Национально региональный компонент в школе

Обновлено: 05.07.2024

Каждый из учителей сталкивался с внедрением национально-регионального компонента в учебный процесс. Как это сделать, чтобы избежать столкновения интересов своих регионов и федерального государства?

Один из способов – активное приобщение учащихся к этнической культуре, используя возможности национально-регионального компонента на всех учебных дисциплинах.

Для современных школ характерна проблема поликультурного образования. За партами – смешанный состав учащихся, т.е. одновременно за партами учатся дети разных национальностей. Существующие разные стили жизни одинаково значимы и имеют право на существование. Изучение каждого из них способствует формированию основных ценностей общества. Несмотря на это, все они живут в одном крае, в одной местности, и нельзя любить нашу большую и прекрасную Родину, если не любишь, не знаешь своего края, города, посёлка, где родился, вырос и живёшь, потому что любовь к родному краю и есть любовь к своей Отчизне.

Стандартизация образования потребовала разработки и внедрения в базисные учебные планы национально-регионального компонента, который раскрывает общее представление об окружающем мире через знание учащимися природных особенностей своего края, формирует интерес к тому уголку земли, который принято называть малой родиной.

Во все времена существования педагогики использовалась практика краеведческого принципа обучения. В настоящее время эта практика также имеет развитие. Особо важно в достижении целей краеведческого образования – внедрение краеведения в учебные дисциплины. При этом фрагментарное введение краеведческого материала в учебные дисциплины должно идти в логике основного курса в соответствии с его задачами. Здесь национально-региональный компонент не выделяется в качестве самостоятельных учебных предметов, его содержание органично входит в учебные программы соответствующих образовательных областей.

При планировании на учебный год учителями учитывается и отмечается национально-региональный компонент. Его внедрение охватывает почти все предметы. Что входит в содержание краеведения? Это растения края; животные края; люди края; культура, традиции, быт и обычаи народов. Рассмотрим охват краеведческим материалом учебных предметов на примере планирования в 4 классе.

Условные знаки:

растения нашего края –
животные нашего края –
люди нашего края –
культура, традиции и обычаи народов –
быт народов –

Таблица охвата краеведческим материалом содержания учебных предметов

Предметы Краеведческий материал





Математика + + + +
Русский язык + + + + +
Литературное чтение + + +
Окружающий мир + + + +
История + + +
Изобразительное искусство + + + + +
Музыка + +

Из данной таблицы видно, что можно охватить краеведческим материалом содержание любого предмета.

Основными целями внедрения национально-регионального компонента в учебный процесс являются:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы как ценности;
  • обогащение учащихся новыми сведениями о родном крае, расширение кругозора, способствование формированию высоконравственной личности;
  • развитие познавательного интереса к изучению родного края, воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде региона;
  • применение знаний, умений в повседневной жизни.

Формировать общеучебные компетенции позволяют следующие виды деятельности: поддержка и умение направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск, организовывать совместную работу учащихся, использование педагогики сотрудничества.

На сегодняшний день преобладают такие организационные формы учебной работы:

  • увеличение самостоятельной, индивидуальной, групповой работы учащихся;
  • отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения;
  • увеличение объёма практических и лабораторных работ поискового и исследовательского характера;
  • создание на уроках атмосферы творческого поиска и делового сотрудничества, приобретения навыков эффективного использования компьютеров и других средств информации;
  • ведение справочников и архивов.

Использование краеведческого материала на уроках математики

На уроках математики можно использовать задачи с краеведческим содержанием. Использовать их можно на уроках закрепления, применения знаний, умений, проверки и контроля, а также на комбинированных уроках. Числовые данные могут быть взяты из тех или иных источников, например, из местных газет. Некоторые данные могут быть произвольными, но они должны соответствовать фактическим. Для составления задачи достаточно иметь 2-3 числовых данных. Недостающие данные учитель может подобрать по своему усмотрению в соответствии с возрастными особенностями и требованиями программы.

Работа по составлению задач упрощается в том случае, когда учитель собирает и накапливает разнообразный числовой материал постепенно, что освобождает педагога от необходимости поспешно подбирать данные для задач. В процессе работы по использованию на уроках математики задач краеведческого содержания полезно вести специальные тетради и заносить в них всевозможные числовые данные, наиболее ярко иллюстрирующие особенности жизни края, его динамику и перспективы развития. Учитель может привлекать школьников к составлению и решению жизненно-практических задач. Хорошо проводить математические диктанты, когда учитель использует числовые данные из сведений о крае, городе, селе. Например, запишите числами: 410 лет городу Салехарду, 115 рек в округе, территория Ямало-Ненецкого автономного округа – 769000 кв. км и т.д.

Решение краеведческих задач при обучении математике не только знакомит учеников с новыми данными и характеристиками того или иного процесса, объекта, но и развивает учебные умения.

Краеведческий материал на уроках чтения, изобразительного искусства, окружающего мира, музыки

Художественно-творческое развитие учащихся младших классов осуществляется на уроках литературного чтения, внеклассного чтения, изобразительного искусства, окружающего мира, музыки, посвящённых знакомству с краеведческим материалом.

Изучению родного края, его истории, природы, жизни наших современников помогает литература, в частности, произведения местных авторов. Литература как предмет эстетического цикла, как сокровищница духовных богатств этноса, как зеркало исторического, культурного развития жизни народа играет большую роль в нравственном, художественном воспитании и интеллектуальном развитии учащихся, приобщает их к духовным ценностям этнической культуры. Быстрое развитие электронных коммуникаций и повышение компьютерной грамотности создали совершенно иные условия для удовлетворения духовных запросов и проведения досуга школьников. Поэтому при определении содержания, принципов, методов и форм литературного образования в современной школе необходимо переосмыслить то, что сделано предыдущими поколениями методистов, на основе их традиций создать новое, отвечающее целям и задачам современного гуманитарного образования. Для этого единственным идейно-эстетическим ориентиром должны служить общечеловеческие ценности. В последнее время большое внимание уделяется вопросам научно-методических основ национально-регионального компонента в образовании учащихся. Эту проблему можно решить на материале литературы писателей и поэтов, которые жили или живут в родном крае.

Общий уровень литературного образования учащихся начальных классов будет повышаться при условии, если: разработан национально-региональный компонент литературного образования; преподавание курса ведётся с учётом этнических особенностей учащихся, их эстетического отношения к окружающему миру и национального своеобразия содержания и формы литературы этнических народов.

Предлагать экскурсии в лес; наблюдения и выбор темы для рисунка; посещение выставок местных художников, можно заочные.

На уроках музыки знакомить с творчеством поэтов и композиторов, с музыкальными произведениями, с песнями народов родного края. Интересна работа с использованием видеосюжетов с записью концертных номеров местных фольклорных групп, приглашать их на урок, использовать движения танцев, выполнение творческих заданий – составление музыкальной фольклорной фонотеки; сочинения – размышления о народной музыке и её исполнителях; просмотр видеофильмов о фольклорных обрядах, праздниках и т.д. Приобщение к фольклору может осуществляться не только в разных видах деятельности на уроках музыки, разнообразием могут отличаться и формы уроков. Например, урок-фольклорный концерт, урок-музыкальная сказка, урок-старинная легенда, урок-путешествие, урок-спектакль, урок-размышление, урок-встреча с народным исполнителем, урок-викторина по музыкальному фольклору.

В результате осуществляется духовно-нравственное постижение мира, формируются ценностные ориентации, пробуждается интерес к родному краю. Воспитывается любовь к Родине, что, несомненно, влияет на художественно-творческое развитие учащихся начальной школы.

Использование краеведческих материалов на уроках русского языка

Использование краеведческих материалов на уроках русского языка даёт блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать классные занятия с факультативными и внеклассными мероприятиями. Очень оживляет работу элемент поиска, исследования, при этом, конечно, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Учителя подбирают для работы на уроках русского языка не только красивые словосочетания, предложения, тексты, тематически ориентированные на природу, экономику, материальную и духовную культуру края, но и языковой материал, составляющий лингвистическую специфику края: слова и фразеологизмы, историческую ономастику, топонимику местности, живую речь и фольклор народов, проживающих в данном крае, языковые особенности произведений местных поэтов и писателей.

Живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к малой родине, расширяет представление об её истории и сегодняшнем дне, что способствует общей гуманизации школьного образования. Обращение к местному языковому материалу предполагает возможность интегрированных уроков, уроков-экскурсий, ролевых игр, творческих конкурсов, уроков-путешествий и т.д.

Использование краеведческого материала на уроках истории

В процессе изучения истории, воспитания гражданственности и патриотизма учащихся, учителями могут использоваться краеведческие материалы, материалы историко-краеведческого музея. Например, археологический материал позволяет придать урокам дополнительную занимательность, способствует формированию уважительного отношения к историческим знаниям. Показать на карте места раскопок, которые были проведены в крае, наглядно показать, продемонстрировать найденные предметы, экспонаты: предметы быта, орудия труда. Всё это позволяет доходчиво объяснить исторические события, показать суровое давнее время, дать почувствовать, как жилось народам. Эти предметы прекрасно дополняют учебник. Для более эмоционального восприятия темы можно предложить ученикам определить принадлежность археологических источников, а затем составить рассказ от лица свидетеля или участника событий описать исторический эпизод, где бы фигурировали данные предметы.

Рассказывать о распространении христианства в крае, давать представления о верованиях и культуре народов, проживающих в данной местности.

Широко использовать материал о Великой Отечественной войне, где рассказывать о судьбе земляков, сборе средств на нужды фронта, работе детей в фонд обороны.

Средства обучения, которые окажут учителям реальную помощь в повышении эффективности изучения материала на уроках

Достаточно ли учебника и слова учителя для максимального эффективного усвоения учебного материала? Психологической особенностью младших школьников является преобладание наглядно-образного мышления, в этом возрасте сильна роль наглядно-действенного мышления и только формируются навыки абстрагирования, невысока произвольность (волевая устойчивость) внимания (5 – 10 минут), способность произвольного запоминания. Для эффективного обучения младших школьников важно не только учитывать тип мышления, но и опираться при изложении материала на различные типы анализаторов: слуховые (рассказ учителя, аудио- и видеозаписи), зрительные (меловой рисунок, картины, аппликации, карты, предметы материальной культуры, диафильмы, диапозитивы, видеофильмы, мультимедийные презентации и др.), тактильные и кинестетические (аппликации, модели, предметы материальной культуры). Исходя из цели и типа урока, умело сочетая средства обучения, учитель способен эффективно развивать и формировать краеведческие представления у младших школьников.

Важную роль в обучении всегда играли картины, иллюстрации, портреты знаменитых людей края. Они несут в себе информацию, способствуют эмоциональному восприятию, учат видеть не только основное, но и второстепенное, обращать внимание на детали. Для этого необходимы картины демонстрационного формата.

В настоящее время школы оборудованы компьютерными классами, мультимедийной техникой и появилась возможность использовать эту современную технику на уроке. Компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он позволяет интенсифицировать процесс обучения, делает его более ярким и наглядным, представляет возможность вести обучение в индивидуальном темпе для каждого ученика.

С введением в учебный процесс новых компьютерных технологий, становится актуальной проблема накопления и использования цифровых образовательных ресурсов.

Цифровые образовательные ресурсы – это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статистические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозапись, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Систематическое оформление краеведческого материала, который будет пополняться, создает благоприятные условия для создания краеведческого фонда.

В начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края как окружающего ребёнка микромира. Поэтому нужно создавать условия для формирования нравственных чувств, этики, поведения через изучение родного края.

Можно по-разному относиться к месту, в котором живёшь. Например, смотреть на него глазами стороннего наблюдателя, считающего, что все здесь происходящее тебя не касается. Однако если относиться к этому месту как к своей малой Родине, где рассчитываешь жить, тогда важно знать его историю, культуру, что мы и делаем в учебном процессе, приобщая к этому детей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ул. Школьная, с. Малая Кудара, Кяхтинский район, 671837

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ

«Региональный аспект в начальной школе: находки, достижения.

учитель начальных классов Серебренникова М.Д.

Реализация национально-регионального компонента

Основная задача Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования создание специальной педагогической среды для формирования человеческого потенциала России.

ФГОС разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

Стандарт направлен на обеспечение сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

Региональные, национальные и этнокультурные составляющие отражены в требованиях к личностным результатам освоения ООП НОО.

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

1.Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

4.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника начальной школы"):

Одна из всех - любящий свой народ, свой край и свою Родину;

Региональный компонент в программе нашей школы структуирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней – по учебным предметам.

Региональный компонент по учебному предмету включает:

цели изучения регионального компонента (материала) в учебном предмете;

обязательный минимум содержания регионального компонента (материала), в основных образовательных программах, по учебному предмету; который представлен в форме набора предметных тем регионального содержания, включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и обеспечивает преемственность ступеней общего образования и учебных предметов, предоставляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях образования;

требования к уровню подготовки выпускников по учебному предмету – установленные результаты освоения выпускниками обязательного минимума регионального компонента государственного стандарта начального образования.

Основными целями внедрения национально-регионального компонента в учебный процесс являются:

освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы как ценности;

обогащение учащихся новыми сведениями о родном крае, расширение кругозора, способствование формированию высоконравственной личности;

развитие познавательного интереса к изучению родного края, воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде региона;

применение знаний, умений в повседневной жизни.

Работая над материалом национально-регионального компонента и используя его на уроках, важно придерживаться определённых принципов: систематичности, доступности, наглядности и разнообразности материала, связи НРК с учебной и воспитательной работой, взаимосвязи местного и общего исторического, географического материала.

Способы реализации регионального компонента государственного стандарта начального образования:

введение учебного предмета как предмета регионального компонента в учебный план ОУ (в настоящее время таким предметом является предмет “Бурятский язык”;

органичное включение регионального содержания (сведений о природных, экономических, историко-социокультурных, демографических, этнопсихологических особенностях региона) в базовое содержание (в предметы федерального компонента инвариантной части базисного учебного плана). При таком построении региональный материал используется для расширения и углубления основных тем и разделов базового содержания. Это не только позволяет более полно реализовывать дидактические принципы обучения, но и усиливает воспитательные аспекты уроков.

В нашей школе краеведческий материал основном реализуется через:

Уроки с региональным содержанием (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изо, технология, музыка, физическая культура.)

Краеведческим материалом можно охватить любой предмет, даже математику.

Региональные, национальные и этнокультурные составляющие также отражены в требованиях:

к базисному учебному плану;

к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования всем предметам

В требованиях к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, литературному чтению отмечено, что должно быть обеспечено :

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания

Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения

Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека

Реализация РК на уроках русского языка с использованием и изучением местного языкового материала, который имеет и образовательный и воспитательный потенциал. Успех преподавания в большинстве своем определяется личностью учителя и его творческим подходом. Источником изучения материала становится использование на уроках русского языка загадок, пословиц, поговорок, примет бурятского народа, художественных произведений местных писателей и поэтов. Такие материалы дают возможность обогатить и расширить кругозор ребенка, его представление о Республики Бурятия .

Например, РУССКИЙ ЯЗЫК, 2 класс

- Использование бурятского фольклора при письме по памяти, орфографических пятиминутках;

- использование стихотворений бурятских поэтов;

- комментированное письмо, зрительно-слуховой диктант, творческий диктант;

- составление предложений о природе Бурятии, о Байкале, о животных Баргузинского заповедника;

- использование текстов из стихов Намжила Нимбуева для контрольного списывания;

- использование предложений из журнала "Хараасгай";

- нахождение слов с изучаемыми орфограммами в текстах бурятских писателей;

- описание проведения праздника Сагаалган в классе (на основе личного опыта и наблюдения).

К теме "Безударные гласные в корне слова"

Здесь старики сидят на солнцепеке,

Прошедшие перебирают дни,

Считают весны, осени свои.

1. К словам с безударными гласными в корне подберите проверочные слова.

2. Найдите однородные члены предложения.

3. Сделайте разбор предложения по членам и по частям речи.

Тема. Безударные гласные в корне слова.

Что за весна! На площадях

Черемуха так буйно расцветает,

Как будто стаи белых лебедей.

С предсмертной песней в воздухе летают.

И схлестнут город белыми цветами.

Все дни хожу с оглохшими ушами.

1. К словам с безударными гласными в корне подберите проверочные слова.

2. Со словами БЕЛЫЕ ЛЕБЕДИ, ВЕСНА, ГОРОД составьте предложения.

К теме" Главные члены предложения".

"КОСТРЫ НА БАЙКАЛЕ"

Куда-то за гольцы

Как под ногами танцовщицы,

1. Подчеркните главные члены предложения.

2. Найдите слова с безударными гласными в корне слова. Подберите проверочные слова.

3. Составьте предложения со словами ЧАЙКИ, БАЙКАЛ, ЗАРЯ.

Педагогами нашей школы разработано пособие для учителей начальной школы, реализующих ФГОС, где раскрыта примерная тематика уроков по русскому языку с учетом реализации НРК, которые включены в календарно-тематическое планирование для учащихся школы I ступени, главными составляющими которых являются актуальность подобранных тем, ценностно-мировоззренческий и компетентностный подходы, учет возрастных читательских интересов и направленность на формирование базовых компетенций. Примерная программа и тематика уроков, не сковывая творческой инициативы учителя, формирует ядро учебного курса, в пределах которого остается возможность свободного соотнесения предлагаемых вариантов тем НРК и темы предметной образовательной области. Вписываясь в базовый (федеральный) компонент образования, предлагаемая пособие также способствуют приобретению учащимися следующих основ компетентности в социально-психологической и общекультурной сфере:

информационная компетентность – умение извлекать, анализировать, обобщать, использовать, обогащать информационный материал о жизни РК, владение новыми информационными технологиями;

ценностно-мировоззренческая компетентность – включение учащихся в поликультурную среду региона: воспитание уважительного отношения к культуре народностей, населяющих регион; умение давать морально-нравственную оценку событиям и явлениям социальной действительности и выстраивать свою траекторию поведения.

Введение РК позволяет младшим школьникам на основе знаний литературы своего региона открыть для себя имена бурятских поэтов, писателей, особенности повествования литературных произведений. Развивает художественный кругозор учащихся. Знакомит с жанровым разнообразием литературного наследия Республики Бурятия. Развивает фантазию и образное мышление в непосредственном соприкосновении с местным литературным материалом.

1. Разнообразие животного и растительного мира

1. Подобрать материал из газет и журналов об опасности, которая угрожает природе нашего региона

2. Узнать, какие деревья растут в лесах Бурятии.

2. Луг. Растения и животные луга.

1. Узнать, какие лекарственные растения встречаются на территории Бурятии.

2. Подобрать рассказы, рисунки растений и животных, которых можно встретить на лугах и полях Бурятии.

3. Узнать, какие зерновые растения выращивают на территории Бурятии.

З. Вода. Растения и животные водоема.

1. Подобрать материал об озере Байкал.

2. Узнать, какие крупные реки протекают на территории Бурятии.

4. Вода под землей. Минеральные источники. Гейзеры.

1. Подобрать материал о лечебных источниках, курортах Бурятии.

5. Полезные ископаемые и их свойства.

Их образование и использование человеком.

Узнать, какие полезные ископаемые есть на территории Бурятии, какие крупные месторождения полезных ископаемых существуют на территории Бурятии.

6. Влияние деятельности человека на окружающую среду.

1. Из "Красной книги Бурятии" подобрать материал о животном или растении, которое навсегда исчезло и которое находится под угрозой исчезновения.

В отличие от многих других предметов, принято считать, что математика – менее удачный предмет для применения РК. Формы применения регионального компонента на уроках различны. Это:

В виде информационной беседы (занимающей 1 – 2 минуты на уроке).

Задачи для устного счета.

Интегрированные уроки с окружающим миром.

Задачи экологического содержания позволяют формировать бережное отношение ко всему живому, личную ответственность за то, что происходит вокруг.

1 Со станции Горхон вышел поезд со скоростью 48 км/час. Через 2 часа с той же станции в противоположном направлении вышел другой поезд Москва-Пекин, и через 3 часа после его выхода расстояние между поездами стало 402 км.

Найти скорости поездов Улан-Удэ- Горхон и Москва – Пекин

2. . Расстояние между г. Улан-Удэ и районным центром Кижингой 170 км. Из г. Улан-Удэ и Кижинги одновременно навстречу друг другу выехали два автомобиля со скоростью 50 км/ч. и 35 км/ч. Через какое время автомобили встретятся?

3. В период существования Бурят-Монголии, привозили зерно из Центральной Монголии. В одно из сел надо было перевезти 52 т. зерна. Зерно перевозили в 5 телегах с прицепами. Сколько было сделано поездок, если в телегу входило 500кг зерна, в прицеп – 300кг зерна?

Несомненно, что для реализации составленных программ и примерной тематики предметных уроков необходимо методическое обеспечение материалами хрестоматийного характера и практической направленности, что представлено нашими педагогами в качестве разработок открытых уроков и собранного текстового краеведческого материала.

Регионализация может осуществляться и через организацию внеклассной работы по предметам и воспитательной работы, что дает хороший педагогический эффект в формировании у учащихся знаний о регионе, поскольку позволяет поддерживать познавательную активность школьников.

Традиционно каждый учебный год в школе проводятся:

1.Исследовательская работа учащихся.

2. Проведение праздников.

3. Участие в ежегодных митингах памяти, акциях.

4. Выставки рисунков на региональную тематику и детских поделок их природного материала.

5.Школьные и муниципальные олимпиады по краеведению

6.Конкурсы чтецов по произведениям бурятских писателей и поэтов

7.Экскурсии в Кяхтинский краеведческий музей, пополнение фондов школьного музея.

9. Классные часы на региональную тематику.

Конечно, многое предстоит ещё сделать:

Создать банк методических разработок уроков и внеклассных мероприятий по НРК, контрольно-измерительных материалов и ЦОРов по НРК

Повысить результативность работы по обеспечению выполнения минимума содержания НРК, выполнения учебного плана.

Активизировать и совершенствовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся по региональной тематике.

Повышение квалификации учителей, обеспечение методического сопровождения по реализации НРК.

Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения и является обязательной частью содержания общего среднего образования.

Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.

В настоящее время национально-региональный компонент стал актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент.

Содержимое разработки

Пусть дома, мимо которых мы ходим,

пусть города и села, в которых мы живем,(…)

будут для нас живыми, то есть имеющими прошлое!

Жизнь – это не одномоментность существования.

федеральный компонент - не менее 75% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;

национально-региональный компонент – не менее 10%;

Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения и является обязательной частью содержания общего среднего образования.

Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.

В настоящее время национально-региональный компонент стал актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент.

В последнее время в образовательную практику вводится региональный компонент в структуре государственного образовательного стандарта.

Национально-региональный компонент является важным составляющим содержания современного школьного образования. В числе основных его задач — приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям своего народа, формирование интересов к родному языку и истории.

Национально-региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока. Считаю, что использование такого материала делает урок интересным и увлекательным. Наши дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Активно включаются в деятельность. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию.

При составлении тематического планирования ввожу региональный компонент на основе краеведческого материала, что способствует привитию интереса к своему краю и к своей малой родине, развитию творческих способностей учащихся.

Введение регионального компонента осуществляю на уроках:

я предлагаю детям узнать у родителей, из информационных источников площадь дома, школы и села, даю информацию об озерах Ялмата,Барманцак расстояние между соседними селами. При закреплении тем хорошо проводить математические диктанты, с использованием числовых данных из сведений о селе.

Уроки русского языка способствуют также привитию любви к родному краю через разные формы работы:

- письмо по памяти;

- орфографические минутки на основе краеведческого материала.

Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка даёт блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать с внеклассными мероприятиями. Обращение к местному языковому материалу предполагает возможность интегрированных уроков, уроков-экскурсий, творческих конкурсов, уроков-путешествий и т.д.

Изучению родного края, его истории, природы, жизни наших современников помогает литература. На уроках литературного чтения мы знакомимся не только с программным материалом, но и с творчеством своих земляков. Богата наша земля такими талантами.

Используя в своей работе национально – региональный компонент я стараюсь приобщать своих учеников к национальной культуре, воспитывать у ребёнка чувство Родины, патриотизма, нравственности, гордости за духовные богатства нашего края.

Считаю, что любой человек должен знать историю своей малой Родины. Зная историю своего села, начинаешь больше ценить и беречь её. Именно с любви к своей малой Родине, к этой маленькой, непримечательной деревне и начинается любовь к огромной стране, к своему Отечеству.

1.Закон об образовании РФ.

2.Материалы по краеведению из архива районной администрации, школы и музея.

Жукова Любовь Анатольевна


МОУ СОШ м-на Вынгапуровский, г. Ноябрьск

Пусть дома, мимо которых мы ходим,

пусть города и села, в которых мы живем,(…)

будут для нас живыми, то есть имеющими прошлое!

Жизнь – это не одномоментность существования.

Д. С. Лихачев.

федеральный компонент - не менее 75% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;

национально-региональный компонент – не менее 10%;

Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения и является обязательной частью содержания общего среднего образования.

Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.

Изучение опыта Оренбургской и Челябинской областей, Красноярского края и других регионов России по реализации национально-регионального компонента показало, что данная модель может иметь 4 различных способа реализации национально-регионального компонента содержания школьного образования:

  1. полипредметный - предполагает органическое включение регионального содержания в базовое (в предметы федерального компонента) и его использование для расширения и углубления общенаучных знаний, умений и навыков;
  2. монопредметный, в региональном контексте - это углубленное изучение регионального (краеведческого) содержания с помощью специальных учебных курсов ("История Ямала", "Литература народов Севера", "Экономика и промышленность Ямала"), которые входят в инвариантную часть регионального базисного учебного плана.
  3. монопредметный интегративный - это разработка комплексных курсов, в которых различные аспекты регионального содержания находятся во взаимосвязи ("Экология Ямала", "Уроки жизни", “Человековедение” и т.д.);
  4. школьный вариант национально-регионального содержания образования. Это элективные учебные курсы по отдельным образовательным областям: "Искусство родного края", "Природа родного края", "Основы граждановедения", "Права человека", "История религий", "Культура дома", "Русский фольклор", "Народное творчество” и т.д.

Содержание национально-регионального компонента базисного учебного плана ЯНАО обеспечивается окружным и школьным компонентом за счет введения дополнительных курсов, обеспечивающих освоение региональных достижений в разных сферах региональной социально-экономической, культурной и духовной жизни (т. е. изучение вклада региона Ямала в российскую культуру). Указанный перечень дополнительных курсов представлен в Пояснительной записке к Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа.

Однако отсутствие единого понимания сущности национально-регионального компонента содержания образования, общих подходов к его формированию на уровне округа, приводит к содержательным проблемам его реализации за счет сопряжения федерального компонента с региональным в части выделения и описания исторического, культурно-национального, географического, природно-экологического своеобразия ЯНАО и органичного его встраивания в содержание учебных предметов.

В МОУ СОШ м-на Вынгапуровской процесс реализации национально-регионального компонента ведётся по нескольким направлениям:

В результате педагогическим коллективом выявлены следующие основные затруднения:

  • недостаточная разработанность методологических основ национально-регионального компонента содержания образования;
  • формальное осознание необходимости, значимости национально-регионального компонента, некий стихийно-эмпирический подход в его реализации со стороны педагогов;
  • отсутствие учебной хрестоматийной литературы как для учителя, так и для учащихся, особенно в школе II, III ступени обучения.

Закономерно возникает вопрос, на какой основе строить национально-региональный компонент, чтобы оптимально реализовать общегосударственный и региональный заказ на образованность человека?

В качестве определяющей нами выбрана культурологическая основа формирования и интеграции знаний в национально-региональном аспекте содержания образования. На наш взгляд, именно культурологическая модель позволяет включить в национально-региональный компонент следующие актуальные содержательные направления общего среднего и начального профессионального образования - формирование мировоззренческой, познавательной, нравственной, экономической, экологической, валеологической, политической, правовой, эстетической, технологической, физической и т.д. культуры личности современного школьника.

Исходя из вышесказанного, планируемые педагогами школы примерное содержание и тематика уроков национально-регионального компонента в различных образовательных областях были направлены на достижение следующих целей:

Проблема и в том, что библиотеки не имеют возможности обеспечить учащихся текстами художественных произведений краеведческой направленности.

Поэтому нами разработана примерные программы и примерная тематика уроков по нескольким образовательным областям с учетом реализации НРК, которые включены в календарно-тематическое планирование для учащихся школы III ступени, главными составляющими которых являются актуальность подобранных тем, ценностно-мировоззренческий и компетентностный подходы, учет возрастных читательских интересов и направленность на формирование базовых компетенций. Примерная программа и тематика уроков, не сковывая творческой инициативы учителя, формирует ядро учебного курса, в пределах которого остается возможность свободного соотнесения предлагаемых вариантов тем НРК и темы предметной образовательной области. Вписываясь в базовый (федеральный) компонент образования, предлагаемая программа филологического образования и примерная тематика уроков других образовательных областей также способствуют приобретению учащимися следующих основ компетентности в социально-психологической и общекультурной сфере:

  • информационная компетентность – умение извлекать, анализировать, обобщать, использовать, обогащать информационный материал о жизни округа, владение новыми информационными технологиями;
  • ценностно-мировоззренческая компетентность – включение учащихся в поликультурную среду региона: воспитание уважительного отношения к культуре народностей, населяющих регион; умение давать морально-нравственную оценку событиям и явлениям социальной действительности и выстраивать свою траекторию поведения.

Несомненно, что для реализации составленной программы и примерной тематики предметных уроков необходимо методическое обеспечение материалами хрестоматийного характера и практической направленности, что представлено нашими педагогами в качестве разработок открытых уроков и собранного текстового краеведческого материала.

Подробнее остановлюсь на примерной программе филологического образования в школе III ступени. В ее основу положен принцип соотнесения произведений школьного курса русской литературы и краеведческих текстов. Возможность такого соотнесения прослеживается в близости жанра, тем и проблем, стиля. Учитываются соположенность произведений во времени, связь с биографией писателей, с жизнью Ямала, отражение в их творчестве быта, культуры региона в целом. В предлагаемой примерной программе учитываются также содержательные принципы действующих ныне Программ (А. Кутузова, Г. Беленького, Т. Курдюмовой, В. Маранцмана), что позволит проследить динамику литературного процесса страны и региона на протяжении полувека, вместе с учащимися составить карту культурной жизни округа в пространственном и временном аспекте.

Тема причастности человека к миру природы может быть рассмотрена не только в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета (10 класс), но и в поэзии ямальских поэтов В. Волкова и Л. Лапцуя.

Таким образом, включение в историко-литературный курс произведений региональной литературы углубляет понимание общенациональных художественных ценностей, открывает новые аспекты их содержания.

Ориентация на региональный компонент обуславливает новизну подхода и к внеклассной работе в Вынгапуровской школе, и к работе в системе дополнительного образования. Все внеклассные мероприятия организованы так, чтобы у учащихся появилась возможность прояснить многое в движении современной литературы, в самой духовной ситуации нашего времени, нашего края, углубить понимание общенациональных художественных ценностей. С этой целью в план работы системы дополнительного образования включены следующие формы:

Таким образом, тематика внеклассных мероприятий способствует социально-культурной адаптации учащихся в современном мире, позволяет подняться на новый, более высокий уровень приобщения к культуре своего и других народов, изменить представление об историко-литературном процессе России.

Исходя из вышеизложенного, национально-региональный компонент в содержании общего среднего образования призван способствовать формированию личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций; гарантировать право на получение нормативных знаний о природе, истории, экономике и культуре Ямало-Ненецкого автономного округа каждым учащимся; содействовать формированию деятельностной структуры личности: познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической и физической культуры; расширять, повысить статус образования как фактора развития региона.

Читайте также: