Начальная школа сделать счастливыми наших детей

Обновлено: 03.07.2024


Александр Альперович, издатель Clever


Дети делают нас живыми

Светлана Кривцова, психотерапевт

Наши эксперты

Марина Акулова, эксперт Национального фонда защиты детей от жестокого обращения

Николай Воронин, нейропсихолог, детский психолог

Татьяна Гаврилова, психолог, автор книг

Екатерина Жорняк, семейный психотерапевт, нарративный консультант

Наталья Кириллина, детский психотерапевт, директор Института гармоничного развития и адаптации ИГРА

Михаил Папуш, психотерапевт, член Европейской ассоциации психотерапевтов

Анна Скавитина, детский аналитик, член Международной ассоциации аналитической психологии (IAAP)

Перед школой

Сегодня родителям понятно, что ребенок должен научиться не получать, а брать свое образование – брать везде, где только можно. Но вопреки тому, что думают многие взрослые, трудиться, работать не значит для ребенка что-то само собой разумеющееся – это сложная в психологическом отношении операция. Она подразумевает сразу несколько важных вещей: человек осознает то, что надо сделать, находит в себе достаточное желание это сделать, решает претворить свое желание в действие, представляет себе те операции, которые для этого нужны, обладает технической и психологической способностью выполнить эти действия, чтобы поддерживать усилия, необходимые для их выполнения. Иначе говоря, чтобы трудиться, человеку нужно довольно много: быть способным думать, воображать, желать и действовать.


Научить ребенка прилагать усилия

Первые успехи в ш коле во многом зависят от того, умеет ли ребенок прилагать усилия. Если он научился, этому, то переход в новое качество – ученика – откроет для него новые возможности. Как передать ребенку чувство долга и научить получать удовольствие от достижения цели?

Мы живем в эпоху, когда успех кажется результатом везения и умения очаровать окружающих, а не плодом труда, упорства и терпения. Наши дети легко перенимают такой стиль поведения, ведь в основе детской психики лежит принцип удовольствия, немедленного удовлетворения желаний. Как же убедить их в том, что для достижения результата нужны время и сосредоточенный труд? Старание, прилежание не возникают сами, но мы можем привить их детям. Конечно, если верим в то, что не все в нашей жизни – результат удачи.

Для чего нужны усилия?

Для того чтобы научить ребенка прикладывать усилия, от взрослых также требуются… усилия. Но нам нелегко быть последовательными, особенно если после рабочего дня, автомобильных пробок и похода по магазинам предстоит добиться того, чтобы ребенок навел порядок в своей комнате (доделал уроки, погулял с собакой). Ведь придется требовать, объяснять, уговаривать, подбадривать… Гораздо легче, сэкономив время и силы, убрать игрушки и одежду вместо него.

Прекрасно понимая, что окружающий мир не всегда радушен, родители создают вокруг дочери или сына своего рода защитный кокон – иногда слишком плотный! Защита и эмоциональная поддержка ребенку необходимы, но этот кокон должен постепенно делаться более проницаемым для мира. Одна из задач родителей – объяснить ребенку, как этот мир устроен: чтобы что-то получить, необходимо приложить усилия.

Как его мотивировать?
Всегда ли нужно объяснять, почему усилия важны?
А если он не справляется?

Дети нуждаются и в отрицательном опыте (конечно, при условии, что их жизни и здоровью ничто не угрожает). Для психологического роста и развития им необходимо накапливать опыт преодоления собственных неудач. Нужно позволить им встречаться с последствиями своих действий или бездействия – это помогает взрослеть. Делая за ребенка уроки из боязни, что он получит плохую оценку, мы лишаем его возможности узнать реакцию мира на его поступки.

Как поддержать его в неудаче?


Помочь ему раскрыть свой внутренний мир

Внутренний мир – это то душевное пространство, которое позволяет ребенку оставаться наедине с собой, не страдая при этом от скуки или тревоги. В нем он творит, фантазирует, чувствует, размышляет и учится на протяжении всей жизни как уникальная и осознающая себя личность.

Не секрет, что, стремясь ускорить развитие своего ребенка, мы с раннего возраста включаем его в режим перегрузок. И в школе, и дома наши дети переходят от одного вида деятельности к другому, подчас не имея времени, чтобы побыть наедине с собой. Но если ребенок слишком сильно поддается внешнему влиянию, он не в состоянии гармонично развивать свой внутренний мир. А ведь именно за счет внутренних ресурсов своей личности он учится быть самостоятельным.

Видеть пример
Осознать свое тело

Когда человек живет вне собственного тела, он теряет связь с собой. За партой или перед экраном компьютера дети отключены от своих телесных ощущений. В результате они усваивают информацию лишь интеллектуально. Ущербны и те виды досуга, в которых тело используется механически, как инструмент для получения результата. Вот почему параллельно с традиционными физическими упражнениями и играми, в которых надо победить, детям стоит предлагать и такие, где задействован любой из пяти органов чувств.

Можно ходить босиком, месить руками тесто, слушать с закрытыми глазами музыку, вдыхать приятный аромат, не спеша пробовать фрукты… Поэтому, прежде чем садиться за уроки, ребенку можно предложить посидеть минуту-другую с закрытыми глазами, прислушиваясь к своему дыханию и ощущениям собственного тела. Вступая в контакт со своими телесными ощущениями, ребенок знакомится с собой, начинает воспринимать себя как активное действующее лицо и доверять себе.

Тренировать воображение

Ребенок может послушать сказку с закрытыми глазами, смастерить маскарадный костюм, придумать сказочных персонажей, вслушаться в музыкальный отрывок… Все эти занятия, если регулярно уделять им внимание (в выходные или на каникулах), превращают его из потребителя досуга в создателя новых образов и миров. Сила его воображения позволит ему уходить от скуки или чувства тревоги, когда он окажется в одиночестве, а значит, защитит и от зависимостей. Активное воображение делает ум гибким и пытливым, ведь оно раздвигает границы известного нам мира, позволяет делать открытия, изобретать.

Позволить ему праздность

Эта книжка содержит действенные советы, которые помогут родителям понять.

Сделать счастливыми наших детей. Подростки 11-16 лет

Сделать счастливыми наших детей. Подростки 11-16 лет

Рекомендуется не только родителям подростков, но и детей более раннего.

Сделать счастливыми наших детей. Сон вашего ребенка. Советы и хитрости на каждый день

Сделать счастливыми наших детей. Сон вашего ребенка. Советы и хитрости на каждый день

Сделать сон вашего ребенка спокойным и безмятежным; в ней анализируются.

Сделать счастливыми наших детей. Начальная школа 6-10 лет

Сделать счастливыми наших детей. Начальная школа 6-10 лет

Начальная школа - время одновременно прекрасное и сложное. С одной стороны.

Разговор с родителями

Разговор с родителями

Для педагогов, психологов, врачей эта книга - "обязательная" программа.

Чтобы ребенок рос счастливым. Советы родителям

Чтобы ребенок рос счастливым. Советы родителям
Д. Паркер, Д. Стимпсон

Первые семь лет жизни ребенка являются фундаментом его будущего. В этот.

Когда ваш ребенок сводит вас с ума

Когда ваш ребенок сводит вас с ума
Эда Ле Шан


Оглавление

  • От издателей
  • Дети делают нас живыми
  • Наши эксперты
  • Перед школой
  • Дети: первые трудности

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сделать счастливыми наших детей. Начальная школа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Сегодня родителям понятно, что ребенок должен научиться не получать, а брать свое образование — брать везде, где только можно. Но вопреки тому, что думают многие взрослые, трудиться, работать не значит для ребенка что-то само собой разумеющееся — это сложная в психологическом отношении операция. Она подразумевает сразу несколько важных вещей: человек осознает то, что надо сделать, находит в себе достаточное желание это сделать, решает претворить свое желание в действие, представляет себе те операции, которые для этого нужны, обладает технической и психологической способностью выполнить эти действия, чтобы поддерживать усилия, необходимые для их выполнения. Иначе говоря, чтобы трудиться, человеку нужно довольно много: быть способным думать, воображать, желать и действовать.


Научить ребенка прилагать усилия

Первые успехи в ш коле во многом зависят от того, умеет ли ребенок прилагать усилия. Если он научился, этому, то переход в новое качество — ученика — откроет для него новые возможности. Как передать ребенку чувство долга и научить получать удовольствие от достижения цели?

Мы живем в эпоху, когда успех кажется результатом везения и умения очаровать окружающих, а не плодом труда, упорства и терпения. Наши дети легко перенимают такой стиль поведения, ведь в основе детской психики лежит принцип удовольствия, немедленного удовлетворения желаний. Как же убедить их в том, что для достижения результата нужны время и сосредоточенный труд? Старание, прилежание не возникают сами, но мы можем привить их детям. Конечно, если верим в то, что не все в нашей жизни — результат удачи.

Для того чтобы научить ребенка прикладывать усилия, от взрослых также требуются… усилия. Но нам нелегко быть последовательными, особенно если после рабочего дня, автомобильных пробок и похода по магазинам предстоит добиться того, чтобы ребенок навел порядок в своей комнате (доделал уроки, погулял с собакой). Ведь придется требовать, объяснять, уговаривать, подбадривать… Гораздо легче, сэкономив время и силы, убрать игрушки и одежду вместо него.

Прекрасно понимая, что окружающий мир не всегда радушен, родители создают вокруг дочери или сына своего рода защитный кокон — иногда слишком плотный! Защита и эмоциональная поддержка ребенку необходимы, но этот кокон должен постепенно делаться более проницаемым для мира. Одна из задач родителей — объяснить ребенку, как этот мир устроен: чтобы что-то получить, необходимо приложить усилия.

Дети нуждаются и в отрицательном опыте (конечно, при условии, что их жизни и здоровью ничто не угрожает). Для психологического роста и развития им необходимо накапливать опыт преодоления собственных неудач. Нужно позволить им встречаться с последствиями своих действий или бездействия — это помогает взрослеть. Делая за ребенка уроки из боязни, что он получит плохую оценку, мы лишаем его возможности узнать реакцию мира на его поступки.


Помочь ему раскрыть свой внутренний мир

Внутренний мир — это то душевное пространство, которое позволяет ребенку оставаться наедине с собой, не страдая при этом от скуки или тревоги. В нем он творит, фантазирует, чувствует, размышляет и учится на протяжении всей жизни как уникальная и осознающая себя личность.

Не секрет, что, стремясь ускорить развитие своего ребенка, мы с раннего возраста включаем его в режим перегрузок. И в школе, и дома наши дети переходят от одного вида деятельности к другому, подчас не имея времени, чтобы побыть наедине с собой. Но если ребенок слишком сильно поддается внешнему влиянию, он не в состоянии гармонично развивать свой внутренний мир. А ведь именно за счет внутренних ресурсов своей личности он учится быть самостоятельным.

Когда человек живет вне собственного тела, он теряет связь с собой. За партой или перед экраном компьютера дети отключены от своих телесных ощущений. В результате они усваивают информацию лишь интеллектуально. Ущербны и те виды досуга, в которых тело используется механически, как инструмент для получения результата. Вот почему параллельно с традиционными физическими упражнениями и играми, в которых надо победить, детям стоит предлагать и такие, где задействован любой из пяти органов чувств.

Можно ходить босиком, месить руками тесто, слушать с закрытыми глазами музыку, вдыхать приятный аромат, не спеша пробовать фрукты… Поэтому, прежде чем садиться за уроки, ребенку можно предложить посидеть минуту-другую с закрытыми глазами, прислушиваясь к своему дыханию и ощущениям собственного тела. Вступая в контакт со своими телесными ощущениями, ребенок знакомится с собой, начинает воспринимать себя как активное действующее лицо и доверять себе.

Ребенок может послушать сказку с закрытыми глазами, смастерить маскарадный костюм, придумать сказочных персонажей, вслушаться в музыкальный отрывок… Все эти занятия, если регулярно уделять им внимание (в выходные или на каникулах), превращают его из потребителя досуга в создателя новых образов и миров. Сила его воображения позволит ему уходить от скуки или чувства тревоги, когда он окажется в одиночестве, а значит, защитит и от зависимостей. Активное воображение делает ум гибким и пытливым, ведь оно раздвигает границы известного нам мира, позволяет делать открытия, изобретать.

Развить самостоятельность ребенка

Ребенок не может делать все так быстро и качественно, как нам бы хотелось. В повторяющихся изо дня в день ситуациях быть терпеливым очень сложно — взрослому гораздо легче сделать что-то самому, чем выдержать неумение и медлительность ребенка. Однако, заботясь о собственном комфорте или о том, чтобы сэкономить свое время и сохранить в доме порядок, мы рискуем отнять у ребенка возможность самостоятельного обучения. Нужно ли говорить, что потребность делать что-то самому, оставшись нереализованной, угасает: ребенок перестает стремиться к получению нового опыта и принимает правила игры.

Итак, переходя от теории к практике, постараемся определить основные условия развития самостоятельности ребенка.

1. Идти навстречу любой потребности ребенка сделатъ что-то самостоятельно.

2. Не делать за него то, что он может сделать сам.

Выясните, что обычно умеют дети в определенном возрасте, и ориентируйтесь на более высокие результаты. Важно не занижать планку искусственно: а вдруг ваш ребенок развивается более интенсивно?

3. Помочь ребенку научиться выбирать.

Уважительное отношение взрослого к самостоятельности ребенка выражается в том, чтобы давать ему возможность выбирать. Старайтесь предоставлять ребенку право выбора, особенно в мелочах. Привыкнув выбирать в относительно безопасных ситуациях, ребенок постепенно научится принимать более серьезные решения.

4. Соблюдать договоренности, держать слово.

Позвольте ребенку самому назначить время возвращения с прогулки, уборки игрушек и т. д. Важно объяснить, что назначенное время должно соблюдаться неукоснительно. При этом важно помнить, что сын или дочь вряд ли поймет, почему нельзя нарушать данное слово, если вы сами не всегда сдерживаете обещания.

5. Просить совета у ребенка.

Даже маленький ребенок сможет подсказать вам, в какую вазу поставить цветы или какое полотенце предложить гостям. В этой ситуации важно его участие и готовность отвечать за совместно сделанный выбор. Чем чаще вы будете просить совета у ребенка, тем лучше.

6. Учить завершать начатое дело.

Если ребенок с детства не привык класть вещи на место, убирать за собой, доедать еду, которую сам положил себе в тарелку, то, став старше, он с большой долей вероятности будет небрежно относиться и к урокам, и к своим обязанностям по дому, и к чужому труду. Помогая ребенку осознать и преодолеть трудность, мы повышаем вероятность того, что, повзрослев, ребенок будет вести себя ответственно. То, как ребенок преодолевает свое нежелание доделывать что-либо, как правило, и становится моделью отношения к проблемам в будущем.

7. Хвалить за проявление самостоятельности.

Поддержите ребенка, когда он старается действовать самостоятельно, старайтесь замечать даже незначительные успехи.

Большие комплексы маленьких детей

Как решить эту проблему? Постарайтесь убедить ребенка в том, что непохожесть на других — одно из главных его достоинств.

Естественно принадлежать к какому-то коллективу, но очень опасно потерять при этом собственное лицо.

Иногда необходимо напоминать ребенку о его преимуществах, например: он лучше других умеет играть с детьми, всегда мирит их друг с другом, умеет делиться, он — честный человек или просто хороший друг. Предложите примеры для подражания, которые отличаются от тех, что навязывают телевидение, реклама или предпочитают его приятели.

Чтобы ребенок нас услышал, нам нужно понять кодекс поведения, эталоны, которые приняты в детской группе, и иметь в виду, что ее мнение часто сильнее наших слов.

Действия родителей часто подобны эквилибристике. Воспитать ребенка — значит овладеть искусством передачи принципов, необходимых для развития его личности. А также умением эти принципы развивать день за днем, в зависимости от обстоятельств. И здесь не существует правил, кроме одного: уметь слушать ребенка и слышать то, что стоит за его словами.


Как возникла идея создания группы поддержки для робких детей?

Занимаясь проблемой застенчивости у взрослых людей, я увидел, что она зарождается в раннем детстве. А значит, разбираться с ней надо начинать как можно раньше. Над представлением о себе легче работать в 7, чем в 30 лет.

С какого момента робость начинает мешать человеку?

Она становится препятствием, когда не осмеливаешься сделать то, что, по собственным ощущениям, способен совершить. Например, ребенок легко играет с друзьями у себя дома, а с одноклассниками в школе не может.

Как именно вы помогаете детям?

Робкие дети не могут начать действовать, поскольку убеждены, что с ними неинтересно. Но, оказавшись в группе среди таких же робких детей, понимают, что они не исключение. Ведь на их глазах другие испытывают те же эмоции. Я часто прибегаю к ролевым играм. Они позволяют детям выйти из неподвижности, в которой их держит страх. Месяца через три — если речь идет именно о робости, а не о депрессивном состоянии — они становятся более уверенными в себе.

Вы можете привести пример ролевой игры, которая помогает детям преодолеть свою робость?

Дети работают в паре. Ребенок описывает ситуацию, в которой робость не позволяет ему действовать. Например, услышав похвалу, он испытывает такую неловкость, что не может вымолвить ни слова. Второй ребенок играет роль человека, который хвалит, а первый в ответ должен найти способы эмоционально отреагировать: дать понять, что ему неприятны такие слова, пошутить в ответ, выразить свою злость.

Разыгрывание таких сцен позволяет детям пережить чувства, которые возникают в трудной для них ситуации, учит выражать их словами и жестами.

Он растет робким и нерешительным…

Застенчивость — не врожденная черта характера. У нее всегда есть причины, и от нее можно освободиться. Попробуем разобраться с предубеждениями, которые заставляют страдать многих детей… и взрослых.

Такая (не всегда осознанная) убежденность родителей давит на ребенка тяжким грузом еще и потому, что взрослые нередко начинают относиться к нему так, будто он нездоров. Они становятся его поводырями и управляют всеми событиями его жизни, а он чувствует себя еще более неуверенно и еще больше боится контакта с другими людьми.

Застенчивый ребенок по-настоящему страдает. Он не знает, как вести себя в новом месте, не может заговорить с незнакомыми, не знает, как завоевать расположение сверстников. В такие моменты у ребенка повышается уровень тревоги, блокируются все его способности и навыки. Это мучительное состояние. Что стоит за этими симптомами? Застенчивость связана с тремя основными измерениями человеческой жизни.

Образ себя. Застенчивость идет рука об руку с низкой самооценкой; застенчивый ребенок ощущает себя недостаточно интересным для окружающих и недостойным их внимания, для того чтобы легко вступать в общение.

Образ другого. Ребенок не решается на контакт лицом к лицу с другим человеком, потому что другой воспринимается им как пугающий или даже опасный.

Взаимодействие с другими людьми. Застенчивость социальна по своей природе: она возникает только там, где два человека вступают в контакт — и вместо радости общение вызывает тревогу и страх.

Застенчивость как черта характера не передается по наследству — наследуется повышенная чувствительность нервной системы. Но, конечно, дети эмоционально ранимые, боязливые, восприимчивые к влиянию внешних факторов больше других рискуют стать застенчивыми. Для них особенно важны атмосфера в семье и стиль воспитания. Очень часто у ребенка с неустойчивой нервной системой тревожная мама, которая, постоянно беспокоясь за него, не дает ему обрести уверенность. Жизненный опыт ребенка в данном случае важнее, чем его темперамент. Но представление, которое ребенок получает о себе из опыта общения с другими людьми, и вера в свою ценность как личности не задаются изначально. Они выстраиваются постепенно благодаря нескольким факторам.

А понять свои возможности можно, только если тебе представляется шанс применить их — и добиться успеха.

Уверенность в себе приносят ежедневные победы, большие и маленькие. Это могут быть победы и над собой (над своими страхами, над желанием все бросить, когда что-то не получается), и над вещами (пуговицами, которые наконец удалось застегнуть, шнурками, которые никак не хотели завязываться). Родителям стоит находить как можно больше занятий, в которых ребенок сможет преуспеть. Ему необходимо иметь много опыта успеха — не важно, в каких областях, и чем больше будет таких областей, тем лучше. Мы больше склонны говорить о недостатках и неудачах — своих или ребенка. А важно, наоборот, отмечать успехи и достижения, пусть даже совсем маленькие.

Если ребенка слишком опекают, он постоянно чувствует себя бессильным и обесцененным. Эти ощущения затрудняют его отношения с другими детьми, потому что он чувствует себя хуже их, несостоятельным, не таким, как все. Они осложняют также и его отношения со взрослыми. Взрослые, делающие все за него, представляются ему существами высшего порядка, наделенными волшебными способностями, которых, как он уверен, у него никогда не будет. Развивая самостоятельность ребенка, мы даем ему возможность поверить в себя и не бояться других людей.

Застенчивость может быть результатом первого неудачного опыта взаимодействия с другими детьми. Но искусство общения ребенок может освоить только с помощью взрослых. Рассказывайте ему, почему и зачем дети толкаются, дергают друг друга за волосы, отбирают игрушки. Учите понимать (а это трудно!), что другой — это другой. Что у него свой способ жить, свои вкусы и желания, которые нужно принимать и выносить…

Большинство родителей готовы помочь своему ребенку в неприятной ситуации, но предпочитают поскорее забыть о ней, не обсудив, что же именно произошло. Тем временем это воспоминание ребенка о травмировавшем эпизоде будет обрастать новыми переживаниями. Позже, в спокойной обстановке, возвращайтесь к тому, что пережил ребенок, объясните ему, что сейчас он видит мир таким, каким его показал ему этот эпизод (недружелюбным, агрессивным…). Важно вместе попытаться понять, что чувствовал сам ребенок, а что мог чувствовать в это время другой участник конфликта — почему обидчик поступил так, а не иначе. Таким образом ребенок будет учиться понимать других (ведь застенчивые дети часто так поглощены собой и своей тревогой, что не чувствуют настроения окружающих).

Кроме того, ребенку случившееся с ним событие кажется абсолютно исключительным. Наша задача — объяснить, что в этом нет ничего из ряда вон выходящего, что его переживания по этому поводу естественны (не только дети, но и взрослые порой расстраиваются, плачут и сердятся на весь мир, когда чувствуют себя несправедливо обиженными) и что обида обязательно заканчивается.

Галина Бурменская, возрастной психолог

Когда можно считать, что у ребенка появился комплекс?

В какой мере родители ответственны за детские комплексы?

Сделать счастливыми наших детей: Начальная школа 6-10 лет


Составители: Наталья Никитина, Ксения Киселева
Название: Сделать счастливыми наших детей: Начальная школа 6-10 лет
Издательство: Клевер Медиа Групп
Год: 2011
Формат: pdf
Размер: 11,67 Мб

Поздравляем! Теперь ваш ребенок - школьник.
Этот период - начальная школа - время одновременно прекрасное и сложное. С одной стороны - новые друзья, новые знания, умения, интересные события. С другой - трудности с учебой, конфликты и непонимание с одноклассниками и учителями, завышенные ожидания родителей, неуверенность в себе, конкуренция с другими детьми. И именно от родителей зависит, какими станут школьные годы ребенка - счастливыми или несчастными.
"Начальная школа 6-10 лет", первая книга совместной с журналом Psychologies серии "Сделать счастливыми наших детей", расскажет вам:
Как научить ребенка прилагать усилия
Как пробудить в нем желание узнавать новое
Как развить самостоятельность ребенка
Что делать с его робостью и нерешительностью
Как быть, если он боится школы
Как преодолеть детскую агрессивность


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Читайте также: