Сторонником какого подхода к изучению истории является А. Тойнби:

25. Постмодернистская концепция основное значение в историческом познании отводит:

а) речевой практике .

26. Укажите правильное соответствие функции исторического знания и её определения

1) познавательная - выявление закономерностей исторического

2) социальной памяти - способ идентификации и ориентации

3) практически-рекомендательная - выработка научно обоснованного

4) прогностическая - предвидение будущего

5) воспитательная - формирование гражданских,

нравственных ценностей и качеств

Установите соответствие между методом исторического познания и его определением

1) системный - сопоставление исторических объектов в

пространстве и во времени

2) типологический -раскрытие внутренних механизмов

функционирования и развития

3) сравнительный - классификация исторических явлений,

4) проблемно-хронологический - изучение последовательности

исторических событий во времени

Подход, рассматривавший историю как процесс восхождения человечества на все более высокий уровень развития, получил название

В России история как наука возникает в связи с изучением и критическим осмыслением источников в

История (от греч. Historia - рассказ о прошедшем, об узнанном) рассматривается в двух значениях: во-первых, как процесс развития природы и человечества, и, во-вторых, как система наук, изучающих прошлое природы и общества.Историческая наука включает себя всеобщую (всемирную) историю, в рамках которой изучается происхождение человека (это этногенез), а также историю отдельных стран, народов и цивилизаций (отечественная история) с древнейших дней. При этом учитывается ее деление на историю первобытного общества, древнюю, средневековую, новую и новейшую.История России - научная дисциплина, изучающая процесс развития нашего Отечества, его многонационального народа, формирование основных государственных и общественных институтов.Курс отечественной истории является одним из общегуманитарных и социально-экономических дисциплин.Предметом изучения отечественной истории является закономерности развития российского государства и общества. Курс отечественной истории выполняет познавательную, интеллектуально-развивающую, мировоззренческую, воспитательную функцию.В современной исторической науке применяются следующие принципы исторического исследования: объективность (предполагает опору на факты в истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схему), историзм (все исторические факты, явления и события рассматриваются в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности),социальный подход в изучении истории (предполагает, что в развитии общественных процессов проявляются определенные социальные интересы: в экономической области, политических, межклассовых и внеклассовых противоречиях, отношениях социальной психологии и традиций), всестороннее изучение истории и др. Помимо общих методологических принципов, в историческом познании применяются и конкретные методы исследования:-общенаучные;-собственно исторические;-специальные (заимствованные у других наук).

Метод-это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления - исторические факты, способ извлечения из фактов новых знаний.

При исследовании курса отечественной истории используются методы:

Хронологический (явления излагаются во временном – хронологическом порядке);

Хронологическо-проблемный (предусматривает изучение и исследование истории России по периодам или эпохам, а внутри них - проблемам);Синхронный (позволяет установить связи взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время в разных местах России и ее регионах);Статистический КомпьютерныйМатематический и др.

Виды источников для изучения исторического процесса. Вспомогательные исторические дисциплины.

Можно выделить несколько групп источников информации, разных по объёму и сложности:

-письменные;-вещественные;-фольклорные;-лингвистические;-этнографические; кинофотодокументы.Извлекая информацию из источника, исследователь должен помнить два существенных момента: Источник дает лишь ту информацию, которую в нём ищет историк, он отвечает лишь на те вопросы, которые историк ставит перед ним. И полученные ответы всецело зависят от заданных вопросов.Письменный источник передает события через мировосприятия автора, его создавшего. Это обстоятельство имеет важное значение, ибо то или иное понимание картины мира, существующее в сознании создателя источника, так или иначе воздействует на те данные, которые он фиксирует.Так как исторические источники различных видов создаются людьми в процессе осознанной и целенаправленной деятельности и служили им для достижения конкретных целей, то они несут ценную информацию о их создателях и о том времени, когда были созданы. Чтобы извлечь эту информацию, необходимо понимать особенности и условия возникновения исторических источников. Информацию из источника важно не только извлечь, но и критически оценить, а также правильно интерпретироватьОценкой, систематизацией трактовкой источников занимаются источниковедение, а также ряд вспомогательных исторических дисциплин, имеющих сравнительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким образом способствующие более глубокому понимаю исторического процесса в целом. К их числу относятся: историческая демография, историческая география, геральдика (наука о гербах), генеалогия (наука о происхождении и родственных связях отдельных лиц и семейств),нумизматика (наука о монетах и их чеканке) и др. К наиболее значительным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и историография (история исторической науки), задача которой – описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.

Российская историческая школа и ее выдающиеся представители.

Формирование российской исторической школы прошло несколько этапов, каждый из которых был связан с тем или иным выдающимся представителем исторической науки:

Высшим достижением национального и морального единства народа, по мнению Ключевского, является государство как орган бесклассовый и общенародный, защищающий национальные интересы.

Он считается родоначальником школы советских историков. В основе всех учебников, исторических научных работ, изданных в советское время, лежит историка - материалистическая концепция. Орудием построения социализма объявлялось большое, мощное, централизованное государство.

Сегодня стала очевидной невозможность, базируясь только на формационной теории Маркса, объяснить исторический процесс, причинно следственные связи явлений и событий. Сегодня идёт процесс нового осмысления истории.

Составители: к.и.н., доцент Беспятова Е.Б. к.и.н., доцент Гусарова М.Н.

Тестовая база охватывает все разделы учебного базового курса

студентов технических специальностей /Московский государственный

университет приборостроения и информатики; Сост.: Беспятова Е.Б.,

Тема 1. Закономерности и основные этапы исторического развития. . . . . . 4

Тема 2 . Киевская Русь в контексте европейской истории средневековья. . . . . . .. 10

Тема 3. Образование Российского централизованного государства. Становление

Тема 5. Век просвещения. Российская империя в ХVIII веке. . . . 47

ТЕМА 6.Российская империя на пути к индустриальному обществу. Особенности

промышленного переворота в России. Общественная мысль и общественные движения в

Тема 7. Социально-экономическая модернизация и эволюция государственной власти в

Тема 8. Революционный кризис в России 1917 г. . . . . . . 82

Тема 9. Советская Россия: модели социалистического строительства. . . . . .. 91

Тема 10. Истоки, основные этапы, последствия кризиса международных отношений

Тема 11. Советский Союз в послевоенный период. Научно-техническая революция и её


Т ем а 1. Законо мерности и о сновные этапы ист орическ ого

Предмет Отечественной истории. Функции исторического знания:

познавательная и интеллектуально-развивающая, мировоззренческая и

воспитательная. Источники изучения истории. Методы и методология

и з у ч е н и я и с т о р и и , а л ь т е р н а т и в н о с т ь и м н о г о в а р и а н т н о с т ь в и с т о р ич е с к о й н а у к е .

DELETED

История В. Н. Татищева содержит обзор событий от скифских времен до конца XVI в. — правления Ивана Грозного. Изложение носит двойственный характер. Первые две части поднимают ряд общих проблем: о древнейшей истории народов Восточной Европы, о славянской письменности, о происхождении государства и его формах и т. д. Последующие две части приближаются к типу сводной летописи. На основе данных из разных летописных текстов дается изложение политической истории России в хронологической последовательности.

Таким образом, в эпоху Петра I происходит осмысление истории России как истории государства Российского.

История, по мнению Карамзина, должна была учить и царей. На примерах правления русских монархов - положительных и отрицательных - он хотел учить царствовать. Для этого он, вслед за Монтескье, дает определение самодержавия, подчеркивая его обязанности перед народом. «Предмет самодержавия есть не то, чтобы отн

Читайте также: