Принц с ослиными ушами краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Всем известны легенды об этом загадочном царе, ставшем жертвой бесконечных насмешек. Но повторить их не помешает, ведь притчи о Мидасе не только забавны, но и поучительны. Существует двадцать восемь национальных версий этой истории. В Персии, Монголии, Ирландии, Армении — всюду рассказывают сказки о Мидасе.

Итак, фригийский царь Мидас , сын царя Гордия и богини Кибелы , был страстным поклонником бога вина Диониса . Не раз сиживал он с ним за одним столом и, разумеется, знал всех его спутников. Когда однажды крестьяне привели к Мидасу пьяненького старичка, Мидас узнал в нем Силена , воспитателя Диониса. Мидас радушно принял его, а потом лично привел к Дионису. Обрадованный бог вызвался выполнить любое желание Мидаса. Тогда царь, не долго думая, пожелал, чтобы всё, к чему он прикоснется, превращалось в золото. Дионис посетовал, что ничего другого не пришло в голову его хорошего знакомца, однако слово сдержал.

Вначале Мидас был вне себя от восторга. Он отломил от дуба веточку, и она стала золотой; поднял с земли камень, и он стал золотым; сорвал с дерева яблоко, и оно стало золотым. Но когда Мидас сел за стол и взял кусок хлеба, то чуть не сломал зубы, так как хлеб превратился в золото. В золото превратились кусок мяса, вино! В отчаянии Мидас кинулся к Дионису, моля избавить его от этого наказания. Дионис был милосерден: он велел Мидасу прийти к реке Пактол и искупаться в ней, чтобы смыть с себя вину за неразумное пожелание. Мидас с радостью послушался — и от его злоключения осталось лишь это предание да золотой песок в речке, которая сегодня называется Гедир .

Это первая притча о Мидасе. Кажется, она не имеет никакого отношения к реальности, но давайте не будем спешить с выводами и вспомним вторую легенду.

Устав от тягот власти и богатства, Мидас полюбил одиночество и простоту. Однажды, гуляя на горе Тмол , он стал случайным свидетелем состязания между богом Паном и Аполлоном . Игру Пана на пастушьей свирели нельзя было сравнить с игрой Аполлона на золотой лире, и бог горы Тмол по праву присудил первенство богу искусств. Но тут злополучный Мидас, мнения которого, между прочим, никто не спрашивал, поднял крик, протестуя против такого решения. Мол, ему куда больше понравилась простая и незатейливая игра Пана. О вкусах не спорят, тем более с богами. Разгневанный Аполлон набросился на Мидаса, схватил его за уши и так потянул, что они стали длинными, как у осла.

В легендах о царе Мидасе столько неправдоподобного, что многие столетия его считали забавным мифологическим персонажем . А между тем древние историки упоминали о Мидасе как о реально существовавшем правителе. И вот в XIX столетии была найдена запись ассирийского царя Саргона II , относящаяся к 717–715 годам до нашей эры, в которой царь Мидас предстает реальной исторической личностью. Во Фригии сохранилась даже скальная гробница с богато украшенным фасадом, которую издавна называют могилой Мидаса . Археологи нашли и Гордион , столицу царства Мидаса. Итак, Мидас из Гордиона существовал. Тогда чем объяснить, что он стал героем сказочных преданий?

Ну, история с золотом, скорее всего, придумана потому, что царь был богат. Блеск драгоценного металла с давних пор возбуждал человеческую фантазию. Но найдено объяснение и ослиным ушам Мидаса. В развалинах Гордиона нашли монеты с именем и изображением царя: вместо короны у него на голове шапка из кожи — ослиная голова вместе с ушами! Таким образом, у него действительно были ослиные уши, правда не свои.

И вот здесь мы должны вновь вернуться к шумерам, они более всего чтили мудрость. А мудрость, по их мнению, сосредоточена у человека в ушах, так как уши всегда готовы воспринять новое знание. Поэтому многие знаменитые, выдающиеся люди изображены у шумеров с большими, оттопыренными ушами. Царь Мидас, вероятно, все же был незаурядным человеком. Не без слабостей, как всякий человек и всякий царь. Наверное, сам он считал себя очень умным, потому и приказал отчеканить монету с собственным изображением в шапке из ослиной кожи с длиннющими ушами.

Впрочем, по мнению Аристотеля, поводом к легендам о длинных ушах Мидаса послужило то, что царь имел множество шпионов, которые доносили ему каждое слово, сказанное его подданными. Так или иначе, а Аполлон здесь вовсе ни при чем.

Правил Мидас в конце VIII века до нашей эры, когда о шумерском царстве остались лишь предания. Они, видно, и подвигли Мидаса запечатлеть себя с длинными ушами, как очень умного человека.

Что касается происхождения, то отцом Мидаса вполне мог быть Гордий, который, по-видимому, тоже реально существовал, а вот о том, что его матерью была не богиня Кибела, можно не сомневаться. Просто в давние времена монархи любили подправлять свою родословную.

Поможем улучшить оценки по школьной программе, подготовиться к контрольным и понять предмет!

Принц с ослиными ушами

В одном королевстве жил добрый и умный король. Одно лишь омрачало его — у него не было детей. Гуляя однажды по лесу, он встретил трех фей, которым и рассказал о своем несчастье.

Сжалившиеся над ним волшебницы обещали ему помочь и сказали, что ровно через год и один день у него родится долгожданный ребенок. И точно: ровно в назначенный срок королева родила прелестного маленького мальчика.

Ночью около колыбели новорожденного появились три добрые феи, чтобы по старинному обычаю наградить малютку своими дарами.

Первая фея, самая молодая из них, сказала:

— Ты будешь самым красивым юношей на свете.

— Ты будешь храбр и благороден, как лев, — пообещала другая.

Когда третья фея, старшая из них, услышала, какими прекрасными качествами наделили ребенка ее подруги, она с минуту подумала, а затем, совсем близко подойдя к колыбели, прошептала:

— А чтобы ты никогда не зазнавался, я награжу тебя ослиными ушами.

После этого феи исчезли.

То, что они пожелали, сразу же начало исполняться. Маленький принц рос не по дням, а по часам. И чем прекраснее он становился, тем храбрее и честнее делалось его сердце. Но, о горе, при этом вырастали все длиннее и длиннее его серые ослиные уши. Король с королевой были в ужасе. Какое ужасное будущее ждало их единственного наследника! Ведь не мог же управлять страной принц с ослиными ушами! Они всячески старались скрыть это. Никто и никогда не видел малютку без шапочки или берета. И никто не догадывался о его ужасном несчастье. Все придворные с гордостью любовались своим будущим повелителем, предвкушая день, когда во главе их государства станет такой красивый и благородный король.

Малютка все рос и рос, пока не превратился наконец в прекраснейшего из смертных. Пока он был маленький, родители разрешали ему ходить с локонами, как девочке, радуясь, что они надежно скрывали его уродство. Но вот теперь, к великому ужасу короля с королевой, их сыну стал необходим парикмахер и брадобрей. День и ночь они не смыкали глаз, думая, как бы скрыть ужасную тайну их сына, и, наконец, придумали. Они вызвали к себе самого опытного из парикмахеров и сказали ему:

— Мы тебе оказываем великую честь — ежедневно брить и стричь нашего сына и наследника. Чтобы ты ни увидел, когда будешь выполнять свою работу, должно остаться тайной. Ты должен быть нем как рыба. Если ты выполнишь это, то станешь очень богатым, если нет — тебя ждет смерть.

Парикмахер, не предчувствуя ничего плохого, с радостью согласился, поскольку всегда жил очень бедно.

В тот же день он поселился в замке. Он ел теперь за королевским столом, охотился вместе с принцем, спал в его спальне и был счастливейшим из смертных.

Так прошло немало времени, и вдруг парикмахер занемог. Болезнь его была самая обычная: ему очень хотелось поделиться с кем-нибудь своим секретом, а поскольку он смертельно боялся это сделать, то сделался очень нервным и все буквально валилось у него из рук. Ему становилось все хуже и хуже.

Поблагодарив отшельника за совет, радостный парикмахер побежал в поле, нашел глубокий-преглубокий ров и сделал все так, как ему было велено. Ему сразу же стало легко, болезнь прошла, и, весело напевая, он отправился во дворец.

Прошло немного времени, парикмахер уже обо всем забыл, а на том месте, где он побывал, вырос высокий-высокий тростник. Однажды мимо проходили пастухи. Увидев тростник, они обрадовались, срубили его и наделали множество прелестных дудочек. Но вот странно, какую бы мелодию ни пытались они сыграть, дудочки играли и пели лишь одно:

У нашего принца ослиные уши,

У нашего принца ослиные уши.

Вскоре история о диковинных дудочках распространилась по всему королевству и дошла до короля. Предчувствуя неладное, он велел позвать пастухов и сыграть ему на волшебных дудочках. Как бедные юноши ни старались, дудочки играли лишь одно:

У нашего принца ослиные уши,

У нашего принца ослиные уши.

Король пришел в бешенство. Кто же мог предать его сына? Подумав, он велел привести парикмахера. Испуганный парикмахер все рассказал ему, и разгневанный король приказал убить его. В то время, когда глашатай зачитывал приказ короля о смертной казни, а палач вынимал из ножен свой меч, в зал вбежал молодой принц и, сорвав с головы берет, воскликнул:

— Прошу Вас, отец, не делайте этого. Чем виноват этот бедный парикмахер, если он всего лишь сказал правду? Так пусть же все узнают об этом. А я обещаю быть хорошим королем, несмотря на то, что у меня ослиные уши.

Чтение сказок — это больше чем просто семейная традиция. Это время, которое вы можете провести вместе с ребенком: показать ему свою любовь, поделиться знаниями о важных ценностях, укрепить вашу связь. Неотъемлемая часть таких вечеров — волшебная атмосфера. Предлагаем погрузиться в нее вместе на сайте Kinder®: там вы найдете видеоверсии сказок в исполнении известных артистов: Анны Михалковой, Екатерины Вилковой, Анны Михайловской, Виктории Исаковой. Анатолий Белый выступает в роли слушателя, разгадывает загадки и ищет выход из волшебной библиотеки. Мы же подготовили рецензии, чтобы вы могли понять мотивы героев и обсудить сюжет совместно с ребенком.

Это народная сказка о победе маленького и слабого героя (Черепахи) над большим и сильным (Каипорой).

В сказке два действующих персонажа. Каипора в бразильском фольклоре — сильный и коварный хозяин леса, который любит охотиться. Он похож на человека — маленький, жилистый. Умеет ловко прятаться, менять облик и изображать крики животных, пугая тех, кто вредит лесу.

В сказке ему приглянулась Черепаха. Только это не обычная Черепаха, а такая, которая умеет залезать на дерево и красиво играть на дудочке. Чтобы заставить животное спуститься, Каипора предлагает померяться силами. Он придумывает условия соревнования, по которым сможет победить. Но Черепаха проявляет смекалку и обыгрывает Каипору. Хозяин леса оставляет ее на воле и к тому же начинает считать сильным животным.

Смысл сказки легко перенести и на человеческий мир, в котором ребенок еще только ищет свое место. Психолог Лев Выготский писал, что выбор животных в качестве героев связан с тем, что каждое существо символизирует конкретный образ действий. Поэтому автору не надо описывать героя детально: характеристика животного становится манерой поведения героя.

Так, в бразильской сказке Черепаха — медлительное животное, которое при малейшей угрозе прячет голову и изображает поведение боязливого, но умного персонажа. И ребенок, скорее всего, будет сопереживать именно ей, потому что увидит сходство с собой. У сказки есть терапевтический потенциал: даже слабый может победить сильного, если проявит сообразительность.

После просмотра сказки можно проверить, как ребенок понял ее смысл.
— Почему Каипора хочет поймать Черепаху?
— Как Каипора решает выманить Черепаху?
— Что делает Черепаха, чтобы победить в соревновании?
— Что Каипора думает о Черепахе после соревнования?

Это волшебная сказка, основная идея которой состоит в том, что не стоит стесняться своих недостатков. Если ты добр, то для окружающих твои внешние изъяны не имеют значения.

В центре повествования — бездетный король, которому феи даруют долгожданного сына. Они наделяют принца дарами: красотой, храбростью, благородством и… ослиными ушами — чтобы мальчик не возгордился. Королевская чета старается скрыть недостаток сына. Тайну знает только цирюльник, который стрижет и бреет выросшего принца. Парикмахера тяготит секрет, и он нечаянно выдает его. И тогда король решает в наказание казнить парикмахера. Но в зал вбегает принц, просит помиловать цирюльника и срывает со своей головы берет, чтобы все могли видеть его ослиные уши. Феи понимают, что принц не зазнался, и снимают с него заклятье.

Все персонажи сказки положительные, они не борются со злом. Но зато все они подвергаются испытанию страхом, что тайна откроется. Король боится, что изъян сына станет известен всем. Цирюльник боится смертной казни, если проговорится. О страхах принца в сказке прямо не упоминается, но из тревог его родителей мы знаем, что он может потерять право на трон. Только принц успешно проходит испытание: он прилюдно признает правду и в награду за это получает человеческие уши.

Это поучительная сказка. Ее основная мысль: положительные качества намного важнее любых внешних недостатков. Красивыми людей делают поступки. Еще одна интерпретация состоит в том, что любой секрет когда‑нибудь становится известен всем, но при стечении благоприятных обстоятельств он может никого не удивить и не расстроить.

После просмотра сказки вы можете с помощью наводящих вопросов обсудить с ребенком смысл.
— Почему заболел парикмахер?
— Кто рассказал всем тайну принца?
— Что сделал принц, чтобы спасти парикмахера?
— Почему у принца исчезли ослиные уши?

Эта сказка показывает, что у каждого есть свои сильные и слабые стороны.

Один самурай отправляется на прогулку и страдает от знойной погоды. Он желает стать солнцем, чтобы быть сильнее всех. Но после превращения в солнце он обнаруживает, что его может закрыть туча. Тогда он желает превратиться в тучу, но выясняет, что ее может разогнать ветер. Став ветром, герой наталкивается на утес и желает стать утесом, чтобы не дрогнуть ни перед солнцем, ни перед ветром, ни перед дождем. Но оказалось, что сильнее утеса — человек.

В глаза бросаются повторяющиеся действия и фразы. Это особенность цепочных сказок. Большинство из них очень древние, поэтому схожи у разных культур. Считается, что такие сказки зародились в архаическом обществе и выполняли роль обрядов.

В современном обществе задача цепочных сюжетов — развитие речи у детей возрастом от года до четырех лет. По мнению педагогов, если читать текст с разными интонациями и подчеркивать повторы, то ребенок сможет легче овладеть родной речью.

При обсуждении родитель сам выберет, на чем сделать акцент. На том, что невозможно стать лучше всех, потому что у каждого есть своя сила, или на том, что хрупкий человек сильнее всех стихий. Или, например, на том, что труд помогает преодолеть все.

Если же вам интересно, как понял сюжет юный слушатель, то после просмотра сказки задайте ему вопросы.
— Кто сильнее солнца и почему?
— Кто сильнее тучи и почему?
— Кто сильнее ветра и почему?
— Кто сильнее утеса и почему?

Эта сказка о том, что любому человеку пригодится умение делать что‑то своими руками.

В сказке много действующих лиц и есть несколько эпизодов. Старый царь решил женить единственного сына, но тому не понравились предложенные невесты, и он решил найти суженую сам. Тогда он отправился в путешествие и встретил в бедном селении красавицу. Она поставила условие, что выйдет замуж за царевича только в случае, если он обучится ремеслу. Царевич научился ткать ковры и женился на красавице. После смерти отца он стал царем. Через некоторое время он решил обойти свое царство. Во время странствий молодого царя схватили разбойники. Он соткал ковер и попросил отнести его царевне. Царевна увидела на ковре зашифрованную надпись и освободила супруга.

Почему же царевич обучается именно ткачеству? Дело в том, что в Грузии ворсовые ковры обычно использовались во время больших торжеств, в том числе на коронации. Ковры стоили дорого и были доступны только знати, поэтому выбор ремесла в определенном смысле подчеркивает высокий статус героя. Кроме того, у каждого символа на ковре есть свое значение, традиционные орнаменты можно читать как послания (а умение их зашифровывать как раз и спасло молодому царю жизнь).

Kinder® собрал малоизвестные в России сказки Бразилии, Португалии, Японии и других стран — всего выйдет 16 видеоисторий, наполненных особой атмосферой благодаря приглушенному свету, анимации и проекции в пространстве. Это кругосветное путешествие поможет взрослым и детям узнать обычаи и культуру разных народов, обсудить важные человеческие качества, о которых говорят в сказках других стран. Для каждой сказки бренд создал красочные иллюстрации. А еще на сайте Kinder® можно пройти викторину вместе с ребенком и выиграть призы, а также почитать советы от детского психолога-педагога Дарьи Дугенцовой.

Принц с ослиными ушами информация о фильме

Вы хотите зарегистрироваться?

информация о фильме

Антониу де Маседу

Антониу де Маседу , Антониу Жозе де Силва

Элсу Роке

Антонину Солмер , Марсия Брейя , Аделаиде Жуау , Антониу Кара Д'Анжу , Антониу Рама , Эужения Беттенкур , Эмилия Роза , Луиш Алвеш , Мария Гонзага , Себаштьян Рику , Сенуэл де Карвальу , Тереза Моника , Фредерику Кораду , Виржилиу Каштелу , Жозе Эдуарду

По роману португальского писателя Жозе Режиу.
Когда-то в далеком царстве Трасландия у короля и королевы не было детей. Однажды, во время прогулки, за пределами королевства, она встречает лесного духа, который обещает ей идеального сына во всех отношениях, кроме одного: у принца будут ослиные уши.

последнее обновление информации: 27.07.18

дополнительная информация >>

Перро, Гримм - Поучительные сказки обложка книги

В сборник "Поучительные сказки" входят три замечательных произведения: "Принц с ослиными ушами", "Рике-хохлик" и "Живая вода", которые учат маленьких читателей быть добрыми, ценить не только внешние качества, но и внутренние и относиться к людям с любовью, уважением и пониманием. Например, "Рике-Хохлик" - сказка Шарля Перро о мальчике, родившемся некрасивым, но награжденным феей особым даром: та, которую он полюбит, станет умной, как и он. А в это же время в одной семье родилась девочка-красавица, но очень глупая, которой фея предсказала, что тот, кого она полюбит, станет таким же красивым, как и она. Думаем, нетрудно догадаться, чем закончилась эта сказка: судьба свела Рике-Хохлика с красавицей, и стали она оба умные и красивые.

Иллюстрации к книге Перро, Гримм - Поучительные сказки

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Читайте также: