Когда ввели астрономию в школах

Обновлено: 04.07.2024

Недавняя новость о введении астрономии в число обязательных предметов школьной программы многих удивила. Мы попытались разобраться в ситуации и ответить на интересующие всех вопросы.

Когда астрономия станет обязательным предметом в школе?

Теперь астрономию будут преподавать в качестве самостоятельного предмета в средней школе 1 час в неделю. Теперь астрономия официально вошла в список обязательных школьных предметов, об этом написано в приказе №506 Минобрнауки от 7 июня 2017 года.

По каким учебникам преподавать астрономию в школе?

Где купить учебник по астрономии?

Где найти содержание курса?

Изучение курса рассчитано на 35 часов. При планировании 2 часов в неделю курс может быть пройден в течение первого полугодия в 11 классе. При планировании 1 часа в неделю целесообразно начать изучение курса во втором полугодии в 10 классе и закончить в первом полугодии в 11 классе.

Почему лишать школьников астрономии в школе неправильно?

Иммунитет к лженауке

В учебный план астрономия как самостоятельный предмет была введена в советских школах в 1932 году. На изучение отводился 1 час в неделю в 10-м классе. Особо тогда отмечалось идеологическое значение предмета.

Убрали из перечня обязательных предметов астрономию в 1993 году. Хотя в отдельных школах ее продолжали изучать, но в рамках факультатива. В большинстве же учебных заведений до сегодняшнего дня знания о космосе дети получали в рамках интегрированных курсов. Астрономия в форме простейших представлений о мире в начальных классах включалась в программу по окружающему миру, в старших — в курс по физике.


ЕГЭ по астрономии не планируется, но вопросы из курса включат в ЕГЭ по физике

При этом в школах, где астрономия изучалась в рамках вариативной части (по Закону об образовании 50 процентов часов формируется федеральным центров и по 25 процентов — регионом и школой), предмет, согласно рекомендациям министерства, целесообразно ввести для одиннадцатиклассников с 1 сентября 2017 года.

Объем курса астрономии не должен быть менее 35 часов в год. То есть это один урок в неделю, при условии, что предмет изучается в 10-м или 11-м классе, и один урок в две недели, если курс растянут на два года — такой вариант тоже возможен. Как поступить, должна решать школа.

ЕГЭ по астрономии, в том числе на добровольной основе, не планируется. Но с 2019 года будут проводиться всероссийские проверочные работы по астрономии, а задания по предмету будут включены в ЕГЭ по физике.


Когда Солнце вращается вокруг Земли

— Пробелы в знаниях действительно есть, соцопросы показали, что утеряны некоторые мировоззренческие аспекты. Многие — не только дети, но и взрослые — на вопрос, что относительно чего вращается, отвечали, что Солнце вращается вокруг Земли. Это, конечно, печально было нам слышать. Другое дело — кто будет преподавать? — говорит Бикмаев.

В астрономы переквалифицируют физиков

Готовить будущих преподавателей астрономии поручили КФУ, речь идет не о выпускниках профильной кафедры — в школу их не отправят, а о переобучении учителей. Скорее всего, новым предметом нагрузят физиков.

— Мы будем с Министерством образования обсуждать, как методически организовать эти занятия, наша кафедра будет оказывать содействие. Программа школьного курса утверждена, известен даже учебник, его автор — Виктор Чаругин. Скорее всего, астрономию будут преподавать учителя физики, они наиболее близки к этому предмету. В этом году планируется поэтапно ввести курс, может быть, не весь сразу. Будет ли это во всех школах или в качестве эксперимента в некоторых — это решит Министерство образования Татарстана, — говорит Бикмаев.


В Минобразования республики прокомментировать, как будет осуществляться внедрение нового предмета в образовательную программу, не смогли — все специалисты заняты подготовкой к республиканскому педсовету, который 15 августа пройдет в Муслюмово.

— Мы не думаем, что надо с места в карьер. Мероприятия по возвращению астрономии в школы должны проводиться поэтапно. Последние 15 лет этот предмет отсутствовал, и за один месяц его вернуть трудно, — говорит Ильфан Бикмаев.

За звездами — из села Новые Чечкабы

Впрочем, какими темпами и в каком качестве астрономия вернется в школы, больше зависит даже не от Минобразования. В Татарстане есть удивительный пример, когда ученики сельской школы становились призерами Всероссийской олимпиады по астрономии, даже несмотря на отсутствие этого предмета в расписании.

Несколько лет назад теперь уже бывший директор Ново-Чечкабской школы Буинского района открыл в школе кружок по астрономии. На собственные деньги купил телескоп и предлагал школьникам посмотреть на звезды. Постепенно забава переросла в интерес к науке. Школа выиграла грант, на который приобрела телескоп посерьезнее, оборудовали кабинет астрономии, в котором вечерами занимались десятки школьников. Нынешний директор школы Рустем Бикмуллин считает, что внедрить новый предмет школам будет несложно.

— В том, чтобы организовать один урок в неделю, ничего сложного нет. Региональный компонент есть, за счет которого этот час можно выкроить, ресурсы можно найти, — говорит Рустем Бикмуллин.


В минувшую приемную кампанию конкурс на кафедру составил 20 человек на место. Впрочем, мест немного — всего 15, средний балл абитуриентов — 230—240. Фото Романа Хасаева

— Интерес к астрономии в последние годы возрос во всем мире — запускаются новые космические аппараты, строятся телескопы, обсерватории. Астрономия во всем мире развивается, и нам хотелось бы, чтобы астрономия как наука развивалась и в России тоже, — говорит Ильфан Бикмаев.

Изучение астрономии в качестве обязательного предмета вводится в российских школах с 2017-2018 учебного года.

У каждой школы есть право самостоятельно принять решение о включении астрономии в расписание с 1 сентября 2017 г. или позже - с 1 января 2018 г. Определяющим фактором является фактическая готовность школы к качественному преподаванию этого предмета. Кроме того, за школами остается право решать, с какого класса начинать изучать астрономию - с десятого или одиннадцатого. Важно, чтобы объем часов на изучение предмета за весь период составлял не менее 35 часов.

Задания по астрономии планируется к 2019 г. включить в варианты единого государственного экзамена (ЕГЭ) по физике. При этом включение астрономии в число учебных предметов, по которым проводится ЕГЭ, в том числе на добровольной основе, не планируется. Кроме того, не ранее 2019 г. планируется провести Всероссийские проверочные работы по астрономии.


Астрономия, возникшая в силу необходимости счета времени, является древнейшей учебной дисциплиной. История преподавания астрономии прошла долгий и сложный путь развития и совершенствования. Были периоды, когда курс астрономии был исключен из учебных планов российских школ.

  • великие ученые астрономы;
  • звездозакония или сокращение астрономии в XVIII веке;
  • космография вселенной – учебный курс в XIX веке;
  • астрономия как учебный предмет советской школы.

Отцами греческой астрономии и величайшими наблюдателями неба следует считать Пифагора, Птоломея, Аристарха. В античные времена была создана геоцентрическая система вселенной, которая являлась основой обучения астрономии в Греции и Риме. В эпоху Возрождения в трудах Коперника, Галилея и Кеплера получила обоснование новая, гелиоцентрическая теория, которая закрепилась в общей системе обучения. Следует отметить, что основы астрономии в российской школе преподавались под разными названиями и включались отдельными разделами в учебники математики, физики, в географии.

Звездозакония или сокращение астрономии в XVIII веке

В древней Руси естествознание, а с ним и астрономия входили в круг обучения в соответствии с требованиями церкви. В Московском государстве до времени царствования Алексея Михайловича обучение астрономии было в очень ограниченном виде и не имело систематического характера. Более решительные меры в астрономическом обучении осуществил Петр I.

Космография вселенной – учебный курс в XIX веке

Общественное движение 60-х годов вынудило правительство Александра II обратить внимание на реальное образование, и в 1864 году новый устав средней школы закрепил астрономию под названием Космографии в старших классах в количестве 3 часов в неделю. Изложение космографии включалось в виде особого прибавления в учебники физики или географии. Космография, являясь изложением главных законов космоса, охватывала физический мир в целом. В курсе космографии перед учащимися тот или иной физический закон разрастается за пределы физического кабинета до пределов целой Вселенной, перед учащимися происходит совместное действие различных физических, химических и механических законов.

В XIX веке Космография приобретает высокую эстетическую ценность, правильно преподаваемая, она внушает мысль о непреложности законов природы, невольно приковывает к себе интерес молодого ума и рождает у него массу новых вопросов и не только может эти вопросы рождать, но и отвечать на них. Всецело опираясь на физику, космография в то же время и дополняет ее: уже одна обобщающая роль космографии выдвигает ее в качестве серьезного общеобразовательного предмета.

Начало XX века в связи с промышленным кризисом в Европе, захватившим и Россию, ознаменовано подъемом революционного движения. Нараставшее давление общественности и педагогических кругов, учительские съезды, выражавшие неудовлетворенность состоянием школьного дела, вынуждали царское правительство снова заняться школой. В такой обстановке в конце 1913 и в начале 1914 гг. в Петербурге состоялся I Всероссийский съезд преподавателей физики, химии и космографии.

В третьей секции этого съезда докладчики обращали внимание на необходимость изменений в постановке преподавания космографии в школах. В резолюции по секции космографии этого съезда было высказано пожелание об организации общегородских школьных обсерваторий.

Астрономия как учебный предмет советской школы

В начале XX века (1917 г.) на Всероссийском совещании преподавателей физики, химии и космографии на первое место поставлено значение астрономии для формирования мировоззрения. Требовалось единство в преподавании этого предмета во всех школах, определение нормы времени на обучение астрономии, а также предлагалось ввести школьные астрономические наблюдения как уже испытанное методическое средство. И так, астрономия, возникшая в начале своего существования из необходимости ориентироваться и вести счет времени, имела, в большей степени, связь с математикой и называлась Звездозаконией. Начиная с XIX века, астрономия включается в курс обучения физики и именуется Космографией. И только в 30-е годы XX века повсеместно в учебные планы школ вводится Астрономия как отдельный учебный предмет.

Читайте также: