Школа территория без насилия
Обновлено: 08.07.2024
Вопрос предупреждения ситуаций насилия в системе образования очень актуален во всем мире. По данным Организации Объединенных Наций насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в мире (Pinheiro P.S. World Report on Violence Against Children. 2006. (дата обращения 05.09.2016). (На английском языке)). Насилие и дискриминация в школе негативно сказываются на социально-психологическом климате школы, посещаемости и успеваемости учащихся. В итоге, дети, подвергшиеся насилию в школе, лишаются возможности в полной мере реализовать свое право на образование. Гендерные стереотипы часто оказываются причиной отдельных насильственных действий, буллинга и дискриминации в школе.
Исследования, проведенные в странах Восточной Европы и Центральной Азии (ВЕЦА), в том числе и в России, показывают, что от 20 до 60 процентов учащихся сталкиваются с насилием в школе. Однако большинство случаев насилия в школе никак не регистрируется и часто проходит незамеченным. В то же время предотвращение насилия и дискриминации в школе является важнейшей задачей органов управления образованием, образовательных учреждений, педагогов, учащихся и их родителей, а также других органов и учреждений государственной власти и общественных организаций.
В пособии рассматриваются различные виды насилия, его причины и факторы, анализируется его последствия для вовлеченных сторон и образовательного учреждения в целом. Особое внимание уделяется гендерному насилию. В пособии представлен краткий обзор ситуации с насилием в школах в некоторых странах ВЕЦА (в Казахстане, России, Беларуси, Украине, Республике Молдова, Армении и Кыргызстане), их национального законодательства по вопросу обеспечения безопасности учащихся и существующих практик предотвращения насилия и реагирования на его случаи.
Пособие носит практический характер и предлагает комплексный подход к профилактике насилия в образовательном учреждении, затрагивающий все аспекты его деятельности. В пособии описаны организационные и воспитательные меры, а также алгоритмы действий руководства и персонала образовательного учреждения по реагированию на факты насилия и оказанию помощи пострадавшим.
В пособии приведены рекомендации по оценке образовательной среды и формированию положительного социально-психологического климата, взаимодействию образовательного учреждения с другими организациями в целях профилактики насилия и оказания помощи его участникам, а также обучению руководителей и педагогов, учащихся и родителей.
Методическое пособие предназначено для руководителей и сотрудников (учителей, психологов, социальных педагогов и др.) общеобразовательных школ. В нем представлена информация о природе и причинах насилия в образовательных организациях, его формы и последствия; вовлеченные стороны; способы предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций. Особое внимание уделяется гендерному насилию. В пособии представлены практические советы по организационным и воспитательным мерам, алгоритмы действий руководства и персонала образовательной организации по реагированию на факты насилия и оказанию помощи пострадавшим. Кроме этого, оно содержит информацию, которая может быть использована для разработки политики и регламентов образовательных организаций по предотвращению насилия в отношении детей и подростков. Составители пособия: Г. К. Абдылдаева, В. А. Горкина.
Пособие разработано при технической и финансовой поддержке Кластерного Бюро ЮНЕСКО в Алматы и рекомендовано Министерством образования и науки Кыргызской Республики для проведения работы по созданию доброжелательной, безопасной образовательной среды и снижения насилия в отношении детей и подростков в общеобразовательных школах.
Человек — это социальная форма жизни, он стремится к объединению с другими людьми. Дружить против кого-то — это самый примитивный и простой способ человеческой консолидации, пришедший к нам еще из первобытных времен. Дружить за кого-то уже намного сложнее.
Человек — это звучит гордо! Но не сразу. (с)
Ребенок рождается зверем. Это никакой не ангел, спущенный с небес в наш бренный мир. Зверь. Который еще только может стать человеком, быть может, даже и с большой буквы, но не сразу. Школа без насилия — вопрос, напрямую связанный с тем, насколько успешно маленький зверь превращается в человека. Ведь все, что делает человека человеком, ему еще только предстоит развить.
Что значит быть человеком? Это способность создавать отношения с другими людьми и приносить пользу своими навыками и умениями обществу.
Можно быть сколь угодно умным, находиться на невероятных интеллектуальных вершинах, без каких-либо затруднений решать сложнейшие математические задачи. Но при этом быть глубоко несчастным человеком, не способным создать полноценные отношения ни в паре, ни в коллективе. С болью и недоумением взирающим на влюбленную парочку или живо беседующих друзей.
Насилие в школах — что делать?
По причине своей неразвитости и незрелости естественным образом любой детский коллектив организуется по принципу первобытного сообщества, где основой всегда является не ограниченная ни законом, ни культурой неприязнь, взаимная агрессия, насилие. У детей еще не развиты способности к реализации и наполнению своих желаний, отсутствуют для этого умения и навыки нужного уровня. И при этом культурное ограничение в них еще только-только нарождается. Поэтому выражение неприязни в среднестатистическом детском коллективе несет гораздо более жестокие и прямолинейные формы, нежели в стандартном взрослом.
Так появляется жертва, без притеснений и издевательств над которой класс не способен к объединению. Поэтому без правильного участия взрослых любое детское образование обязательно пойдет этим путем.
Насилие в школах может проявлять себя двумя путями: физическим или психологическим.
Жертвой чаще всего становится мальчик с кожно-зрительной связкой векторов. Добрый, плаксивый, легко пугающийся, не способный драться и бороться за место под солнцем — он неминуемо оказывается в этой роли.
Класс объединяется в проявлении неприязни и в издевательствах над мальчиком — со значительными негативными последствиями для его психического, а иногда и физического здоровья.
Человек — это социальная форма жизни, он стремится к объединению с другими людьми. Дружить против кого-то — это самый примитивный и простой способ человеческой консолидации, пришедший к нам еще из первобытных времен. Дружить за кого-то уже намного сложнее.
Если в школьном классе есть своя жертва, на которую обрушивается вся неудовлетворенность стремительно возгорающейся и наполняющейся силой человеческой жизни, значит, воспитание или отсутствует в принципе, или оно неэффективно.
Если кожно-зрительного мальчика в классе не оказывается, на роль жертвы выбирают кожно-зрительную девочку. Если нет и ее, тогда пытаются сделать жертвой любого, кто чем-то отличается от большинства. Например, необычным именем, особенной одеждой или чем-то другим.
Если же совсем не получается найти жертву, то объединения в классе не происходит. И тут начинается агрессия всех против всех с постоянными выплесками злобы и неприязни против каждого и сопутствующими этому последствиями для психологического здоровья практически всего класса. Все это в том случае, если дети предоставлены сами себе, когда взрослые не принимают достаточного участия в воспитании чувств и организации класса.
Избежать этого сценария можно, если в классе будет находиться мальчик или девочка с уретральным вектором. В них сочетаются такие качества, как милосердие, благородство, справедливость. Любая потенциальная жертва будет взята под патронаж и защиту, а класс объединится вокруг юного вожака. Конечно, при этом важно еще верное направление со стороны взрослых.
Главным способом по предупреждению насилия в школе является полноценное воспитание детей под контролем взрослых.
Чем отличается взрослый человек от ребенка? Чувством ответственности, которое бывает частным или коллективным. В условиях нашего менталитета оптимальным и наиболее естественным будет привитие коллективного чувства ответственности.
Каждый ребенок должен четко осознавать, что от его действий зависит определенный участок работы и даже в каком-то смысле судьба детского коллектива. Например, как хорошо они сумеют провести доклад по биологии или любому другому предмету, подготовиться к контрольной или, может, найдут, как помочь подтянуться долго болевшему ученику.
Малыш будет быстро развиваться и расти с правильными установками и отношением к обществу. Когда он станет взрослым, ему будет гораздо легче реализоваться и найти применение своим навыкам, проще и радостнее взаимодействовать с другими людьми, а в конечном итоге и быть счастливым. Однако этим не исчерпывается воспитание адекватного и счастливого человека.
О роли чтения
Чтение классической литературы, вызывающей сострадание и сопереживание, развивающей чувственность, — залог для создания глубоких, искренних отношений в коллективе, в которых не будет места неприязни, агрессии и тем более случаям насилия в школе.
Здесь есть один важный момент: насильственно привить любовь к чтению невозможно. Наоборот — подобный подход вызовет лишь отторжение литературы. А возможно, и полное отсутствие какого-либо желания интересоваться книгами в дальнейшем. И даже если ребенок и будет читать, то, скорее всего, с неохотой и без нужной вовлеченности в процесс.
Обучение любому навыку, в том числе и чтению, требует вовлечения, то есть создания таких условий, при которых ребенок будет получать удовольствие от самого процесса. Тогда он не только великолепно освоит всю школьную программу, но и с предвкушением будет искать, чего бы прочитать еще, особенно если он наделен звуковым или зрительным векторами.
Хорошим подспорьем, кроме классической литературы, в нравственном воспитании у подрастающего поколения могут послужить разного рода культурные и исторические мероприятия, вызывающие неподдельный интерес. Например, проведение литературных конкурсов, поэтических вечеров, посещение художественных выставок, подготовка и участие в марше Бессмертного полка и другое.
Еще одним важнейшим элементом консолидации не только общества и страны, но и отдельной школы является хорошее знание отечественной истории, всегда с акцентом на ее героизации, на подвигах и позитивных страницах былых дней.
Школа без насилия
Когда возникает насилие в школах — что делать и куда обращаться — важнейшие вопросы, требующие адекватного решения, если мы хотим вырастить психически здоровых детей, а значит, и поддержать здоровое состояние всего общества. К таким вопросам невозможно подходить однобоко, они требуют системного подхода.
Единственным по-настоящему всеобъемлющим и универсальным знанием, позволяющим понять, как бороться с насилием над детьми и не только, на всех возможных уровнях и источниках возникновения, является системно-векторная психология Юрия Бурлана.
Задачей учителей и родителей является не только обучение их нужным навыкам и умениям, но и своевременное привитие им высоких нравственных ориентиров, то есть воспитание.
Без подходящего именно этому человеку обучения, сообразно его векторам, впоследствии ему будет очень сложно найти себя в профессии, которая бы приносила ему чувство радости и удовлетворения.
Недостаточное внимание к воспитанию лишает человека способности строить нормальные отношения с людьми. Насилие в школе — это, без сомнения, психологическая проблема неправильного воспитания.
Порой, находясь в самом эпицентре проблемы, нам бывает тяжело представить, что бывает иначе. Это выходит за рамки нашего привычного мышления и остается окутанной дымкой несбыточной мечтой, абстракцией, обратной нашей действительности. Мы даже не догадываемся, что решение совсем рядом, стоит только протянуть руку.
Представьте себе дружный класс учеников, творческий, созидающий, объединенный единым порывом к знаниям, первыми проблемами и радостью взросления, обожающий своих учителей. Все это возможно. И это бывает следствием правильного воспитания, а самое главное — осознания, что такое человек, откуда он берется и к чему идет.
Множество людей получило свои невероятные результаты с детьми, что буквально развернуло их отношения на 180 градусов и без всякого преувеличения изменило судьбу этих семей навсегда. Вот один из отзывов после прохождения тренинга Системно-векторная психология Юрия Бурлана:
Ребенок любого возраста может быть вовлечен в процесс конфликтного взаимодействия. Уже в детском саду малыши сталкиваются с отсутствием взаимопонимания как с другими детьми в группе, так и с воспитателями. Негативный опыт поведения самого ребенка в конфликте, несправедливое отношение других людей оказывают серьезное воздействие на психику ребенка. Формируются стереотипы и установки, которые он позднее переносит во взрослую жизнь. Если в школьной жизни детей присутствуют конфликты с ровесниками, то их негативные последствия обязательно скажутся спустя десятилетия.
Бесспорно, что и жестокое поведение учителя по отношению к ученику не проходит бесследно для психики ребенка.
Вопрос предупреждения ситуаций насилия в системе образования очень актуален во всем мире. Актуален он и в нашей молодой Республике. Распространенность насилия и жестокого обращения с детьми требует усиления профилактической работы и принятия комплексных превентивных мер.
Заместитель директора по воспитательной работе АООШ № 2 Елена Бочарова провела анкетирование присутствующих по вопросам реагирования на случаи насилия в образовательных учреждениях. Также она подробно остановилась на видах психологического насилия, встречающихся в наших школах, и мерах профилактики и предупреждения его. Заместитель директора привлекла внимание присутствующих к тому, что педагоги сами часто допускают различные насильственные действия в отношении детей, используют телесные наказания и психологическое насилие в качестве мер поддержания дисциплины.
Ребенок любого возраста может быть вовлечен в процесс конфликтного взаимодействия.
Уже в детском саду малыши сталкиваются с отсутствием взаимопонимания как с другими детьми в группе, так и с воспитателями. Негативный опыт поведения самого ребенка в конфликте, несправедливое отношение других людей оказывают серьезное воздействие на психику ребенка. Формируются стереотипы и установки, которые он позднее переносит во взрослую жизнь.
Если в школьной жизни детей присутствуют конфликты с ровесниками, то их негативные последствия обязательно скажутся спустя десятилетия.
Бесспорно, что и жестокое поведение учителя по отношению к ученику не проходит бесследно для психики ребенка.
Призываем всех участников образовательного процесса принять участие в акции!
Читайте также: