Наблюдение за учащимися 5 класса по адаптации в школе

Обновлено: 05.07.2024

Переход ученика из начальной школы в среднюю привносит немало изменений в жизнь ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной,а в особенности для учащихся нашей школы. Некоторые дети гордятся тем, что повзрослели, и достаточно быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных причин, становятся робкими или, напротив, слишком суетятся. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится недисциплинированным, безответственным, не хочет идти в школу.

Необходимо помнить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия "готовность к обучению в средней школе":

1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
2. Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.
3. Качественно иной тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Причинами медленной адаптации в 5 классе являются:

На период адаптации, классному руководителю необходимо решить ряд задач :

  1. Изучение классного коллектива.
  2. Знакомство с родительским коллективом.
  3. Организация сотрудничества с учителями-предметниками в процессе адаптации (максимальная синхронизация требований к классу)
  4. Организация внеклассной работы в классном коллективе.
  5. Участие классного коллектива в школьной жизни.

Для решения этой задачи можно предпринять следующие шаги:

  1. Посещение детей , когда они еще учились в 4 классе (уроков, классных мероприятий, прогулок и.т.д) Беседа с учителем начальных классов о классном коллективе в целом, об отдельных учениках в частности. Уточнение интересов детей, их успеваемости, внеклассной деятельности, кружковых занятиях.
  2. Получить рекомендации школьного педиатра о состоянии здоровья, наличии инвалидности.
  3. Создание эмоциональной обстановки в классе, по возможности близкой к начальной школе: доверительность, возможность посоветоваться, откровенно поговорить, рассказать, если что-то беспокоит.
  4. Провести родительские собрания по следующей тематике:

Процесс адаптации ребенка к средней школе рассматривается с точки зрения соответствия диагностических данных конкретного ребенка системе психолого-педагогических требований к обучению и поведению школьников.

По результатам наблюдений можно охарактеризовать уровень адаптации 5 класса по следующим показателям:

  1. Организация сотрудничества с учителями- предметниками в процессе адаптации.

В начале учебного года с учениками были ознакомительные беседы, в результате которых ученики познакомились с новыми учителями, их требованиями к учебной деятельности, а также новыми кабинетами, в которых детям предстоит учиться. В течении первой недели обучения перед уроком я подходила к классу, узнавала о том, все ли нашли классы, есть ли какие-либо трудности. Затем после уроков беседовала с учителями предметниками об успеваемости, проблемах, о детях с которыми нужно позаниматься дополнительно. В содружестве с учителями-предметниками следила за успеваемостью.

В результате выявилось , что класс:

Активный, дружный, с достаточной подготовкой из начальной школы. (все читают) Добродушные, приветливые и ответственные дети. Легко вовлекаются во все виды деятельности. На уроках работа с этим классом проходит продуктивно, домашние задания выполняются. Есть некоторые проблемы в дисциплине в связи с поведение некоторых учеников.

  1. Организация внеклассной работы в классном коллективе.

Практически все ученики задействованы в кружковой работе. За редким исключением все дети посещают кружки.

  1. Активное участие классного коллектива в школьной жизни

Ученики класса активно участвовали в школьных и районных мероприятиях, проявив себя и свои знания, завоевав награды.

Таким образом, исходя из наблюдения за учащимися, можно оценить уровень адаптации 5-го класса к новым условиям обучения как средний.

В целом можно говорить о том, что ребята чувствуют себя в средней школе комфортно.

Таким образом, можно подвести итог по вопросу адаптации учащихся 5-го класса к процессу обучения в средней школе:

- у большинства учащихся 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, у детей устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже, что на данном этапе обучения является нормой;

- с некоторыми учащимися необходима индивидуальная коррекционная педагогическая работа и внимание к данной проблеме родителей.

Справка по результатам адаптации учащихся 5 класса

Согласно плану работы ВШК в сентябре - октябре проводилась проверка учащихся 5 класса. В ходе проверки были проведены следующие формы работы:

1. посещены и проанализированы уроки;

2. проведены и проанализированы входные контрольные работы;

3. анализ социально-психологической характеристики класса;

4. собеседование и анализ профессиональной деятельности учителей и классного руководителя пятого класса и начальной школы;

5. анализ календарно-тематического планирования и планирования воспитательной работы;

6. анализ состояния классных журналов и дневников учащихся;

7. используемые методики:

· Мотивация (методика по Лускановой).

· Наблюдение за работой учащихся на уроке.

Среди учащихся 5 класса была проведена экспресс-диагностика по выявлению уровня тревожности. По результатам диагностики высокий уровень тревожности отмечается у 6 учащихся (27%), у 11 учащихся (50 %) – повышенный уровень тревожности, у 2 учеников (9%) – средний уровень тревожности и у 3 учащихся (14%) – низкий уровень тревожности.

Анкета Н.Г Лускановой дает возможность определить уровень щкольной мотивации детей, наличие у ребенка стремления выполнять предъявляемые школой требования.

Полученные данные свидетельствуют, что высокий уровень школьной мотивации, учебной активности – 0%, хорошая школьная мотивация – 7 учеников ( 30%), положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами – 9 учеников (39%), низкая школьная мотивация – 5 учеников (22%), негативное отношение к школе, школьная дезаптация – 2 ученика (9%).

При низком уровне мотивации наблюдается снижение успеваемости. При негативном отношении к школе дети испытывают серьезные трудности в школе:

· проблемы в общении с одноклассниками;

· не справляются с учебной деятельностью;

· трудности во взаимоотношениях с учителями.

На основе наблюдений за процессом адаптации учащихся на уроках к новым условиям обучения можно выделить следующие причины дезадаптации:

· Недостаточный уровень готовности обучения в среднем звене.

· Пробелы в знаниях, несформированность знаний, умений и навыков, соответствующих возрасту.

· Низкий уровень школьной мотивации, не желание вступать в учебные и внеучебные контакты.

· Недостаточный уровень развития коммуникативных навыков.

· Нестабильные взаимоотношения в классном коллективе (поиск лидера).

· Влияние самооценки ребенка на процесс адаптации.

· Новые правила и требования, предъявляемые учителем без учѐта возрастных особенностей учащихся.

Классный руководитель пятого класса Минько И.Н. с целью сплочения и укрепления классного коллектива, адаптации ребят проводит мероприятия: классные часы, праздники и другие. Классный руководитель поддерживает в классе эмоциональный климат. Обстановка в классе хорошая в плане психологического комфорта.

Анализ входных контрольных работ, проведенных на начало года по русскому языку показал: средний балл – 4; качество знаний – 77%; успеваемость – 100%.

Наибольшее количество ошибок допустили на орфограммы:

¾ правописание безударных гласных в корне слова;

¾ правописание Ь и Ъ;

¾ правописание предлогов со словами.

Контрольная работа по математике проводилась с целью контроля за уровнем сформированности следующих предметных умений и навыков:

¾ знание порядка выполнения действий;

¾ решение задач на нахождение периметра и площади прямоугольников.

Анализ контрольной работы по математике показал: средний балл – 3,3; качество знаний – 38%; успеваемость – 92%.

Наибольшее количество ошибок допущено обучающими при вычитании чисел через разряд, табличное умножение, умножение двузначных чисел.

Была проверена техника чтения. Проверка показала, что выше нормы читают 20 человек (74%). Средняя скорость чтения 100-110 слов, что является нормой.

В ходе контроля были посещены уроки русского языка, литературы, математики, английского языка, истории, технологии.

Посещенные уроки русского языка и литературы Васютиной Б.Н. показывают, что учитель в системе проводит работу над формированием общеучебных умений и навыков. В соответствии с программой ведёт повторение материала, изученного в начальной школе.

Преподавание математики ведёт Минько Л.А. учитель хорошо владеет методикой предмета, учитывает возрастные особенности учащихся. Уроки проводятся в оптимальном темпе, части урока логически связаны между собой. Прослеживается отработанность учебных действий между учителем и обучающимися.

Английский язык ведут Соколова И.Н., Мостовая Т.А.. Посещенные уроки показывают, что учителя отрабатывают правила правильного произношения, чтения, перевода. На уроках используются элементы игры, что повышает интерес к изучаемому предмету. Основной материал обучающимися усвоен в объёме, достаточном для первичного усвоения. Домашнее задание дано с объяснениями, однако отметки за работу на уроке иногда выставляются после звонка.

Уроки истории ведёт учитель Мостовая Д.А., которая хорошо владеет методикой преподавания предмета. Объяснение нового материала даётся на доступном уровне. Части урока логически связаны между собой. Учитель использует различные формы и методы: беседа, работа с учебником, взаимный опрос, кроссворд и многое другое. Посещённые уроки показали, что учитель хорошо владеет методикой преподавания предмета, учитывает возрастную психологию обучающихся. На уроках царит атмосфера сотрудничества.

В ходе классно-обобщающего контроля была проведена проверка тетрадей по русскому языку и математике.

1. Соблюдение обучающимися класса единого орфографического режима.

2. Регулярность проверки работ обучающихся учителями-предметниками.

3. Объективность выставления отметок обучающимся.

4. Работа учителей-предметников с обучающимися, не выполняющими единый орфографический режим.

Проведенная проверка показала, что в тетрадях по русскому языку учителем проводится работа по выполнению обучающимися единого орфографического режима. Работы проверяются учителем в соответствии с требованиями. В тетрадях по математике большим количеством обучающихся класса единые требования к ведению тетрадей выполняются. Объем классных и домашних работ, достаточность и полнота выполнения домашних работ соответствует норме. В целом, состояние проверки тетрадей хорошее.

Контроль над ведением дневников проведён заместителем директора по ВР Ивановой Л.Г.

Дневники учащихся 5 класса: в классе 27 учащихся, на момент проверки – 27 дневников. 18 дневников имеют эстетический вид. Классным руководителем дневники проверяются еженедельно и систематически выставляются оценки.

1. У 5 учащихся допущены ошибки при заполнении списка учителей.

2. Не всегда есть росписи родителей.

3.Не у всех учащихся записывается домашнее задание.

Общие выводы:

Согласно проведённому мониторингу, анализам уроков, проверке тетрадей по предметам, анкетированию обучающихся, родителей, учителей можно сделать следующие выводы:

1. Обучающиеся 5 класса подготовлены к изучению учебного материала основной школы.

2. Большинство обучающихся осознают необходимость обучения, владеют умственными операциями.

3. Объем домашних заданий по предметам не превышает норму.

4. Учителя, преподающие в 5 классе, хорошо знают предмет, методику преподавания.

5. Учителя учитывают возрастные и психолого-педагогические особенности обучающихся.

6. Проводится работа по формированию общеучебных и предметных умений и навыков.

7. Уровень сформированности классного коллектива достаточный

На основании выводов рекомендовано:

1. Педагогу-психологу Мордвиновой А.В.

· запланировать и провести работу по выявлению и устранению причин, осложняющих адаптацию отдельных учеников.

2. Классному руководителю Минько И.Н.:

· Организовать классные часы общения, направленные на формирование классного коллектива, на развитие толерантного отношения друг к другу

· Создать для детей дезадаптантов условия для проявления своих личностных качеств и способностей.

· Постоянно поддерживать контакт с родителями учащихся, ознакомиться с условиями проживания и взаимоотношениями в семье.

· Провести консультирование родителей по организации подготовки домашнего задания, контроля за ведением дневника.

· Осуществлять грамотное рассаживание учащихся в классе с учѐтом их индивидуальных и возрастных особенностей.

3. Учителям – предметникам:

· Создавать на уроках ситуацию успеха для дезадаптантов.

· Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассника в выборе способа подачи материала, терминологии.

· Создавать благоприятную эмоциональную обстановку на уроке, близкую к обучению в начальной школе (шутка, добрая ирония, доверительность, похвала, возможность посоветоваться, откровенно поговорить.) Не допускать педагогических манипуляций.

· Поддерживать интерес к учѐбе, разнообразить методику работы на уроках (использовать игровые технологии)

· Предлагать ученикам более рациональные способы выполнения домашнего задания, ознакомить с этими способами родителей, уделять на уроке время для объяснения домашнего задания

· Учитывать темп работы обучающихся и знать, что высокий темп – одна из причин, мешающая пятиклассникам усваивать материал

· Развивать навыки самоконтроля, умения оценивать свою работу и работу класса. Постоянно анализировать все плюсы и минусы в своей работе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка для кл. рук 5 кл.Переходя из начальной школы в среднее звено пятиклассники испытывают много сложностей, наблюдения, помощь, внимательное чуткое отношение к ним в этот период со стороны учителей, кл. рук. поможет безболезненно перенести адаптацию.

Адаптация учащихся 5 класса

Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так личностных решений.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетливыми. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится недисциплинированным, безответственным, отстает в учебе и уже не хочет идти в школу, иногда у детей ухудшается сон и аппетит. Надо заметить, что с понятием адаптация тесно связано понятие готовность к обучению в средней школе. Не все учащиеся начальной школы подготовлены в среднюю школу одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия готовность к обучению в средней школе: 1.Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала. 2. Умение самостоятельно работать, осмысливать материал. 3. Качественно иной, более взрослый тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Причинами медленной адаптации в 5 классе являются:

Разные требования со стороны учителей предметников, необходимость все эти требования и учитывать и выполнять.

Большой поток информации, незнакомые термины, слова, понятия. Нужно научить пятиклассников пользоваться справочниками и словарями, дидактическими материалами, тетрадями на печатной основе, тестами, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.

Чувство одиночества из-за отсутствия рядом учительницы начальных классов и классному руководителю немало времени и сил приходится отдавать, чтобы вывести учащихся из этого состоянии.

Задачи на период адаптации, поставленные классным руководителем.

1. Изучение классного коллектива.

2. Знакомство с родительским коллективом.

3. Организация сотрудничества с учителями – предметниками в процессе адаптации.

4.Организация внеклассной работы с классным коллективом.

5. Активное участие классного коллектива в школьной жизни.

Изучение классного коллектива.

Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:

1.Разговор с учителями начальных классов Переверзевой С.И. и Шеховцовой М.М. о классном коллективе в целом, об отдельных учениках, в частности. Узнала об интересах детей, их успеваемости, внеклассной деятельности, увлечениях, здоровье, сложности в работе с некоторыми учащимися.

2.Создание эмоциональной обстановки в классе: доброжелательность, доверительность, возможность что-то спросить, посоветоваться, откровенно поговорить.

Были проведены классные часы:

Процесс адаптации ребенка в школе рассматривается с точки зрения соответствия диагностических данных конкретного ребенка в системе психолого – педагогических требований к обучению и поведению школьников. По результатам наблюдений можно охарактеризовать уровень адаптации 5 класса по следующим показателям:

--Произвольность психических процессов. Часть учащихся не может самостоятельно организовать выполнение учебных заданий. Во время урока они показывают средний уровень сосредоточенности и поддержания внимания на учебной задаче.

--Умственная работоспособность и темп учебной деятельности. Часть учащихся не способна работать в одном темпе со всем классом. В целом темп работы в классе можно охарактеризовать как средний. Учащиеся часто отвлекаются.

--Мотивация. Ребята позитивно относятся к школе и учителям. Познавательные мотивы учебной деятельности можно охарактеризовать на среднем уровне.

--Особенности поведения. Учащиеся показывают средний уровень саморегуляции: часть детей не умеют сдерживать непроизвольные эмоции и желания, порой не принимают и не соблюдают классные и школьные социальные нормы.

--Особенности общения со сверстниками. Учащиеся 5 класса способны к установлению дружеских отношений и их поддержанию. Однако есть и сложности в этом отношении. Наблюдение над отношениями ребят в классе показало, что из 6 человек (3 мальчика и 3 девочки) близко друг с другом общаются по - парно (2 мальчика и 2 девочки) 2 других держаться как то обособленно.

--Особенности общения с педагогами. В целом учащиеся способны самостоятельно устанавливать адекватное взаимоотношение с педагогами.

--Эмоциональное состояние. По наблюдениям классного руководителя, по беседам с педагогами, родителями учащиеся испытывают переживания, если что-то у них не ладится, и личная тревожность в норме, эмоции устойчивы, если все хорошо.

За первые 3 месяца, прошедшие с начала учебного года ученики 5 класса активно участвовали в школьных мероприятиях, проявив себя и показав свои знания, умения, навыки, свое творчество, ответственность и во многих делах самостоятельность, завоевав награды.

Таким образом, обобщая все сказанное, исходя из наблюдений за учащимися, можно оценить уровень адаптации 5 класса к новым условиям обучения как средний. В целом можно говорить о том, что ребята чувствуют себя в школе комфортно. У всех учащихся 5 класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни класса, школы, общаться с учителями, одноклассниками. Однако с некоторыми учащимися необходима индивидуальная коррекционная педагогическая работа и внимание к данной проблеме со стороны родителей.

Пожелания классному руководителю: чтобы класс был дружным и активным, творческим и работоспособным, добрым и самостоятельным, ответственным

и легко вовлекался во все виды деятельности, поддерживайте его, поощряйте, контролируйте и способствуйте его дальнейшему развитию во всех его начинаниях.


На уроках обучающиеся стараются быть активными. Домашние задания выполнены. Систематических невыполнений не обнаружено.

На переменах обучающиеся ведут себя шумно: балуются, бегают по коридору. Неоднократно делались замечания. Ведётся работа по разъяснению Устава школы и правил поведения на переменах.

Основная задача, которую я ставила в период адаптации – создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика.

Адаптация 5-классников в среднем звене

Период адаптации 5-классников характеризуется появлением внутренних и внешних изменений в их жизни.

обретение чувства взрослости – главное личностное новообразование младшего подростка

постепенная замена ведущей учебной деятельности (характерной для младшего школьника) на ведущую деятельность общения.

необходимость вступать в контакт со старшеклассниками.

Возросший темп работы на уроке: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;

Возросший объём работы как на уроке, так и дома;

Новые требования к оформлению работ;

Необходимость находить самостоятельно дополнительную информацию ( литературу) и работать с ней.

Факторы, влияющие на сроки адаптационного периода.

Слабые навыки решения математических задач.

2. Плохое владение пересказом текста.

3 Невнимательность и неусидчивость.

4 Частая смена приятелей.

Основная задача классного руководителя в период адаптации – создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика.

Для обеспечения благоприятного протекания процесса адаптации были проведены следующие мероприятия:

Наблюдение за учащимися во время и вне учебных занятий

Грамотное рассаживание детей в классе с учётом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья и пожеланиями родителей

Знакомство с условиями проживания детей, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребёнка

Еженедельные консультации школьного психолога

Сотрудничество с учителями – предметниками.

На своих уроках обращала внимание на следующее:

По возможности опрашивать каждого ученика за урок не менее 3-5 раз, т.е. осуществлять обратную связь и своевременно проводить коррекцию знаний

Ставить оценку не за отдельный ответ а за несколько (на разных этапах урока)

Стараться не только научить, а развивать мышление ребёнка средствами своего предмета

Стараться интегрировать задания с родственными учебными дисциплинами для обогащения знаний и расширения кругозора учащихся.

Успеваемость составила – 100%, качество знаний – 48%.

Таким образом, я считаю, что 5 класс хорошо прошёл адаптационный период.


-75%

Читайте также: