Наблюдение за адаптацией детей в доу

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Практическая работа 1 Кривцовой М.И.

Карта наблюдений за детьми в период адаптации к ДОО

Фамилия имя ребенка___________________ Дата рождения ________________

Элементы наблюдаемого поведения/эмоционального состояния

Отметка о наличии

(часто, иногда, редко)

Реакция взрослых

Эмоциональное состояние утром при расставании с родителями

Плачет, но поддается ритуалам прощания

Негативирует, кричит, не отпускает родителей

ребенка в течение дня

Хороший, съедает всю порцию

Избирателен в еде, аппетит неустойчивый

Отказывается от еды, капризничает

Игра, отношения с детьми

Активен, использует игрушки адекватно

Пассивен, равнодушно наблюдает за другими детьми

Засыпает быстро, сон спокойный, пробуждение бодрое

Засыпает не сразу, сон спокойный не всегда, пробуждение чаще со слезами

Засыпает медленно, сон беспокойный, прерывистый, пробуждение затяжное, со слезами

Взаимодействие со взрослыми, ИРС

Заинтересован, проявляет инициативу

Активен при поддержке

Пассивен, реакция протеста

Реакция на изменение привычной ситуации

Тревожность, новый раздражитель ведет к отрицательным эмоциям

Дата заполнения________________ Наблюдатель ______________________

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2947 человек из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 590 272 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 16.04.2021 631
  • DOCX 14.8 кбайт
  • 7 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кривцова Мария Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Приемная кампания в вузах начнется 20 июня

Время чтения: 1 минута

В Ростовской и Воронежской областях организуют обучение эвакуированных из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

1. Сон. (длительность засыпания, сам сон, (тревожный или нет, просыпается ребенок или нет если просыпается как часто, есть причина (поход в туалет, нет причины, просыпается ли от страшного сна, кричит во сне, ворочается, скидывает одеяло, "укутывается",) спит долго, тяжело или легко просыпается, встает сразу или некоторое время нужно чтобы ребенок полностью проснулся, капризничает перед или после сна).

2. Одевается сам или с помощью взрослого.

3. Во время приема пищи сидит спокойно, любит повертеться, поговорить.

4. Как ведет себя во время занятия, быстро ли устает, усваивает новый материал, стремиться к получению знаний или это ему безразлично, старается выполнять всё точно, аккуратно или ему всё равно. Какие занятия предпочитает групповые или индивидуальные.

5. В повседневной деятельности чем любит заниматься (играет один или с ребятами.? В какие игры, рисовать, лепить или просто побыть возле взрослого.

6. Стремиться ли на контакт или избегает его, предпочитает общение детей или взрослых.

7. Как реагирует на неудачу или похвалу.

8. Поведение в течение дня, были ли не адекватные проявления (агрессия, чего-то опасался – тревожность, страхи, причины которые привели, что послужила толчком или катализатором данного поведения, быстро ли ребенок успокоился после "вспышки".

9. Отношение к вещам или предметам (рвет книги, игрушки, бережет их.)

10. В общении с детьми старается занять лидерскую позицию или нет, как ведет себя с другими детьми, поведение в случае отказа от просьбы.

11. Как выражает просьбу (кричит, устраивает истерики, просит спокойно)

12. Соответствуют ли знания, умения, навыки возрасту.

13. Какие сказки, книги, мультфильмы предпочитает.

14. Быстро ли устает от предложенной деятельности, легко ли переключается с одной деятельности на другую.

15. Слышит ли взрослого когда к нему обращаются, выполняет ли просьбы.

16. Какое поведение было на прогулке, чем он занимался, в свободное от организованной деятельности время.

17. Старается ли насолить другим (обижает из-под тешка, шпыняет, бьет, обзывает) или действует в открытую, как реагирует в случает замечания. Зачем он это делает (чтобы обратить на себя внимание, или сделать "больно").

18. Какое настроение в течение дня, как оно быстро меняется или сохраняет спокойное, уравновешенное, быстро срывается.

19. Во время конфликта, кто является провокатором как разрешился конфликт, были ли уяснены причины и быстро ли их устранили.

20. Придерживается ли к выполнению правил заведенных в группе или игнорирует их.

Игротека дидактичесеих игр в работе воспитателю с детьми младшего дошкольного возраста. Коллекция крышек Цель:ознакомить детей с разнообразием крышек по качеству,цвету,размеру,умение классифицировать,рассказать о применении.

Методы выявления жестокого обращения с ребенком. Оценка риска жестокого обращения с ребенком в семье Оценка риска жестокого обращения в семье. 09.09.2016 в отдел психологического сопровождения обратился отец –назовем его Василий. Он рассказал,.

Обучение предметному рисованию в помощь воспитателю Рисование является одним из важных инструментов приобщения детей к изобразительному искусству и формирования эстетически развитой гармоничной.

Подготовка к Пасхе с ребенком

Подготовка к Пасхе с ребенком Увлекательно и с пользой провести время перед Пасхой помогает интересное занятие. Разукрасить яйца на Пасху, испечь куличи и подготовить.

Рекомендации воспитателю по работе с родителями. Оформление информационного материала. Как правило, родители - люди очень занятые, и зачастую им бывает совершенно некогда побеседовать с воспитателем, обсудить проблемы развития.

Совет воспитателю для профилактики ОРЗ 1. Чаще есть свежие фрукты. 2. Регулярно полоскать рот после приема пищи. 3. Принимать настой шиповника. 4. Смазывать зев раствором Люголя,.

Взаимодействие с ребенком в семье Как воспитывать ребенка в семье С емья является источником передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поступающие в дошкольное учреждение дети в своем большинстве проходят период адаптации к новым социальным условиям.

Предлагаемые методы диагностики, профилактики и преодоления дезадаптации детей к дошкольному учреждению предназначены для работы с детьми в возрасте 2,5 -3,5 лет.

Диагностика детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ

Поступающие в дошкольное учреждение дети в своем большинстве проходят период адаптации к новым социальным условиям.

Предлагаемые методы диагностики, профилактики и преодоления дезадаптации детей к дошкольному учреждению предназначены для работы с детьми в возрасте 2,5 -3,5 лет.

Данные методы, как система психодиагностических инструментов и психологических средств, выявляют тревогоформирующие факторы, оказывающие влияние на детей в период привыкания их к новым условиям, и способствуют успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

При этом психолог решает следующие задачи:

- анализ конкретного единичного случая в контексте новых, изменившихся условий;

- выявление причин дезадаптации и нарушения эмоционально-личностной сферы ребенка;

- оценка психоэмоционального состояния ребенка в начале периода адаптации и через месяц посещений ДОУ.

Использование психодиагностических методов обусловливает разработку программ развития и коррекции. Поэтому для психологического заключения (вывода) используются результаты первичных и контрольных вариантов обследования.

В программу включены различные методы: наблюдение, анкеты, опросники, беседа.

Работа проводится поэтапно:

Первичная диагностики (в период поступления ребенка в ДОУ)

Профилактическая и коррекционная работа психолога с детьми, родителями и воспитателями.

Контрольная диагностика (повторная) – через месяц посещения ребенком ДОУ.

Родителям предлагается анкета, в которой они оценивают психоэмоциональное напряжение, состояние тревожности у ребенка преимущественно в домашних условиях.

На втором этапе проводится психопрофилактическая и коррекционная работа по решению проблем, возникших в начальном периоде адаптации детей к условиям ДОУ.

При этом особое внимание следует уделить согласованности действий родителей и воспитателей, соблюдения общего подхода к ребенку в семье и в детском саду. Здесь необходима работа по психологическому просвещению взрослых, в ходе которой и родители и воспитатели получают информацию и знания о симптомах трудной адаптации, рекомендации по улучшению адаптации к общим условиям группы каждого конкретного ребенка с его выраженной индивидуальностью.

При проведении контрольного этапа сравниваются результаты по картам наблюдений в начале адаптационного периода и через месяц посещения детьми детского сада.

Анализируя по идентичным параметрам характеристики состояний детей, данные родителями и воспитателями, можно соотнести индивидуальные оценки эмоционально-личностного состояния ребенка в период адаптации.

В случае, когда выявляются различия позиций воспитателей и родителей по одному и тому же критерию эмоционально-личностного состояния ребенка, то это дает основу для проведения углубленного индивидуального исследования, совместного обсуждения данного вопроса с воспитателями и родителями, выявление истинных причин беспокойства, тревожности. Это позволит педагогу-психологу проанализировать и разрешить конкретную ситуацию.

Проведение обследования и обработка данных на первом этапе

Анкета для родителей

Родителям предлагается анкета, в которой они оценивают психоэмоциональное напряжение, состояние тревожности у ребенка преимущественно в домашних условиях. Желательно проведение анкетирования родителей до начала посещения ребенком детского сада.

Ф.И.О. заполняющего анкету______________________________________________________

Фамилия ,имя ребенка, возраст____________________________________________________

3. Какое настроение чаще всего бывает у вашего ребенка?

а) бодрое, уравновешенное

б) неустойчивое, раздражительное

4. Какой у вашего ребенка аппетит?

б) избирательный, неустойчивый

5. Как ваш ребенок засыпает?

а) быстрое засыпание (до 10минут)

6. Как спит ваш малыш?

а) продолжительность сна соответствует возрасту

б) неустойчивая продолжительность сна

в) не соответствует возрасту

7. Умеет ли он самостоятельно играть?

в) самостоятельно не играет

8. Легко ли идет на контакт с другими взрослыми?

9. Как переносит разлуку с матерью?

а) легко, быстро успокаивается

б) через некоторое время успокаивается

10. Нет ли у вашего ребенка привычки: сосать большой палец, грызть ногти, часто хныкать, теребить кончик носа или др.? (укажите)


По мере взросления ребенку приходится приспосабливаться к условиям жизни, отличным от домашней среды. Сначала малыш отправляется в детский сад, затем в школу. Кроме того, что в этих учреждениях он должен находиться без своих родных, ему надо привыкнуть к новым правилам поведения. Такая смена окружения и обстановки влияет на психологическое здоровье ребенка, часто вызывает стресс.

Задача родителей состоит в том, чтобы подготовить ребенка к детскому саду, научить ребенка самостоятельности, есть, одеваться и раздеваться без посторонней помощи, правильно вести себя во время споров и ссоры.

Для предупреждения негативных последствий резкой смены обстановки, создания благоприятных психологических условий для малыша, специалисты разработали план адаптации детей в дошкольных учреждениях.

Как заполняется лист адаптации ребенка в детском саду по ФГОС?


Частью такого плана адаптации становится наблюдение за вновь прибывшим малышом. Воспитатель изучает его поведение при общении с другими детьми в группе, его настроение в течение дня, активность в играх, аппетит и сон. Все эти данные в течение месяца заносятся в специальный лист адаптации, который ведется на каждого ребенка.

Ниже можно скачать лист адаптации ребенка для родителей в ДОУ по ФГОС:

Вариант №1

Вариант №2

Лист адаптации оформляется согласно федерального государственного образовательного стандарта. Кроме фамилии, имя, отчества ребенка и даты поступления в детский сад, записывают наблюдения за поведением ребенка по пяти пунктам:

  • аппетит;
  • сон;
  • общение с детьми/взрослыми;
  • познавательная/игровая активность;
  • настроение, эмоциональное состояние;
  • а также возраст, рост и вес.

Анализ наблюдения ведет психолог, он может дополнить пункты листа адаптации по своему усмотрению теми положениями, которые посчитает необходимыми:

  • индивидуальные особенности;
  • заболевания;
  • социальные контакты.

Если адаптация ребенка проходит быстро и легко, то заполнять лист адаптации до конца месяца не обязательно.

Уровни адаптации ребенка к детскому саду


Уровни адаптации бывают разные:

  1. Высокий;
  2. Средний;
  3. Сложный;
  4. Дезадаптация;

При высокой адаптации ребенок привыкает к новой обстановке за неделю, при среднем уровне за 3 недели, при сложностях с адаптацией – за 5 недель. Если ребенок привыкает к новой обстановке более 5 недель, то считается, что ребенок не умеет приспосабливаться к социальным условиям.


После наблюдения за реакциями ребенка на окружающие факторы, анализа его поведения, воспитатели делают выводы относительно адаптации. При выявлении отклонений, воспитатели совместно с родителями разрабатывают план работы с ребенком для его привыкания к новым условиям.

Рекомендации должны составить психолог, логопед, невролог.

В детском саду ребенок не только проводит свое время в отсутствии родителей, здесь он развивается как личность, учится общаться со сверстниками и посторонними взрослыми, готовится к учебе в школе. Поэтому комфортное пребывание в дошкольном учреждение, психологическое здоровье ребенка, является крайне важными показателями для развития новой личности, здорового и успешного человека в будущем.

Аналитическая справка по адаптации детейраннего возраста в детском саду

Аналитическая справка по адаптации детей в детском саду.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26 с. Верхнерусского.

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития.

Поэтому в период адаптации к детскому саду, необходимо создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду. Поступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому распорядку дня, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

Выявление уровня адаптации детей в первой младшей группе проводилось со 02 сентября 2021 года. В начале месяца группу посещали 5 детей, в конце количество детей достигло 17 человек. В октябре количество детей увеличилось до 25. На данный момент посещают группу 28 детей, 3 до сих пор не прошли адаптацию, так как находятся на домашнем режиме по состоянию здоровья и по другим семейным причинам.

Наблюдения анализировались и фиксировались в листах адаптации, заведённых на каждого ребёнка группы. Параметрами наблюдения стали следующие категории: эмоциональное состояние (настроение)

; аппетит во время завтрака, обеда, полдника, ужина; характер сна и длительность засыпания; проявления активности в игре, на занятиях, в речи; взаимоотношения с детьми и взрослыми.

Этапы деятельности в адаптационный период:

• Сбор информации о детях группы через беседы с родителями и анкетирование.

• Ознакомление детей с пространством группы, с другими детьми и воспитателями, с помощниками воспитателя.

• Наблюдения за реакциями детей в группе, ведение адаптационных листов.

• Определение зон особого внимания, внесение в группу любимых домашних игрушек для облегчения адаптации.

• Оценка педагогами своих действий по работе с детьми и родителями воспитанников.

• Планирование работы с детьми.

Прием детей в группу осуществлялся по индивидуальному графику, с постепенным увеличением времени пребывания ребенка в ДОУ — с 2 часов до перехода на полный день. Основное количество детей на второй день пребывания в саду оставались до сна, за исключением 4 человек: Галустянц В, Дегтярева В, Коротков М, Кологривов М.; Для них индивидуально воспитатели в течении недели увеличивали время пребывания в детском саду до 5 часов.

Основная часть детей стали оставаться на сон в первые 3-4 дня – 9 детей, через неделю (к 8 дню) – 7 детей, через 2 недели ( к 16 дню) 5 детей, через 3 недели 3 детей, к концу первого месяца 2 детей.

На протяжении всего периода адаптации для детей были созданы благоприятные условия для охраны и укрепления здоровья детей; гибкий режим дня, обеспечивающий ребенку физический и психический комфорт; соответствующая предметно – развивающая среда; учет индивидуальных особенностей детей; организованная игровая деятельность, которая воспитывает у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивает активность, инициативность, самостоятельность, а также закладывает основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю и закладывает основы доброжелательного отношения детей друг к другу.

Ежедневно родители могли получить индивидуальные консультации по любым интересующим вопросам у воспитателя, педагога – психолога, медицинской сестры и администрации.

Различают три степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую.

При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение 15-20 дней. При средней степени поведение ребенка нормализуется в течение месяца. Настроение неустойчивое, эмоциональное состояние нестабильное, но при поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную активность. Тяжелая степень адаптации происходит более одного месяца и может затянуться до полугода. Для нее характерны: длительные и тяжелые заболевания, активное эмоциональное состояние (плач, крик, либо наоборот тихий плач, подавленность.

В результате изучения адаптации детей были получены следующие данные:

Общее количество детей – 28 (100% )

. Легкая степень адаптации – 22 детей
(78,5%)
. Средняя степень адаптации – 4 детей
(14,5%)
. Тяжелая степень адаптации — 2 ребенка
(7 %)
.

22 детей адаптировались в легкой форме, т. е. эти дети быстро приспособились к коллективу, режиму дня и порядку детского сада. У детей преобладает устойчиво-спокойное эмоциональное состояние, они активно контактирует со взрослыми и детьми.

4 детей адаптировались в степени средней тяжести: у них наблюдались признаки психического стресса: тревога, упрямство, плаксивость, капризность, ревность. Но по истечению 1 месяца поведение у них нормализовалось и самочувствие улучшилось. Эмоциональное состояние детей было нестабильно, но при поддержке взрослого дети стали легко отвлекаться и проявлять познавательную активность.

У 2 детей адаптационный период тяжелый. Связано это с сильной привязанностью к маме, частыми заболеваниями, особенностями нервной системы, неподготовленностью к режимным моментам детского сада.

У большинства детей эмоциональное состояние стабильное, во взаимоотношениях со взрослыми проявляют инициативу, в деятельности либо подражают взрослым, либо наблюдают за действиями взрослых и сверстников, стремясь познать новое, у многих детей появляются элементы сюжетно – ролевой игры.

Адаптационный лист материал (младшая группа) на тему

Адаптационный лист первого года жизни

Ф. И. О. ребенка _____________________________________________________________________________________ Дата рождения______________________ возраст ________________ Дата поступления в группу ____________________ возраст на момент поступления в группу ____________________

Читайте также: