Школа территория без насилия

Обновлено: 08.07.2024

Вопрос предупреждения ситуаций насилия в системе образования очень актуален во всем мире. По данным Организации Объединенных Наций насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в мире (Pinheiro P.S. World Report on Violence Against Children. 2006. (дата обращения 05.09.2016). (На английском языке)). Насилие и дискриминация в школе негативно сказываются на социально-психологическом климате школы, посещаемости и успеваемости учащихся. В итоге, дети, подвергшиеся насилию в школе, лишаются возможности в полной мере реализовать свое право на образование. Гендерные стереотипы часто оказываются причиной отдельных насильственных действий, буллинга и дискриминации в школе.

Исследования, проведенные в странах Восточной Европы и Центральной Азии (ВЕЦА), в том числе и в России, показывают, что от 20 до 60 процентов учащихся сталкиваются с насилием в школе. Однако большинство случаев насилия в школе никак не регистрируется и часто проходит незамеченным. В то же время предотвращение насилия и дискриминации в школе является важнейшей задачей органов управления образованием, образовательных учреждений, педагогов, учащихся и их родителей, а также других органов и учреждений государственной власти и общественных организаций.

В пособии рассматриваются различные виды насилия, его причины и факторы, анализируется его последствия для вовлеченных сторон и образовательного учреждения в целом. Особое внимание уделяется гендерному насилию. В пособии представлен краткий обзор ситуации с насилием в школах в некоторых странах ВЕЦА (в Казахстане, России, Беларуси, Украине, Республике Молдова, Армении и Кыргызстане), их национального законодательства по вопросу обеспечения безопасности учащихся и существующих практик предотвращения насилия и реагирования на его случаи.

Пособие носит практический характер и предлагает комплексный подход к профилактике насилия в образовательном учреждении, затрагивающий все аспекты его деятельности. В пособии описаны организационные и воспитательные меры, а также алгоритмы действий руководства и персонала образовательного учреждения по реагированию на факты насилия и оказанию помощи пострадавшим.

В пособии приведены рекомендации по оценке образовательной среды и формированию положительного социально-психологического климата, взаимодействию образовательного учреждения с другими организациями в целях профилактики насилия и оказания помощи его участникам, а также обучению руководителей и педагогов, учащихся и родителей.

Методическое пособие предназначено для руководителей и сотрудников (учителей, психологов, социальных педагогов и др.) общеобразовательных школ. В нем представлена информация о природе и причинах насилия в образовательных организациях, его формы и последствия; вовлеченные стороны; способы предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций. Особое внимание уделяется гендерному насилию. В пособии представлены практические советы по организационным и воспитательным мерам, алгоритмы действий руководства и персонала образовательной организации по реагированию на факты насилия и оказанию помощи пострадавшим. Кроме этого, оно содержит информацию, которая может быть использована для разработки политики и регламентов образовательных организаций по предотвращению насилия в отношении детей и подростков. Составители пособия: Г. К. Абдылдаева, В. А. Горкина.

Пособие разработано при технической и финансовой поддержке Кластерного Бюро ЮНЕСКО в Алматы и рекомендовано Министерством образования и науки Кыргызской Республики для проведения работы по созданию доброжелательной, безопасной образовательной среды и снижения насилия в отношении детей и подростков в общеобразовательных школах.

Человек — это социальная форма жизни, он стремится к объединению с другими людьми. Дружить против кого-то — это самый примитивный и простой способ человеческой консолидации, пришедший к нам еще из первобытных времен. Дружить за кого-то уже намного сложнее.

Человек — это звучит гордо! Но не сразу. (с)

Ребенок рождается зверем. Это никакой не ангел, спущенный с небес в наш бренный мир. Зверь. Который еще только может стать человеком, быть может, даже и с большой буквы, но не сразу. Школа без насилия — вопрос, напрямую связанный с тем, насколько успешно маленький зверь превращается в человека. Ведь все, что делает человека человеком, ему еще только предстоит развить.

Что значит быть человеком? Это способность создавать отношения с другими людьми и приносить пользу своими навыками и умениями обществу.

Можно быть сколь угодно умным, находиться на невероятных интеллектуальных вершинах, без каких-либо затруднений решать сложнейшие математические задачи. Но при этом быть глубоко несчастным человеком, не способным создать полноценные отношения ни в паре, ни в коллективе. С болью и недоумением взирающим на влюбленную парочку или живо беседующих друзей.

Насилие в школах — что делать?

По причине своей неразвитости и незрелости естественным образом любой детский коллектив организуется по принципу первобытного сообщества, где основой всегда является не ограниченная ни законом, ни культурой неприязнь, взаимная агрессия, насилие. У детей еще не развиты способности к реализации и наполнению своих желаний, отсутствуют для этого умения и навыки нужного уровня. И при этом культурное ограничение в них еще только-только нарождается. Поэтому выражение неприязни в среднестатистическом детском коллективе несет гораздо более жестокие и прямолинейные формы, нежели в стандартном взрослом.

Так появляется жертва, без притеснений и издевательств над которой класс не способен к объединению. Поэтому без правильного участия взрослых любое детское образование обязательно пойдет этим путем.

Насилие в школах может проявлять себя двумя путями: физическим или психологическим.

Жертвой чаще всего становится мальчик с кожно-зрительной связкой векторов. Добрый, плаксивый, легко пугающийся, не способный драться и бороться за место под солнцем — он неминуемо оказывается в этой роли.

Класс объединяется в проявлении неприязни и в издевательствах над мальчиком — со значительными негативными последствиями для его психического, а иногда и физического здоровья.

Человек — это социальная форма жизни, он стремится к объединению с другими людьми. Дружить против кого-то — это самый примитивный и простой способ человеческой консолидации, пришедший к нам еще из первобытных времен. Дружить за кого-то уже намного сложнее.

Если в школьном классе есть своя жертва, на которую обрушивается вся неудовлетворенность стремительно возгорающейся и наполняющейся силой человеческой жизни, значит, воспитание или отсутствует в принципе, или оно неэффективно.

Если кожно-зрительного мальчика в классе не оказывается, на роль жертвы выбирают кожно-зрительную девочку. Если нет и ее, тогда пытаются сделать жертвой любого, кто чем-то отличается от большинства. Например, необычным именем, особенной одеждой или чем-то другим.

Если же совсем не получается найти жертву, то объединения в классе не происходит. И тут начинается агрессия всех против всех с постоянными выплесками злобы и неприязни против каждого и сопутствующими этому последствиями для психологического здоровья практически всего класса. Все это в том случае, если дети предоставлены сами себе, когда взрослые не принимают достаточного участия в воспитании чувств и организации класса.

Насилие в школе картинка

Избежать этого сценария можно, если в классе будет находиться мальчик или девочка с уретральным вектором. В них сочетаются такие качества, как милосердие, благородство, справедливость. Любая потенциальная жертва будет взята под патронаж и защиту, а класс объединится вокруг юного вожака. Конечно, при этом важно еще верное направление со стороны взрослых.

Главным способом по предупреждению насилия в школе является полноценное воспитание детей под контролем взрослых.

Чем отличается взрослый человек от ребенка? Чувством ответственности, которое бывает частным или коллективным. В условиях нашего менталитета оптимальным и наиболее естественным будет привитие коллективного чувства ответственности.

Каждый ребенок должен четко осознавать, что от его действий зависит определенный участок работы и даже в каком-то смысле судьба детского коллектива. Например, как хорошо они сумеют провести доклад по биологии или любому другому предмету, подготовиться к контрольной или, может, найдут, как помочь подтянуться долго болевшему ученику.

Малыш будет быстро развиваться и расти с правильными установками и отношением к обществу. Когда он станет взрослым, ему будет гораздо легче реализоваться и найти применение своим навыкам, проще и радостнее взаимодействовать с другими людьми, а в конечном итоге и быть счастливым. Однако этим не исчерпывается воспитание адекватного и счастливого человека.

О роли чтения

Чтение классической литературы, вызывающей сострадание и сопереживание, развивающей чувственность, — залог для создания глубоких, искренних отношений в коллективе, в которых не будет места неприязни, агрессии и тем более случаям насилия в школе.

Здесь есть один важный момент: насильственно привить любовь к чтению невозможно. Наоборот — подобный подход вызовет лишь отторжение литературы. А возможно, и полное отсутствие какого-либо желания интересоваться книгами в дальнейшем. И даже если ребенок и будет читать, то, скорее всего, с неохотой и без нужной вовлеченности в процесс.

Обучение любому навыку, в том числе и чтению, требует вовлечения, то есть создания таких условий, при которых ребенок будет получать удовольствие от самого процесса. Тогда он не только великолепно освоит всю школьную программу, но и с предвкушением будет искать, чего бы прочитать еще, особенно если он наделен звуковым или зрительным векторами.

Хорошим подспорьем, кроме классической литературы, в нравственном воспитании у подрастающего поколения могут послужить разного рода культурные и исторические мероприятия, вызывающие неподдельный интерес. Например, проведение литературных конкурсов, поэтических вечеров, посещение художественных выставок, подготовка и участие в марше Бессмертного полка и другое.

Еще одним важнейшим элементом консолидации не только общества и страны, но и отдельной школы является хорошее знание отечественной истории, всегда с акцентом на ее героизации, на подвигах и позитивных страницах былых дней.

Школа без насилия

Когда возникает насилие в школах — что делать и куда обращаться — важнейшие вопросы, требующие адекватного решения, если мы хотим вырастить психически здоровых детей, а значит, и поддержать здоровое состояние всего общества. К таким вопросам невозможно подходить однобоко, они требуют системного подхода.

Единственным по-настоящему всеобъемлющим и универсальным знанием, позволяющим понять, как бороться с насилием над детьми и не только, на всех возможных уровнях и источниках возникновения, является системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Задачей учителей и родителей является не только обучение их нужным навыкам и умениям, но и своевременное привитие им высоких нравственных ориентиров, то есть воспитание.

Без подходящего именно этому человеку обучения, сообразно его векторам, впоследствии ему будет очень сложно найти себя в профессии, которая бы приносила ему чувство радости и удовлетворения.

Недостаточное внимание к воспитанию лишает человека способности строить нормальные отношения с людьми. Насилие в школе — это, без сомнения, психологическая проблема неправильного воспитания.

Порой, находясь в самом эпицентре проблемы, нам бывает тяжело представить, что бывает иначе. Это выходит за рамки нашего привычного мышления и остается окутанной дымкой несбыточной мечтой, абстракцией, обратной нашей действительности. Мы даже не догадываемся, что решение совсем рядом, стоит только протянуть руку.

Насилие в школах изображение

Представьте себе дружный класс учеников, творческий, созидающий, объединенный единым порывом к знаниям, первыми проблемами и радостью взросления, обожающий своих учителей. Все это возможно. И это бывает следствием правильного воспитания, а самое главное — осознания, что такое человек, откуда он берется и к чему идет.

Множество людей получило свои невероятные результаты с детьми, что буквально развернуло их отношения на 180 градусов и без всякого преувеличения изменило судьбу этих семей навсегда. Вот один из отзывов после прохождения тренинга Системно-векторная психология Юрия Бурлана:

Ребенок любого возраста может быть вовлечен в процесс конфликтного взаимодействия. Уже в детском саду малыши сталкиваются с отсутствием взаимопонимания как с другими детьми в группе, так и с воспитателями. Негативный опыт поведения самого ребенка в конфликте, несправедливое отношение других людей оказывают серьезное воздействие на психику ребенка. Формируются стереотипы и установки, которые он позднее переносит во взрослую жизнь. Если в школьной жизни детей присутствуют конфликты с ровесниками, то их негативные последствия обязательно скажутся спустя десятилетия.

Бесспорно, что и жестокое поведение учителя по отношению к ученику не проходит бесследно для психики ребенка.

Вопрос предупреждения ситуаций насилия в системе образования очень актуален во всем мире. Актуален он и в нашей молодой Республике. Распространенность насилия и жестокого обращения с детьми требует усиления профилактической работы и принятия комплексных превентивных мер.

Заместитель директора по воспитательной работе АООШ № 2 Елена Бочарова провела анкетирование присутствующих по вопросам реагирования на случаи насилия в образовательных учреждениях. Также она подробно остановилась на видах психологического насилия, встречающихся в наших школах, и мерах профилактики и предупреждения его. Заместитель директора привлекла внимание присутствующих к тому, что педагоги сами часто допускают различные насильственные действия в отношении детей, используют телесные наказания и психологическое насилие в качестве мер поддержания дисциплины.


Ребенок любого возраста может быть вовлечен в процесс конфликтного взаимодействия.

Уже в детском саду малыши сталкиваются с отсутствием взаимопонимания как с другими детьми в группе, так и с воспитателями. Негативный опыт поведения самого ребенка в конфликте, несправедливое отношение других людей оказывают серьезное воздействие на психику ребенка. Формируются стереотипы и установки, которые он позднее переносит во взрослую жизнь.

Если в школьной жизни детей присутствуют конфликты с ровесниками, то их негативные последствия обязательно скажутся спустя десятилетия.

Бесспорно, что и жестокое поведение учителя по отношению к ученику не проходит бесследно для психики ребенка.


Призываем всех участников образовательного процесса принять участие в акции!

Читайте также: