Этнографический уголок в школе

Обновлено: 08.07.2024

3. Художественная литература на осетинском языке, содержание которой соответствует возрастным особенностям детей.

4. Иллюстрации к произведениям осетинских писателей, осетинским народным сказкам и нартовским сказаниям.

5. Портрет К. Л. Хетагурова.

Средняя группа (4 – 5 лет)

1. Куклы в осетинской национальной одежде (мальчик и девочка)

2. Материал о родном городе (6 – 7 иллюстрации)

3. Информационный и наглядный материал о Республике Северная – Осетия Алания (города и села, животный и растительный мир)

4. Информационный материал о быте и жизни осетин.

5. Художественная литература на осетинском языке, содержание которой соответствует возрастным особенностям детей.

6. Иллюстрации к произведениям осетинских писателей, осетинским народным сказкам и нартовским сказаниям.

7. Портрет К. Л. Хетагурова.

Старшая группа (5 – 6 лет)

1. Символика Республики Северная – Осетия Алания (герб, флаг). Информационный и фотоматериал.

2. Куклы в осетинской национальной одежде (мальчик и девочка)

3. Информационный и наглядный материал о родном городе (альбом, книги, набор открыток, иллюстрации)

4. Информационный и фотоматериал о столице городе Владикавказ.

5. Информационный и наглядный материал о Республике Северная – Осетия Алания (города и села, животный и растительный мир)

6. Информационный материал о быте и жизни осетин.

7. Портреты осетинских писателей, их произведения. Осетинские народные сказки и нартовские сказания.

8. Портрет К. Л. Хетагурова.

Подготовительная группа (6- -7 лет)

1. Символика Республики Северная – Осетия Алания (герб, флаг). Информационный и фотоматериал.

2. Портрет Главы Республики Северная – Осетия Алания.

3. Куклы в осетинской национальной одежде (мальчик и девочка)

4. Информационный и наглядный материал о родном городе (альбом, книги, набор открыток, иллюстрации)

5. Информационный и фотоматериал о столице городе Владикавказ.

6. Информационный и наглядный материал о Республике Северная – Осетия Алания (города и села, достопримечательности, животный и растительный мир)

7. Информационный материал о быте и жизни осетин.

8. Портреты осетинских писателей, их произведения. Осетинские народные сказки и нартовские сказания.

9. Материал о композиторах, художниках РСО – Алания, их репродукции.

Уголок патриотического воспитания в ДОУ

Младший дошкольный возраст

Основная цель работы в младшем дошкольном возрасте - ознакомление с ближайшим окружением.

1. В уголке размещен материал по социально- нравственному воспитанию:

• взрослые люди – родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид- иллюстрации., тематические папки, дидактические игры;

• семья- подбор иллюстраций, тематических папок, изображающих семью, членов семьи в отдельности показывающих взаимоотношения членов семьи- заботливое отношение, совместные действия, семейный фотоальбом группы;

• дом, в котором ты живешь, - фотографии, иллюстрации разных архитектурных строений, различающихся по размеру, внешнему виду, материалу, назначению;

• ребенок и сверстники – подбор иллюстраций, тематические папки о детях- девочки, мальчики, игры детей, дети в разных ситуациях, дети трудятся, занимаются и т. д. ;

• эмоциональные состояния- тематические папки, иллюстрации, иллюстрации, показывающие различные эмоциональные состояния взрослых и детей, пиктограммы;

3. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры – предметы старины, русские игрушки (различные куклы-закрутки из соломы, ткани разных видов, ниток, кожи и т. д. ; куклы из деревянных чурбаков, обереги, предметы народного декоративно – прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка. Работа по дереву и пр.) , куклы в национальных костюмах.

4. Художественная литература по фольклору (песни, потешки, сказки и т. д.)

Средний дошкольный возраст

Работа ведется по направлениям: моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры.

1. В уголке пополняется материал по социально-нравственному воспитанию: семейные праздники и традиции, художественная литература нравственной тематики

3. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры – предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно- прикладного искусства, различные макеты (крестьянские избы, комнаты- горницы, крестьянского подворья, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.

4. Художественная литература по фольклору – сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.

5. Элементы государственной символики – флаг, герб.

6. Элементы областной символики – флаг, герб.

7. Элементы муниципальной символики- флаг, герб города, промышленных предприятий.

8. Материал для ознакомления с защитниками Отечества- подбор иллюстраций, тематические папки.

Старший дошкольный возраст

Основные направления работы- краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организации жизни детей по народному календарю

3. Мой край – символика области, карта области, материал, знакомящий детей со славой и достижениями области (города области, чем знамениты, промышленность и сельское хозяйство).

4. Родная страна – карта России (хорошо, если это будет детская карта России, которая содержит необходимый материал. Рассказывающий о городах России (столица Родины, символика городов, чем знамениты, главные достопримечательности, природные зоны нашей страны, народы населяющие страну, промышленность и сельское хозяйство, символика (герб, флаг, гимн, портрет президента) различные макеты (достопримечательности городов, архитектура и т. п.)

8. Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания)

9. Великие соотечественники – портреты, художественная литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославлявших Россию.

10. Наша планета земля – глобус, детская карта мира. Художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны

Общение педагогов с родителями. Памятка для педагогов ДОУ "Лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям" (Т. Харисс). В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах.

Приобщение учащихся к этнокультурным ценностям с использованием ИКТ технологий на уроках адыгейского языка Приобщение учащихся к этнокультурным ценностям с использованием ИКТ технологий на уроках адыгейского языка. Учитель адыгейского языка.

Романова Татьяна Васильевна

ВложениеРазмер
sozdanie_ugolka.doc 372.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Богославский Павел , учащиеся 9 класса МБОУ ООШ №10

Руководитель: Романова Татьяна Васильевна учитель географии.

Зовут меня Богославский Павел. Я учусь в 9 классе в селе Марьина Роща муниципального образования город-курорт Геленджик. Когда наша школа вышла на краевой конкурс кабинетов кубановедения, стал вопрос о создании в школьном дворе этнографического уголка. И учитель географии Романова Т.В. и кубановедения Калачева Галина Алексеевна и наш казачий класс задумались о том, что бы такое сделать, чтобы этого не было ни у кого.

Одним это было не под силу и мы решили пригласить казаков из Кабардинского Хуторского Казачьего Общества, родителей, привлечь администрацию школы, заведующую школьным музеем, ну и, конечно, всех учеников школы.

Вопрос о том что, как, и из чего будем строить, чем украшать, как использовать в дальнейшем вызвал много споров. Но, в конце - концов все вопросы были решены, распределены все роли.

И вот что из этого получилось.

* Очень важно своевременно заложить в детские души чувство гордости за свой край, ознакомить с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, особенностями быта кубанцев.

* В нашей школе исследовательские проекты и работы учащихся нравственно- патриотической направленности занимают важное место и практикуются не первый год. Ученики считают, что, если школьник хотя бы раз участвовал в разработке и реализации социально значимого проекта, то успех в дальнейшей учебе обеспечен. Ведь в процессе разработки детского проекта ребенок получает конкретные познавательные и исследовательские навыки: работы с архивами, справочниками, энциклопедиями, учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать и оценивать результат, создавать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.

* Наша школа находится в селе Марьина Роща, где местные жители чаще приезжие, а коренных осталось совсем мало. Приезжее население не знает истории, традиций, уклада жизни кубанских казаков, поэтому мы считаем, что познакомить их с жизнью кубанцев поможет школьный музей и создание этнографического уголка во дворе школы.

Главная цель проекта : создание условий для формирования у учащихся чувства любви к малой Родине через приобщение к традиционной культуре кубанского казачества.

Участники проекта: группа учащихся 9 класса, родители, заведующая школьным музеем, представители Районного Геленджикского и Кабардинского Хуторского казачьих обществ.

Руководители проекта: учителя географии Романова Т.В. и кубановедения Калачева Г.А., высшая квалификационная категория.

Вид проекта: долгосрочный, учебно-познавательный с 1 сентября 2012 года по 12 сентября 2013 года.

  1. Формирование положительной мотивации к изучению кубановедения.
  2. Создание условий для внеурочной деятельности учащихся.
  3. Изучить духовное и культурное наследие кубанского казачества.
  4. Ознакомить с традициями, особенностями истории и культуры кубанского казачества.
  5. Воспитать любовь, уважение и гордость за свою малую родину – Кубань.
  6. Формировать уважение к труду, к людям труда, трудовым традициям
  7. Сплотить всех участников проекта (школьников, родителей, представителей казачества).

Продукт проекта: Этнографический уголок во дворе школы.

Проект включает три основных этапа:

1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов реализации, предварительная работа с коренными жителями села, представителями казачьих обществ, учениками и их родителями, выбор и заготовка материалов;

2-й — собственно изготовление элементов уголка: изготовление плетня, макета пограничного шалаша, колодца с корытом для лошадей, коновязи, элементы редута и частокола, пограничной вышки, божницы, посадка растений.

  1. У детей проявится ярко выраженный интерес к традициям и культуре кубанского казачества;
  2. Ученики узнают много интересного о службе на границе кубанских казаков, их традициях, культуре, укладе жизни.
  3. У детей будут сформированы навыки работы с традиционным кубанским материалом – лозой, глиной, камышом и камнем.
  4. К проекту будут привлечены родители. Духовно-нравственное просвещение родителей даст большой плюс в патриотическом воспитании школьников.
  5. В школьном дворе будет изготовлено наглядное пособие для уроков

кубановедения и внеурочной деятельности младших школьников.

План действий по реализации проекта

1 этап. Подготовительный.

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов реализации, предварительная работа с учащимися класса, представителями казачьих обществ, родителями, выбор и заготовка материалов;

Встреча администрации с представителями казачества

Встреча учеников с представителями казачества

Доставка кольев для частокола

Заготовка и доставка лозы для плетня

наставник казачьего класса, ученики 8 класса

Доставка камня для изготовления колодца с корытом

наставник казачьего класса, ученики 8 класса

Доставка бревен и камыша для коновязи

наставник казачьего класса,

родители, ученики 8 класса

Заготовка кольев и рогоза для изготовления вышки

наставник казачьего класса,

родители, ученики 8 класса

Заготовка лозы для формы редута

Учащиеся школы, родители

Разучивание казачьих песен, игр и хороводов

руководитель хореографического кружка при ДК

Изучение предметов быта для казачьей заставы: седло, сбруя, хомут, подкова, лампадка, полотенце-набожник, пушка, сигнальные шары, чугунки, половики, деревянные ведра

жители села, учитель кубановедения, ученики, руководитель музея

Сбор семян тыквы, семян подсолнечника

2-й этап — собственно изготовление элементов уголка: изготовление плетня, макета пограничного шалаша, колодца с корытом для лошадей, коновязи, элементы редута и частокола, пограничной вышки, божницы, посадка растений.

наставник казачьего класса, ученики 8 класса

наставник казачьего класса, ученики 8 класса

Изготовление колодца с корытом

наставник казачьего класса,

родители, ученики 8 класса

Изготовление коновязи и укрепление камыша

наставник казачьего класса,

родители, ученики 8 класса

Изготовления вышки с сигнальными шарами

наставник казачьего класса,

родители, ученики 8 класса

Установка формы редута и укрепление его землей

Учащиеся школы, родители

Изготовление божницы и установка иконы

Изготовление макета телеги

Размещение предметов быта для казачьей заставы: седло, сбруя, хомут, подкова, лампадка, полотенце-набожник, пушка, сигнальные шары, чугунки, половики, деревянные ведра

ученики и учитель кубановедения

Посадка семян тыквы, подсолнечника

дети, родители, учителя, казаки

Анализ реализации проекта

1. Низкое познавательное развитие детей.

2. Низкая заинтересованность родителей.

3. Могут быть упущены отдельные направления проекта из-за большого объема изучаемого материала

1. Распределить среди учащихся и родителей ответственных за выполнение отдельных направлений проекта.

2. Организовать методическую помощь учителя кубановедения руководителям по организации выполнения заданий к проекту.

3. Для повышения познавательного интереса детей и их родителей провести в классах родительские собрания по разъяснению.

Кто такие казаки?

Основная задача внешней политики России во второй половине XVIII века заключалась в том, чтобы обеспечить выход к черноморским берегам. Этому препятствовала Турция, стремившаяся к господству над горскими народами Северного Кавказа. Накопившиеся претензии друг к другу в конечном итоге вылились в первую, а потом и вторую русско-турецкую войну. В начале 80-х годов XVIII века Россия осознавала высокий авторитет в Европе и военное превосходство над Турцией. Сама Турция, раздираемая внутренними проблемами, не смогла сохранить господство на территории Северного Кавказа. Таким образом, две русско-турецкие войны периода царствования Екатерины II способствовали успешному решению стратегической задачи: Россия имела выход к Черному морю, усилила свое влияние на Кавказе, что привело в дальнейшем к оживлению торговли российской империи с народами Кавказа, а через них и со странами Востока. Однако Турция с таким положением смириться не могла, она хотела вернуть потерянные земли. Для достижения цели ею были втянуты в военные действия местные племена, которые себя считали независимыми, сыграв на вражде многочисленных этнических групп, а также снабжая их оружием и военными припасами. Активное участие по возврату утерянных земель Турцией принимала Англия, озабоченная возрастающей мощью России.

При таком положении событий, которые мешали России прекратить попытки сеять смуту на Кавказе, по личному указанию императора Николая I в 1830 году была учреждена Черноморская береговая линия. Её укрепления и форты было указано сооружать преимущественно в устьях рек и в тех бухтах, которые использовались турецкими судами для контрабандного торга. Строительство велось как солдатами регулярной армии, так и казаками, которые получили право в последствии привезти свои семьи и поселиться на постоянное место жительства. Новые земли, тысячелетиями которые топтали копыта коней кочевников, стали постепенно осваиваться: с запада заселялись казаками из Украины, а с востока - казаками с Дона. Те и другие имели одинаковую задачу: охранять земли России.

Находившегося на границе казака и его семью постоянно подстерегала опасность. Надо было так организовать жизнь, чтобы бытовые условия помогали свести к минимуму разнообразные угрозы, как со стороны адыгов, которые не смирились с потерей свободы, так и турок, черкесов.

Было решено между постами и фортами устанавливать добавочно редуты, которые находились друг от друга в 10-ти километрах, а между ними размещались пикеты (самые маленькие укрепления). Из небольших партий конных казаков состояли разъезды, которые день и ночь двигались вдоль границы от пикета к пикету. Вот такой усиленной охраной была представлена в конце 18 века черноморская береговая линия. Так что же собой представляет казачий кордон?

Перед вами находится воссозданный того времени казачий кордон. Мы видим, что он представлен земляным редутом² - бруствером, а для этого устанавливали в 2 ряда плетень, засыпая промежуток между стенками землей. Устанавливалась сверху пушка (иногда на территории кордона их было больше).

Часть защиты была представлена и сплошной стеной из кольев и называлась она частоколом. Элемент такой защиты перед вами.

²Редут - в старых армиях: сомкнутое прямоугольное, многоугольное или круглое полевое укрепление с наружным рвом и бруствером.

Вот на такой вышке несли службу и днем и ночью казаки, сменяя друг друга.

На таком кордоне, казак верно нес свою службу, охраняя границы государства Российского. Были периоды, когда он мог заняться и мирным делом. Так как на кордоне не было женщин, то казаки сами чистили одежду, готовили пищу, ухаживали за верным другом конем. Невозможно представить жизнь казака без коня, поэтому на кордоне в обязательном порядке строилась коновязь для защиты лошади от дождя, жары, ветра.

И животное платило казаку такой же преданностью. Заботу о лошади со стороны казака мы видим ещё в одном элементе кордона. Это строительство корыта у колодца, чтобы конь мог в волю напиться. Сам колодец строился из подручных материалов. Это могли быть и камни, и бревна. Наш колодец выложен из камня, имеет крышку, рядом находится журавль, для того, чтобы поднимать ведром воду на поверхность.

Колодец с корытом

Традиционный уклад жизни казаков заключался в сочетании военной службы с хозяйственными занятиями. В этом ему помогали христианская вера, которая была основой духовной жизни казачества. Они считали себя защитниками христианского мира от посягательства османов. Вера учила не бояться смерти на войне, стойко переносить все невзгоды и лишения, смело и спокойно идти навстречу опасности. Поэтому казаки, начиная любое строительство, всегда возводили сперва храм, а потом все остальное. В военные действия всегда бралась походная палатка-церковь, где перед боем казак мог помолиться и исповедоваться. На нашем кордоне мы также видим в перевозном киоте икону, лампадку перед ней, которую зажигали в христианские праздники.

Вот так и нес свой трудный крест казак на границе, вот так незамысловатые элементы кордона помогали казаку пережить все тяготы и сохранить за Россией присоединенные земли.

Вот так небольшой этноуголок во дворе школы помогает нам окунуться в те далекие времена, представить нелегкий труд казака-воина, а также сделать вывод об огромном значении присоединения новых земель к России.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимость развития интересов обучающихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания обучающихся о родном крае, тем более действенными покажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, патриотизма, уважения к традициям своего народа. Также возможна преемственность поколений, общение между людьми посредством музейных материалов.

Именно в школе создаются оптимальные условия для сохранения национальной самобытности, изучения родного языка, традиций, культуры. Школа занимается воспитанием общечеловеческих и нравственных ценностей, поддерживая творческую активность обучающихся, учителей, родителей, вовлекая их в активную деятельность. И музейная педагогика – одно из ключевых направлений деятельности в образовательном пространстве школы №9.

Задачи образования видятся не просто в усвоении ребенком суммы сведений, а в воспитании просвещенной личности, субъекта культуры, путем создания условий личного участия, сопричастности к живому опыту культуры.

На протяжении многих лет шла работа по пополнению музейного фонда. В создании и развитии этнографического уголка сыграли роль в разные годы учителя школы и искренние энтузиасты: учитель истории Белова Г.П., учителя марийского языка Сидорова Н.В., Сергеичева М.В. Способствовала созданию условий для работы этнографического уголка и администрация школы: директор школы в тот период Щеголева Н.А., завуч школы Метелева Л.А. и другие. Родители обучающихся, зная о наличии музейного уголка, пополняют фонд, принося или привозя из сельской местности некоторые предметы быта. Так, с участием Комелиной С.А., мамы одного из учеников, музей постоянно пополняется экспонатами: рукодельной старинной скатертью, старинными плетеными деревянными детскими санями, марийской национальной одеждой – марийские платья, фартуки с настоящей вышивкой, домотканые половички, дорожный чемодан военных лет, плетеные старинные сани, ткацкий станок и другое.

Экспозиция музея представлена 4 разделами:

  1. Мир марийской избы;
  2. Национальная одежда;
  3. Религия народа мари;
  4. Марийские промыслы.

В настоящее время работа музея включает: просветительскую, научно-исследовательскую, поисковую, оформительскую деятельность.

Просветительская деятельность это экскурсионно-лекторская работа; музейные уроки, проведение интегрированных уроков совместно с преподавателями ИЗО, МХК, музыки, литературы, географии, биологии; подготовка и проведение фольклорных праздников; проведение конкурсов и викторин; проведение занятий по декоративно-прикладному искусству (в группах продленного дня), проведение выставок детского творчества,

Научно-исследовательская деятельность – исследование музейных предметов, времени и места их использования,

Поисковая деятельность – пополнение фонда, оформление сменных экспозиций и выставок, ведение инвентарной книги, работа с библиотеками и интернет-ресурсами,

Школьный музей является хранителем бесценного фонда историко-культурного наследия малой Родины. Приобщаясь к истокам прошлого своего края, у детей школы повышается эрудиция, культурный уровень, воспитывается уважение к культуре народа мари; данная деятельность способствует развитию сопричастности учащейся молодежи к своему народу, осознается поликультурность России, приобретаются дополнительные знания по предметам гуманитарного цикла, национально­–регионального компонента.

Учитель: Россия со времен Киевской Руси и вплоть до отмены крепостного права в 1861 году была аграрной страной, где сельское хозяйство было главным занятием населения. Именно крестьянскому хозяйству принадлежала ведущая роль в аграрной экономике России. Природа для крестьянина была средой жизнеобеспечения. Она определяла уклад его жизни, занятия. Под ее влиянием сложились культура и традиции русского народа. Своя культура и свои традиции сложились и в нашем селе.

Скоморох: Здравствуйте, почтенные господа! Не смущайтесь, веселитесь, поудобнее садитесь. Представление начинается. Сюда, сюда все приглашаются!

1-ый ведущий: Вы находитесь в этнографическом уголке нашего школьного музея. Село Успеновка возникло в 1909 году. Названо оно в честь старинного русского праздника – Успенья. Село населялось в основном жителями западного происхождения. Условия жизни первых поселенцев были крайне трудными. Первые жители сооружали балаганы, рыли землянки, позже стали строить дома.

2-ой ведущий: По воспоминаниям старожилов в селе дома были с пристройками. Коридор выполнялся из жердей и хвороста и замазывался глиной (назывался турлук). В доме же был земляной пол, а у тех, кто побогаче пол устанавливали чурбачками и засыпали землей. Все дома строились из местного материала (дуб, береза). Крыли дома соломой, пыреем. Из них составлялись снопы и привязывались на крыше. Сквозь них не попадал дождь, было прохладно летом и тепло зимой.

1-ый ведущий: Так дома выглядели снаружи, а теперь заглянем вовнутрь одного такого дома.

Скоморох: Проходите, гости, к нам. Очень рады будем вам.

Все хорошее покажем. Всяку всячину расскажем.

2-ой ведущий: Внутреннее убранство домов богатством не отличалось. Крестьяне довольствовались небольшой избой с простой обстановкой. Крестьянское жилище делилось по диагонали. Центральное место в нем занимал красный угол с образами и столом. Изнутри дома белили. Для побелки белую глину привозили из Белого Яра (ныне Завитинский район), а красной, местной подводили широкий плинтус. На пол стелили солому и спали. Даже когда в домах стали ставить кровати, на них стелили матрац, набитый соломой, а сверху кровати заправляли лоскутными одеялами. Наволочки на подушки шили из полотна и красили натуральными красителями, например, свеклой. Позже наволочки стали вышивать или выбивать. Все это нам рассказала и подарила для музея старожил села Мазнева П.Г.

1-ый ведущий: Мебели в доме почти не было: стол с перекрещенными ножками, длинные скамьи да сундуки. На стол стелили скатерть: полотно сшивали и посередине пропускали кружево.

Как из белых мхов
Из того ли сруба дубового
Вытекала речка тихоструйная.
Как из белой-то кудели
Да из долгого льна
Да с того ли донца расписного
Выпрядала девица тонкую нить,
Нитку тонкую, нитку прочную.

Ванечка: Ой, вы точно моя бабушка – так же интересно рассказываете. Но вот она мне говорила, что без специальной волшебной палочки и не спрядешь ничего.

Бабушка: Это ты, наверное, Ванечка, про веретено говоришь?

Ванечка: Точно, точно.

Бабушка: Веретено, Ванечка, главная вещь в девичьем рукоделии. Деревянное, тонкое, изящное. У каждой девушки было свое веретено. Чужим пользоваться было не с руки.

Бабушка: Без веретена невозможно было сделать нить, полотно начать ткать.

2-ой ведущий: И не только без веретена, но и без прялки. В крестьянском обиходе на протяжении многих столетий дерево служило основным материалом, из которого делали орудия труда и предметы повседневного быта. Из них лучше всего сохранились прялки и это не удивительно. Прялка сопровождала крестьянскую женщину на протяжении всей жизни – от юности до глубокой старости. Прялку бережно передавали из поколения в поколение. Мастера, делавшие прялки, вкладывали в них все свое умение и сноровку. Существует множество разновидностей прялки – ведь не только в каждой области или районе, но порой и в каждой деревне они отличались своими неповторимыми чертами и особенностями. Эту прялку нам в музей подарила Михайленко Н.И.

1-ый ведущий: По воспоминаниям Еврасовой Е.Д., Мазнева Д.П. полотно изготавливали сами из конопли или льна. Коноплю и лен осенью дергали, сушили и на специальном верстачке ломали. Кострица (солома) выпадала, остальное продолжали мять босиком и выминали кострицу до конца; затем оставшееся одевали на гребень, подаренный нам Михайленко В.А. и чесали. Получалась шерсть, наподобие овечьей. Затем пряли пряжу, а из нее ткали полотно.

Подарил мне батюшка
Чудо-веретенышко
Серебряное донышко.
Нитка белая бежит,
Веретенышко дрожит.
Ты вертись, моя вертушка,
Дорогая мне игрушка.
Мне и весело, и жарко.
Я-то день-деньской кручу,
Нитки тонкие сучу.

1-ый ведущий: Наибольшую выдумку и фантазию проявили мастера при ковке светцов – первых осветительных приборов. Первые светцы обычно делали из старых подков. Оттягивались, т.е. заострялись концы подков и светец готов. Забивали его в деревянную стену, в скобу вставлялась лучина. Более красивыми были светцы, выкованные ввиде небольших веточек с завитками и закрученным вдоль оси стержнем, которые вбивались в стену или специальную подставку. Часто подставки светцов делались за одно целое с корытцем, в которое наливалась вода для тушения огарков.

Позже используется лампа-семилинейка, но только в зажиточных домах. Это керосиновая лампа с дюймовой системой мер.

1 дюйм = 25,4 мм = 2,5 см. 1 дюйм делится на 10 линий. В этой лампе (показывает) было 7 линий, отсюда семилинейка. Одна линия =2,5 мм X 7 =17,5 мм. Это была ширина фитиля. Были и десятилинейки, и даже двадцатипяти- линейки.

Ванечка: Помню я светец, и лампу помню. Да, работы было в то время много. Вот только забыл, как же люди в гости ходили, с подругами и друзьями встречались? Работу ведь нельзя было бросить?

Бабушка: А работу и не бросали. Девушки брали с собой прялки, донца, веретенца и собирались вечером в одной избе. Рассаживались на лавки и принимались за рукоделие. Такие вечера назывались посиделками.

Бабушка: Ну, проходите к огню, усаживайтесь, да за работу принимайтесь. Поди работы-то матери всем надавали с собой немало.

Девушки усаживаются на лавки.

Ванечка: Бабушка, а что же на таких посиделках только девушки бывали? А парни как же?

Бабушка: И парни тоже приходили.

А мы идем, идем,
Земля колых, колых.
А девки хитрые,
А мы хитрее их.

Какие туфельки,
Да земляничные.
Какие девочки,
Все симпатичные.

Аэроплан летел,
Колеса терлися,
А мы не звали вас,
А вы приперлися.

2-ой парень: Ну, раз так, айда на другую беседу. Пойдем в соседнее село, там девки повеселее вас будут.

Девушка: Ой, нет, постойте, пошутили мы!

Каждая девушка подходит с частушкой к парню и усаживает его на стул.

Не стой, милый, на порожке,
Не большая тебе честь.
Иди, сядь ко мне на лавку,
Для тебя местечко есть.

Не стой, милый, у порога,
Проходи на лавочку.
Не спесивься, пододвинь
Мою точену прялочку.

Дайте, дайте, дайте лен,
Дайте сорок веретен.
Буду прясть-попрядывать
Да на дружка поглядывать.

Сяду прясть-попрядывать,
На дружка поглядывать.
Нитки рвутся – не вяжу,
На милого все гляжу.

Все усаживаются на лавку.

Бабушка: Парни тоже работу с собой приносили. Кто лапти плел, кто упряжью конской занимался. Представляешь, Яша, на таких посиделках иногда парни даже варежки вязали, а девушки вышивали.

1-ый ведущий: В 1956 – 1958 гг. по воспоминаниям тех же старожилов стали продавать нитки для вязания и вышивания. Вышивали много: от уголков для этажерок до настоящих картин. (Знакомит с помещенными в уголке вышитыми изделиями).

2-ой ведущий: Вышивка – один из наиболее распространенных видов народного искусства. Орнаменты народной вышивки уходят своими корнями в глубокую древность. Помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, женские фигуры как символы жизненной силы, счастья, люди верили, что они принесут в дом благополучие.

1-ый ведущий: Комнаты всегда старались украсить. Сначала на окна вешали шторы, вырезанные из газет. Их вырезали как штаны, а по краям делали зубчики, затем по самим шторам вырезали цветы по принципу изготовления

снежинок. В 50-е годы стали появляться цветные карандаши и шторы стали раскрашивать, а с конца 50-х годов в продаже появились ткани, их покупали и шили шторы.

Ванечка: Вот это здорово! А что еще делали на таких посиделках?

Бабушка: Песни пели, игры играли. Парни, девушкам прясть надо, а вы попели бы пока.

Все играющие усаживаются на завалинку. Выбирают водящего.

Приходи, скорей, Балда,
Приноси с собой, Балда,
Сорок новеньких ботинок,
Два раза по восемь кринок,
Две копейки с половиной,
Выходи, Балда, с дубиной.

Бабушка: Но не только веселились, но и друг к другу присматривались, суженого своего искали. Парни смотрели не только на девичью красу, но и на работу внимание обращали, быстра ли, умела ли в женских делах хлопотных. По спряденной ниточке и характер определяли. Если нитка тонкая, да ровная, значит девушка спокойная, рукодельная. Если нитка вся в узлах, рвется часто, то и нрав у девушки непокладистый, горячий.

Возьмет девушка шерсть да веретенце,
Сядет подле светлого оконца.
Вертится веретено,
Крепкими руками сделано оно.
Не похоже на бочку веретенышко,
Не имеет ни стенок, ни донышка.
Ах, как тонок стан веретенный,
Ведь не тоньше нитки сплетенной.
Льется нитка вокруг веретена
И прочна, и мягка, и гладка она.

2-ой ведущий: Узорное вязание на спицах и крючком – старинный и своеобразный вид художественного ремесла. Греют душу теплом и красотой легкие, ажурные, как снежинки, различной формы салфетки и вазы, равных которым нет по красоте во всей Успеновке. Такую красоту изготовила Мазнева П.Г. (знакомит с вязаными вещами, помещенными в уголке).

2-ой ведущий показывает, как пользовались рубелем, представляет утюги.

Учитель: Трудно перечислить все виды народного искусства России. Знакомясь с ними, вводя их в свой быт, мы становимся духовно богаче, человечнее, потому что в нем слились воедино нравственные, эстетические начала, целесообразность и красота. Сегодня что-то из этих предметов прочно вошло в наш быт как необходимое, что-то вы видите впервые. Но все это опыт мудрого, трудолюбивого народа, который может постоянно возрождаться, если хоть капелька памяти сохранится в душах людей.

Читайте также: